У мощей прп. Гавриила 22 мая 2000 года, в день празднования преподобного Шио Мгвимского , монахини монастыря святой равноапостольной Нины отправились в Шиомгвиме для поклонения мощам святого. Литургию служил митрополит Даниил. Молебен у гробницы преподобного отслужил патриарх Илия II. Пока накрывали стол, я поднялась в трапезную, с балкона которой хорошо видны иконостас и фрески церкви. Я по четкам читала Иисусову молитву и невольно задумалась об отце Гаврииле. Неожиданно передо мной высоко в небе засветилась фреска, над ней была надпись на древнегрузинском, которую мне с трудом удалось разобрать: «Преподобный Гавриил Грузинский». В руках у него была икона Богоматери. Рядом видны были любимые иконы отца Гавриила – великомучениц Шушаник и Кетеван . Вдруг в небе засветилась фреска: старец Гавриил с любимыми иконами Удивительное чувство овладело мною! Сколько раз я посещала Шиомгвиме – и никогда не замечала этих икон. Невозможно было скрыть мою радость. Я рассказала об увиденном епископу Михаилу. Он согласился, что старец показал мне чудо. Отец Гавриил, явившись мне Гавриилом Грузинским, дал мне почувствовать свое покровительство. Это видение еще больше укрепило мою веру в бессмертие души. Я нашла утешителя и ходатая за нас в лике нашего родного юродивого старца. P.S. Накануне игуменией Кетеван (Копалиани) была создана новая песня о преподобном Гаврииле: Рейтинг: 10 Голосов: 1405 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Святая Шушаник  (V в.) – супруга владетеля Южной Картли (южной части центральной Грузии), из политических соображений принявшего маздаизм и принуждавшего к этому жену. За отказ подчиниться Шушаник была заточена в одной из дворцовых комнат, где в течение многих лет подвергалась унижениям и мучениям. Была похоронена рядом с древней церковью. Позже тут в XIII в. была построена крепость Метехи с церковью Успения Богородицы, внутри которой находилась могила святой Шушаник. Житие святой Шушаник, написанное Якобом Цуртавели, стало самым ранним памятником грузинской агиографической литературы. В советское время на территории крепости в церкви располагался молодежный театр.

