Образование прихода относится ко времени обращения в христианство терских лопарей, сначала иноками Соловецкого монастыря, имевшего вотчины в здешних землях, а затем преп. Феодоритом. Понойский приход второй после Кандалакшского, образованный для крещеных терских лопарей. По их просьбе около 1532 г. из Новгорода была отправлена миссия, построившая на р. Поной первую церковь в честь апостолов Петра и Павла. А в 1575 г. некоему старцу Феогносту Новгородским архиереем была дана грамота, в которой благословлялось восстановить церковь и крестить лопарей, не успевших еще креститься. В 1581 г. эта церковь поступила в ведение Троице-Сергиева монастыря, а с XVII в. она перешла к Кольскому Печенгскому монастырю, село стало его вотчиной. Первая приходская церковь находилась не в с. Поной (которого в те времена, видимо, еще не было, т.к. в 1810 г. в нем было только 7 дворов), а в 110 верстах от него и в 10 верстах от Лумбовского погоста, при впадении в р. Поной двух маленьких речек, где находилось красивое место, называвшееся " церковным старинным местом " . Из некоторых документов церковного архива (указ архиепископа Варнавы от 13.1.1710 о взимании пени за браки) видно было, что уже в начале XVIII в. приходская церковь находилась в с. Поной. В первой половине XVIII в. она оставалась в ведении Кольского Печенгского монастыря, о чем свидетельствовал указ того же архиепископа Варнавы от 14.9.1726 на имя священника Андриана о перекрытии церкви новым тесом. По указу ДК от 16.6.1778 за опять разрешалось перекрыть церковную крышу, затем сделать новые главы и водрузить новый крест. Указ дан по просьбе тогдашнего священника Луки Адрианова " с прихожанами " , что, видимо, означает, что к тому времени с. Поной с храмом вышли из под ведения монастыря. Приписные церкви: 1) в летнем Лумбовском погосте (100 верст от Поноя зимой и 150 верст летом), в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1883 г. прихожанином Кузоменского прихода Кольского уезда Алексеем Петровичем Заборщиковым в память мученической кончины Александра II. В 1887 г. на средства местного лопаря Ивана Ивановича Денисова церковь и колокольня были обшиты тесом, окрашены, устроена церковная ограда. 2) в Сосновском погосте (90 верст от Поноя), во имя Алексия, человека Божия, тёплая, деревянная; построена на средства выше упомянутого А.П. Заборщикова (по другим источникам - на средства местных лопарей) в память чудесного спасения императорской семьи 17 октября 1888 г. от опасности во время крушения поезда; освящена 24 января 1891 г.; 3) во имя свт. Алексия, митрополита Московского, в зимнем Иокангском погосте, построена в 1891 г. на средства того же А.П. Заборщикова, часто жившего здесь по своим делам, освящена 6 февраля 1892 г.

http://sobory.ru/article/?object=60838

Знаменский собор. В 1777 г., когда уже многие постройки были оканчиваемы в новой Семипалатинской крепости, епископ Тобольский Варлаам снесясь с генерал-майором А. Д. Скалоном выдал грамоту заказчику омского духовного правления протоиерею Петру Федорову на перенесение храма из старой крепости и на заложение в новой крепости каменного храма во имя св. Антония и Феодосия, Печерских чудотв., с прибавлением еще двух приделов во имя Андрея Первозванного и св. вмч. Георгия Победоносца. Храм этот заложен 15 августа 1777 г., но еще не окончена была постройка храма, как вследствие сообщение генерал-майора Н. Г. Огарева Тобольскому епископу Варлааму о том, что жители новой крепости единодушно желают главный придел новостроящегося храма посвятить имени чудотворной иконы Знамения Божией Матери. Епископ Варлаам повелел грамотою от 30 июля 1782 г. протоиерею Федорову заменить Знаменскою главный придел св. преп. Антония и Феодосия Печерских, посвятив его иконе Знамения Божией Матери, а второй придел посвятить имени св. вмч. Георгия Победоносца. Придел св. преп. Антония и Феодосия Печерских был освящен в 1782 г. 10 окт., придел Знамения Пресвятой Богородицы 24 сен. 1788 г., а придел св. вмч. Георгия Победоносца 25 сен. 1788 г. В 1790 г. на 14 сен. был в Семипалатинске сильный пожар, причем, пострадала и церковь, особенно приделы во имя Знамения и Антония и Феодосия Печерских. В 1793 г. церковь была исправлена и в том же году 14 сен. был освящен придел во имя Знамения Божией Матери, а 27 сен. придел во имя Антония и Феодосия Печерских. В Семипалатинском соборе есть три драгоценные для верующих святыни: чудотворная икона Знамения Божией Матери, икона в серебряной ризе с изображение святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Иоанна Предтечи, Иакова Пермского, Федора Стратилата, Иакова Боровицкого, Алексия Божия человека, Ефрема Новоторгского, Иакова Брата Господня, муч. Каприана и муч. Космы и Дамиана.; напрестольный крест. Дома для причта церковные, деревянные. Всех домов четыре: для помещения протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков; последний дом ветхий, для жительства неудобен. Жалования причт не получает, содержится на добровольные пожертвования прихожан; дохода в год собирается до 4500 руб. Причтового капитала 3493 руб. 10 коп., процентов получается 130 руб. 48 коп.; церковного капитала в процентных бумагах 41 435 руб. 16 коп.

