Статистика Максим Исповедник, прп. Преподобный Максим Исповедник (580 Константинополь — 13 августа 662 Колхида) — христианский монах, богослов и философ. Развил халкидонское богословие для борьбы с ересью монофелитства. Противодействуя императорскому монофелитскому «Типосу веры», отправился в Рим, где способствовал созванию т. н. Латеранского собора 649 г. За свое исповедание был дважды осужден в Константинополе, на второй раз подвергнут пыткам и сослан в Колхиду, где вскоре умер. Спустя 18 лет на Шестом Вселенском Соборе богословие Максима было признано как согласное учению Церкви, а монофелитизм осужден как ересь. Его память Церковь совершает 13 августа (в греческих прологах на сей день указывается перенесение его мощей в Константинополь) и 21 января по Юлианскому календарю. Биография Ранняя жизнь О жизни Максима до начала борьбы с монофелитством известно немного. Наиболее вероятно, что Максим родился в Константинополе, несмотря даже на то, что противники Максима указывали, что он родом из Палестины. Происхождение Максима из византийской благородной семьи определило в дальнейшем его положение как секретаря императора Ираклия (611—641), с которым он, вероятно, был в родстве. В 630 году Максим оставил общественную деятельность, чтобы принять монашеский постриг в монастыре Хризополиса, в городе на азиатском побережье Босфорского пролива, напротив Константинополя (также известного как Скутари, современный турецкий город — Юскюдар). В Хризополисе, Максим был возведен в сан игумена монастыря. Когда Персидская империя захватила Анатолию многие христиане бежали с Востока и Египта в Западную Африку. Около 640 г. Максим по поручению св.Софрония перешёл в монастырь близ Карфагена, где начал изучать христологию Григория Нисского и псевдо-Дионисия Ареопагита. Там же в Карфагене Максим начал свою карьеру как богослова и аскетического писателя. Максим был высоко оценен местным населением и духовенством как человек святой жизни. Для Северной Африки он стал духовной главой и неофициальным влиятельным политическим советником.

http://lib.cerkov.ru/authors/751

Преподобный Максим Исповедник в дискуссиях Востока и Запада Святой преподобный Максим Исповедник Эта статья профессора Алексея Ивановича Сидорова представляет собой предисловие к русскому изданию книги известного православного богослова Жан-Клода Ларше «Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом». Книга подготовлена к публикации издательством Сретенского монастыря и продается в магазине « Сретение ». В великом сонме святых отцов преп. Максим Исповедник занимает одно из самых почетных мест. Истинный подвижник, выдающийся богослов, вдохновленный Святым Духом тайнозритель и тончайший любомудр, он, в один из труднейших периодов истории Церкви, когда ересь монофелитства, казалось, готова была уничтожить Православие, мужественно встал, вместе с немногими соратниками, на защиту правой веры, стяжав мученический венец . Многочисленные творения преподобного вошли в обильнейшую сокровищницу святоотеческого Предания, хотя, конечно, можно констатировать, что преимущественным вниманием последующих православных читателей пользовались его духовно-нравственные и аскетические сочинения. Яркий пример тому – известный сборник лучших плодов святоотеческой духовности: «Добротолюбие», в который включен наиболее популярное произведение преп. Максима – «Главы о любви». Впрочем, следует заметить, что, хотя преп. Максим, как духовный писатель и богослов, всегда жил в церковном Предании, подлинное «открытие» его творчества произошло лишь в XX столетии. И первопроходцами здесь были русские православные ученые. Уже в конце XIX в. появляется достаточно серьезная для своего времени монография Ивана Орлова, посвященная христологии преп. Максима . Позднее изучением наследия преп. Максима занялся молодой и одаренный киевский патролог С.Л.Епифанович. Написав о преп. Максиме сначала кандидатскую диссертацию, он затем продолжил свою работу и завершил магистерскую диссертацию, представлявшую из себя монументальный труд. К сожалению, этот труд, уже набранный, так и не увидел свет в связи с первой Мировой войной и начавшейся революцией .

