Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Роман Сладкопевец Пасха Пасха (Ред. и перевод - портал Афон )  Кондак на Пасху преподобного Романа Сладкопевца    Кондак на Пасху преподобного Романа Сладкопевца ( начало VI в.) - один из самых уникальных текстов православной гомилетики. Этот текст был слишком оригинальным, чтобы войти в литургическую традицию. Диалог в Аду - это уже слишком... Тем не менее, разговор Адама с Адом - глубочайшее по силе произведение о Пасхе.   Подобный текст - Пасхальный канон Андрея Критского, сюжет его также построен на диалоге в Аду сатаны с бесами, устроившими распятие Христа. Сатана принимает доклады о мнимой победе зла... Этот текст тоже не был принят в литургическую традицию.   Тем не менее, оба этих текста были сохранены монахами, как свого рода " тайное знание " о богословских глубинах Пасхи. И вот, монашество отдает свое сокровище для всеобщего обозрения. Оба текста апеллируют к терминологии свт. Григория Богослова, а именно к его известному Слову 45 На Пасху: крючок плоти, приманка Божества, разрыв договора и т.д.   Например, если свт. Григорий говорил, что «Ад проглатывает, словно приманку, Тело Христа и напарывается на крючок Божества», то прп. Роман идет гораздо дальше в своих метафорах: «Ад проглатывает, словно приманку, Небесный Хлеб!» То есть Ад Причщается - сам не желая этого, и этим разверзается его чрево...       Два слова о самом жанре кондака     В основу греко-христианскои поэзии Византии был положен новыи принцип стихоложения — одинаковое количество слогов, в отличие от греческого античного стихосложеия, основанного на чередовании долгих и кратких гласных.   Есть основания предполагать, что переводы с сирииского трудов Ефрема сыграли большую роль и что такая новая греческая форма была заимствована, явилась калькои с сирииского. Как раз греческии конакион — кондак, кантилены связаны с традициеи Ефрема, вдохновившеи Василия Великого.   Роман Сладкопевец (конец V — начало VI в.), которому православие обязано многими песнопениями и акафистом Богородице, находился под обаянием трудов великого иерарха Кесарии Каппадокиискои, а тем самым и «пророка сириицев» Ефрема.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=608

Скачать epub pdf Октябрь Преподобный Роман Сладкопевец 14 окт. (1 окт. по церк.кал.) Преподобный Роман, прозванный “Сладкопевец”, был по происхождению греком и родился в середине 5-го столетия в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте. При императоре Анастасие Дикоре (491–518 гг.) он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак празднику Рождества Христова: Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Предвечный Бог. (Кондак – краткая молитва , выражающая суть праздника). На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн “Дева днесь”, что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Скачать epub pdf Память преподобного Романа Сладкопевца Память 1 октября Святой Роман был родом из Сирии, воспитание получил в городе Эмесе 6205 и с юных лет начал угождать Богу, ведя жизнь девственную и целомудренную. Сначала он был пономарем 6206 в одной из церквей города Берита 6207 , а потом, в царствование императора Анастасия 6208 , удалился в Константинополь и служил при Кировой 6209 церкви в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Здесь он проводил жизнь в посте и молитвах, утруждая тело свое многочисленными подвигами и всенощным бодрствованием. С вечера он уходил во Влахерны и там всю ночь стоял на молитве, а потом возвращался обратно. Затем он был поставлен пономарем к храму святой Софии 6210 . Святой Роман не знал грамоты, но был благоискусен в добрых делах, коими превосходил премудрых книжников; разумом своим он стремился к Богу, гораздо больше тех, кто ищет премудрости века сего. Ибо он был одним из тех, о коих сказал апостол: «немощное избрал Бог, чтобы посрамить сильное» ( 1Кор. 1:27 ) 6211 . За добродетельную жизнь полюбил его патриарх Евфимий 6212 и, видя, как он трудится