Симонова пустынь (Белопашино). Церковь Спаса Преображения быв. Сойгинского монастыря. Сойгинский-Преображенский погост Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1740. Адрес: Архангельская обл., Ленский р-н, с.Белопашино Координаты: 61.643281, 48.111838 Проезд:от Котласа ходит " Заря " до пристани Сойга (рейсы нерегулярные). 1 км от а/д Яренск - Котлас (строящаяся), на правом берегу Вычегды Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Другие названия: Соежская пустынь, Сойгинский-Преображенский погост. Ныне - с.Белопашино Сойгинской с/а. Симонова пустынь была основана на глухом вычегодском берегу в 1537 г. иноком Корнилиева-Комельского монастыря преподобным Симоном Сойгинским, уроженцем Усолья (ныне Сольвычегодск). По дороге из грязовецких лесов и болот Симон вместе с товарищем - преподобным Лонгином (Логгином) Коряжемским, иноком соседнего Павло-Обнорского монастыря - ненадолго заглянули в Усолье, после чего удалились на левобережье Вычегды, где основали процветающую и поныне Коряжемскую обитель. Здесь пустынники бросили жребий - Лонгин остался опекать монастырь, а Симон отправился дальше вверх по Вычегде и поставил скит на правом берегу в устье речки Сойки (Сойгинки). Спасо-Преображенский Сойгинский монастырь просуществовал более 250 лет и был упразднен в 1791 (по другим данным - в 1792) году. Монастырские церкви были преобразованы в приходские. А было их: 1. Каменная, соборная Преображенская, холодная. Датируется 1540 г. 2. Каменная Рождества Богородицы, теплая. 3. Каменная колокольня. 4. Небольшая каменная (по другим данным - деревянная) во имя великомученицы Екатерины, в которой находились под спудом мощи преп. Симона. Ныне сохранилась лишь одна - Преображенская, перестроенная, вероятно, в 18 веке. Некоторый архаизм в облике, возможно, призван был сохранить память об исторической постройке 16 века. Не так давно сельчане попытались восстановить церковь, но безуспешно - пока одни на скромные сбережения и вспомоществование от Коряжемского монастыря закупали доски и рамы, выгребали многолетний хлам - их соседи выковыривали плиты из пола, а потом и рамы растащили себе в хозяйство. Чудом уцелел иконостас, но и за его судьбу неспокойно...

http://sobory.ru/article/?object=10622

Житие Корнилия Комельского Подготовка текста и комментарии А. Г. Сергеева, перевод А. А. Романовой Житие св. Корнилия Комельского – памятник вологодской житийной литературы второй половины XVI в., посвященный св. Корнилию (ок. 1456–1538 гг.), основателю Введенского Комельского монастыря на юге Вологодского края, недалеко от современного г. Грязовец. Монастырь быстро превратился в крупный духовный центр; согласно сохранившимся известиям среди учеников св. Корнилия было 8 основателей севернорусских монастырей – общерусских или местночтимых святых (святые Кирилл Новоезерский, Геннадий Костромской, Адриан Пошехонский, Филипп Ирапский, Иродион Илоезерский, Даниил Шушгорский, Симон Сойгинский, Зосима Ворбозомский). Житие известно в нескольких редакциях XVI–XIX вв.: Ранней, Основной, редакции с чудом 1651 г., Сийской, Архивской, Сокращенной, Особой, трех проложных редакциях. Ранняя редакция Жития возникла, по-видимому, на основе уже существовавших записей о поучениях и чудесах святого в 60–70-е гг. XVI в. В 1589 г. Житие было дополнено иноком Корнилиева монастыря Нафанаилом, создавшим таким образом Основную редакцию. Текст Жития издается по старейшему из известных списков, содержащему текст Ранней редакции: РНБ, Кирилло-Белозерское собр., 28/1267, последняя четверть XVI в., л. 1–73 об. МЕСЯЦА МАЯ В 19 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО КОРНИЛИЯ, ОСНОВАВШЕГО НА КОМЕЛЬСКОМ ЛЕСУ ПРЕСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ ВВЕДЕНИЯ ПРЕЧИСТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И В НЕМ ОБЩЕЕ ЖИТИЕ СОЗДАВШЕГО Подобает православным христианам на пользу исследовать жития святых мужей, и из тех словес извлекать пользу, по сказанному: духовное к духовному прилагается и помня, чему те учат, стараться понемногу подражать земной их жизни, возводя