[ix] Петр (Екатериновский), еп. Указание пути ко спасению. Опыт аскетики. Серг. Пос.: СТСЛ, 1905.Ч. 1. Отд. II. Подотд. А. Разряд 2. Гл. 2. С. 190. [xiv] Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу. Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерной пустыни. М., 1996. С. 98. [xv] Лев Оптинский, преп. Письма. Письмо 11//Письма великих оптинских старцев. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. С. 55. [xvii] Макарий Оптинский, преп. Письма. Письмо 10//Письма великих оптинских старцев. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. С. 127. [xviii] Макарий Оптинский, преп. Письма. Письмо 12//Письма великих оптинских старцев. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. С. 131. Почти тоже самое написано и еще в двух посланиях. (см.: Макарий Оптинский, преп. Письма. Письма 40, 48//Письма великих оптинских старцев. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. С. 208). [xxii] Анатолий (Зерцалов) Оптинский, преп. Письма. Письмо 189//Письма великих оптинских старцев. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. С. 642; см. также: Анатолий (Зерцалов) Оптинский, преп. Письма. Письмо 33//Письма великих оптинских старцев. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. С. 536. [xxiii] См.: Анатолий (Зерцалов) Оптинский, преп. Письма. Письмо 189//Письма великих оптинских старцев. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. С. 515-648. [xxiv] Ювеналий (Половцев), архиеп . Монашеская жизнь по изречениям о ней Святых Отцов подвижников. Киев, 1885. С. 155. [xxv] Четверухин Илья, прот., Четверухина Е . Преподобный Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. СТСЛ, 2002. Ч. III. С. 230. [xxvii] См.: Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу. Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерной пустыни. М., 1996. С. 98-99, 321. [xxviii] См.: Герман (Осецкий), игум. Лествица до врат небесных. Как читать «Лествицу» мирянину. М.: Изд-во им. Святителя Инатия Ставропольского, 2003. [xxxii] Напр., см.: Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические. Слово 57//Христианское чтение. Ч. 18. СПб., 1825. С. 267-295. [xxxiii] См.: Герман (Осецкий), игум. Лествица до врат небесных. Как читать «Лествицу» мирянину. М.: Изд-во им. Святителя Инатия Ставропольского, 2003. С. 37.

http://bogoslov.ru/article/2778131?yscli...

235 Scriptor Incertus, p. 341, 1 и 360, 22; cp. слова Никифора Льву: τ καλς... ρισθντα π τε ­τν ποστλων κα τν πατρων οτε παρασαλεομεν (ρ. 352, 18–20); μνον τν πστιν μ παρασαλεσητε (ρ. 357, 6). 236 У Феостирикта оно два раза встречается в речи Евфнмия Сардского (Theostericti Vita Nicetae, cap. 35, p. XXXa); y Георгия Амартола (Georgii Monachi chronicon, p. 779, 20), Льва Грамматика (p. 209,8) и Симеона Магистра (p. 608,18) – в речи Феодора Студита . Впрочем, последние три источника в данном случае можно рассматривать как один. Ср. еще Ignatii Vita Nicephori, p. 169,29; Лев отвергает обвинения в том, что он διασαλεει древность правых догматов. 238 Ibid., р. 407,26–29. Это место Сп. Троянос (Συμβολ ες τν ρευναν, σ. 155) во внимание не принимает. 239 Здесь нет petitio principii в аргументации, потому что даже если Лев V не подписал присланный Никифором документ, его содержание должно быть общеизвестно. Замечательно точное указание «до воцарения» (πρ τς ατοκρατορας). 240 Turner, The Origins and Accession of Leo V, p. 199. Чрезвычайно натянутой выглядит попытка Тёрнера истолковать сообщение Феофана в том смысле, что Лев заранее получил текст клятвы, подписал его и отослал обратно Никифору. 245 См., например, Theostericti Vita Nicetae p. XXIXe, Nicephori Apologeticus Maior, 544D–545A; 568C. 247 Treadgold, Revival. p. 209, Epistula ad Theophilum Imperatorem, c. 21, S. 110–112 (PG 95,372 A-B). 256 Я принимаю реконструкцию У. Тредголда (p. 210, n. 283), который полагает, что в двух сообщениях Scriptoris Incerti (p. 354 н p. 355) говорится об одном событии. 