Преподобнаго отца нашего Феодосия, общих житий начальника ВЕЧЕР Блажен муж: первый антифон. На Господи, воззвах: поем стихиры на 6, глас 5. Подобен: Преподобне отче: Преподобне отче Богоносе Феодосие,/вельми подвизался еси в привременней жизни,/в пениих и пощениих и бдениих,/образ быв твоим учеником;/ныне же ликуеши со Безтелесными,/Христа непрестанно славословя,/от Бога Бога Слова и Избавителя,/подклоньшаго главу Предтечи, и освятившаго естество водное./Того моли, Тому помолися, преподобне,/даровати Церкви единомыслие,/мир и велию милость. Преподобне отче Богоносе Феодосие,/обретши, якоже желаше,/чистую твою душу,/Духа благодать Всесвятаго в тя вселися,/яко Пречистый Свет,/Егоже действом светло украшен,/Христа непрестанно славословиши,/во двою существу Единаго Сына,/крещаемаго рукою Предтечевою, и свидетельствована гласом Отчим./Того моли, Тому помолися, преподобне,/даровати вселенней единомыслие,/мир и велию милость. Преподобне отче Богоносе Феодосие,/лепотно сподобился еси блаженныя жизни,/чистотою и постом сию обрет,/жив бо, преставился еси к Горней жизни,/всем радоватися рек/и со Безплотными Христа непрестанно славословя,/от Девы несказанно плоть приемшаго,/и потопльша наша грехи Крещением в струях Иорданских./Того моли, Тому помолися, святе,/даровати вселенней единомыслие,/мир и велию милость. Слава, глас 2: Преподобне отче,/яко град живаго Бога,/возвеселиша священную твою душу речная стремления,/воды оставления прошедшаго Иордан/и всем концем благочестия слово источившаго Христа Бога нашего,/Егоже моли, всеблаженне Феодосие,/спастися душам нашим. И ныне, глас тойже: Приклонил еси главу Предтечи,/сокрушил еси главы змиев,/пришед в струи, просветил еси всяческая,/еже славити Тя, Спасе,/Просветителя душ наших. Прокимен дне, и чтения. Премудрости Соломоновы чтение. (глава 5 и 6)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сортировать по Исключить новости Святые земли Российской — неожиданные судьбы С самого крещения Русь, переняв византийские аскетизм в лице св. Феодосия Печерского поставила во главу угла служение людям, милосердие, помня, что «вера без дел мертва». 22 июня, 2014 С самого крещения Русь, переняв византийские аскетизм в лице св. Феодосия Печерского поставила во главу угла служение людям, милосердие, помня, что «вера без дел мертва». «В тот роковой день Великая княгиня Елизавета Феодоровна собиралась в свою мастерскую в Кремлевский дворец. Вскоре после того, как Сергей Александрович отъехал от Николаевского дворца, раздался сильный взрыв, который потряс здание так, что задребезжали стекла в окнах и зазвенели и закачались люстры. Потом наступила зловещая тишина. Елизавета Феодоровна сразу почувствовала сердцем, что случилось страшное, непоправимое несчастье. Как была, в одном платье, без шляпы, она бросилась вниз по дворцовой лестнице. Великий князь Сергей Александрович погиб так же, как и его отец, Император Александр II, Освободитель — был разорван бомбой террориста. Убийца Каляев, слегка раненный щепками, разлетевшимися от саней, был тут же арестован полицией. Борясь с полицейскими, он успел выкрикнуть «Долой царя! Да здравствует революция!» Великая княгиня, посещая госпиталя с ранеными, видела кровь и изуродованные тела, но то, что предстало теперь перед ее взором, по своему ужасу превосходило всякое воображение: на снегу, залитом кровью, были разбросаны куски тела, обрывки одежды, обломки экипажа. Елизавета Феодоровна молча, без крика и слез, склонилась над кровавым месивом. Она ни на кого не смотрела, ничего не сознавала, кроме того, что нужно как можно скорее собрать все, что осталось от Сергея Александровича: «Скорее, скорее — Сергей так ненавидел беспорядок и кровь» Когда все было закончено, Елизавета Феодоровна поднялась с колен и пошла за носилками. В руке она крепко зажала образки, которые Сергей Александрович всегда носил на цепочке на шее» (Л.Миллер «Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна» М., 2005 г.).