http://sobory.ru/article/?object=31633

Устроился, слава Богу. Здесь в храме главная святыня ико­на Феодоровская, а храм посвящен св[ятому] великомуч [енику] Пантелеймону. Храм небольшой, один престол. Есть иконы и св[ятителя] Николая, и преп [сдобного] Сергия, и преп [сдобного] Серафима, и Алексия, человека Божия. Над моей кроватью боль­шая икона Феодоровская. Очень устал с дороги. Пока чувствую себя слабо. Доктор велит лежать. Дня через три буду принимать ванны. Как-то Вы все там? Шлю Вам благословение. Помолитесь за меня. Не унывайте. Приеду, и поедете, Господь даст, в Саров. Как Валя, Ваша нареченная помощница. Помогает ли Вам? Храни Вас Господь. Передайте мое благословение всем певчим. Бог даст, и им всем пришлю. Сразу ведь всего не сделаешь. Главное попросите молитв за меня. Хочу приехать здоровым. День св[ятой] равноап[остолъной] Ольги. 11 июля 1925 г. Кисловодск Родная моя! Я уже писал Вам, чтобы Вы не унывали. Бывают в об­щежитии всякие испытания. И змея в норе лежит одна спокойно, говаривал батюшка отец Анатолий (Зерцалов) , а тронешь ее, она и зашипит. Так всегда трудно в общежитии. Если и выходило что с Мар. Кон., нужно быть поспокойнее. Я последнее время делал все через силу. Если теперь, Господь даст, поправлюсь, будут опять силы во всем, помогу Вам. Только примите мою помощь со смире­нием и любовью, тогда она пойдет на пользу не только в этой жиз­ни, но и в будущей. Принимали ли Вы лекарство, да разобрались ли в них? Постоянно нужно было принимать только одно: Вера Вам написала ведь. Сейчас чувствую себя значительно лучше. Получи­ли ли Вы от меня деньги и письмо? Не знаю, где Вы получите это письмо, но прошу Лид [ию] Ал [ександровну] переслать Вам еще пять руб [лей]. Принимаю нарзанные ванны. Очень хочу работать не через силу, а легко. Помолитесь за меня. Приезжайте домой хорошей. Если больной я помнил о Вас и старался помогать Вам, здоровым буду, по молитвам Батюшки, на­ладим по-настоящему духовную жизнь. Храни Вас Господи. Кисловодск. Воскресенье. 1925 г. 13 июля. Собор св[ятого] арх[ангела] Гавриила

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Устроился, слава Богу. Здесь в храме главная святыня икона Феодоровская, а храм посвящён св[ятому] великомуч[енику] Пантелеймону. Храм небольшой, один престол. Есть иконы и св[ятителя] Николая, и преп[одобного] Сергия, и преп[одобного] Серафима, и Алексия, человека Божия. Над моей кроватью большая икона Феодоровская. Очень устал с дороги. Пока чувствую себя слабо. Доктор велит лежать. Дня через три буду принимать ванны. Как-то Вы все там? Шлю Вам благословение. Помолитесь за меня. Не унывайте. Приеду, и поедете, Господь даст, в Саров. Как Валя, Ваша наречённая помощница. Помогает ли Вам? Храни Вас Господь. Передайте моё благословение всем певчим. Бог даст, и им всем пришлю. Сразу ведь всего не сделаешь. Главное попросите молитв за меня. Хочу приехать здоровым. День св[ятой] равноап[остольной] Ольги. июля] 1925 г. Кисловодск Родная моя! Я уже писал Вам, чтобы Вы не унывали. Бывают в общежитии всякие испытания. И змея в норе лежит одна спокойно, говаривал батюшка отец Анатолий (Зерцалов) 923 , а тронешь её, она и зашипит. Так всегда трудно в общежитии. Если и выходило что с Мар. Кон. 924 , нужно быть поспокойнее. Я последнее время делал всё через силу. Если теперь, Господь даст, поправлюсь, будут опять силы во всём, помогу Вам. Только примите мою помощь со смирением и любовью, тогда она пойдёт на пользу не только в этой жизни, но и в будущей. Принимали ли Вы лекарство, да разобрались ли в них? Постоянно нужно было принимать только одно: Вера Вам написала ведь. Сейчас чувствую себя значительно лучше. Получили ли Вы от меня деньги и письмо? Не знаю, где Вы получите это письмо, но прошу Лид[ию] Ал[ександровну] 925 переслать Вам ещё пять руб[лей]. Принимаю нарзанные ванны. Очень хочу работать не через силу, а легко. Помолитесь за меня. Приезжайте домой хорошей. Если больной я помнил о Вас и старался помогать Вам, здоровым буду, по молитвам Батюшки, наладим по-настоящему духовную жизнь. Храни Вас Господи. Кисловодск. Воскресенье. 1925 г. 13 июля. Собор св[ятого] арх[ангела] Гавриила

