Богочеловек или Человекобог? Преподобный Иустин (Попович) и Ф.М. Достоевский Среди угодников Божиих, прославленных Православной Церковью , есть имя нашего современника, почившего в 1979 году преподобного Иустина (Поповича), верного сына Сербской Православной Церкви и сербского народа, выдающегося богослова и редкого молитвенника. Этот, без сомнения, великий святой XX века, был исполнен великой любви ко Господу нашему Иисусу Христу и святой Православной Церкви. Он глубоко любил народы-носители святой Православной веры: родной ему сербский, а также греческий и русский народы. Прп. Иустин еще простым монахом, в 1916 году, полгода учился в Духовной академии в Петрограде. И хотя из-за смуты того времени ему пришлось уехать из России в июне 1916 года, отец Иустин, очень проницательный и трудолюбивый, за это короткое время все-таки хорошо узнал и полюбил православную Россию; он познал, как он сам позднее говорил, рай и ад православной русской души, ее святыни и ее падения. Прп. Иустин очень ценил религиозный опыт Ф. М. Достоевского, которого читал в оригинале и считал своим «учителем и... мучителем». Он писал, что проблемы творчества Достоевского – это «вечные проблемы человеческого духа; и если человек называется человеком, то он должен ими заниматься». Через Достоевского, по слову отца Иустина, «говорят все муки человеческого существа, все его боли, все его надежды. Мало таких, кто так как он (Достоевский – иеродиакон Мефодий) переболел бы проблемами человеческого существа во всем их трагизме». 1 Можно не сомневаться, что знакомый с творчеством Феодора Михайловича с отрочества, монах Иустин, будучи студентом Петроградской Духовной академии, здание которой находилось за Александро-Невской Лаврой на набережной Обводного канала, 2 посещал и молился на могиле русского писателя и провидца на Тихвинском Лаврском кладбище-некрополе. Впоследствии отец Иустин написал докторскую диссертацию на тему: «Философия и религия Ф. М. Достоевского». Богословие самого прп. Иустина сконцентрировано на спасительный реальности Богочеловека Христа – этой величайшей тайне, величайшем сокровище и радости Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Новомученики Ясеновацкие ЖМП 7 июль 2012 /  6 июля 2012 г. Нечужие святые Для Сербской Церкви, так же как и для Русской, ХХ век стал временем испытания веры. Свидетельством этого служат жизнеописания преподобных и мучеников, которые были прославлены Сербской Церковью в 2010 году и решением Священного Синода от 6 июня 2012 года включены в Месяцеслов Русской Церкви. Преподобный Иустин Челийский память 1/14 июня Преподобный Иустин (Попович) — один из крупнейших сербских богословов XX века. Его труды известны по всему миру и заслуженно пользуются большим авторитетом. Святой родился в городе Вранье на юге Сербии 25 марта 1894 года в семье, где было семь поколений священнослужителей. При крещении он получил имя Благое. В годы учебы в Белградской семинарии его учителем был будущий святитель Николай (Велимирович). Пройдя дорогами Первой мировой войны в качестве санитара, юноша в 1916 году принял монашеский постриг с именем Иустин в честь преподобного Иустина Философа. Короткое время он провел в Англии, а затем митрополит и король сербский направили монаха в Санкт-Петербург. Впечатленный благочестием русского народа, отец Иустин испытывал глубокое благоговение перед русскими святыми. В дальнейшем узы дружбы связывали его с русскими епископами, нашедшими убежище в Сербии после переворота 1917 года. Вскоре сербский монах был вынужден покинуть Россию и продолжил образование в Оксфорде (1916–1919). По возвращении в Сербию Иустин стал преподавателем в семинарии в Сремских Карловцах, а оттуда отправился в Афины, где защитил диссертацию на тему " Проблема личности и познания у святого Макария Египетского " . Еще во время учебы святой Иустин вел плодотворную аскетическую жизнь. После его смерти был обнаружен личный дневник, в нем святой Иустин отмечал, что совершал каждый день от 500 до 1000 поклонов и произносил от 1000 до 2000 раз Иисусову молитву. Во время Великого поста он увеличивал это молитвенное правило. В 1922 году митрополит Димитрий рукоположил Иустина во священника. В том же году он стал преподавателем экзегезы в семинарии в Сремских Карловцах и занимал эту должность несколько лет.

http://e-vestnik.ru/analytics/nechuzhie_...

