Основоположником монашества был великий Антоний. Учеником и продолжателем его дела был великий Макарий. Пр. Макарий родился в египетском селении Птинапор расположенном недалеко от Нитрийской пустыни. Меланхоличность и торжественность местности, вечно ясное небо, величественные пирамиды строгих очертаний, развалины гигантских храмов и зданий, всё это земное величие в своем прахе невольно вызывало мысль о бренности всего земного. Кроме того, эти места были овеяны воспоминаниями великих ветхозаветных событий, совершавшихся здесь: всё это располагало к созерцательной жизни и к самоуглублению. Родители Макария, пресвитер Авраам и Сарра, были праведной жизни и, подобно одноименным ветхозаветным праотцам, дожили до старости, не имея детей. Рождение пр. Макария предвозвещено было его отцу явившимся во сне патриархом Авраамом, а затем и ангелом. Также во сне болящему пресвитеру Аврааму предстал ангел, исцелил его и, предрекая рождение сына, сказал: «Он будет обиталищем Святого Духа и многих приведет к Богу». Родившемуся сыну дали имя Макарий, что значит «блаженный». Этот «сосуд избранный» отличался необыкновенно чуткой совестью. Сам преподобный расказывал об одном случае из своего детства. Его сверстники в чужом саду нарвали смокв. Убегая оттуда, они уронили одну. Макарий поднял ее и съел. Всю жизнь скорбел он о своем поступке и не мог о нём вспомнить без слез. Когда Макарий возрос, то, повинуясь воле родителей, против своего желания вступил в брак, но, притворившись больным, уклонился от брачной жизни. Вскоре жена его умерла, а через некоторое время отошли ко Господу и его престарелые родители. Усердно молился Макарий, чтобы Господь послал ему мудрого наставника в духовной жизни. По внушению Божию в храм пришел подвижник благообразной наружности, с длинными волосами и бородой, с изможденным подвигами телом. Там его и встретил Макарий. Проведя в душеспасительной беседе весь день в келье отшельника, утомленный Макарий с наступлением ночи заснул, старец же стал на молитву, и ему было пророческое видение: вдруг явились сонмы иноков в белых одеждах и с крыльями и стали ходить вокруг спящего Макария, призывая его на служение, указанное ему Богом. Старец советовал Макарию не откладывать свое намерение всецело посвятить себя иноческой жизни. Внял совету Макарий. Раздав всё свое имение, он вернулся к отшельнику, который, приняв его с любовью, обучил его монашескому деланию и плетению корзин. Поселил он его недалеко от себя в отдельной келье, где Макарий и предался усердно аскетическим подвигам, быстро преуспевая в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Амвросий (Погодин), архим. Беседы преп. Макария Египетского. – Б.м.: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1979. Аполлов А.И. Житие и избранные места из творений преподобного Макария Египетского. – М., 1889. Арсений (Жадиновский), архимандрит. Преподобный Макарий Египетский. – М., 1914. Барсов Н.И. Макарий Великий//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II. Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч.1. С.248–249.  Бронзов А.А. Несколько данных для характеристики нравственного мировоззрения преп. Макария Египетского//Христианское чтение. – СПб.,   1900. – Т. 2. – Бронзов А.А. Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. – СПб., 1899. Василий (Кривошеин), архиеп. Новые творения преподобного Макария Великого//Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С. 266 – 268. Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству: Историческое исследование. – Харьков, 1888. – Вып. 1. С.50–54. Войтенко А. Понятие logismos в корпусе “50 Духовных бесед” преподобного Макария Египетского//Альфа и Омега. – М., 1999. – 4 (22). Григорий (Борисоглебский), иеромонах. Возрождение, по учению преп. Макария Египетского//Богословский вестник. – Сергиев Посад,   1892. –  11. Дунаев А.Г. Предисловие к русскому переводу посланий " Макарьевского корпуса " первого типа//Макарий Египетский. Духовные слова и послания. – М.: Индрик, 2002. Дунаев А.Г. Преподобный Макарий Египетский. – М.: Индрик, 2002. Евдокимов П. Этапы духовной жизни. От отцов–пустынников до наших дней/Пер. с франц. – М.: Свято–Филаретоывская Московская высшая духовная православно–христианская школа, 2003. С.99–116. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996. С.27–30.

