3 мая Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии в честь икон Ея, именуемых Печерская-Нерукотворенная (1085) и Свенская-Печерская(1288) Преподобнаго Феодосия Печерскаго (†1074) Святых мученик Тимофея и Мавры (†286) 4 мая Святыя преподобномученицы Пелагии, девы Тарсийския († ок. 290) Преподобных отец Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых, Новгородских († после 1389) 5 мая Святыя и славныя мученицы Ирины (I–II) Преподобнаго Иакова Железноборовскаго (†1442; службу зри 11 апреля) 6 мая Святаго праведнаго Иова Многострадальнаго (ок. 2000–1500 до Рождества Христова) Преподобнаго Михея Радонежскаго (†1385) Святителя Саввы, перваго архиепископа и учителя Сербскаго (пренесение мощей, 1238) Святаго мученика Варвара, бывшаго разбойника 7 мая Воспоминание на Небеси явльшагося знамения Честнаго Креста во граде Иерусалиме (351) Святаго мученика Акакия сотника (†303) Преподобнаго Нила Сорскаго (†1508) Преподобнаго Нила Мироточиваго, Афонскаго (XVI–XVII; обретение мощей, 1815) Икон Божия Матере: Любечския (XI) Жировицкия (1470) 8 мая Святаго славнаго всехвальнаго апостола и Евангелиста Иоанна Богослова († ок. 98–117) и преподобнаго Арсения Великаго († ок. 449–450) Преподобнаго Арсения Новгородскаго (обретение мощей, 1785; службу зри 12 июля) Преподобнаго Арсения Трудолюбиваго, в Дальних пещерах почивающаго (XIV) Преподобнаго Кассиана послушника и постника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII–XIV) 9 мая Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских (пренесение мощей, 1087) Святаго пророка Божия Исайи (VIII b. до Рождества Христова) и святаго мученика Христофора († ок. 250) Преподобнаго Шио Мгвимскаго, Иверскаго (VI) Иконы святителя Николая, именуемыя Зарайская (1225) 10 мая Святаго апостола Симона Зилота (I) Святителя Симона, епископа Владимирскаго и Суждальскаго, в Ближних пещерах почивающаго (†1226) Преподобнаго Симона Радонежскаго (XIV–XV) Святаго праведнаго Василия Мангазейскаго, мученика и страстотерпца (пренесение мощей, 1670; службу зри 22 марта)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Не удалось извлечь искомое из базы (((

А 59, отличается полнотой, памяти приведены по слав. Прологу, в книгу внесены переработанные синаксарные жития из слав. Пролога. Есть в календаре и груз. памяти: св. равноап. Нины, преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев, память Петра Ивера (она попала в груз. книги в XVII в. благодаря груз. переводу (очищенному от монофизитских намеков) его сир. Жития; впосл., когда стало ясно, что Петр Ивер был монофизитом, по настоянию католикоса Антония I (Багратиони) эта память была изъята ГПЦ из употребления), памяти святых Або Тбилисского и Илариона Грузина. Примерно тем же путем пошел католикос Доментий IV (Багратиони), но отличительной чертой его сборника (Кекел. А 425) является полнота груз. праздников, к-рые включают в себя памяти вмц. Кетеван, святых Исаака (Сахака) и Иосифа, праздник Хитона Господня, памяти прп. Григория Хандзтийского, мц. Шушаник, святых Давида и Константина Аргветских, Константина-Кахи, Авива Некресского, Михаила-Гоброна и Илариона Грузина, память Петра Ивера, памяти святых Або Тбилисского, равноап. Нины, Иоанна Зедазнийского, преподобных Арсения Икалтойского, Евфимия и Георгия Святогорцев, св. Антония