Диакон Владимир Василик. Преподобный Шио Мгвимский (версия для печати) / Православие.Ru Преподобный Шио Мгвимский Православие.Ru , 11 февраля 2010 г. http://www.pravoslavie.ru/put/41621.htm Диакон Владимир Василик Преподобный Шио Мгвимский В четверг сырной недели празднуется память преподобного Шио Мгвимского . Его житие составил Арсений Сапарели , и оно представляет для нас удивительное назидание о действии благодати Божией в монашеском подвиге. Преподобный Шио Мгвимский родился в конце V века в Антиохии в Сирии , в семье благочестивых и богатых родителей, чьи имена неизвестны. Родители сами занимались образованием сына, воспитывали его в страхе Божием, в любви к Богу и людям, в усердии к церковным службам и изучении слова Божия. Вместе с ним они читали Писание. К 16 годам Шио прекрасно изучил Священное Писание, молитвы и творения отцов Церкви. Многие тексты он знал наизусть. Родители, опасаясь, что сильное умственное напряжение может вызвать плохие последствия для здоровья их ребенка, часто просили сына дать себе отдых. Однажды они даже решились отобрать у него книги, что сильно опечалило Шио. Однако они вняли его словам: «Кто не изучает Писания, тот отдаляется от Царствия Небесного и становится рабом диавола». Родители вернули сыну книги, и с тех пор не стесняли свободы своего сына. Когда Шио было 20 лет, в Антиохию пришел просветитель антиохийцев святой Иоанн, позднее известный как преподобный Иоанн Зедазенский. Духовное образование преподобный Иоанн Зедазенский получил в Антиохии. Еще в ранней молодости он принял постриг и удалился в пустыню, избегая мирских треволнений и еретических соблазнов, так как в это время Антиохийской Церковью управлял еретический патриарх Петр Валяльщик (Кнафевс). В пустыне преподобный Иоанн прославился подвигами и чудотворениями. Когда слава распространилась о нем, то к нему устремилось множество народа, желавшего получить исцеление, духовное наставление и просто увидеть святого. Тогда святой Иоанн счел за благо удалиться подальше от мирской славы и смущения.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

