сост. А.А. Маркова Преподобный Павел Ксиропотамский Житие называет преподобного Павла Ксиропотамского сыном императора Михаила Рангаве; однако не все исторические хроники с этим согласны, поскольку преподобный Павел активно действует в царствование императора Романа Лакапина и его преемников, а эти императоры правили более чем через сто лет после свержения Михаила Рангаве. В любом случае, преподобный Павел родился в Константинополе, в знатной семье. Согласно преданию, мать будущего преподобного, будучи беременной, видела странный сон: будто разрешилась от бремени на хлебной ниве и родила агнца и будто на этого агнца, когда он оправился, вдруг бросились два льва и хотели растерзать его, но он стал в оборонительное положение. При виде опасности непорочного агнца мать кинулась защитить его от нападения львов; приближается к нему и видит, что это не агнец, а дитя мужского пола, державшее в руках своих крест, силою которого и низложены были львы. Вскоре она родила сына, во святом крещении нареченного Прокопием. Когда Прокопий был еще младенцем, случился переворот. Семья Прокопия попала в опалу, а согласно византийским обычаям, всех, кто мог претендовать на престол, калечили. Прокопий также не избежал этой участи. Тем не менее, мальчик получил прекрасное воспитание и образование. При блестящих природных дарованиях, соединенных с прилежанием и трудами, он достиг такой степени образования, что считался одним из блестящих ученых своего времени. Памятниками высокого его образования остались для нас Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, Канон сорока мученикам и Канон Честному Кресту. Впоследствии, император Роман Старший в своей грамоте (хрисовуле), данной Павлу на устроение обители на святой Горе Афонской, называет его величайшим из философов. Но ни высокое образование, ни блестящее положение в обществе не удовлетворяли душевной жажды Прокопия. И он решил, отказавшись от всего, удалиться в пустыню. Покинув Константинополь, он прибыл на Афон не вельможей, оставившем свет, но под видом нищего – одевшись в убогое рубище.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/afon-i...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о преподобнической кончине Преподобный отец наш Павел Ксиропотамский был чудотворцем. Он исцелил царя Романа Старшего в Константинополе, страдавшего смертельной болезнью, принял от него в подарок часть Животворящего Креста и на царские деньги восстановил монастырь Ксиропотам 279 . Когда приблизилась кончина святого, лицо его просияло, как солнце, и от этого сияния все присутствующие пали на землю. Таким ярким светильником добродетели, жертвенности и пустыннолюбия был преподобный Павел, строитель двух царских монастырей. В монастыре Ватопед жил и тот преподобнейший просмонарий 280 , слышавший голос от иконы Пресвятой Богородицы, Которая сказала ему о том, что он проживет еще один год и должен готовиться к расставанию с этой временной жизнью. Накануне своей кончины он вновь слышал голос, что пришло ему время отойти ко Господу. К сожалению, ничего не сохранилось из многочисленных наставлений о священном безмолвии старца Дамаскина из Святой Анны, потому что не нашлось человека, который записал бы то, чему учил старец. А свою земную жизнь закончил он так. Было время Великого поста, 6 марта, и по древним традициям никто не выходил из своей каливы. Геро-Дамаскин, получив извещение от Бога, что настал последний день его земной жизни, послал за послушником отца Мины, геро-Онуфрием, который, придя, увидел его плачущим. – Что с тобой, геро-Дамаскин, почему ты плачешь? – спросил он его. – Геро-Онуфрий, я тебя очень прошу, возьми эту книгу преподобного Ефрема и храни ее, потому что я умираю нераскаянным. Геро-Онуфрий в недоумении сказал ему: – Геро-Дамаскин, столько лет ты в безмолвии, столько людей благодаря твоим поучениям спаслись и достигли святости, и ты говоришь, что ты не покаялся? – Да, геро-Онуфрий, я не покаялся, потому что я должен был умереть послушником старца Мины и быть сокрытым в каливе и неизвестным для людей, ведь похвалы являются препятствием к спасению для истинного монаха. Геро-Онуфрий спустился в каливу к отцу Мине и рассказал ему обо всем. Тотчас же они поднялись вместе в каливу геро-Дамаскина и нашли его уже умершим. Совершив погребение, они вернулись в свою каливу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о божественных видениях В ангельский чин монашествующих по временам вступали и лица, занимавшие высокое политическое или социальное положение в обществе, например, цари, царицы, их