http://pravoslavie.ru/1828.html

Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин Часть II. Максим Богослов А.М. Шуфрин. Другой Максим Σ τν Μωυμιμομενος, θεφρον, πλκας νοερς δξω τν δογμτων. ν γρ τψ γνφψ εσδς τν νοημτων, κατεπλοτησας τ της γνσεως φς. PG 90 208 A-B Подражая Моисею, принял ты, богомудрый, мысленные скрижали догматов. Ибо, проникнув во мрак мыслимого, обогатился светом гнозиса. История «не знает сослагательного наклонения»; однако нетрудно вообразить Mip, в котором империей не насаждалась бы ересь моноэнергизма и, соответственно, не было бы Максима-Исповедника, но только монах Максим, написавший все то же, что Максим, известный нам до начала христологическои полемики VII в. Показательно, что преимущественно на эти «ранние» (т. е. созданные до 633 г.) его произведения будет опираться, защищая исихазм, св. Григорий Палама 701 ; и до сих пор имя Максима-богослова связывается в первую очередь именно с ними 702 . Не будь у него приобретенного благодаря этим сочинениям авторитета, не состоялся бы, впрочем, и его подвиг исповедничества 703 , так как для империи не было бы столь важно сломить его или заполучить на свою сторону. Уже Ганс-Урс фон Бальтазар попытался соотнести эти произведения с предположительной траекторией земного странствия св. Максима 704 ; его выводы развил, дополнил и уточнил Поликарп Шервуд 705 , чей обзор 706 до сих пор незаменим как пособие для изучения мысли и жизни преподобного 707 . Двумя реперными точками на жизненном пути св. Максима до вступления в спор с моноэнергизмом являются его пребывание, соответственно, в монастыре св. Георгия в Кизике (совр. Эрдек, Турция), и затем в Северной Африке 708 . О последнем известно определенно лишь то, что св. Максим находился в Карфагене на Пятидесятницу 632 г., и что он пробыл в Африке достаточно, чтобы успеть завязать там близкие отношения со св. Софронием (будущим патриархом Иерусалимским) до его отбытия в Александрию в 633 г.; о первом же – что оно было прервано, скорее всего, нашествием персов и авар, осадивших в 626 г. Константинополь 709 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Суд над преподобным Максимом Исповедником А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Β тο же время, как Феодор Каллиопа арестовал в Риме папу Мартина, арестован был там также и преподобный Максим со своим учеником по имени Анастасий. Он был простым монахом. Другой ученик Максима, тоже Анастасий, был апокрисиарием папы в Константинополе. Максима и Анастасия привезли в Константинополь еще задолго до Мартина, в 653 г., и тоже с пристани бросили в тюрьму. Но суд над ними был назначен лишь после увоза папы Мартина в Крым, уже при патриаршестве Пирра. Суд в том же составе под председательством Вуколеона. Суд начался с вопроса: «Христианин ли ты?» — «Да, по милости Божией.»— «Это неправда; если бы ты был христианином, то не отвергал бы императора.» Подразумевается византийский взгляд на каноническую роль императора. И далее предъявлены были обвинения, как и папе Мартину, в политическом преступлении , даже в государственной измене: «Это ты предал сарацинам Египет, Александрию, Пентаполь, Триполитанию и Африку.» Свидетели утверждали, что Максим не советовал префекту Нумидии Петру сопротивляться арабам, ибо Бог не поможет императору Ираклию за его ересь. Другие свидетельствовали, что папа Теодор поощрял бунт Григория ссылкой на сновидение Максима, которому ангелы сказали: «Григорий — император, победитель!» Максим отверг это, как клевету. Третий свидетель показал, что он в Риме от самого Максима слышал, что тот не признает за императором священнических прав. На вопрос «Τ ον; ουκ εστ πας βασιλες χριστιανς κα ιερες;» Максим отвечал без колебаний: «Ουκ εστιν.» Что император — не священник, Максим доказывал тем, что при богослужении императоры поминаются после лиц священного сана, во главе мирян. Β русской церкви на ектениях императоров поминали раньше священства, так что аргумент Максима не имел бы силы. На обвинение, что Максим вел пропаганду оригенизма, Максим просто ответил анафематствованием Оригена, т.е. присоединился к постановлению Константинопольского собора 543 г., бывшего как раз перед V Вселенским собором.

