Лекция 20 Преподобный Максим Грек, его происхождение, образование, деятельность в Италии и на Афоне. Переводческие труды преп. Максима на Руси. Взаимоотношения с митрополитом Варлаамом. Конфликт Максима Грека с митрополитом Даниилом. Суды над преп. Максимом в 1525 и 1531 гг. и его последующее заточение. Взаимоотношения преп. Максима и Вассиана Патрикеева. Литературные труды Максима Грека. Преп. Максим в период правления св. митрополита Макария. Митрополит Московский и всея Руси Иоасаф (Скрипицын). Продолжение боярской смуты. Низложение Иоасафа. Лекция 21 Митрополит Московский и всея Руси св. Макарий, его происхождение и начало церковной деятельности. Св. Макарий в бытность его Новгородским архиепископом. Поставление св. Макария на митрополию и его взаимоотношения с Шуйскими. Первые годы княжения Иоанна IV, влияние боярской смуты на его характер. Роль св. Макария в воспитании государя. Начало самостоятельного правления Иоанна IV, его венчание на царство. Начало преобразований в церковной жизни и государственно-политической системе. Протопоп Сильвестр и «Избранная Рада». Канонизационные Соборы 1547 и 1549 гг. Земский Собор 1550 г. Стоглавый Собор 1551 г. и его значение для церковной и государственной жизни. Окончание работы св. Макария над «Четьими-Минеями». Лекция 22 «Собор на еретиков» 1553-1554 гг. Обнаружение новой ереси. Дело Матвея Башкина. Осуждение старца Артемия, архимандрита Феодорита и проч. Феодосий Косой и его еретические убеждения. Дело дьяка Висковатого. Взятие Казани Иоанном Грозным. Собор 1555 г., образование Казанской архиепископии. Св. Гурий и Герман Казанские и св. Варсонофий Тверской, их миссионерские труды. Покорение Астрахани и ее христианизация. Русская духовная литература середины XVI в., Ермолай-Еразм, Зиновий Отенский, протопоп Сильвестр и др. Начало книгопечатания в Московском государстве. Диакон Иоанн Федоров и его ученики. Лекция 23 Причины перемен в характере царя Иоанна Грозного, обусловившие переход к тираническому правлению и массовому террору. Начало Опричнины. Русская Церковь во время опричного террора. Митрополит Афанасий. Попытка поставления св. Германа Казанского на митрополию. Подвиг святителя Филиппа (Колычева). Митрополит Кирилл III. Поход Иоанна Грозного на Новгород. Митрополит Антоний и Соборы 1573 и 1580 гг. по вопросу о церковном землевладении. Митрополит Дионисий. Кончина Иоанна Грозного и воцарение Феодора Иоанновича.

http://sedmitza.ru/lib/text/436227/

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Объявления Программа работы нашей секции на XXIII МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЯХ Уважаемые коллеги, друзья! Всем кому интересно современное педагогическое пространство! Напоминаем о Рождественских образовательных чтениях. Просим Вас ознакомиться с программой работы нашей секции. XXIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ 21-23 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА. Секция: «Психолого- педагогические условия реализации ценностного наставничества в православном образовании» Обобщение опыта работы инновационной площадки «Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы христианских ценностей» Место проведения - Храм Христа Спасителя, пресс-центр, вход со стороны набережной. Время проведения - 23 января 2015, 9.30-12.30 Председатель секции - Епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний Сопредседатели: Битянова Марина Ростиславовна (кандидат психологических наук, директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», главный редактор журнала: «Классное руководство и воспитание школьников») Склярова Татьяна Владимировна (доктор педагогических наук, декан Педагогического факультета, зав.кафедрой социальной педагогики ПСТГУ) Координатор работы секции - Беглова Татьяна Владимировна. Программа: 1. Епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний. Вступительное слово. 2. Склярова Т.В. Вопросы развитие субъектной позиции учащихся в современной психологии развития. 3. Битянова М.Р. Психолого - педагогические технологии формирования субъектной позиции учащихся. 4. Презентация методической работы инновационной площадки. Представление опыта разработки уроков и мероприятий, направленных на развитие субъектной позиции учащихся: - Себина Е.Н. Православная классическая гимназия «Радонеж». Профориентационное мероприятие для учащихся 9-10 классов: «Нам любые дороги дороги...» - Яшина И.Г. Центр образования «Знак». Урок биологии в 9 классе. - Ковылина О.С. Школа «Ника». Формирование субъектной позиции на уроках литературы. От образца к выбору. - Мулюкина Т.В. Православный Центр непрерывного образования во имя преп. Серафима Саровского. Мероприятие «Библейский Вечер» на тему «Священное Писание о дружбе и отношениях» © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/notices/...