http://bogoslov.ru/person/2948270

Когда родители ее узнали правду, то были поражены и намеревались идти к блаженному с покаянием, но преподобный Макарий, избегая беспокойства от людей, ночью удалился от тех мест и переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Так злоба человеческая способствовала преуспеянию праведного. Прожив три года в пустыне, он пошел к святому Антонию Великому , отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть " юношей-старцем " , так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком. Многие нападения демонов испытал на себе преподобный Макарий: однажды он нес из пустыни пальмовые ветви для плетения корзин, на пути встретил его диавол и хотел ударить святого серпом, но не мог исполнить этого и сказал: " Макарий, я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя, у тебя есть оружие, которым ты отражаешь меня, это - твое смирение " . Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал Великого Антония, получая от него наставления в духовных беседах. Блаженный Макарий сподобился присутствовать при кончине святого аввы и получил в наследство его посох, вместе с которым принял сугубо духовную силу Великого Антония, подобно тому, как некогда пророк Елисей принял от пророка Илии сугубую благодать вместе с упавшей с неба милотью. Много исцелений совершил преподобный Макарий, из разных мест к нему стекались люди за помощью, советом, испрашивая его святых молитв. Все это нарушало уединение святого, поэтому он выкопал под своей келлией глубокую пещеру и удалялся туда для молитвы и Богомыслия. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении пред Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого Богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.

http://patriarchia.ru/db/text/909780.htm...

Преподобные Макарий Великий, Кириак и Макарий Александрийский. Икона. Сер. XIII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Согласно описанию Палладия, еп. Еленопольского, современника М. А., хорошо знавшего святого, тот «был… согбен и сухощав. Волосы росли только на губе, да еще на конце подбородка было их немного; от чрезмерных трудов подвижнических даже на бороде не росли у него волосы» ( Палладий. Лавсаик. 19). От визант. времени в мон-ре вмц. Екатерины на Синае сохранилось неск. икон, представляющих М. А. в паре с прп. Макарием Великим или др. святыми. На иконе письма мастера, близкого к лат. культуре К-поля 1-й пол. XIII в., оба св. Макария изображены с подписями. Прп. Макарий Великий (по подписи - Египетский) - в схимнических одеждах, с куколем на голове, с короткой и острой седой бородой. М. А. (с подписью - Αλεξανδρινς) - также в схимнических одеждах (зеленом хитоне и коричневой мантии), с опущенным куколем, с седыми короткими волосами и небольшой черной бородкой. Оба святых одинаково держат кресты в десницах, левая рука раскрыта ладонью вперед перед грудью. Кресты имеют дополнительные перекрещивания на конце каждой ветви. На иконе, выполненной в кругу таких же мастеров, хорошо знакомых со столичной культурой эпохи латинского завоевания (сер. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), оба святых фланкируют фигуру прп. Кириака: прп. Макарий Великий в образе аскета - слева, М. А. в схимнических одеждах - справа. Одеяния М. А. отличаются от более ранних икон: хитон желтый, схима темно-коричневая, ноги обуты в сандалии. По-прежнему святой изображен с непокрытой головой так, что видны короткие седые волосы, бородка очень короткая, также седая. В левой руке святые держат раскрытые свитки, правыми благословляют. Греческий текст на свитке М. А. восходит к цитате из Евангелия: «Смиряющий себя возвысится, и возвышающий себя будет смирен» (Мф 23, 12); он встречается в Посланиях прп. Макария Великого и в скитском Патерике. На январской минейной иконе из гексаптиха (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) святые изображены по образцу минейных миниатюр, использованных в Ватиканском минологии (1-я четв. XI в., Vat.1613) - они представлены на архитектурном фоне, оба седые, в схимнических одеждах, надписи утрачены.

