0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXIX — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 39-й том «Православной энциклопедии» завершает публикацию обширнейшего комплекса статей на букву «К» и начинает издание первых материалов на букву «Л». Том открывает статья «Крисп», посвященная одному из апостолов от Семидесяти. Завершает том публикация «Лангадасская, Литийская и Рентинская митрополия», рассказывающая об одной из епархий Элладской Православной Церкви (из числа митрполий т.н. «новых земель», т.е. северно-греческих территорий, вошедших в состав Греческого государства в начале ХХ в.) Как всегда, среди статей нового тома — множество публикаций, посвященных различным персоналиям: христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам и т.д. Среди них следует выделить статью, посвященную священномученику архимандриту Крониду (Любимову), последнему наместнику Троице-Сергиевой лавры (перед ее закрытием), расстрелянному на Бутовском полигоне в 1937 г. 39-й том содержит целый ряд статей посвященных православным подвижницам, носившим имя Ксения. Среди них, прежде всего, следует отметить знаменитую юродивую Северной столицы — блаженную Ксению Петербургскую, жившую в XVIII в. столетии и широко почитаемую не только жителями Санкт-Петербурга, но и всей России. Также заслуживает внимание статья о святой благоверной княгине Ксении Тверской (+1312 г.), матери святого князя-мученика Михаила Тверского. Несколько статей 39-го тома рассказывают о подвижниках, носивших имя Ксенофонт. В их числе и русский преподобный Ксенофонт Робейский. Также том содержит материалы, посвященные преподобномученику Кукше Киево-Печерскому и преподобному Кукше (Величко; 1875-1964 гг.), знаменитому Одесскому старцу ХХ столетия. Ряд публикаций рассказывает о святых, носивших имя Лаврентий. Это, прежде всего, статьи о священномученике архидиаконе Римской Церкви Лаврентии, пострадавшем за Христа в 258 г., святителе Лаврентии, епископе Туровском (XII в.) и преподобном Лаврентии (Проскура; 1868 – 1950 гг.) Черниговском.

http://pravenc.ru/shop/1927543/

Преподобный Лаврентий Черниговский (1868–1950) Преподобный Лаврентий, в миру Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в селе Карильском близ Коропа Черниговской области. Родители его, Евсевий и Христина, были простые крестьяне. В семье было семеро детей (пять мальчиков). Лука был одним из младших. Детство было тяжелым, нужно было с ранних лет приучаться ко всякой домашней работе. А тут еще не повезло со здоровьем. В детстве шутливо надел на голову решето и бегал по двору, зацепился и, отступая детскими ножками назад, упал на поросенка так сильно, что получил увечье на всю жизнь (был хромой). Мать часто болела, не поднималась с постели. Отец умер, и мальчику приходилось исполнять и мужскую, и женскую работу. Он пас лошадей, ухаживал за коровой, топил печь, пек хлеб, убирал в избе, белил, мазал и даже стирал, выучился портняжничать. В общем, был очень способный мальчик, послушный, трудолюбивый. Особенное призвание было к музыке и пению. Рано научился играть на скрипке. И бывало, утром приведет лошадей с ночного и до завтрака проиграет свои любимые мелодии, где он изливал свою детскую душу. Старший брат его – Варфоломей оставался жить на старом дворище, младший брат Демьян, которому батюшка отдал свою часть наследства и который помогал батюшке, посещая его в монастыре, был убит на фронте. Другие два брата выехали «на переселение» (были сосланы), и о них ничего неизвестно. Учился Лука в сельской школе хорошо, превосходил успехами своих сверстников. Учитель поручал ему обучать младших товарищей по школе. И он охотно исполнял это поручение. Учащихся приучали в то время петь в церкви. И тут маленький Лука чувствовал себя в своей стихии. Он быстро все усвоил: пение и весь строй церковного богослужения, прекрасно разбирался в уставе службы и в двенадцать лет с помощью священника разучивал песнопения со своим маленьким ученическим хором, где были как мальчики, так и девочки. А в четырнадцать лет уже стал самостоятельным регентом. Еще с ранней юности батюшка почувствовал влечение к монашеской богоугодной жизни. Это чувствовали его товарищи и следовали его примеру. Почти все девочки потом ушли в монастырь (матушка Ардалеона, матушка Евгения), а мальчики (юноши) даже достигли Афона.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

