Старец Моисей, архимандрит брянской белобережной пустыни (1772–1848) Брянская Белобережная пустынь – одна из обителей, откуда пошло русское старчество. Она устраивалась трудами и молитвами учеников преподобного Паисия (Величковского) . Схимонах Феодор, ученик преподобного Паисия, привнес в нее чин и порядок Нямецкого монастыря. Здесь подвизался старец Клеопа, здесь был пострижен в монашество Лев Данилович Наголкин (будущий Оптинский старец преподобный Лев). Архимандрит Моисей – один из великих старцев этой обители. В нашем сборнике мы публикуем записи иеромонаха Израиля, который находился в самом тесном общении со старцем Моисеем: многие годы жил с ним в одной келье, видел все подвиги его духовной жизни, слышал все его наставления, и все слышанное и виденное складывал в своем сердце, как драгоценное сокровище. Беседы старца Моисея, архимандрита Брянской Белобережной пустыни Говорил отец Моисей братии: если кто хощет иметь совершенный покой в себе, то пусть никогда не верует своему помыслу. Брате, всяк помысл, не имеющий тишины смирения, не есть по Богу, но яве от шуих есть. Господь бо наш с тихостью приходит, все же, что от соперника – со смущением и мятежом. А от бесов воля есть, чтобы оправдывать себя, и веровать себе, и тогда уловляемы бываем. Таковому покою душевному, отсечению своей воли, поучал отец Моисей братию свою к ближайшему пути – ко спасению. Учил он и высокотворному и Христоподражательному смирению, приносящему множество богатотворных дарований. «Ибо прежде всех требуем смиренномудрия, без негоже ни вера, ни страх Божий, ниже милостыня, ниже воздержание, ниже ина добродетель может исправитися, и без смирения человек злейши есть всея твари, аще и равноангельно житие имели мнится. Смирением бо вся вражия и сопротивнаго стрелы растлеваются». Старец говорил, что всеми мерами потребно стараться, чтоб сохранить мир душевный, и не возмущаться оскорблениями от других; если же не можешь не возмутиться, то по крайней мере надобно стараться удерживать язык по псалмопевцу: смятохся и не глаголах. Старец поучал и наставлял братию иметь мир и любовь душевную, никогда не разрываемую, так чтобы и вида какого-нибудь не подать к нарушению любви, помня, что хотя после и может человек с тем братом иметь любовь, но мало той достигают, чтобы была такова, какая же и прежде, как бы хлеб отрезанный, если и прилепишь его, и соединишь одну часть с другой, но уже таков не будет, каков был прежде, все еще знак на нем остается, где был отрезан; так и нам должно стараться, чтобы не подать и виду к нарушению любви. Это Христос Спаситель наш заповедал: Сия заповедаю вам, да любите друг друга ( Ин. 15, 17 ), и паки: чадца! мир мой даю вам ( Ин. 14, 27 ), и паки: о сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин. 13, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великий любитель безмолвия Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского 20.08.2021 986 Сегодня, в Попразднство Преображения Господня, Святая Церковь чтит память прмч. Дометия Персиянина и двух учеников его (363), мчч. Марина и Астерия (260), прп. Ора Фиваидского (ок. 390), прмц. Потамии чудотворицы (IV), прп. Феодосия Нового, врача (IX-X). Свт. Иерофея Венгерского (X) и св. Стефана I, короля Венгрии (1038), прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110), прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского (1239), прп. Пимена, постника Печерского (XIII-XIV), прп. Феодоры Сихловской (начало XVIII) (Рум.), сщмчч. Александра, Петра, Михаила, Иоанна, Димитрия и Алексия пресвитеров, Елисея диакона и прмч. Афанасия (1937), сщмч. Василия пресвитера (1938), прп. Антония Оптинского (1865), вспоминает обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского. Преподобный Антоний (в миру – Александр Иванович Путил ов) родился 9 марта 1795 года в Борисоглебске Ярославской губернии. В детстве и юности Александр был весьма тих и скромен. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни. При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни преподобный Моисей. Выдержав четырехлетний искус, 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю боголюбивого архипастыря – епископа Калужского Филарета, преподобный Моисей и преподобный Антоний 3 июня 1821 года отправляются в Оптину пустынь для основания при сей обители уединенного скита. Место было выбрано в 170 саженях к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса само место, пустынники построили небольшую келию и соорудили церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного Антония вскоре присоединился и крест тяжелой, длительной болезни.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/20/ve...