http://pravenc.ru/text/2561434.html

Обитель эта была известна строгой аскетической жизнью своих иноков. Здесь первоначально подвизались великие угодники Русской Церкви: преподобные Иосиф Волоцкий и Левкий Волоколамский (XVI в.), Даниил Переяславский (V 1540; пам. 7 апр.) и Давид Серпуховской (V 1520; пам. 18 окт.). При постриге будущий святитель был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника преподобного Макария Египетского (V 391; пам. 19 янв.). В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. Соборный храм Боровской обители был расписан знаменитым иконописцем Дионисием, были в нем и иконы преподобного Андрея Рублева (XV в.; пам. 4 июля). У великих мастеров древности учился художественному мастерству инок Макарий, будущий митрополит. Сохранилось свидетельство о трудах и подвигах инока Макария в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив». Промыслу Божию было угодно воздвигнуть сей сосуд смирения и послушания на более высокую степень церковного послушания: 15 февраля 1523 г., в заговенье на Великий пост, инок Макарий был поставлен митрополитом Даниилом (1522-1539; V 1547) в архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, основанного преподобным Ферапонтом Можайским (V 1426; пам. 27 мая). Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский Синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь своего Небесного покровителя -преподобного Макария Египетского. Но пребывание архимандрита Макария в Можайске оказалось недолгим: через три года он был призван к архипастырскому служению. 4 марта 1526 г. архимандрит Макарий посвящается в архиепископы Великого Новгорода и Пскова, на самую древнюю кафедру Московской Митрополии. Хиротония святителя была в день памяти преподобного Герасима «иже на Иордане», в Успенском соборе Московского Кремля, а 29 июля того же года, в день памяти святого мученика Каллиника, он прибывает на кафедру, которая вдовствовала без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель. Летописец говорит: «Сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия не токмо в Великом Новгороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».

