Раздав одну часть имения бедным, а другую своим родным, Евагрий как странник вернулся в Мгвиме и поселился в пещере недалеко от преподобного Шио. Так было положено основание монастыря – оплота грузинского монашества. Бичом этого края были дикие звери, особенно волки, которые обитали в мгвимских горах; они похищали скот в соседних деревнях, а зимой, нападали на людей. Но дикие звери никогда не трогали монахов. Как боятся волки подходить близко к горящему костру, так не могут броситься на того, кто в сердце своем несет огонь молитвы. Грузинский царь Парсман, узнав о том, что его вельможа ушел в пустыню и стал монахом, принял это как оскорбление, и решил силой вернуть Евагрия в мир, а преподобного Шио изгнать не только из Мгвиме, но из своего царства. В сильном гневе, вместе со своими слугами и воинами, он приехал в пустыню и потребовал, чтобы Шио явился ему для суда. Но случилось чудо: когда он увидел боголепного старца – игумена, подобного Иоанну Богослову, то страх объял его; он опустился перед преподобным Шио на колени, смиренно прося прощения и благословения. Преподобный благословил царя и пригласил его разделить с монахами трапезу. Здесь Парсман обратился к Евагрию, одетому в монашеское одеяние, и сказал: «Благо, что ты избрал служение Небесному Царю, Который даст тебе не временную, а вечную награду». Затем царь, узнав, что Шио хочет построить монастырь, обещал, что пришлет зодчих и все необходимые материалы для строительства, чтобы монахи молились за благополучие его царства. Это была трапеза мира и любви. В Грузии был обычай: ежегодно в память преподобного Шио Мгвимского устраивалась общая трапеза, за которую могли сесть только те, кто простил и примирился со своими врагами. Если человек отказывался простить врага, и примириться с обидчиком, то его изгоняли из ворот монастыря, как нарушившего заповедь преподобного. Преподобный Шио решил воздвигнуть храм во имя Иоанна Крестителя – покровителя монашествующих, житию которого он с юности старался подражать. Но зодчие никак не могли выбрать место для храма или встречали неожиданные препятствия: иногда уже готовый для фундамента материал бывал отброшен в сторону невидимой силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Некто Евагрий, знатный царедворец, охотясь по обыкновению за рекой Курой, проследил за голубем, носящим пищу отшельнику, и нашел его, погруженного в молитву, с воздетыми к небу руками. Он был так поражен встречей с этим укрывшимся от мира человеком, молитвенно предстоящим в пустыне пред лицем Единого Бога, что, пленившись этим, внезапно сознал и в себе отречение от всего мирского и стал просить дивного отшельника взять его под свое руководство и подвизаться в пещере, всецело предавшись Богу. С этих пор о Шио стало известно и другим людям в окружности, которые стали селиться близ него, и таким образом собралось до 25 добровольных пустынножителей. На избранном по откровению блаженному Шио месте выстроили они церковь во имя образца пустынножителей — Иоанна Крестителя. Молва о святом подвижнике распространялась, и место его уединенной жизни и подвига стало превращаться в обитель. Когда царь Napcмah VI навестил бывшего любимого своего Евагрия в пустыне, то с благоговением отнесся к подвижнику Шио и подарил ему землю под монастырь, доставив значительные средства для построения храмов. Главным из них был храм в честь Успения Божией Матери, второй — в честь Рождества Иоанна Крестителя, где впоследствии и почивали останки прп. Шио. Все храмы были освящены Католикосом Макарием. Таким образом, преподобный Шио устроил обитель, которая некогда включала в себя множество иноков и называлась, по имени основателя, Мгвимскою (в 30 верстах от Тифлиса). Здесь навестил его бывший учитель его Иоанн Зедазнийский и, погостив три дня, имел отраду удостовериться в высокой степени духовного совершенства новых иноков. Но стремление к полному уединению преобладало в душе Шио. Он оставил основанную им обитель, простился с братией назидательнейшим словом, оставил для них 160 письменных поучений и, прервав всякое сообщение с миром, обрек себя на затворническую жизнь в темной, глубокой пещере. Пища святому спускалась туда по веревке. Кто может постичь и исчислять несказанные подвиги этого Ангела в человеческом теле! Предузнав по откровению час кончины и приобщившись Святых Таин, преподобный Шио 9 мая кончил свое земное