душу, насколько возможно, к ревности . Здесь в монастыре пребывая, мы слышим, что многие помышляют и говорят: «как за малое время эта святая обитель столь процвела и устроилась»; особенно же , видя порядок, благоустроение и великое благочиние. И каждый из них просит: дайте нам написанное житие святого старца нашего, господина нашего Корнилия, так как слышим от многих, живущих вокруг, о знамениях, бывающих от гроба святого старца Корнилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Память преподобного Симона Сойгинского Память 24 ноября Преподобный Симон происходил из города Сольвычегодска. С юного возраста благодать Божия почивала на нем. Он уклонялся от мирской суеты. В молодых годах он оставил дом своих родителей и прибыл в монастырь к преподобному Корнилию Комельскому. Узрев преподобного, святой Симон пал на колени пред ним и со слезами просил блаженного постричь его в иноки. От прозорливых очей преподобного Корнилия не утаилось, что пред ним стоит будущий подвижник Божий. Уступая его просьбам, он принял Симона, и дал ему в руководители одного опытного старца. Подражая святому Корнилию, святой Симон подвизался в посте и молитвах. Он безропотно исполнял все послушания, какие на него налагались и отличался своим необычайным смирением. Так в течение многих лет он неисходно подвизался в Корнилиевом монастыре. В 1537 году по преставлении своего великого наставника, святой Симон вместе с старцем Лонгином, отличавшимся своей благочестивой жизнью, направился к своей родине Сольвычегодску. Оба подвижника искали уединения. В верстах 15 от города при устье реки Коряжемы они остановились. Здесь преподобный Лонгин решился поселиться среди глухого леса. Святый Симон решился помочь Лонгину, уже изнуренному иноческими подвигами и бывшему в преклонном возрасте. Оба они построили здесь келлию и часовню. Некоторое время преподобный Симон подвизался в сей местности вместе с Лонгином. Но затем, вознамерившись искать себе более уединенного места, он расстался с святым Лонгином и направился вверх по Вычегде. В 60 верстах от Коряжемы, на возвышенном берегу Вычегды, при устье реки Сойги, среди дикого леса святой срубил себе келлию, а потом построил и храм во имя честного и славного Преображения Господа нашего Иисуса Христа 7704 . Сей храм был освящен 17 мая 1541 года. В сей дикой и глухой местности и стал подвизаться преподобный Симон. Воздержание и молитвенные бдения его были поистине изумительны. К нему стали собираться люди, желавшие подвизаться в пустыне под руководством святого мужа, отличавшегося своим благочестием. И блаженный всех наставлял и поучал. Как истинный пастырь он своим примером указывал всем путь, ведущий к спасению и вечному блаженству. Так целых двадцать лет подвизался святой в своей пустыни. Незадолго до своей кончины преподобный был обрадован известием, что его духовный друг и наставник святой Лонгин прославлен чудесами. После такой подвижнической жизни он с миром предал Господу свою честную душу 24 ноября 1562 года, оплакиваемый своими осиротелыми учениками. Святые мощи его почивают под спудом в основанной преподобным, ныне упраздненной, обители в храме во имя святой Великомученицы Екатерины.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Надобно полагать, что он родом был или из Сольвычегодска, или из ближайших окрестностей его. Не долго суждено было Христофору пользоваться наставлениями своего учителя. Преп. Логгин, пришедши на Коряжему уже в преклонных годах, скоро преставился. Христофор, по совету наставника своего, исполнил заповедь учителя, и еще десять лет подвизался в Коряжемской обители. Каждый день по нескольку раз он приходил к его могиле, вспоминал старца и спрашивал сам себя, так ли он живет и подвизается, как тот учил его? Наконец, после многолетних подвигов вышел из монастыря и поселился в лесу, в вершине речки малой Коряжемки, в 20 верстах к югу от монастыря; целые дни и ночи проводил он в молитве пред иконою Божией Матери Одигитрии, которою его благословили при выходе из монастыря, и для которой он устроил близ своей кельи часовню. Когда