http://pravmir.ru/sobor-vsex-svyatyx-v-z...

В.В. Лопатин 1. Замечания общего характера История открытия и хронология публикаций группы поучений преп. Феодосия Печерского достаточно подробно описаны И. П. Ереминым в его издании текстов великого киево-печерского подвижника. 1 В то же время за пределами этого обзора осталось мнение ряда исследователей о том, что в соответствующих рукописных сборниках могут присутствовать и другие поучения преп. Феодосия. 2 Необходимость проверить эту информацию и побудила нас пройти по стопам предшественников – сперва еще раз изучить охватывающие период церковных чтений от Недели мытаря и фарисея до Лазаревой субботы рукописные сборники 224(50), 225(48), 226(47), 227(49) собрания Киево-Печерской лавры, хранящиеся сегодня в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского, а затем и триодный Румянцевский сборник 406, 3 в котором и были обнаружены в свое время А. X. Востоковым поучения преп. Феодосия. В ходе этого изучения выяснилось, что группа гомилий второго киево-печерского игумена, находящаяся в этих сборниках в качестве чтений со вторника по пятницу третьей седмицы Великого поста, состоит не из семи, как считалось ранее, а из восьми поучений. Специфика этой группы (стилистическое единство поучений и одновременная их тематическая разноплановость производят впечатление своеобразного цикла) как бы определяет ее капсулированность среди других чтений. Это позволило В. А. Чаговцу предположить, что поучения могли быть извлечены из гипотетического «Великопостного Златоуста», составленного преп. Феодосием для чтения на монастырских богослужениях во время его пребывания в пещерном затворе. 4 Схожую мысль высказал и Н. К. Никольский , отметивший, что составители в данном случае, «очевидно, только выбирали из одной более обширной группы поучений те, которые казались пригодными для целей церковного чтения в 3 неделю поста». 5 Что же касается возможности наличия в этих сборниках других учительных слов преп. Феодосия, скрытых под чужими именами или анонимных, то пока здесь можно лишь отметить следующее. Два текста Румянцевского сборника 406, привлекшие внимание А. X. Востокова своей схожестью с изложенным в «Повести временных лет» предпостным поучением преп. Феодосия, в действительности ему не принадлежат. Первый из них, читавшийся во вторник первой седмицы поста (л. 40–42 об.; нач.: «В законе повеле Бог сыном иисраилевым, да кождо от себе Богу десятину давали...»), достаточно быстро был идентифицирован как поучение аввы Дорофея . 6 Текст второй «В неделю 2 поста слово душеполезно» (л. 91–93; нач.: «Придите, друзи и братье, возлюбленное стадо Христово, да мало и еще нечто изреку») сегодня атрибутируется св. Клименту Охридскому. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

Житие боярыни Морозовой 2114 Месяца ноемврия во 2 день. Сказание отчасти 2115 о доблести и мужестве и изящном 2116 свидетельстве, и терпеливодушно страдании новоявленныя преподобновеликомученицы болярыни Феодосии Прокопиевны, нареченный во инокинях Феодоры, по тезоименству земныя славы Морозовы, и единородный сестры ея и сострадалницы ея благоверныя княгини Евдокии, и третия соузницы их Марии. Имать 2117 же сия повесть поведание 2118 въкратце. Сия убо блаженная и приснопамятная родися от родителю благородну и благочестиву, отца Прокопия, сигклитика 2119 царствующаго града Москвы, пореклом 2120 словяше 2121 Соковнин, мати же ея бяше Анисия 2122 , и бяху человека благоверна 2123 и боящася Бога. Егда же сия достиже возраста и бяше седминадесяти лет, тогда родителя ея сочтаста ю 2124 законному браку за болярина Глеба Ивановича Морозова 2125 ; и бывши мати, роди бо сына по явлению великаго Сергия чюдотворца, и наречен бысть Иван. 2126 Брат же Глебов Борис Иванович Морозов велми 2127 любляше сноху свою духовною любовию, сию Феодосию. Егда убо прихождаше 2128 к нему в дом, тогда он сами среташе 2129 ю любезне и глаголаше: «Прииди, друг мой духовной, поиди, радость моя душевная!» И седящи на мног час 2130 , беседоваху духовныя словеса 2131 . И провождающи ю, глаголаше: «Днесь 2132 насладихся паче меда и сота словес твоих душеполезных». И мала лета пожив, оста 2133 вдовою, имущи с собою сиротою сына своего Иванна. Научена же бысть добродетелному житию и