Марткопского, преподобных Шио Мгвимского и Давида Гареджийского. Почти такой же полнотой груз. памятей отличаются минейные части двух Гулани нач. XVIII в. (Кекел. А 111 и А 366-379-380). Эти рукописи отражают тенденцию к возрастанию значения груз. памятей в Месяцеслове - тем же Виссариону и Доментию принадлежит создание специальных сборников, состоящих только из житий и последований груз. святых (Кекел. А 170 и А 130). Католикос-Патриарх Грузии Илия II у раки с мощами святых Давида и Константина Аргветских. Фотография. 80-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Грузии Илия II у раки с мощами святых Давида и Константина Аргветских. Фотография. 80-е гг. ХХ в. В нач. XVIII в. был заново переведен на груз. язык греч. Евхологий. Работу осуществил еп. Киприан Самтависский (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. XVII-XVIII, 221-225). Перевод чинов Требника был обусловлен накопившимся расхождением груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Житие Григола Ханцтели написано Георгием Мерчуле в 951 г., помимо повествования о жизни прп. Григория Хандзтийского и его учеников оно содержит описание истории ГПЦ, культуры и социально-политической жизни Грузии VIII-X вв., возникновения монастырской жизни, духовно-просветительских и книжных монастырских центров в Юж. Грузии. Единственная рукопись этого Жития (Jer. 2, XI в.) была обнаружена Н. Чубинашвили в 1848 г. в б-ке Иерусалимского Патриархата (изд.: Марр Н. Я. Житие Григория Хантзийского: [с пер. на рус. яз.]//ТРАГФ. 1914. Кн. 7; Житие Григола Ханцтели. 1949; ПГП. Т. 1. С. 248-319). Басили Зарзмели, составивший в X в. Житие Серапиона Зарзмели, рассказывает об истории создания в IX-X вв. в Самцхе (Юж. Грузия) прп. Серапионом Зарзмским и его учениками одного из наиболее крупных монастырских центров Грузии, мон-ря Зарзма. Сочинение носит следы поздней переработки, сохранилось в рукописи XVI в. (Кекел. А 69; изд.- Раннефеодальная лит-ра Грузии. 1935. С. 147-184; ПГП. С. 319-347; рус. пер.- К. Кекелидзе, лат.- Пеетерс). Считается, что кименные редакции Житий сир. отцов Иоанна Зедазнийского, Шио Мгвимского и Давида Гареджийского составляли одно произведение, позже разделенное на неск. житий. Особое место в груз. житийной лит-ре занимают произведения, созданные на Афоне и отражающие историю основания груз. Иверского мон-ря, грузино-визант. церковные и политические отношения, взаимосвязь груз. и визант. лит-ры. К числу созданных здесь произведений относятся Жития преподобных Илариона Грузина, Иоанна, Евфимия и Георгия Святогорцев. Житие прп. Илариона Грузина (Афонский сб.: Кекел. А 558, 1074 г.- ПГП. Т. 2. С. 9-37; пер. на лат. яз.- Пеетерс), написанное в 991 г., вероятно, прп. Евфимием Святогорцем на основе греч. энкомии (хвалебной песни) некоего Василия Асикрита (греч.- секретарь), описывает историю основанных в IX в. прп. Иларионом мон-рей в Кахети, а также Гареджи, лавры св. Саввы Освященного близ Иерусалима, монастырей в К-поле и Риме. Житие преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев (Афонский сб.; Кекел. А 130, 1713 г.; 6 рукописей XVIII в.), написанное прп. Георгием Святогорцем в 1042-1044 гг., содержит ценные сведения об обстоятельствах основания груз. Иверского мон-ря на Афоне, его церковной организации и литературно-переводческой деятельности.