Скачать epub pdf Преподобный Моисей (15 января 1782 – 16/29 июня 1862) Преподобный Моисей (в миру Тимофей Иванович Путилов) родился в благочестивой купеческой семье в г. Борисоглебске Ярославской губернии. В 1805 – 1811 гг. был послушником Саровской пустыни и Свенского монастыря. В 1811 – 1821 гг. жил среди пустынников Рославльских лесов Смоленской губернии, где был пострижен в монашество с именем Моисей. В 1821 г. епископом Калужским Филаретом был призван в Оптину пустынь для устройства при ней Иоанно-Предтеченского скита. 22 декабря 1822 г. посвящен в иеродиакона, а 25 – в иеромонаха с поставлением братским духовником. В 1826 г. иеромонах Моисей был назначен настоятелем Оптиной пустыни. Возведение в сан архимандрита состоялось в 1853 г. В настоятельство прп. Моисея зародилось оптинское старчество, был приглашен старец Лев, назначен духовником старец Макарий, число братства значительно возросло, также монастырь расцвел внешним благолепием, была собрана богатейшая библиотека, развернуто книгоиздание. Тридцать семь лет продолжалось настоятельство прп. Моисея. Современники говорили о нем: «Это был муж дела, а не словес самохвальных». Указание пути ко спасению Усердно желаю тебе от души возмогать о Господе в державе крепости Его, а не от своего разума и силы чего-либо доброго ожидать. Сила бо Божия совершается в немощи нашей, да уповаем на Господа. Кротость и воздержание с терпением находящих скорбей привлечет на тебя Божие благоволение, и, по верному слову Христову, «претерпевый до конца, той спасен будет» 17 . Влекомый действием благодати человек в желание добродетели, не находя в себе к совершению той сил и способов, наставляется чрез то ко взысканию непосредственной помощи Христовой – начинает обращаться к Нему от всего сердца, взывать, плакать и воздыхать и учащать моления свои к Нему. И таким образом обретает, ощущает помощь и входит в живую веру, в которой утверждается сердцем, успокаивается и обретает все... Не трудитесь же напрасно в искании себе утешения и покоя и спасения, кроме смирения. Все вам только в огорчение, в беспокойство и в пагубу послужит, ежели вы не возьметесь за смирение Христово. Без него растерзают вас волки.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Глава 4. Водворение старца о. Леонида на скитской пасеке. – Его отличительные свойства, духовные дарования и наружный вид Теперь будем продолжать рассказ о жизни старца иеросхимонаха Льва. В Оптиной Введенской Пустыни уже давно жили и подвизались два ангела во плоти – настоятель обители о. игумен Моисей (Путилов) и родной его брат, начальник Скита иеромонах Антоний. Оба они, как положившие основание своего иночества в пустынных Брянских лесах, под руководством строгих отшельников, в духе прежних великих пустынножителей, пламенно желали ввести старчество в родной им Оптиной обители, но сами не могли выполнить этого дела, так как озабочены были многосложными и многотрудными монастырскими делами, а еще и потому, что, как уже замечено выше, соединение в лице начальника двух обязанностей, настоятельства и старчества, в наше время весьма неудобно и даже невозможно. В жизнеописании покойного Оптинского настоятеля архимандрита Моисея , бывшего в описываемое нами время игуменом, высокочтимый автор сделал такую заметку: «Смеем думать, что он (игумен Моисей) и много, и усердно молился о сем Богу», т. е. о послании в возобновляемую им обитель духовноопытного старца. Этому предположению смело можно придать силу действительности. Ибо если принять во внимание, что духовные мужи и во всех случаях жизни обращаются с усердной молитвой ко Господу, то в таком важном деле, как введение старчества в обители, нельзя и сомневаться, что о. игумен Моисей, – прибавим только к сему, вместе с братом своим скитоначальником иеромонахом Антонием, горячо молились Богу об исполнении их пламенного желания. И тем более должно так думать, что они, как исполнители Заповедей Евангельских, имели для сего прямую заповедь Спасителя: Молитеся убо Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву Свою ( Мф. 9, 38 ). Кроме того, о. игумен Моисей с оптинскими старцами, как выше упомянуто, и приглашали о. Леонида в только что устроенный Скит на жительство. И вот