http://pravoslavie.ru/133540.html

4 . Православного вероисповедания, не имею никакого отношения к богоборцам. 5 . Судим не был, препятствий для поставления в духовный сан не имею. Испрашиваю благословения стать дьяконом, чтобы трудиться для прославления Бога и спасения души. Готов служить Святой Церкви от всего сердца, в соответствии с церковным уставом и учением Святых Отцов. Обязуюсь: Совершать всякое богослужение по Канонам Церкви. По воскресеньям и праздничным дням не отсутствовать. Участвовать в служении Божественной литургии, будучи подготовленным. Укреплять прихожан в православной вере, добрым служением способствовать изучению ими слова Божия и заповедей Господних. Стараться жить так, как подобает служителю алтаря, не соблазнять других своим поведением, быть помощником прихожанам, вдовам и сиротам. В алтаре и храме держать себя подобающим образом; подавая пример другим, внушать уважение к святыне. Служить с честью, подобающей этому высокому чину, не унижать Церковь своим недостойным поведением, не соблазнять верующих. Записал протоиерей Николоз Берекашвили. Раб Божий Ургебадзе Годердзи Васильевич исповедовался у меня. Препятствий для рукоположения в дьяконы не имеет. Кутаиси, 30 января 1955 года». В тот же день раба Божия Годердзи рукоположили в дьяконы, и он дал клятву. Вскоре дьякон Годердзи обращается с ещё одной «Нижайшей просьбой» к епископу Кутаисско-Гаенатскому Гавриилу: «С детства имею тягу к монашеству, поэтому смиренно прошу Вас постричь меня в малую схиму и наречь именем святого Гавриила Афонского 5 . Послушник Вашего Преосвященства». В ответ на его просьбу епископ Гавриил обратился к архимандриту Георгию: «Благословите схиму, исповедуйте дьякона и дайте ему, по его же просьбе, имя преподобного Гавриила Афонского». 27 февраля 1955 года в Моцаметском монастыре 6 епископом Кутаисско-Гаенатским был пострижен в монахи Годердзи Ургебадзе и, по его просьбе, наречён именем Гавриил. Постриг был совершён при участии архимандрита Георгия (Дадиани). (В 1964 году он был убит в Шио-Мгвимском монастыре 7 и похоронен в Самтаврийском монастыре.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Согласно груз. источникам, царь Картли Трдат воздвиг во 2-й пол. IV в. в Некреси одну из первых церквей в Вост. Грузии (Обращении Грузии//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 91; То же. 1989. С. 28; Леонти Мровели. Жизнь грузинских царей//КЦ. 1955. Т. 1. С. 137; Он же. 2008. С. 68); церковные строения IV в. были выявлены в ходе археологических раскопок в Некреси, Ареши (ныне Мтисдзири, муниципалитет Кварели) и Долочопи (близ Кварели, на правом берегу р. Дуруджи). Христианство долгое время сосуществовало с язычеством. Известно, что жители Лопотского ущелья к кон. V в. все еще поклонялись огню и воде ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 200; Он же. 2008. С. 101). Для упрочения положения христианства, а также для распространения политического и культурного влияния в горных районах Кавказа центральная власть Вост. Грузии способствовала выдвижению адм. и религ. центров, расположенных у подножия Кавказа, вдоль дорог, связывавших горные области с Алазанской долиной. Эти обстоятельства благоприятствовали превращению г. Некреси в епархиальный центр Гагмамхари. Точное время основания Н. е. неизвестно. Мнение груз. историка П. И. Иоселиани о том, что епископскую кафедру основал сщмч. Авив Некресский ок. 30-60-х гг. VI в., не подтверждается источниками: согласно Житию преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского, сщмч. Авив и свт. Иессей Цилканский заняли кафедры усопших епископов Некреси и Цилкани ( Абуладзе. 1955. С. 87-88). Н. е. и некресели не упоминаются ни в числе епархий, основанных царем Картли св. Вахтангом Горгасали в 70-80-х гг. V в., ни в «Книге посланий» среди участников Двинского Собора (505/6). Однако, по справедливому замечанию Д. Мусхелишвили, кафедра должна была существовать в кон. V - нач. VI в.; ее основание хорошо вписывается в общую политику св. Вахтанга Горгасали, направленную на консолидацию горных и низинных областей Грузии ( Мусхелишвили. 1977. С. 223). Кафедральный собор Некреси первоначально, видимо, существовал на территории древнего городища.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Встреча с ним поразила Шио, поскольку преподобный Иоанн сразу назвал его по имени еще прежде их знакомства. Преподобный предсказал ему, что он станет «отцом для многих отцов», и призвал его к монашеской жизни. Шио с радостью откликнулся на призыв преподобного Иоанна, но боялся огорчения родителей и их противодействия. Однако преподобный Иоанн предрек ему, что они раньше, чем Шио, примут монашество. Во время литургии, на которой присутствовали Шио и его родители, были прочитаны слова из Евангелия от Луки (14: 26) об отвержении мира и ненависти к самой жизни своей. Опираясь на них, преподобный Шио завел со своими родителями речь о монашестве. Они, полагая, что после их пострига сын женится, решили удалиться от мира, не желая препятствовать его семейному счастью. Но как только родители Шио приняли постриг, юноша раздал все имение, оставшееся от его родителей, – часть раздал нищим, часть пожертвовал монастырям и освободил рабов, а сам поспешил к преподобному Иоанну, который с радостью принял его и облек в иноческую одежду. Преподобный Шио преуспевал в монашеских подвигах более всех учеников преподобного Иоанна, так что тот дивился столь сильно действовавшей в нем благодати Божией. Через 20 лет после призвания преподобному Иоанну было откровение свыше избрать из числа своих учеников 12 человек и с ними отправиться в страну Иверскую (Грузинскую), чтобы утвердить там в вере обращенных равноапостольной Ниной в христианство грузин , вывести многих из мрака неведения, защитить от натиска огнепоклонников и оградить их от еретических соблазнов, поскольку на Кавказе в это время распространялась монофизитская ересь . После продолжительных молитв преподобный Иоанн Зедазенский избрал следующих учеников для проповеди в Грузии: Авива Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе Цилканского, Иосифа Алавердского, Исидора Самтавнели, Михаила (Микаэля) Улумбийского, Пира Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского . Когда преподобный Иоанн со своими учениками достигли Мцхеты , их гостеприимно принял католикос Мцхетский Эвлавий (533–544) .

