3. Преп. Никон, игумен, преемник преп. Сергия, достойный ученик богоносного учителя; на нем почил дух великого аввы, а потому имя Никона было, как выразился древний жизнеописатель его, «яко священие некое обносимо» еще во время жизни его. Уроженец г. Юрьева-Поволжского, Никон пожелал видеть равноангельного старца, пришел в Троицкую обитель и просил Сергия принять его, но авва не принял юношу и послал его в Серпухов к ученику своему Афанасию (см. ниже, гл. III). После двухлетнего смиренного послушания, Никон, уже удостоенный священства, с согласия Афанасия, опять пошел к преп. Сергию и на этот раз был принят им с радостию и навсегда оставлен в его обители. Великий старец за шесть месяцев до кончины передал ему настоятельство в своей обители. При нем в 1408 году было страшное нашествие Татар, под предводительством Эдигея; обитель Сергиева была разорена и сожжена, но Никон и братия заранее удалились из нее и сберегли от расхищения некоторые святыни и келейные вещи препод. Сергия. По уходе Татар, монастырь был отстроен весь заново, с новою деревянною церковью, но не на прежнем месте. В 1422 году 5 июля преп. Никон изнес из земли великое сокровище святыни – цельбоносные мощи отца своего и временно поставил их в деревянном храме. А между тем созидался и украшался белокаменный храм св. Троицы, в котором, по освящении его, были поставлены и ныне почивают открыто мощи преп. Сергия. Достигнув глубокой старости, преп. Никон преставился 17 ноября 1428 года и погребен близ мощей великого его учителя. Память преп. Никона установлено чтить повсеместно в 1547 году. Над могилою его воздвигнута церковь во имя его. 4. Препод. Михей, любимый келейник преп. Сергия; «возливавший», по выражению Епифания, «воду на руце его». Он один из всех сподвижников Сергиевых удостоился видеть Матерь Божию, посетившую своего избранника. Скончался еще при жизни своего аввы, в 1385 году, мая 6. Мощи его почивают под спудом в небольшой церкви, освященной «в честь явления Богоматери препод. Сергию, при котором (видении) удостоился быть Михей».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Композиции средника и клейм изобилуют изображениями архитектуры, переданной с максимальной достоверностью так, что зритель без труда распознает очертания колокольни Ивана Великого, Спасской башня и Успенского собора Московского Кремля. Во второй половине XVII в., к 300-летней годовщине Куликовской победы, эту икону надставили внизу новой доской, на которой написали многофигурную лентообразную композицию «Сказание о Мамаевом побоище». Она развернута на приставной доске и разделена на два регистра. В верхнем широком регистре показаны сцены: слева сбор ратников со всей Руси в Москве, которая, так же как и в среднике иконы, выделяется документальным изображением памятников; в центре Куликовское сражение и поединок Пересвета с Челубеем; справа ставка хана Мамая и шествие татар к Куликову полю. В нижнем узком регистре помещены сюжеты: возвращение русских ратников домой, погребение погибших, бегство и гибель Мамая в Кафе. Все выше перечисленные компоненты ярославского извода указывают на расширение моленной и дидактической функции иконы и допустимость использования некоторых иконографий в качестве исторических документов, отражающих нравственное восприятие народом событий своего прошлого. В некоторых житийных изводах над головой святого Сергия Радонежского в центре верхнего горизонтального поля иконы помещали клеймо с образом Пресвятой Троицы, которое знаменовало об основании Свято-Троицкой обители, задуманной в качестве образца для жизнеустройства людей вообще. Примером может служить храмовый образ из Троице-Сергиева Варницкого монастыря второй половины XVII в. Один из самостоятельных иконографических сюжетов жития преп. Сергия «Явление Пресвятой Богородицы с апостолами преп. Сергию Радонежскому» возник в Троице-Сергиевом монастыре и практически не видоизменялся. Вариации касались только присутствующих в композиции персонажей второго плана. Например, на пядничном образе из Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря (XVI в.) вместо Михея показан преемник преп. Сергия будущий преп. игумен Никон со свитком в руке, обозначающим духовное преемство. Оба подвижника изображены в молитвенном предстоянии Божией Матери, Которая благословляет опущенной вниз десницей, обещая тем самым покров и защиту Троицкой обители, а левую руку с открытой ладонью протягивает к преп. Сергию в знак его приятия. В верхней части иконы изображена Пресвятая Троица, осеняющая это событие. Нередко на таких изводах Богоматерь держит в руке игуменский посох, который в данном случае знаменует благословение Божией Матери преп. Сергия на игуменство по всей Русской земле - неустанное попечительство о России и молитвенное заступничество за ее народ.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/25/...