Григорий Цамблак, митрополит Киевский (1415–1419 гг.), говорил о Киприане как о «брате нашего отца» (195, с. 185). Обычно это понимали в том смысле, что Киприан был дядей Григория и, соответственно, Цамблаком. Но текст может говорить и о духовных узах между Киприаном и патриархом Евфимием Тырновским, общим «отцом» всех болгарских монахов (ср. 70, с. 372–382). 566 Он сам говорит о себе как о постриженнике Святой Горы в «Ответах» св. Афанасию Высоцкому (236, стлб. 263). 567 102, II, 118. 568 Он сам называет это число в крайне интересном личном послании преп. Сергию и другим монахам, написанном 23 июня 1378 года. (236, стлб. 181–182 и Приложение 8). В письме также содержатся сведения о его деятельности в 1376–1378 годах. 569 Поставление епископа на Владимиро–Волынскую кафедру, которая подлежала юрисдикции митрополита Галицкого, показывает, по–видимому, что Антоний Галицкий умер до 1375 г. и что Филофей передал «Малую Русь» в ведение Киприана. То же подтверждается, как будто, назначением в 1381 году нового митрополита Галицкого (его имя неизвестно) патриархом Нилом (149, V, с. 305; ср. 239, с. 536). 570 218, с. 374. 571 См., в частности, 229, с. 104–105. 572 См. гл. 8. 573 «Они изрыгают хулу на нашего брата митрополита». — Послание преп. Сергию, 236, с. 180. 574 102, II, 13–14. 575 246, с. 395. 576 Преп. Епифаний, «Житие преп. Сергия», изданное Н. С. Тихонравовым, с. 55–56. 577 102, II, 14; ср. также 239, с. 462. 578 246, с. 401. Заманчиво отождествить этих двух протодьяконов с известными византийскими специалистами по русским делам — Георгием Пердикой и Иоанном Докианом, ср. 233, с. 48–49. 579 Одна из причин этого пробела в том. что в патриаршем реестре нет ни одного акта, относящегося к правлению патриарха Макария (1376–1379 гг.), поставление которого прогенуэзским императором Андроником IV расценивалось как незаконное. 580 Русские историки дебатировали вопрос о том, были ли «сурожане» армянами, греками, итальянцами или русскими купцами, связанными с Сурожем. (В. Е. Сыроечковский, «Гости–сурожане», М., 1935; В. Е. Левченко, «Очерки по истории русско–византийских отношений», М., 1956, с. 525–526; 244, с. 22 и др.). Вопрос о национальности сурожан нам кажется совершенно второстепенным. В летописях вполне определенно описана их политическая роль как генуэзских дипломатических агентов, сторонников татар. 581

