Преп. авва Дорофей. Поучение 7. С. 97.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1, § 175.    Цветник духовный. Ч. II. С. 55.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1, § 92; иером. Алексий Шепелев//Свет Печерский. 1918, 23. С. 364.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве, § 335, п. 6. С. 104; свт. Василий Вел. Творения. Ч. I. М., 1853. С. 384; преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 165. C. 93—94; п. 186. С. 108—109; Ср.: Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 9.    Иером. Арсений. Маргарит. С. 164.    Там же.    Тертуллиан. О молитве Господней, XXII.    Свт. Иосиф Волоколамский//Цветник духовный. Ч. I. С. 55.    В житии схиархм. Гавриила.    Помещается в Большом Требнике и в некоторых старых изданиях Молитвослова Киево-Печерской Лавры.    Игум. Антоний. Письма, п. 88. С. 98; см. у него же о молитве в скорбях (п. 11. С. 12); еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 1. С. 275—276; свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 102.    Часослов Тропарь, гл. 8-й на 3-м часе.    Триодь Постная. Среда 1-й седм. Тропарь на 6-м часе.    Ирмосы 4-й и 5-й Воскресные, 8-го гласа.    Игум. Антоний Оптинский советует читать эту молитву, находясь в унынии (п. 2. С. 34).    Тропарь праздника в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».    Тропарь иконе Божией Матери Казанской.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к монашествующим. С. 330, 53; свт. Тихон Задонский. Творения T. I. Изд. V, п. XIX. С. 236 и 223.    Он же. Письма к мирянам, п. 94. С. 192.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 202. С. 194; ср.: п. 25. С. 36.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 20. С. 32—33.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 183. С. 180.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 163—164.    Там же. С. 463.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I. С. 336.    Еп. Феофан Затворник. Письма.//Санкт-Петербурский Духовн. Вестник. 1891. 41. С. 812—813.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Толков. 11 на Матф. С. 108—109; см. также: Беседа 39 на Быт.    Филарет, митр. Московский. Сборник мыслей и изречений. М., 1897. С. 42.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Ты выражаешь свое удивление, какая великая сила сокрыта в исповедании борющих помыслов. Не удивляйся этому. И самое монашество есть тайна, а откровение помыслов духовным отцам, как монашествующих, так и других лиц, составляет существенную часть Таинства покаяния (преп. Амвросий). Откровение святыми отцами положено, чтобы легче спастись. Ибо путь спасения вообще труден, но кто спасается с откровением и вопрошением старших, тот много облегчает себе этот трудный путь! Спасайся! (преп. Анатолий). ...Матушке... не укосневай открывать все от врага навеваемые помыслы, и сие ко исцелению тебе послужит... (преп. Лев). Надо говорить помыслы м. И., помыслы и ослабеют. А откуда они, от гордости (преп. Амвросий). Помыслы записывать каждый день. А когда пойдешь к м. И. (для откровения), то выпиши их вообще, например, сердилась и т. п. (преп. Амвросий). все должно говорить; сказать, что осуждаю, и помыслы приносятся, а повторять их не надо. Это враг наносит. Ефрем Сирин называет это лаянием бесовским. Если спросит: какие? — тогда можно сказать (преп. Амвросий). ...Ходить на откровение легче всего и спасительнее. А потому ходи и все открывай (преп. Анатолий). Чужие дела не передавай (преп. Амвросий). Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей (преп. Амвросий). Батюшка строго приказывал — чужих грехов не говорить матушке Игуменье, но себя винить (преп. Амвросий). Надо говорить: приходят помыслы хульные против вас и осуждающие. (Если бывают помыслы против старицы или старца) (преп. Амвросий). Не рассказывать, где что делается (преп. Амвросий). Помыслы те надо говорить, которые беспокоят. Иной помысл целый день приражается, и ничего, а другой враз оцарапает — тот и нужно говорить (преп. Амвросий). Открывать помыслы очень полезно. Старайся держаться этого пути... (преп. Анатолий). Открывай, что можешь... Если не исправляешься, укоряй и осуждай себя. Господь и это примет за доброе дело (преп. Анатолий). К Матушке ходить я никого не понуждаю. А только советую, потому что на себе испытал, что открывать помыслы — облегчает тяготу душевную. А страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не сестринских) немощей и считай себя достойною скорбей (преп. Анатолий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? — то скажи своему помыслу: теперь поздно говорить — опоздала (преп. Амвросий). Будь сама к другим снисходительна (преп. Амвросий). Нужно ближнего успокаивать, — и с тобой то же может быть (преп. Амвросий). Сама живешь нерадиво, а с других строго требуешь, чтобы исполняли все (преп. Амвросий). Ты молчи пред всеми, и тебя будут все любить (преп. Амвросий). Шуточками лучше высказывай, когда непокойна (немирна на кого) бываешь (преп. Амвросий). Не должна вмешиваться в их (вместе живущих) спор. А уйди в свою келью, возьми бутылку воды и полей между ними; особенно же каждой можно говорить. Скажи К.: мы без щей насидимся, — ни я, ни ты не умеем варить, а другой скажи: потерпи — она Петербургская (преп. Амвросий). Не должно выбирать сестру по духу, а то будет по плоти (преп. Амвросий). Будь проста, и все пройдет. Считай себя хуже N. Если будешь внимать себе, то найдешь, что ты действительно хуже N. (преп. Амвросий). Смотри на всех просто (преп. Амвросий). Жить просто значит не осуждать, не зазирать никого. Например, идет Е—да. Прошла, и только. Это значит, думать просто. А то при виде проходящей Е—ды подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у ней такой-то. Вот уже это непросто (преп. Амвросий). Если непокойна то скажи: все по своим местам! Себе внимать и Авву Дорофея читать! — Напиши это и где-нибудь приколи (преп. Амвросий). Ты ей, N, раз уступишь, а она тебе десять раз (преп. Амвросий). Когда ты непокойна на N, то клади поклоны от 3 до 9 с молитвой: Господи, якоже веси, помози рабе Твоей N.. и за ее молитвами меня, окаянную, помилуй. — Тогда клади поклоны, когда непокойна (немирна), а то не надо (преп. Амвросий). ...Ты пошла книзу, что скоро и жизни не рада будешь. Как говорят: ни Богу свеча, ни миру калач. Что святые отцы хвалят, каким путем сами они шли и нам по любви своей для нашего облегчения завещали, ты поносишь, — говорю о пути старчества и откровения помыслов. Куда ты готовишь себя? Или надеешься избежать врат смерти? Ей, не избежишь! Пощади себя, сестра! (преп. Анатолий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

712 Сар. de charitate I,22 [p.n.I,98]. Ер.16, PG.91, 577А, p.334. Евагрий, Cap.pract. 10, PG.40, 1224C; р.п., с.572 [с.99, гл.19]. 714 Ibid.I,66 [p.n.I,103]; cp.IV, 89 [p.n.I, 144]. Liber ascet. 8, PG.90, 917B, p.370 [p.n.I,78]. Евагрий, Cap.pract.26, PG.40, 1228D; р.п., с.575 [с.102,гл.37–38]. 715 Сар. de charitate I,80 [p.n.I,104]. Евагрий, Cap.pract.11, PG.40, 1224C; р.п., с.572 [с.99,гл.20]. 716 Orat. Dom. expositio, PG.90, 885A-B, p.351 [p.n.I,190]. Ep.2, PG.91, 396A-B, p.220 Ambigua, PG.91, 1205B, f.180a. Cap.de charitate IV, 82 [p.n.I, 143]. Преп. Марк Подвижник , De his qui putant 156(168), PG.65, 953D; р.п., с.74; 45(47), ibid. 937A с.51. Так как гнев питается гордостью, то в борьбе с ним необходимо стяжание смирения: Praecepta salutaria 8, PG.65, 1041А-В, р.п., с.284. 718 Cap.de charitate I,63,91; II,72; IV,50 [p.n.I,102,106,117,139]. Евагрий, Cap.pract. 5.48, PG.40, 1224A. 1245C; р.п., с.571. 585 [с.96, гл.5]. Преп. Исихий, Cap.de temperantia I,70, PG.93, 1504В; р.