священник Димитрий Трибушный Содержание Иустинология: от мифа к логосу От христологии к христологии Таинство твари Воплощение логосов Онтология и (или) история Воплощение Логоса Таинство причастия (Ологосенье твари. Воплощение твари в Логосе) От Владимира Соловьева к протопресвитеру Василию Зеньковскому Преподобный Иустин Челийский – «малый пророк» метафизики всеединства Источники и литература     Автор статьи: Священник Димитрий Олегович Трибушный – выпускник филологического факультета Донецкого национального университета (1997) и Одесской духовной семинарии (2002). Штатный клирик Свято-Серафимовского храма г. Макеевка Донецкой епархии (zhivoirodnik@gmail.com). Статья посвящена рецепции понятия «всеединство» в богословской системе преподобного Иустина Челийского . Преподобный Иустин (Попович) – мыслитель, испытавший значительное влияние русской религиозно-философской мысли и метафизики всеединства в частности. О степени подобного влияния свидетельствует, например, тот факт, что именно Попович использовал соловьевское понятие «всеединство» в курсе догматического богословия для выражения ключевых идей своей системы. В статье предлагается ключ к реконструкции системы преподобного, включающей как наиболее традиционный – исторический, так и оригинальный – онтологический – уровни. Некоторые аспекты учения о логосном всеединстве прп. Иустина сравниваются с идеями русской метафизики всеединства, что позволяет говорить об их идейной близости. При этом подчеркивается, что сведение его творчества к охранительным или просветительским задачам было бы крайним и недопустимым упрощением. Так же, как и причисление его к представителям христианского модернизма. Оригинальную концепцию всеединства сербского святого нельзя отождествить ни с системой Владимира Соловьева, ни с системами соловьевских учеников. Иустинология: от мифа к логосу Преподобный Иустин Челийский – последний представитель православного варианта метафизики всеединства в XX веке. Этот факт до сих пор остался незамеченным многочисленными исследователями творчества святого. Несмотря на очевидную связь мысли сербского богослова с идеями отечественного религиозно-философского ренессанса, имя его ни разу не встречается в списках последователей Соловьева и его учеников, его идеи не систематизированы, концепция не включена в соответствующий контекст 1 . Между тем, как показал в своих исследованиях профессор Богдан Лубардич, преподобный Иустин воспринял следующие идеи русских мыслителей:

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Философские пропасти Аудио I. АГОНИЯ ГУМАНИЗМА Средоточие трагизма Европейский человек на раскаленном перепутье Прогресс в мельнице смерти Высшая ценность и непогрешимый критерий Меж двух философий Невидимое в видимом (тайна добра и зла) Страшный суд над Богом II. РАДОСТИ И ГОРЕСТИ, МЫСЛИ И ОЩУЩЕНИЯ Мой рай и мой ад (смысл жизни и мира) Скорбно и для херувимских сердец Осуждение на бессмертие Вопль о Христе III. ВОДОРАЗДЕЛ Метерлинк перед великой тишиной Достоевский как пророк и апостол православного реализма О рае русской души На водоразделе культур Пасха и сербские бессмертные О неприкосновенном величии человека IV. СКОРБИ И ЖЕЛАНИЯ Роение бесконечностей На террасе атома Бунт клещей Вниз по шумному водопаду времени Она – неодолимая обольстительница Серна в потерянном рае. Исповедь.     Впервые публикуется русский перевод цикла философско-лирических очерков выдающегося сербского богослова и патролога ХХ века архимандрита Иустина (Поповича) , хорошо известного в России. Автор прослеживает пути человеческой мысли к обретению истины о мире и человеке, проложенные, с одной стороны, гуманистической философией, а с другой – православной философией Богочеловека. Эти два пути архимандрит Иустин открывает читателю в учениях римокатолической и православной Церкви, философии Метерлинка и Достоевского, идеологии западного человека и русских и сербских святых. Удивительный сплав богословия, философии, художественного повествования и лирики, вылитый в особом языке и стиле, имеет немного аналогов в современной христианской литературе. Перевод, тщательно отредактированный и по возможности сверенный с первоисточником, ориентирован на широкие читательские круги, интересующиеся православной мыслью и духовностью. При наборе текста для удобства чтения цитаты из церковно-славянского перевода Библии продублированы текстом из Русского синодального перевода, а цитаты, рекомендуемые для сравнения, вынесены в конец книги. От редактора Архимандрит Иустин (Попович) (1894–1979) – один из величайших