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Георгий Монах (IX век), а вслед за ним Никифор Каллист (XIV век) называют преп. Марка учеником свт. Иоанна Златоуста. Но и это по основаниям, изложенным в исследовании, является маловероятным. В конце XIX века И. Кунц на основании «Послания к монаху Николаю» предположил, что преп. Марк был настоятелем монастыря близ Анкиры в Галатии, после удалился в пустыню, возможно пустыню Иудейскую. И, возможно, именно о нем, как об отшельнике авве Марке, содержится повествование в «Луге духовном » Иоанна Мосха. Гипотеза И. Кунца о том, что преп. Марк был настоятелем монастыря в окрестностях Анкиры, получила широкое распространение среди современных исследователей. Г. Чедвиг попытался отождествить преп. Марка с тем Марком, о котором упоминает в своих двух письмах Севир Антиохийский, как о, возможно, уклонившемся от правильного для него вероисповедания (монофизитства). Но другие исследователи привели серьезные доводы против этой гипотезы и сейчас её можно считать опровергнутой. Рассматривая исторические свидетельства и современные гипотезы относительно жизни преп. Марка, следует признать, что нет надежных сведений ни о жизни, ни даже о том, где жил преп. Марк. Если ранее преп. Марк ассоциировался преимущественно с египетским подвижником, описанным у Палладия и Созомена, то в современной литературе преобладает версия, что местом жительства преподобного писателя была Малая Азия. С большей уверенностью, исходя из времени датировки трудов «О Мелхиседеке» и «Против несториан», можно сказать только то, что преп. Марк жил в начале IV века. Во втором параграфе «Свидетельства древних церковных авторов о творениях преп. Марка» приводятся сведения о прямом и косвенном цитировании творений преп. Марка древними церковными писателями, а также их отзывы на эти творения. Первое по времени упоминание о творениях преп. Марка содержится в «Душеполезных поучениях» преп. аввы Дорофея Газского (VI век). Его слова приводят преп. Иоанн Лествичник (ок. 575 – ок. 650), преп. Исихий Синаит (вероятно VIII-X век) , преп. Иоанн Дамаскин (до †754 г.). О клевете на сочинения преп. Марка и их несостоятельность пишет преп. Феодор Студит(†826 г.).

http://bogoslov.ru/article/3508099

Многократно приводит слова преп. Марка преп. Исаак Сирин (VII  век) в части аскетического учения. Среди других сирийских авторов Церкви Востока преп. Марка упоминают Авраам из Кашкара (†588), Бабай Великий (†661), Симеон д-Тайбуте (Милостивый) (ок. †680 г.). Свт. Фотий Константинопольский (ок. †896 г.) последовательно описывает в «Библиотеке» все творения преподобного, за исключением сочинения «Против несториан». Георгий Монах (IX век) заимствовал у преп. Марка повествование о Мелхиседеке в своей «Хронике». О творениях преп. Марка упоминает преп. Симеон Новый Богослов (†1022). Свв. Каллист и Игнатий Ксанфопулы (XIV век), помимо аскетического учения, также приводят богословское учение преп. Марка о таинстве Крещения, по которому в Крещении подается совершенная благодать Святого Духа, открывающаяся по мере исполнения заповедей.  Ссылаясь на преп. Марка преп. Григорий Синаит (†1346) пишет о том, что дар Святого Духа открывается исполнением заповедей через великий и долговременный труд. В третьем параграфе «История текста творений» даются краткие сведения о рукописях, содержащих творения преп. Марка, о древних переводах и об издании творений преп. Марка.  Известно более сорока греческих рукописей с творениями преп. Марка (до XVI в.), самая древняя из которых датируется IX веком. Значительные расхождения между ними дают основания предполагать, что сохранилась лишь их незначительная часть. До нашего времени дошло двенадцать сирийских рукописей, среди которых и наиболее древний текст преп. Марка, датируемый 533–534 годами. Творения преп. Марка переводились на арабский и грузинский. Наиболее древние из извесных нам рукописей с переводами на эти языки датируются X веком.  После изобретения книгопечатания, с XVI века, творения преподобного стали издаваться на Западе. На Востоке в XVIII веке часть творений было издано в составе «Добротолюбия». В конце XIX века в монастыре св. Саввы в Иерусалиме ученым А. И. Пападопуло-Керамевсом была обнаружена рукопись XIII века, содержащая помимо всех известных творений преподобного, ранее неизвестное слово «Против несториан» .Свою находку он опубликовал в 1891 году в Санкт-Петербурге.