правым догматом священномучеником Аввакумом протопопом 2134 . Егда же токмо уведе 2135 , о православии возревнова зело и развращеннаго 2136 всего отвратися. И бысть к ней присылка по повелению цареву: Иоаким, архимарит Чюдовской, и Петр ключарь 2137 . Она же крепко свидетельствова и зело их посрами. И ея ради обличения – крест на просвирах во всей Росии потребили 2138 , – а у ней полъотчин отняли 2139 . Она же, аще 2140 и многи скорби приимаше, обаче благочестия ни единем же образом отступити не хотяше, но и умрети о правда изволяше. Упрошением царицы Марии 2141 , понеже зело милостива к ней была и любила ея за добродетель, по сем искушении малу ослабу получи 2142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf О любви своей к нему. И о том, чтобы не искать чести и богатства. И какую любовь отеческую подобает иметь настоятелю. О тихом и безмолвном пребывании в обители. О том, чтобы иметь время для чтения отеческих книг и молитвы в келии. О книгах отеческих, переведенных с греческого языка. И еще о некоем хулителе умной молитвы. Писание святыни вашей, посланное ко мне, недостойному, через честных отцов, монахов Климента и Иоанникия, я с радостью получил и прославил Бога за здоровье ваше и богоугодное пребывание, и написанное ко мне после внимательного прочтения уразумел. Прежде всего вы сообщаете мне о вашем невыразимом страдании и печали, случившихся по следующей причине: некоторые, не внимая своему спасению, сильным своим лжесловесием настолько будто бы смутили душу мою и настроили сердце мое против вас, искреннюю любовь ко мне имеющих, что совсем разорвали союз любви с моей стороны. И сообщаете мне подробно, какое попечение об освобождении братьев наших вы имели и какой подавали им об этом совет, который воистину помог бы им получить освобождение, если бы они ему последовали. Но поскольку они, поверив своему мнению, отринули ваше о них попечение, потому и подверглись заточению. Отец святой, поверьте мне, не только это ваше известие, но и непрестанная ваша ко мне любовь удостоверяют меня в том, что вы в случившемся с братьями нашими отнюдь неповинны. И они о святыне вашей никоим образом не упоминают, когда пишут письма свои, но плачут и рыдают и от всего сердца и от всей души пред Богом и предо мной исповедуют, что во всем случившемся они сами повинны за свое непослушание мне. Ибо они в какой-то мере насиловали волю мою. Ибо Афанасию – мать престарелая, а Феофану – отец престарелый писали и слезно молили, чтобы они потрудились их посетить и к монашескому житию привести. Братья, показав мне их письма, со многими слезами долгое время просили у меня позволения пойти к своим родителям и исполнить на деле их прошение. Я со многими слезами увещевал их оставить такое намерение и на всемогущий Промысл Божий возложить это дело. Однако спустя некоторое время, снизойдя к прилежному их прошению, я позволил им пойти, послав с ними брата Амвросия ради духовного наставления. Преподавая же им благословение на путь, я со слезами сказал: «Более уже, возлюбленные мои братья, в настоящей жизни мы друг с другом не увидимся, разве только Бог всемогущий явит чудо, да сподоблюсь я, окаянный, еще узреть вас в этой маловременной жизни». И в самом деле Бог попустил мне это претерпеть за мое недостоинство и лишиться лицезрения превозлюбленных чад моих духовных. И они, вспоминая об этом и плача, – сами на себя, а не на кого-то иного вину возлагают и со многим смиренномудрием, великодушием и благодарением претерпевают это попущенное им по неисповедимым судьбам Божиим искушение.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Содержание Сокращения Предисловие Жития преп. Максима I.  Жизнь, деятельность и страдание приснопамятного и блаженнейшего отца нашего и исповедника Максима. И о двух учениках его II.  История краткая о сделанном против блаженного Мартина, бывшего папы Рима, и преподобного Максима и его ученика (Hypomncsticum, стр. 11–20) III.  Страдание вкратце преп. Отца нашего Максима исповедника (CompendiumVindobonense) IV.  Жизнь и мученичеетво преп. отца нашего Максима Исповедника Творения преп. Максима V.  Вопросы и ответы (дополнение к Миню) VI.  О том, как вкушали пищу ангелы у Авраама и как – Господь по воскресении VII.  О 30 сребрениках, за которые продан Христос VIII.  