наследники, князья и княгини. Преподобный Павел Ксиропотамский был сыном императора Михаила Куропалата 269 , который, будучи не в силах видеть несправедливости и бесчинства людей своего времени, отказался от власти и стал монахом. Матери преподобного, дивной Прокопии, до рождения сына было явлено некое откровение. Она видела, как на снопе пшеницы родила ягненка мужеского пола. По рождении на него напали два льва, которых агнец отразил Честным Крестом и умертвил их. Два льва означали диавола и мир, которых победил святой, этот кротчайший и мужественный агнец Христов. Своими медоточивыми словами он напитал многие души, как бы давая им снопы духовной пшеницы и хлебы благодати. Когда преподобный Григорий Синаит удалился со Святой Горы, вслед за ним отправился в путь и его ученик Марк Простой. Покидая Святую Гору, он вдруг услышал голос и обернулся посмотреть, кто его зовет. Тогда он увидел странные и удивительные вещи. Вся Святая Гора от одного края до другого была застроена и выглядела как одна высокая крепость с огромными башнями. За стенами крепости возвышались золотые палаты, прекрасные и величественные, в которых восседала Царица Небесная, Пресвятая Богородица, а бесчисленные лики Архангелов, Ангелов и монахов непрестанно воспевали Ее. Преподобный отец наш Антоний Русский Есфигменит 270 жил в XI веке. Оказавшись в Константинополе, он встретился там с афонскими монахами, произведшими на него большое впечатление своей добродетелью и благоговением. Узнав от них о высоте монашеского жительства, Антоний пришел на Святую Гору и поступил в послушание к игумену монастыря Есфигмен. После трехлетнего испытательного срока он был пострижен в монашеский образ. Небесное видение убедило его старца послать Антония в Россию для пользы многих душ и устроения равноангельного жительства, которое было неизвестно в этой бескрайней и только что обратившейся ко Христу стране 271 . И действительно, преподобный Антоний по молитвам афонских преподобных отцов и братий основал в окрестностях Киева монастырь, игуменом которого назначил преподобного Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

28-е Св. Ап. от 70: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена Из числа первых семи диаконов Апостольской Церкви ( Деян.6:5 ), Прохор был спутником Ап. Петра и потом Иоанна Богослова; основал епископскую кафедру в Никомидии и, проповедуя в Антиохии, убит язычниками. Никанор убит Иудеями тогда же, как пострадал и Стефан архидиакон. Тимон епископствовал в Бостре Аравийской, а Пармен в подвигах проповеди скончался мученически и похоронен в г. Соли, на о. Кипре. Воспоминаются в соборе LXX 4 января, Никанор – 28 дек., а Тимон – 30 декабря. Преподобного Павла Ксиропотамского Павел, в мире – Прокопий, был сын Греческого императора и Михаила Куропалата, прозванного Рангавеем. Рождение его радостно и торжественно праздновал Константинополь; между тем, не царская слава, но сияние в убогой кельи, превышающее своим тихим блеском всякую славу мирскую, предстояло впоследствии дитяти, рождённому для престола... Едва только Прокопий был отнят от груди, отец его, благочестивый, миролюбивый человек, тяготясь придворными смутами и вообще всей суетой мирской, тем более ощутительной, чем выше поставлен человек по своему положению, отказался от престола и поступил в выстроенный им самим монастырь, названный – Мирелеон, где и скончался в иночестве. Престол после Михаила Куропалата занял Лев Армянин и, опасаясь в малолетнем Прокопии будущего соперника в правах на престол, он решился изувечить его посредством варварского оскопления. Прокопию предоставлены были однако же средства к высшему образованию, которым он, благодаря своим природным богатым умственным дарованиям, соединённым с благодатными душевными свойствами, унаследованными от благочестивых родителей, превосходно воспользовался, так что не замедлил прославиться среди современного мира. Но, умудрённый и умственным и душевным своим развитием, Прокопий рано сознал всю пустоту блеска и величия земного; тяготился он и своей собственной славой и даже боялся её, как опасного искушения для естественного человеческого самолюбия, и потому решился оставить мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

