Аннотация «Молитвы Божией Матери, учение Церкви о Ней, и новые чудеса Ее» – этот подзаголовок вполне описывает содержание книги Вениамина (Федченкова) . «Эта книжечка издается с единственной целью: чтобы молились Заступнице». В таких словах митрополит Вениамин (Федченков) , выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, богослов, оставивший обширное литературное наследие, сообщает читателю о причинах, побудивших его написать книгу о Пресвятой Богородице. «Исчезает из жизни молитва», – с горечью говорил владыка. В книге «Всех скорбящих Радость» он всеми возможными способами стремится показать, что молитвенное делание есть истинная жизнь души, основание духовного возрастания, и даже нарушает каноны повествования, помещая молитвословия в первые главы, а не в приложение, как это обычно делается. «Всех скорбящих Радость» начинается молитвами ко Пресвятой Богородице преподобных Ефрема Сирина , Парфения Киево-Печерского, Максима Грека . Вдохновленный песнопениями Октоиха, владыка составил «Молитвенный вопль» к Царице Небесной. Митрополит Вениамин приводит живое описание земного пути Девы Марии, опираясь на свидетельства Ее современников – священномучеников Дионисия Ареопагита , апостола от 70–ти († 96), и Игнатия Богоносца († 107), – что позволяет уйти от схематизма, подчас присущего агиографическим сочинениям. В сборнике цитируются высказывания святых отцов Церкви о Божией Матери. Книга рассказывает также о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы, о знамениях и удивительных событиях последнего времени. Митрополит Вениамин писал эту книгу в Нью–Йорке около 1940 г., будучи экзархом Русской Православной Церкви в США. В России «Всех скорбящих Радость» печатается впервые. Текст дополнен примечаниями и недостающими ссылками на библейские и богослужебные источники. Молитвы ко Пресвятой Богородице Молитва первая, святого Ефрема Сирина 1 О Дево Владычице Богородице, Творца и Господа видимых всех и невидимых, Единаго от Троицы, Бога же и Человека рождшая! Обиталище Божие, вместилище святыни и благодати, в немже, благоволением Бога Отца и содействием Святаго Духа, телесне вселися полнота Божества! Всякое создание высотою превосходящая! Славо и утешение, радость и веселие Ангелов! Апостолов и пророков царственный венче; преестественная крепосте мучеников; ублажение и хвало преподобных, споборнице в их подвизех и побед подательнице; непрелестная путеводительнице спасения, безмолвия наставнице, двере откровений и тайн духовных; источниче света, врата жизни вечныя; неистощимая реко милосердия, море дарований и чудес неисчерпаемое!..

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > В чем истинное призвание России? «Слайдовый фильм митр. Вениамина (Пушкаря) «Крещение Руси» 27.07.2022 4484 Время на чтение 3 минуты В чем истинное призвание России? Слайдовый фильм митрополита Вениамина (Пушкаря) «Крещение Руси» В нынешнее время мы как-то незаметно забываем об истинном призвании нашего государства, забываем о тех, кто созидал Россию. Мы отвыкаем от своей родной истории, а если и вспоминаем её, то лишь как набор каких-то фрагментов, событий, исторических дат, в которых не видим духовной связи, не осознаем великий смысл тысячелетнего пути России. Фильм митрополита Вениамина (Пушкаря) «Крещение Руси» раскрывает перед нами суть исторического призвания нашего Отечества. Показывает, на какой духовной почве и ради чего зарождалась Русь. Этот фильм – мощное духовное напоминание всем нам, для чего Господь создал Россию, какими великими жертвами, трудами, подвигами воздвигалась Русь. Это напоминание о том, какой великий безценный дар дал Господь русскому народу, приведя его через Своих святых, через Своего избранника великого князя Владимира к Крещальной купели Днепра. В картине мы видим образы отцов-основателей России. Святого Апостола Андрея, пришедшего с Благой Вестью на берега Днепра. Святых просветителей словенских, великих равноапостольных подвижников Мефодия и Кирилла, Божественным Словом осоливших Русь, умы и сердца наших славянских праотцев. Перед нами величественный образ святой равноапостольной великой княгини Ольги и ее святого внука равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь. И образ сына святого Владимира – великого князя Ярослава Мудрого, завещавшего потомкам «иметь страх Божий, ходить путями Евангельского учения, во всем подражать Христу и хранить веру Православную как свою жизнь и даже больше жизни». Мы видим наши величественные храмы и монастыри, украсившие Русскую землю. Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра, Троице-Сергиева лавра… Множество величайших православных обителей Руси. Видим наших преподобных, святителей, наших новомучеников, святых князей и царей.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2022/02/09/v_c...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Посмотрим старое православное кино Для укрепления в благочестии и вере сейчас следует обращаться к старому православному кино, запечатлевшему эпоху церковного возрождения 27.10.2021 2374 Время на чтение 13 минут Фото: из личного архива автора В начале 1925-го года митрополит Вениамин (Федченков, 1880–1961), находясь на Балканах, писал своему знакомому священнику Александру в Париж: «Насколько приходилось слышать (кажется, через... С.Н. Дурылина), — говорили и Оптинские старцы: после этих ужасов будет семьдесят лет удивительного расцвета веры, и благоденствия России... А уже потом — ужаснее... И после какого-то короткого мнимого говорения: мир и безопасность — конец...». Эти слова владыка Вениамин приводил в том контексте, что большевистские гонения несомненно кончатся: «Преподобный Серафим... сказал одной из духовных дочерей — Дивеевских сестёр: до антихристовых времен не доживёте, а времена антихристовы переживёте. Замечательные слова! Сейчас Россия переживает эти времена... Подлинно они антихристовы по существу и даже почти по масштабу... Но Вы видите, что эти времена “переживутся”, то есть между ними и антихристом будет какой-то промежуток времени иной, то есть мирный, благополучный». Так владыка Вениамин утешал священника Александра тогда, когда не исполнилось ещё и десяти лет Октябрьской революции. Сегодня нас особенно интересует тот период семидесяти лет расцвета веры и благоденствия России, который, по словам владыки Вениамина, должен был наступить сразу после окончания гонений на Церковь,и завершится он следующим историческим периодом, более ужасным, как говорит владыка, чем большевистский. Сомневаться в подлинности его слов не приходится хотя бы потому, что блаженной памяти архимандрит Иоанн (Крестьянкин) включил их в свою книгу «Размышления о бессмертной душе». Оба пастыря пребывали в духовном родстве друг с другом в составе братии Псково-Печерского монастыря, хотя и не в одно и то же время, но на отстоянии небольших шести лет, прошедших между кончиной владыки Вениамина и приходом в монастырь отца Иоанна, будущего авторитетного всероссийского духовника.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/27/po...

