История Первые христ. храмы появились на территории К. п. во 2-й пол. V в. По приказу царя Картли св. Вахтанга Горгасали эристав Кларджети Артаваз воздвиг здесь крепость Артанужди. В ущелье близ Артануджи он основал мон-рь Опиза во имя св. Иоанна Предтечи «по образу виденного... в Греции» и церкви Мере, Шиндоби и Ахиза. При закладке он сказал: «Ежели персы превзойдут нас мощью, то тут будет уготовано нам убежище» ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 178; О н же. 2008. С. 91). В 1-й пол. VI в. ученик прп. Шио Мгвимского прп. Михаил Парехели , подвизавшийся в Опизе, выстроил для малочисленной братии «в местечке скалистом и непроходимом» ц. Парехи (название происходит от груз. слова «пещера») ( Басили Зарзмели. 1963. С. 322). Однако нек-рые исследователи (И. Джавахишвили , прав. Евфимий Такаишвили , К. Кекелидзе , Н. Вачнадзе) приписывают эти сведения поздним авторам, а прп. Михаила считают деятелем IX в. Собор мон-ря Цкаростави. 30–40-е гг. IX в. Фотография. Нач. ХХ в. Собор мон-ря Цкаростави. 30–40-е гг. IX в. Фотография. Нач. ХХ в. Монастырское строительство в К. п. интенсивно развернулось в посл. четв. VIII в. и связано с появлением в этих местах прп. Григория Ханцтели (759-861) и его учеников. Юношей прп. Григорий покинул Картли, где ему было уготовано блестящее будущее; вместе с ним в Кларджети пришли его двоюродный брат свт. Савва Ишхнели и преподобные Феодор и Христофор . Вначале они поселились в монастыре Опиза (ок. 80-х гг. VIII в.), спустя 2 года прп. Григорий основал монастырь Хандзта. Монастырская братия увеличивалась. С нач. IX в. «во всех святых пустынях (Кларджети.- Авт.) святые отцы начали строить монастыри и святые церкви, и таким образом размножились служители Святой Троицы, непрестанно славословящие» ( Мерчуле. Житие. С. 95; О н же. 1963. С. 261). Один за другим возникли мон-ри Мере (единственный жен. мон-рь в К. п.), Джмерки, Берта, Даба, Мидзнадзори, Цкаростави, Баретелта, Шатберди , Парехи; между 861 и 951 гг. была основана Долискана, последняя из 12 пустыней Кларджети. Братия Хандзты была поделена: 13 насельников прп. Григорий оставил в Хандзте, остальных разбил на 3 группы для др. монастырей.

http://pravenc.ru/text/1841253.html

И почувствовал он: надо отложить все дела и ехать к преподобному Гавриилу А на третий день, как рассказал нам батюшка, он проснулся с мыслью, что надо просто отложить все дела и ехать к преподобному Гавриилу. Легко сказать: ехать – а как это сделать очень скромной многодетной семье священника из уральской глубинки? Родители собрали семейный совет с детьми, как всегда делают в экстренных случаях, и обо всем честно им рассказали. Что деньги, которые семья копила больше года на ремонт в доме, можно потратить на запланированную новую гостиную и долгожданную детскую игровую и другие нужные и полезные вещи, а можно просто взять и потратить на поездку в Грузию к преподобному Гавриилу. И дети как один хором ответили: «Едем к преподобному Гавриилу!» Они жили в Мцхете, где гостеприимная хозяйка домашней гостиницы выделила для их большой семьи целый этаж, молились в Самтавро и Светицховели, где моего друга-священника любезно приглашали в алтарь, ездили к Шио Мгвимскому и много куда еще. С ними вообще во время этой поездки произошло много замечательного. Оказалось, что таксист, который возил их по святыням, когда-то служил в армии в военной части города, откуда были наши друзья, и обязательно приглашал их к себе в гости на следующее лето, когда достроит большой дом. Потому что до сих пор помнит всех своих сослуживцев из военной части уральского города и бабушку Наташу, которая зимой приезжала к своему внуку, товарищу этого таксиста, и подарила замерзающему от непривычных уральских морозов грузину вязанные из шерсти теплые носки, шарф и варежки, которые согревали его в холода и которые он потом хранил долгие годы как память. А после молитвы у преподобного Гавриила дети наших друзей гуляли где-то на пустыре, где, как рассказали местные, когда-то был большой рынок, и нашли там около 20 лари. Эти деньги ребята потратили не на мороженное и сувениры и даже не отнесли в храм, а всё до копейки раздали бедным. Узнав об этом, родители только головой покачали и поблагодарили преподобного за наставление.