28 ИЮЛЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Павла Ксиропотамского 209 Преподобный отец наш Павел родился в Константинополе. Отец его, император Михаил Куропалат, прозванный Ранкавей 210 , человек миролюбивый и богобоязненный, не перенося ежедневных происходивших при нем замешательств и безпорядков, сложил с себя царское достоинство и поступил в монастырь, выстроенный им самим и названный Мирелеон, где и скончался в иночестве. Мать Павла, Прокопия, жизни также весьма благочестивой, была дочь царя Никифора Геника и сестра царя Ставракия. Нося во чреве своем плод брачного союза, она однажды ночью увидела сон – будто разрешилась от бремени на хлебной ниве и родила агнца и будто на этого агнца, когда он оправился, вдруг бросились два льва и хотели растерзать его, но он стал в оборонительное положение. При виде опасности непорочного агнца царица кинулась защитить его от нападения львов; приближается к нему и видит, что это не агнец, а дитя мужеского пола, державшее в руках своих крест, силою которого и низложены были львы. Вслед за тем Прокопия проснулась и родила Прокопия, так нареченного во святом крещении. Впоследствии она толковала свой сон следующим образом: агнец означал кротость и незлобие отрока; умерщвление двух львов силою креста было предзнаменованием иночества, в образе которого Прокопий возьмет на рамо свое крест Христов, орудие против страстей, и победит им двух страшных, неприязненных иноческой жизни львов, – именно: мир, со всею славою его и удовольствиями, и диавола, со всею его силою и полчищами; груда хлеба означала, что учением и примером ангельской своей жизни Прокопий напитает души, алчущие Божественного утешения, и, очистив многих от плевелов плотских страстей, соделает их достойными небезной житницы. Рождение Прокопия торжествовал весь Константинополь и радовался о нем. Между тем, едва только дитя было отнято от груди, отец его, Михаил Куропалат, как мы сказали, отказался от царственного венца. Праздный престол греческой империи вместо него был занят Львом Армянином. Хотя Лев и принял бразы правления с совершенным полномочием самодержавия, однако зная, что Прокопий имеет полное право царственного наследия и впоследствии может воспользоваться им, решился оскопить этого опасного совместника державной своей славы и величия. Впрочем, и при таком варварском поступке со стороны императора Прокопию дано было блестящее воспитание и образование. При необыкновенных природных дарованиях, соединенных с прилежанием и трудами, он достиг такой степени образования, что все мудрецы того века уступали ему право на славу и удивление современного света. Памятниками высокого его образования остались для нас Слово на введение Пресвятой Богородицы, Канон сорока мученикам и Канон (писанный ямбическими стихами) Честному Кресту. Император Роман Старший в царской своей грамоте (хрисовуле), данной впоследствии Павлу на устроение обители на святой Горе Афонской, называет его величайшим из философов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н.С. Посадский Подвижники благочестия Святой Горы Святая Гора Афон – земной Удел Преблагословенной Владычицы Богородицы. Она, Царица Небесная, как любящая Матерь, покрывает святогорских иноков Своей любовью и заботой. И по непреложному слову Приснодевы Гора Афонская, как светоч Православия, рассадник благочестия и средоточие православного подвижничества, пребудет таковой до скончания века. Многие тысячи иноков, уязвленные горячей любовью к Сладчайшему Иисусу и Его Пречистой Матери, проходили здесь спасительный подвиг пламенной молитвы за весь мир. Многие святогорцы прославлены в лике святых. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс. 67:36 ). Много угодников Божиих – святителей, преподобных и праведных – своей благочестивой подвижнической жизнью прославили Творца и Создателя всяческих. Словно яркие звезды сияют они на церковном небосклоне, указывая путь к Солнцу правды – Христу Богу, Сладчайшему Иисусу. Вот и Собор Афонских святых, просиявших подвигами в избранном Уделе Приснодевы Богородицы, яко огнезрачный столп света, руководит новоблагодатный Израиль – всех православных христиан на пути к вечной жизни. Преподобному Петру в темнице явился вместе со свт. Николаем Чудотворцем св. Симеон Богоприимец, коснулся жезлом колод узника, и они распались, после чего святой вывел его на свободу. Св. Петр ушел на Гору Афонскую, там явилась ему в небесной славе Пресвятая Богородица и сказала: «Афон называется Моим вертоградом. Много люблю Я место сие, и здесь иноки будут служить Богу. Я сподоблю их великих дарований, и они получат от Меня великую помощь и облегчение в болезнях, трудах и бранях». Здесь, на Афоне, преподобный подвизался пятьдесят три года. За все это время он не видел людей, терпел великую брань от бесов, постоянно пребывая в посте и молитве. Ангел Божий хранил его и питал манной