монах Гоброн Скачать epub pdf Житие преподобного Шио Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства Память его 7 мая 74 , с его двенадцатью учениками. Святой и богоносный отец наш Шио 75 происходил из Сирийской страны, из города Антиохии, который был некогда славен многими великими и святыми мужами. Преподобный родился от благочестивых и богатых родителей, имена которых остались для нас неизвестны. Других детей, кроме сего святого Шио, они не имели. Он был единственным утешением их старости и наследником их огромного имения. Счастливые родители воспитывали этот плод своей благочестивой супружеской жизни с великим старанием: сами руководили его в изучении слова Божия и тщательно наблюдали, чтобы он хорошо понимал изучаемое. Святой Шио охотно внимал благочестивым советам родителей и, как землю, удобрял душу свою наставлениями их, постоянно упражнялся в чтении Священного Писания и старался заучивать его на память. Он всегда носил с собой Евангелие, послания апостола Павла и Псалтирь. Достигнув шестнадцатилетнего возраста, блаженный Шио так хорошо понимал и толковал слово Божие, что многие удивлялись его необыкновенному разуму. Успехи эти, однако же, не особенно радовали любящих его родителей. Они опасались, что сильное умственное напряжение может иметь худые последствия, и часто просили сына дать себе отдых. Они даже решились однажды отобрать у него книги, что сильно опечалило блаженного отрока. Тогда Шио сказал родителям своим: «Почему прервали вы мои Божественные размышления? Кто не поучается постоянно закону Божию, тот весьма далек от царства небесного и делается рабом диавола. Вот видите, к чему ведете вы меня, добрые родители мои, отдайте мне мои сокровища». Многое другое говорил он им, прося отдать ему Божественные книги. После этого случая родители блаженного Шио не стесняли уже свободы своего сына, и он преуспевал с возрастом в страхе Божием, в изучении Священного Писания и соделался полным благодати, как масличное дерево в дому Господнем. Когда преподобному Шио было двадцать лет, явился великий Иоанн, подобно светлой звезде просвещающий всех антиохийцев. Он жил близ Антиохии в пустыне со многими учениками. К этому-то великому пастырю пришел св. Шио тайно от своих родителей. Он пал ему в ноги, обнимал и целовал их. Святой Иоанн, познав духом благоразумие юноши, его смирение, силу и высоту ума, сказал ему: «Чадо мое, Шио!» Юноша смутился, услышав свое имя, которое скрывал, и был рад, что нашел того, кого хотел найти, – своего будущего учителя и наставника. Святой Иоанн снова сказал ему: «Сын мой Шио, отчего ты смутился? Оттого ли, что имя твое открыл мне Господь? Если веришь в святое Евангелие, которое ты, чаю, любишь, то не сомневайся, что для веры все возможно». Затем св. Иоанн поднял его с земли, поцеловал и благословил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) [Мгвимели; груз. ] (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским), настоятель мон-ря Шиомгвиме близ Мцхеты, ученик основателя монастыря, прп. Шио Мгвимского , одного из 12 сир. отцов. Сведения о Е. Ш. содержатся в кименной редакции «Жития отцов наших Шио и Евагре» (Кекел. А 199. Л. 21-28, XII-XIII вв.; Hieros. S. Crucis. 36. Л. 123-129, XIII-XIV вв.) католикоса Картли Арсения II (955-980), в метафрастической редакции XII в. «Жития и чудотворений святого и блаженного Шио» (Кекел. А 130. Л. 53-77, 1713 г.; А 160. Л. 309-366, 1699 г.), в заглавии к-рого (считающемся псевдоэпиграфическим) фигурирует имя автора - Мартвирий, а также в «Повествовании и чудодействиях святого и богоносного отца Шио» (Кекел. А 170. Л. 31-46, 1733 г.; неск. рукописей XVIII-XIX вв.), созданном неустановленным католикосом Василием (вероятно, заглавие также псевдоэпиграфично). К. Кекелидзе предполагал, что автор «Повествования...» может приходиться братом Ефрему Мцире - их обоих источники называют «Вачесдзе» (в переводе с груз.- сын Ваче) (Кекел. S 30. Л. 358, 1633-1646 гг.; КЦ. 1955. Т. 1. С. 231). О Е. Ш. известно, что это был «человек, рожденный от христиан и воспитанный в благочестии»; он занимал пост картлийского военачальника и командовал Цихедидской крепостью, хорошо знал Свящ. Писание и «божественные книги». В переводной версии Жития М.-Г. Сабинина упоминается, что груз. царь Парсман V (ок. 540-558) высоко ценил Е. Ш. как военачальника. Отправившись на помощь греч. войскам в Осетию по просьбе визант. имп. св. Юстиниана I , царь поручил на время своего отсутствия управление царством Е. Ш. ( Сабинин. 2004. С. 147). Однажды, охотясь в горах близ пещеры прп. Шио, Е. Ш. был поражен чудом, увидев, как голубь приносит пищу отшельнику. Он попросил у преподобного позволения остаться с ним, однако прп.

http://pravenc.ru/text/Евагрия ...