в храме и с каким усердием проходит свое послушание, давал ему равную часть с клириками 6213 . Клирики же роптали на патриарха, говоря: – Невежду ты поставил наравне с нами! Они возненавидели Романа и стали строить ему козни. Однажды, в навечерие праздника Рождества Христова, когда в церковь пришел царь, Роман же ставил светильники в церкви, клирики, схватив его, потащили на амвон 6214 , говоря: «Ты получаешь равную с нами часть – пой же, как и мы, на амвоне хвалебную песнь Богу». Так поступили они по зависти, желая посрамить его, ибо знали, что он не разумеет Писания и не может сего исполнить. Претерпев такое унижение от клириков при царе и при всем народе, бывшем в церкви, Роман почувствовал стыд и плакал. По окончании службы, когда все вышли из церкви, он пал ниц перед иконою Пресвятой Богородицы, горько плача и молясь. Проведши долгое время в плаче и молитве, святой Роман встал и пошел в дом свой и, не вкусив от печали пищи, забылся сном. И вот во сне явилась ему Пресвятая Владычица наша Богородица, утешение всех скорбящих, держа в руке небольшой книжный свиток 6215 и сказала Роману тихим голосом:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > При дверех Спас, да вот беда... Новые стихотворения 23.07.2018 1331 Время на чтение 10 минут Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин), в мipy Александр Иванович Матюшин, родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчёвске Трубчевского района Брянской области. По окончании школы учился на филологическом факультете Калмыцкого государственного университета, затем был рабочим, грузчиком, плотником, учителем музыки, художественным руководителем Дворца культуры - и одновременно с этим писал стихи, рассказы и песни. В 1983 году принял постриг в Псково-Печерском монастыре с именем Роман (в честь преподобного Романа Сладкопевца), в 1985-м был рукоположен в иеромонахи. Став монахом, по благословению старца Николая Гурьянова продолжал писать и исполнять песнопения. Эти песнопения и сделали имя иеромонаха Романа известным во всей России и далеко за её пределами. В девяностые годы они постоянно звучали по радио и на магнитофонных записях в исполнении самого автора, Жанны Бичевской, Олега Погудина, Евгении Смольяниновой и многих других. В песнях отца Романа слышна не только настоящая, редкая поэзия, но и нечто гораздо большее: Божье Слово. Слова Евангелия и Псалтири, соединяясь со строками, продолжающими лучшие традиции русской поэзии, приносят удивительные плоды. Слушая эти песнопения, люди не просто переживают сильные чувства - в этом не было бы никакого смысла, о таком искусстве отец Роман однажды написал: «Молитва ни к кому и в никуда - вот что такое светское искусство!» и говорит иногда: «Сентиментальность - враг духовности». По-настоящему важно только одно: слушая песни отца Романа, люди обретают Бога и приходят в Церковь. Позже иеромонах Роман перестал исполнять песнопения и, может быть, поэтому многие решили, что он умер. Отчасти эта молва справедлива: принимая монашеский постриг, человек действительно умирает для мipa. И всё же иеромонах Роман и сегодня живёт в глухом скиту Ветрово и пишет стихи, которые по глубине мысли и красоте слова часто превосходят его прежние песни: ведь все эти годы он рос и как поэт, и как монах и священник. Его стихотворения известны не так широко, как когда-то песнопения: отчасти потому, что вокруг появилось слишком много словесного мусора, отчасти - потому, что отец Роман избегает любой саморекламы, публичности, он не сторонник не знающего чувства меры «миссионерства». И сокровенность его стихов делает их ещё более драгоценными. Эти стихи нужно читать неспешно и вдумчиво, как любую духовную литературу, задерживаясь на тех словах, которые, кажется, сказаны именно о тебе и, может быть, причиняют боль. Среди стихотворений отца Романа встречаются притчи, и часто там, где речь идёт о деревьях и цветах, на самом деле говорится о людях.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/23/pri_...