наконец, водимый Промыслом Божиим, Старец прибыл и принят был оптинцами с великою радостью, как особенный дар небесный. С ним вместе прибыли и шесть учеников его: монах Макарий (Грузинов) из петербургских купцов, послушники вышеупомянутый Диомид (Кондратьев), постриженный в болезни келейно в схиму площанским строителем Маркеллином и потому до 1840 г. ходивший в рясофоре, Александр Михайлов Сапожников из солигалических посадских, Георгий Васильев из московских купеческих детей, Иван Николаев из московских мещан и Павел Петров Тамбовцев, белгородский купеческий сын. Вскоре за ними поступил в Скит под руководство старца о. Леонида инженерный офицер, Димитрий Александрович Брянчанинов (впоследствии епископ Игнатий) 37 . Впрочем, он прожил здесь недолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

11.10 Собор преподобных Оптинских старцев Тропарь, глас 6: Православныя веры светильницы,/монашества непоколебимии столпи,/земли Российския утешителие,/преподобнии старцы оптинстии,/любовь Христову стяжавшии/и души своя за чада полагавшии,/молитеся ко Господу,/да утвердит земное Отечество ваше в Православии и благочестии//и спасет души наша. Кондак, глас 3: Воистину дивен Бог во святых Своих,/пустынь оптину якоже вертоград старчества явивый,/идеже богопросвещеннии отцы,/тайная сердца человеческаго ведуще,/народа Божия печальницы доблии явишася:/сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/и Божии премудрости научиша,/страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша./Ныне же, во славе Божии пребывающе,/молятся непрестанно о душах наших. Собор преподобных Оптинских старцев Собор преподобных Оптинских старцев. Составляют четырнадцать святых: преподобный Лев (†1841, память 11 октября), преподобный Макарий (†1860, память 7 сентября), преподобный Амвросий (†1891,. память 10 октября и 27 июня), преподобный Моисей (†1862, память 16 июня), преподобный Антоний (†1865, память 7 августа), преподобный Иларион (†1873, память 18 сентября), преподобный Анатолий (†1894, память 25 января), преподобный Исаакий (†1894, память 22 августа), преподобный Иосиф (†1911, память 9 мая), преподобный Варсонофий (†1913, память 1 апреля), преподобный Анатолий (†1922, память 30 июля), преподобный Нектарий (†1928, память 29 апреля), преподобноисповедник Никон (†1931, память 25 июня), преподобномученик Исаакий (†1938,. память 26 декабря). Преподобный Лев (в миру – Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В 1797 году Лев Данилович поступил в Оптину пустынь. В 33 года он был пострижен в монашество с именем Леонид и принял священство. Монашеский путь отец Леонид проходил в различных обителях под руководством старцев схимонаха Феодора и иеросхимонаха Клеопы – учеников преподобного Паисия Величковского (†1794, память 15 ноября). Вернувшись в 1829 году в Оптину пустынь и приняв здесь постриг в великую схиму с именем Лев, он стал основателем и вдохновителем старчества. В первое время старчество подвергалось кривотолкам, притеснениям и гонениям, и преподобному Льву пришлось вынести многие и горькие скорби: недоброжелатели обвиняли его в самовольном нарушении монашеских правил, в лжеучении, в возмущении монастырской жизни. Ему запретили принимать людей, но жаждущие получить от него духовную помощь преодолевали все запреты и преграды. Старец, исполненный Христовой любви к ближним, говорил: «Я к себе никого не зову, а кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародии многие погибают от неразумия. Как могу презреть их вопиющие духовные нужды?» Со словами: «Ныне со мной милость Божия!» – иеросхимонах Лев скончался 11 октября 1841года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 6. Старец-настоятель архимандрит Моисей (Путилов) Как писал отец Ювеналий, «когда отец Моисей сделался настоятелем, из зданий, ныне украшающих Оптину пустынь, существовали в теперешнем виде: одна церковь (Казанская), колокольня, старое здание трапезы, настоятельский корпус, два братских корпуса деревянных и два каменных одноэтажных. Был и собор Введенский, но очень тесный. Была и больничная церковь в память явления Владимирской иконы Божией Матери, но без притвора и пристроек. В настоятельство же отца Моисея Введенский собор распространен и