10 Преп. Иоанн Лествичник, особенно известен своим духовным сочинением «Лествица», являющимся руководством духовного восхождения. Учитель монашества. Год кончины 649. Память 30 марта 12 апреля. 11 Преп. Павел Препростый, ученик и сподвижник преп. Антония Великого; отличался простотой и незлобием, имел дар чудотворения и прозорливости, скончался в глубокой старости, около 340 года. Память 7 20 марта. 12 Преп. Антоний Великий — основатель отшельнического монашества, прославился подвигами в пустыне египетской. За всю жизнь два раза оставлял пустыню и являлся в Александрию со словом любви, утешения и вразумления. Скончался 105 лет от роду. Ангел земный и человек небесный. Год кончины 356. Память 17 30 января. 13 Старец схимонах Василий (Поляномерульский), духовный отец преп. Паисия Величковского, духовный наставник молдавских пустынников и старцев, учитель умной молитвы. 14 Преп. Григорий Синаит, родом из Малой Азии; принял иночество на острове Кипре и подвизался на Афоне в царствование Михаила VIII и Андроника II Палеологов, написал много душеполезных книг, скончался в 1310 г. Память 8 21 августа. 15 Преп. Варсонофий Великий, святой VI века. Празднуется вместе с пророком Иоанном; подвизался в обители аввы Серида, а затем в уединенной келье недалеко от обители. Прославился подвигом поста, молитвы и безмолвия, стяжал необыкновенную духовную мудрость. После преп. Варсонофия и пророка Иоанна осталась душеполезная книга «Руководство к духовной жизни», составленная в форме вопросов и ответов. Память святых 6 19 февраля. 16 Преп. Симеон Новый Богослов, родом из Галата, подвизался в Студийской обители, затем в обители св. Маманта. Скончался в 1032 г. Оставил после себя богословские труды, из которых наиболее известными являются: «Главы деятельные богословские», «Слово о вере», «Слово о трех образах молитвы». Память 12 25 марта. 17 Свят. Каллист, Патриарх Царьградский (Константинопольский), ученик преп. Григория Синаита, подвизался на Афоне; дважды призывался для патриаршего служения на Константинопольской кафедре. Он установил на Литургии свят. Василия Великого, вместо «Достойно есть», петь «О Тебе радуется…». Исихаст, богослов. Память 20 июня по старому стилю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Учись преодолевать предубеждения: он, мол, не симпатичный. Общительность — одна из сторон любви — есть дарование Божие; это подвиг, требующий от нас для своего осуществления принуждения себя и молитвы. Мы глаголем за Божественной Литургией: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа». Именно так поступали первые христиане. Святой Иоанн Златоуст говорит: чудо есть — когда злой превращается в доброго. Трудно сие. Бойся посечения тебя — как бесплодной смоковницы. Если же преодолеем тьму в себе, то и вокруг нас — в отношении других — сделается светло. Но мы — рабы ленивые и лукавые и не исполняем сего. Следует в этом проявлять настойчивость. Сказано: Просите и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Мф 7, 7) . Тем же и тщимся… благоугодни Ему быти: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым (2 Кор 5, 9–10) . Рейтинг: 9 Голосов: 518 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Смирнова Татьяна 20 января 2014, 22:13 Прочитав статью хочется просить у Бога прощение за обидивщих,ненавидящих мя,прости их Господи и помилуй.Прости меня Господи,что ввела их в такое искушение. Алексей 27 августа 2013, 16:23 Большое спасибо за отрывок из книги архимандрита Серафима. Очень актуально для нашего времени " Оскудения Любви " . Помоги нам Господи стараться побеждать грех и творить дела Любви. Наталья 23 мая 2013, 13:12 Именно сегодня и сейчас мне была необходима эта весть о любви! Спасибо Господи, что находишь меня и всех нас , направляешь, любишь и учишь других любить! И. 6 мая 2010, 22:23 Когда читала эту страничку, живо представился почему-то Преподобный Антоний Великий. Впомнилась их встреча с преп. Павлом Пустынником, незадолго до блаженной кончины последнего. Как преп. Павел привел слова Апостола Павла: " Не ищи яже своих си, но яже ближнего " в ответ на желание преп. Антония последовать за ним. Большое спасибо за выдержки, это живая духовная практика и все очень доступно. Обязательно приобрету книгу! Максим 6 мая 2010, 15:25

http://pravoslavie.ru/35078.html

