преподобный Нестор летописец



  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028

Академия в ликах: Собор святых Киевской духовной ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... святых будут причислены и другие достойные выпускники Киевской духовной академии, реализовались в 1990-2000-х годах, когда в Русской Православной Церкви была возобновлена традиция регулярных канонизаций святых. К настоящему времени к лику святых причислено уже более пятидесяти выходцев из Киевской академии. Причем это святые не только Русской Православной Церкви, но и других Поместных Православных Церквей. Икона академических святых В 2012 году была написана и торжественно освящена икона Собора святых Киевской духовной академии. В ее центре как главные покровители школы изображены преподобный Нестор Летописец и святитель Петр Могила. Они держат Братскую икону Божией Матери — главную святыню ныне уже не существующего Киево-Братского училищного монастыря. Хотя преподобный Нестор жил за много веков до создания в Киеве Братской школы, все же его изображение на этой иконе не случайно. С 1992 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира Киевские духовные школы отмечают свой актовый день, как сказано, 9 ноября, то есть в День памяти преподобного Нестора. С тех пор этот святой почитается как покровитель Киевских духовных школ. ... далее ...
Равноапостольный князь Владимир. Часть 1: Начало ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... прокатилась по всему славяно-германскому миру. Против Христа и Церкви почти одновременно восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах, и всюду волнения сопровождались разрушением храмов, убийством духовенства и христиан-исповедников. Так и на Руси в том же году, после удачного похода на литовское племя ятвягов, волхвы и приближенные уговорили князя Владимира особо почтить языческих богов принесением человеческой жертвы. «Бросим жребий на отрока и девицу, – говорили они, – на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Жил тогда среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое крещение. Родовое имя его было Тур, сохранившееся в названии «Турова божница», от скандинавского Утор или Оттар. У него был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство. Возможно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна. Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», старый воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а ... далее ...
«Взятие Царьграда» княгиней Ольгой / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Елены, матери святого Константина, обретшей Честное древо креста Господня. Имя Елена носила и византийская императрица – жена Константина Багрянородного. В назидательном слове, произнесенном по совершении обряда, патриарх Феофилакт сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Он наставил новопросвещенную княгиню в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне. «Она же, – пишет преподобный Нестор Летописец, – склонила голову и стояла, словно губа напояемая, внимая учению, и, поклонившись патриарху, промолвила: “Молитвами твоими, владыко, да сохранена буду от сетей вражеских”». Именно так, со слегка наклоненной головой, изображена святая Ольга на одной из фресок киевского Софийского собора, а также на современной ей византийской миниатюре в лицевой рукописи Хроники Иоанна Скилицы из Мадридской национальной библиотеки. Греческая надпись, сопровождающая миниатюру, называет Ольгу «архонтесою (то есть владычицей) руссов», «женою, Эльгою по имени, которая пришла к ... далее ...
Монашество в истории русской словесности / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Монашество в истории русской словесности Доклад на Славянских чтениях (Киев) Иеромонах Симеон (Томачинский) Преподобный Нестор Летописец Безбрачие во все времена предоставляло больше возможностей для творческой реализации человека, чем жизнь семейная. Еще Сократ высказывал мысль, впоследствии красиво сформулированную на латыни: «Aut liberi, aut libri» – «Или дети, или книги» [1]. В 2002 году даже появился рекламный лозунг для холостяков – Celiberté, то есть совмещение двух понятий: celibat (одиночество) и liberté (свобода) [2]. В свое время от европейских университетских профессоров требовалось жить в безбрачии. В частности, это касалось факультетов искусств, права, медицины и теологии. Да и разве могло быть иначе, если учение воспринималось как духовное обручение со знанием, с книгами? [3] «Лучшие творения произведены холостяками или бездетными людьми, ибо они сочетались браком со всей своей нацией и всю ее оплодотворили мыслью и чувством», – сказал Фрэнсис Бэкон, повторяя идею, многократно звучавшую у Платона, Цицерона и других античных авторов [4]. Роль монастырей в распространении книжного знания, в развитии просвещения, в формировании науки известна, но, говоря об ... далее ...
Проповедь в день памяти преподобного Моисея ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... монахом Киево-Печерской Лавры, и как в плену прельстилась им одна полька, развратная баба молодая, и как она издевалась над ним, стараясь его прельстить на похоть свою. Ослепленная была похотью своей. Это не любовь была, это – похоть. Как и у нынешней молодежи сейчас не любовь, а похоть, беснование мяса, тела человеческого беснование. Так и тогда именно, претерпел преподобный. Моисей тяжкие испытания: и раздевала она его, и сама перед ним раздевалась, и дорогими винами спаивала его, и ложила в кровать его с собой – все мерзости творила, которые даже и стыдно слушать, как описывает нам преподобный Нестор-Летописец в житии святых. Да вы, бабье, должны знать свои все грехи, свое бесноватое существо, когда похоть мучит, когда ты и сам невменяемый на стенку лезешь, да и все. Ваше состояние многих – девяносто девять процентов такое почти. Мало очень в чистоте живущих людей. А преподобный Моисей молился, а преподобный Моисей терпел, а преподобный Моисей взывал: «Ко Господу воззвах, и Господь услышит мя». Преподобный Моисей знал: он монах, посвящен Богу, девству, чистоте – и никакого вонючего блуда, да не должно быти. Он был верен Богу. И как чудно он говорил: «Разве кто спасся, ... далее ...