устроены два боковых придела с крытыми папертями; к больничной церкви сделана пристройка; в старой братской трапезе устроена церковь во имя преподобной Марии Египетской; построена кладбищенская церковь. Над двумя одноэтажными каменными корпусами надстроены верхние этажи; вновь построено семь братских корпусов внутри монастыря; каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы, библиотека, гостиницы (восемь корпусов с тремя флигелями для богомольцев различных сословий); два конных двора с братскими келиями, скотный двор, заводы кирпичный и черепичный; мельница близ монастыря выстроена вновь; новое братское кладбище, весь скит с его церковью, келиями и службами – все это возникло при отце Моисее» 61 . Перечисляя все, что создано с Божьей помощью в монастыре отцом Моисеем, отец Ювеналий говорит и о том, что сделано было впоследствии. «На земле, – пишет он, – Высочайше дарованной монастырю в 1853 году, устроен был хутор для сбора сена и для рыбной ловли. Заведен прекрасный рогатый скот крупной породы. Улучшены прежние и вновь устроены большие огороды, сделавшиеся необходимыми при умножении числа братии и богомольцев. Разведены фруктовые сады около монастыря и на хуторе. При вступлении в должность отца Моисея Оптина пустынь владела всего 197 десятинами и 1564 кв. саженями земли под монастырем, лугами, огородами, озерами, дорогами и лесом, из которых было 80 десятин собственно леса и луговой земли, за исключением неудобной и находящейся под строением, реками и дорогами до 50 десятин, а в год кончины отца архимандрита Моисея было у обители 348 десятин, 1464 кв. саженей земли, и в том числе 188 десятин леса. Отцом Моисеем устроено каменное помещение для монастырской библиотеки... устроена и самая библиотека. Началом последней послужило множество книг (до 2100) и немало рукописей, принадлежавших лично отцу Моисею. Монастырская ризница обогатилась прекрасными и многочисленными облачениями. Церкви – хорошею стенною живописью и иконостасными иконами в окладах. Личное бескорыстие и нестяжательность подвижника-настоятеля привлекали усердие богомольцев к обители и ее храмам, а это усердие и помогало отцу Моисею в деле устройства монастыря» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея К 210-летию со дня преставления 26.10.2020 698 Время на чтение 19 минут История обители – это прежде всего летопись жизни и духовного ратничества ее подвижников, которые своей святостью стяжали у Господа дары смирения, любви к Богу и ближнему и которые ныне предстательствуют у Престола Небесного Царя за весь православный мир. В нынешнем году отмечается 210 лет со дня преставления старицы-монахини московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря Досифеи, которая находилась в духовном общении с известными старцами-духовниками Новоспасского монастыря Филаретом (Пуляшкиным) и Александром (Подгорченковым). Как свою духовную наставницу, ивановскую старицу почитали преподобный Моисей Оптинский, настоятель Оптиной пустыни, и его брат игумен Исаия II ( Путил ов), настоятель Саровской пустыни. Преподобный Моисей Оптинский писал: «Духовно-мудрая старица блаженной памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути в жизни монашеского К юбилею подвижницы в Иоанно-Предтеченском монастыре прошла научно-практическая конференция, материалы которой были собраны в сборнике «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: к 210-летию со дня преставления». Сборник – это первое современное церковно-историческое исследование, посвященное ивановской старице, выполненное на качественном научном уровне. На основе многих известных и вновь выявленных источников в книге собраны свидетельства об историчности монахини Досифеи, ее высокой подвижнической жизни, близости к духовной традиции преподобного Паисия (Величковского) и действенной молитвенной помощи, которую старица оказывала всем, кто к ней обращался. На портале «Монастырский вестник» Синодального отдела по монастырям и монашеству были опубликованы статьи постоянного автора сайта Нины Ставицкой о жизни и духовных подвигах ивановской старицы «Монахиня Досифея и ее вклад в возрождение русского старчества» и «Внутренний подвиг монахини Досифеи и ее почитание. Поиски и находки» .