житие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Дальнейшие беседы с подвижником заставили Евагрия отказаться от высокого положения в свете и стать учеником св. Шио, с которым он стал разделять с этих пор тернистый иноческий путь к небу и нравственному совершенству. Поступок Евагрия привёл к тому, что имя преподобного Шио получило широкую известность в окрестностях и к нему стали приходить многие из грузин, которые и селились вокруг пещеры отшельника, подражая примеру его святой жизни. Так основалась великая лавра Шио, обитатели которой, во время наибольшего расцвета иноческой жизни, числом более 1000, жили в пещерах, выдолбленных в высоких скалах, окружающих св. обитель. Отсюда иноки, как яркие звёзды на небе, светили грузинской земле святостью своей жизни, и, сбрасывая с себя оковы суетного мира, восходили к небесам, спасаясь от бурь, волновавших мир, являли примеры самоотвержения, святой веры и чистой нравственности. Грузинские цари и вельможи, неоднократно испытавшие на себе силу молитв преподобного Шио, щедро одаряли великую лавру. Известно, например, завещание царя Давида Возобновителя, построившего в монастыре большую церковь в честь Успения Богоматери, под сводами которой похоронены предки знаменитых людей Грузии, как-то князей Амилахваровых, Зедгинидзе, Тусиевых, Гурамовых и других, а также и бренные остатки тех из католикосов Иверии, которые, удалившись от управления, последние дни своей жизни проводили в Шио-Мгвимской обители. Этот царь подарил монастырю множество сёл и деревень и освободил принадлежащие ему имения от всякого рода пошлин и податей 50 . Одновременно со св. Шио другой ученик великого Иоанна Зедазнели, преподобный Давид, прозванный впоследствии по месту своей отшельнической жизни Гареджийским, избрал для своих апостольских трудов город Тифлис. Здесь он уединился вдали от населённой части города, на горе Мтацминда, находящейся на западной его стороне, где теперь стоит церковь св. Давида. Устроив себе небольшую пещеру для жилья, а для молитвы – маленькую часовню с поставленной в ней иконой Спасителя, св. отшельник горячо здесь молился за погибающих и уклоняющихся от евангельского учения людей. Предание говорит, что дивный старец спускался с горы к жителям Тифлиса каждый четверг и своими увлекательными беседами поддерживал и утверждал в них христианское учение. Это не понравилось огнепоклонникам и некоторым недоброжелателям св. Давида. Желая парализовать его влияние на народ, враги возвели на преподобного страшную клевету.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Декий приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в медный раскаленный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний святому мученику отсекли голову мечом. Это произошло в 250 году в Ликии. Своими чудесами святой мученик Христофор обратил ко Христу до 50 тысяч язычников, о чем свидетельствует святой Амвросий. Впоследствии мощи святого Христофора были перенесены в Толедо, а позднее – в аббатство Сен-Дени. Преподобнаго Шио Мгвимскаго, Иверскаго Сию службу творим и в четверток сыропустныя седмицы. ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 5: Радуйся, житие отцев и солнце многосветлое монахов,/цвете пустынный, венче подвижников,/Шио блаженный./Антиохия тобою хвалится,/и Картли радуется зело,/мы же, вернии, свято храним честный гроб твой,/яко сокровище многоценное,/ради изгнания лукаваго,/исцеления болезней и избавления от враг,/защитника бо имамы тя противу враг видимых и невидимых./И ныне предстоя Христу и радуяся на Небесех,/помяни чада твоя, сладчайший отче,/память твою торжествующия. Пустыню безплодную и каменистую добре возделал еси,/прозорливый мудростию, отче Шио,/и наполнил еси ю насаждении,/богатно источники слез твоих орошаемыми,/и, яко Едем, украсил еси словесными цветы,/и яко жертву благоприятну принесл еси/во славу Владыце Христу со Ангелы./Не забуди святую паству твою, отче отцев Шио. Храм очищенный и обитель Свою/обрете тя Всесвятая Богородица, отче,/и вниде в дом души твоея,/и украси тя целомудрием,/одари тя хлебом Небесным рукою Владыки Ангелов,/зрившаго твое доброделание,/и возвеличи тя исполнением дивных чудотворений,/в залог будущих чудес,/ихже ныне, назирая нас свыше, твориши./Достоблаженне Шио, не престай молитися о нас. Слава, глас 8: Монахов множества/наставника тя почитаем, отче наш Шио,/твоею бо стезею воистинну право ходити познахом./Блажен еси, Христу работав,/и вражию обличил еси силу,/Ангелов собеседниче и преподобных сопричастниче и праведных./С нимиже молися Господеви/помиловатися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