О церковных степенях, пройденных Христом IX.  Фрагмент о божественном воплощении X.  На апостольское изрочение: „Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв и образом обретыйся, якоже человек“ (Фил. 2:7) XI.  Главы гкостические (умозрительные) XII.  Главы практические (деятельные). XIII.  Отрывок глав св. Максима XIV.  Разделение трех душевных сил в отношении к четырем родовым добродетелям, как в трех (силах) – четыре (добродетели) XV.  Любомудрие о Христе в его подразделениях XVI.  Глава против ариан XVII.  О свойствах двух естеств во Христе, гл. 58. О волях и свободах Христа. гл. –59; 92 (Извлечения из Дамаскина) XVIII.  Тринадцать глав о волях, или против признающих одну волю в Господе и Боге Спасе нашем Иисусе Христе XIX.  Главы (X) о волях и энергиях с святоотеческими доказательствами XX.  Св. Максима, великого и богомудрого учителя, из вопросов, предложенных ему Феодосием монахом XXI.  Определения, выясняющие, что такое сущность и природа, лицо и ипостась, а также, что – всущностное и едикосущное, в ипостасное и единоипостастное, и какие отличительные свойства в них созерцаются. (Дополнение к Миню) XXII.  Главы о сущности и ипостаси (Дополнения к Миню) XXIII.  Что такое ипостась и что в ипостасное, из догматического послания к Косме, диакону александрийскому XXIV.  С Богом определения краткие святых и богоносных тайноводцев и премудрых учителей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Сортировать по Исключить новости Преподобный Феодосий Великий: житие, икона, молитва — 24 января день памяти 24 января, 2015. Новостная служба Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь. Преподобный Феодосий Великий: житие, икона, молитва — 24 января день памяти Святой преподобный Феодосий Великий: житие Преподобный Феодосий Великий (день памяти — 24 января) жил в V — VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей. Святой Феодосий Великий: икона В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником, который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь. Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами. В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках — греческом, грузинском и армянском.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Скит Антония и Феодосия Печерских. Церковь Антония и Феодосия Печерских. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Антония и Феодосия Печерских Год постройки:1846. Адрес: Украина, Донецкая обл., Славянский р-н, г. Святогорск, ул. Заречная, д. 3. Координаты: 49.02965, 37.570419 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Скит Святогорской Лавры во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Великие святые, на Киевских горах подвизавшиеся и прославившиеся, по праву считаются покровителями всех монахов земли Русской. Милостью Божией под их молитвенным покровительством и особым попечением находится и Свято-Успенская Святогорская Лавра, в храмовом комплексе которой находится один из самых древних храмов Святогорья — древняя пещерная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Пещеры, в которых находится подземный храм, исстари, как и в Киево-Печерской Лавре, назывались «Дальними» — в отличие от «Ближних» пещер, вход в которые находится возле Успенского собора. Ныне пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских относится к одноимённому скиту Свято-Успенской Святогорской Лавры, расположенному на территории, прилегающей к этой подземной церкви. Он был устроен по окончании проведения Святогорским монастырем ремонтно-реставрационных работ, длившихся несколько лет с конца 1999 года. Тогда подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских в числе других объектов была передана государством Святогорской обители, а затем в 2000 году монастырь выкупил у санатория и прилегающую к храму территорию. Пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских находится к востоку от монастырских построек, у подножия горы, возле верхнего гостиничного корпуса. Поскольку пещерный храм до 1845 года был всеми забыт и завален землёй, о его происхождении и времени ископания почти ничего неизвестно. До закрытия обители в XVIII веке при Екатерине II в обители хранились лишь предания о древней церкви, находящейся в горе.