http://sedmitza.ru/lib/text/435332/

Преподобный Максим Исповедник в дискуссиях Востока и Запада Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 2 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 В великом сонме святых Отцов преподобный Максим Исповедник занимает одно из самых почетных мест. Истинный подвижник, выдающийся богослов, вдохновленный Святым Духом тайнозритель и тончайший любомудр, он в один из труднейших периодов истории Церкви, когда ересь монофелитства, казалось, готова была уничтожить Православие, мужественно встал вместе с немногими соратниками на защиту правой веры, стяжав мученический венец 1 . Многочисленные творения Преподобного вошли в обильнейшую сокровищницу святоотеческого Предания, хотя, конечно, можно констатировать, что преимущественным вниманием последующих православных читателей пользовались его духовно-нравственные и аскетические сочинения. Яркий пример тому — известный сборник лучших плодов святоотеческой духовности “Добротолюбие”, в который включено наиболее популярное произведение преподобного Максима — “Главы о любви”. Впрочем, следует заметить, что, хотя преподобный Максим как духовный писатель и богослов всегда жил в церковном Предании, подлинное “открытие” его творчества произошло лишь в XX столетии. И первопроходцами здесь были русские православные ученые. Уже в конце XIX в. появляется достаточно серьезная для своего времени монография Ивана Орлова, посвященная христологии преподобного Максима 2 . Позднее изучением наследия преподобного Максима занялся молодой и одаренный киевский патролог С. Л. Епифанович. Написав о преподобном Максиме сначала кандидатскую диссертацию, он затем продолжил свою работу и завершил магистерскую диссертацию, представлявшую из себя монументальный труд. К сожалению, этот труд, уже набранный, так и не увидел свет в связи с первой мировой войной и начавшейся революцией 3 . Молодому ученому, который и сам вскоре умер, не дожив до 32 лет, удалось издать две небольшие части своего труда: блестящее патрологическое эссе “Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие” (вышло в свет в 1915 г.) 4 и текстологическое исследование, содержащее публикацию ряда неизвестных ранее “Житий” и творений преподобного Максима (или приписываемых ему сочинений) 5 . Сергеем Леонтьевичем Епифановичем был начат и перевод одного из главных творений преподобного Отца — “Вопросоответов к Фалассию”, который перед самой революцией начал выходить в “Богословском Вестнике”, но так и не был закончен. Вообще в России планировалось, судя по всему, издать полный перевод всех творений преподобного Максима, и за это дело взялся совместно с С. Л. Епифановичем профессор Московской духовной академии М. Д. Муретов, трудами которого увидели свет житийные материалы, относящиеся к преподобному Максиму Исповеднику 6 . Однако и это начинание было прервано трагическими событиями русской катастрофы.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-maksim-is...

Преподобный Максим Исповедник Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611-641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора - ныне Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, " оставался простым монахом " . В 633 году по просьбе одного Богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию. Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский - Сергием, Антиохийский - Афанасием, Александрийский - Киром. Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый " Экфесис " ( " Изложение веры " ), который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. " Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему " , - свидетельствует его житие.

http://patriarchia.ru/db/text/909823.htm...

