Долгое время преподобный странствует по разным пустынным местам Костромской земли, удаляясь дальше и дальше от больших городов. По наблюдению П. Илинского, поводом к удалению Тихона из Москвы в костромской край, по всей вероятности, «служило то обстоятельство, что в это время князь Бельский, с коим он прибыл в Москву, был заточен в Галиче» . Так или иначе, Божественный Промысл направлял преподобного в русскую глубинку, к затерянным в широте великорусских просторов крестам деревянных колоколен. Еще в XIX веке во многих уголках Костромского края жители хранили в памяти предания о подвигах преподобного, указывали на ветхие церквушки, устроение которых приписывалось самому Тихону. Местечко Копытово, избранное преподобным для пустынных подвигов, оказывается на удивление неприспособленным к монашескому хозяйствованию: «И зело бяше нужно место то, бе бо бор велий и отнюд непотребно, понеже песок безмерен бяше ту, а на друзей стране реки места непроходимая и болота велия, и к земледельству отнюд неудобно». Вот почему землевладелец без колебаний позволяет преподобному вселиться в этой части своего надела. Впрочем, решение Тихона приводит его в недоуменное восхищение: «“Аще бы сей старец крепости и терпения не стяжал, не бы такова места нужна искал”, яже о сем последи иным извеща». Некоторое время спустя Копытово, а также города Лух, Вичуга и Кинешма перешли под власть князя Бельского, который когда-то был заточен в Галиче. Памятуя о прежней дружбе, новый владелец этих мест, со своей стороны, всячески содействовал устроению новой монашеской общины своего верного сторонника и слуги Тихона. Обращает на себя внимание неподдельное смирение преподобного, о котором, в частности, говорит его отказ от священнического сана, сближающий преподобного с основателем русского монашества Антонием Печерским: «Ни мольбы, ни увещания братии, ничто не помогло. Он остался непреклонен и, с своей стороны, умолял братию оставить его и избрать более достойного» . Кроме того, Тихон искренне почитает выше своего достоинства духовное окормление как монахов, так и мирян:

http://pravoslavie.ru/114036.html

Архимандрит Тихон (Василий Петрович Агриков) родился 28 ноября 1916 года в селе Одоевщина, Саратовской губернии в патриархальной крестьянской семье. Благочестивые родители рано приобщили мальчика к церкви, имея тонкий музыкальный слух, он пел на клиросе. После учебы в школе освоил профессию шофера, которая пригодилась Василию в годы войны. Демобилизовавшись в 1946 году, закончил Московскую духовную семинарию и академию. В июне 1952 года, еще будучи студентом третьего курса академии, принимает решение стать монахом, и его постригают в рясофор. В 1953 году Василий был пострижен в мантию с наречением имени Тихон в честь преподобного Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Прошел множество монастырских послушаний: был экономом, казначеем Лавры, духовником академии и семинарии, старшим проповедником. Окончив академию, в 1954 году приступил к преподаванию Библейской истории в семинарии, получил в 1963 году звание доцента. Автор курса лекций по Пастырскому богословию для студентов МДА. В 50-60-х годах о. Тихон становится широко известным духовником и проповедником среди православных. Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси, очень любил иеромонаха Тихона (Агрикова) и только ему поручал проповедовать Слово Божие. В Лавре служились две Божественные литургии: Наместник говорил проповедь на одной из них, а отец Тихон - на другой. Он становится тем светильником веры, к которому тянутся люди со всей России. В эпоху новых гонений на Церковь архимандрит Тихон был вынужден оставить родную Лавру. Подвизался в горах Кавказа, служил в Мукачевском Свято-Николаевском девичьем монастыре. Преставился ко Господу 15 ноября 2000 года, служа всенощную в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Тайнинском, в котором некогда существовал царский путевой дворец на Троицкой дороге в Лавру преподобного Сергия. А ныне рядом с храмом установлен памятник работы скульптора В.М. Клыкова святому Царю-страстотерпцу Николаю Александровичу, прославленному во главе сонма новомучеников Земли Русской Архиерейским Собором в августе именно 2000-го года. Известно, что старец-архимандрит Тихон (Агриков) особо почитал новомучеников и связывал с их жертвой надежду на возрождение России.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/10/...