узнали о пустыннике окрестные жители, то стали приходить к нему один за другим, ставить себе кельи близ его хижины и просить от него пострижения. Многие из молившихся в его часовне пред иконою Богоматери получали исцеление от своих болезней; это еще более стало привлекать к пустыннику как богомольцев, так и желавших с ним сожительствовать, так что преп. Христофор, против воли своей, должен был построить храм и принять начальство над состоявшеюся обителью. Около 1555 года церковь была освящена во имя иконы Божией Матери Одигитрии. Кроме этой чудотворной иконы, в 150 саженях от церкви открылся целебный источник из камня, что еще более прославило новую обитель, молва о которой достигла до самой Москвы. Царица Анастасия Романовна, услышав о чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы и о целебном источнике, пожелала пользоваться его водою, и по приказанию царя Иоанна Васильевича, преп. Христофор должен был лично доставить ее ко двору. Велика была радость царя, когда царица получила облегчение от своей болезни, испив целебной воды, и по царски наградил он старца достаточною суммою денег на устройство обители. Исполнив царскую волю, но влекомый жаждою безмолвия, преп. Христофор вышел из обители в 1572 году, но куда скрылся, когда и как скончался, осталось никому неизвестным. В 1764 году пустыня его была закрыта и церковь обращена в приходскую (Верюжский, стр. 491–494). 302. Преподобный Логгин начальник Никольскаго монастыря Коряжемскаго на реце Вычегде новый чудотворец, преставися в лето 7048 месяца февраля в 10 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

По получении грамоты игумен Симон жил до самой кончины своей при построенном им монастыре; в лето 7070 (1561) ноября в 24 день на память святой великомученицы Екатерины при архиепископе Ростовском Никандре и положен в своем строении, идеже обитель созда во имя Преображения Господня. До пришествия своего на реку Сойгу Преподобный Симон был сотрудником Преподобного Логгина основателя Николаевского Коряжемского Монастыря в котором он с ним сперва и трудился, но после вознамерился отойти в особое уединение и нашед упомянутое место вверх по Вычегде на реке Сойге в 60 верстах от основал на оном свою обитель, в коей и был первым игуменом; а по нем продолжались иногда строители, а иногда иумены. Приписных к Сойгинскому монастырю дворов половничьих и скотьих было 14, а работников служительских и половничьих 126 мужеска пола, земли 60 четвертей в поле, а в двух потому ж, сенокосу на 10200 пуд. Пустынь сия по штатам 1767 года оставлена была на своем пропитании: но в 1791 году по прошению, поданному в Святейший Синод по доверенности экономических крестьян, бывших под Сойгинским монастырем, по веренным от них крестьянином Сойгинская Преображенская пустынь упразднена и церкви обращены в приходские волостные указом Синодским, последовавшим в 1792 году. Сколько известно из указов, хранящихся в церковной ризнице, в 1700-м году существовали две церкви: 1-я деревянная во имя Преображения Господня, 2-я каменная во имя Рождества Богородицы с приделом святой великомученицы Екатерины, который был на северной стране на ряду с главным престолом. В 1710 году, по прошению купца города Яренска Ивана Семенова Шаньгина и племянника его Стефана, за ветхостью деревянной церкви Преображения Господня, архиепископ Великоустюжский и Тотемский Иосиф дал указ построить каменную церковь во имя Преображения Господня. В Богородицерождественской церкви так как оказалось утеснение в олтаре от предела святой великомученицы Екатерины, бывшего на ряду с главным престолом в том же олтаре, то по прошению Сойгинского монастыря игумена Феодота с братией архиепископ Великоустюжский и Тотемский Гавриил в 1743 году дал указ — каменную палатку, бывшую в монастыре ради монастырских нужд церквами сделать алтарем, и к ней приделать каменную во имя святой великомученицы Екатерины, и из помянутого придела престол и освященный антиминс буде в целости и ничем не повредим перенесть в новостроенную церковь и освятить ту церковь игумену Феодоту с братией.