http://bogoslov.ru/article/3508099

Свт. Филарет Черниговский включил сведения о преп. Марке в общий курс патрологии. В «Историческом учении об отцах церкви» , вышедшем в 1859 году, данные о жизни преп. Марках берутся из «Лавсаика» Палладия Еленопольского, церковных историй Созомена и Никифора Каллиста и из синаксаря греческой минеи. Свт. Филарет настаивает на том, что автором рассматриваемых нами сочинений является отшельник Марк Нитрийский. Святитель замечает, что наставления преподобного не во всем сходны с учением блж. Августина . Очевидно, он имеет в виду различие между блж. Августином и преп. Марком в учении о соотношении благодати и свободы воли в деле спасения. Несколько строк преп. Марку уделил профессор П. С. Казанский в своем труде «Об источниках для истории монашества египетского в IV и V веках». Сказав о близости по духу творений преп. Марка преп. Макарию Великому, он отмечает, что нет данных для определения времени его жизни. Так же, ссылаясь на издателя творений преп. Макария Великого Ж. Флёсса, П. С. Казанский приводит необычное предположение, что если преп. Марк есть тот Марк, о котором говорится в XX главе «Лавсаика», то он может быть одним лицом с преп. Макарием Александрийским. То есть, повествуя о Марке, преп. Макарий Александрийский рассказывал, таким образом, о себе. Профессор Н. И. Барсов в «Очерках из истории христианской проповеди » говорит о близком сходстве слов преп. Марка с сочинениями преп. Макария Великого. При этом Н. И. Барсов ссылается на сочинение «Главы о трезвении», хотя уже в то время авторство этого труда оспаривалось. В результате он делает вывод о том, что оба проповедника жили в одно и то же время и в одном и том же месте, обмениваясь мыслями и пользуясь сочинениями друг друга. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона относит преп. Марка к египетским отшельникам IV века. Отмечается важность для догматического богословия беседы преподобного «О Крещении» за изложение в ней учения о свободе воли. В словаре отмечается, что за это учение Римско-католическая церковь причислила сочинение к числу пелагианских и включила в состав запрещенных книг.

http://bogoslov.ru/article/3508099

Среди наиболее знаменитых обителей, чье появление связано с кругом преп. Сергия следует отметить основанные им самим Зачатьевский Высоцкий монастырь в Серпухове; Богородице-Рождественский Бобренев и Богоявленский Голутвин - вблизи Коломны; Успенский Дубенский на Стромыни и Успенский Дубенский на Острову - вблизи Дмитрова; Борисоглебский - неподалеку от Ростова Великого. Преп. Никон Радонежский явился продолжателем дела своего учителя, став еще в последний год его жизни вторым по счету игуменом Троице-Сергиева монастыря. Другие ближайшие ученики преп. Сергия дали начало множеству новых обителей. Уже упоминавшийся препп. Сергий Нуромский и Павел Обнорский основали одноименные монастыри в вологодских пределах, в обширном Комельском лесу. Здесь же подвизался еще один ученик Сергия - преп. Сильвестр Обнорский. Преп. Авраамий Чухломский основал несколько обителей в Костромских и Галичских землях, где наиболее известен Покровский Авраамиев Городецкий монастырь на Чухломском озере. Неподалеку отсюда возникла и Галичская Предтечева обитель преп.Иакова Железноборского. Преп. Мефодий Пешношский основал свою Никольскую обитель вблизи Дмитрова. Преп. Савва Сторожевский, третий по счету Троицкий игумен, позднее перебрался под Звенигород, где создал знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь. Родственник Сергия - преп. Никита - основал свою Богоявленскую обитель в Костроме. Другой сродник Игумена, его племянник Феодор, о котором мы уже упоминали как об архиепископе Ростовском, - основал в окрестностях Москвы Симонов мужской монастырь, а позднее - Ростовский Богородице-Рождественский девичий. Из Симоновой обители вышел преп. Кирилл Белозерский, который не являясь непосредственным учеником Сергия, был его близким другом и собеседником. Духовное родство Кирилла с Игуменом всея Руси также ставит его в число ближайших преемников Сергия. Кирилл основал свой знаменитый Кириллов-Белозерский монастырь, который в течение всего XV столетия продолжал воспитывать подвижников, основывавших новые обители. В их числе был и преп. Зосима, положивший начало Соловецкому монастырю. Сподвижник преп. Кирилла - преп. Ферапонт, - вышедший также из Симонова монастыря, дал начало Ферапонтову монастырю на Белом озере и Лужецкому вблизи Можайска.

