Из русских статей, помещенных в новгородских Чети- Минеях, некоторые, краткие, заимствованы целиком из летописи (наприм., 2-го Сентября – Убиение св. князя Глеба). Другие, также небольшие, буквально сходны с напечатанными под теми же числами в Прологе (наприм. 11-го Июля – Успение блаж. Ольги княгини, предтече Русскую к Богу, и 24-го Июля – Страсть святою мученику Бориса и Глеба). Третьи сходны с Прологом и летописью по содержанию, но немало разнятся от них в слоге (наприм. 12-го Июля – блаженную мученику Варяга и сына его Иоанна, убиенною в Киеве). Многие русские статьи помещены здесь без всякой перемены: по крайней мере, оказываются сходными с другими списками их, уже изданными или известными по рукописям, кроме незначительных вариантов. Таковы: а) 15-го Июля – знаменитое слово митрополита Илариона с похвалою св. князю Владимиру, вполне сходное с напечатанным и оканчивающееся, как в большей части списков, словами, показанными в Прибавл. к Тв. св. отцев (II, 246); б) 15-го же Июля – Память и похвала князю Русскому Владимиру – мниха Иакова, от начала до конца во всех подразделениях и частях сходная со списком, напечатанным мною в Хр. Чтении (1849, II, 302 – 336); в) 16-го Июля – Кирилла мниха (туровского) слово на собор св. отец 318-е., тоже самое, которое напечатано между творениями св. Кирилла туровского ; г) слова митрополита Григория Самвлака и проч. Некоторые русские статьи и известные сборники представляются в новгородских Чети-Минеях более или менее измененными, с перерывами, вставками, прибавлениями. Так, статьи, обыкновенно входящие в состав киево-печерского патерика, размещены здесь под 3-м числом Мая, как отдельные, и прерываются вставочною статьею следующим образом: а) житие преп. Феодосия печерского , соч. преп. Нестором, б) похвальное слово преп. Феодосию, в) послание митрополита Фотия в киево-печерский монастырь, г) о зачале печерского монастыря, преп. Нестора, и – д) наконец «книга патерик печерский», в котором заключаются только – сказание о создании печерской церкви, послание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Примечания к тому 11 К оглавлению 1 Собр. госуд. грам. 3. 7, 24–26 2 Дворцовые разряды. 1. 394–400. СПб., 1850 Собр. госуд. грам. 3. 43 Никон. лет. 8. 243, 244, 246 Новый летоп., во Временн. М. истор. общ. 17. 185–186 3 Допол. А. и. 2. 76. С. 200–201 Дворцов. разряды. 1. 391, 400–407 Подробный чин наречения и поставления Филарета Никитича на патриаршество, со всеми речами, какие говорили тогда царь и патриархи, напечатан в Собр. госуд. грам. 3. 45 и в Дополн. к А. и. 2. 76. С. 209–221 Статейного списка о приезде к нам патриарха Феофана не сохранилось, но в Статейном списке о приезде в Москву патриархов Александрийского Паисия и Антиохийского Макария в 1666 г. помещена для примера подробная справка, или выписка, о том, как прежде, в 1619 г., происходили встречи и прием в Москве Иерусалимского патриарха Феофана (Москов. главн. архив. Мин. иностр. дел. Дела греч. Связка 45. 9. Л. 57–70 4 Первая ставленая грамота, данная патриарху Филарету, сгоревшая, но сохранившаяся в копии, напечатана в Дополн. к А. и. 2. 76. С. 202–208 Вторая, присланная патриархом Феофаном, напечатана в Собр. госуд. грам. 3. 46 Третья, составленная русскими архиереями,— в Собр. госуд. грам. 3. 74 Как доставлена в Москву вторая грамота, см. в Сношен. России с Востоком. 2. 113 Об извещении Филаретом прочих патриархов — Дополн. к А. и. 2. 76. С. 202 5 Собр. госуд. грам. 3. 47 А. э. 3. 105 6 Дворц. разряды. 1. 396 Житие преп. Дионисия, в рукоп. сборн. Тр. Серг. лавры. 700. Л. 109 а в печатн. изд. с. ¤ . В том же рукоп. сборн. 700 помещена, л. 418–423, и грамота патр. Феофана, присланная к нам в 1625 г. (см. особенно л. 419 об.). 7 Речь эта помещена в том же сборн. Тр.-Серг. лавры. 700. Л. 14 об.— 213 Из того, что Наседка еще только просит себе здесь прощения и умоляет Филарета Никитича: «не яростию, ни гневом приими худое сие и неразумное моление и прошение мое, не отрини яко еретическо, но благоподражательно и с разсуждением истяжи» (гл. 13), неоспоримо следует, что «Речь» эта подана была патриарху прежде, а не после Собора, оправдавшего справщиков.