http://sobory.ru/article/?object=10622

ГЛЕДЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в двух верстах от уездного города Великого Устюга, на высокой горе, называемой Гледень, между реками Сухоною и Югом, которые здесь соединясь, текут под именем северной Двины; состоит под управлением Игумена. – Основан в XII веке. Около этой обители был в древности (с XI до начала XIII в.) Город Великий Устюг, до перенесения на нынешнее место. – Здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, 2) Тихвинской Божией Матери, теплая, и 3) вне монастыря, св. Иоанна Устюжского, построенная на месте рождения этого святого, и принадлежавшая прежде к отдельному монастырю (см. Ивановская пуст.). ВВЕДЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Сольвычегодске; находится под управлением игумена. Основан в 1563 году. Здесь соб. церковь Введения Божией Матери, с двумя приделами, которой нынешнее здание начато строиться в 1680, кончено в 1689 году; вообще храм этот великолепно украшен иждивением Г. Григория Дмитриевича Строгонова. Внизу под папертью собора устроена еще церковь Богоявления Господня. – Между погребенными в этой обители, есть гробница Юродивого Фомы, которого память почитается окрестными жителями. – В этом монастыре помещено Духовное Правление и находится дом для приезда Архиереев. Ризница здешняя, Обогащенная драгоценнейшими вкладами Г. г. Строгоновых, есть одна из замечательных по всей губернии. КОРЯЖЕМСКИЙ, муж. 3 класса, в 16 верстах от уездного города Сольвычегодска, на реке Вычегде, при впадении в нее речки Коряжемки; находится под управлением игумена. Монастырь этот основан в 1535 году Преподобными Логгином и Симоном, последователями св. Стефана, первого епископа Пермского: они первоначально построили здесь, в пустынном месте, часовню и келью, а потом деревянную церковь Николая Чудотворца и собрали братство. Преподоб. Симон, вскоре после основания Коряжемской обители, удалился за 60 верст оттуда, в пустыню, где впоследствии устроил Сойгинский монастырь; а св. Логгин оставшись настоятелем обители, по кончине своей, был здесь погребен, вне церкви; но чрез 16 лет, по некоторому видению Устюжскому воеводе, мощи его перенесены в самую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Поэтому нет ничего невероятнаго, что первое начало Ворбозомской обители, как это утверждает местное предание, положено преподобным Корнилием Комельским (19 мая 1537 г.), принявшим иноческое пострижение в 1467 г. в Кирилло-Белозерском монастыре. Очень возможно, что преподобный Корнилий до своего странствования по Руси или после него оставил место своего иноческаго воспитания и некоторое время провел вблизи Кирилловой обители, подвизаясь на пустынном острову Ворбозомскаго озера, а затем уже удалился в Комельские леса и здесь основал в 1497 г. свой монастырь наподобие Кириллова. Известно, что так поступил, напр., преп. Нил Сорский, который, возвратившись из дальнаго путешествия по Востоку, сначала жил одиноко вблизи Кириллова монастыря, а потом уже окончательно поселился в Сорском, им же созданном ските. Если предание о начале Ворбозомской пустыни справедливо, то строитель Иона, управлявший ею в 1501 г., был преемником преп. Корнилия Комельскаго. Окончательное же устроение Ворбозомская обитель получила от преп. Зосимы Ворбозомскаго Чудотворца, ученика преп, Корнилия Комельскаго. Неизвестный благочестивый любитель старины, собиравший в XVIII веке сведения о святых Белозерскаго края, о преп. Зосиме заметил: " о рождении и воспитании, тоже о пострижении не обретох писанием " . Не больше известно об этом и в настоящее время, так как никогда, вероятно, не были описаны подвиги и жизнь преподобнаго. Получив иноческое воспитание у преп. Корнилия, преп. Зосима