п., с.173 (« Cap.de charitate IV,50 [p.n.I,139]). 719 Cap.de charitate I,91; II,20.71 [p.n.I,106,109–110,117]. – В помыслах – главное искушение для монаха. Евагрий Cap.pract. 46, PG.40, 1233А; р.п.,с.577 [с.108,гл.74]; 32, 1229C-D, с.576 [с.105,гл.51]. 722 Ibid. IV,48; II.47 [p.n.I,139,113–114]. Евагрий, Cap.pract.6, PG.40, 1224A; р.п., с.571 [с.99, гл.15]. 723 Сар. de charitate IV,48; III,64,3 [p.n.I,139,129]. Преп. Марк Подвижник , De baptizmo, PG.65, 1021B; De lege spiritual! 108 (106), 917D; р.п., с.173–174. 26; De his qui putant 111(114),119(122),158(170), ibid. 945D,948C,956A, с.64,74. Преп. Исихий, Cap.de temperantia 44, PG.93, 1496A; р.п., с.168. Авва Дорофей , Doctrina X,5. XII,5. PG.88, 1729В,1756С; р.п., с.124–125,149. 724 Liber ascet. 18, PG.90, 925B, p.375 [p.n.I,81]. См. о трезвлении у преп. Исихия, Cap.de temperantia I,1. 3, PG.93, 1480D. 1481C; р.п., с.157,158. 725 Cap.de charitate II,19; III,43 [p.n.I,109,126]. Ep.14, PG.91, 537D-540A, p.309–310. Преп. Исихий, Cap.de temperantia I,21, PG.93, 1488A, с.161; преп. Марк Подвижник , De his qui putant 87,88 (94,95), PG.65, 944A; р.п.,с.59. Преп. Максим (как это ни странно) ничего не говорит о молитве Иисусовой, о чем так много говорят уже преп. Исихий и блаж. Диадох.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

При возмущении сердца храни молчание, но не злобное, а ежели видишь, что злобные помыслы тайно в тебе действуют, отойдя, помолись Богу за оскорбивших тебя и проси помилования их молитвами: старайся всегда находить в себе вину, ежели в тот раз и не подала вины, то за прежние грехи посылается укоренив и для обличения нашего бедного устроения. (преп. Лев) Мы должны о себе смиренно мудрствовать и посмирней мечтать. А где смирение, там неподалеку и спасение! (преп. Лев) Если очень зацепят тебя, скажи себе: «Не ситцевая, не полиняешь». (преп. Аивросий) Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет. (преп. Амвросий) Кто уступает, тот больше приобретает. (преп. Амвросий) Смиряйся, и все дела твои пойдут. (преп. Амвросий) Иди мытаревым путем, и спасешься, — говори: Боже, милостив буди мне грешной! (Лк.18:13). (преп. Амвросий) Будем мирны и смирны, паче же смиренны.- Тогда все будет на пользу нам, по слову Писания: чистым все чисто (Тит.1:15).- Да будет и у нас все чисто-начисто. (преп. Амвросий) Смирение в том и состоит, чтобы никого не осуждать и не укорять и иметь одежду и обстановку в келье простую. (преп. Амвросий) Дарований никаких не ищи, а лучше старайся усвоить матерь дарований — смирение,- это прочнее. (преп. ) Смиренные не вникают в глубину недоведомых, но смиряют свой помысл, и по времени Бог вразумит их. (преп. Макарий) В случае какого-либо поползновения в делах, словах и мыслях необходимо тотчас раскаиваться и, познавая свою немощь, смиряться и понуждать себя видеть свои грехи, а не исправления; от рассматривания грехов приходит человек в смирение и сердце сокрушенно и смиренно стяжавает, которого Бог не уничижит. (преп. Иларион) Читая учение святых отцев, не пари высоко, но, видя свою нищету, нисходи во глубину смиренномудрия; оно и едино спасти может, а без оного и все наши дела и добродетели не принесут пользы. (преп. Макарий) СМУЩЕНИЕ В смущении нет никакой пользы, а величайший вред; оно есть вражия колесница, не попускает излить сердца своего пред Богом с покаянием. (преп. Макарий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Как и многие другие сестры, она поступила в Дивеево из послушания преп. С. Все высказывания преп. С., которые она приводит, примечательны: она была одной из его сокровенных собеседниц. 