257 Epistula ad Theophilum, с. 22, S. 112,11 sq. B том, что касается числа, текст совершенно ясен; σνοδον γων πατρων συναθροσας τν ριθμν σο» κα πντων τς ερατικς στολς μπεχομνων ν τ μεγλ γα Σοφα, τς δ πληθος τν ερων κα μοναχν τς βασιλδος πλεως μο συναθροισθντων... Поэтому Грюмель прав, говоря ο 270 епископах [Regestes, No 393), однако непонятно, иэ чего он заключает, что количество присутствующих на том собрании, которое упоминают Феостирикт и Scriptor Incertus (Regestes, No 391), было «peu cosldérable» Тредголд же, как и Доброклонский (Преп. Феодор, с. 735 и прим. 2), не учитывает, что Никифор мог планировать собор задолго до декабря 814 г., поэтому «270 архиереев» ему кажется преувеличением, и он принимает эту цифру как общее число участников (р. 418, n. 284).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Макарию, противоречит и предшествующему и дальнейшему рассказу Курбского. Преосв. Макарий поправляет 20 на 12 и полагает начало проповеди Феодорита после 1542 г. (Ист. Р. Ц. VI, 326). Но по рассказу Курбского видно, что Феодорит первый начал просвещать лопарей около Колы, которые были крещены в 1531 г., когда для них освятили две церкви в Коле. Притом Лев Филолог, имея в виду движение среди лопи в 1531–1535 гг., со слов соловецкого монаха еще до 1542 г. написал, что «единодушно вси живущии неразумнии людие к просвещению притекоша». Мы думаем, что Феодорит прожил на Коле всего 20 лет и что Курбский записал верные черты, переданные ему самим Феодоритом, но перемешал их хронологический порядок. Известие летописи о просветительной миссии из Новгорода на Колу в 1531 г. можно сопоставить с рассказом Курбского о возвращении Феодорита из Новгорода «с некоторыми другими». Духовник Макария, Феодорит не был ли тем соборным священником, которого тогда послали на Колу? 523 Архиеп. Филарета – Р. Свят., дек, стр. 550–559. Прав. Соб. в указ. месте, стр. 89–94. Журн. Мин. Нар. Пр. 1868, июль, стр. 257–292. 526 Место Троицкого Феодоритова монастыря укалывают близ Колы, где ныне кладбище. Опис. Колы, Рейнеме. СПб., 1830. 527 Синод, рукоп. XVII в. 622 с службой на перенесение мощей и каноном на обретение. На первом листе рукописи почерком XVII в. записано, что «в 186 г. натр. Иоаким сей книге – лживое списание о Анне Кашинские, сложение кашинскаго попа с причетники и с своими сродники, указал быти в своей ризной казне впредь для спору»; но в списке нет прямого подтверждения известия, что этот поп – Василий, писавший со слов пономаря Никифора (Указ, Синод, библ. преосв. Саввы, стр. 174). 528 Едва ли не единственный сп. жития в сб. XVIII в. гр. А. С. Уварова. 426 (по катал. Царск. 130), л. 122. После прибавлены 8 чудес 1700–1741 г. 529 Сп. этой повести нашли мы в солов. сб. 182, л. 155–162. Нач. «Преп, отец Варлаам в лета бе царя и вел. кн. Иоанна Васильевича, рождение и воспитание име в Керецкой волости». 530 Список XVIII в. мы нашли только в рукоп. гр. А. С. Уварова. 792, л. 70–267. Нач.: «Уме промыслительный мой! к тебе убо в настоящее сие время беседую». После прибавлены к труду Иоанна новые чудеса 1675–1679 годов с любопытной заметкой о раскольниках в Казанском крае (л. 204). Есть в житии и неточности; так, причиной низвержения митр Филиппа выставлен отказ его благословить царя на разгром Новгорода, что было уже после низвержения; точно так же Герман не мог защищать Филиппа в 1568 г. по этому поводу, о чем много говорит житие. Арх. Филарет по ошибке называет автором жития митр. Лаврентия (Обзор русск. дух. лит. 1, 351). 531 Списки XVIII в. в сб. гр. Уварова. 911, л. 93 и в нашем поморском сб., л. 69; но другим спискам, житие издано в Прав. Соб. 1868 г. г. Шестаковым Из замечания в предисловии, что житие писано автором для прочих иноков, не видевших святого, ничего нельзя заключить об отношении биографа к последнему, ибо все это место дословно списано у Епифания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