http://sedmitza.ru/lib/text/436269/

Большой резонанс вызвала гипотеза Г. Чедвига, который предположил, что преп. Марк жил в V–VI веках и был монофизитом, являясь настоятелем монастыря близ Тарса. Но подтверждения эта гипотеза не получила. По другой гипотезе, выдвинутой Ж. Грибомоном, преп. Марк был египетским «антиоригенистом», писавшим в самом начале V века. Ж. Грибомон является автором статей о преп. Марке в «Dictionnaire de spiritualité» и «Encyclopedia of the Early Church». Наиболее ценными исследованиями о преп. Марке являются статьи Ж.-М. Дюрана в издании текстов преподобного в серии «Sources Chrétiennes» (тома 445 и 455). Он дает оценку гипотез о том, кем был преп. Марк, в какое время он жил, кратко освещает вопрос истории текста, анализирует каждое из сочинений преподобного. Ученый предположил, что «Послание к монаху Николаю», на котором строятся гипотезы о том, что преподобный был настоятелем монастыря в Анкире, на самом деле преп. Марку не принадлежит, так как сильно отличается от других творений преподобного. Но, несмотря на это, Ж.-М. Дюран склоняется к тому, что преп. Марк жил в небольшом городе Малой Азии и писал в конце IV — первой трети V века. Источниковую базу исследования составили критическое издание творений преп. Марка в «Sources Chrétiennes», сочинения церковных писателей содержащиеся в PG, PL, ACO, SC, TLG, а также переводы на русский язык. Научная новизна исследования определяется тем, что в ней впервые систематически изложено и проанализировано богословие всего корпуса трудов преп. Марка Подвижника. Положения выносимые на защиту: 1. Преп. Марк Подвижник является диофизитом, недопускающим слияния природ во Христе. У преподобного встречаются неудачные выражения в христологии, которые не являются догматическими заблуждениями. Вызваны они были необходимостью дать немедленный ответ на ереси несториан и мелхеседекиан. 2. Учение о соотношении благодати и свободы воли у преподобного находится в единстве с богословием восточных святых отцов, по которому для спасения необходимы как благодать Божия, так и усилие самого человека. Неверным является утверждение о том, что добродетели, по учению преп. Марка, основываются исключительно на естественных способностях человека. Также неверно и обратное утверждение о наличии в творениях преподобного категорической дилеммы по вопросу соотношения благодати и аскетического подвига, в которой преп. Марк отстаивает действие благодати.