http://pravoslavie.ru/41621.html

Мгвиме Подпрыгиваем на ухабах, дорога — горный серпантин, окруженный густым и диким лесом. Едем в Мгвиме, к преподобному Шио (так по-грузински Симеон), одному из тринадцати сирийских отцов, в VI веке пришедших в Грузию для утверждения христианства. Где-то здесь в далеком VI веке охотился главный царский военачальник Евагрий. Увидев преподобного Шио и поговорив с ним, он был настолько потрясен, что стал проситься к нему в ученики. И получил следующий ответ: «Возвращайся домой. По дороге Кура расступится, и ты сможешь пройти посуху. Раздай свое имение и возвращайся. Если Кура опять расступится — значит, есть на то воля Божия. Если нет — иди обратно домой и забудь о своих желаниях». Надо ли говорить, что Кура расступилась второй раз? В автобусе стало тихо, все молчат. Как же раздать свое имение, не зная, расступится ли Кура снова? Особенно если ты — царский воевода. Горный Шио-Мгвимский монастырь окружен бесчисленными пещерами, где во времена царицы Тамары подвизались пять тысяч монахов. Земля здесь обагрена кровью мучеников, пострадавших во время персидских и османских нашествий в XVII-XVIII веках. Сейчас в обители живут пятнадцать монахов и пять послушников, монастырь быстро восстанавливается. Сохраненные в годы советской власти, частицы мощей преподобного Шио бережно хранятся в алтаре собора Пресвятой Богородицы и выносятся на поклонение паломникам один раз в году в день памяти святого. Потупив головы, молим монаха попросить настоятеля о милости к нам. Торжественно, после сугубой молитвы, специально для нас, русских паломников, выносят ларец-мощевик из алтаря… Преподобный Шио, моли Бога о нас! Кахетия Кахетия встречает нас невероятной красотой Алазанской долины, святым источником с дивной купальней и великолепным Бодбийским монастырем, где нашла свой покой святая равноапостольная Нина. Служим молебен у гробницы святой, чье присутствие все ощущаем. Стоим долго, замерев, и так не хочется уходить… Здесь все живое, даже камень. Наверное, похожие чувства испытывала молоденькая 20-летняя княжна в конце XIX столетия, будущая схиигуменья Фамарь, духовный подвиг которой прославил не только этот монастырь, но и наш, русский, подмосковный Серафимо-Знаменский скит. Так в одной великой судьбе переплетены две страны, два великих столпа христианства — святая равноапостольная Нина и преподобный Серафим Саровский.

http://pravmir.ru/strana-kresta/

Иоанн с учениками провели в Мцхете три года, пребывая в молитве и проповедуя слово Божие, а затем взошли на гору Зедазени. После их двухлетнего пребывания на горе святому Иоанну явилась Божия Матерь с равноапостольной Ниной и повелела ему, чтобы он разослал своих учеников по разным местам страны для проповеди. Проснувшись, святой Иоанн собрал учеников, объявив им повеление Богородицы и святой Нины, и затем призвал их приготовиться отправиться туда, куда каждому из них укажет Сам Святой Дух. Можно провести известную аналогию между этим явлением и Пятидесятницей, после которой святые апостолы разошлись для проповеди в разные страны. Святой Иоанн привел своих учеников к католикосу и попросил у него благословения на их грядущую проповедь. Католикос, благословив их и прочитав о них молитву, повелел каждому взять себе в помощь по одному иноку. Только один святой Шио, любивший пустыню и уединенную жизнь, попросил своего учителя благословить его на отшельничество. Святой Иоанн позволил ему это, сказав: «Чадо мое! Ступай, куда поведет тебя Сам Господь. Мне явил Владыка наш Господь Иисус Христос, что ты должен вести уединенную жизнь, а между тем будешь аввой великой лавры. Но прежде явись католикосу, получи его благословение, и да будет Господь с тобой всегда. Он нигде не оставлял меня, смиренного, в борьбе с духом лукавым, Он будет твоим Покровителем и Утешителем и разрушит за тебя всякое коварство и ухищрение дьявольское». Монастырь Шио Мгвимского Святой Шио, получив также благословение от католикоса Эвлавия на пустынножительство, отправился на запад от города Мцхета в непроходимые из-за дремучих лесов места. Он вошел в глубокое, безотрадное, глухое, безводное ущелье, полное диких зверей и ядовитых змей. Но святому Шио это место понравилось, так как оно было как бы нарочно защищено отвесными и необыкновенно крутыми стенами песчаной горы от людских взоров и от мирского мятежа. На северной стороне, над отвесной скалой крутого берега реки Куры, святой Шио нашел тесную пещеру, достаточную, чтобы укрыться.