http://pravoslavie.ru/122056.html

Некто — Евагрий, знатный царедворец, охотясь по обыкновению за рекой Курой, проследил за голубем, носящим пищу отшельнику, и нашел его, погруженного в молитву, с воздетыми к небу руками. Он был так поражен встречей с этим укрывшимся от мира человеком молитвенно предстоящим в пустыне пред лицем Единаго Бога, что, пленившись этим, внезапно сознал и в себе отречение от всего мирского и стал просить дивного отшельника взять его под свое руководство и подвизаться в пещере, всецело предавшись Богу. С этих пор о Шио стало известно и другим людям в окружности, которые стали селиться близ него, и таким образом собралось до 25 добровольных пустынножителей. На избранном по откровению блаженному Шио месте выстроили они церковь во имя образца пустынножителей — Иоанна Крестителя. Молва о святом подвижнике распространялась, и место его уединенной жизни и подвига стало превращаться в обитель. Когда царь Парсман VI навестил бывшего любимого своего Евагрия в пустыне, то с благоговением отнесся к подвижнику Шио и подарил ему землю под монастырь, доставив значительные средства для построения храмов. Главным из них был храм в честь Успения Божией Матери; второй — в честь Рождества Иоанна Крестителя, где впоследствии и почивали останки преподобного Шио. Все храмы были освящены Католикосом Макарием. Таким образом, преподобный Шио устроил обитель, которая некогда включала в себя множество иноков и называлась, по имени основателя, Мгвимскою (в 30 верстах от Тифлиса). Здесь навестил его бывший учитель его Иоанн Зедазнийский и, погостив три дня, имел отраду удостовериться в высокой степени духовного совершенства новых иноков. Но стремление к полному уединению преобладало в душе Шио. Он оставил основанную им обитель, простился с братией назидательнейшим словом, оставил для них 160 письменных поручений и, прервав всякое сообщение с миром, обрек себя на затворническую жизнь в темной, глубокой пещере. Пища святому спускалась туда по веревке. Кто может постичь и исчислять несказанные подвиги этого ангела в человеческом теле! Предузнав по откровению час кончины и приобщившись Святых Тайн, преподобный Шио 9 мая кончил свое земное житие. Тело великого затворника, при напутственном пении собравшихся иноков, было погребено в основанной им обители. Святые мощи его и доныне служат ограждением обители, которая одна из немногих уцелела посреди опустошений Грузии.