С. Девятова Скачать epub pdf Схимонахиня Феодосия (1917–2007) Схимонахиня Феодосия (в миру Анна Леонтьевна Яковлева) родилась в  апреле 1917 года в благочестивой многодетной семье в деревне Бунино Фатежского района Курской области. Весь Курский край знал и сейчас помнит  подвижницу.  Приезжали к ней из Москвы, из Санкт-Петербурга, из многих мест России. Ее называли Курской старицей.  Матушка тайно молилась и помогала многим людям. Подвижница сподобилась побывать у великих старцев, ныне прославленных: преподобного Амфилохия Почаевского (1897–1971), преподобного Кукши Одесского (1875–1964),  преподобного  Лаврентия Черниговского (1868–1950), преподобного Серафима (Амелина) (1874–1958). Матушка была знакома со схиархимандритом Ипполитом (Халиным) (1928–2002),   со схиархимандритом  Иоанном (Масловым) (1932–1991) и другими Глинскими старцами, с Белгородским старцем архимандритом  Серафимом (Тяпочкиным) (1894–1982)). схиархимандрит Ипполит (Халин) (1928–2002) начинал в Глинской пустыни, в 1991 году был назначен настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958) был прославлен в 2008 году.) Прислушивался к духовным советам  схимонахини Феодосии ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (в юности он вместе с матушкой пел на клиросе). Часто посещали матушку монахи Курско-Коренной обители, и она любила  эту обитель. Наместник Курско-Коренной Пустыни игумен Вениамин (Королев), очень почитал матушку, он ни раз предлагал ей переехать в обитель. Приезжал к старице и настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников). С большим теплом  вспоминают подвижницу сестры из монастыря Казанской иконы Божией Матери  (с. Большегнеушево Рыльского района, Курской обл.). Матушка часто приезжала к ним.  Схимонахиню Феодосию посещали духовенство из разных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания. У Леонтия  и Акулины Яковлевых, проживавших в деревне Бунино, было десять детей, самую младшую дочь, родившуюся на праздник святых жен Мироносиц,  назвали Анной. Семья была дружная и трудолюбивая. Яковлевы имели большое хозяйство, дом был хлебосольный.  Родители с детства прививали детям любовь к труду. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Куда пойдёт Украина? Размышления паломницы 08.10.2018 1560 Время на чтение 6 минут Туда, куда указывает ей Господь. И очевидно, что если сбиться с праведного Божьего пути, то последующее блуждание в потёмках обернётся большими трагедиями, как общественными, так и личными... Преподобный Лаврентий Черниговский (+1950) настойчиво и строго предупреждал: «Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае... В Киеве никогда не было патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии». Наместник Киево-Печерской Лавры о. Кронид возразил Батюшке, что самосвяты и униаты на Украине уже исчезли. Батюшка ответил грустно и печально: «Бес в них войдёт, и они с сатанинской злобой ополчатся против православной веры и церкви, но их будет позорный конец, а их последователи понесут кару от Господа Царя Сил». Все эти и многочисленные иные пророчества хорошо известны. И многие догадываются, что и саму Россию, и Церковь, и общественность обрабатывают те же негативные силы, через попавших под их влияние людей, что и Украину. Господь попускает эту борьбу, по-видимому, затем, что в этой борьбе проявляется наша духовная сущность. Ради этого, возможно, мы и оказались на этой земле, и именно в такое время. Разные пророчества говорят о том, что только России под силу предотвратить, отодвинуть во времени общий Армагеддон. Недавно в интернете я увидела многочисленный Крестный ход. Людское море паломников поднималось по горе в Почаевскую Лавру. А впереди над всем этим людским потоком плыла икона Спасителя в белых одеяниях во весь рост. Впечатляющие были кадры. И я вспомнила, как этот образ Спасителя пришёл ко мне. И как он очень помог в трудную минуту. Было это 29 июля 2005 года. Только что закончился грандиозный крестный ход Москва -Минск-Киев, посвящённый 60-летию победы над фашизмом. Много было разных впечатлений. Встречали нас на Украине очень радушно. Особенно запомнился Васильков - родина преподобного Феодосия Печерского, ближайшего сподвижника и единомышленника преподобного Антония Печерского, которые стали основателями Киево-Печерской лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/08/ku...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ († 1-я треть XII в.), прп. (пам. 20 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, затворник. Краткий рассказ о Л. содержится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (Слово 26), составленной прп. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе архим. Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) Акиндина . Согласно патериковому рассказу, Л., не получив благословения «святых отцов» Печерских на подвиг затворничества, перешел в киевский во имя вмч. Димитрия Солунского мужской монастырь . Здесь он стал затворником и за свое добродетельное житие был удостоен дара исцеления. Однажды к нему привели киевлянина, одержимого бесом настолько сильным и свирепым, что бревно, к-рое с трудом могли нести 10 чел., он один «брал и забрасывал вдаль». Не имея возможности излечить бесноватого, Л. повелел вести его в Печерский мон-рь. Устами одержимого бес сказал, что боится в обители 30 иноков, с остальными же может вести борьбу. По дороге в мон-рь бесноватый исцелился и совершенно здоровый был встречен игуменом и братией. Когда же у него спросили, кто его исцелил, он, взирая на чудотворную икону Пресв. Богородицы, ответил: «Сею усретоша ны святии отци по имени 30 числом, и тако исцелех» (Древнерус. патерики. 1999. С. 39). В заключение Поликарп восхваляет родную обитель, в стенах которой в одно время проживало 30 монахов, способных одним словом изгонять бесов. Л. иногда отождествляют с погребенным в Ближних пещерах еп. Туровским свт. Лаврентием , который упоминается в Ипатьевской летописи под 6690 (1182) г. в качестве одного из участников пострижения и поставления на игуменство в Киево-Печерский мон-рь свящ. Василия (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 627). Однако Туровский архиерей, по всей видимости, является др. лицом, поскольку есть основания считать, что Л. жил во 2-й пол. XI - нач. XII в. На это указывает, во-первых, отсутствие данных, к-рые свидетельствовали бы о самостоятельном существовании Димитриевского мон-ря после 1128 г., когда, согласно сообщению Лаврентьевской летописи, он был присоединен к Киево-Печерской обители (Там же. Т. 1. Стб. 299). Во-вторых, повествование о Л. в патерике тесно связано с предшествующим рассказом о Никите Затворнике (см. Никита , свт. Новгородский, † 31 янв. 1108), который без благословения игум. прп. Никона (1078-1088) удалился в затвор, где был прельщен бесом, и только молитва 13 печерских иноков помогла спасти молодого затворника; среди них Поликарп называет буд. еп. Черниговского свт. Феоктиста , к-рый был рукоположен 12 янв. 1113 г., а скончался 6 авг. 1123 г. Общая логика повествования позволяет сделать вывод, что «отцы», спасшие Никиту и запретившие Л. подвиг затворничества,- одни и те же люди, а значит, по мнению Поликарпа, оба подвижника были современниками.

http://pravenc.ru/text/2462431.html

Преподобный Лаврентий Черниговский (1868–1950) В четырнадцать лет преподобный Лаврентий (в миру Лука Евсеевич Проскура) уже был самостоятельным регентом церковного хора, а монашеский постриг принял только на сорок пятом году жизни. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году – в иеромонаха. В 1928 году старец был возведен в сан архимандрита. Еще в дореволюционное время к нему уже стремились и простые люди, и черниговская интеллигенция (врачи, педагоги). Приезжие быстро узнавали, что в Троицком монастыре есть духовник высокой жизни. Его любвеобилие, дар рассудительности, дар прозрения привлекали не только мирян, но и многих духовных лиц. Со старцем Лаврентием держали совет и черниговские епископы, они весьма дорожили его суждением. Так владыка Пахомий обращавшихся за советом сначала направлял к батюшке, да и сам часто вместе с ним разрешал назревшие у него вопросы. Когда в годы богоборчества монастырь закрыли и нужно было оставить свою келью, старец Лаврентий поселился в маленьком убогом домике недалеко от монастыря, под горой, на которой расположен храм в честь пророка Илии. Площадь комнатки, отведенной для батюшки, была около 10 квадратных метров. Какой подвиг нес он, выдерживая за стенкой живущего больного сына хозяйки дома, постоянно беспокоившего своим бессознательным поведением, часто криками не только днем, но и ночью. Общая кухонька, смежные двери позволяли несчастному Петру беспрепятственно заходить или забегать в помещение старца. Ни тени недовольства или раздражения не было у преподобного, только милосердие, снисхождение и любовь. И так на протяжении более двадцати лет. Эта крохотная комнатка-келья была свидетельницей бесед преподобного Лаврентия с черниговскими архипастырями – владыкой Пахомием, епископом Стефаном (будущий митрополит Харьковский), епископом Дамаскиным. Богослужения совершались в маленьком Ильинском храме. Здесь отец Лаврентий продолжал управлять хором. Среди певчих не было монастырской братии. Здесь собирались его почитательницы, многих приходилось обучать пению. Настало время, когда и этот храм закрыли. Лишенный возможности в храме прославлять Бога песнопением, отец Лаврентий никогда не оставлял церковной молитвы. Бережно сохранял он богослужебные книги и обширную нотную библиотеку. И когда его спрашивали: «Разве ноты еще понадобятся?» – неизменно отвечал: «Конечно, будем еще читать и