http://pravoslavie.ru/41621.html

Тифлис, 1928. Т. 1: Прил. С. 26-36 (на груз. яз.); То же// Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 69-143; То же//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 217-229; Житие и чудотворения святого и блаженного Шио, который был из Антиохии междуречия, который прибыл в страну Картли и обосновался в Саркине (в одной пещере), описанное достойным Мартвирием, которого сперва звали Иоанном, который был один из учеников святого Иоанна из Константинополя [метафрастическая редакция]//ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 107-170; То же// Сабинин. Рай. 1882. С. 219-264; Сабинин М.-Г. Житие прп. Шио Мгвимского чудотворца, покровителя груз. царства// Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 141-166; Повествование и чудодействия святого и богоносца отца Шио, написанные другими в разное время, собрал Василий Католикос, сын св. Патрика Ваче// Сабинин. Рай. 1882. С. 253-264; То же// Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 199-213. Лит.: Peradze G. Die Anfänge des Mönchtums in Georgien. Cotha, 1927. Р. 1-41; Джавахишвили. История народа. 1928. Т. 1. С. 324-347; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 122-124, 158-162, 534-536; он же. Вопрос о прибытии сир. отцов в Картли// Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 19-50; Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. XXIII-XXV; Архетипы житий Сирийских отцов//Ист. сб./Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1928. Т. 1: Прил. С. 1-18 (на груз. яз.). Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.)

http://pravenc.ru/text/180873.html

Груз. католикос Евлавий (вероятно, Евлалий I (30-е гг. VI в.)) и груз. царь Парсман (Фарсман) (вероятно, Парсман V (540-558)), извещенные ангелом о прибытии «сонма светил, воссиявших в Месопотамии», встречали монахов близ Мцхеты. Католикос проводил путников в мцхетский кафедральный собор Светицховели , выстроенный на месте, где был сокрыт хитон Господень . Старцы проповедовали и исцеляли, «обходили все места, где блаженная Нина учила вере Христовой». Наконец прп. Иоанн стал молиться, дабы Господь явил ему место, где должно основать монастырь. Духовному взору преподобного открылась гора Задени «в окрестностях восточнее Мцхеты, с северной стороны Животворящего Крестового монастыря (мон-ря Джвари.- Авт.)», вокруг к-рой вились демоны. В «Житии...» указано, что после проповеди св. Нины это место вновь стало средоточием бесов, к-рые умерщвляли всех людей, прикасавшихся к горе, кроме идолопоклонников и магов. Путники по молитве прп. Иоанна «немокрыми ногами» перешли разлившуюся по весне р. Арагви. Преподобный «зашел на высокую гору, которая именуется Зеда-Задени», расчистил от капищ могилу легендарного праотца грузин Картлоса, «нашел... небольшие пещеры и основал в них святую церковь и обосновался там». В «Житии...» уточняется, что преподобный «по правилу затворничества» не стал возводить для себя келью, а «нашел небольшую пещеру возле расселины в скале, в которой подвизался и в которой исполнил иноческое житие по вере своей» в течение 30 лет. К подвижникам приходило много больных, получавших исцеления. По просьбе католикоса прп. Иоанн благословил своих учеников Иессея Цилканского и Авива Некресского, ставших святителями, занять опустевшие Цилканскую и Некресскую кафедры. Братия мон-ря умножалась. Однажды преподобный увидел во сне Пресв. Богородицу и св. равноап. Нину, повелевших ему разослать учеников для проповеди в разные уголки Грузии. Каждый из них, кроме ревнителя отшельнической жизни прп. Шио Мгвимского , взял с собой послушника, и они разошлись по Картли и Кахети, где основывали мон-ри. В З. остались только прп. Иоанн и диак. св. Илия . Ученик прп. Иоанна прп. Фаддей Степанацминдский (в источнике - Тата) основал мон-рь у подножия горы в т. н. Н. Задени - считается, что это может быть 3-церковная базилика «Касури» (от груз.- оселок), во имя вмч. Георгия. Место, где подвизался прп. Иоанн, стали называть Зеда-Задени (груз. В. Задени), позже - З.