В дальнейшем данный духовный статус и Русского Государя, и самой России в 1561 году был подтвержден грамотой Константинопольского Патриарха Иоасафа и Соборным постановлением – грамотой Московского собора 1589 года по утверждению Патриаршего Престола на Руси при Царе Феодоре Иоанновиче с участием Константинопольского Патриарха Иеремии . С 25 по 28 января 1547 года состоялось паломничество Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича в Троице-Сергиев монастырь. Как пишет летописец: «…Помолитися и молебного пения послушати, игумену и всемъ старцомъ великыа обители повеле о Своем здравии Бога молити, о милости Божией и о укреплении Царства Его» .   Всероссийский Церковный Собор   1–2 февраля состоялся Собор Русской Церкви. Как свидетельствует Летопись того времени, « Месяца Февраля 1 день, повелением Благовернаго Царя Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии и Господина Святейшии Митрополит Макарей ... и с всем иже о них Священным Собором Рускиа митрополиа, поставили ныне празноватя новым чюдотворцем в Соборной церкве и по всем градом и монастырем Великаго Царства Российкаго, пети и празновати повсюду» . Собор Русской Церкви прославил для общецерковного почитания четырнадцать Угодников Божиих и девять местночтимых Святых: 1. Иже во святых отец наш Иоанн, архиепископ Новгородский чудотворец. Преставился в 1186 г. месяца сентября в 7 день. 2. Иже во святых отец наш Иона, митрополит Московский и всея Руси. Преставился в 1461 г. месяца марта в 31 день. 3. Преподобный отец наш Никон Радонежский, ученик Сергиев. Преставился в 1428 г. месяца ноября в 17 день. 4. Преподобный отец наш Павел Комельский, иже на Обноре реце Вологодский чудотворец. Преставился в 1429 г. месяца генваря в 10 день на 112-м году жизни. 5. Преподобный отец наш Саватий, Соловецкий чудотворец. Преставился в 1435 г. месяца сентября в 27 день. 6. Преподобный отец наш Зосима, игумен Соловецкий чудотворец. Преставился в 1478 г. месяца апреля в 17 день. 7. Преподобный отец наш Дионисий Глушицкий, Вологодский чудотворец. Преставился в 1437 г. месяца июня в 1 день.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

На мой взгляд, одной из первоочередных задач Церкви сегодня должна стать издательская деятельность. И это не случайно, потому что именно книга продолжает сохранять значение уникального инструмента, посредством которого человек сохраняет свою культурную и цивилизационную идентичность. Несмотря на то, что в современную эпоху возникло множество иных способов хранения и передачи информации, которые чисто технически имеют, конечно, куда б о льшие возможности, чем книга, именно книга сохраняет за собой роль этого инструмента передачи культурного кода человечества. Книгу читают не так, как читают газету, интернет-статью или сообщение электронной почты. Книга требует больших затрат энергии и больших усилий, но взамен дает сторичный плод. Книга позволяет структурировать и систематизировать человеческое сознание, связав его с традицией, сформированной предшествующими поколениями. Неслучайно поэтому во многих национальных традициях есть понятие «книжного языка», который имеет существенные стилистические и даже грамматические отличия от языка разговорного. Это свидетельствует о важной культурообразующей функции книжного дела. Автор одного из жизнеописаний преподобного Сергия Радонежского, архиепископ Никон (Рождественский), упоминая о трудностях, с которыми встретился будущий преподобный Игумен земли Русской в период своего обучения грамоте, указывает на следующий факт: наши благочестивые предки с трепетом относились к обучению грамоте, поскольку грамота открывала человеку путь к познанию Божественной истины, содержащейся в богодухновенных книгах. Действительно, в эпоху, когда все общество было христианским, такое отношение было вполне естественным. Однако и сейчас не следует забывать, что приобщение к книжной культуре становится для каждого элементом культурного воспитания и интеллектуального возрастания. Показательно, что и полный корпус книг Священного Писания во всех языках именуется греческим словом «Библия», то есть буквально «книги». Русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин говорил: «Литература служит воплощением всех духовных сил страны, и ежели ее нет, то это значит, что духовные силы находятся в отсутствии или лежат глубоко под спудом».

http://patriarchia.ru/db/text/1111086.ht...