с престола свергли и в заточении уморили» (Сношен. России с Восток. 1. 333 В Известии о начале патриаршества в России: «Святейшаго Гермогена... во храмине пусте, яко во гробе, затвориша... сей же, зело озлоблен, в велицем заточении к Богу отъиде» (Дополн. А. и. 2. С. 197 В Никоновой летописи: «И оттоле начаша его морити гладом и умориша его гладною смертию, и придает свою праведную душу в руце Божии в лето 7120 (1612), месяца февраля в 17 день, и погребен бысть на Москве, в монастыре чуда архистратига Михаила» (8. 177 То же и в Новом летописце (Временник. 17. 146 В послании архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия: «Со престола безчестне изринуша и во изгнании нужне умориша» (А. э. 2. 202 В грамоте об избрании Михаила Федоровича на царство: «В заточение посадя, злою мучительскою смертью не крестьянски уморили» (Собр. госуд. грам. 1. 203. С. 609; 3. 7. С. 27 По польским известиям: «Гермоген патриарх лишен достоинства, а потом (17 февр. 1612) удавлен был» (Бантыш-Каменск. Переписка между Россиею и Польшею, в Чтен. М. истор. общ. 1861. 1. Отд. 2. С. 116 108 Никон. летоп. 8. 159–160 Новый летоп., во Временн. 17. Отд. 2. 133–134 Карамз. 12. 174 Собр. госуд. грам. 2. 272 109 Лев Кишка — у Петрушев. Сводн. галицко-русск. летоп., под 1655 годом. С. 311 Кульчинск. Specimen. Eccl. Ruthen. 3. P. 227 Стебельск. Chronol. S. 255–256, 302 Harasiew. Annal. Eccl. Ruthen. P. 313 А. З. Р. 4. ¹ 190 А. и. 3. ¹ 72. С. 68 В жировицком униатском Помяннике Игнатий поставлен даже первым в ряду униатских первосвятителей, и за ним уже следуют: Михаил Рагоза, Ипатий Потей и пр. (Рукописн. отдел. Вилен. публичн. библиот. 1. 52, 155 В 1634 г. Московский патриарх Иоасаф в одной грамоте, изданной от лица Собора, писал: «Исидора, треклятаго митрополита, и Игнатия патриарха Церкви соборная проклинает, и мы проклинаем» (Русск. истор. библиот. 2. 160 110 Житие преп. Дионисия, в рукопис. Троице-Серг. лавры. 700. Л. 19 об.— 21 А. э. 2. 190, 202 Собр. госуд. грам. 2. 275 Новый летоп., во Временн. 17. Отд. 2. 139, 144–160, 164–165 Никон. лет. 8. 167, 174–197, 209–210 Авраамий Палицын ясно говорит только о трех случаях рассылки грамот из лавры (Сказан. об осаде Троице-Сергиева монастыря. Гл. 71, 73. С. 218, 222, 226 О молебствиях по всей России по случаю освобождения Москвы от поляков — Русск. истор. библиот. 2. 101

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

верхнем углу за высокими каменными стенами с входными воротами - обитель Г. И. с одноглавым храмом в центре и 3 палатами. Ко 2-й пол. XVII в. относится икона сев. писем «Герасим иже на Иордане» с 12 житийными сценами» (ГТГ)- в среднике на фоне арки изображен Г. И. с развернутым свитком в руке, у его ног - лев. В клеймах подробно проиллюстрирована история Г. И.: 1. «Преподобный Герасим обвязал ногу льву»; 2. «…лев ведет осла»; 3. «Пояде лев осла преподобного Герасима»; 4. «Мужи аравийские отведоша осла ото льва»; 5. «Герасим дал льву хлеб и сочиво»; 6. «Лев погуби осла, пришед смирен, зрит долу»; 7. «Лев узна своего осла, приведе преподобному Герасиму»; 8. «Приведе лев к Герасиму осла и верблюды»; 9. «Приде преподобный Изосим преподобному Герасиму, лев паде к ногам его»; 10. «Преподобный Герасим благослови льва, он же отиде от Герасима»; 11. «Прииде лев к Изосиму, не виде преподобного Герасима и возрыда»; 12. «Преподобный Изосим показа гроб преподобного Герасима, лев паде на гроб, возрыда и умре». На иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК), как следует из названия на верхнем поле, представлена «Обитель пр[е]подобного Герасима иже на Иордане ему же лев поработа». Икона имеет вытянутую по горизонтали форму и включает неск. эпизодов жития Г. И., расположенных в пределах одной композиции: на 1-м плане показан святой, исцеляющий льва,- изображение построено по традиц. схеме (у Г. И. ноги полусогнуты в коленях, как у сидящего, но скамья и подножие отсутствуют); на 2-м плане в меньшем масштабе еще 2 эпизода: прп. Зосима показывает льву гроб Г. И., и лев умирает на гробе святого («Умре же и лев над гробом Герасима и закопаша (Зосима) льва подле гроба преподобнаго»). Верхний регистр занят далеким от палестинской топографии изображением обители Г. И.: белокаменные постройки с кокошниками, луковичными вызолоченными главами, красными кровлями крыш за каменной, красного кирпича оградой. Из коллекции Н. П. Лихачёва происходит сборник кон. XVII в., в составе к-рого на первых 14 листах представлено «Слово о святем Герасиме, емуже лев поработа», проиллюстрированное 12 миниатюрами,- это единственный известный сегодня иллюстрированный рукописный список повести о Г.

http://pravenc.ru/text/164611.html

Вхождение первосвященника во Святое Святых только однажды в год указывало на то, что грех положил труднопреодолимую преграду между Богом и согрешившим человеком, оттолкнул человека от Бога, что осуждение тяготеет над согрешившим человеком. Воскурение фимиама означало молитвенное предстательство первосвященника за себя и за народ. Кропление жертвенной кровью крышки и перед крышкой ковчега указывало, что очищения своих грехов человечество ожидает от Бога, видимым местом обитания Которого среди Израиля было Святое Святых. Это же вхождение первосвященника во Святое Святых с жертвенной кровью прообразовывало Христа Спасителя, Который, как Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ( Евр. 9:11 – 12 ). Законы святости (Лев. 17:1 – 27:34) Этот раздел, являющийся, по мнению большинства библеистов, частью священнической традиции Пятикнижия, содержит постановления о воплощении в повседневной жизни заповеди Божией о стяжании святости, без которой никто не увидит Бога (см.: Евр. 12, 14 ). Эти повеления говорят о жертвах и пище (см.: Лев. 17:1 – 16 ), семейных отношениях (см.: Лев. 18:1 – 30 ), о взаимоотношениях с ближними (см.: Лев. 19:1 – 37 ), о преступлениях, наказуемых смертью (см.: Лев. 20:1 – 27 ), о святости священников (см.: Лев. 21:1 – 24 ) и совершаемых ими жертвоприношений (см.: Лев. 22:1 – 25 ), о праздниках (см.: Лев. 23:1 – 43 ), о хлебах предложения (см.: Лев. 24:1 – 9 ), о богохульстве (см.: Лев. 24:10 – 23 ), о субботних и юбилейных годах (см.: Лев. 25:1 – 55 ), о благословении исполнителям закона и проклятии нарушителям (см.: Лев. 26:1 – 46 ), о клятвах и десятинах (см.: Лев. 27:1 – 34 ). При истолковании этого раздела книги Левит святые отцы особое внимание уделяли постановлениям о праздниках, а также о субботних и юбилейных годах. Еженедельный праздник – Суббота – была днем покоя от обычных дел и поставляется в связь с творением мира и покоя Творца в седьмой день. В духовно-таинственном смысле суббота была прообразом того истинного покоя, того субботства, которое уготовано людям в Царствии Небесном (см.: Евр. 4:4, 9 – 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

В местах, где жил Юлиан-столпник, появился лев, пожирающий многих странников и туземцев. Однажды старец приказал своему ученику Панкратию: «Пойди за две мили отсюда к югу. Ты найдешь там лежащего льва. Скажи ему: смиренный Юлиан именем Иисуса Христа, Сына Божия, повелевает тебе удалиться от этой местности». Брат отправился туда и нашел льва. И лишь только произнес то, что ему было заповедано, лев удалился. Луг духовный ( 75, 75 ). В житии преподобного Герасима сказано, что ему, сохранившему образ и подобие Божие, подчинялись и звери. Так, пришел к нему огромный лев и стал пасти монастырского осла, который доставлял в обитель воду: лев приводил и отводил его. Однажды, когда лев заснул, мимо проезжали купцы-сарацины и увели осла. Проснувшись, лев стал искать осла, но безуспешно. Слуга подумал и сказал преподобному, что осла растерзал лев. Старец в наказание заставил самого льва доставлять воду на всю братию, и лев смиренно повиновался. Однажды, когда лев шел в монастырь, он увидел купцов-сарацинов и с ними украденного осла. Сарацины, увидев льва, в ужасе разбежались, а лев с