Преподобный Роман Сладкопевец и византийская гимнография III-VIII веков [Преподобний Роман III—VIII : Богослов.RU Комментарии Я, как и Василий Великий, верю в реальность того, что Глава Церкви - Христос. Вы - подозреваю - в этом не уверены. Поэтому не понимаете, само собой разумеющихся, вещей. Поэтому - я спорю с Вашим... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Миф? Миф должен иметь основание, хотя бы, в фольклоре. Не совсем понятно, какой смысл Вы вкладываете в этот термин. В богословии, то о чём Вы говорите, называется не миф о глобальной катастрофе, а... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Учение о предопределении (в более, конечно, глобальном смысле, чем у Вас) - католическое. У католиков нет духовного опыта отношения с Творцом - Словом, как с Главой Церкви. Поэтому, возможно, им... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 3. Автор цикла отнюдь не претендует на «решение догматических вопросов». Как явствует из названия цикла и из «Введения», включённого в состав 1-ой части, автор видел свою задачу в том, чтобы собрать... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 2. «Известная цитата», касающаяся того, что первый «день» Творения якобы состоял из 24 часов, не приведена в статье, потому что она не имеет никакого отношения к ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ этого «дня». Любой... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Сети богословия « Богослов.Ru в Дзен » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru в Telegram » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru на YouTube » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru во ВКонтакте » 01 декабря 2022 Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше

http://bogoslov.ru/book/496699

Октябрь 1 октября 1. Покров Пресвятой Богородицы . Испокон веку Церковь прославляла Пресвятую Богородицу как Покровительницу и Заступницу рода христианского, Своими ходатайственными молитвами умилостивляющую Бога к нам, грешным. Не счесть всех явных проявлений помощи Пресвятой Богородицы как отдельным людям, так и [целым] народам; как в мирное время, так и на войне; как в монашеских пустынях, так и в многолюдных городах. Событие, ныне вспоминаемое и торжественно отмечаемое Церковью, лишь доказывает и удостоверяет сие постоянное покровительство Пресвятой Богородицы христианскому роду. В правление царя Льва Мудрого (или Философа) 1 октября 911 года (по другим источникам – 910 года. – Пер.) во Влахернской церкви в Царьграде совершалось всенощное бдение. Храм был переполнен народом. Вдали от алтаря стоял святой Андрей юродивый со своим учеником Епифанием. В четвертом часу ночи над народом явилась Пресвятая Богородица с распростертым омофором на руках, как бы осеняя им верующих. Облечена Она была в благолепную порфиру золотистого цвета и вся блистала несказанным сиянием. Ее окружали Апостолы, святители, мученики и девы. Святой Андрей, созерцая сие явление, указал [на него] рукой блаженному Епифанию и спросил его: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всяческих, молящуюся за весь Епифаний ответил: «Вижу, отче, и ужасаюсь!» В ознаменование этого события был установлен сей праздник, дабы напоминать нам и о самом явлении Пресвятой Богородицы, и о Ее неустанном о нас заступничестве – ибо защищает Она нас и осеняет Своим покровом, когда бы мы к Ней ни обращались [а особенно] в трудных обстоятельствах. 2. Св. апостол Анания . Один из семидесяти Апостолов. Был епископом в Дамаске. Повинуясь Божию откровению (Деян. гл. 9), крестил Савла, будущего апостола Павла. Наперекор всем гонениям смело проповедовал Евангелие, за что был побит камнями в городе Елевферополе. Его святые мощи были перенесены в Дамаск, а впоследствии в Царьград. 