Теперь вернемся к истории Моисея и обратим внимания на один любопытный факт. Господь посылает Моисея вывести израильский народ из Египта. И что делает Моисей? Он отправляется в Египет с женой и детьми. Зачем в далекий путь, до Египта и обратно, брать с собой семью? Можно предположить, что, взяв семью в Египет, Моисей просто не рассчитывал вернуться назад. Моисей не верил в то, что фараон отпустит на волю два-три миллиона рабов. А это значит, что и ему, скорее всего, пришлось бы навсегда остаться в Египте. Поэтому Моисей и отправился в путь со всем семейством. С самого начала, когда Бог явился Моисею в горящей купине, Моисей пытался всячески уклониться от служения, на которое призывал его Господь. «Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?» (Исх. 3:10-11). Далее Писание приводит обширный диалог Господа с Моисеем. Но даже после того, как Господь открыл Моисею Свое имя, уверил его в том, что пойдет с ним и укрепит его уста и руки, даровал Моисею власть творить чудеса перед фараоном, Моисей сомневается и говорит Богу: «Господи! пошли другого, кого можешь послать. И возгорелся гнев Господень на Моисея … » (Исх. 4:13-14). В итоге Моисей все же покоряется и умолкает и, казалось бы, принимает волю Божию, но дальнейшие события говорят об обратном. «И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром. И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую … » (Исх. 4:18-20). Моисей скрывает от тестя причину и цель своего предстоящего путешествия в Египет. А.П. Лопухин по этому поводу дает такое пояснение: «Причина, по которой Моисей не открывает Иофору истинной цели своего путешествия в Египет, заключается или в его смирении, или же, как думают некоторые, в не совсем близких отношениях к своему тестю» .

http://bogoslov.ru/article/6169376

13 Потом подозвал к себе Моисей сыновей Аарона и надел на них хитоны, подвязав их поясами, и головы их покрыл тюрбанами – сделал всё, как Господь повелел ему. 14 К Моисею подвели быка для принесения жертвы за грех; Аарон и его сыновья возложили свои руки на голову животного. 15Моисей заколол его, и, взяв немного крови, обмакнул в нее палец, и помазал ею каждый рог жертвенника, тем самым сняв с него привнесенное людьми осквернение грехом а. После же вылил Моисей кровь к подножию его. Так посвятил он жертвенник, свершив и над ним обряд очищения б. 16Затем Моисей собрал весь жир, покрывавший внутренности, сальник, что на печени, и обе почки с жиром на них и в дым обратил всё это на жертвеннике. 17А самого быка — шкуру его, кишки и мясо – сжег Моисей за станом, как повелел ему Господь. 18Потом подвел он к Аарону и его сыновьям барана, что был ко всесожжению предназначен, и они возложили руки свои на голову того барана. 19Когда же его закололи, Моисей окропил его кровью жертвенник со всех сторон, 20а баран был рассечен на части, и Моисей в дым обратил и голову, и остальные части туши, как и весь жир. 21Внутренности жертвы и голени ее были вымыты в воде, прежде чем Моисей в дым обратил всё это на жертвеннике – всего барана предал всесожжению, в благоухание угодное, в дар Господу, как Он Сам повелел Моисею. 