ослом возвратились в монастырь. Преподобный, увидев странное зрелище, тихо улыбнулся и сказал одному из своих учеников: «За что мы напрасно наказывали льва? Отпусти его. Пусть идет куда хочет». Лев ушел, но раз в неделю обязательно приходил к старцу, чтобы приласкаться к нему. Когда преподобный скончался, лев прибежал в монастырь, искал своего благодетеля и, не найдя его, стал громко рычать. Братия привели его к могиле преподобного, лев лег рядом и умер. Так, заключает сказание, Бог прославляет славящих Его и живущих по образу и по подобию Его. Пролог в поучениях ( 81, 523–524 ). Однажды преподобный Косма Афонский сильно заболел, и в болезни, по человеческой немощи, ему очень захотелось рыбы. И что же? Бог, питавший Илию через воронов, утешил и святого Коему Своим отеческим промышлением. Святой Косма вдруг увидел пустынного орла, который, опустившись с высоты, положил у его пещеры свежую рыбу. А надо сказать, что в соседней пустыне подвизался духовный старец Христофор. В этот час он для собственной трапезы готовил принесенную ему рыбу, мыл ее в воде, но вдруг налетел орел, вырвал из рук его рыбу и скрылся с нею из виду. Когда святой Косма, поблагодарив Бога за чудесное попечение о нем, готовил для себя рыбу и только что хотел начать есть, он вдруг услышал таинственный голос: «Оставь немного и для Христофора, потому что это его рыба». На следующий день Христофор, действительно, явился к святому и едва сотворил молитву перед его пещерой, преподобный сказал ему: «Добро пожаловать, отец, я ожидал тебя, а часть твоей рыбы оставил, чтобы ты подкрепил свои силы». Когда Косма рассказал Христофору, каким образом Бог даровал ему рыбу, и когда Христофор, в свою очередь, поведал ему о том, как ее похитил орел, они возрадовались духовно и прославили Бога, так дивно пекущегося о них. Афонский Патерик ( 84, 312 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Лев пас его, приводил и отводил его в монастырь и из монастыря. Однажды, когда утомленный зноем лев заснул, мимо проезжали сарацины-купцы, увели осла и скрылись. Проснувшись, лев, рыча от горя, стал искать осла, но, конечно, безуспешно. Слуга преподобного, увидев льва, возвращавшегося в одиночестве, сказал преподобному, что лев растерзал осла. Старец в наказание заставил животное доставлять воду на всю братию, и лев смиренно повиновался. Однажды, когда он, навьюченный водой, возвращался в монастырь, то увидел тех самых купцов-сарацин и с ними привязанного к верблюдам украденного осла. Сарацины, заметив льва, в ужасе разбежались, а лев с ослом невредимыми возвратились в обитель. Преподобный, увидев странное зрелище, тихо улыбнулся и сказал одному из своих учеников: “За что мы напрасно наказывали льва? Отпусти его, пусть идет, куда хочет.” Лев ушел в знакомые ему дебри, но раз в неделю обязательно приходил к старцу, чтобы поласкаться к нему. Но как всему на свете бывает конец, так наступила кончина и для преподобного, и он умер. Когда лев в это время пришел в монастырь, то стал искать своего благодетеля и, не найдя его, громко начал рычать. Чтобы утешить зверя, братия привели его к могиле преподобного, и он на ней, жалобно прорычав, кончил свою жизнь. Так, заключает сказание, Бог прославляет Его славящих и по образу, и по подобию Его живущих. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 523). 859. Лев, повинуясь слову старца, вышел из пещеры См. также: Зверь . Некий старец был отшельником на Иордане. В знойное время вошел он в одну из пещер, а в ней оказался лев, и начал лев скрежетать зубами и рычать. И говорит ему старец: “Что оскорбляешься? Места достаточно и мне, и тебе. Если же не хочешь, встань и выйди.” Лев, не стерпя, вышел. (Древний патерик. 1874. С. 412. 16). 860. Язычники, приносившие жертву идолам, услыхав слова аввы Коприя, уверовали в Спасителя См. также: Слово праведника . “Однажды, – повествует авва Коприй, – когда я проходил через одно капище, несколько язычников приносили жертву своим идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Глава 25 1–9. Субботний и 10–55. юбилейный годы. Лев.25:1 .  