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

А если Божественному Промыслу угодно будет освободить нашу Родину от ига безбожников, то все творения Блаженнейшего митрополита Антония найдут себе широкое применение, ибо в них заключается сокровище святоотеческой мудрости, переложенной на современный язык и освещающей духовныя проблемы современного человека. Владыка Антоний заботился о сохранении Русской Церкви в русле каноничности и верности святоотеческому пути. Его завет всем нам можно выразить четырьмя словами – «неукоснительно следуйте свв. канонам»! Вся его жизнь была посвящена на возстановление канонического строя в Русской Церкви и на сохранение его. Верим, что и в возрожденной России, посеянныя святителем семена разумной ревности дадут свои обильные плоды. Ниже помещаемыя письма свидетельствуют о мудрости, доброте сердечной, простоте и смирении почившого владыки. Многия добрыя качества нашли себе место в его сердце, а добродетель не исчезает безследно из народной памяти. Да послужит эта книга к увековечению памяти великого печальника за Русскую Церковь . Жизненный путь Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) Родился Блаженнейший митрополит Антоний 17 марта 1863 года, в один год с двумя другими великими русскими святителями-исповедниками – Митрополитом Петром (Полянским) и Митрополитом Кириллом (Смирновым). Родившись в день преп. Алексия, человека Божия, будущий святитель получил имя этого столь любимого народом святого. Местом рождения Алексея Храповицкого было село Ватагино, Крестицкого уезда, Новгородской губернии. Отец Алексея Павел Павлович происходил из старинного дворянского рода Храповицких, он отличался трезвой жизнью и был хорошим семьянином. Мать – Наталия Петровна, урожденная Веригина, была дочерью малороссийского помещика Харьковской губ. Это была женщина широко образованная, отличавшаяся своим благочестием; она любила часто посещать церкви и монастыри, и дома много молилась по большому молитвеннику Киевской печати 17 века и читала своим сыновьям вслух св. Евангелие. Наталия Петровна пользовалась исключительным уважением в обществе. Соседи почитали ее святою женщиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

1) холодный - въ честь Рождества Пресвятой Богородицы, съ двумя приделами: во имя св. Тихона Задонскаго и во имя Всехъ Святыхъ (построенъ въ 1790 и возобновленъ въ 1830 г.); 2) въ честь Феодоровской иконы Б. M., съ двумя приделами: въ честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преп. Давида Солунскаго (построенъ въ 1861 г. на средства возобновителя монастыря пот. поч. гр. Давида Ивановича Хлудова). Въ монастыре находится местночтимая Феодоровская икона Б. M. Монастырь владеетъ 425 дес. земли. Игуменъ, 5, 3, послушниковъ рясофорныхъ 4, указныхъ 9 и живущихъ на 16. Денисов Л. И., Православные монастыри Российской империи, стр. 482-483 Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь основан в XIV веке по благословению преподобного Сергия Радонежского на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Димитрия Донского— Димитрия Михайловича Боброка Волынца. В благодарность Господу за дарование России победы над Мамаем 21 сентября 1380 года, святой великий князь, возвратившись в Коломну, дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы (день победы). В 1381 году святым Дмитрием Донским по обету своему заложен был мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием «Бобреневым» в память виновника окончательного поражения Мамая воеводы Дмитрия Михайловича Боброка, который был главным строителем обители. В то время обитель являлась «сторожем» на подступах к Коломне и играла значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке. Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 г. сообщают о начатом ещё в 1757 г. строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь— Входоиерусалимская сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение— святые ворота, всё остальное было деревянное. В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма, воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезою вверху— церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а внизу— во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, которой в летнее время служил дачей коломенского архиерея.