http://pravenc.ru/text/639853.html

110. См. Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви. Ч. I. Житие преподобного Шио, Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства. С. 110; то же самое и на грузинском языке — рукопись.  Глава VIII Прибытие в Грузию сирийских святых отцов и окончательное искоренение с их помощью огнепоклонничества Время правления католикоса Евлавия ознаменовано для Грузинской Церкви прибытием из Сирии 13 святых отцов, проповедью и влиянием которых Иверская Церковь дошла до той высоты своего духовного совершенства, до которой не доходила в то время ни одна из Церквей Передней Азии.   Несмотря на бури и потрясения, претерпеваемые Грузией от внешних и внутренних врагов, она осталась несокрушимой вратами ада.   Сирийские отцы, подобно святым апостолам, стали твердыми и непоколебимыми столпами церковного здания, начатого святой Ниной и оконченного святыми и доблестными царями и царицами Грузии. Они своими великими трудами и слезами открыли грузинам широкий путь к духовному просвещению. Церковь Грузинская получила с их пришествием все свое устройство и животворную силу, благодаря которой устояла против врагов Церкви, находясь на рубеже христианского мира. Святые отцы явились поборниками истины и благочестия, искоренили из среды христиан зло и суеверие, оставшиеся как от прежнего язычества, так и от столкновения с языческими народами во время военных неурядиц. Они явились рассадниками христианства во всех разбросанных частях Грузинского государства.   Оросив почву Грузинской Церкви потоками слез, потушили огнище Зороастра, уцелевшее еще кое-где в глубоких долинах древней Кахетии и Кулмухетии. Спасительными своими проповедями очистили всем грузинам путь ко спасению и непроходимые ранее пустыни и вершины гор со делали теперь лестницами, проводящими сынов Грузинской Церкви к горному Иерусалиму, и, наконец, оставили Грузинской Церкви святые свои мощи, служащие охраной и крепкой защитой верных чад. Бесчисленные чудеса, совершающиеся от святых их останков, служат и теперь верным и истинным доказательством посредничества их между небом и Г рузинской Церковью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

96 Изначально, с V века первостоятель Грузинской Церкви, как это было в Армении и Сирии, облекается в сан Католикоса (греч. – всеобщий). С начала XI в. Католикос Грузии титулуется и Патриархом – Католикос-Патриарх. 97 Святой Вахтанг I Горгасали («Волчья Голова») – царь из династии Хосроидов, управлял страной на протяжении пятидесяти с лишним лет (446–502). При нем Грузия достигла своего могущества. Во время царствованя Вахтанга Горга-сала Грузия вела с Ираном долгую и тяжкую войну, царь вьщуЖден был большую часть своей жизни провести в военных походах. Успешно отстаивая независимость родины, он Иного сделал для Грузинской Церкви. При нем в V в. Был перестроен Мцхетский собор Светицховели, посвященный Двенадцати Апостолам. В Тбилиси, новой столице, Вахтанг I заложил основание знаменитого, существующего до сегодняшнего дня, Сионского собора. При царе Вахтанге I, по утверждению грузинских историков, было открыто 12 епископских кафедр; были полностью переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета и главные богослужебные книги. В V столетии в Грузии велось интенсивное храмостроительство. Был смертельно ранен в одной из битв с персами. Память 30 ноября (13 декабря). 98 Святой Петр I – первый Католикос-Архиепископ Грузии (в 467– 474 гг.). Память 30 ноября (13 декабря). 99 Память преподобного Иоанна Зедазенского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского (VI в.) 3 7 (20) мая. 100 Преподобный Симеон Столпник, Дивногорец, Младший († 596) – пресвитер, подражал подвигу Симеона Старшего. Основал на Дивной горе в окрестностях Антиохии обитель. Св. Симеон назван Дивногорцем по имени горы, о которой Господь в видении предсказал преподобному Симеону, что она назовется Дивною, потому что на ней Господь удивит милость Свою в Симеоне. Дни памяти 24 мая (6 июня); в субботу сырную.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

“Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил его повод, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех , в котором осуждаешь другого и погибнуть”». Монах Симеон (Абрамишвили) так говорит об отце Гаврииле: «Архимандрит Гавриил – это все монахи вместе взятые». Старец скрывал свои духовные дарования, но окружающие всё-таки чувствовали в нём благодать, дарованную Богом, хотя не все понимали и принимали его. В 90-х годах духовной жизнью старца заинтересовалась московская писательница Валерия Алфеева. Она встретилась с отцом Гавриилом, собрала материал о его жизни и выпустила книгу «Званые, верующие, избранные», большое место в которой занимает описание жизни и подвигов отца Гавриила. В 1991 году в Грузию приезжали из американского братства преподобного Германа Аляскинского, чтобы встретиться с отцом Гавриилом. Один из представителей этого братства, иеромонах Герасим, пишет: «Архимандрит Гавриил – подвижник современной Грузии, её духовный наставник. Гонимый за Христа, он перенёс тяжкие мучения, но остался живым и продолжает свидетельствовать о Господе... и поддерживать многострадальную Грузинскую Церковь в тяжелейшие годы». С великим благоговением исполнял отец Гавриил роль христианского наставника, освещая, как неугасаемой свечой, своих ближних любовью, о которой говорит апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует... не гордится, не бесчинствует, не ищет своего... не мыслит зла...» ( I Kop. 13, 4 ). Вся жизнь старца Гавриила пронизана этой любовью. Последним днём его земной жизни стало 2 ноября 1995 года. Была среда. С утра в келье старца собрались его близкие родственники и монахини Самтаврийского монастыря. Отец Савва (Кучава) – духовник монастыря (последние четыре года он причащал отца Гавриила) отслужил молебен. Вспоминает настоятель Шио-Мгвимского монастыря архимандрит Михаил (Габричидзе): «Мы были в Патриархии, когда узнали, что отцу Гавриилу плохо. Католикос-Патриарх Илия II благословил владыку Даниила, митрополита Цхум-Абхазской епархии, ехать к отцу Гавриилу для чтения Канона на исход души, и мы сразу же отправились в Мцхету. По дороге у нас сломалась машина, мы очень переживали, что опоздаем, и я спросил у владыки: «Неужели мы не застанем его живым?». А он ответил, что Господь не возьмёт душу Своего угодника, пока к нему не приедет архиерей. И правда, когда мы приехали, старец был ещё жив. Как только владыка закончил читать Канон на исход души, отец Гавриил предал душу Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ГРУЗИНСКИЙ СТАРЕЦ, ПРЕПОДОБНЫЙ ГАВРИИЛ УРГЕБАДЗЕ. В 1997 году Грузинская Православная Церковь оказалась в трудном положении. (Духовенство и прихожане нескольких монастырей и церквей Грузии, обратились к Патриарху и Синоду Грузинской Православной Церкви с письменной просьбой о выходе из состава Всемирного Совета Церквей, о разрыве с ней всяких отношений). Патриарх Илия II, благословил священников неусыпно читать Евангелие. Я должен был читать 23-ю и 24-ю главы от Луки. Когда я раскрыл книгу, то обнаружил фотографию отца Гавриила. Я уверен, что старец молится вместе с нами…. После этого по молитвам святой равноапостольной Нины, тринадцати преподобных сирийских отцов, преподобного Гавриила, и прочих грузинских святых Грузинская Православная Церковь вышла из ВСЦ " . (архимандрит Михаил (Габричидзе), настоятель Шио-Мгвимского монастыря) ================================================= НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИКА ГАВРИИЛА УРГЕБАДЗЕ. - Когда при тебе ругают твою Веру и ты молчишь – ты хуже того хулителя. - Лучше быть стократ блудником, чем еретиком. - Когда необходимо защищать Веру и ты этого не делаешь, твоя душа погибает; а если погибнешь, защищая Веру, - попадешь в Царствие Небесное. - Экуменизм – сверхересь. - Православная Церковь, – это корабль, плывущий по бурному океану. Мы, православные, находимся на этом корабле, а люди других исповеданий плывут сами. - Духовника надо выбирать по своему желанию, а выбрав, уже подчиняться. Но если духовник учит ереси, – беги от него, как от огня. - Горе монаху или монахине, которые не болеют о недугах своего народа. - Христианину не подобает ныть. - Не зная духовного состояния ближнего, не давай ему советы. Твой совет может его погубить. - Печатать иконы в светских газетах – преступление. - Старец постоянно был радостен и благодушен. Но однажды монахиня, которая ухаживала за ним, нашла его заплаканным. Она спросила отца Гавриила о причине слез. Он сказал, что видел на месте Тбилиси развалины, над которыми кружили вороны. В другой раз Старец сказал: Грузия воскреснет, как Лазарь. Пока в Грузии не будет коронованного царя, ничего хорошего не будет. В последнее время Грузия воссияет; Это будет духовный подъём, а не размахивание долларами, как думают некоторые. Много верующих соберутся в Грузии.

http://isihazm.ru/1/?id=384&pid=1&iid=21...