http://ruskline.ru/opp/2020/10/26/staric...

Скачать epub pdf Преподобный Лев (1768 – 11/24 октября 1841) Первый оптинский старец преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) вступил в число братии Оптиной пустыни в 1797г. В 1801 г. послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. В 1804 г. преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. В то же время он встречает ученика старца Паисия (Величковского) схимонаха Феодора, который обучает ею высшим степеням духовной жизни. В 1829 г. иеромонах Леонид с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь, настоятель которой, прп. Моисей, поручил ему окормление братии и богомольцев. Старчество иеросхимонаха Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Простой люд говорил о нем: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые». Указание пути ко спасению Молю Господа, да укрепит душу твою и да насадит в сердце веру, надежду и любовь, суть великие и главнейшие добродетели, ибо вера заставляет нас веровать, надежда – уповать, любовь – любить Бога, и сии три добродетели все равно нужны нам ко спасению, без сих никто не удостаивается наслаждаться лицезрением Божиим и никто не может спастися. Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия... Уверен, что крест ваш... тяжел для вас, но спасителен, хотя вам и кажется, что вы согрешаете роптанием, но и о сем после раскаиваетесь и к благодарению преклоняетесь; не ведая судеб Божиих, устраивающих вся вам на пользу, должно предаваться в Его святую волю, укрепляя себя верою и надеждою. Ежели бы Бог вас не любил, не послал вам такого креста – болезни и сострадание... Старайся хранить свои чувства, а особливо зрение, и продолжай свое безропотное находящих неприятностей терпение со благодарением, и когда с помощию Божией будешь стараться благодушно переносить находящее искушение и будешь приписывать все оное своим грехам, а при получении в сердце скорбей молиться по заповеди Господней за творящих вам напасть, тогда явственно ощутишь в сердце своем радость и утешение неизреченное, мир помыслов и любовь к Богу и ко всем, не токмо живущим с тобою, но и прочим...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Прп. Моисей Оптинский. Литография. Сер. 60-х — нач. 70-х гг. XIX в. (РГБ) (Путилов Тимофей Иванович, 15.01.1782, Борисоглебск Ярославской губ.- 16.06.1862, Оптина пуст.), прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Из купцов 3-й гильдии. Род. в благочестивой семье, крещен во имя ап. Тимофея. Отец его матери, Анны Ивановны (урожд. Головиной), служил иеродиаконом в Высоцком серпуховском в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыре , племянница мон. Максимилла являлась насельницей московского в честь Вознесения Господня монастыря . Когда семья Путиловых жила в Воронеже, отец преподобного, Иван Григорьевич, посетил свт. Тихона Задонского и принял его благословение. Тимофей получил домашнее образование. В 1800 г. отец вместе со старшими сыновьями отправился в Москву, затем вместе с сыном Кириллом и семьей переехал в Углич, а братья Тимофей и Иона (см.: Исаия II (Путилов) ) в дек. 1800 г. поступили на службу к московскому купцу Карпышеву. Все свободное время братья посвящали богомолью и чтению книг. Познакомились со старицей московского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря инокиней Досифеей. Позднее переписывались с ней. Она посоветовала братьям обращаться за советом к бывшему наместнику Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря иером. Александру Арзамасскому (Подгорченкову) и иером. Филарету (Пуляшкину), которые ранее общались с прп. Паисием (Величковским) . После кончины сестры Анисии ее муж К. Д. Крундышев († 1823) в нояб. 1804 г. поступил в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , поэтому Тимофей и Иона также решили поступить в эту обитель. Опасаясь, что им, как и сестре, отец не даст благословение на поступление в монастырь, братья взяли увольнительный паспорт на 3 года и послали отцу письмо с сообщением, что отправляются в Киев на поклонение святыням, а потом займутся поиском новой работы. 