http://pravicon.com/info-3607

Ок. 1699-1700 гг., воспользовавшись отсутствием в мон-ре О. Г., лезгины ночью напали на обитель, разгромили ее и убили спящих монахов (подробнее см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские ) ( Сабинин. Рай. 1882. С. 162). По распоряжению О. Г. фортификационной системой был защищен сначала Давидгареджи (работы длились 7 лет), затем гареджийские мон-ри Натлисмцемели и прп. Додо. При О. Г. в Давидгареджи также были построены ц. ап. Иоанна Богослова и башни, в скалах высечены новые кельи для братии. В Сагареджо на монастырской земле была построена и украшена ц. во имя апостолов Петра и Павла. О. Г. пригласил в мон-рь каменщиков, резчиков, плотников, художников, оформителей икон: были расписаны и украшены как новые, так и старые церкви Давидгареджи. Все храмы были обеспечены богатой утварью. В нач. XVIII в. число духовенства Давидгареджи было настолько велико (по подсчетам исследователей, от 100 до 200 чел.), что причт лавры был разделен на 3 гареджийских мон-ря: настоятелем в Давидгареджи остался О. Г., в Натлисмцемели был назначен архим. Харитон, в мон-рь прп. Додо - архим. Захария. В 1704 г. 3 гареджийских настоятеля передали Ираклию I письмо, в к-ром обещали служить литургию для царя и царицы в четверг сырной седмицы, для царских детей - в неделю мясопустную ( Жордания. 1903. С. 19-20; Лолашвили. 1959. С. 36-38; Ломинадзе. 1966. С. 24). О. Г. также упомянут в грамоте (1708), выданной в связи с возобновлением права владения с. Акура за Давидгареджи ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 598), в документе (9 мая 1712) о решении земельных дел между дидойцами и мгалоблийцами (ПГП. 1972. Т. 4. С. 243-244) и в др. О. Г. способствовал развитию и расширению книжной деятельности в мон-ре, он считается основателем гареджийской лит. школы (подробнее см. «Гареджийская литературная школа» в разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). При нем в обители возросло число писателей, проповедников, каллиграфов, библиографов; пуст. Гареджи стала важным центром груз. литературы. Наиболее известный составленный по его благословению сборник (рукопись НЦРГ. А 160, 1699 г., каллиграф иером. Шио), куда вошли Житие равноап. Нины, Светицховельская книга для чтения, Жития грузинских преподобных Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнийского и Шио Мгвимского и др. произведения. При О. Г. был значительно расширен (до 76 наименований рукописей и книг, многие состояли из неск. томов) библиотечный фонд лавры: помимо богослужебных была собрана лит-ра агиографического, богословского и экзегетического характера ( Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 299-300).

http://pravenc.ru/text/2581425.html

В 1797 г., во время эпидемии чумы в Тбилиси, мн. монахи-отшельники под руководством Е. М. ухаживали за больными и хоронили умерших. Ист.: Иоанн Багратиони [Батонишвили]. Калмасоба. Тбилиси, 1945. С. 197; Жордания Ф. Д., сост. Описание рукописей Тифлисского церк. музея Карталино-Кахетинского духовенства. Тифлис, 1903. Т. 1. С. 130-131, 170; Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2/3. С. 89 (на груз. яз.). Лит.: Лолашвили И. Мемуарные рассказы Гавриила Мцире//Вопросы древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1962. Вып. 1 (на груз. яз.); Ломинадзе Б. Из истории феод. отношений. Тбилиси, 1966. Т. 1. С. 157-161 (на груз. яз.); Кавтария М. Давидгареджийская лит. школа. Тбилиси, 1965. С. 91-93 (на груз. яз.); Кочламазашвили Е. Кто является автором «Акафиста» св. Нино//Лит. разыскания. Тбилиси, 2000. Вып. 21. С. 154-167 (на груз. яз.); Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 131. М. Кавтария Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским) ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане], чудотворец, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.)

http://pravenc.ru/text/187783.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Есть и жизнеописания и изречения святых, не так давно прославленных,  среди них есть и  чудотворец Иоанн Шанхайский . Важно для подрастающего поколения иметь представления о житиях  святых нового времени, новомучеников и исповедников Российских: Патриарха Тихона, Сергия (Сребрянского). Автор-составитель не боится говорить с детьми и о  сложных для детского возраста и его восприятия святых, например, о Марии Египетской, а также об аскетах, малоизвестном широкому кругу верующих, скажем, о Павле Препростом и о преподобном Шио (Симеоне) Мгвимском . Дети узнают, что преподобный Шио — вовсе не японский святой, как может показаться на слух, а боголюбивый авва из Антиохии Сирской, святой, с детства тянувшийся к слову Божию и совершавший при жизни своей немалый аскетический подвиг. Голубок, прилетавший к нему с пищей, запомнится юным читателям не меньше, чем ворон пророка Илии или медведь Серафима Саровского . Не менее полезны и вероучительны изложенные в этой книжице истории о святынях, среди которых есть интереснейшие сказания об иконах Пресвятой Богородицы. Примерно треть сборника составляют стихи и проза русских классиков, в общем-то, довольно известные, почти хрестоматийные, но удачно собранные в одном месте и глубоко раскрывающие тему поста. Авторы — Сергей Есенин, Иван Бунин, Афанасий Фет, Иван Шмелёв, Константин Случевский, Антон Чехов, и, конечно, Алексей Толстой и его «Детство Никиты». Кроме художественной литературы, автор-составитель знакомит юную аудиторию с особенным видом церковных сочинений — короткими поучительными патериками. Здесь же подобраны статьи и отрывки богословского характера: о сути и смыслах поста размышляют Никифоров-Волгин и Пантелеев. В уникальную подборку душеполезного чтения для детей, помимо светских писателей, включены и церковные. Книжка также рассказывает о том, какая церковная служба соответствует тому или иному дню поста Отрывки из Евангелия, что безусловно важно для юного читателя, приведены на русском языке. Хорошему чтению будут способствовать талантливые иллюстрации художницы Дианы Лапшиной, выполненные в теплой и уютной технике сепии.