Иосиф (Смирнов), протоиерей, священномученик, 1918 г., Ф. 22, Новомуч.; Кирилл Белый, Новоезерский (Новгородский), преподобный, 1532 г., Ф. 4, Н. 7, Новг.; Кирилл Белозерский, игумен, 1427 г., Ин. 9, Волог., Новг., Радонеж.; Макарий (Глухарев), архимандрит, миссионер, 1847 г., М. 18, Сибир., Смолен.; Макарий Желтоводский, Унженский, преподобный, 1444 г., Ил. 25, Иван.; Макарий Писемский, преподобный, XIV в., Ян. 10; Мария Николаевна, великая княжна, страстотерпица, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.; Митрофан Воронежский, епископ, 1703 г., Ав. 7, С. 4, Н. 23, Влад., Иван.; Никита Костромской, преподобный, XV в., С. 15; Никодим (Кротков), архиепископ Костромской, священномученик, 1938 г., Ав. 8, Новомуч., Ростов.; Николай II Александрович, Император Российский, страстотерпец, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.; Павел Комельский (Обнорский), преподобный, ученик преподобного Сергия Радонежского, 1429 г., Ян. 10, Окт. 7, Волог., Радонеж.; Паисий Галичский, архимандрит, 1460 г., М. 23; Пахомий Нерехтский, Сыпановский, Костромской, преподобный, чудотворец, 1384 г., Мр. 21, М. 15, Влад.; Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый, 1584 (1586) г., М. 10, Н. 4, Иван.; Татиана Николаевна, великая княжна, страстотерпица, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.; Тимон Надеевский, старец, преподобный, 1840 г., Ян. 10. Тихон Луховский, Костромской, преподобный, чудотворец, 1503 г., Ин. 16, 26. Иван.; Фаддей Луховский, преподобный, XVI в., Ин. 7; Иван.; Феодорит Рязанский, архиепископ, 1617 г., С. 10, Ряз.; Феодосий Монзенский, преподобный, 1602 г. Ферапонт Монзенский, Галичский, преподобный, чудотворец, 1597 г., М. 27, Д. 12. Тропарь Собору Костромских святых, глас 4 Днесь град Кострома вельми вами хвалится: в пределех бо земли Костромския, яко звезды светозарныя, возсиявше, чудесы своими вся озарили есте и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие, Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями за град Кострому и всяк град, и страну, и люди, верою и любовию вас почитающия, и о спасении душ наших.

http://pravicon.com/info-2725

XIX век В 1808-1809 годах монастырь на свои средства построил каменный корпус для духовного училища. В 1814 году оно было разделено на приходское и уездное. В училище действовали 4 класса и они служили подготовительными для семинарии. Число учеников составляло 200 человек. К тому времени придельные храмы обветшали. Управлявший тогда монастырем казначей иеромонах Варнава начал постройку новых зданий. В 1833 году были закончены постройкой приделы в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. На западе от этих приделов тем же Варнавой в 1835 году была сооружена грандиозная каменная колокольня. К 1836 году все здания в Тихоновой пустыни были каменными. В 1839 году чудовский иеромонах Тихон с другими вкладчиками соорудили новую металлическую чеканную раку для мощей Преподобного Тихона. В 1876 году в Копытове на месте часовни архимандрит Сергий с братией соорудили небольшую каменную церковь с колокольней. Освящена эта церковь была в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Преподобного Тихона. XX век 16 июня 1903 года состоялось торжественное заседание Костромской ученой губернской комисии в ознаменование 400-летия со дня блаженной кончины Преподобного Тихона Луховского. С обстоятельным докладом на заседании выступил член ученой архивной комисии П.А.Илинский. Результатом его многолетних кропотливых исследований стала книга «Луховская Тихонова пустынь Костромской губернии», впервые изданная в 1896 году в Петербурге. Докладчик на торжественном заседании убедительно показал, какую огромную роль сыграли Преподобный Тихон и основанная им обитель в духовном просвещении, развитии образования, наук и ремесел на древней Лухской земле. После захвата власти в Росии безбожниками-коммунистами монастырь разделил участь многих тысяч обителей. В 193? году монастырь был закрыт и подвергся варварскому надругательству и разграблению. Уничтожены иконы, рака Преподобного Тихона. Колокольню обезглавили, свалив с нее 17-метровй шпиль с крестом. Позднее на территории монастыря разместили МТС. Начало восстановления монастыря было ознаменовано чудом. Оно произошло в 1991 году. На стене мастерской МТС, что находилась в Крестовоздвиженском храме, вдруг облетела со стены многослойная краска и проявился удивительный лик Преподобного Сергия Радонежского. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий послал представителя епархии убедиться в проявлении лика и осмотреть монастырь. Священник, приехавший в обитель, отметил необычность и явное знамение того, что монастырь надо восстанавливать. 16 июля 1995 года Свято-Николо-Тихонов монастырь указом Святейшего Синода был возрожден.