петь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владимир Савочкин Содержание Книга об архимандрите Ипполите Заключение Послесловие     Книга рассказывает о подвижнике благочестия нашего времени архимандрите Ипполите (Халине) (1928–2002) – настоятеле Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря Курской области. Старец Ипполит получил от Бога различные духовные дарования: дар прозорливости, дар целительства, дар чудотворений, дар утешения. Но самый главный дар, который изливался из него неиссякаемым потоком, – это дар всепокрывающей любви Божией. «Самый добрый батюшка на земле», – эти слова сказал об отце Ипполите известный всероссийский духовник архимандрит Кирилл (Павлов) . Книга адресована ко всем людям, к верующим и неверующим, которые пытаются найти опору в жизни, найти спасительное пристанище в море житейском… Предисловие «До самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа Бога», – говорил святой Нифонт Цареградский. И Господь до сих пор не оставляет нас Своей милостью и являет нам духоносных старцев и праведников. Вспоминаются замечательные слова святого праведного Иоанна Кронштадтского : «Мир дотоле стоит и остается в своем порядке, доколе есть в нем люди благочестивые, святые» 1 . И ему как бы вторит близкий нам по времени святой преподобный Лаврентий Черниговский : «Земля Русская никогда, то есть до Страшного Суда, не оскудеет великими старцами благочестия, молитвенниками и наставниками, подобно древним» 2 . И вот я дерзнул написать небольшой рассказ об одном из подвижников благочестия нашего времени – о приснопамятном архимандрите Ипполите (Халине), настоятеле Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Надо сказать, мне было страшновато приступать к этой работе, потому что не имею ни опыта, ни таланта писать, тем более на духовные темы. Однако, я получил благословение написать о батюшке, потому что мне несколько лет приходилось организовывать поездки в Рыльский Свято-Николаевский монастырь от московского храма Воскресения Христова в Кадашах, множество раз встречаться и беседовать с отцом Ипполитом. По милости Божией у меня нашлись силы писать, рассказ мой разрастался и вырос до размера целой книжечки, потому что появлялись все новые и новые сведения о батюшке Ипполите, а что-то я сам вспоминал. Я постоянно обращался за помощью к разным уважаемым мною людям, отдавал им на прочтение каждый новый вариант моей рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Завершился Крестный ход Москва-Минск-Киев, посвященный 60-летию Победы 04.08.2005 404 Время на чтение 6 минут 28 июля 2005 г. в день празднования памяти святого Равноапостольного князя Владимира в Киево-Печерской Лавре завершился Крестный ход, посвященный 60-летию Победы, по маршруту Москва -Минск-Киев. Настроение собравшихся у Киево-Печерской Лавры православных верующих отражал плакат, цитирующий слова преподобного Лаврентия Черниговского: " Как нельзя разделить Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа, - это един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию - это вместе - Святая Русь " . Проведение крестного хода благословили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, и Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. 24 мая Крестный ход двинулся из Москвы. Верующие прошли по территории России, Белоруссии и Украины (всего 1800 км), чтобы молитвенно почтить память наших отцов, дедов, прадедов, погибших во время войны. Служились панихиды, литии. На последнем этапе Крестного хода, в 6 утра из Китаевской пустыни около тысячи человек направились в Киево-Печерскую Лавру (расстояние около 8 км) к праздничной Божественной литургии. К молитвенному шествию по дороге присоединялись православные, приехавшие со всей Украины. Здесь можно было увидеть Наталию Михайловну Витренко, Владимира Романовича Марченко, (ПСПУ), Валерия Каурова, Руслана Запорожского (Единое отечество), Евгения Максименко (общественное движение " За Русь Святую и Веру Православную " ), Юрия Егорова (Русское движение Украины), Константина Шурова (Русская община Украины) и других политических и общественных деятелей, кому не безразлична судьба Киевской Руси. Победа в Великой отечественной войне - это общая победа трех братских народов. Мы воевали, проливая кровь и одолели врага потому что были едины Мы обратились к Богу и стали непобедимы. Как сказал архимандрит Кирилл (Павлов), участник Сталинградской битвы: " ...эта война действительно обратила людей к вере, и правительство совсем по-иному отнеслось к Церкви. В особенности, когда вышел декрет Сталина об открытии храмов в России. Это, несомненно, подвигло милость Божию к нашей стране, к нашей Церкви, к нашим людям " .