http://azbyka.ru/deti/velikij-post-chten...

Спустя ровно год я снова приехала в Тбилиси и зашла к отцу Димитрию. Он в этот день был дежурным священником в храме. Сидел в уголке в наушниках и сосредоточенно шевелил губами. Оказывается, он изучает английский язык. На мой вопрос для чего, он пояснил, что ему приходится общаться с иностранцами и он хочет научиться нормально объясняться. Я предложила ему свою помощь, и мы, прихватив учебники и тетрадки, уединились в садике рядом с храмом. А потом моя мечта увидеть работы отца Димитрия сбылась. Прихватив ту самую прихожанку, что передавала мне плакат, мы отправились на квартиру, которую батюшка купил специально для хранения своих произведений. Ее стены сверху донизу увешаны работами из ракушек. Впечатление – ошеломляющее. Отец Димитрий подробно и с любовью рассказывал о каждой из них. Давид и Голиаф, Самсон, толкающий колонну, Валаамова ослица, преподобный Шио Мгвимский с курящимся ладаном в руке, великомученица Варвара, Иоанн Креститель… Диковинные цветы. Одна из ракушек – с зародившейся в ней жемчужиной. На небольшом столике лежит незаконченная работа. Оказывается, отец Димитрий создает свои произведения без каких-либо предварительных набросков, прикрепляя ракушки на клей ПВА, да еще и расположив лист в горизонтальном положении. Он великодушно разрешил мне пофотографировать, но с условием, что я не буду снимать его самого. Но удержаться было невозможно, и я всё-таки сделала пару кадров, тут же получив замечание. На прощанье он подарил мне два диска с фильмами о его «студии», с комментариями на английском языке. Когда мы, уходя, погасили свет, отец Димитрий сказал: «Обернитесь». Я застыла от восхищения: картины фосфоресцировали удивительно живым, теплым светом. Незаконченная работа      Змий-искуситель и Древо познания      Святая великомученица Варвара      Протоиерей Димитрий Сухиташвили и его работы скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии GIGARUS !!! 12 февраля 2014, 19:42 ДА ПРОСТО ФАНТАСТИКА !!! Etery Surmava 8 февраля 2014, 17:38 Ларисе Хрусталевой огромную благодарность за итересную и нужную статью.как видно. Лариса сама обогощена любовью к жизни и к людям и сведения об интересных личностей сами плывут кней.как мудро педлогает она свое открытие и как легко читается ее текст.спаси господи. Этери Сурмава из тбилиси