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

32 . Ангелов Д. Исихазмът – същност и роля//Palaeobulgarica/Старобългаристика. 1981.4. 56–78. 33 . Аникиев П. К вопросу о православной христианской мистике//Православно-русское слово. 1903. 13 (Август). 200–217. 34 . Антоний, иером. Внутреннее состояние сердца человеческого. Ярославль 1891. 28. Б.м. Б.г. [Без указ. автора]. 35 . Антоний [Блум], митроп. Сурожский. Тело и материя в духовной жизни//Антоний [Блум], митроп. Сурожский. Проповеди и беседы. Париж 1976. 61–66. 36 . Антоний [Блум], митроп. Сурожский. О встрече. СПб. 1994. 37 . Антоний [Блум], митроп. Сурожский. Человек перед Богом. М. 1995. 376. 38 . Антоний [Блум], митроп. Сурожский. О покаянии: Проповеди. Клин 1999.62. 39 . Антоний [Блум], митроп. Сурожский. Пути христианской жизни. Киев 2001. 280. [Внутреннее молчание, 40–62; Спасение в миру, 87–116; О монашестве, 229–246]. 40 . Апраксин С. Аскетизм и монашество. Евангельские, биологические и психологические их основания. Киев 1907. 41 . Апраксин С. О посте и молитве (Размышления уверовавшего врача). Посвящается современным неврастеникам. Киев 1907. 42 . Арсений (Жадановский) , еп. Аскетические советы. М. 1997. 319. 43 . Барабанов Н.Д. Киновиты и анахореты. Отношения в среде византийского монашества по памятникам агиографии//АДСВ 1992. 26. 154–159. 44 . Барсов Н. [И.] Очерки из истории христианской проповеди . [Вып. 2:] Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV веке. Харьков 1889. 74. [Отд. оттиск из ВиР 1889. О преп. Антонии, 9–26; авве Исайи , 26–38; Макарии Великом , 38–66; Марке-аскете, 66–73]. 45 . Беккер М. [Becker М] Достоевский, Соловьев и православный аскетизм//Verbum 3 1 .1524). 295–305. 46 . Бирюкова Э. А. Аскеза как путь духовного оздоровления человека в контексте православного исихазма//Verbum 3 9 .1524). 186–192. 47 . Богданов К. Е. Очерки по антропологии молчания. СПб. 1997. 352. 48 . Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М. 1977. 199. 49 . Варнава (Беляев) , еп. Опыт православной аскетики//БТ 1996. 32. 24–119.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