http://pravicon.com/info-2832

Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему образ своей жизни. Тогда женщины сказали: « Мы не были родственницами между собой прежде, но потом вышли замуж за двух родных братьев, и вот уже пятнадцать лет мы живем все вместе в одном доме. За это время мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собой… Недавно мы решили оставить своих плотских супругов и удалиться в сонм святых дев, служащих Богу. Но мы не можем упросить наших мужей…, и потому заключили завет с Богом и между собой – не произносить ни одного мирского слова до самой нашей смерти». Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал: «Поистине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но свободное намерение, принимая его как самое дело, и добровольному желанию всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого, желающего спастись» (Жития святых. Январь. М.: Репринт, 1904. С. 616). Интересно, что в житии святой Иулиании Лазаревской (+1604) этот эпизод излагается несколько иначе: «Великий христианский подвижник Макарий Египетский в минуту горячей мольбы к Богу услышал глас с неба: Макарий, ты и до сих пор не сравнялся с двумя женщинами, которые живут в городе, недалеко отсюда». Старец немедленно взял посох и пошел, чтобы отыскать праведниц, которых ему указал голос свыше. После долгих исканий, он постучался в двери одного городского дома и его ласково встретили две женщины. Макарий сказал им: «Для вас только я пришел из пустыни, чтобы узнать ваши дела, откройтесь предо мною «Человек Божий, – отвечали стыдливо женщины, – можно ли чего-нибудь богоугодного требовать от тех, кто беспрестанно занят домашними хлопотами и должен исполнять супружеские обязанности?». Но подвижник неотступно просил женщин объявить ему, какую они ведут жизнь. И они ответили: – «Мы две снохи, супруги родных братьев; пятнадцать лет живем вместе и за это время не сказали друг дружке ни одного досадного слова. Мы не имеем детей, а если Господь даст их, будем молить Его, чтобы помог нам воспитать малюток в вере и благочестии; с рабами поступаем ласково. Неоднократно советовались между собой вступить в общество святых дев (монахинь), но не могли получить на то дозволения своих супругов. Видя их любовь к нам, мы решились не разлучаться с ними и служить им утешением. А чтобы наша жизнь хоть сколько-нибудь походила на жизнь святых пустынниц, мы положили на сердце своем убегать шумных бесед, чаще бывать дома и заниматься хозяйством» (Жития святых. Февраль. Часть вторая. Жития русских святых. М., 1916. С. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Обзор рукописной традиции, древних переводов и изданий Макариевского Корпуса Древние переводы Сирийские переводы Другие слова Макариевского Корпуса Произведения других авторов, включенные в рукописи Макариевского Корпуса или приписанные Макарию Египетскому Приложение II. Систематический указатель трудов по истории мессалианства и Макариевскому Корпусу Монографии Учение Избранная литература о египетском монашестве и Макарии Великом Иконография Макария Египетского Книга 2. Преподобный Макарий Египетский (Симеон Месопотамский) Духовные слова и послания. Собрание I (Vatic. Graec. 694) Условные обозначения Слово 1. [Великое и весьма полезное Слово 2. добродетелях и пороках, бывающих с согласия [человека], Ο древе жизни и познания добра и зла и Ο медном Слово 3. блаженствах и О том, что нужно всегда трезвиться и не быть Слово 4. О внешнем подвижничестве и О том, какой благой образ жизни есть высший и первый Слово 5. внешнем подвижничестве, смиренномудрии и различении Слово 6. О скверных помыслах, как действуют они в сердце Слово 7. О свободной воле. О необходимости трудиться и возделывать сердечную землю [О том,] что человек – некий великий и честной сосуд у Бога Слово 8. быть беспечным вплоть до последнего Слово 9 видения пророка Слово 10 духовном Слово 11. Ο том, что закон имел тень будущих благ, а не самый образ вещей Слово 12. духовной ризе и Исцелении Слово 13. духовном сокровище и Ο различных действиях Слово 14. примеры [того, чему подобна душа христиан], и Повествование о живущих в огне Слово 15. необходимости отрекшемуся от всего ради любви κο Христу презирать Слово 16. находящиеся под действием благодати падают, если не Слово 17. двух видах откровения –божественном свете и разумении писаний, [Об уповании на Бога и О том, что нельзя Слово 18. том, что верные испытываются многими скорбями, О Воскресении и О [словах] «по образу», [сказанных при сотворении Слово 19. доблестно переносить всевозможные искушения, в которых мы Слово 20. о терпении, скорбях и каким должен быть Слово 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Преподобные Макарий Великий и Макарий Александрийский. Икона. 1-я пол. XIII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Согласно предписаниям Ерминии, составленной мон. Дионисием Фурноаграфиотом, М. А.- «старец с радостным выражением на лице» (Ерминия ДФ. С. 174. XIII 75). В русских лицевых подлинниках оба прославленных под 19 янв. Макария подписаны как «Александрийские пресвитеры», из-за чего в описании их облика возникает путаница. Так, в сводном иконописном подлиннике XVIII в. о 2-м из них сообщается: «…другий Макария египтянин… в клобуке, сед, брада доле Богословли, риза преподобническая, испод дичь санкирь, в левой руке свиток, а правая проста, а в Прологе пишет печатном: образ имея накрутен редки точию космы, на устнах имея к концу о браде, кожеи его яко слонова подобитися от студени и зноя» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 67). Согласно сводному иконописному подлиннику XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова, М. А. также следовало придавать облик преподобного: «подобием стар сед (пожив лет сто) брада доле Иоанна Богослова, в клобуке греческом, риза преподобническая, испод дич санкирной, в левой руке свиток, правая проста; преставися в такой старости, яко и зубом его испадшим, бяше же святый облаз имея и накрутен, редки точию космы на устнах имея к концу о браде» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 253). В предписаниях акад. В. Д. Фартусова было указано, что М. А. следовало писать как глубокого старца, сходно с прп. Макарием Великим (Египетским): «Старец египетского типа, 100 лет, лицом и телом очень худ. По греческому подлиннику, у него весьма редкая небольшая и узкая борода, волосы как на бороде так и на усах, клочками; зубов у него нет; одежда бедная - власяница, короткая мантия и епитрахиль, как у пресвитера. Можно писать ему и хартию с его изречением: «Аще исповедуеши грех твой, и Божие за него наказание познаваеши, то исправися отселе». Или: «Виждь, Господи, и не премолчи, воскресни Боже, да разыдутся врази Твои и да бежат от лица Твоего, яко душа наша наполняется поругания» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 158-159).