22 И подвели затем к Моисею другого барана, того, который для обряда посвящения был предназначен. Аарон и сыновья его опять возложили руки свои на голову жертвы, 23и барана того закололи. Моисей взял пролитой крови немного и помазал ею мочку правого уха у Аарона, и большой палец правой руки его помазал и большой палец правой ноги. 24 Когда же приведены были сыновья Аароновы, каждому из них Моисей тоже помазал кровью мочку правого уха, большой палец правой руки и большой палец правой ноги. А потом остальной кровью окропил Моисей весь жертвенник, со всех сторон окропил его. 25Вслед за тем взял он жир: курдюк и весь тот жир, коим покрыты внутренности; сальник, что на печени, тоже взял, и почки обе вместе с жиром на них, а заодно еще и правое бедро. 26Взял он одну пресную лепешку из той корзины с пресными хлебами, что была в Скинии пред Господом, и еще взял одну, приготовленную на оливковом масле, кроме того, один корж; возложил Моисей их на куски жира и на правое бедро жертвенного животного 27и положил всё это на руки Аарону и сыновьям его, и вместе с ними он поднял эти дары вверх как приношение, возносимое перед Господом. 28После того Моисей взял это приношение из рук Аарона и сыновей его, сложил всё поверх всесожжения и в дым обратил на жертвеннике. Эти приношения свидетельствовали о посвящении и были благоуханием отрадным, в дар Господу вознесенным. 29А затем взял Моисей грудину барана, поднял ее над собою как приношение, возносимое пред Господом. Доля эта от барана, принесенного при посвящении в жертву, причиталась Моисею, как ему определил Господь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В изгнании Моисей узнал о смерти фараона, но новый фараон был не менее жесток с израильтянами. Пришло время спасать народ, с которым Бог заключил завет во времена Авраама, Исаака и Иакова. Однажды, когда Моисей пас овец, он зашел со стадом в пустыню и с изумлением обнаружил там пылающий терновый куст. Куст пылал, но огонь не вредил ему. Моисей подошел, чтобы рассмотреть чудо поближе и услышал Голос. «Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!» ( Исх. 3: 4 ). «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх. 3: 5 ). Господь сказал Моисею, что, узрев страдания Его народа в Египте, он велит Моисею вывести израильтян в землю, где их ждет лучшая жизнь, где течет молоко и мед. Моисей был напуган и не знал, как он сможет сделать это, но Господь ободрил его «Я буду с тобой». Почему Моисей водил евреев 40 лет по пустыне Моисей встретился со своим братом Аароном, которому тоже явился во сне Господь и велил выйти навстречу Моисею. Вместе они собрали старейшин колен Израилевых и передали слова Господа. Люди пошли на отчаянный шаг — явились к фараону и сказали, что он должен их отпустить — такова воля Бога. Читайте также — Точно ли автором Пятикнижия был Моисей? Фараон смеялся над ними: «кто ваш Господь, чтобы я слушал Его?» и прогнал тех, кто к нему пришел. Несмотря на то, что люди приходили к нему снова и снова, Фараон видел чудеса, которые творит Господь, он был непреклонен. И тогда Бог наслал на Египет 10 казней: Превращение вод Нила в кровь; Нашествие жаб; Нашествие мошек; Нашествиее пёсьих мух; Мор скота; Болезни на людях и скоте; Град и огонь между градом; Нашествие саранчи; Тьма; Смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон сдался и разрешил отлучиться на три дня. Народ отправился в пустыню Сур. Фараон, осознав, что его слуги не собираются возвращаться, отправил погоню. Скитания по пустыне длились долго, наконец, люди вышли на берег моря. Но люди фараона настигали. Что было делать? По велению Господа, Моисей поднял свой жезл над водой и тут случилось невероятное: воды расступились перед израильтянами и сошлись обратно перед египтянами.