оставил его обитель и по любви к уединению поселился в Ворбозомской пустыни. Здесь построил он деревянную церковь во имя Благовещения Божией Матери, благословение на освящение которой получил, вероятно от ростовскаго Архиепископа, так как ему принадлежал Белозерский край. По образцу Корнилиева монастыря, в возникшей иноческой обители был введен строгий общежительный устав, который в Кириллове монастыре, вопреки прямому завету преп. Кирилла, к тому времени стал уже клониться к упадку. Из многочисленных учеников преп. Корнилия одни, побуждаемые к тому особыми видениями и откровениями, как, напр., Кирилл Новоезерский и преп. Иродион Илозерский, покинули своего наставника еще при его жизни, другие же, как, например, Симон Сойгинский, удалились из Комельскаго монастыря после блаженной кончины ея основателя . К которым из них принадлежал преп. Зосима, неизвестно, а если к последним, то прибытие его на Ворбозомский остров имело место не ранее 1537 года, когда скончался преп. Корнилий.

http://sobory.ru/article/?object=19286

Преподобный Логгин долго подвизался в Обнорской Павловой пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: «лета 7043 (1535) крест Христов Павловы пустыни». Крест, как видно, дан Павловою пустынью ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Логгин некоторое время жил и в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Отсюда он и друг его Симон удалились по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте, расчистили лес, построили келью и часовню. Скоро собралась братия, построили храм в честь св. Николая и таким образом около 1537 года основалась обитель Коряжемская. Пред кончиною, преп. Логгин завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, как говорил он, попирали его входящие в храм. Ум. 10 февраля 1540 года. Мощи его под спудом в Спасской церкви обители его, с 1863 года приписанной к Сольвычегодскому Введенскому монастырю (Филарет, «Рус. Св.», февраль, стр. 65 и 66. – Верюжский, стр. 466). 303. Преподобный Симон начальник Спасскаго монастыря Сойгинскаго, иже на Вычегде реце новый чудотворец, преставися в лето 7149 Урожденец Сольвычегодский, Симон полагал начало монашеской жизни в Корнилиевом монастыре. По смерти великого наставника (ум. 1537 г.) он оставил Комельскую обитель и в родном краю своем помогал преп. Логгину основать пустынную обитель на р. Коряжемке. Вслед за тем удалился он за 60 верст и при устье р. Сойги, впадающей в Вычегду, в дикой тогда пустыне, поставил храм Спасителя, освященный 17 мая 1541 г. К блаж. пустыннику собрались любители пустыни. Строгий постник и усердный молитвенник вел их примером св. жизни к блаженной вечности. Двадцать лет подвижнически жил преп. Симон в своей обители и скончался 24 ноября 1562 г. Мощи его почивают под спудом в Екатерининской церкви монастыря его, построенной в память преставления преп. Симона (Филарет, Рус. Св., ноябрь, стр. 251 . Верюжский, стр. 490). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием рус, брада желта, изчерна, покороче Власиевы, ризы преподобническия, и в схиме» (Филимонов, стр. 56). 304. Святый и блаженный Фома иже Христа ради юродивый, иже положен бысть в Введенском монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Обитель сия основана в 7043/1535 году двумя монахами, Логгином и Симоном, пришедшими на это пустое тогда бывшее урочище из Вологодских монастырей. Они, сперва, расчистив лесное тамошнее место, построили часовню и келью, а потом вскоре деревянную церковь во имя Святителя Николая Мирликийского, по коей с тех пор и монастырь начал именоваться Николаевским, а по речке Коряжемским. Но Логгинов сотрудник Симон вскоре отошёл от него и основал на речке Сойге особый свой монастырь Сойгинский (см. особую о нём