219 1/2 – низ. Преп. С. объясняет ей, почему он отделил девушек от сестер, уже бывших замужем. В отличие от последних девушки более послушны. Подобно молодым березкам, они могут согнуться и снова распрямиться. Но спасены будут все. 269 низ – 270 1/2 и 230 низ – 231 1/3. Преп. С. призывает Марию поступить в Дивеево. Намекая на ее будущие болезни, он напоминает ей о Марии Семеновне (см. заметку о ней). «Ты не жалуйся на меня, убогого Серафима, за то, что против твоего желания призвал в мою обитель; не я, а сам Господь и Божия Матерь тебя привели, а я только постарался о тебе. Вы знаете, какое здесь было вражье жилище, но милосердый Господь по своему человеколюбию и благости дозволил мне прогнать все сатанинские полчища!» 749 1/2. В 1867 году Мария видит во сне небесную обитель преп. С. МАРИЯ СЕМЕНОВНА МИЛЮКОВА, схимонахиня МАРФА. В 1823 году в возрасте тринадцати лет она «увязалась» в Дивеево за своей сестрой Прасковьей. Преп. С. взял ее в общину, и там она умерла в 1829 году в девятнадцать лет (172 верх – низ). Преп. С. сам постриг ее в монашество и даже в высшую степень монашеского чина. Она – игуменья небесной обители (общины) Дивеева и небесная невеста преподобного Серафима (185 1/3 и 234 1/3). «Весь род ваш по ней спасен будет!» (267 2/5). Милюковы (или Мелюковы) были зажиточными крестьянами, преданными преп. С. Прасковья – одна из наиболее заметных дивеевских сестер. Ее брат Иван помогал преп. С., а позже стал монахом в Сарове. Три дочери Ивана стали монахинями в Дивееве (см. заметку об одной из них: Елене Ивановне). 9 дек. 1825 года, при создании Мельничной общины, преп. С. идет молиться в дальнюю пустыньку и берет с собой будущую настоятельницу Прасковью Степановну и будущую небесную игуменью Марию (183 низ – 185 1/2). Преп. С. дал Марии множество пророчеств о будущей лавре и, зная о ее близкой смерти, велел ей передать многие из них Устинье Ивановне (235 1/2 – 236 1/5); текст, повторенный (270 1/2 – 271 2/3). Преп. С. предсказал, что тело ее останется нетленным и только губы подвергнутся разложению за то, что, уступив настояниям сестер, она рассказала им больше, чем дозволил преп. С. Но Устинья Ивановна пересказывает немногие из этих тайн: лишь то, что было важно знать сестрам (см. заметку о ней). Примечательно, что предсказания преп. С. наиболее личного характера до нас не дошли. То же касается и предсказаний Мотовилову, о. Василию и Ксении Васильевне (см. с. 181–187).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Cap. de charitate II,15. 16; III,42; I,83 [р. п. I,109,126,105]. Окончательную формулировку неопределенным влечениям страстных сил придает своим склонением к ним ум (Quaest. ad Tahl. LXV, 90, 740С, р.276 [cap. quing. V, 23]; Ambigua, PG.91, 1201C, f.178b). Этим объясняется важное значение, которое придается помыслу в образовании страсти. 590 Сар. de charitate I. 65 [р. п. I,102]. Quaest. ad Tahl. XVI, PG.90, 301C, p.35 [р. п. II, 62] (cap. quing. I,60); LXV, 744D- 745A, p.279 (cap. quing. V, 28). Еваг–рий, Cap. pract. 26, PG.40, 1228D; р. п., с.575 [с.102, гл.37,38]; ср. преп. Исихия, Cap. de temperantia I,72, PG.93, 1504В; р. п., с.173 (=Cap. de charitate IV, 52 [р. п. I,139]); II,41 (р. п.143), 1524В, с.188. 591 Cap. de charitate I,63; III,53. 38; I,94 [р. п. I,102,127,126,106]. 592 Cap. de charitate I,84. 83 [р. п. I, 105]. 593 Cap. de charitate II,84: III,43 [р. п. I,118–119,126]. О простом помысле см. у Евагрия, Cap. pract. 71, PG.40, 1244В; р. п., с.584 [с.124, гл.12]; преп. Исихия, Cap. de temperantia II,61 (р. n.163), PG.93, 1232В, с.193. Προσβολη, πρληψις, συγκατθεσις см. у преп. Марка Подвижника, De lege spirit. 141. 140. 142 (р. п.140. 139. 141), PG.65, 921D-924A; р. п., с.32 (в Добротолюбии, т. I, такой же счет глав, как и в р. п.); Προσβολη, συνδυασμς, συγκατθεσις у преп. Исихия, Cap. de temperantia I,46, PG.93, 1496B-C; р. п., с.168. 594 Quaest. et dubia 31, PG.90, 812B. p.312. Cap. de charitate III,42, 41; I,87 [р. п. I, 126. 