деятелей Сербской Православной Церкви ХХ века, в 1993 году прославленный в лике местночтимых святых и глубоко почитаемый на православных Балканах. Отец Иустин пришел в этот мир и ушел из него в один день – 25 марта (7 апреля), в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Архив Интернет-журнал/Идеи и концепции О человечности и бесчеловечности. Ч. 3–4 Епископ Афанасий (Евтич) Фото: иеродиакон Игнатий (Шестаков) Полнота Православия – в православном гуманизме, или, как преподобный Иустин (Попович) часто подчеркивал, – в православном Теогуманизме (=  Богочеловечестве ), в Богочеловеческой Личности Христа. Во Христе явлен истинный гуманизм , говорит преподобный Иустин, бывший, кстати сказать, не только православным гуманистом, но и строгим критиком гуманизма западного, обнаженного. В своей книге « Бездны философии » он подчеркивает, что подлинный, настоящий гуманизм – это когда Бог и человек находятся в вечной общности и Богочеловеческом единении, без слияния и умаления. Один только «чистый» человек, подчеркивает преподобный Иустин, есть лишь homo , а это значит humus ( земля ). (Так и на еврейском языке первый человек, Адам, означает землю ( adamah ), т. е. он земной, земляной. ) Естественно, в своем физическом составе человек имеет определенную долю земли, но человек – не только земля. Ницше в XIX веке утверждал: «Я – тело и только тело», но это значит, как сказал бы праведный Иов, что пища я червям, гроб мне – отец, а земля – мать (Иов. 7, 5; 17, 14)! «Человек – это тело, человек – это и животное», – смело можем мы сказать (лучше сказать «живинка», как говорила моя мать, в смысле живое существо ), однако человек – не только тело и не только животное. Ведь человек – и тело , и живая душа одновременно, как свидетельствует Священное Писание (Быт. 2, 7; 1 Кор. 15, 45–47), и лишь благодаря живой душе в живом теле человек есть человек, живой и личный человек. Ведь человек – это живой образ Живого Бога. Здесь мы подходим к пониманию подлинного гуманизма , истинного христианского теогуманизма , гласящего, что человек есть настоящий человек лишь как образ Божий, как живое и личное начертание Бога, то есть, с точки зрения библейской, христианской традиции, он – живая личность , действительно личное существо , единый и единственный живой божественный образ , сотворенный, неповторимо повторенный в человеке, как среди людей сын являет живой образ своего отца .

http://pravoslavie.ru/jurnal/07013011421...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская Церковь канонизировала двух известных подвижников-русофилов Архиерейский Собор единодушно внес в диптихи святых отцов Иустина (Поповича) и Симеона (Поповича) 30.04.2010 495 Вчера, 29 апреля, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на рабочем заседании единодушно принял предложения епархиальных архиереев и внес в диптихи святых Православной Церкви имена блаженнопочивших архимандрита Иустина (Поповича) (1894–1979), духовника монастыря Челие под Вальево и Симеона (Поповича), настоятеля монастыря Дайбабе под Подгорицей (1854–1941), сообщает официальный сайт СПЦ. Решением Архиерейского Собора установлено, что память преподобного Иустина Челийского будет отмечаться 1/14 июня, а память преподобного Симеона Дайбабского 19 марта/1 апреля. Чин торжественного прославления канонизованных угодников Божиих состоится 2 мая за Божественной литургией в храме Святого Саввы на Врачаре. Великий подвижник и духовный писатель, архимандрит Иустин (Попович) родился в городе Вране в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Позднее будущий святой учился в Петербургской Духовной академии, затем - на теологическом факультете в Оксфорде. Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Спустя некоторое время он преподавал в семинарии и, окормляя многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет. Огромная роль в формировании личности архимандрита Иустина принадлежала России. Тесные дружеские связи и духовное наставничество он обрел в среде живших в Королевстве Югославия русских изгнанников. Отец Иустин сердцем болел о дорогой ему России, молился о своих русских братьях. В 1926 г. он защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.). Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года отец Иустин - преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года — доцент Теологического факультета в Белграде. С мая 1948 года до кончины подвизался в монастыре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие богословские труды. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/30/se...