http://pravmir.ru/moisej/

(4) Возопи же Моисей ко Господу в молитве своей: что сотворю? еще мало, людие сии побиют мя камением, и не избавлюсь от рук их, если не дам воды, которой просят у меня. Моисей пред глазами старейшин народных источает воду из Хорива. И поелику говорили: (7) аще в нас Господь, когда нет у нас воды утолить жажду; то воды, источенные пред глазами старейшин народных, давали разуметь, что действительно есть в них Господь. Евреи забыли прежние чудеса, и искушали Бога, требуя чудес новых. Хотя были у них перед глазами чудеса постоянные, облако, столп, манна, крастели; однако же, поелику чудеса сии продолжались много времени, то Евреи не почитали уже их и чудесами; и потому, чудесами новыми хотели искусить: аще есть в них Господь, или ни. После сего (8) прииде Амалик воевать с Евреями. Против Амаликитян ополчился Иисус, а Моисей возшел на гору, и (9) жезл Божий в руце его. Жезл сей Моисей имел в руках тогда только, когда творил знамения и чудеса, чтобы уразумел ты тайну креста, силою которого и Моисей совершал все чудеса. С Моисеем взошли на гору Аарон и Ор, который, как говорят, был муж сестры Моисеевой. (11) Егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль и побивал сопротивные народы, во множестве пришедшие на брань с Евреями. Егда же опускаше руце, одолевали сопротивные народы и побивали тех, которые постоянно роптали на Бога и на Моисея. Моисей воздвижением рук и жезлом у груди явственно изображал знамение креста. Иисус трудился на поле битвы, а Моисей молился на горе. Когда народ видел, что Моисей опускает руки: тогда нападал на него ужас, и бежал он от лица врагов; а когда воздвизал Моисей руки, тогда народ укреплялся и наступал на врагов. (14) И рече Господь к Моисею: впиши сие на память в книги, и вдай Иисусу, яко пагубою погублю память Амаликову. Напиши, чтобы знали все народы, устрашились, и не дерзали вступать с вами в брань, а Амаликитяне покаялись, и тем отвратили от себя грозное определение суда. (15) И созда Моисей олтарь, и прозва имя ему: Господь показал опыт, то есть, Бог на Амалике, народе самом воинственном, показал всем народам, менее его сильным, что, если вступят в брань с Евреями, то будут побиты, как Амаликитяне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/8...

И далее происходит следующее: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайской], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане» ( Исх.19:16 ). Дословно: вострепетал народ и зашатался от ужаса, поэтому евреи до сих пор молятся шатаясь у Стены плача. Они вспоминают Синайский ужас, которым они были тогда объяты. «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне, и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась, и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей. И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы Он не порывался к Господу видеть [Его], и чтобы не пали многие из него; священники же, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь. И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее. И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы не поразил их. И сошел Моисей к народу и пересказал ему» ( Исх.19:18–25 ). И Господь дает десять заповедей. Моисей видит те действия Бога, которые Он проявляет. Видит могущество Его, но это еще не сам Бог, это только Его действия. После Моисей услышал многогласные трубы и увидел светы многие, чисто сияющие, и разнообразные лучи, он покинул толпу и с избранными священниками достиг вершины божественных восхождений. Но и там Моисей беседовал не с самим Богом и видел не Его Самого, ибо Тот незрим, – но место, где стоял Бог . Моисей при восхождении видит место Божие, но не Самого Бога. Он видит некие очертания природы Бога, он видит, кем Бог не является, видит очертания границы, но Бога еще не видит. Далее Дионисий Ареопагит пишет: «...