http://pravenc.ru/text/199695.html

Древность передала нам четыре иноческих устава. Это уставы прп. Пахомия, свт. Василия Великого, прп. Иоанна Кассиана, прп. Венедикта. В Поместных Церквях также хранятся иноческие уставы, которые имеют огромное значение для них, так как ими формировались традиции монашества в той или иной стране. В истории Грузинской Церкви свидетельством великой монашеской культуры являются монастыри Гареджийской пустыни и житие св. Григория Хандзтели, преподобного отца IX века. Гареджийская пустыня − «это царство монахов» − основана в VI веке прп. Давидом Гареджели, одним из тринадцати ассирийских отцов, пришедших в Грузию во главе с прп. Иоанном Зедазнели. В научной литературе Лавру прп. Давида, объединившую двенадцать больших монастырей, множество скитов и отшельнических пещер называют Грузинской Фиваидой. А комплекс монастырей, возникших по инициативе прп. Григория Хандзтели в Южной Грузии, называют Грузинским Синаем . Эти названия говорят сами за себя, если учесть размах монастырского строительства и дух основателей и насельников этих святых обителей. В письменном виде их уставы не сохранились, однако известно, что прп. Иоанн Зедазнели был учеником прп. Симеона Столпника Дивногорца, которого называли «солнцем Востока», и ассирийские отцы принесли в Грузию традицию пустынников Черной, Дивной горы Антиохии. Что касается прп. Григория Хандзтели, чином для своих монастырей он взял богослужебный устав Лавры прп. Саввы Освященного. В письменном виде из древних грузинских иноческих уставов до нас дошли: устав Петрицонского (ныне Бочковского) монастыря XI века (1084 г.), данный монастырю его основателем Григорием Бакуриани (грузинский благочестивый вельможа, видный военный деятель, великий доместик западной части Византийской империи), устав Шио-Мгвимского монастыря XII века (1123 г.), который дал ему великий грузинский Царь, св. Давид Строитель, и устав пещерного монастыря Вани, датируемый началом XIII века (1204–1234 гг.) . Все древние уставы, появившиеся в разное время и в разных местах, в одинаковых выражениях и одинаковых чертах передают совершенно одинаковый дух монашества, который ведет нас к источнику нашего иночествования – к Самому Господу нашему Иисусу Христу .

http://pravoslavie.ru/90109.html

И. З. род. в селе близ Антиохии, там же получил начальное образование. В юности принял постриг и встал на путь строгого подвижничества, отличался кротостью и смирением, обладал даром обильного слезоточения. Как сказано в Житии, «Бог услышал раба Своего и дал ему власть над страстями и дар чудотворения. Святой Иоане превзошел подвигами других братий в обители, творением чудес он привлекал к себе жителей Антиохийской страны, просвещал их светом Богопознания... сделался светилом той страны... слава о нем пошла по всей Сирии». Стремясь избежать общения с многочисленными приходившими к нему людьми, И. З. вместе с неск. учениками поселился в пустыне. На деньги, вырученные от продажи в городе того, что ученики делали своими руками, они покупали необходимую для поддержания жизни пищу. Спустя долгое время место подвижничества И. З. было раскрыто - к нему вновь стали приходить жаждущие духовного утешения и телесного исцеления. Тогда преподобный решил удалиться в еще более отдаленную пустынь, где бы о нем ничего не было известно. Во сне ему предстала Пресв. Богородица и повелела выбрать 12 учеников и пойти в Грузию, дабы утвердить в вере основанную там Церковь. Выбирая учеников, И. З. бросил жребий: имена были написаны на отдельных «хартиях» и положены на престол. По окончании литургии И. З. и вся братия стали петь «Кирие элейсон» и случилось чудо: ангел Господень на виду у всех взял 12 «хартий» и вложил их в руки И. З. Так были избраны Шио Мгвимский , Давид Гареджийский (см. в ст. Давид и Лукиан Гареджийские ), Антоний Марткопский , Фаддей Степанцминдский , Стефан Хирсский , Исидор Самтависский , Михаил Улумбойский , Пирр Бретский , Зенон Икалтойский , Авив Некресский , Иессей Цилканский и Иосиф Алавердский . Оставшимся ученикам И. З. преподал духовное наставление и из их числа поставил настоятелем обители мон. Евфимия. Покидая Антиохию, И. З. и его спутники посетили незадолго до этого взошедшего на столп прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца и получили у него благословение.

http://pravenc.ru/text/471182.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010