http://pravenc.ru/text/2561434.html

О том же говорит и преподобный Макарий Египетский : «После преступления Адама враг стал стремиться изранить и омрачить внутреннего человека... Отныне его глаза стали смотреть на зло и страсти, оставаясь закрытыми для благ небесных. Он был ранен настолько тяжело, что никто не мог его вылечить... Никто из праведников, отцов, пророков и патриархов не смог вылечить душу, раненную неизлечимой раной вредоносных страстей. Моисей пришел, но не смог подать совершенного исцеления. Священники, дары, десятины, субботствования, новомесячия, омовения, жертвы, всесожжения и все другие способы оправдаться существовали во времена Закона, однако... вся праведность [души] не могла исцелить ее» 1903 . Преподобный Антоний Великий в большинстве своих «Посланий» обращается к этой теме, каждый раз употребляя те же понятия болезни и исцеления. «В Своей неутомимой любви, – пишет он, – Создатель возжелал посетить нас в наших болезнях и наших заблуждениях: Он послал законодателя Моисея» 1904 . «Моисей же, положивший основания Храму истины, хотел излечить это глубокое ранение и возвратить нас к первоначальному единству. Он не преуспел и ушел. Вслед за ним пришел сонм пророков: они вновь принялись строить на том же основании, не сумев исцелить глубоких ран членов человеческого семейства. Они признали свое бессилие» 1905 . «Каждый из них, облеченный Духом, удостоверился, что рана неизлечима и что ни одно из созданий не может ее исцелить» 1906 . «Сонм святых сошелся, в свою очередь, и молитва его вознеслась ко Творцу: Разве нет бальзама в Галааде? Разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего?.. Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю ( Иер. 8, 22; 51:9 )» 1907 . Святой Николай Кавасила , близко подступая к мысли преподобного Антония Великого , заметил, что закон был дан людям через пророков в качестве средства для лечения, но «всё, что закон мог противопоставить нашим злостраданиям, – это приготовить нас к здоровью и сделать достойными лекарств врача», однако не мог дать достаточного лечения 1908 . Преподобный Макарий Египетский замечает в том же смысле: «Подобно тому как тень не совершает служения и не излечивает от недугов, ветхий Закон был неспособен вылечить раны и недуги души, потому что в нем не было жизни» 1909 . И святитель Григорий Богослов пишет: «И прежде многообразно наказывавшийся за свои многие грехи, которые выросли из корня порока по разным причинам и в разные времена, [наказывавшийся] словом, Законом, пророками, благодеяниями, угрозами, карами... знамениями... [человек] стал нуждаться в сильнейшем лекарстве по причине сильнейших болезней» 1910 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Отец Ермоген поставил своей задачей тщательно рассмотреть свидетельства памятников монашеской письменности, житийной и учительной литературы, касающиеся всех сторон деятельности настоятелей обителей. Первая часть доклада была посвящена святоотеческим советам будущим игуменам, тем, кому предстоит нелегкий труд руководства монашествующими. Святыми отцами этот труд воспринимался как жизненный подвиг, который возможно понести лишь при максимальном самоотречении, напряжении собственных сил и надежде на помощь Божию, подчеркнул докладчик. Святые подвижники Египта акцентировали внимание на двух основных аспектах подготовки к такому служению: отсутствии горделивых и корыстных устремлений кандидата и необходимости предварительного приобретения опыта монашеской жизни и пребывания в послушании. Так, например, преподобный Иоанн Кассиан пишет, что в египетских общинах опыт кандидата в игумены, положительно проявившего себя в качестве рядового монаха, был одним из решающих факторов избрания на должность начальствующего. Вместе с тем, как отметил отец Ермоген, руководство обителью не требует искусственного подражания некоему идеальному образцу. Даже у святых отцов  характеры и нравы различались порой кардинально, примером чего могут служить преподобные Антоний Великий и Пахомий Великий, преподобные Макарий Великий и Феодор Освященный и др. В связи с этим игумену нужно со смиренномудрием сохранять свойственное ему внутреннее устроение и более всего избегать гордыни. Святые отцы также много говорят о необходимости рассудительности при принятии игуменом решений, что нередко выражается в предпочтении принципов икономии и милосердия по отношению к братии. Игумен должен всех вверенных ему братий увещевать и учить тому, что свято, не злоупотреблять властью и, прежде всего, показывать пример святости в собственной жизни. Большую часть всего объема святоотеческих поучений, касающихся начальника монастырского общежития, занимает тема отношения игумена к вверенному его попечению монашескому братству.

http://patriarchia.ru/db/text/5304377.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010