105]. Cp. Quaest. ad Tahl. LV, PG.90, 541A, p.167 [р. п. II,198] (cap. quing. II,90). — Не»приражение» — грех, а дружеская беседа с ним: преп. Марк Подвижник, De baptizmo, PG.65, 992В; Consultatio 2, 1104В; р. п., с.128–129. 186. Грех составляет συγκατθεσις: Евагрий, Cap. pract. 47, PG.40, 1233А; р. п., с.578 [с.108, гл.75]. 595 Cap. de charitate I,84; II,84; III,88 [р. п. I,105,118–119,132]. 596 Cap. de charitate III,35 [р. п. I, 126]. Ср. преп. Исихия, Cap. de temperantia, II,61 (163), PG.93, 1532В; р. п., с.193. 597 Quaest. et dubia 31. 33, PG.90, 812B. 813A, p.312. 313. Четыре стадии указываются у преп. Исихия, Cap. de temp. I,46, PG.93, 1496C; р. п., с.168. 598

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

589 Cap.de charitate II,15. 16; III,42; I,83 [p.n.I,109,126,105]. Окончательную формулировку неопределенным влечениям страстных сил придает своим склонением к ним ум (Quaest. ad Tahl. LXV, 90, 740С, р.276 [cap.quing. V, 23]; Ambigua, PG.91, 1201C, f.178b). Этим объясняется важное значение, которое придается помыслу в образовании страсти. 590 Сар. de charitate I. 65 [p.n.I,102]. Quaest. ad Tahl. XVI, PG.90, 301C, p.35 [p.n.II, 62] (cap.quing. I,60); LXV, 744D- 745A, p.279 (cap.quing. V, 28). Еваг-рий, Cap.pract. 26, PG.40, 1228D; р.п., с.575 [с.102, гл.37,38]; ср. преп. Исихия, Cap.de temperantia I,72, PG.93, 1504В; р.п., с.173 (­ Cap.de charitate IV, 52 [p.n.I,139]); II,41 (р.п.143), 1524В, с.188. 593 Cap.de charitate II,84: III,43 [p.n.I,118–119,126]. О простом помысле см. у Евагрия, Cap.pract. 71, PG.40, 1244В; р.п., с.584 [с.124, гл.12]; преп. Исихия, Cap.de temperantia II,61 (р. n.163), PG.93, 1232В, с.193. Προσβολη, πρληψις, συγκατθεσις см. у преп. Марка Подвижника , De lege spirit. 141. 140. 142 (р.п.140. 139. 141), PG.65, 921D-924A; р.п., с.32 (в Добротолюбии, m.I, такой же счет глав, как и в р.п.); Προσβολη, συνδυασμς, συγκατθεσις у преп. Исихия, Cap.de temperantia I,46, PG.93, 1496B-C; р.п., с.168. 594 Quaest. et dubia 31, PG.90, 812B. p.312. Cap.de charitate III,42, 41; I,87 [p.n.I, 126. 105]. Cp.Quaest. ad Tahl. LV, PG.90, 541A, p.167 [p.n.II,198] (cap.quing. II,90). – Не «приражение» – грех , а дружеская беседа с ним: преп. Марк Подвижник , De baptizmo, PG.65, 992В; Consultatio 2, 1104В; р.п., с.128–129. 186. Грех составляет συγκατθεσις: Евагрий, Cap.pract. 47, PG.40, 1233А; р.п., с.578 [с.108,гл.75]. 596 Cap.de charitate III,35 [p.n.I, 126]. Ср. преп. Исихия, Cap.de temperantia, II,61 (163), PG.93, 1532В; р.п., с.193. 597 Quaest. et dubia 31. 33, PG.90, 812B. 813A, p.312. 313. Четыре стадии указываются у преп. Исихия, Cap.de temp.I,46, PG.93, 1496C; р.п.,с.168. 598 Cap.de charitate I,83, 84; II,31; III,34–36 [p.n.I,105,111,125–126]. Quaest. et dubia 31. 33, PG.90, 812B. 813A, p.312. 313. Отсюда преп. Максим вообще чаще всего говорит об ξις и ενργεια страстей: Quaest. ad Tahl. XXIV, PG.90, 329A [p.n.II, 82] (cap.quing. I,79). В (schol.1) [p.n.II, 242]; XLIX, 456C, p.122–123 [p.n.II, 159]; schol.18, 464A, p.126 [p.n.II, 279]; LIV, 521B, p.158 [p.n.II,192] (cap.quing. III, 39); LV, 544D, p.170 [p.n.II, 200]; LXIII,688A, p.247; Quaest. et dubia 19. 31, PG.90, 801A. 812B, p.306. 312; cp.Cap.de charitate II,31. 20. 87 [p.n.I,111,109–110,119].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

227 4/5 – 228 1/2. Она послана к преп. С., чтобы он исцелил ее от зубной боли. Он направляет ее к своему товарищу по келье Павлу, который ее и исцеляет (сдавливанием нерва и магнетическими пассами). Этот эпизод, как и предыдущий, призван свидетельствовать о даре ясновидения преп. С. 460 верх; 466 1/2. Преп. С. ежедневно снабжает сестер всем необходимым, но перед смертью дает им денег на целый год. 247 4/5 – 248 1/2. Помощник саровского игумена с другими монахами являются ночью в пустыньку, чтобы удостовериться, что преп. С. там не ночует. 