http://sobory.ru/article/?object=01130

http://www.ipnn.ru В прежнее время на этом месте стоял Успенский монастырь, неизвестно кем и когда основанный, но упоминаемый в грамоте царя Василия Ивановича Шуйского в 1606 г. В этом монастыре была и церковь в честь Успения Божией Матери, деревянная, с шатровым верхом. Монастырь вскоре был упразднен и в Сотной грамоте 1621 г. церковь эта названа уже приходскою. Настоящий каменный храм, но без трапезы и колокольни, построен был в 1672 г. «гостем» Олисовым, строителем старой Сергиевской церкви. В большом пожаре 1715 г. Успенская церковь сильно обгорела и в том же году была обновлена; после того она была несколько раз поновляема и в настоящее время имеет довольно благоукрашенный вид. В 1834 г. была устроена новая трапеза вместо прежней, пришедшей в ветхость, и сооружена высокая колокольня. В Успенской церкви три престола: главный – в честь Успения Божией Матери и придельные в трапезе: правый – во имя преп. Алексия Человека Божия, а левый – во имя св. страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Из древних икон замечательны греческого письма: Спасителя; Успения Пресвятой Богородицы, почитаемой чудотворною; Божией Матери Одигитрии и апост. еванг. Иоанна Богослова. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Успенская церковь - уникальный храм, в котором основной обём покрыт " крещатой бочкой в четыре лица " (приём широко распространённый в древнерусском деревянном зодчестве, в камне же выполненный лишь в Нижнем Новгороде). Для русской национальной культуры памятник важен ещё и тем, что в нём отчётливо проявилась взаимосвязь деревянного и каменного древнерусского зодчества. Возвёл церковь по обету на собственные средства богатый посадский гость (купец, который имел право торговать и за рубежом) Афанасий Фирсович Олисов в 1672 году. Барабаны глав, поставленных по сторонам света, украшены разноцветными изразцами. В XIX веке старинное бочечное с лемехом покрытие основного обёма сломали и покрыли четырёхскатной кровлей. Так же, в 20-е годы XIX века трапезную и колокольню перестроили, а в 1852-1856 гг. архитектор А. Е. Турмышев возводит в ложновизантийских формах новую колокольню, а в 1899 году был расширен алтарь.

http://sobory.ru/article/?object=00922

На месте каменной соборной Благовещенской церкви существовала деревянная соборная церковь того же имени в начале XVII ст.; в 1678 г. при этой соборной церкви была другая теплая церковь. Если мы сопоставим данные 1646 и 1678 гг., то можем заключить, что холодная соборная церковь между этими годами была перестроена, так как придел св. муч. Параскевы, показанный при Благовещенской церкви в 1646 г., оказывается в 1678 г. уже при теплой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В конце XVII ст. вместо деревянной Благовещенской церкви построен и освящен в 1700 г. каменный соборный храм; храмоздателем был гостиной сотни торговый человек Семен Ершов. Храм этот пятиглавый в своих существенных чертах сохраняет первоначальный наружный вид до настоящего времени, внутренние же украшения значительно обновлены особенно в недавнее время. Престолов в храме два: главный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в приделе – во имя преп. Макария Желтоводского, устроен в 1864 г. в память придела того же имени, бывшего в деревянной соборной церкви. Рядом с холодною соборною церковью существует каменная, теплая. Когда и кем построена эта церковь, сведений о том не сохранилось. Глава на храме одна, внутри храм делится на 3 части двумя поперечными арками: алтарь, собственно храм и трапезу. Престолов в этом храме два: главный – в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, в приделе - во имя св. муч. Параскевы. Отдельно от церквей стоит каменная колокольня с шатровым верхом, время ее построения неизвестно. В обеих соборных церквах сохранилось несколько старинных икон и других свящ. предметов. В Благовещенской церкви особенно чтима прихожанами и окрестными жителями старинная Смоленская икона Божией Матери, и икона эта почитается чудотворною; риза на ней серебряная и частью вызолоченная. В теплой соборной церкви замечательны по древности следующие иконы: местная икона Вседержителя, писанная в 1659 г.; храмовая икона св. Иоанна Предтечи, писанная в 1628 г.; икона св. и чудотв. Николая и иконы: св. Алексия Человека Божия и Марии Египетской, писанные в 1652 г.