По кончине прп. Сергия прп. Никон был поставлен игуменом на место его. Горько оплакал прп. Никон кончину своего великого наставника и в точности исполнил волю его, заботясь о братии с любовью. Но вскоре и сам ушел на безмолвие, поручив монастырь прп. Савве, третьему игумену Сергиевой пустыни. Через 6 лет прп. Савва (память его 3 дек.) по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича переселился на Сторожевскую гору под Звенигородом для основания там монастыря, и прп. Никон оставил свое уединение и опять принял на себя настоятельство. В 1408 г., во время нашествия хана Едигея, ему явились святители Петр и Алексий с прп. Сергием и сказали, что по воле Божией обитель его будет разорена, но потом еще более процветет. Когда они стали незримы, прп. Никон поспешно вышел из кельи и увидел, что явившиеся идут к церкви. При приближении Едигея он успел с братией вовремя удалиться и спасти книги, священные сосуды и утварь прп. Сергия. По возвращении они нашли обитель сожженной и стали восстанавливать ее. При закладке же каменного храма во имя Святой Живоначальной Троицы, существующего еще в наше время, были обретены нетленные мощи прп. Сергия (5 июля 1422). Храм был украшен иконами знаменитых иконописцев — Даниила Черного и Андрея Рублева, иноков Спасо-Андроникова монастыря. Когда прп. Никон достиг глубокой старости и отходил уже ко Господу, он неожиданно сказал: «Отнесите меня в ту светлую храмину, которая мне уготована по молитвам отца моего, не хочу более здесь оставаться!» Причастившись Святых Христовых Тайн, он сказал: «Вот я, братия, разрешаюсь от союза телесного и отхожу ко Христу!» Затем он стал благословлять братию. Последние его слова были обращены к самому себе: «Изыди, душа моя, с радостью туда, где тебе уготован покой; гряди с радостью, Христос призывает тебя!» И, осенив себя крестным знамением, прп. Никон с молитвой предал душу свою Богу 17 ноября 1426 г. Погребен он был у южной стены собора, против места погребения прп. Сергия; над могилой его была воздвигнута церковь, где он почивает до сего дня под спудом вместе с некоторыми другими учениками и сподвижниками прп. Сергия. К лику святых он был причислен в 1547 г. Являлся он часто вместе с прп. Сергием. Так, вместе они явились московскому купцу Симону и исцелили его. Вместе же явились в Смутное время защитникам осажденной Троице-Сергиевой лавры. В 1846 г. прп. Никон явился больному монаху Гавриилу и исцелил его.