445 Собр. лет. 3, 54; 5, 182. Степ. кн. 1, 353. «Вощаницы» – вощаные чаши над деревянными, расписными, свечами, куда ставились свечи. Образцы их в древн. гос. рос. 1, 159. 447 Ркп. житие пр. Антония, написанное келарем Корнилием, к сожалению, не совсем толково: Корнилий хотя говорит о преподобном языком цветастым и вычурным, но не умея совладеть с делом, говорит очень темно и с пропусками нужного. 448 Ист. акт. 5, 368. Так как кончина его, на 85 году жизни, последовала в 1611 г. то родился он с 1526 г. и 30 лет, во время принятия священства, было ему в 1556 г. 449 По старшему списку святцев: «пр. Антоний, игумен Ивецкого монастыря, иже под старою Русою, на Леохнове, бысть в лето 6900 окт. в 17 д.». 450 Отенские святцы: «преп. Антоний леохновский, за Ильменем озером в Леохновой пустыни, преставился в л. 7100, от Новгорода 50 поприщ; мощи под спудом, службы нет, тропарь и кондак есть; память октяб. в 17 д.» Сл. прим. 145. 451 Каменный храм св. Луки – на софийской стороне Макария древн. 1, 172. Здесь кончина пр. Антония отнесена к 1524 г. это – ошибка. Ист. иер. 5, 11. 12. 454 Сведен. о монаст. 246. Ист. иер. 4, 1. По одному списку святцев, преподобный преставился 18 окт., а по-другому – 26 июня. Первый заслуживает более доверия, по другим примерам дознанной точности показаний. 455 По Отенскому списку святцев, «преп. Феофил пустынник в Феофиловой пустыни, на р. Шелони, в л. 6904 (1395) м. окт. в 21 д. мощи под спудом, тропарь и кондак есть. Пр. Иаков начальник успенского монастыря на Шелоне». – По старшему списку святцев: «преп. отцы Иаков и Феофил, омучские, игумены рождества Богородицы Коневского монастыря, быша на Ладожском озере в л. 6904 (1395) м. окт. в 21 д.» – По записки 1580 г. «Феофилова пустынь» была ружною: на нее отпускали 6 руб. 3 алтына и 4 деньги». (Времен. общ. ист. кн. 24. стр. 38. 39). Это указывает, что еще раньше того времени стали чтить пр. Феофила и Иакова. Сл. ист. иер. 6, 845. Ратшина сведен. о монас. 456. 456 «Повесть о Борисоглебском монастыре, от коликих лет к како бысть начало» – в сборнике Сергиевой лавры 20. Повесть писана в след затем, как в 1524 г. игум Феофил начал строить новый каменный храм в Борисоглебской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

125 Наставление это напечатано по ркп. XVI и XVII в. г. Невоструевым в материалах для истории церк. Харьк. 1862 г. в ркп. оно без имени сочинителя. Но малорусские выражения, встречающиеся в нем – паробок, узимати, чи со временем списков наставления показывают, что оно принадлежит пр. Геннадию, уроженцу Могилева. 127 По летописям Киприан, иначе Киприак, посвящен в янв. 1547 г. и был на соборах 1547 и 1551 г. (Карам. 8, пр. 197, 246, 9, пр. 87). В ист. цер. 1, 350 год кончины его не показан; а о преемнике его Иоасафе сказано, что упоминается в 1560, 1562 и 1566 г. Если Киприан скончался в 1559 г., то Геннадий был у него в 1555 г. 128 Так показано время в ркп. житии и в прологе. Ркп. Святцы: «преп. Геннадий авва начальник монастыря, иже на Сурском озере, костромской и любимоградский чудотворец, преставился в л. 7073 (1565) мес. января в 23 день». 131 Мин. м. Макария 24 января; житие нового мученика у Толстого 2, 68, 226, у Царского 396, с грамоты м. Гермогена оно напечатано в записках казан. универ. кн. 4 стр. 151–152, 1839 г. Ркп. святцы: «св. Иоанн убиен бысть в л. 7037 мес. января в 24 день». 132 Ркп. житие св. Моисея, описанное Пахомием, у Царского 133, 136 и в минее м. Макария. К удивлению, оно не богато содержанием. 135 Собр. л. 3, 74, 75, 182. Львов. л. 2, 85–88. Русс. врем. 1, 165–168. Составлявший 3 новгородскую летопись (111, 224), приняв Богородичный храм на Деситине за Богородичный храм на Молоткове, внес строительницу молотковского храма княг. Ярославлю в рассказ о построении десятинного храма, тогда как та почти сто лет уже покоилась в земле. 138 Собр. л. 3, 86, 122, 139, 228. Извес. акад. VI, 380. Ист. иер. III, 394. Игумен духова монастыря упоминается по летописи в 1162 г. Макария древности I, 121, 351, 567, 616, 617. 139 Приходские храмы, устроенные св. Моисеем: Знаменский – в 1354 г. Прокопиев в 1359 г., Благовещенский в 1362 г. Макария древности I, 263, 274, 373. 141 Описание рукописей синодальной библ. стр. 221, 251, 252. Известия акад. наук. VI, 277, 278. Вероятно, при св. Моисее писан и служебник деревяницкого монастыря XIV в. Извес. акад. VI, 314.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