http://sobory.ru/article/?object=00858

Преподобного Алексия, человека Божия. Благовещение Пресвятой Богородицы. В АПРЕЛЕ: 4. Препод. Иосифа Песнопевца и творца канонов; св. мученицы Фервуфы; препод. Зосимы Палестинского и Георгия в Малеи. – Этот день, для нас замечательный, в прежнее время не отличался никаким особенным церковным праздником; но он считался важным потому, что им начиналось время приготовления к посеву. На рунических хозяйственных жезлах этот день обозначался бороною. Св. великомученика Победоносца Георгия (Юрьев день) – В древности утром этого дня случали лошадей; поэтому и обозначался он лошадью. Но на нынешних календарях тому же изображение дается церковное значение. Св. Стефана, епископа Пермского. Этот день включен в число праздничных, без сомнения, по смерти св. Стефана, по той причине, что память Великого пермского просветителя особенно чтится потомками пресвященных им Пермян. В МАЕ: 2. Св. Афанасия Великого и свв. благоверных князей Бориса и Глеба, – Изображение флага и флюгера означает время открытия судоходства. Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; перенесение мощей св. Николая Чудотворца; св. апостола Симона и др., и св. Симона, первого епископа Владимирского и Суждальского. Преп. Мефодия и Константина, наречённого Кирилла. – Достойно замечания, что этот день не переставал у Зырян считаться церковным праздником. В ИЮНЕ: 12–23. Поворот солнца на зиму. Дни меженые. Умаление дней. Рождество Иоанна Предтечи. – Изображение палочки, оканчивающемся в кругообразном разводе, напоминает жезл, обвитым цветами, что на рунических календарях означало празднование весны. Известно, что Финны до сих порт, празднуют, этот день, или точнее – ночь на этот день, с особенным торжеством. На христианском календаре означенное изображение можно принять за монограмму имени Ионных. Свв. апостолов Петра и Павла. В ИЮЛЕ: 8. Св. праведного Прокопия Устюжского. Св. пророка Илии. Препод. Евдокима и муч. Улиты. – Этот день, может быть считался началом жатвы. В АВГУСТЕ: 1. Происхождение древ честного Креста (так называемый первый Спас).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Новая церковь была выстроена из светло-серого жжёного кирпича и торжественно освящена 19 Ноября 1905 г. с новым посвящением престола - во имя преп. Алексия, человека Божия. Утварь и ризница прежней временной церкви были перенесены в новый храм. До 1910 г. храм официально состоял при Управлении 4-й Туркестанской стрелковой бригады, а его священником являлся Василий Павлович Благовещенский. В 1910 г. церковь перешла к перемещённому в Термез 9-му Туркестанскому стрелковому полку, священником которого с 3 Сентября 1910 г. состоял Василий Никифорович Орлинский. Её прихожанами с этого времени помимо чинов вышеназванного полка, также являлись чины Термезской крепостной артиллерийской роты и Туркестанской понтонной роты (расквартированной в 3-х верстах от церкви). Церковь была закрыта после 1927 г. и вскоре обезглавлена.  Первоначально в ней разместился склад вооружения, а впоследствии - госпиталь. В 1960-е годы в здании был устроен спортзал. В 1990 г. здание было возвращено РПЦ и вскоре церковь была заново освящена с новым посвящением престола - во имя св. благ. Князя Александра Невского. В начале 2000-х годов была восстановлена глава над алтарной частью и заменена кровля. В настоящее время в храме продолжаются реставрационные работы. РГИА, ф.806, оп.8, д.462. Клировая ведомость церкви за 1905 г., ф.806, оп.10, д.447 Клировая ведомость церкви за 1912 г., Цитовичъ Г.А. Храмы Apмiu и Флота, Пятигорскъ, 1913, с. 464 Первая временная бригадная церковь, построена в 1897 году и освящена во имя Алексия, человека Божия. Через несколько лет Военное ведомство выделило деньги на возведение капитального здания из туркестанского светло-серого жжёного кирпича по типовому проекту военных храмов, утварь и ризница с временной церкви были перенесены в новый храм. 19 ноября 1905 года храм торжественно освятили с новым посвящением престола во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Является первым типовым храмом образцовых воинских церквей, построенных в Туркестане. До 1910 года храм официально состоял при Управлении 4-й Туркестанской стрелковой бригады. В 1910 году церковь перешла к 9 Туркестанскому стрелковому полку. После установления Советской власти, в 1927 году, службу в храме запретили, устроили в нем склад оружия, потом госпиталь.

http://sobory.ru/article/?object=14182

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010