с помощью которых обнаруживается превышающее всякое мысленное мышление присутствие того, Кто опирается на умственные вершины Его святейших мест». Таким образом, Моисей подходит к границам человеческой мысли, но еще не видит Бога. Святой здесь ссылается на эпизод из 24-й главы Книги Исход. После того как Израиль услышал заповеди и решил их исполнять, Моисей от лица народа заключил с Богом Ветхий Завет , принеся в жертву тельцов и окропив их кровью Книгу Завета: «Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное, И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых. Они видели Бога, и ели и пили» ( Исх.24:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Гиппоподы – мифическое племя людей с лошадиными ногами на севере Восточной Европы 143, 186, 246 Гиргис – река в Северном Причерноморье 47 Гиркания – страна к юго-востоку от Каспийского моря 103, 134 Гирканское море – одно из античных названий Каспийского моря 104, 145, 192, 193 Гирканцы – жители Гиркании 276 Гирры – народ на севере Европы 246 Гитоны – народ в Европейской Сарматии 186 Глактофаги – мифический народ в Причерноморье 16, 17, 19, 115 Гнилое озеро – совр. Сиваш на западе Азовского моря 110 Гниссы – народ в Восточном Приазовье 247 Гольтескифы – народ в Восточной Европе 272 Горгиппия см. Синд Готия – страна готов в Восточной Европе 257, 268 Готы (геты) – германский народ в Центральной и Восточной Европе 200, 202, 203, 257, 258, 264, 268, 272, 276 Гревтунги – народ готского происхождения в Восточной Европе 263, 264, 266 Грифы – мифические крылатые существа с телом льва и головой орла 38, 42 Гунны (гуны, унны, уны) – тюркский народ в Северном Причерноморье 202, 203, 259, 262, 263, 264, 268, 270, 271, 281 Гутал – река, впадающая в Балтийское море 246 Даки – фракийский народ, живший севернее среднего течения Дуная 143, 240, 241, 246, 256 Дакия (Дация) – страна севернее среднего течения Дуная 184, 186, 187, 188, 255, 268, 271, 281 Дамиуполис – город в Северо-Восточном Причерноморье 277 Данапр (Данаприс) – позднеантичное обозначение совр. реки Днепр 269, 271, 280 Данастр (Данастий) – позднеантичное обозначение совр. реки Днестр 263, 264, 269, 271 Дандака – город в Крыму 188 Дандарии (дандары) – меотское племя в низовьях Кубани 24, 120, 121, 251 Дандариум – город в Северном Причерноморье (в Дардании) 280 Данубий (Данувий) – римское название Дуная (Истра) 216, 233, 241, 264, 265, 267, 270, 281 Даны – народ на территории совр. Дании 276 Дардания – область в Северном Причерноморье 276, 280 Дация см. Дакия Делос – остров в Эгейском море 43, 44, 238 Дидуры – народ в Азиатской Сарматии 195 Дина – город в Боспорском царстве 278 Диногессия – город в Западном Причерноморье 280

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если Аарон – главный виновник, то Моисей – герой. Он первый ходатай. В выражениях, почти не имеющих равных себе по смелости в Ветхом и Новом Завете, он убеждает Бога не осуществлять Его намерения уничтожить Свой народ (32:12). И Бог соглашается с ходатайством Моисея: «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (32:14). Паскаль сказал: «Бог учредил молитву, чтобы придать Своему творению достоинство причинности». Иезекииль Кауфманн замечает, что Моисей не «отвел Божий гнев от Израиля, побудив их к покаянию; он ходатайствует за них, ссылаясь на Божьи обетования патриархам и славу Его имени» 114 . Подобное ходатайство достигает таких размеров, что Моисей рискует своими собственными взаимоотношениями с Богом: «А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (ср. со словами Павла в Рим. 9:3 ). Но Моисей был не просто ходатаем. Народу не сделано никакой уступки. В порыве гнева, увидев, как развиваются события, он, как Иисус в храме, бросает сделанные и надписанные Богом скрижали на землю, увидев этот сценарий. После того как телец стерт в порошок, он смешан с водой, и люди должны ее пить (32:20). Для Моисея по-прежнему самое главное – спасение и исправление народа (32:30). В присутствии народа и Аарона он полон упреков, осуждения и вражды. В присутствии Бога он посредник, ходатай и защитник. Вовсе не уничтожив Свой народ, Бог повелевает Моисею вести израильтян дальше, но Бог хочет предоставить замену Своему присутствию (32:34; 33:1–5). Отказ Бога быть среди Своего народа усиливается упоминанием шатра «вне стана», куда входил один Моисей (33:7–11). Бог отдалился. Если Бог еще не покончил с Израилем, то Моисей еще продолжает взывать к Богу. Ходатайства Моисея, начавшись в 32-й главе, продолжаются в 33-й. Моисей хочет, чтобы Бог открыл ему «путь Твой» (ст. 13); показал ему «славу Твою» (ст. 18). Трудно не заметить ослепительный контраст между «ибо Сам не пойду среди вас» (33:3) и « Сам Я пойду» (33:14). Чайлдс уловил скрытый смысл в просьбе Моисея: «Господь сказал: «Сам Я пойду». Моисей отвечает: «Если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда». Он делает это, чтобы свести до минимума частичную уступку с целью добиться ответа на полную просьбу. В действительности то, чего Моисей добивается на самом деле, ясно видно из повторяемой им фразы «я и Твой народ». Бог в Своем ответе продолжал обращаться к самому Моисею. Моисей отбрасывает его и настоятельно просит, чтобы ответ включал и народ» 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

На Хориве из огненного куста Ягве Бог говорит Моисею: Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону (царю Египетскому), и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых ( Исх. 3:10 ). Поручение большее этого не возлагалось на человека до времен Мессии. Десять страшных казней-чудес совершит Моисей для изведения израильтян из египетского рабства, знамения чудодейственного посоха от Бога, расступление вод Чермного моря, множество чудес за сорокалетнее странствование в пустыне. Таких чудес еще не бывало. Но даже и не в чудесах дело. Исход Израиля из Египта – это не одно из грандиозных событий истории. В истории людей были и другие поразительные и значимые события. Исход Израиля – это Пасха, это рождение избранного народа Божия. Такое было только один раз, и в истории большего события не было. Большее событие – это уже только вхождение Самого Бога в историю людей чрез Своё воплощение в Мессии, это – новая Пасха. А то была первая Пасха, и пророк и вождь её – Моисей. 9.3. Моисей – законодатель и закон Израиля Все пророки Израиля ничего не добавили к закону Моисееву, к Божественной Торе. Все пророки призывали к исполнению закона, раскрывали его смысл и устремляли взор к его осуществлению в Мессии. Моисей же, из рук Божиих восприняв, дал этот закон народу израильскому. Поэтому этот закон называется не только законом Божиим, но и законом Моисеевым. Закон Божий и Моисей были отождествлены в сознании израильтян. Даже Авраам, отец всех верующих, праотец Израиля, отождествлял Моисея и закон. Так, в притче о богаче и Лазаре Авраам сказал богачу: у них есть Моисей и пророки ( Лк. 16:29 ). Авраам даже не говорит о законе, или законе Моисеевом, а просто о Моисее. Моисей – это и есть закон, а закон – это Моисей. Здесь, конечно, риторика, но за ней – величие законодателя Израилева. Да и Сам Христос, беседуя по воскресении Своем с эммаусскими путниками, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им, сказанное о Нем во всем Писании ( Лк. 24:27 ). И это пишет не Матфей, где всё по-еврейски и в понятных евреям терминах, а Лука, может быть даже и грек, в любом случае эллинист, и написал всё для эллинов. Значит, настолько неотделимы и тождественны были даже для неиудеев Моисей и закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Моисей не один из пророков, он – верх пророков. Господь укоряет и вразумляет возмутившихся против Моисея Аарона и Мариам словами: Слушайте слова: если бывает у вас пророк Ягве, то Я открываюсь ему в видении, в сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем; он верен во всём дому Моем, устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Ягве он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? ( Числ. 12:6–8 ). И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Ягве знал лицом к лицу ( Втор. 34:10 ). Единственное место Писания, где Моисей назван пророком, это приведенный текст Втор. 34, 10 . И то здесь, собственно, Моисей пророком вовсе и не назван, а говорится, что в Израиле не было больше такого пророка, как Моисей. Т.