с неба. Преподобный Павел Ксиропотамский был очень образованным человеком, происходил из знатного рода, но по любви к Богу переменил богатую одежду на старую и бедную и ушел на Святую Гору, где в обители Ксиропотам предался постническим и молитвенным трудам. Постелью для него была земля, возглавием – камень, многими слезами и молитвой стяжал он благодать Святого Духа. Усердием прп. Павла была восстановлена из развалин обитель Ксиропотам и соборный храм, где хранится честное Древо Креста Господня. Здесь собралось множество иноков, которые славили Бога. Кроме того, преподобный основал еще одну обитель на подгорье Афона, удобную для совершенного безмолвия и уединения, куда собралось шестьдесят иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАВЕЛ КСИРОПОТАМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Павел Ксиропотамский. Икона сер. XVI века. (фрагмент). Афон. Монастырь Св. Павла. Павел Ксиропотамский ( X в.), преподобный Память 28 июля и в Соборе Афонских преподобных В миру Прокопий, сын греческого императора Михаила Рангаве . Прокопий едва вышел из грудного возраста, когда его отец сложил с себя власть и принял монашество (813). Новый император Лев Армянин оскопил Прокопия, в котором видел будущего соперника в правах на престол. Получив блестящее образование, Прокопий стал одним из ученейших людей своего времени. Его Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, канон Сорока мученикам, канон Честному Кресту и другие труды снискали ему заслуженную славу. Но ученость и почетное положение в свете не увлекли Прокопия, в одежде нищего он отправился на Афонскую гору , на место Ксиропотам, построил себе келью в развалинах разоренной обители, основанной некогда царицей Пульхерией в честь 40 мучеников, и принял от пустынника Космы постриг с именем Павел. Из смиренномудрия преподобный никому не открывал своей учености. Слава о строгой жизни Павла быстро разнеслась по всей Святой Горе. Его стали называть Павлом Ксиропотамским, а обитель, где он подвизался, и доныне носит название Ксиропотам (Сухой поток). Вступивший в то время на престол император Роман Лакапин (920 - 944) через прота Святой Горы упросил святого прибыть в Константинополь и устроил ему пышную встречу. Смиренный Павел, не изменяя своему иноческому долгу, с крестом, в разодранной рясе явился среди придворного блеска и великолепия. Он исцелил тяжело заболевшего императора Романа, возложив на него свои руки. Но суета придворной жизни, обещанная признательным императором, не прельстила святого, и он вернулся на Святую Гору, испросив у царя лишь одну милость - восстановить Ксиропотамскую обитель. Император Роман поручил Павлу воспитание своих детей.

http://drevo-info.ru/articles/2223.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ПАВЕЛ (XIII-XVII вв.?), Киево-Печерский, Послушливый, прп. (пам. 10 сент., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАВЕЛ (IX в.), прп. Коринфский, Христа ради юродивый (пам. визант. 28 февр., 6, 7 нояб.; пам. греч. 6 нояб.) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ сщмч. Лаодикийский (пам. 4 окт.) - см. в ст. Гаий, Фавст, Евсевий, Херимон, Луций, Петр, Павел, мученики Александрийские ПАВЕЛ Аркадьевич Андреев (1880-1937)), прот., сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Павлович Аношкин (1891-1919), свящ., сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Георгиевич Ансимов (1891-1937), прот., сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Михайлович Березин (1866-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Васильевич Борисоглебский (1874-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Алексеевич Брянцев (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Иванович Васильевский (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Игнатьевич Гайдай (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 авг., в Соборе Одесских святых, Соборе Балтских святых, Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_98.html