http://sobory.ru/article/?object=03144

«Он же, бегая от них, и не беседоваше с ними ничто же развее единаго словеси его, еже “Отступите от мне, да не соблазнитеся, понеже муж грешен есмь”». Образ поведения преподобного воспринимается как неожиданный и выдающийся, поскольку окормление духовных детей считалось важнейшей вехой биографии преподобного. Одной из характерных черт особого, тихоновского типа святости становится и крест мучительной болезни, выпавший на долю преподобного. Конечно, с материалистической точки зрения – перед нами случайный факт, констатирующий наличие довольно тяжелой формы заболевания у одного из исторических лиц, однако в свете богословского восприятия идеи спасительного рачения Бога о человеке Тихон оказывается достоин своего страдания: «И в болезни велицей сыи от прогрызныя лютости, но ни во дни, ни в нощи никогда же не преста от молитвы и коленных преклянии. Его же беду сию страшно бяше видети, нозе бо бяху ему развращенне, занеже лоно и со истоком водным толико распухло бяше, яко же от единаго мала пошествия в таковых болезнех случающимся умирати». В целом образ подвижничества преподобного ближе всего к духовному прецеденту, явленному заволжскими старцами во главе с Нилом Сорским , – преподобный подвизается в своей убогой пустыньке (по сути – скиту) в содружестве с двумя братьями – Фотием и Герасимом, отказывается принимать вольные подношения доброхотов, добывая себе пропитание от труда своих рук: «имеяше же и рукоделие токоренное и тем нужную потребу обреташе себе». Многочисленные детали устроения быта тричисленной общины преподобного свидетельствуют о неподдельной, из сердца исходящей и определяющей миросозерцание преподобного любви к смирению, самоуничижению или, как писал Г.П. Федотов , кенозису Христову, вольному уничижению русских святых в подражание Христу. Кстати, конфликт, основанный на столкновении кенотического восприятия действительности преподобным и противодействии этому кенотическому modus vivendi в лице родителей преподобного, становится сюжетообразующим в Житии еще одного святого литовского перебежчика – преподобного Геннадия Костромского:

http://pravoslavie.ru/114036.html

Имея природную простоту и смиренное сердце и вдобавок унаследованную от благочестивых родителей глубокую религиозность, скромность и рассудительность, Василий невольно привлекал к себе людские сердца. Поэтому на курсе к нему все относились с большим уважением и благоговением. Насколько почитали его свои же однокашники, видно из того, что они всегда обращались к нему по отчеству: Василий Петрович. На утренние службы всегда вставал первым и будил товарищей, не пропускал ни одного братского молебна, полунощницы и даже на раннюю Литургию ходил. В 1950 году он успешно окончил Семинарию, что дало ему возможность в том же году поступить в Духовную Академию, куда принимали только отличников без троек. А завершил её через четыре года лучше всех – со степенью кандидата Богословия – и был оставлен профессорским стипендиатом при Академии. И был ecu монах Покоривый себе воли Божией (акафист Преподобному Сергию) Василий всегда чувствовал, что призвание Божие ведёт его не к семейной, а к безбрачной жизни. Поэтому он избрал путь монашества. В июне 1952 года, ещё будучи студентом третьего курса Академии, с одним из своих однокурсников пришёл в монастырь и стал послушником, а через 2 месяца его постригли в рясофор. Послушаний прошёл много: они довольно быстро менялись: и два, и три послушания нёс одновременно. В течение примерно года, может быть, больше, был и на кухне (чистил картошку), и на просфорне, и в переплётной, и в плотницкой мастерской, и на клиросе, и за свечным ящиком, выполнял и черные работы. В начале 1953 г. проходил послушание пономаря, а с марта месяца ему поручили монастырскую библиотеку. В 1953 году Василий был пострижен в мантию с наречением имени Тихон, в честь преподобного Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Когда отца Тихона уже не было в монастыре, – ему пришлось его покинуть, – братия Лавры, скорбя о разлуке с ним, продолжали отмечать этот день более десяти лет после его ухода из обители и пели многолетие отцу Тихону после братского обеда. На первых порах он придерживался очень строгих правил. Как-то ездили с собратом в Глинскую пустынь. Когда возвращались обратно, к ним присоединилась одна женщина. Тогда он решил идти не с нею, а метрах в десяти, на расстоянии, говоря ей: «Ты иди впереди или сзади, нам нельзя с женщинами ходить».