Глава 7. Понятие человеческой личности в сербской богословской мысли XX века Сербская богословская мысль в двадцатом веке в поиске ответов на проблемы современного мира живо вращалась вокруг темы личности Бога и человека. «Сербскому народу Бог дал двух великих лю­дей» – преп. Иустина (Поповича) и свт. Николая (Велимировича), которые были людьми «живого примера и живого слова» и носили глубоко в своих сердцах трагические вопросы современного человека, «отвечая на них из глубины своего православного существа». 893 Епископ Николай (Велимирович) – гениальный богослов с мировым именем, почетный доктор нескольких всемирно известных университетов, 894 «величайший сербский церковный мыслитель», который называется порой даже «апостолом нашего времени». 895 Преподобный архимандрит Иустин (Попович) , относившийся к владыке Николаю как «к своему отцу и учителю», 896 также признается одним «из самых выдающихся современных отцов православного богословия», 897 «личностью подлинно святоотеческого размаха», 898 далеко превосшедшей границы Сербии. 899 Отец Иустин «оставил после себя богатейшее богословское, философское и агиографическое насле­дие». 900 Его богословские работы, по выражению академика Иоанна Кармириса, представляют вершину духовного самовыражения Сербской Церкви. 901 Не случайно, что оба святых богослова сравниваются с «великими Отцами Церкви» 902 и «вселенскими учителями», 903 принадлежащими всему миру. 904 И хотя подробный анализ мыслей свт. Николая свидетельствует, что он говорил о человеческой личности «несистематическим образом», тем не менее, именно он «первым среди сербских богословов переместил понятие личности с уровня психологии и этики на уровень онтологии». 905 Вслед за ним архимандрит Иустин уже систематически и глубоко проникает в тайну личности человека. Мы полагаем, что можно утверждать, что сербское богословие двадцатого века в лице свт. Николая (Велимировича), преп. Иустина (Поповича) и их преемников, «крупнейших сербс­ких богословов и архипастырей» 906 митр. Амфилохия (Радовича) 907 и еп. Афанасия (Евтича) , 908 является органическим продолжением и развитием «персонального, ипостасного подхода» 909 восточного православного богословия. При этом термин «личность» практически всегда оказывается синонимичен ипостаси, лицу, персоне 910 в их халкидонском смысле. Несмотря на большое разнообразие мыслей и часто поэтический язык, сербское богословие личности двадцатого века позволяет провести обобщение и систематизировать его взгляды на основные свойства богословского понятия человеческой личности. Среди этих свойств: апофатичность (таинственность), сообразность Богу, логосность, обладание собственной природой, целостность, познавательная способность, свобода, уникальность, творчество и синергичность, динамизм, общение и кафоличность, перихоретичность, нравственность и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Философские пропасти «Философские пропасти» — цикл очерков преподобного Иустина (Поповича). Их жанр не легко определить: ёмкие, цельные тексты, совместившие в себе философию, богословие, высокую поэзию, проповедь и притчу. В философской терминологии это творение Иустина (Поповича) можно отнести к экзистенциализму: вопль человеческого существа среди бессмыслицы, зла и тленности мира к Богу. Философия ввергает человека в пропасти «проклятых вопросов». Подлинная философия знает, что единственный выход — «взывать из бездны к Господу» вслед за Псалмопевцем. «Этот мир… Что такое этот мир со всеми своими муками и тяжестями, трагедиями и страстями, как не безнадежный смертник? Да, безнадежный смертник, который постоянно в муках умирает и никак не умрет. Что нам остается? Скрежетать зубами и бунтовать? Но против кого и против чего? Эх, тщедушное человеческое создание никак не может найти главного виновника?! Оно дано людям лишь в той мере, чтобы они могли им тщетно мучиться, ощущая свою трагическую безысходность в этих ужасных условиях существования. Сознание человека – маленький светлячок в непроглядной ночи, повсюду вокруг сплошная темнота и непроглядный мрак. Гонимый неким внутренним беспокойством, бедный светлячок мчится из мрака в мрак, из малого в больший.  Но вершина ужаса в том, что величайший мрак есть наименьший из тех, что дальше. И так – бесконечность мрака.» От редактора Архимандрит Иустин (Попович) (1894-1979) – один из величайших деятелей Сербской Православной Церкви ХХ века, в 1993 году прославленный в лике местночтимых святых и глубоко почитаемый на православных Балканах. Отец Иустин пришел в этот мир и ушел из него в один день – 25 марта (7 апреля), в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Отец Иустин долгие годы занимался преподавательской деятельностью в духовных семинариях Югославии и на богословском факультете Белградского университета. В 1948 году он удалился в монастырь Челие (западная Сербия), где до конца жизни занимался творческой, переводческой и издательской деятельностью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=834...