398) Из жизни блаж. Иеронима († 420), поучительный урок для любителей легкого чтения, Воскр. Чт. XIX, 360. 399) Иероним блаженный, Прав. Обозр. 1865, стр. 427–448, из Амедея Тьерри. 400) Иероним как историк и полемист, ст. А. А. Смирнова , Прав. Обозр. 1871, т. 1, стр. 753 и т. II, стр. 24. 401) Труды блаж. Иеронима в деле перевода свящ. Писания, Правосл. Обозр. 1860, ст. иером. Иосифа. 402) Жизнь блаж. Иеронима, Христ. Чт. 1847, т. I, с. 62, 303, 463; т. II, 119–281. Творения его изданы в Труд. К. Д. Ак. 1869, 3, 5, 7, 9, 10, 11–12 и отд. Разные письма его в Христ. Чт. 1832, т. 48; 1834, ч. II и IV; 1837, IV; 1838, II. Сказание учителя церк. Иеронима святого о Иуде, предателе Господа нашего Иисуса Христа, 4 , 6 ненум. листов, 1701 (Сопик. 1088; Пекарск. II, Ундольский (М. 1871), 403) Жизнь Исихия, пресвитера иерусалимского († 433), Христ. Чтен. 1827, XXV, 129, 253. Преподобн. отца нашего Исихия пресвитера слово о добродетели и трезвении. Спб. 1866 (рец. В.Н. Карпова, Странн. 1860, сент., отд. III, стр. 28). Рукоп. в Синод. Библ. и 179. 404) Св. Иувеналий, еп. Иерусалим. (430–458), Велик. Минеи м. Макария, июля 1, стр. 11, 35. 405) Преп. отец наш Ксенофонт, супруга его Мария и чада их Иоанн и Аркадий – Дух. Бес. 1858, стр. 159–168. 406) Жизнь св. Порфирия, архиеп. газского, архим. Порфирия, душеп. Чтен. 1863, I, 222–246, 321–349. 407) Преп. Григорий, еп. иерус., Велик. Минеи м. Макария, ноября 17, с. 1875, 2023. 408) Св. мучен. Прокопий палестинский, Вел. Минеи, ноября 22, стр. 2166. 409) Житие св. Феодосия, архим. всея пустыни, яже под святым градом († 529), списано от препод. Феодопа, еписк. Патрска, Рукоп. Царск. (стр. 68), л. 275. 410) Жизнь св. Саввы освященного († 532), Христ. чт. 1823, XII, 95. 411) Препод. Савва освященный, Дух. Беседа 1862, т. 16, стр. 481, П. Сладкопевцева. 412) Св. Модест, патр. иерус. († 633), Велик. Минеи, дек. 18, с. 679; тоже июня 21, с. 698. 413) Препод. Софроний, архиеп. иерусал. († 644), Велик. Минеи, марта 11, с. 194, 663; Воскр. Чтен. XII, 500; тоже, отд. брошюрой, соч. Галина, К. 1853. О нем же см. Кишин. Епарх. Вед. 1869, 2, 3–4, 5–6. Его творения в Христ. Чтен. 1840, т. IV, с. 204, 322 и 1855, I, 265.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Макар покорился: — А я ж не думаю, товарищ Чумовой. Я человек пустой. — Тогда руки укороти, не делай, чего не сознаешь, — упрекнул Макара товарищ Чумовой. — Ежели бы мне, товарищ Чумовой, твою голову, тогда бы я тоже думал, — сознался Макар. — Вот именно, — подтвердил Чумовой. — Но такая голова одна на все село, и ты должен мне подчиниться. И здесь Чумовой кругом оштрафовал Макара, так что Макару пришлось отправиться на промысел в Москву, чтобы оплатить тот штраф, оставив карусель и хозяйство под рачительным попечением товарища Чумового. Макар ездил в поездах десять лет тому назад, в девятнадцатом году. Тогда его везли задаром, потому что Макар был сразу похож на батрака, и у него даже документов не спрашивали. «Езжай далее, — говорила ему, бывало, пролетарская стража, — ты нам мил, раз ты гол». Нынче Макар, так же как и девять лет тому назад, сел в поезд не спросясь, удивившись малолюдью и открытым дверям. Но все-таки Макар сел не в середине вагона, а на сцепках, чтобы смотреть, как действуют колеса на ходу. Колеса начали действовать, и поезд поехал в середину государства в Москву. Поезд ехал быстрее любой полукровки. Степи бежали навстречу поезду и никак не кончались. «Замучают они машину, — жалел колеса Макар. — Действительно, чего только в мире нет, раз он просторен и пуст». Руки Макара находились в покое, их свободная умная сила пошла в его порожнюю емкую голову, и он стал думать. Макар сидел на сцепках и думал, что мог. Однако долго Макар не просидел. Подошел стражник без оружия и спросил у него билет. Билета у Макара с собой не было, так как, по его предположению, была советская, твердая власть, которая теперь и вовсе задаром возит всех нуждающихся. Стражник-контролер сказал Макару, чтобы он слезал от греха на первом полустанке, где есть буфет, дабы Макар не умер с голоду на глухом перегоне. Макар увидел, что о нем власть заботится, раз не просто гонит, а предлагает буфет, и поблагодарил начальника поездов. На полустанке Макар все-таки не слез, хотя поезд остановился сгружать конверты и открытки из почтового вагона. Макар вспомнил одно техническое соображение и остался в поезде, чтобы помогать ему ехать дальше.