Старчество, процветавшее в Оптиной, во многом обязано своим существованием схиархимандриту Моисею (1782-16/29 июня 1862). Заслуга преподобного Моисея состоит в том, что именно благодаря ему, его соработничеству со старцами Львом и Макарием, стало возможно не только внешнее благоустройство Оптиной Пустыни, но и самый ее духовный расцвет. Когда преподобный Моисей после основания им Оптинского скита сделался настоятелем всей обители, в скит прибыл отец Леонид (старец Лев), положивший начало старчеству в Оптиной. Благодаря тому, что преподобный Моисей прошел тот же духовный путь внутреннего делания, что и старец Лев, между обоими строгими подвижниками сложилось глубокое взаимное понимание, единодушие в полном смысле этого слова. Сам строгий постник и подвижник, преподобный Моисей был преисполнен самой нежной любовью к людям и снисходителен к их погрешностям. Всю жизнь преподобного можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге среди непрестанных забот и попечений внешних. Старец Моисей успел благополучно скрыть себя от людей, почему многие, не знавшие Оптинского игумена близко, считали его, хотя и хорошим, но обыкновенным человеком: только духовные мужи ощущали благоухание добродетелей преподобного Моисея и считали его высоко-духовным старцем. Схиигумен Антоний (1795-7/20 августа 1865) в 1825 году, после назначения его брата по плоти — преподобного Моисея, настоятелем Оптиной Пустыни, был определен начальником Оптинского Иоанно-Предтеческого скита. А до этого он, так же со своим братом, подвизался в строгой жизни в Рославльских лесах, пока наконец они не сошлись с последователями духовной традиции молдавского старца Паисия — преподобным Львом и преподобным Макарием. Во время настоятельства преподобного Антония в Предтеченском скиту туда с разных сторон стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах отцы. Вскоре, впрочем, преподобный был назначен настоятелем другого монастыря, однако затем по болезни вернулся в Оптину уже навсегда. Сокровенным монашеским подвигом преподобного Антония было несение через всю жизнь креста тяжелого, продолжительного недуга. Многие, видя всегда светлое его лицо и слыша его оживленную беседу, не понимали, какой страдалец находится перед ними. Как великий любитель безмолвия преподобный Антоний желал уединенной жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии. Но его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и духовное назидание. Были основательные причины утверждать, что преподобный Антоний имел великое дерзновение в молитве к Богу, и сподоблялся духовных видений и других благодатных посещений.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

В особенности тяжесть твоего подвига, сын мой о. Кирилл, будет усугубляться оттого, что мы переживаем сейчас страшное, близкое к пришествию антихриста время, когда все святое уничтожается людьми, возлюбившими мир, о котором еще св. Иоанн Богослов сказал: все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима и гордость жцтейская ( 1Ин. 2:16 ). Слова Ап. Павла: вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут ( 2Тим. 3:12 ), осуществляются, как никогда, теперь в жизни нашей, и мы видим, как мало друзей у монашества и как много у него врагов потому, что люди, в силу своего плотского, безблагодатного и противохристианского настроения, не только не понимают монашества, но и ненавидят этот великий подвиг, эту самую угодную Богу жизнь. Но как бы тебе ни было трудно под тяжестью сего подвига, помни одно, что ты при своем пострижении сейчас получил от Бога особую великую благодать Святого Духа, как божественную силу для доблестного несения воспринятого тобою монашества. Вот почему св. Церковь наша смотрит на пострижение в монашество, как на второе крещение, что свидетельствуется в жизнеописании преп. Антония Великого , св. Симеона Христа ради юродивого и спостника его преп. Иоанна. Св. Антоний Великий видел однажды сатану, который уличал его в грехах, препятствуя ему вход в небесное Царство. Но был слышен грозный Божественный голос: «все грехи, содеянные рабом Моим Антонием до его иночества, прощены Мною при его пострижении; если можешь, то укажи грехи после принятия им иночества». Таких грехов не оказалось, и сатана, посрамленный, отступил от Великого Антония. А св. Симеону Христа ради юродивому и спостнику его Иоанну пред их пострижением праведный игумен Никон говорил, что они восприимут силу таинства второго крещения, которая очистит их от всех бывших грехов и покроет их божественною славою. Действительно, когда св. Симеон и св. Иоанн постригались, то они увидели над собою сияющие венцы и чувствовали в себе такую радость, от которой несколько дней не могли вкушать ни пищи, ни пития.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