Русская литература как хранительница цивилизации ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... и мы своими словами созидаем мир вокруг себя. Главная цель нашей конференции - это прояснение смыслов. Как некогда Адам в раю поручил от Бога заповедь нарекать имена животным, так и мы призваны вернуть словам и понятиям их исконное значение. Нынешние чтения посвящены историческому выбору святого равноапостольного князя Владимира, в этом году мы празднуем тысячу лет со дня его преставления. Также нынешний год официально объявлен в России «годом литературы». Собственно, именно из литературы, из древнерусской литературы, мы узнаём о том, как проходило крещение Руси - об этом рассказывает преподобный Нестор Летописец в своей «Повести временных лет». Из литературы мы узнаём и о нашей истории, о наших героях и врагах, узнаём и о самом городе Курске. Как известно, первое упоминание о нем содержится в «Житии Феодосия Печерского» - замечательном памятнике древнерусской литературы. Древнерусская словесность была всецело наполнена смыслами и ценностями православной цивилизации. Одно из самых ранних литературных произведений Древней Руси - " Слово о законе и благодати " митрополита Илариона. Он был первым русским, негреческим митрополитом, поставленным на киевскую кафедру. " ... далее ...
Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея ...Искать в Источникеmospat.ru
... Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Святой Иларион, священник княжеского села Берестова, под Киевом, был духовным отцом и сподвижником князя Ярослава. «Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал, – рассказывает преподобный Нестор Летописец. – Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу... » Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто «муж книжный», но обладал великими духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Русской Церкви. Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград. Святой Иларион славился среди русского ... далее ...
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии ...Искать в Источникеmospat.ru
... своей личной власти и распространение влияния на соседние славянские племена. Но вдумаемся: если бы выбор делался только ради тактических, политических целей смогла бы Русь стать великой страной-цивилизацией, смогла бы преодолеть глубокие внутренние кризисы и тяжелейшие внешние испытания? — Определенно, нет. Иначе так бы и осталась навсегда небольшим и второстепенным государством, балансирующим между сиюминутными политическими страстями и экономической выгодой. Вне всякого сомнения, выбор, сделанный князем Владимиром, был обусловлен причинами иного порядка. В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец довольно подробно описывает жизнь крестителя Руси. Владимир, как мы помним, был младшим сыном князя Святослава, победителя Хазарии, и внуком княгини Ольги, первой из русских правителей, ставшей христианкой. Князь Владимир много времени провел в походах, стремясь объединить разрозненные славянские племена под своей властью. Очень скоро князь понял, что главным препятствием для создания сильного централизованного государства является отсутствие духовного, религиозного единства между различными славянскими этносами. Довольно агрессивные попытки создать из ... далее ...
Методы борьбы с помыслами и критерии их ...Искать в Источникеmospat.ru
... наследие было воспринято в Древней Руси практически сразу после ее крещения. Благодаря общению с православным Востоком, русская духовная жизнь в известном отношении была отражением его духовной жизни — процветавшие там традиции старчества и духовного трезвения передались и нам. Русская монашеская и аскетическая традиция ведет свое начало от преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Они заимствовали иноческий устав со Святой горы Афон и из Константинопольского Студийского монастыря. В своей знаменитой летописи «Повесть временных лет» ученик преподобного Феодосия преподобный Нестор Летописец делает важное сравнение: «Киевский Антоний прославился как Антоний Египетский». Эта краткая фраза дает четкое указание на духовные ориентиры первых русских иноков. Ими были древние египетские и грековизантийские отцы-подвижники. Преподобный Антоний, став отцом русского монашества и избрав затворнический образ иноческого подвига, никогда не чуждался людей. Поставив игуменом Феодосия и не входя во внешнее управление монастырем, преподобный Антоний остается его руководителем и возвестителем воли Божией 4. Признаки старчества в житии преподобного Феодосия ... далее ...
Ввысь к небесам. История России в рассказах о ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Муромец был канонизирован в 1643 году в числе еще 69 угодников Божиих Киево-Печерской Лавры. Основные события жизни Множество путешественников XVI–XVIII веков утверждали, что видели мощи Илии Муромца. Некоторые из них уже тогда описывали его как былинного богатыря и полагали, что жил он не при князе Владимире, крестившем Русь, а намного позже. Они твердо считают, что умер он в 1188 году. Велико и ответственно звание и назначение историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Флавия, и Н. М. Карамзина. Но для нас, для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец. Он — отец русской истории. Он по праву причислен к лику святых, в земле Российской просиявших. Если бы пророк Моисей, наученный Богом, не оставил известий о начале и строении мира, о прародителях человечества, то все бы предалось забвению. Слава Богу, он вложил в людей потребность помнить и очевидцев событий, и любителей древности, вдохновил перелагать время в слово, записанное или переданное из уст в уста. По образцу известных уже тогда позднеантичных и раннехристианских хроник русскую историю летописец Нестор начал вести от сотворения мира: от Адама и ... далее ...

  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028

Постоянная ссылка на эту страницу: преподобный Нестор летописец
Справочник - ПОИСКОВ.РФ