Преподобный Максим Грек Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий. Преподобный Максим Грек Над старой могилой инока, находящейся когда-то в левом приделе Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры, на медной доске были вычеканены поэтические строки: Блаженный здесь Максим всем телом почивает, и с Богом в небеси душою пребывает. И что Божественно он в книгах написал, то жизнию своею и делом показал. Оставил образ нам и святости примеры, смирение, любви, терпения и веры! Так почтил православный народ жизненный подвиг ученого экзегета и апологета, ревнителя древних уставов Православия, учителя иноческого жития, а также исповедника преподобного Максима Грека . Его светское имя – Михаил. Это удалось установить историку-исследователю И. Денисову в результате многолетних изысканий, сравнительного анализа почерков, сопоставления различных свидетельств, как опубликованных ранее, так и найденных им самим в архивах Франции, Италии, Греции. Выяснилось, что живший некогда в Италии гуманист, ученый-филолог Михаил Триволис, монах Ватопедского монастыря на Афоне Максим Триволис и видный русский церковный и общественный деятель преподобный Максим Грек – одно и то же лицо. Знатный род Триволисов, из которого происходит преподобный Максим , хорошо известен в Греции: он был близок к последней правящей византийской династии Палеологов, один из предков Грека был Константинопольским патриархом. В русских сказаниях преподобный называется «сыном воеводским», что говорит о знатном происхождении 667 . Год рождения Михаила Триволиса точно неизвестен. В разных исследованиях он указывается в интервале от 1470 до 1480 г. Но ближе к истине, очевидно, И. Денисов, утверждающий, что Михаил родился около 1471 г. в г. Арта, в Албании. Исследователь подкрепляет свое мнение ссылкой на исторический документ – Бюллетень о баллотировании в состав Великого совета острова Корфу, датированный 1490 – 1491 гг. Среди неизбранных кандидатов значится и имя Михаила Триволиса 668 . Его родители Мануил и Ирина были греческого происхождения, поэтому он и именуется Греком. Отец преподобного отличался чистотой православной веры и воспитал сына в глубоком благочестии и научении страху Божию. Первоначально образование в науках Михаил получил от своего же родителя, ибо в то время из-за падения Константинополя и порабощения всех греческих областей магометанами были уничтожены и все училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Максим Исповедник и святой и блаженный Максим, Христа ради юродивый, московский чудотворец Источник Жизнь Преподобного Максима Исповедника Тропарь Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Максиме премудре, ученми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак Троицы рачителя и великаго Максима, научающа ясно вере божественней, еже славити Христа во двух естествах, волях же и действах суща, в песнех достойных вернии почтим взывающе: радуйся проповедниче веры. Преподобный Максим Исповедник родился около 580 года по Рождестве Христове в Константинополе. Родители его были люди вельможные и глубоко благочестивые; в благочестии воспитали и сына своего Максима. Он еще в летах отрочества обнаружил в себе такие качества и добродетели, которые ясно предуказывали в нем будущего великого подвижника христианского благочестия. Соединяя с природной понятливостью и любознательностью неутомимое прилежание, он в короткое время изучил различные светские науки; обладая здравым умом и чистым вкусом, умел отличать ложь от истины, усвоял только здравые учения, не заражаясь ложными направлениями и заблуждениями философов. С молодых лет начал изучать Священное Писание и творения св. отцов Церкви, из которых особенно изучил творения св. Дионисия Ареопагита и Григория Богослова . Образованием своим превосходил современников, и свои разнообразные сведения впоследствии употребил в защиту догматов православной веры. «Но ни знатность рода, ни великие дарования, ни образование, ни высокие добродетели и ничто другое не могло возбудить в нем самомнения и гордости; смирение и скромность он почитал единственным украшением жизни и ценил выше всякой человеческой славы» 1 . «Мечтание о своих знаниях не дает успевать в познаниях. Познав себя, познаешь многое великое и дивное. Не доверяй своим суждениям, а других поставляй судиями их», учит преподобныйМаксим в своих творениях 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Преподобный Максим Исповедник I. Житие и творения 1. О мирской жизни Максима мы знаем немногое. Происходил он из старинного и знатного рода и был, кажется, в родстве с имп. Ираклием. Родился в Константинополе около 580-го года. Получил хорошее образование и с особой любовью изучал философию. Позже в спорах с монофелитами сказалось большое диалектическое дарование преподобного и его формально-логическая культура. Но кроме того и большая начитанность, и не только в церковной, но и в светской литературе. От юности Максим отличался не только любомудрием, но еще и смиренномудрием. В молодые годы он служил при дворе, в царской канцелярии. Вряд ли могла удовлетворить врожденного созерцателя шумная и мутная жизнь двора, в особенности среди начинавшихся тогда монофелитских интриг. И очень скоро он оставляет мир, уходит в уединенную Хризопольскую обитель, вблизи Халкидона, " где процветало тогда любомудрие. " Его смиренный подвит стяжал ему уважение братии и против воли он был избран игуменом. По смирению он не принял священного сана и оставался только монахом. Хронология этих уединенных лет его жизни остается неясной. Во всяком случае, в 30-х годах века он уже не в своем монастыре. И с этих пор его жизнь неразрывно связана с историей догматической борьбы против монофелитов. 2. Из Константинополя, охваченного ересью, Максим направляется на Запад. Но путь его был долог и труден. Одно время он был на Крите, где спорил с севирианами. В конце 30-х годов он жил в Александрии или, во всяком случае, где-то в Египте. Только в начале 40-х годов он уже в латинской Африке, куда в это время перекидывается монофелитская смута. Здесь Максим организует православное противодействие. По свидетельству жития, " все жители не только Африки, но и близь лежащих островов, почитали Максима, как своего наставника и вождя. " По-видимому, преподобный много путешествовал по стране, вступал в сношения с епископами, вел обширную переписку. Главным событием этого африканского периода жизни преподобного Максима был его диспут с низложенным монофелитским Константинопольским патриархом Пирром, в июне 645-го года.