http://sedmitza.ru/lib/text/437888/

В 1971 году возведен в сан игумена. Исполнял послушание в Московской Патриархии до 1972 года, затем вернулся в Троице-Сергиеву лавру, где в течение десяти лет нес послушание смотрителя Троицкого собора. За усердное исполнение послушаний удостоен медали преподобного Сергия Радонежского I степени (1980 г.), ордена преподобного Сергия Радонежского III и II степеней (1981 г. и 1987 г.). В 1989 году в СИЗО г. Сергиева Посада был устроен храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — администрация СИЗО передала для устройства церкви одну камеру (историческое помещение указанного храма), и по благословению Священноначалия лавры игумен Никодим с несколькими монастырскими насельниками начал духовно окормлять заключенных. До 2004 года это было его основным послушанием. В 1990 году возведен в сан архимандрита. В 1999 году Святейшим Патриархом Алексием II награжден орденом благоверного князя Даниила III степени. В 2014 году во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 700-летием преподобного Сергия указом Святейшего Патриарха Кирилла награжден Патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского». Был лично знаком с глинским старцем преподобным Серафимом (Романцовым), преподобным Симеоном Псково-Печерским, валаамским старцем иеросхимонахом Михаилом (Петкевичем; 1877-1962), схиигуменией Марией (1879-1961), жившей в затворе в Сергиевом Посаде. К своему 80-летию в знак благодарности за прожитые годы в лавре составил наставления лаврским монахам — «Заветы преподобного Сергия». В основу наставлений легли беседы отца Никодима с послушниками обители, которые он часто проводил в беседке монастырского сада. Брошюра была издана в 2016 году. Основным послушанием отца Никодима было чтение синодиков и записок на выемке святых просфор. Это послушание он исполнял до того времени, пока онкологическая болезнь не стала прогрессировать; с лета 2018 года уже не мог выходить из кельи. 18 апреля 2020 года, в Великую субботу, наместником Лавры епископом Сергиево-Посадским Парамоном пострижен в великую схиму с именем Никон в честь преподобного Никона Радонежского.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Пел хор Московский духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Затем Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о упокоении душ усопших «младенцев, отроков и отроковиц, их родителей и учителей, 10 лет назад в Беслане по злой человеческой воле убиенных». Святейший Владыка рукоположил в сан священника диакона Максима Хелемендика, клирика московского храма преподобного Серафима Саровского в Раеве. Проповедь перед причастием произнес игумен Никон (Головко), насельник Донского монастыря. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейший Владыка совершил славление перед Донской иконой Божией Матери и поклонился чудотворному образу и честным мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Затем Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву перед началом учения. От лица насельников и прихожан Донского монастыря игумен Парамон (Голубка) поздравил Святейшего Патриарха с престольным праздником Донской обители и преподнес Его Святейшеству список Донской иконы Божией Матери. Отец наместник сообщил, что сегодня уже в 20-й раз, начиная с 1990-х годов, в обитель приносится чудотворный Донской образ Божией Матери. «Мы имеем великое счастье молиться перед этим образом, как молились и в древности наши предки», — поделился радостью наместник Донской обители. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В благословение на труды Святейший Владыка вручил игумену Парамону наперсный крест, изготовленный к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Верующим были розданы иконки с Донским образом Божией Матери с Патриаршим благословением. В завершение визита в Донской монастырь Святейший Патриарх Кирилл посетил Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, расположенный в стенах обители. Председатель комитета митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл рассказал Предстоятелю о деятельности возглавляемой им структуры и представил ключевых сотрудников. Святейший Патриарх пожелал председателю и всем сотрудникам комитета помощи Божией в трудах на благо Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3718924.ht...

На богослужении присутствовали губернатор Смоленской области А.В. Островский, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы  С.А. Попов , заместитель министра культуры РФ Г.П. Ивлиев, префект Южного административного округа г. Москвы Г.В. Смолеевский, представители администрации Смоленской области, делегация духовенства и монашествующих  Смоленской епархии . За богослужением пел хор Данилова монастыря (регент — Г.Л. Сафонов). На малом входе за усердное служение Церкви Божией и пастырское душепопечительство Святейший Патриарх Кирилл удостоил богослужебных наград насельников Данилова монастыря: игумен Иона (Займовский), заведующий монастырской библиотекой, был удостоен права ношения палицы, иеромонах Андроник (Фалейчик), ризничий монастыря, — права ношения наперсного креста. За Литургией Святейший Патриарх совершил иерейскую хиротонию иеродиакона Наума (Саломатина), клирика Заиконоспасского монастыря. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Никон (Каширин), насельник Данилова монастыря. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл  напутствовал  епископа Смоленского и Вяземского Исидора на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем Предстоятель Русской Церкви совершил славление и вознес молитву благоверному князю Даниилу Московскому у ковчега с частицей мощей святого. От лица насельников Даниловой обители Святейшего Патриарха приветствовал архимандрит Алексий (Поликарпов), который преподнес в дар Его Святейшеству образ Спаса Нерукотворного. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в храме с  Первосвятительским словом . Во внимание к усердным пастырским трудам на благо Святой Церкви и в связи с 65-летием со дня рождения Предстоятель наградил наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2853419.ht...