Правда о Сербской Православной Церкви в коммунистической Югославии В память об отце Иустине 31 мая 1979 г. Святая Гора Изгнанный из Университета в 1945 году, переживший арест и допросы и вновь изгнанный, отец Иустин в 1948 году приехал в небольшой расположенный в горах монастырь Челие, где и пребывал вплоть до конца своей жизни как несвободный узник коммунистического режима. Доверяя ему, как никому другому в Сербской Православной Церкви, верующий сербский народ приходил к нему и изливал свои скорби и печали, терзаясь душой из-за общей несвободы, из-за гонения на веру и Церковь , на «крестную славу», на души православных христиан – на все то, что и было, и есть сербское, православное, свято-саввское, свято-косовское. Лишенный возможности сделать нечто большее – причем ни сербские Патриархи, ни епископы к нему, как правило, не прислушивались (а некоторые из епископов были даже изгнаны с кафедр за связь с ним), – отец Иустин и свои собственные, и народные муки под коммунистическим игом изливал в плаче, подобном плачу Иеремии, и в молитвенных воплях ко Христу Распятому. За каждое смелое слово или проповедь , за каждый текст или богословскую книгу, которые появлялись за границей, он имел неоднократные приводы в валевское или белградское Управление госбезопасности, где был допрашиваем и «переубеждаем», а затем вновь отправляем на заточение в Челие без права выхода из него на целые месяцы. И так все это продолжалось из года в год. Сестры Челийского монастыря и паломники постоянно претерпевали разного рода угрозы и запугивания, изощренность которых всем нам хорошо известна. Как «сокровенная совесть Сербской Церкви», как назвал его греческий академик Кармирис, он не мог не написать такого поистине мученического текста, как свидетельство о правде о Сербской Православной Церкви под коммунизмом Иосипа Броза и окружающих его «богов и божков, больших и малых идолов»: Ранковича, Пенезича, Бакарича, Карделя, Фадиля Ходжи... и разных иуд. Текст был составлен в январе 1960 года и подготовлен к обнародованию «самиздатом» в стране и в печатных изданиях за границей. С текстом ознакомились некоторые епископы и – кивки головой, отмашки, замыкание в себе – «страха ради горшего»...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«Я обязан благовествовать Евангелие, ибо оно стало волей моей воли, душою моей души, совестью моей совести, существом моего существа. Без него — нет меня. Исключите евангельскую истину из меня, евангельскую правду, евангельский рай, и я — ложь, и грех, и ад! Без Евангелия я есмь без моего бессмертия, без своей вечности, без своей радости, без своего благовестия, — зачем мне тогда жизнь, зачем душа, зачем тело, зачем совесть, зачем мир, зачем небо!..» — так говорил о себе архимандрит Иустин (Попович), ныне — преподобный Иустин Челийский, прославленный Сербской Церковью в лике святых в 2010 году. Он пришёл в этот мир и ушёл из него в один день — в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Его так и назвали — Благое; благовестие Бога стало его дыханием, смыслом всей его жизни. Когда умерла его мать, он, глядя на «бесконечно умилительную благость и доброту» её лица, пережил, по его собственным словам, некое «физическое ощущение бессмертия». Впоследствии этот опыт будет просвечивать во всём его творчестве: он пишет о бессмертии человека так, что ты не просто вспоминаешь о своей бескрайности и бесконечности, но и явственно начинаешь чувствовать её. Ещё в тринадцать лет, во время учёбы в Белградской Свято-Саввской семинарии, где его учителем был святитель Николай (Велимирович), Благое положил за правило каждый день прочитывать по три главы из Нового Завета. Правило это он соблюдал до конца жизни. Позже, будучи уже преподавателем семинарии, он видел главной своей целью научить воспитанников прежде всего жить по Евангелию, научить их претворять евангельские истины в свою природу. Отец Иустин всегда много заботился о молодых людях, у которых возникали серьёзные духовные вопросы. И в нём самом на протяжении всей жизни проявлялась какая-то постоянная внутренняя молодость и удивительная живость духа. До последнего вздоха он был исполнен восторга перед всяким новым открытием и Божиим чудом: в цветке, в глазах, в человеке и в мире. Получивший прекрасное образование (помимо Белградской семинарии он учился в Санкт-Петербургской духовной академии, в Оксфорде, в Афинском университете) и обладавший редким философским чутьём, он плакал над трагизмом человеческого бытия без Бога и признавался: «Вот, я бы был каким-нибудь взбалмошным философом, вроде слабоумного и тоскливого Ницше, если бы не встретил Господа Христа моего!..»

http://pravoslavie.ru/65363.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010