http://sedmitza.ru/lib/text/538193/

Преподобный Максим Исповедник. Фреска. Афонский монастырь Ватопед, 1721 год После расправы над святителем Мартином Исповедником ключевым церковным деятелем в противостоянии монофелитской ереси стал, несмотря на свой скромный церковный статус, преподобный Максим. Известно, что родился он около 580 г., но имеющиеся в источниках сведения о нем противоречивы. Разные редакции его «жития», составленного в X веке, и основанные на них славянские и грузинские переводы содержат скупую информацию о жизни святого до его вступления на поприще противодействия монофелитской ереси. В них говорится, что Максим Исповедник родился в Константинополе от знатных родителей, которые дали ему христианское воспитание, что он получил прекрасное образование в богословии и внешних науках, в особенности в риторике и философии, что император Ираклий взял его на службу и назначил первым секретарем своей канцелярии, но, прослужив несколько лет во дворце, Максим оставил мир и поступил в Хрисопольский монастырь, расположенный на азиатском берегу Босфора, где впоследствии был избран игуменом. Иные сведения содержатся в биографии Максима на сирийском языке, написанной Георгием Решайнским, в свое время бывшим учеником святителя Софрония Иерусалимского, но затем переметнувшимся в лагерь монофелитов. Эта биография, нацеленная на дискредитацию святого, своего рода памфлет, была составлена накануне VI Вселенского Собора в ходе полемики против, как выражается автор этого текста, «ереси максимиан» . Доверять предубежденному памфлетисту, конечно, не стоит, но, будучи современником святого, он не должен был радикально искажать фактическую канву биографии своего противника. Тенденциозность выражалась, как обыкновенно бывает в подобных случаях, в предвзятой интерпретации событий. Согласно сирийскому источнику, преподобный Максим родился не в имперской столице, а в Палестине, и не в семье знатных ромеев: его отцом был самарянин из Сихара, занимавшийся изготовлением холста и полотна, а матерью – невольница-персиянка, выкупленная у ее владельца.

http://pravoslavie.ru/101106.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010