834 низ – 835 1/3. Около 1876 года Ксения присутствует при одном из эпизодов в жизни Пелагеи. КСЕНИЯ МИХАЙЛОВНА КОЧЕУЛОВА. Поступила в Дивеево с дочерью Ириной Прокофьевной. Время поступления не установлено. В 1796 году избрана настоятельницей и остается ею в течение сорока трех лет до самой смерти, т. е. до 1839 года (97–100, 505 низ – 507 верх). Читать не умеет (100 верх). Преп. С. весьма ее почитает и постоянно отсылает к ней новообращенных (179 верх – низ; 237 верх; 239 1/4 (сравн. 94 низ); 500 1/3). Вследствие крайней своей суровости она серьезно грешит тем, что одна из свидетельниц называет скупостью, и это вызывает трагическую сцену между преп. С. и одной из сестер (212 1/2 – 213 1/2). Несомненно, именно поэтому преп. С., чьи предсказания бывали порой загадочны, дает ей понять, что в конце жизни она пойдет в темницу: во время своей предсмертной болезни она не выносила даже слабого света и в ее келье поддерживали абсолютную темноту (163 верх и 506 1/2). Перед смертью она совершила акт щедрости, сопровождавшийся чудом (506 1/2). Она относилась к преп. С. с великим почтением (216 1/3 низ; 244 1/2 и низ). Но преп. С. считает ее несведущей настоятельницей: «Старушка-то у нас плоха!» (191 3/5). Прежде всего, он порицает ее за навязывание общине слишком длинного последования молитв, какое было установлено в Сарове (462 1/3; 179 1/2). Сначала, давая повеление какой-нибудь сестре, преп. С. посылал ее к Ксении за благословением, «для порядка». Но когда та принялась переиначивать его приказания, преп. С. рассердился и перестал это делать (457 низ – 458 верх). Собственно говоря, во многом именно из-за Ксении преп. С. постепенно перевел мельницу на полную автономию.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

93 доколе нечестивому выроется яма! Псалмопевцу хорошо известно, что возмездие не всегда следует сразу за греховным поступком. Некоторое время грешники могут преуспевать, однако нет никаких сомнений в том, что в конечном счете их ждет расплата за злодеяния. 93 не отринет Господь народа Своего. Господь, вразумляя праведного (ст. 12) во всем следовать Его воле, никогда не покинет его. 93 суд возвратится к правде. По всей видимости, речь идет о неправедном суде, который творят воссевшие на «седалище губителей» (ст. 20). Что бы они ни творили, Господь рано или поздно восстановит справедливость. 93 Кто восстанет за меня..? Псалом приобретает более личное звучание благодаря свидетельству его создателя о том, как Господь выступил его избавителем. 93 милость Твоя. Т.е. заветная милосердная любовь Господа. 93 седалище губителей. Имеются в виду царь и судьи, которые не по правде судят свой народ. Царю Израиля надлежало отражать в себе полноту царского достоинства Господа, в том числе Его справедливость и милосердие. Однако история Израиля и Иудеи знает множество примеров того, когда цари шли против Господней воли. 93 Бог мой твердыня. Т.е. нерушимый оплот, вечное и незыблемое прибежище. Глава 94 Пс. 94 Псалом открывается торжественным гимном во славу Господа-Царя. Псалмопевец призывает молящихся преклонить колени перед Богом. Псалом завершают слова Самого Господа. 94 Приидите, воспоем Господу. По всей видимости, этими словами священник призывает молящихся вместе с ним восславить Господа. 94 Бог... и Царь... над всеми богами. Господь Владыка не только материального мира, но и духовного. «Богами» здесь названы духовные существа: ангелы, архангелы, херувимы... 94:4 В этом стихе утверждается власть Господа над сотворенным Им материальным миром. 94:8–11 Воспоминания о событиях исхода из Египта. Глава 95 Пс. 95 Этот псалом гимн хвалы, как следует из заголовка. 95:1–3 Стихи содержат призыв восславить Господа. С восхваления Бога начинается любая молитва, поскольку уже сама возможность обратиться к Нему требует, чтобы Всевышний, предоставивший ее, был прославлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010