104 См.: Procop. de bello persico lib. I, cap. XII, Evagri. Schol. Hist. lib. IV, cap. XXII, Julie. Call. Hist. XVII cap. XIII Procop. de bello goth. lib. IV, cap. III. 106 К трудам нового царя следует отнести и основание довольно обширного и вместе с тем великолепного по своему изяществу Тцкарос-тавского соборного храма. См.: Ак. Броссе. Voyage archeologique. 1848. Вышеупомянутый храм, согласно его надписи, реставрирован царями куропалатами Багратом и Константином. Первый из них правил в 980–1014 гг. 108 Отличительными знаками его были: 1) низанные из жемчуга и дорогих цветных камней два серафима на воскрылиях черного клобука; 2) на передней стороне его, надо лбом, – большой жемчужный с камнями крест; 3) зеленого бархата мантия с серебряными реками, с жемчужными скрижалями и такие же сандалии; 4) митра с крестом наверху, обложенная по опушке зубчатой короной вокруг; 5) на груди две панагии с крестом; 6) во время служения выходил из покоев в храм в мантии с предношением большого креста, с множеством свечей, с несколькими дикириями и трикириями; 7) посвящал епископов он один и, наконец, один возлагал корону на царей, по праву духовного царя. После утверждения в своем звании ему подчинялись 12 епархий в Карталинии, 12 в Кахетии, 9 в Самхетии и не менее этого в Имеретии и других странах. 109 См. Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви, ч. I. Житие преподобного Шио, Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства, с. 110; то же самое и на грузинском языке – рукопись. 111 Хотя в «Картлис Цховреба» смерть Евлавия относится к царствованию следующего царя Бакара III, но из жизнеописания святого Шио видно, что новоустроенные храмы обители святого Шио освящал католикос Макарий в присутствии царя Парсмана. Макарий прямо заступил место Евлавия, из чего видно, что показание летописи «Картлис Цховреба» в настоящее время положительно не верно. 112 См. Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви. 4.1. Житие преподобного Шио Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь к Шио стали собираться желавшие подвижнической жизни, и он основал Мгвимскую обитель. Властитель Иверии, Фарасман, узнавший Шио, помог ему в устроении обители. Последнее время своей жизни св. Шио провел в глубокой пещере под монастырской церковью, куда в корзине спускали ему скудную пищу. Мощи св. Шио почивают в его обители, которая одна из немногих уцелела среди частых опустошений Грузии. Св. Шио жил в VII веке. 10-е число Апостол Симон Зилот происходил из Каны, был братом Господа по плоти и апост. Иуды (память 19 июня) и одним из 12 апостолов. Он называется Кананитом от г. Каны и Зилотом, т. е. «ревнителем закона». Полагают, что И. Христос был на браке в Кане именно у сего апостола, где обратил воду в вино. Увидев чудо, совершенное Господом, Симон воспламенился ревностью следовать за Ним, несмотря на то, что только вступил в брак. Проповедовал Симон в Иудее, Египте, Британии и др. местах. В Британии он был распят на кресте и погребен. Преподобный Симон, епископ суздальский, был первым епископом во Владимире. Жил во 2-й половине XII века; сначала довольно долгое время подвизался в Киево-Печерской обители. Любил читать жития святых печерских угодников и сам старался подражать им. Он написал жития свв. Антония и Феодосия и многих других иноков печерских. Владимирский великий князь Георгий Всеволодович, любивший и почитавший Симона за его добродетельную жизнь, когда, в 1215 г. устроил отдельную Владимирскую епархию, то избрал его епископом новой епархии. Скончался св. Симон в 1226 году. Мощи его перенесены из Владимира в Киев, где и почивают в пещерах. Преподобная юродивая Исидора подвизалась в Тавеннской женской обители, в Фиваиде. Когда стали уважать ее за подвиги, то она приняла на себя вид глупой и помешанной. Так ее и считали все и нередко унижали, оскорбляли и даже били. Св. Исидора все переносила безропотно и терпеливо. Вместо кукуля набрасывала она себе на голову какую-нибудь тряпку. За трапезу не садилась, а ела остатки от трапезы монахинь и пила вымывки из посуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Когда было окончено