http://bogoslov.ru/article/3508099

Критическое издание всех творений преп. Марка было подготовлено Ж.-М. Дюраном в серии «Sources Chrétiennes». В томах 445 (1999 г.) и 455 (2000 г.) содержатся все творения преп. Марка с новым французским переводом и вводными статьями. В критическом аппарате издания учтены восемнадцать рукописей из сорока проанализированных. На сегодня это лучшее издание творений преподобного. В четвертый параграф «Переводы на русский язык» выделена история перевода творений преп. Марка на русский язык. Рукописи творений преп. Марка имелись в библиотеках Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоцкого  монастырей. Его цитировали преп. Нил Сорский и преп. Иосиф Волоцкий. Преп. Паисий (Величковский) перевел творения преп. Марка на славянский язык в составе «Добротолюбия», изданного в Москве в 1793 году. На русский язык преп. Марка первым начал переводить прот. Герасим Павский (1787–1863), публикуя переводы в журнале «Христианское чтение» (с 1821 года). В 1858 году в Оптиной пустыни было подготовлено издание новых переводов творений преподобного. Для них использовался и перевод прот. Герасима Павского. На перевод Оптиной пустыни опирался свт. Феофан Затворник, включивший ряд творений преподобного в первый том русского «Добротолюбия», изданного в 1877 году. В 1900 году А. Юрьевский перевел работу «Против несториан». Б. Барчунов, студент ПСТБИ, в качестве дипломной работы заново перевел это сочинение. Перевод слова «О Мелхиседеке»был выполнен в 1850-е - 1860-е годы неизвестным автором, но так и остался в рукописи. Наш перевод, произведенный заново по критическому тексту «Sources Chrétiennes», помещен в  Приложении 2. Вторая глава «Обзор творений преподобного Марка» состоит из десяти параграфов. В девяти из них содержится обзор творений преподобного. В десятом параграфе приводится история тех сочинений, которые приписывались преп. Марку, но к настоящему времени однозначно установлено, что они ему не принадлежат. Бесспорно преп. Марку Подвижнику принадлежат следующие шесть сочинений: «О законе духовном», «О тех, которые думают оправдаться делами», «O покаянии», «О святом Крещении», «Советы ума своей душе» и «Прение со схоластиком». В пользу единства их автора свидетельствует единство их содержания. Особняком стоит «Послание к монаху Николаю», содержание которого не позволяет однозначно причислять его к творениям преподобного. Было выдвинуто предположения, что и сочинения «О Мелхиседеке» и «Против несториан» не принадлежат преп. Марку. В диссертации приводятся аргументы, показывающие неверность этого предположения.

http://bogoslov.ru/article/3508099

Последование Божественной Литургии. Возглас диакона перед Символом веры: Двери, двери, премудростию вонмем! 219 απερως — без опыта от η πειρα — «проба, опыт, испытание, искушение, попытка». 220 Быт.3:24. 221 Быт.3:7. 222 Например, св. Иоанн Дамаскин в Точном изложении гл. О Рае (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… С.147); преп. Симеон Новый Богослов в Слове 25 (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. С.226). 223 В основе лежит учение преп. Симеона Нового Богослова о духовных чувствах, то есть внутренних, которые заменяют внешние чувства, и именно они являются органами созерцания. Предшественниками этого учения были Ориген, св. Григорий Нисский, преп. Макарий, преп. Максим Исповедник. См.: преп. Никиты Стифата Сотницы 1:8–9 (Добротолюбие. Т.5. С.84). Ср.: гл.38 данного трактата. 224 βλπτω — «наносить ущерб, вредить», используется для обозначения духовного вреда. 225 1Kop.2:14. 226 Рим.7:4. 227 1Kop.2:13. 228 Ср., преп. Никита Стифат. «Третья умозрительных глав сотница. 78»: «Не имея силы разуметь его, — так как все, содержащееся в Божественном Писании, духовне востязается (1Kop.2:14), — Божеских ли или человеческих дел то касается, — он насмехается над теми, кои духовне то рассуждают (1Kop.2:13), и таковых не духовными и не Духом Божиим водимыми именует, а возводительными, (по произвольному наведению открывающими духовный смысл в Писании), и их слова и духовные разумения извращает и перетолковывает по своему смышлению» (Добротолюбие. Т.5. С.157–158). 229 Преп. Никита Стифат. О Душе. 27, 30. 230 Ср., преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические 2:22. (Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С.542). 231 Мф.5:5. 232 Лк.17:21; (в тексте трактата замена Царство Божие на «Царство Небесное») 233 πιστς — верный, верующий. По определению преп. Симеона Нового Богослова, верность заповедям служит чертой разделения верных от неверных (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С.222–223). 1Kop.6:19. 234

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010