Память преподобных Иоанна Зедазнийского и учеников его Шио Мгвимского, Давида Гареджийского, Антония Столпника Марткопского, Фаддея Степанцминдского, Стефана Хирсского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Зенона Икалтского, Исе (Иессея), епископа Цилканского, Иосифа, епископа Алавердского, и Авива, епископа Некресского Св. Иоанн Зедазнийский еще молодым поступил в монастырь в Антиохии (кон. V в.), где просиял аскетическими подвигами, смирением и сердечным сокрушением. Вскоре он стал известен как чудотворец. Однако, смущенный стечением народа, он ушел далеко в пустыню вместе с несколькими учениками, чтобы тайно вести жизнь во Христе. Пресвятая Богородица явилась ему и приказала идти с двенадцатью учениками в Грузию (Картли), где в ту пору еще сильно господствовало идолопоклонство, и насадить там семена монашеской традиции. Назначив себе преемника, св. Иоанн, по указаниям Ангела, взял с собой двенадцать учеников: Шио, Давида, Антония ян.], Фаддея (Таты), Стефана, Исидора, Михаила, Пирра, Зенона, Исе дек.], Иосифа сен.] и Авива н.]. Получив благословение от св. Симеона Столпника Младшего м.], они пустились в дорогу пешком, одетые в кожаные одежды, надеясь в том, что касается пропитания, лишь на Промысл Божий. Когда они пришли в Грузию, епископ Евлавий, предупрежденный Ангелом, встретил их в присутствии духовенства и множества верующих. Как только епископ его благословил, св. Иоанн заговорил по-грузински, хотя до той поры совершенно не знал этого языка. Сирийские монахи тотчас приступили к проповеди , при этом они благовествовали народу о совершенстве жизни по Евангелию в большой степени собственной подвижнической жизнью и любовью. Верующие приходили со всей страны, чтобы святые монахи обучили и благословили их. Им приносили больных, которых они исцеляли молитвой. Сам царь (Картли) Парсман VI (541–553) часто приходил к ним за советом. Святые отцы посетили все места, где проповедовала св. Нина ян.], и чувствовали ее незримое присутствие. Подвижники молили Бога открыть им место, где они смогут окончательно обосноваться. Господь Бог указал св. Иоанну недоступную пещеру на горе Зедазени, на некотором расстоянии от столицы Мцхеты. Рядом с ней остальные иноки построили себе хижины из веток. Сверхчеловеческими постами и всенощными молитвами св. Иоанн сумел прогнать демонов, занявших место, некогда посвященное идолам. Оно блистало как светило, освещая с горы всю Грузинскую Церковь . Благочестивый народ проложил путь через лес, покрывающий гору, и вскоре великое множество людей стали посещать святых монахов, чтобы получить у них небесную благодать и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ШИО МГВИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Шио Мгвимский. Грузинская икона (XX в.) Прп. Шио Мгвимский. Грузинская икона Спустя 20 лет преподобный Шио в числе 12 других избранных учеников святого Иоанна отправился в Грузию для проповеди Слова Божия. По благословению католикоса Грузии Евлавия и своего учителя преподобный Шио поселился в пещере западнее города Мцхеты , где нёс суровый аскетический подвиг, за который удостоился чудесных видений. Через некоторое время к нему присоединился первый ученик. Им стал состоявший на службе у Картлийского царя Фарсмана царедворец и начальник крепости Насдаки по имени Евагрий . Однажды этот вельможа отправился на охоту в горы Саркинети. Здесь он встретил преподобного отца и остался с ним навсегда. Вскоре вся страна узнала об уходе видного спаспета в пустыню. Стоит отметить, что к Шио и Евагрию стали приходить много верующих. Многие из них, подражая Евагрию , приняли иноческий постриг. Число иноков увеличивалось, но храма для общественного богослужения у них не было. Преподобный Шио стал молится и просить Бога указать ему место для постройки церкви. Вместо кадильницы святой воскурил ладан ладонью. Огонь не обжег его руку. Он пошел по следу ладана и отметил своим посохом то место, где дым поднимался прямо к небу. Так Господь указал святому Шио, где строить храм. Когда царь Фарсман узнал, что Евагрий стал монахом, то очень расстроился и сам отправился в пустыню. Увидев святого Шио, лицо которого было светлым, как лицо ангела, царь снял с себя корону и, отвязав пояс свой, подошел к святому Шио и пал ему в ноги. Отец Шио благословил царя, поднял его и собственноручно возложил ему на голову царскую корону. Слуги короля также поклонились преподобному и получили его благословение. Среди них был один дворянин, правый глаз которого был ранен стрелой. Он встал на колени перед Шио, коснулся глазом ее ноги и исцелился.

http://drevo-info.ru/articles/10552.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВАГРИЙ ШИО-МГВИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прпп. Евагрий Мгвимский, Илия Зедазенский и прочие сподвижники 13-и Сирийских отцов. Грузинская икона (XX-XXI вв.) Вернувшись домой, Евагрий распорядился своими владениями, обеспечив домашних и придворных всем необходимым, раздал имущество нищим и вернулся к отцу Шио. На обратном пути река вновь расступилась перед ним. Он принял постриг и поселился в пещере недалеко от преподобного. Это чудо побудило многих искать спасения в пустыни, где вскоре образовался монастырь Шиомгвиме , настоятелем которого стал прп. Шио. Евагрий для материального обеспечения обители приобрел с. Схалтба с окрестными землями и дал " тридцать литр золота " на постройку церквей. Парсман V в благодарность Евагрию за исправную службу пожертвовал монастырю четыре деревни, золотые чашу, дискос, крест и проч. богослужебную утварь, а также Евангелие, богато украшенное по заказу царя Вахтанга Горгасали. В день Пятидесятницы католикос Картли в присутствии царя и двора освятил храмы монастыря. Молва о подвигах преподобных Шио и Евагрия распространилась по всей Грузии. Многие оставляли мир и начинали монашескую жизнь. В Житии описывается чудо о волке, пасшем " ослов братии " : прп. Шио сам вырыл зверю пещеру, а Евагрий утром и вечером кормил волка хлебом с водой. Во второй половине VI века, достигнув преклонного возраста, святой Шио собрал братьев и сказал им: " Выберите одного из вас, который будет пастырем этого братства, ибо настало время моего уединения. Решил я спуститься в пещеру, подготовленную мною жильём и могилой себе! " По просьбе братьев святой Шио избрал преподобного Евагрия настоятелем монастыря . Преподобный Евагрий покорно принял бремя настоятеля братии и с Божьей помощью и молитвами отца Шио мудро правил монастырём. Последовав примеру прп. Шио, он до смерти подвизался в землянке.