http://ruskline.ru/analitika/2005/08/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царские дни в Виннице Православные монархисты молитвенно отметили 95-летие Екатеринбургской Голгофы 19.07.2013 704 Время на чтение 3 минуты 95 лет отделяет нас от той страшной июльской ночи, когда совершилось беспримерное злодеяние - убиение Святой Царской Семьи. За годы богоборчества, казалось, было сделано всё, чтобы стереть всякую память о Венценосных Страдальцах и его близких, но спустя годы открылась правда - Государь Николай II и его Семейство прославлены в сонме святых Новомучеников. К ним, теплым заступникам и молитвенникам нашим, возносят свои молитвы православные во всех уголках нашей огромной Родины. Возносились молитвы ко святым Царственным Мученикам 17 июля и в разных храмах Винницы. В храме преподобного Лаврентия Черниговского совершалась ночная Божественная Литургия. Именно в те мгновения, когда приняли мученический венец Августейшие Страстотерпцы, возносились вечные молитвословия Литургии, прославляя подвиг святых, их победу во Христе воскресшем. Православные Винничины осознавали свое Евхаристическое единство с многотысячным сонмом верных в Храме на Крови, где в эти часы также совершалась ночная служба. В этот же день торжественная служба прошла в храме блаженной Ксении Петербургской. Второй престол этого храма посвящен святым Царственным Мученикам. На Престольный праздник Царского храма собрались прихожане разных храмов областного центра, чтобы соборно почтить память любимых святых. Во многих городских храмах были прочитаны Акафисты Страстотерпцам Романовым. 18 июля состоялся Вечер памяти Святых Царственных Мучеников. Традиционно устроителями памятных мероприятий выступили Русский Православный Центр «Святой Георгий» и Винницкий отдел Союза Русского Народа. Участниками торжественного собрания стали православные многих городских приходов. Встреча началась соборным пением молитвы «Царю Небесный» и гимна «Боже, Царя храни». Председатель Валерий Ковалев представил собравшимся доклад о значении Православной Монархии и причинах удручающего положения вещей современности.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/19/ca...

Вот и еще одного любимого народом батюшку, преподобного Лаврентия Черниговского (Проскуру) внесли в феврале с.г. в месяцеслов для общецерковного почитания. В ситуации нынешнего массового бесовского помрачения граждан Украины, активизации секты «киевского патриархата» и униатов, захвата канонических храмов раскольниками и исповедания претерпевающих гонения, провидческие слова преподобного, полвека назад воспринимавшиеся порой с недоумением, теперь обретают отчетливую подсветку, еще более поражают и вразумляют нас. Доживший до середины ХХ века, фактически наш современник, о. Лаврентий Черниговский, день памяти которого мы отмечаем 11 января по нов. ст., занял особое место в духовном пантеоне нашего народа, а также среди «земных ангелов», а ныне – «небесных человеков», ходатаев за нас пред Престолом Божиим. Во времена новейшей фазы современной смуты, когда становятся очевидными слова евангелиста «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 15-16), а также «...Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12, 25), для укрепления в вере и способности понимания истины мы обращаемся к жизненным образцам и наставлениям таких украинских подвижников и пророков, как о. Амфилохий Почаевский или о. Лаврентий Черниговский. Когда мы читаем пророчества преподобного старца Лаврентия, мы не можем не дивиться его прозорливости. Батюшка Лаврентий, беседуя с архимандритами Феофаном и Никифором и своими близкими, говорил настойчиво и строго, с предупреждением: «Наши родные слова — Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не Крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае». Отец Лаврентий говорил простые и понятные слова, чистую правду:

http://pravoslavie.ru/92776.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010