http://sobory.ru/article/?object=05584

Скачать epub pdf Май 2 Феодосий, игумен Киево-Печерский, преподобный После преподобного и богоносного отца нашего Антония Печерского великим светильником Русской Церкви и доблестным подвижником славной Киево-Печерской лавры был преподобный и богоносный отец наш Феодосий, прославленный от Бога многочисленными подвигами и чудесами. Для всех желающих познакомиться с житием сего славного мужа подробные сведения о нем сохранил нам преподобный Нестор, летописец Печерский; как верный небесный свидетель, он предлагает нам достоверные сведения о житии преподобного Феодосия. Родиной преподобного и богоносного отца нашего Феодосия был один из городов русской земли – Васильев. Благоверные родители с ранних лет воспитывали своего сына в благочестии, когда же он подрос, отдали его учиться грамоте. Скоро Феодосий столь основательно изучил Божественное Писание, что все удивлялись его разуму и мудрости. С отроческих лет Феодосий каждый день ревностно посещал храм Божий и, со вниманием слушая все, что здесь читалось и пелось, всегда до конца выстаивал церковные службы. Уже в эти годы он сторонился своих сверстников и не принимал никакого участия в детских играх. Когда Феодосию исполнилось 13 лет, родители его по какой-то причине должны были переселиться в Курск – город, лежащий ближе к центру Русской земли. Здесь в скором времени, согласно велению Божественного Промысла, суждено было умереть его отцу, праведная душа которого переселилась из юдоли земной в Обители Небесные. Лишившись отца, тринадцатилетний Феодосий жил с матерью, укрепляемый с летами благодатью Божией. После смерти отца своего земного Феодосий начал еще ревностнее заботиться о снискании себе вечной жизни на небесах: он жаждал богоугодных дел и удалялся от каких бы то ни было мирских удовольствий; перестал одеваться в дорогие одежды и носил только бедное платье. Он всегда имел лишь одно желание – достичь спасения. Однажды Феодосию случилось встретиться со странниками из Иерусалима. Заинтересовавшись их рассказами и воспылавши сильной любовью к святым местам, блаженный юноша упросил их вместе с ним посетить те святые места, где обитал и пролил Свою бесценную кровь ради нашего спасения Спаситель мира. И вот, исполняя свое намерение, Феодосий ночью тайно от матери отправляется в далекий путь. Мать же три дня вся в слезах искала его по городу до тех пор, пока не узнала, куда он пошел. Тогда мать с младшим сыном тотчас отправилась за ним и, догнавши его, в сильном гневе стала наносить ему жестокие побои, повергая на землю и попирая ногами. Затем, приведя его домой, она заперла его в комнате. Все это Феодосий сносил без ропота, даже с благодарностью. Наконец мать сжалилась над ним и, освободив его, со слезами начала упрашивать его не уходить никуда из ее дома. Тогда Феодосий возвратился к своим прежним подвигам и по-прежнему каждый день посещал церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Феодосий Печерский. Икона (Киево-Печерская Лавра) Прп. Феодосий Печерский. Фрагмент Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (Киев, ок. 1288 г.). Москва, Государственная Третьяковская галерея С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Число братий с 20 человек возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Феодосия ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря , который и был положен в основание жизни в Печерской обители . Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Феодосий к себе был строже, чем к другим; помимо общего подвига, он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги . Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преп. Феодосия на них было очень благотворно. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением вел. кн. Изяслава , который любил благочестивую беседу с преподобным. Феодосий не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Феодосий выступает против насилия с целым рядом обличений; писал также обличительные " эпистолии " к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Феодосий много сделал и для внешнего его благоустроения. Чрез 11 или 12 лет игуменства Феодосия, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преп. Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь ( 1073 ).

http://drevo-info.ru/articles/6948.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010