Начался некрополь Лавры с захоронения ее первого настоятеля – преподобного Сергия. «В 1420е гг. над могилой основателя монастыря был возведен белокаменный Троицкий собор. Раку с мощами преподобного поместили у южной стены со бора рядом с иконостасом. Весь XV в. Троицкий собор был местом, в котором и вокруг которого хоронили определенный круг лиц. Через несколько лет в монастыре был погребен местный удельный князь Андрей Радонежский, скончавшийся в мор 1420х гг. Его похоронили в юго-западном углу Троицкого собора. В ноябре 1428 г. с наружной стороны южной стены собора «близ раки преподобного Сергия…» был погребен третий игумен монастыря Никон Радонежский» (из диссертации В.А.Ткаченко «Некрополь Троице-Сергиевой лавры конца XIV – XVII b.») Подходим к надгробной плите, на которой на верхней лицевой поверхности вырезана надпись: «Лета 7112 (1608) месяца сентября в 8 день преставися старец Еустафии Головкин». Надгробная плита вскоре после ее открытия – Плита была обнаружена в ноябре 2011 года при проведении земляных работ у западной половины южной стены Успенского собора ‚– поясняет Владимир Александрович. Евстафий (Евфимий Дмитриевич Головкин) был монахом Троице-Сергиева монастыря, где прожил более 30 лет, 20 из которых был монастырским келарем. Но стоя у его надгробной плиты лично я вспоминаю, прежде всего, не его обширную и значимую деятельность: он, как сообщает Православная энциклопедия, обладал незаурядными организаторскими способностями, руководил строительством каменного Успенского собора. В монастыре сохранился ряд деловых документов, им подписанных, при его содействии были составлены сборники крепостных актов, древнейшая кормовая книга. Он участвовал в государственной жизни страны – был доверенным лицом Иоанна Грозного, принимал участие в Земском соборе (1598) во время избрания на царство Бориса Годунова и подписал грамоту в качестве представителя Троице-Сергиева монастыря. А вспоминаю его как иконописца, созданные им на досках гроба преподобного Сергия иконы (мощи преподобного были переложены в драгоценную раку – вклад царя Федора Иоанновича) – «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» (1588) – она была средником складня, который находился в иконостасе Троицкого собора, «Преподобный Сергий Радонежский с житием» (1591)… И сколько уже верующих за эти века молились перед этими образами. Евстафий Головкин, Икона преподобного Сергия Радонежского с житием, 1591 г.

http://azbyka.ru/death/kogda-vremja-stan...

Согласно Житию Н., в 1398 г. он покинул затвор и вновь стал игуменом Троицкого мон-ря. Первое упоминание Н. как настоятеля Троицкого мон-ря после смерти прп. Сергия относится к 1401 г. Житие прп. Никона Радонежского. Сборник. 50-е гг. XV в. (РГБ. Ф. 304/I. 763. Л. 407) Житие прп. Никона Радонежского. Сборник. 50-е гг. XV в. (РГБ. Ф. 304/I. 763. Л. 407) При Н. обитель впервые подверглась разорению в дек. 1408 г., когда на города Сев.-Вост. Руси напали ордынские отряды эмира Едигея. Деревянные стены, кельи и Троицкий собор были сожжены, монахам пришлось спасаться в окрестных лесах. Согласно Житию Н., он был предупрежден о предстоящем нападении ордынцев явившимися ему во сне прп. Сергием и Московскими святителями Петром и Алексием . Ордынцы разорили принадлежавшие мон-рю села в радонежских и дмитровских землях. Большой урон был нанесен монастырской б-ке, оказалась утрачена значительная часть древнейшей монастырской документации. В 1409-1411 гг. благодаря поддержке неск. старомосковских боярских семей, а также радонежских и угличских землевладельцев Н. за счет покупок их владений, приема вкладов и получения льготных грамот расширил территорию обители. В 1401-1402 гг. он, будучи духовником боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича, стал свидетелем составления князем духовной грамоты (ДДГ. 17. С. 45-50). В 1411 г. игумен закончил строительство нового деревянного Троицкого собора, который был освящен 25 сент. (Житие Сергия Радонежского. 2015 . С. 557). Возможно, в тот же год (по др. версии, в 1418) прп. Епифаний Премудрый впервые зачитал в обители свое «Слово похвално преподобному отцу нашему Сергию». 5 июля 1422 г. при участии Галицко-Звенигородского кн. Георгия Димитриевича и радонежского кн. Андрея Владимировича совершилось обретение мощей прп. Сергия. В 1409-1426 гг. Н. и его помощникам удалось увеличить земельные владения мон-ря и накопить значительные материальные ресурсы, благодаря чему в период начавшихся в 1417 г. эпидемий и голода (в 1425 в Сев.-Вост. Руси свирепствовал «великий мор») Н.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010