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В день памяти прп. Тихона Луховского митрополит Астанайский Александр совершил Литургию в Тихоновском храме г. Волгореченска Костромской области 30 июня 2018 г. 11:19 29 июня 2018 года — день памяти преподобного Тихона Луховского, чудотворца. Святой Тихон Луховский, живший в XVI столетии — один из сонма преподобных, просиявших подвигами молитвы и благочестия в пределах древнего Костромского края. В этот день митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в храме преподобного Тихона Луховского в городе Волгореченске (Костромская область). За Литургией в день престольного праздника главе Православной Церкви Казахстана сослужили: митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , глава Костромской митрополии ; епископ Галичский и Макарьевский Алексий ; секретарь Костромского епархиального управления протоиерей Валерий Бунтеев; настоятель Тихоновского храма г. Волгореченска протоиерей Иоанн Чулков; настоятель храма мучеников Александра и Антонины Римских г. Костромы протоиерей Игорь Шашков; настоятель Крестовоздвиженского храма г. Нерехты протоиерей Петр Молнар; ключарь Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы протоиерей Владимир Воронин, руководитель Информационного отдела Казахстанского митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов; клирики благочиния. Диаконский чин возглавил протодиакон Сергий Мальцев. Пел приходской хор под управлением Надежды Максимовой. За богослужением молились: секретарь Казахстанского митрополичьего округа заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, сотрудники Костромского епархиального управления, ктиторы, члены скаутской дружины «Волгореченск», преподаватели и учащиеся воскресной школы. Гостями праздника стали: глава города Волгореченск В.А. Балдин, генеральный директор градообразующего предприятия ОАО «Газпромтрубинвест» К.В. Золотов; представители администрации города и района; руководство Костромской ГРЭС. Почтить память преподобного Тихона и помолиться в день престольного праздника собрались многочисленные верующие — жители Волгореченска и окрестных населенных пунктов.

http://patriarchia.ru/db/text/5229780.ht...

В Костроме прошли торжества в честь 450-летия со дня преставления прп. Геннадия Костромского Кострома, 5 февраля 2015 г.      5 февраля 2015 года, в праздник Собора Костромских святых, день 450-летия преставления преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского, по приглашению епископа Костромского и Галичского Ферапонта и благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра управляющий делами Митрополичьего округа в Республике Казахстан епископ Каскеленский Геннадий возглавил служение Божественной литургии в Богоявленско-Анастасиином соборе г. Костромы, сообщает Патриархия.ru . Его Преосвященству сослужили епископ Костромской Ферапонт и духовенство Костромской епархии.      Богослужение завершилось славлением всем святым Костромского края, после которого епископ Геннадий обратился к собравшимся со словами проповеди.      Управляющий делами Православной Церкви Казахстана передал епископу Ферапонту, духовенству и верующим Костромской земли слова поздравления от митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, более 20-ти лет возглавлявшего Костромскую епархию.      В Собор Костромских святых входят имена более 30 угодников Божиих. Многие из них были учениками и духовными последователями Игумена земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников святого Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На Костромской земле в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики — преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель Костромского Богоявленского монастыря. В XIV-XV веках на Костромской земле подвизались преподобные Паисий Галичский, Тихон Луховский, Александр Вочский, Варнава Ветлужский и Макарий Унженский — основатель знаменитой Макариево-Унженской обители, настоятелем которой с 1675 по 1682 год был святитель Митрофан, первый епископ Воронежский. В XVI столетии Костромская земля была прославлена подвигами преподобных Ферапонта Монзенского и Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца.