мнози борют мя страсти». Степен. гл. 4. Антиф. 1.) «Душе всестрастная моя, удалилася еси от Бога». (Триод. сыр. суб. утро), § 125. Переход к настоящей главе и понятие о страстях. Как желанием пищи и вожделением плотским, так и другими склонностями, человек может злоупотреблять: отсюда возбуждаются в душе его страсти. Что же такое страсть? Св. Иоанн Златоуст , в одной из бесед своих о Давиде и Сауле, говорил: «Саул, после того, как слова Давида, проникши в его душу, изгнали оттуда гнев.., отложивши (одну) страсть, принял в себя (другую) страсть: отложивши гнев, принял в себя благодушие и сострадательность» ( 1Цар.24:12, 17 ) 9 . Преп. Фалассий между страстями исчисляет скорбь и страх 10 ; св. Антоний Великий скорбь и удовольствие называет страстями 11 . И. Дамаскин говорит: «Голод, жажда, сон, утомление, печаль, предсмертные страдания, боязнь смерти... все это естественные и безгрешные страсти нашей природы, неразлучные с моим составом» 12 . Таким образом, все действия раздражительной силы души, то есть, все чувствования ее, на известной степени их, называются страстями. Но в особенности, страстями называются усиленные стремления желательной силы души нашей. Св. И. Дамаскин пишет: «Выражение: страдательное состояние (павос) имеет различные значения. Есть страдательные состояния телесные, например: болезни и раны. Есть страдательный состояния и душевные, как-то: вожделение и раздражительность. А по общему и родовому понятию, страдательное состояние в животном есть то, за которым следует удовольствие или скорбь... Чтобы страдательное состояние сделалось ощутительным, нужно ему быть значительным или великим. Страдательные состояния душевные, или страсть можно определить так: страсть есть чувствуемое движение пожелательной способности... Иначе: страсть есть неразумное движение души... Не всякое движению страдательной части души называется страстью, но только движения сильные, делающиеся ощутительными: движения слабые и неощутительные не могут назваться страстями. Страсть должна быть значительно великой» 13 . «Страсть собственно то, что чрез долговременный навык и пристрастие укоренилось в нашей душе», – говорить преп. Фалофей Синайский 14 . «Страсть, – пишет Максим Исповедник , – есть противоестественное движение души или в неразумной любви, или в безумной ненависти, к кому или к чему-либо чувственному, – к пище... жене, имению, переходящей славе, или чему другому чувственному» 15 . Посему, «иное есть предмет, иное – помысл и иное – страсть. Предмет – муж, жена, золото и прочее. Помысл – тонкое памятование о чем-нибудь из вышесказанного. Страсть – это неразумная любовь или безумная ненависть к чему-либо из вышесказанного» 16 . § 126. Начало и разделение страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Однако, мы можем познавать благодать Святого Духа опытно, духовно, когда будем испытывать в своем сердце ее спасительные действия, воспринимая от нее истинное ведение о Боге и о мире, чувствуя в себе ее силу для борьбы со грехом и ее неизреченную радость. Мы узнаем, чтó такое благодать Святого Духа только тогда, когда она будет в нас царствовать над всеми нашими страстями, и мы будем ощущать ее, как Царство Божие, как правду, мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17). Такое именно опытное познание о благодати оставили нам в своих творениях св. отцы Церкви: Антоний Великий, Макарий Великий, Блаженный Диадох, преп. Симеон Новый Богослов и великий богослов нашей Русской Церкви, Епископ Феофан Затворник. Они чувствовали в себе благодать Святого Духа, как дар божественного ведения и премудрости, и настолько, что могли других озарять светом божественной истины. Они ощущали в себе благодать, как божественную силу, ибо ею совершали дивные чудеса, ею предсказывали будущее. Эта благодать переживалась ими как внутренняя неиссякаемая божественная радость, которую они испытывали непрестанно и которою утешали скорбные сердца верующих. Ясно отсюда, каким великим благом является для нас благодать Святого Духа. Что она есть самое драгоценное сокровище, об этом свидетельствует учение Христа, Апостолов и св. отцов. По учению Христа, благодать Святого Духа является таким величайшим для нас благом, что ниспослание ее нам было целью Его страданий и смерти, как это видно из Его прощальной беседы с учениками (Иоан. 16, 7). Так смотрели на благодать и св. Апостолы, ибо учение о спасении благодатию, в силу крестной смерти Христа, было центральным в их благовестии, о чем особенно ярко свидетельствуют послания св. Апостола Павла. Не могли иначе смотреть на благодать Божию и св. отцы Церкви. Так, св. Симеон Новый Богослов говорит: «То и было целью и концом всего домостроительства Христова, чтобы верующие принимали в души свои Духа Святого и чтобы Он был как бы душою нашей души и чтобы действием Сего Духа мы переплавлялись и пересозидались по уму, совести и по всем чувствам». А великий угодник нашей русской Православной Церкви, св. Серафим Саровский, учил, что стяжание благодати Святого Духа (т. е. раскрытие ее в нас) есть цель всей нашей жизни христианской.