http://pravoslavie.ru/64520.html

Это трогательное предание, вещественному свидетельству которого до сей поры поклоняется православная Грузия, повествует о великом святом Грузинской Церкви, одном из родоначальников грузинского монашества – преподобном Давиде Гареджийском. Преподобный Давид был в числе двенадцати сирийских отцов, пришедших в Грузию в середине VI века со своим учителем – преподобным Иоанном, ставшим просветителем восточной части страны – Картли. По преданию, Сама Божия Матерь послала пустынника Иоанна на землю Иверии продолжить дело равноапостольной Нино. Получив во сне указание Пресвятой Богородицы избрать себе в сподвижники двенадцать учеников, он решил всецело положиться на Промысл Божий и выбрал их по жребию. Шио Мгвимский, Давид Гареджийский, Антоний Марткопский, Фаддей Степанцминдский, Стефан Хирский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Зенон Икалтойский, Авив Некресский, Иессей Цилканский и Иосиф Алавердский – все они впоследствии получили свои вторые имена от мест, где основали святые обители или занимали архиерейские кафедры. От названия горы Зеда-Задени близ Мцхеты, которую преподобный Иоанн избрал местом своего пребывания и основал там первый монастырь, сам он стал именоваться Иоанном Зедазнийским. Какое древнее духовное наследие питало этих новых апостолов? Они возрастали в среде сирийского монашества, занимающего особое место в истории христианского аскетизма. Существуют разные взгляды специалистов на этот вопрос, но сейчас многие уже готовы признать, что идеал монашества и монашеского образа жизни в своей первоначальной форме, даже опережая Египет и Палестину, ведет свое происхождение от Восточных Сирийцев. В IV–VI веках по всей Сирии действовало множество монастырей и крупных монашеских центров, привлекавших многочисленных паломников и последователей. В Эдессе в это время возникла большая аскетико-богословская школа, оказавшая значительное влияние на формирование иноческих общин. Одновременно именно в Сирии зародилось столпничество – уникальный вид индивидуального подвижничества, которое в свою очередь тоже способствовало образованию обителей рядом с местами, где подвизались столпники, – например, прекрасный и величественный монастырь Калат-Симан связан с именем первого столпника – преподобного Симеона († 389). Будущий авва Давид Гареджийский, вероятно, на всю жизнь сохранил воспоминание о том, как, покидая родную Антиохию и отправляясь в Грузию, их учитель привел своих чад к младшему последователю святого Симеона – Симеону Столпнику Дивногорцу, и тот преподал им благословение.

http://pravoslavie.ru/113061.html

Набрав ракушек, отец Димитрий стал подбирать их по окраске, а потом складывать картины. Сначала это были цветы. Сейчас панно с цветами уже более 150. Затем он перешел к библейским сюжетам. Чада стали привозить батюшке ракушки из всех стран мира. Количество работ росло, и встал вопрос о том, чтобы поместить часть из них в галерею, так как в доме для них не хватает места. Отец Димитрий показал мне много своих работ. Почему-то особенно запали в душу две: змей, которого убивает преподобный Давид, и маленький Моисей в корзинке, плывущей по реке. Батюшка грустно посмотрел на меня и сказал: «Знаете, ведь эти две работы забрал к себе в марани (помещение в доме, где хранят вино и принимают гостей) наш патриарх. Я, честно говоря, плакал, расставаясь с ними. Но нельзя же отказать патриарху». Необычная история была связана с панно, изображавшим пророка Илию. Батюшка никак не мог сложить из ракушек в о рона: бился, бился – всё напрасно. Причем в этот день возле дома непрестанно кружила стая ворон. Матушка удивилась: никогда в их краях ворон не было. В какой-то момент одна из птиц села на подоконник. И нужные ракушки тотчас сложились в фигуру в о рона. Все недоумевали. Разговаривая с батюшкой, я узнала новые слова: малакология, конхология. Малакология – это отдел зоологии, посвященный изучению мягкотелых, или моллюсков. Один из разделов малакологии – конхология – посвящен исследованию раковин моллюсков. Мы долго беседовали с отцом Димитрием. Он поведал, как стал организатором благотворительной помощи детям, больным лейкемией. А еще он написал книгу «Хитон Спасителя» (он подарил мне экземпляр), является автором духовных песнопений. Да, недаром гласит русская пословица: «Талантливый человек талантлив во всём». Преподобный Шио Мгвимский      Я спросила у отца Димитрия, когда и где можно будет увидеть его работы. Он подумал и ответил, что власти обещают предоставить помещение, тогда и можно будет. Что ж, будем ждать. Отец Димитрий пригласил меня прийти на вечернюю службу через несколько дней. Во время службы он кивнул мне головой и сказал несколько слов одной из прихожанок. Она подарила мне плакат с изображением Иоанна Предтечи.

http://pravoslavie.ru/64520.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010