13 мая 1805 г. прибыли в Саровскую пуст., откуда Тимофей писал мон. Досифее: «...в расположении к жизни иноческой не уклонны, и радуемся, что благодать Божия привела нас в сие жилище» (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 367. Л. 1). В нояб. 1805 г. Иван Григорьевич получил письмо, в котором сыновья просили благословения на монашеский постриг. В ответ отец приказал им вернуться домой. Но братья еще более 2 лет прожили в пустыни, пользовались наставлениями прп. Серафима Саровского . Тимофей трудился в хлебне, трапезной, был келейником и письмоводителем у строителя иером. Исаии I (Зубкова) . В кон. 1807 г. Тимофей приехал мириться с больным отцом и получил его благословение на поступление в мон-рь. В мае 1808 г. вновь приезжал к отцу вместе с братом Ионой, чтобы получить разрешение и для него. Иона впосл. принял монашеский постриг с именем Исаия, стал настоятелем Саровской пуст., а Тимофей Саров больше не посещал.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

составитель Терещенко Т. Н. БЛАГОДАРЕНИЕ Вы всегда располагаетесь благодарить Премилостивого и Великодаровитого Господа, что не по грехам вашим воздал вам, но по неизреченной милости Своей устроил тебе способ ко спасению! И это чувствование благоискусными отцами одобряется, потому что с Божественным Писанием согласуется 102-го псалма (прп. Лев, 20). Бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, но всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас ни наказывал наказаниями на сем свете (прп. Лев, 20). Принимай скорби с благодарением и себе укорением, и Господь поможет тебе и простит тебе все согрешения твои (прп. Лев, 20). Слава Всемилостивому Господу, наказующему нас и вас, но и милующему и прощающему наши деяния против совести и ближних. Но да благодарим Всевеликодаровитого Бога, вразумляющего нас скудоумных таковыми приключениями, дабы нам памятовать и привлекать все свои чувства и любовь Создавшего нас и не удалять себя излишеством мирской суеты от вечного блаженства (прп. Лев, 20). Обо всем надо благодарить Господа и видеть во всем его чудный и целесообразный о нас Промысел; Он недостаток наших дел восполняет или болезнями, или скорбями, да этим не допустит нам возвыситься перед другими, а чтобы, видя свои немощи, считали себя последними всех, о чем мы поучаем в книгах много, а делом и перстом не касаемся (прп. Макарий, 20). Скорбь и мучение я встретил и имя Господне призвал ( Пс. 114, 3 ), – говорит святой царь Давид. И мы, убогие, на том же пути в чем другом найдем себе помощь? Благодарение Премилосердому Богу, все делающему во благое (прп. Моисей, 20). Должно обо всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труды к терпению, которое для нас выгоднее утешения, возвышающего душу (прп. Моисей, 20). Для души имеем, во-первых, разум и совесть, дарованные с рождением нашим, во-вторых, имеем благодать Духа, сочетанную и срасленную с душами нашими в таинстве от рождения. Имеем и открыто написанный закон Божий для всегдашнего напоминания нашего, притом бесчисленное множество имеем богодухновенных книг, питающих души наши и всякую добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010