http://drevo-info.ru/articles/12271.html

Шиомгвиме. Шио-Мгвимский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. основан в VI веке. Адрес: Грузия, Мцхета-Мтианетия, Мцхета Координаты: 41.862578, 44.640316 Проезд:Расположен в 9 км к западу от города Мцхета, в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Мтквари (Кура). Попасть в монастырь можно из Мцхеты - на центральной площади города стоит указатель на монастырь. Дорога одна, причем тупиковая и не имеющая рейсового транспорта. Дорогу к началу 2015 года заасфальтировали. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Шио-Мгвимский монастырь - средневековый монашеский архитектурный комплекс в Грузии, неподалеку от города Мцхета. Он расположен в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Мтквари (Кура), примерно в 30 км от грузинской столицы Тбилиси. Согласно исторической традиции, первая монашеская община на этом месте были основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио). Самая первая постройка (560-580 гг.) - храм Святого Иоанна Крестителя. Это крестообразная в плане церковь очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся вырытые монахами пещеры, и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги, ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей. Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году. Верхняя церковь (Земо Эклесия), названная в честь Божией Матери, является центральной частью Шио-Мгвимского монастыря, построена на рубеже XII века по приказу царя Давида IV. Первоначально купольная церковь, она была впоследствии уничтожена иностранным вторжением и восстановлена в 1678 году как базилика.

http://sobory.ru/article/?object=36880

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ УРБНИССКИЙ (Урбнели) [груз. ] (VIII в.), сщмч. (пам. 28 окт.), еп. Урбнисский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Имя Н. У. не упоминается ни в исторических источниках, ни в календарях, содержавших Мученичества древних мучеников, ни в Синаксарях и т. п. Единственный сравнительно ранний источник, в котором сохранились сведения о нем,- «Рассказ о чудесах отца Шио», составленный католикосом-патриархом всей Грузии Василием III (Каричисдзе ; 1090-1100). В XVIII в. груз. агиограф католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони ; 1744-1755; 1764-1788) придал лит. форму коротким сведениям, сохранившимся в источнике, и в 1768-1769 гг. создал Мученичество Н. У. («Восхваление и повествование...»), к-рое внес в свой сб. «Мартирика». Н. У., по происхождению араб (в источнике написано, что Н. У. был персом, но историки считают это ошибкой агиографа), носил имя Умар (Омар). В совр. календарях РПЦ и ГПЦ, следуя традиции XIX в. (Жития груз. святых, составленные М.-Г. Сабининым , Энциклопедия Брокгауза и Ефрона и др.), время его деятельности определяют VII в. Однако то, что в источниках о Н. У. упомянуты лица, жившие в одно время с мч. Або Тбилисским , деятелем 2-й пол. VIII в., позволяет отнести время жизни Н. У. к VIII в. В этот период древнегрузинское государство Картли находилось под властью арабов, основавших здесь Тбилисский эмират Арабского халифата. Во время правления багдадского халифа Амира Мумни и в предстоятельство в Грузии католикоса Картли Самуила VII (обе фигуры известны по Мученичеству мч. Або Тбилисского) в Картли вошли войска араб. военачальника Ахмада; Умар возглавлял одно из военных подразделений этого войска. Ахмад прошел Мухранскую долину и разбил лагерь около слияния рек Лиахви (Б. Лиахви) и Кура. Военачальников Умара и Бурула с их отрядами Ахмад послал на противоположный берег Куры; когда они подошли к с. Цихедиди, то за рекой увидели пещеры, высеченные в скалах Саркинети, в к-рых подвизались монахи мон-ря Шиомгвиме , основанного в VI в. прп. Шио Мгвимским. Арабы приняли пещеры за военную крепость и решили захватить ее. Однако по молитвам монахов преподобному Шио случилось чудо: войска вошли в Куру, но, несмотря на многократные попытки, за целый день не смогли двинуться с места и были вынуждены вернуться на берег. Изумленные чудом, военачальники узнали от одного пленного монаха, что пещеры - не крепость, а обитель подвижников. Умар и Бурул рассказали об этом Ахмаду; он отправил Умара в Шиомгвиме с подарками и пожертвованием.