3. Преп. Роман Сладкопевец . Родом из сирийского города Эмеса. Служил пономарем сначала в Бейруте, а затем – в правление патриарха Евфимия (490–496) – в Царьграде, при соборной церкви. Был неграмотен и не обучен церковному пению, за что некоторые образованные клирики над ним посмеивались. Святой Роман слезно молился Пресвятой Богородице, и Она явилась ему во сне, протянула некий свиток (именуемый кондаком) и сказала проглотить его. На следующее утро [совершалось торжественное богослужение в честь] Рождества Христова, и сей Роман, выйдя на амвон, ангельским голосом пропел «Дева днесь...». Все изумлялись как содержанию этого песнопения, так и голосу певчего. Приняв от Пресвятой Богородицы поэтическое дарование, преподобный Роман составил и исполнил более 1000 кондаков. В сане диакона великой церкви упокоился он около 556 года в Царьграде и был сопричтен к хорам ангельским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Кондак на брак в Кане Скачать epub pdf 1. Вступительная статья (свящ. Михаил Асмус) Этим кондаком преподобного Романа Сладкопевца 1 мы начинаем знакомить читателя с практически неизвестным в современной богослужебной жизни 2 гимнографическим наследием Византийской эпохи. О жизни преподобного Романа нам известно очень немного. Родился он в конце V века в Эмесе (Малая Азия) в семье семитского происхождения. В Константинополь он прибыл (вероятно, в последние годы царствования Анастасия I (491–518)) уже в диаконском сане; здесь, в церкви Богородицы в Кировых во сне ему было явление Божией Матери, даровавшей ему поэтический талант. Умер он, похоже, прежде смерти святого императора Юстиниана († 565), но после 555 г. (предполагаемая дата последнего кондака). Преподобный Роман достаточно близок к истокам жанра кондака, устоявшегося не ранее V века, не будучи при этом его изобретателем. Кондак того времени представляет собою поэму с четкими правилами, сюжет и настроение которой, однако, могут быть самыми разнообразными. На деле кондак – это стихотворная гомилия (беседа, проповедь ), по большей части, с повествовательным или драматическим характером. Происхождение жанра кондака совершенно не изведано: вероятнее всего искать его в Сирии, поэтическое творчество которой – Ефрем и его школа – особенно ярко проявилось в IV-V веках. Кондак состоит из одной (иногда нескольких) короткой строфы, называемой prooimion («предисловие») или koukoulion («кукуль, шапка»), служащей введением, и череды строф более пространных, называемых oikoi («домы» – калька с сирийского слова «дом», оно же «строфа»), заканчивающихся одним и тем же припевом – ejumnion, общим у них с проимионом 3 . Все икосы объединяет также акростих по первым буквам, содержащий обыкновенно имя автора, иногда также и сюжет, реже сюжет без имени автора, или просто алфавит (как позже в Акафисте). Последний икос почти всегда выполнен в форме молитвы, вложенной иногда в уста одного из персонажей, и служит заключением всего кондака.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Мы продолжаем знакомить достолюбезного читателя с наследием преподобного Романа Сладкопевца (кон. V – сер. VI вв.). На сей раз предлагается изометрический перевод и комментарий первого кондака ветхозаветной тематики – на грехопадение Адама и Евы, назначенного, согласно единственной сохранившейся рукописи (Patmiacus213, XI век), на среду 2-ой седмицы Великого поста. Однако событие, описываемое в книге Бытия, привлекается автором лишь для иллюстрации основной идеи этого кондака – показать спасительность поста и губительность его нарушения, как в случае с прародителями. Такая двойственность темы совсем не удивительна для жанра кондака – этой своеобразной поэтической гомилии, или проповеди в стихах нараспев – в силу исключительно литургического его назначения. Применительно к кондакам ветхозаветной тематики (всем, кроме Кондака на Илию и Кондака на Трех отроков) это означает, что ключевые события книги Бытия, читаемой в Церкви в период предпасхальной подготовки (в Древней Церкви – в рамках оглашения готовящихся принять святое крещение в день Пасхи), будут самым непосредственным образом соотноситься с темами поста и ожидания Страстей и Воскресения Христовых (и даже – темой крещения) как важные вехи в истории спасения. Однако назначение нашего кондака на среду 2-ой седмицы вызывает некоторое недоумение: по содержанию (увещание к посту и к покаянию) он более уместен в воскресенье сыропустное, когда даже до сего дня воспоминается изгнание прародителей из «рая сладости», и после шестой песни канона исполняются несколько строф из древнейшего, еще доромановского кондака «Плач Адама», закрепленного за этим днем в том числе и в Патмосской рукописи. Х. Гродидье де Матон, французский издатель творений преподобного Романа, разбирая этот вопрос, советует не доверять редактору Патмосской рукописи в вопросе литургической даты, даже допуская, что Роман, возможно, писал кондаки для великопостных сред и пятниц 1 . Вместе с тем, именно два Патмосских и группа Синайских кондакарей позволяют частично реконструировать древний ветхозаветно-постовой цикл воспоминаний, отраженный в гимнографии:

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Скачать epub pdf 1. Церковно-славянский текст. (Используется в качестве Богородична седальна 4 гласа) Удивися Иосиф, еже паче естества зря,/и внимаше мыслию иже на руно дождь,/в безсеменнем зачатии Твоем, Богородице,/купину огнем неопалимую, жезл Ааронов прозябший,/и свидетельствуя обручник Твой и хранитель, священником взываше:/Дева раждает, и по рождестве паки Дева пребывает. 2. Вступительная статья и русский перевод диак. Владимира Василика Благосклонному вниманию читателей предлагается впервые переведенный на русский язык полный текст кондака на Рождество Христово, написанный Гомером ромеев – преподобным Романом Сладкопевцем (490–560). Многим известно, что творческий путь преподобного Романа начался в Константинополе, куда ему пришлось переехать во времена царя Анастасия (не исключено, что из-за монофизитских гонений), и он остался служить в храме Пресвятой Богородицы в Кирах. В этом храме он приобрел благодать составления кондаков, когда в вечер Рождества Христова ему во сне явилась Пресвятая Богородица, дала и повелела съесть пергаменный свиток. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: «Дева днесь Пресущественного рождает». Однако далеко не всем известно, что этот знаменитый кондак – лишь один из четырех рождественских кондаков. Один из них – «Ангельские приидите силы» до сих пор стихословится накануне Рождества Христова (современные стихиры преподобного Романа). Предлагаемый кондак – четвертый по счету, одно время пелся во время попразднества Рождества. Время его создания – 20–30-е годы VI века. Богословие кондака говорит о Рождестве Христовом как об исполнении ветхозаветных пророчеств: Удивился Иосиф, сверхприродное созерцав, И воспринял он в свой ум Дождь, сошедший на руно, Богородице, в бессеменном Твоем зачатьи, Купину в огне неопалимую, Ааронов жезл произросший. С другой стороны, Воплощение – создание нового мира и рекапитуляция падения Адама: Пал Адам, посему Бог Адама, Адаму измышляя воскресение,

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

диакон С. Цветков Предисловие Святой преподобный Роман, творения которого предлагаются здесь вниманию читателя, был родом Сириянин. Получив первоначальное воспитание в городе Емесинском, он с юных лет обнаруживал в себе особенное стремление к христианскому благочестию, проводя жизнь свою в девстве и целомудрии. Сначала он был поставлен на служение при церкви Беритской, и там исправлял низшую должность в клире. С течением времени он достиг Константинополя, и находился при храме Богородицы, яже в Кирьях, откуда он часто посещал и другой храм – Влахернской Божей Матери, для всенощных молитвенных стояний. После того он был поставлен в клирика Софийской (в Константинополе) церкви, в царствование Анастасия. Это было в пятом веке по Рождеству Христову. Но св. Роман, как повествуется о нем, первоначально был человек неведущий писания книжного, и отличался только одним великим благочестием своим, прилежа в посте и молитвах, трудя тело свое многими подвигами и всенощными стояниями. Между тем его неутомимая ревность к благочестию привлекла к нему особенное расположение патриарха, который, по сему, за его труды по церкви, награждал его наравне с прочими клириками сей церкви (Софийской). Это обстоятельство послужило причиной великой вражды и неприязни к нему его сотоварищей по службе. Он часто был оскорбляем от сих последних, и в особенности потерпел от них сильные упреки и дерзкое посрамление, однажды, в день навечерия Рождества Христова, при всем народе и даже в присутствии самого императора. Но не смотря на то с сего же времени, по неисповедимым судьбам промысла Божия, начинается и слава его, как досточтимого отца Церкви. В скорби душевной, по окончании Божественной службы, он поверг себя перед образом Богоматери и долго молился Ей, как Заступнице в напастях, проливая горькие слезы. Его крепкая и горячая молитва скоро была услышана. Возвратясь из храма к себе в жилище на отдохновение, он, от сильного утомления, а вместе и от глубокой своей печали, не стал принимать пищи, и тотчас заснул.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010