7. В назидание юношам не хочет знать своих родителей и т. д. Да, именно от того. Начало премудрости, говорит Соломон, страх Господень ( Притч. 1:7 ); а в злохудожну душу премудрость не внидет. Да, если юноша подлинно хочет быть счастливым и в науках иметь успех, непременно, прежде и паче всего, должен утвердить в сердце страх Божий и быть благочестивым. Только при этих условиях истинная наука дается, и счастие такому сопутствует. Доказать это не трудно. „Преподобный Павел Ксиропотамский, Афонец, в юности достиг до такой степени образования, что все мудрецы того века уступали ему право на славу и удивление современного света.» А почему? Потому что был благочестив; ибо памятниками его высокого образования остались для нас – слово на Введение Пресвятой Богородицы, канон сорока мученикам и канон честному кресту (Пат. ч. I,. стр. 64–65). Таким образом, поскольку он имел в сердце страх Божий, то Господь и умудрял его. Преподобный Афанасий, тоже Афонец, ранее семи лет отдан был в научение книжное. И что же? Он понимал уроки столь легко, что ему дивились и учителя и его товарищи. Какая же была причина сего? Та, как говорит списатель жития его, что отличительными чертами его возраста были: скромность во всем его поведении, благочиние, великое воздержание (Пат. ч. I, стр. 75). Или возьмем для примера Савву, Архиепископа Сербского. Когда он достиг отроческих лет, его отдали в научение Божественных книг и он в детстве еще изумлял каждого разумом и еще юный взошел в разум священных книг, которые непрестанно читал, заимствуя из них начало премудрости–страх Божий, и разгораясь день ото дня Божественною любовью, как бы огнь прилагал к огню (Пат. ч. I, стр. 192). Отсюда уже само собою понятно–за что дана была Савве премудрость. Итак вот где, братия, заключается разгадка того, почему Святым и наука давалась, и в обществе они делались примерными людьми! И вот где объяснение того, почему нынешним юношам и наука подчас не дается, да и от поведения их, если не сами они пока, так многие плачут. Первые, как видите, основывали дом свой на камне, а последние на песке; первые жили в Боге и для Бога, а последние в угождении лишь миру и плоти; первые заботились прежде всего о воспитании своего духа в страхе Божием, а последние лишь о наслаждениях чувственных. Да, грустно и стыдно часто становится, глядя на нынешнее молодое поколение. Какое различие, какая бездна между юношами нынешними и юношами христианскими первых веков! Там юноша представляется ангелом Божиим, а здесь, весьма часто скоморохом, скорбью родителей, вредным членом общества. Раскрывайте все это, братия, нынешним молодым людям чаще; указывайте им всю бездну зол, в которую впадают они, удаляясь от Бога; и убеждайте их стать на правый путь примерами Святых. Молодое сердце восприимчиво; может быть, Господь даст, они и послушают слов ваших, и из чад тьмы, соделаются сынами света. Господи, призри на них, и обрати их к Себе! Утверди стопы их в истине и благочестии и да пойдут непреткновенно в заповедях Твоих. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФОНСКИЙ ПАВЛОВ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru монастырь Святого Павла Находится в юго-восточной части полуострова, недалеко от скалистых вершин скита Праведной Анны и Карулии , у западного подножья Горы Афон недалеко от пристани, над порожистой рекой. Здание монастыря врезано задней стеной в скалу. Массивные камни фундамента поднимаются до уровня келий, вдоль которых растут кипарисы. От Павлова монастыря до причала 30 минут хода, до Дионисиата - час. История Согласно самой ранней версии истории основания монастыря, подвижник по имени Стефан в 337 году построил на этом месте келию и посвятил ее празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы . Доныне тут сохранились христианские гробницы, надписи и домашняя утварь времен святого царя Константина . Однако, история этих христианских общин впоследствии прерывается. Монастырь пережил второе рождение стараниями преподобного Павла Ксиропотамского . Он пришел в эти места после того, как построил монастырь Ксиропотам , и сначала жил здесь один. Известно, что келия, где поселился святой Павел, изначально принадлежала Ксиропотамской обители. Затем к нему стали приходить другие подвижники и со временем здесь выросла монашеская община, получившая имя своего основателя. После нападения на Афон каталонцев монастырь, утратив на время свою самостоятельность, превратился в келию Ксиропотама. Между 1382-1385 годами сербские иноки знатного происхождения Герасим (Радоня Бранкович) и Антоний (Багаш) купили у монастыря Ксиропотам за 24 тыс. аспр заброшенную обитель и возобновили ее. Этот монастырь, ставший ктиторией рода Бранковичей, приобрел значение 3-го после Хиландара и Пантелеимонова монастыря сербского монашеского центра на Афоне . К началу XV века у обители появились византийские и сербские благодетели. Особого упоминания заслуживает Кира Мара , дочь сербского князя Георгия Бранковича , супруга султана Мурада II , завоевавшего Фессалоники.

http://drevo-info.ru/articles/13819.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010