http://pravoslavie.ru/77062.html

Тихон Луховской, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Тихон Луховской, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Тихон Луховской, прп. Преподобный Тихон, Луховской чудотворец (память 16 и 26 июня по старому стилю) Преподобный Тихон Луховской, Костромской (в миру Тимофей), родился в пределах Литовского княжества и был там на военной службе. В 1482 году, не желая принимать униатство, он ушел из Литвы в Россию. Святой раздал все, что имел, принял постриг с именем Тихон и удалился в Костромскую епархию, в Луховские земли. Город Лух был отдан тогда князю Феодору Бельскому, вместе с которым преподобный Тихон пришел из Литвы. На берегу в урочище Копытовке преподобный Тихон поставил келлию. Когда к нему в пустыню пришли два инока, Фотий и Герасим, преподобный ради них перешел за три версты от Копытовки, на более удобное место. Подвижники добывали пропитание трудами рук своих. Преподобный Тихон искусно переписывал книги, был хорошим токарем. По смирению он так и не принял священства. Скончался преподобный Тихон 16 июня 1503 года, в такой бедности, что ученики не знали, в чем его погребсти. Но к их утешению Суздальский архиерей прислал подвижнику свитку, в которой его и предали земле. Вскоре после его смерти на месте его подвигов устроилась обитель в честь святителя Николая Чудотворца. В 1569 году при гробе преподобного Тихона начали совершаться исцеления больных, и его мощи были обретены нетленными (празднование 26 июня). Но игумен Константин, который поставил их поверх земли, был поражен слепотой; получив прозрение, он сокрыл мощи преподобного в земле. С того времени началось почитание преподобного Тихона. Житие его с описанием 70-ти посмертных чудес было составлено в 1649 году. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Тихон Луховской, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3493

Преподобный Тихон Луховский (+ 1503) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 16 июня в день преставления, 26 июня в день обретения мощей Прп. Тихон Луховский, в миру Тимофей, был родом из Литвы и служил воином у князя Бельского. Вместе со своим князем он переселился в Москву, оставив высокое звание, и много странствовал по монастырям. В одном из них он принял иночество и поселился на отшельничестве в вотчине своего князя, на реке Лухе в Костромской области. Здесь он занимался тяжелой работой, своей подвижнической жизнью привлек к себе много учеников и основал обитель, но сам до конца жизни оставался простым иноком. Он занимался непрестанной молитвой и переписыванием священных книг. Сохранились переписанные им Евангелие и Апостол. Он знал токарное и плотническое ремесла, и при его раке хранился ковшик его работы. Основав обитель, он долгое время жил в уединении невдалеке от нее, но скончался в 1503 г. в обители. Нестяжание его и братии было настолько велико, что при погребении преподобного не могли найти в обители куска материи, которым обернуть тело святого. Святые мощи его бьши обретены нетленными в 1569 г. и положены под спуд. • Преподобный принял постриг в Троице-Сергиевой лавре. • В поисках места для жизни уединенной святой поставил себе келью на р. Лухе в урочище Копытовка, а 5 верстах от г. Луха (ныне районный центр в Ивановской обл., стоит на р. Лух, притоке Клязьмы). • Когда пришли к нему братия, то он перешел на новое место, что в 3 верстах от Копытовки, там впоследствии была основана Луховская обитель во имя свт. Николая Чудотворца. В 1569 г. при гробе прп. Тихона начали совершаться исцеления больных, и его мощи были обретены нетленными. Житие его с описанием 10 посмертных чудес было написано в 1649 г. Подвижническдя жизнь св. Тихона связана с местом, входившем в Костромскую епархию, а после в Ивановскую. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437348/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010