построение храмов, Евагрий уведомил о том царя и просил об освящении их. Царь, обрадовавшись, сообщил об этом католикосу Макарию и просил его с епископами в день Пятидесятницы собраться в обители святого Шио и преподобного Евагрия, чтобы освятить новые храмы 81 . Наступил желаемый день. Сам царь отправился с вельможами в обитель. Пришел также святой Иоанн Зедазнийский, пришли также и другие святые отцы. Католикос с епископами в течение недели освятил возведенные храмы. Затем царь и все собрание просили святого Шио, чтобы он принял на себя сан пресвитера (а диаконом святой Шио был еще в Антиохийской пустыне). Он прямо и решительно отклонил эту просьбу, опасаясь, чтобы не наложили на него трудное бремя епископства. Окончив все, пришедшие разошлись по своим домам. Блаженный Шио продолжал подвизаться в благочестии, восходя от совершенства к совершенству. У него износилась уже одежда, но он не искал и не желал себе новой. Число учеников святого в скором времени возросло до двух тысяч, и слава о его подвигах благочестия разнеслась по всей Карталинии. Со всех сторон стало стекаться к нему огромное множество желающих подвизаться с ним. Святой, видя, что нет более свободных мест в ущелии, советовал селиться приходящим за ущельем как на восток от Саркинети (где Александр Великий обратил в бегство чужое племя), так и на запад, за Курой, где через некоторое время образовалась обширная Квабтахевская (Кватахевы – Б.С.) лавра. Больных различными недугами приносили к святому, и они получали совершенное исцеление. Не достанет сил для описания чудес, сотворенных святым отцом Шио. Скажем только о некоторых. По причине большого стечения народа к святому пустыня наполнилась разными хищными зверями. Они пожирали коней, лошаков и ослов, принадлежащих приходящим к святому и даже самим подвижникам, которые держали у себя нескольких ослов для перевозки тяжестей. Однажды иноки пришли к святому и сказали ему, что дикие звери причиняют большой вред. Святой, услышав это, сильно опечалился, ибо имел жалость как к людям, так и к животным, стал молиться и просить Бога, чтобы все звери той пустыни собрались к нему. Окончив молитву, святой вышел из пещеры – и что же? Перед ним было множество зверей со всеми их детенышами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«О, отец отцов и величие монахов, – воспевает Иверская Церковь , – явившийся для украшения рода грузинского, преблаженный участник Небесного Царства! Воззри с высоты небес на нас, недостойных рабов Божиих. Отгони от нас врагов наших, ты, предстоящий у Престола Пресвятой Троицы. Моли избавитися нам от страстей душевных и телесных, чтобы очищенные от многотревожных греховных вожделений, обрели мы упокоение и удостоились славить в будущем веке Безначального Отца и Единородного Его Сына, и Всесвятаго и Животворящего Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.» Шио Мгвимский Преподобный Шио был уроженцем Антиохии. Родители его, благочестивые христиане, имели немалое богатство. Единственный сын был утешением их старости и наследником. Все было для него, но он не желал ничего. Уже отроком он вел такую жизнь, словно готовился в монахи: постился в положенные дни, постоянно читал Евангелие и Апостол, часами размышляя о прочитанном. Поначалу это радовало его родителей, но потом они начали скорбеть. – Чадо! – говорил кто-нибудь из них. – Не слишком ли ты напрягаешься, постоянно читая? Как бы тебе не заболеть. А однажды даже отобрали у него книги, но он сказал им: – Напрасно вы прервали мои занятия. Кто не поучается постоянно закону Божию, тот не найдет пути к Царству Небесному. Верните мне мое сокровище! Родителям стало стыдно, и они вернули сыну Божественные книги. Шио достиг уже двадцатилетнего возраста, когда близ Антиохии, подобно звезде, заблистал преподобный Иоанн, поселившийся со своими учениками в пустынном месте. Тайно от родителей Шио пришел к преподобному и застал его в то время, когда он беседовал с учениками. Увидев юношу, он сказал: – Чадо мое Шио! Тот был поражен и смущен такой неожиданностью. – Чем ты смутился? – продолжал преподобный. – Не тем ли, что имя твое открыл мне Господь? Но Он открывает нам множество и других вещей. Дети! – обратился он к ученикам. – Сего юношу избрал Господь, он будет отцом многих, внимающих себе в безмолвии. Он будет светильник, поставленный на высокую свещницу, да видят многие свет! Блажен