И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: Лев.25:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; Лев.25:3 .  шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, Лев.25:4 .  а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; Круг древнееврейских праздников (см. Лев.23 ), в которые израильтянин посвящал себя на служение Иегове, завершается двумя замечательными учреждениями, представляющими дальнейшее развитие идеи субботы: институтом субботнего и юбилейного года, когда служил Богу не только человек, но и сама земля, дарованная Иеговою во временное пользование и на условиях завета евреям. Первою, и самою характерною чертою субботнего года, называемого субботою Иеговы ( Лев.25:2, 4 ), был покой земли, т. е. земля не возделывалась, не засевалась ( Лев.25:4 ), виноградные и др. фруктовые деревья не обрезывались ( Лев.25:5 , ср. Исх 23.11 ); из этого само собою следовало прекращение всех, связанных с земледелием (но не других) работ в год субботний. Таким образом, как у людей рабочею единицею времени является день, так в отношении к земле – год; и как у людей после 6 рабочих дней наступал 7-й день покоя и служения Иегове – суббота, так и земля после 6 лет севооборота и доставления плодов частным собственникам, делалась собственностью только Иеговы, праздновала тот священный покой, в который она была поставлена им при творении. Лев.25:5 .  что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; Лев.25:6 .  и будет это в продолжение субботы земли всем вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; Лев.25:7 .  и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Первое жертвоприношение Аарона с чудесным нисшествием с неба огня, и первое благословление первосвященником народа Лев.9:1 .  В восьмой день призвал Моисей Аарона и сынов его и старейшин Израилевых Лев.9:2 .  и сказал Аарону: возьми себе из волов тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, обоих без порока, и представь пред лице Господне; После 7 дней освящения скинии и посвящения ветхозаветных священнослужителей, в 8-й день нисана 2-го года ( Исх 40.17 : скиния была поставлена в 1-й день 1-го месяца, нисана, 2-го года по выходе из Египта), скиния должна была быть показана, как место благодатного присутствия и действия Иеговы, а священнослужители должны были впервые выступить в служении посредников между народом и Богом. По-прежнему (ср. Лев.8.2 ) созываются представители народа и по-прежнему же (ср. Лев.8.17–18 ) за первосвященника повелевается принести 2 жертвы: за грех – тельца и во всесожжение – овна. Лев.9:3 .  и сынам Израилевым скажи: возьмите козла в жертву за грех, [и овна,] и тельца, и агнца, однолетних, без порока, во всесожжение, Лев.9:4 .  и вола и овна в жертву мирную, чтобы совершить жертвоприношение пред лицем Господним, и приношение хлебное, смешанное с елеем, ибо сегодня Господь явится вам. За народ приносятся: а) в жертву за грех – козел, приносившийся за грех собственно отдельного князя народа ( Лев.4.22 ), – здесь действуют представители народа – старейшины как бы от себя: б) в жертву всесожжения – тельца и барана; в) в жертву мирную – по-видимому, принесенную совместно от народа и священства, – вола и барана. Величайшая важность настоящего жертвоприношения: благодатное явление славы Господней ( Лев.9:4, 6, 23, 24 ), в виде светоносного облака. Лев.9:5 .  И принесли то, что приказал Моисей, пред скинию собрания, и пришло все общество и стало пред лицем Господним. Лев.9:6 .  И сказал Моисей: вот что повелел Господь сделать, и явится вам слава Господня. Лев.9:7 .  И сказал Моисей Аарону: приступи к жертвеннику и соверши жертву твою о грехе и всесожжение твое, и очисти себя и народ, и сделай приношение от народа, и очисти их, как повелел Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010