И. К. Обозрение карталйнских церквей высокопреосвященным Владимиром, Экзархом Грузии//«Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1897. 12. Илия (Шиолошвили), иерод. Грузинская Церковь и попытки подчинить ее Римскому престолу//«Православная мысль». Прага, 1959. 1. Илия (Шиолошвили), исром. История Иверского монастыря на Афоне. (Курсовое сочинение). МДА, 1960. Машинопись. Илия, еп. Св. Георгий Мтацминдэли (Святогорец)//ЖМП. 1966: 6. Иосселиан П. Жизнеописание святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью. Тифлис, 1850. Иосселиан П. Исторический взгляд на состояние Грузии под властью царей магометан. Тифлис, 1849. Иосселиан Платон, канд. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843. Иосселиан Платон. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866. Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии. Сочинено в Александре-Невской Академии. СПб., 1802. Каллистов Н. Приезд на Кавказ высокопреосвященного Экзарха Грузии Павла и первые шаги служения его в Грузии. Тифлис, 1882. Капанадзе X. К 70-летию Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема И//ЖМП. 1967. 1. Карбелов П., свящ. Иерархия Грузинской Церкви. Тифлис, 1904. Карбелов П., свящ. Католикосы и архиепископы Церкви Грузинской. Тифлис, 1900. Квирила М. Преподобный отец наш Шио-Мгвимский и его монастырь. 1902. Кекелидзе К., прот. К вопросу о иерусалимском происхождении Грузинской Церкви//Сообщ. Имп. Правосл. Палест. Общ. Пг., 1914. Т. XXV, вып. 3-4. Кекелидзе К. Литургическая справка об автокефалии Грузинской Церк-ви//«Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1906. 9. Кекелизде К. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах. Тифлис, 1908. Кекелидзе К. С. Памятники древне-грузинской агиографической литературы. (Груз, текст перевел, снабдил исследованиями и примечаниями академик АН Груз. ССР проф. К. С. Кекелидзе). Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1956. К. Е. Давид Гареджели и его лавра. Тифлис, 1901. К. Е. Двенадуативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом. Тифлис, 1889.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Из древнейших монастырей Грузии необходимо упомянуть: Бодбийский монастырь святой Нины (около 90 км от Тбилиси) — существует с IV столетия; Давид–Гареджийский. (около 60 км от Тбилиси) и Шио–Мгвимский — с VI века. Два последних монастыря основаны учениками преподобного Иоанна Зедазнийского и названы их именами. В этих обителях иноки жили как отшельники — каждый в вырубленной самим пещере в горах  . Кватахебский монастырь — существует с X столетия. С 980 года, когда преподобный Иоанн Ивер испросил у византийского императора небольшую обитель Климента на морском берегу, и по сей день на Святой Горе Афон действует Иверский монастырь, устроенный грузинами и составляющий неотъемлемое достояние грузин. Со времени основания и до конца XVII столетия в нем подвизались в основном иноки–грузины. Но после указанного времени приток грузин в Иверскую обитель уменьшился и ее заполнили греки. Однако и в следующем, XVIII веке, когда монастырь фактически уже стал греческим, в нем продолжали сохраняться грузинские традиции, а во главе его ставились игумены–грузины. Только в начале XIX столетия греки, стремящиеся утвердить на Афоне свою гегемонию, полностью завладели Иверской обителью. Среди игуменов данной обители особой известностью пользуются Георгий II (1051–1066) и Георгий III (1066–1072). Георгий II перевел с греческого языка на грузинский Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, ряд церковно–богослужебных книг и святоотеческих творений. Георгий III перевел Устав святого Саввы и отдельные святоотеческие творения. До 1500 года в Иверской обители действовал киновийный образ жизни, затем было введено в ней идиоритмное житие. Подвизавшиеся на Святой Горе иноки–грузины были удостоены явления иконы Божией Матери, названной по имени обители Иверской, а по месту нахождения ее над монастырскими воротами Вратарницей (Портаитиссой). С этой чудотворной иконы была снята копия и в 1648 году принесена в Москву  . Как одна из древнейших Поместных Церквей, своим началом восходящая к апостольским временам, Грузинская Православная Церковь выставила из своей среды немало святых, особо почитаемых грузинским православным народом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010