и я, недостойный, ибо назовусь отцом великого отца отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он всегда что-нибудь делал: или молился, или послушание монастырское исполнял, и до захождения солнца никогда не употреблял пищи — «хлеба не вкушаше». За свое смирение и трудолюбие в сей жизни принял от Господа дар чудотворений, по смерти же его душа обитает на небе со святыми, а тело его почивает нетленным в пещере. Память преподобного совершается совместно со святыми Дальних пещер — 28 августа/10 сентября. Кассиан, затворник Печерский, преподобный Преподобный Кассиан Послушник и Постник (Затворник Печерский) жил в XIII–XIV вв. Преподобный Кассиан перед всеми смирялся, был весьма послушлив, трудолюбив и постник. Святым послушанием он заставил бесов исповедать, как много есть иноков в Печерском монастыре, которые могут изгонять бесов и как демоны боятся святых Печерских. Затвор в пещере был завершением его подвигов. «А ныне в небе в неизреченной радости со ангельскими лики наслаждается». Память его празднуется также в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах — 28 августа/10 сентября. Пимен постник, преподобный Преподобный Пимен, постник Печерский, имел ту благодать, что один раз в седмицу вкушал пищу, и то в малом количестве, и, непрестанно исполнял монастырское послушание, никогда не ослабевал от труда и поста. Днем он молол муку в жерновах, носил на себе дрова для братии, а ночью подвизался в молитвах. «За которые труды в небе почивает», сподобившись получить вечное блаженство. Мощи святого покоятся в Дальних пещерах. Память его совершается также 28 августа/10 сентября. Май 9 Шио Мгвимский, преподобный Преподобный Шио (Симеон) Мгвимский родился в Антиохии Сирской. Родители его были христианами и воспитывали своего сына как единственного наследника. Юноша получил хорошее образование, изучил Священное Писание. Любовь к слову Божию так глубоко внедрилась в сердце молодого Шио, что он постоянно держал его в уме своем и даже всегда носил при себе Евангелие, Послания апостола Павла и Псалтирь. И уже в ранние годы был одарен способностью толкования слова Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Когда ушли ученики, бесы, рассчитывая что по преклонности лет и телесной слабости преподобный может быть побежден, собрались в огромном количестве и, производя оглушительный шум, подобный грохоту лавины, приступили к пещере, где он молился ночью. – Зачем ты отнимаешь у нас достояние наше, эту гору? – кричали они. – Уйди! – О злочестивые, – отвечал преподобный. – Никогда не желаете вы добра нашему роду, стараетесь каждого низвергнуть в Ад... Разве ваша эта гора? Не предоставлено ли человеку Господом все сотворенное Им на земле? Не уготовал ли Он для вас законное ваше место, которого да не избегнете, – преисподню с огнем неугасимым? Здесь я нахожусь по благословению Самого Иисуса Христа, Которого именем и приказываю вам в последний раз: прочь отсюда! И все громадное облако лукавых унеслось как дым неведомо куда. Святой Иоанн, желая пребывать в уединении, благословил ученика своего Фаддея основать монастырь у подножия горы, на берегу Арагви, чтобы принимать туда желающих иночествовать. Когда братия в монастыре умножилась, преподобный Иоанн стал спускаться к ним для исповедания грехов и для проповеди, но весьма редко, так как силы его постепенно иссякали. В последний год своей жизни он отправился со своим келейником навестить некоторых своих учеников, посмотреть каковы плоды их духовного делания. Преподобный Шио Мгвимский встретил учителя со всеми насельниками основанного им монастыря и повел его прямо в церковь Божией Матери. В то же время он отправил гонца к владыке Исе, епископу Цилканскому, призывая его немедленно явиться, и тот пришел. Однажды, во время трапезы, святой Иоанн, приняв чашу вина из рук Шио, поднял ее вверх, разжал пальцы и оставил ее стоять на воздухе. – Дети, – сказал он ученикам, – снимите чашу и благословите ее. Они же не дерзали прикоснуться к ней. Тогда Иоанн взял ее сам, благословил, и они пили из нее все. Потом учитель сказал Шио: – Отче, возблагодарим Господа за чудо! Шио встал, насыпал на ладонь левой руки горящих углей, положил на них благоухающего фимиама и начал кадить, – так держал он угли, пока не сгорел ладан. Иноки несказанно дивились этому, но преподобный Иоанн сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010