статью под сим именем); а Логгин, по устроению обители Коряжемской, поставлен был Игуменом оной и там скончался в 7048/1540 году, Февраля 10, в который день память его и доныне в монастыре творится по особой службе, не известно, однако же, кем и когда сочинённой с жизнью и чудесами его. Он завещал погрести себя вне построенной им Николаевской церкви у лестницы паперти при подножии проходящих. Однако же по некоторому явлению Устюжскому Воеводе Князю Димитрию, мощи его по шестнадцатилетнему пребыванию в земле вынуты в 7065 году, Апреля 10, и положены близ северной стены, созданной им Николаевской деревянной церкви, и над ними устроена была палатка. Ныне место это уже в каменной Благовещенской церкви. Мощи его почивают под спудом, а над ними устроена гробница под покровом, на коем и образ Преподобного вышит золотом и серебром; а по краям летопись о его преставлении и перенесении мощей. На той же гробнице лежит и икона с изображением животворящего Креста, принесённая на основание монастыря самим Преподобным Логгином. Внизу на этой иконе вырезано лето 7043 на одной стороне, а на другой слова: крест Христов Павловой пустыни. Из сего заключить можно, что Преподобный Логгин вышел из Павлова Обнорского монастыря в сию пустынь, так как сотрудник его Преподобный Симон Сойгинский из соседнего Павлову, Корнилиева Комельского монастыря. Из остатков трудов Преподобного Логгина цел ещё ископанный им самим колодезь близ церкви, который некогда был в самой братской трапезе, но ныне уже на открытом воздухе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По случаю разобрания ветхой Благовещенской церкви рака пр Логгина 18 марта 1872 г. была перенесена в теплую Спасскую церковь и поставлена близ северной стены ее, за левым клиросом. Служба пр. Логгину составлена в половине XVII в. Александром. Епископом вятским и великопермским. По штатам 1764 г. Николаевский Коряжемский монастырь поставлен в третьем классе, но в 1863 году приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. Преподобный Симон Сойгинский Преподобный Симон, сын Никиты Тентюкова, одного из жителей Сольвычегодска, рано почувствовал в себе отвращение от мирской жизни и в молодых годах оставив дом родителей, пришел в монастырь к пр. Корнилию Комельскому, усердно прося себе пострижения. Прозорливый старец,. склонясь на неотступные просьбы и слезы юноши и провидя в нем истинного подвижника Божия, принял Симона, и после пострижения в мантию, поручил его одному опытному старцу. Преподобным Корнилием дан был своей обители особый устав, строго определявший обязанности каждого инока. Симон всего себя посвятил тщательному исполнению его и подвигам поста и молитвы, стараясь во всем подражать своему великому наставнику. Проходя различные монастырские послушания в среде таких подвижников, каковы были ученики пр. Корнилия: Геннадий Любимский, Кирилл Новоезерский, Иродион Илоезерский, Адриан Пошехонский и Лаврентий Комельский, новый инок скоро и сам приобрел навык в иноческой жизни и в течении многих лет, до самой кончины пр. Корнилия, неисходно подвизался в его обители. Более и более возрастая и укрепляясь в жизни духовной, Симон сделался примером для многих из братии и от всех заслужил себе уважение. За долго до кончины пр. Корнилия Симон случайно познакомился с единоправным себе иноком соседнего Павлова монастыря Логгином и стал питать к нему братскую любовь, так как оба они стремились к одной цели. Начиная тяготиться многолюдством своих обителей и частым присутствием в них мирских людей, Логгин и Симон во взаимных беседах часто выражали друг другу желание жизни пустынной, отшельнической, оба находили уединенную жизнь более для себя полезною и спасительною.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010