http://azbyka.ru/fiction/usomnivshijsja-...

— Из обручей и веревок, — ответил Макар, не думая, а ощущая тяговую силу и вращение в тех будущих веревках и обручах. — Тогда делай скорее, — сказал Чумовой, — а то я тебя привлеку к законной ответственности за незаконные зрелища. Но Макар думал не о штрафе — думать он не мог, — а вспоминал, где он видел железо, и не вспомнил, потому что вся деревня была сделана из поверхностных материалов: глины, соломы, дерева и пеньки. Бури не случилось, карусель не шла, и Макар вернулся ко двору. Дома Макар выпил от тоски воды и почувствовал вяжущий вкус той воды. «Должно быть, оттого и железа нету, — догадался Макар, — что мы его с водой выпиваем.» Ночью Макар полез в сухой, заглохший колодезь и прожил в нем сутки, ища железа под сырым песком. На вторые сутки Макара вытащили мужики под командой Чумового, который боялся, что погибнет гражданин помимо фронта социалистического строительства. Макар был неподъемен — у него в руках оказались коричневые глыбы железной руды. Мужики его вытащили и прокляли за тяжесть, а товарищ Чумовой пообещал дополнительно оштрафовать Макара за общественное беспокойство. Однако Макар ему не внял и через неделю сделал из руды железо в печке, после того как его баба испекла там хлебы. Как он отжигал руду в печке, — никому не известно, потому что Макар действовал своими умными руками и безмолвной головой. Еще через день Макар сделал железное колесо, а затем еще одно колесо, но ни одно колесо само не поехало: их нужно было катить руками. Пришел к Макару Чумовой и спрашивает: — Сделал самоход вместо жеребенка? — Нет, — говорит Макар, — я догадывался, что они бы должны сами покатиться, а они — нет. — Чего же ты обманул меня, стихийная твоя голова! — служебно воскликнул Чумовой. — Делай тогда жеребенка! — Мяса нет, а то бы я сделал, — отказался Макар. — А как же ты железо из глины сделал? — вспомнил Чумовой. — Не знаю, — ответил Макар, — у меня памяти нет. Чумовой тут обиделся. — Ты что же, открытие народнохозяйственного значения скрываешь, индивид-дьявол! Ты не человек, ты единоличник! Я тебя сейчас кругом оштрафую, чтобы ты знал, как думать!

http://azbyka.ru/fiction/usomnivshijsja-...