http://pravoslavie.ru/50995.html

Есть, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, и другого рода благодатное просвещение, о котором говорят начальные слова настоящего праздничного кондака: «Явился еси днесь вселенней и свет Твой, Господи, знаменася на нас». Еп. Феофан Затворник , основываясь на святоотеческом учении, различает, по образу спасительного действия, два рода благодати Святого Духа: благодать внешнего промышления, о которой мы только что говорили и которая действует на нас совне, по преимуществу через слово Божие и святоотеческие творения, и благодать внутреннюю, перерождающую и просвещающую человеческий разум, волю и сердце, о которой говорят нам приведенные слова праздничного кондака. Эту благодать получили св. Апостолы в пятидесятый день по воскресении Христа, а мы получаем ее в крещении, миропомазании и других таинствах Церкви. Эта благодать есть источник истинного духовного ведения и помогает нам правильно понимать Священное Писание и святоотеческое учение. Она даже одна довлеет к нашему просвещению и спасению. Вот почему св. Иоанн Богослов сказал: «И вы помазание имате от Святого, и весте вся... И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы; но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно» ( 1Ин. 2:20:27 ). Сия благодать простых рыбарей сделала носителями божественной премудрости и божественного ведения ( 1Кор. 2:7–8, 10 ; 1Кор. 2:16 ). Она осуществила и над святыми отцами Церкви, как и над Апостолами, во всей полноте слова Христа: «Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину» ( Ин. 16:13 ). Вот почему мы и в жизни св. отцов наблюдаем дивное явление. Многие из них, подобно Апостолам, были неучеными, простыми людьми, как, например, преп. Антоний Великий , Макарий Египетский , Серафим Саровский . Но внутренняя благодать Святого Духа преисполнила их такой мудрости и ведения, что они являются величайшими богословами Церкви. Светом сей благодати и мы можем озаряться и достигать истинного ведения, если будем к нему стремиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Св. преп. Синклитикия Язычество не любило девства; оно даже наказывало бездетных; но первый христианский император «едва не благоговел пред святейшим сонмом девственниц Божьих, будучи убеждён, что в душах их живёт Сам Бог , Которому посвятили они себя» 12 . Если св. Апостол так одобрял жизнь девственную ( 1Кор.7:32–34 ), то естественно, что ещё со времён апостольских являлись в церкви Божией чистые девственницы, проводившие жизнь в молитве и воздержали. Ученик апостольский св. Игнатий Богоносец писал даже предостережение одному пастырю: «не возлагай ни на кого ига девства: ибо не безопасно сие стяжание и не легко сохранить его, когда бывает сие по принуждению» 13 . В Александрии, по известию св. Кассиана, основателем девственной жизни был св. Евангелист Марк 14 . Чистые девы, пламенея любовью к Небесному Жениху своему, обыкновенно бывали первыми мученицами в гонениях за веру 15 , и жизнь девственная в бурные времена не получала определённого устройства. Как великий Антоний явился основателем пустынной отшельнической жизни, так св. Синклитикия была начальницей пустынного общежития для дев и жён 16 . Она родилась в Александрии от родителей, вышедших из Македонии, богатых и благочестивых. У неё были сестра и два брата, и все дети воспитывались добрыми родителями в христианском благочестии. Младший брат умер рано; другого, когда был он 25 лет, приготовлялись женить, но молодой человек вырвался как птица из тенет, ушёл в пустыню. Дочь богатых родителей и прекрасная лицом, Синклитикия рано увидала женихов, домогавшихся руки её; родители желали выдать её замуж. Но она отклонила от себя предложения о супружестве. У неё были желания другой жизни. Не тешили зрения её ни наряды, ни дорогие каменья, и музыка не увлекала собой души её. Она молилась, и в молитве находила для себя лучшие утешения. Убеждённая в том, что самый опасный враг для неё – молодое тело её, она любила поститься и смиряла плоть воздержанием и трудами. Она так приучила себя к жизни умеренной, что если случалось ей принимать пищу не в определённое время: это томило её, лицо становилось бледным и тело слабело.