http://pravenc.ru/text/2565030.html

Память преподобного Иосифа Оптинского 123 . Память священномученика Димитрия Воскресенского, пресвитера (1938), священномученика Василия Колосова, пресвитера (1939). Память преподобного Шио Мгвимского 124 . Память священномученика Димитрия Воскресенского, пресвитера (1938), священномученика Василия Колосова, пресвитера (1939). Память святого мученика Николая Нового из Вунени и с ним пострадавших 125 Память святого мученика Николая Нового из Вунени и с ним пострадавших Св. Николай жил на рубеже вв. и происходил с Востока. Еще в юности он выказывал глубокое благочестие. Его взяли в армию, где он отличился такой храбростью, что император Лев VI Мудрый (886–912), несмотря на молодость Николая, поручил ему командование отрядом из тысячи воинов. Отряд был послан в Фессалию охранять гор. Лариссу. Николай заботился о том, чтобы его подчиненные научались страху Божию в той же степени, что и воинскому искусству. В апреле 901 г. арабы 126 , державшие в страхе прибрежные области Византийской империи, захватили гор. Димитриаду 127 и углубились в Фессалию, как хищные звери, истребляя население и грабя города и села. Когда они приблизились к Лариссе, Николай понял, что им не устоять, и приказал вывести всё население из города. С несколькими воинами он ушел к подвижникам на гору рядом с Тирнавой в шестнадцати километрах на северо-запад от Лариссы. Постом и молитвой Николай стяжал мир, который ни одно земное царство не может принести. Как-то ночью, когда Николай и его друзья молились, им явился Ангел и объявил, что они должны готовиться к скорому принятию мученического венца. Несколько дней спустя завоеватели напали на скит. Николай шел впереди христианских воинов и ободрял их пламенными словами, так что сначала они взяли верх над завоевателями, но потом оказались в окружении. Варвары схватили их и подвергли жестоким пыткам, требуя отказа от христианской веры. Святые остались непреклонны, как будто кто-то другой страдал за них, и скончались, стяжав победные венцы. Их звали: Ардомий (Армодий) 128 , Григорий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндиний, Федор, Панкратий, Павел, Христофор, Пантолеон, Еводий и Емилий. Две женщины, Ирина и Пелагия, также удостоились мученической кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поиск Искать < 10 страниц >< 50 страниц > Аннотация «Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви» М. П. Сабинин — одна из немногих книг, позволяющих русскоязычному читателю познакомится с грузинским Православием. Огромное достоинство труда Сабинина в том, что он основан на первоисточниках. Сабини предпосылает совему труду такие слова: «Церковь Иверская многократно подвергалась притеснениям и претерпевала тяжкие бедствия. На нее нападали как греки, с целью сделать Грузию своей провинцией для защиты от нападений персов, так и своекорыстное папство с запада, старавшееся всеми возможными средствами подчинить святую Церковь Иверскую своему престолу. Защитой чистоты Православия в Иверии были пастыри и учители, украшенные христианскими добродетелями, а перед врагами иноверными христиане отстаивали свои права, претерпевая все возможные мучения, страдания и, наконец, смерть. Кровожадные деспоты Востока: Тамерлан, Чингисхан и другие, потом магометанские государи, от окаянного Мурвана Глухого до шаха Аббаса, и, наконец, турки — беспощадно терзали Церковь Христову. Но благое Промышление Божие хранило и хранит святую Иверию от окончательной погибели, врагам ее не удалось исполнить свои преступные замыслы, разбившиеся в прах пред стойкостью ее героев-мучеников и героинь-мучениц. Сведения о трудах и подвигах этих-то святых людей, положивших начало христианства в Грузии и содействовавших утверждению и процветанию Грузинской Церкви, мы предоставляем здесь вниманию наших читателей.» «Полное жизнеописание…» составиди следующие жития: Житие и Подвиги Святой Равноапостольной Нины, Просветительницы Грузии Житие Преподобного Иоанна Зедазнийского Чудотворца, Начальника Сирийских Отцов Житие преподобного Шио Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства Житие преподобного Давида Гареджийского Чудотворца, Покровителя Грузинского Царства Страдание Святой Славной мученицы Царицы Ранской Шушаники Страдание И Подвиги Святых Славных Мучеников Давида И Константина, Князей Аргветских Житие и Страдание Святого Славного Мученика Або Тифлисского

http://pravbiblioteka.ru/book/polnoe-jiz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010