Женщина — трамвайная хозяйка — давала людям квитанции, но Макар, чтобы не затруднять хозяйку, отказался от квитанции: — Я так! — сказал Макар и прошел мимо. Хозяйке кричали, чтоб она чего-то дала по требованию, и хозяйка соглашалась. Макар, чтобы проверить, чего здесь дают, тоже сказал: — Хозяйка, дай и мне чего-нибудь по требованию! Хозяйка дернула веревку, и трамвай скоро окоротился на месте. — Вылазь, — тебе по требованию, — сказали граждане Макару и вытолкнули его своим напором. Макар вышел на воздух. Воздух был столичный: пахло возбужденным газом машин и чугунной пылью трамвайных тормозов. — А где же тут самый центр государства? — спросил Макар нечаянного человека. Человек показал рукой и бросил папиросу в уличное помойное ведро. Макар подошел к ведру и тоже плюнул туда, чтобы иметь право всем в городе пользоваться. Дома стояли настолько грузные и высокие, что Макар пожалел советскую власть: трудно ей держать в целости такую жилищную снасть. На перекрестке милиционер поднял торцом вверх красную палку, а из левой руки сделал кулак для подводчика, везшего ржаную муку. «Ржаную муку здесь не уважают, — заключил в уме Макар, — здесь белыми жамками кормятся». — Где здесь есть центр? — спросил Макар у милиционера. Милиционер показал Макару под ногу и сообщил: — У Большого театра, в логу. Макар сошел под гору и очутился среди двух цветочных лужаек. С одного бока площади стояла стена, а с другого дом со столбами. Столбы те держали наверху четверку чугунных лошадей, и можно бы столбы сделать потоньше, потому что четверка была не столь тяжела. Макар стал искать на площади какую-либо жердь с красным флагом, которая бы означала середину центрального города и центр всего государства, но такой жерди нигде не было, а стоял камень с надписью. Макар оперся на камень, чтобы постоять в самом центре и проникнуться уважением к самому себе и к своему государству. Макар счастливо вздохнул и почувствовал голод. Тогда он пошел к реке и увидел постройку неимоверного дома. — Что здесь строят? — спросил он у прохожего.

http://azbyka.ru/fiction/usomnivshijsja-...

На полустанке Макар все-таки не слез, хотя поезд остановился сгружать конверты и открытки из почтового вагона. Макар вспомнил одно техническое соображение и остался в поезде, чтобы помогать ему ехать дальше. «Чем вещь тяжелее, — сравнительно представлял себе Макар камень и пух, — тем оно далее летит, когда его бросишь; так и я на поезде еду лишним кирпичом, чтобы поезд мог домчаться до Москвы». Не желая обижать поездного стражника, Макар залез в глубину механизма, под вагон, и там лег на отдых, слушая волнующуюся скорость колес. От покоя и зрелища путевого песка Макар глухо заснул и увидел во сне, будто он отрывается от земли и летит по холодному ветру. От этого роскошного чувства он пожалел оставшихся на земле людей. — Сережка, что же ты шейки горячими бросаешь! Макар проснулся от этих слов и взял себя за шею: цело ли его тело и вся внутренняя жизнь? — Ничего! — крикнул издали Сережка. — До Москвы недалече: не сгорит! Поезд стоял на станции. Мастеровые пробовали вагонные оси и тихо ругались. Макар вылез из-под вагона и увидел вдалеке центр всего государства — главный город Москву. «Теперь я и пешком дойду, — сообразил Макар. — Авось поезд домчится и без добавочной тяжести!» И Макар тронулся в направлении башен, церквей и грозных сооружений, в город чудес науки и техники, чтобы добывать себе жизнь под золотыми головами храмов и вождей. Сгрузив себя с поезда, Макар пошел на видимую Москву, интересуясь этим центральным городом. Чтобы не сбиться, Макар шагал около рельсов и удивлялся частым станционным платформам. Близ платформы росли сосновые и еловые леса, а в лесах стояли деревянные домики. Деревья росли жидкие, под ними валялись конфетные бумажки, винные бутылки, колбасные шкурки и прочее испорченное добро. Трава под гнетом человека здесь не росла, а деревья тоже больше мучались и мало росли. Макар понимал такую природу неотчетливо: «Не то тут особые негодяи живут, что даже растения от них дохнут! Ведь это весьма печально: человек живет и рожает близ себя пустыню! Где ж тут наука и техника?»

http://azbyka.ru/fiction/usomnivshijsja-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010