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. Иоанн Златоуст говорит о нём: «Египет произвёл славнейшего после Апостолов мужа, блаженного и великого Антония, о котором все доныне говорят непрестанно, что он предсказал о недугующих Ариевым зловерием и о вреде, который имел от него произойти». С особенным уважением также упоминает о св. Антонии Иероним, называя его блаженным, о коем слава распространилась по всему Египту. Созомен пишет об Антонии: «все согласны, что монашеский образ жизни на высоту строгости и совершенства, своими правами и приличными упражнениями, возвёл монах Антоний Великий ». Феодорит говорит: «много сияло вождей иноческого жития, но превосходнейшим руководителем в исполнении подвижнических уставов был многохвальный Антоний». Имя Великого усвоено было Антонию при жизни его. Память преп. Антония тотчас по смерти его стали творить иноки его обители. В V веке Анатолий Константинопольский предал Церкви некоторые песнопения для прославления св. Антония Великого . Кирилл Скифопольский , писатель VI века, упоминает о празднике в честь св. Антония Великого , бывшем в монастыре св. Евфимия. В 544 году мощи Антония Великого перенесены из пустыни в Александрию. В IX веке. Феофан и Студит умножили священные песнопения Церкви на день св. Антония. В начальных буквах канона преподобному Феофан заключил речение: «Антония божественного восхвалити лепо». Церковь между прочим почитает Антония покровителем немощных, называя его «искуснейшим и честным врачом недугующих». При Богослужении в день памяти св. Антония Великого Церковь произносит паримии (первую из Прем.5:15–16 ; вторую из Прем.3:1–9 ; третью из Прем.4:7, 16–20, 5:1–17 ) о блаженной участи преподобных как в этой, так и в вечной жизни. Евангелие утреннее благовествует о благом и лёгком иге Христовом, которое возложили на себя преподобные ( Мф.11:27–30 ); на литургии чтение – Апостола и Евангелия то же, какое положено в день святителя Алексия, митрополита Всероссийского, 12 февраля. Ибо и преподобный Антоний есть пастырь и отец. † Память преподобного Антония Дымского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Бог всех может спасти, Он может спасти и богатого — в том случае, если тот покается, возненавидит богатство свое и исполнит слова Христа: «Пойди, продай имение свое, раздай нищим и приходи и следуй за Мной». Так поступил один из величайших святых, преп. Антоний Великий. Он потерял в двадцатилетнем возрасте своих родителей, от которых наследовал огромное богатство. И однажды в церкви он услышал слова Евангельские: «Если хочешь быть совершенным, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах, и приходи и следуй за Мной». Эти слова поразили преп. Антония, глубоко проникли в сердце его и всецело завладели помыслами его. Он пошел, продал имение свое, раздал нищим, а сам удалился в далекую африканскую пустыню, в которой дожил до глубокой старости, отказавшись от всех земных благ, но получив богатство неизмеримое от Бога. Он стал прозорливцем, чудотворцем, он стал братом и другом Божиим.. Так всем нам надлежит восприять слова Христовы о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное. Будем же гнать от себя беспощадно все пристрастия наши к благам земным. Будем стремиться только к одному — к тому, чтобы стать друзьями Божиими, братьями Божиими, любящими Христа, любимцами Его. Аудио предоставлено порталом «Предание.ру» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 сентября, 2018 12 августа, 2018 3 июля, 2012 16 декабря, 2012 7 мая, 2014 12 декабря, 2021 2 июня, 2019 4 ноября, 2018 21 октября, 2018 2 сентября, 2018 12 августа, 2018 3 июля, 2012 16 декабря, 2012 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/o-tom-chto-vredit-dush...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010