е. Моисей – пророк, но такой, какого больше у израильтян не было, он даже не просто первый среди равных пророков, а находился на качественно ином уровне богообщения, ведь его Ягве знал лицом к лицу. А уж в словах: Пророка из Среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Ягве, Бог твой,– Его слушайте ( Втор. 18:15 ) – и вовсе Мессия уподобляется Моисею. И именно так, а не наоборот? Не Моисей подобен Мессии, а Мессия – Моисею. Подобно Деве Марии Богородице и Иоанну Крестителю, Моисей как бы возвышается в человеческом смысле над Мессией, Сыном Человеческим. Мать выше сына, креститель выше крещаемого, а Моисей, как Законодатель и верх пророков, наказывает своему народу слушаться Того, Кто придет после него. Послушание Моисею не обсуждается, а вот Того, Кто будет потом, слушайте тоже. Непостижимая тайна истощания Божества, Божественного кенозиса! Он, Единородный Сын и Слово Отца, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба [Моисей, раб Ягве. – И. Нав. 1,1 ], сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя.... ( Фил. 2:6–7 ). Еще псалмопевец Давид и апостол Павел удивлялись действию Отца в отношении Сына: Не много Ты унизил (умалил) Его пред ангелами ( Пс. 8, 6 ; Евр. 2:7 ), а мы удивляемся и больше – Ты, Отче, умалил Его и пред человеками, и даже пред лисицами и птицами ( Мф. 8:20 )! И в первую очередь Мессия был умален пред Матерью, как Сын, потом пред крестителем, как крещаемый, и пред Законодателем, как исполняющий закон. Не думайте, сказал Сын Человеческий, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Мф. 5:17 ). Да и сколько раз Сын Человеческий скажет, что то или иное Он делает как будто не потому, что Сам этого хочет, а да сбудется прореченное через пророков ( Мф. 2:23 ), да сбудется Писание!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Во второй книге Исход исчисляются семьдесят душ, вошедших с Иаковом в Египет; повествуется о том, что умерли Иосиф и сыны рода его, что восстал новый царь и убивал младенцев, что Моисей спасен в ковчеге и стал сыном дочери Фараоновой, что пришел он к братиям своим с тою мыслию, что его рукою дано будет им спасение (Деян.7:25), что убил Египтянина, укорил Еврея и был обвинен им, что бежал в землю мадиамскую, сел у кладезя, защитил от обиды дев, вошел в дом Иофора, и женился на дочери его Сепфоре, что умер Фараон, что сыны Израилевы воздохнули от тяжкого рабства. Повествуется о том, как Евреи молились и были услышаны, как Бог явился Моисею в купине, как жезл стал змием, рука покрылась проказою и очистилась, как Моисей идет в Египет, как сретает его на стану Ангел и грозит убить его, как Моисей входит в Египет, и встречает его Аарон, как Моисей совершает знамения пред старейшинами народа, и они верят ему; как Моисей и Аарон входят к Фараону, но он не хочет отпустить Евреев, увеличивает их работы, запрещает давать им плевы, как жезл превращен в змия, река претворена в кровь, потом жабы, зараза, скнипы, песии мухи, гнойные струны, огонь и град, саранча, тьма и избиение первенцев, как в четырнадцатый день Евреи заколают и едят агнца, как поспешно исходят из Египта, вооружившись и украсившись золотом, серебром и одеждами, взятыми у Египтян. Потом описывается разделение моря, переход Евреев и потопление Египтян; повествуется: как Мариам воспела хвалебную песнь при море; как Израильтяне шли три дня, и не было у них воды; как древом услаждены горькие воды Мерры, как нисходила манна, явились крастели; как в Хориве Моисей источил воду из камня; как пришли Амаликитяне, вступают с Евреями в брань; как пришел к Моисею тесть его Иофор; как дан Израильтянам закон на горе Синае; как на гору Синай нисходит Бог; как там даны законы и суды; как Моисей восходит на гору и приносит оттуда скрижали, приемлет от Бога заповедь, как и из чего построить скинию; как народ, когда Моисей замедлил на горе, выливает тельца; как Моисей возвращается и вторично восходит на гору, приемлет новые скрижали и ходатайствует за преступный народ; как молит Бога, чтобы сам шествовал Он с сынами Израилевыми, и говорит: покажи ми славу Твою, да разумно вижду Тя (33:18.13); как Бог являет себя Моисею и увещавает хранить данные заповеди, и после поклонения тельцу изрекает законы. Наконец, описывается устроение скинии и всех ее утварей, и поставление ее в первый день первого месяца; повествуется, как скинию во время дня осеняет облако, и извещает Израильтян о времени вступления их в путь. Все сие описывает Моисей в книге Исход и в начале ее говорит так:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/8...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010