О судьбе церковно-славянского Богослужебного языка в России и о многом другом. В эфире протоиерей Артемий Владимиров, ведущая Елена Путинцева. 24.10.2013 21:00:31 Кульков Сергей Андреевич Приветствуем вас, дорогие братья и сестры, в эти Успенские тихие и светлые дни, когда прославляется Царица неба и земли, восходящая во славе к Сыну Своему и Богу нашему Иисусу Христу. В этот Успенский вечер мы предлагаем вам живое общение в прямом эфире с протоиереем Артемием Владимировым. Батюшка, благословите. С праздником Вас. - Приветствую вас, дорогие друзья. - У микрофона ведущая Елена Путинцева, за режиссерским пультом Ирина Моисеева. Мы будем рады вашим звонкам и сообщениям на короткий номер, в начале сообщения не забудьте написать слово «Вера». В прошлый раз, батюшка, Вас просили высказать свое мнение о книге митрополита Вениамина Федченкова «Успение». И, вот, эта небольшая, но очень глубокая по содержанию брошюра у нас перед глазами, и хотелось бы рассказать, что в этой книге очень много и воспоминаний, и живых впечатлений Святителя о том, как этот праздник служился и в Псково – Печерском монастыре, и в других святых обителях. Вот, в частности, митрополит Вениамин называет праздник Успения самым главным Богородичным праздником и славой Ее , и находит много общего с праздниками Вознесения Господня и Благовещения. Батюшка, скажите свое мнение, пожалуйста, об этом труде митрополита Вениамина.  - Все, что написал приснопамятный митрополит Вениамин Федченков, глубоко церковно и духовно. Живя и оканчивая свой век в России, в советское время, митрополит не мог обращаться с живым словом, ибо был, по существу, заключен, огражден стенами обители от тысяч душ, которые, конечно, жаждали духовного слова. Однако, будучи новозаветным книжником, живя Писанием и Преданием, он оставил нам огромное литературное наследие, в числе которого его очерки, касающиеся двунадесятых праздников. Пишет Святитель всегда тепло, просто, из глубины молитвенного сердца. Не случайно ему принадлежат очерки о святом праведном Иоанне Кронштадтском, преподобном Серафиме Саровском. Митрополит Вениамин воистину плоть от плоти, кость от кости Матери - Церкви, вот почему в книжечке об Успении мы найдем бережно, кропотливо собранные предания о внешности Пресвятой Девы Марии, Ее переписку с апостолами. Митрополит вдумывается в литургические тексты, они служат для него источником размышления; книга эта питает, назидает, и, конечно же, все им написанное, сегодня востребовано полностью.

http://radonezh.ru/text/o-sudbe-tserkovn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святителей ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕФРЕМ († 1454), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИННОКЕНТИЙ (Борисов Иван Алексеевич; 1800-1857), архиеп. Херсонский и Таврический, свт. (пам. 25 мая, в Соборе Киевских святых, в Соборе Липецских святых и в Соборе Одесских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ИОАНН V (III) МИЛОСТИВЫЙ († 620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони))

http://pravenc.ru/rubrics/123216_2.html

Скачать epub pdf Приложения. Библиография Литература об Оптиной пустыни [Агапит (Беловидов), архимандрит]. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1996. Агапит (Беловидов), схиархимандрит. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия с портретом и факсимиле: В 2 ч. ТСЛ (1), 1992. Амвросия (Оберучева), монахиня. Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий. М., б. г. Андроник (Трубачев) , игумен. Преподобный Амвросий Оптинский . Жизнь и творения. Валаам, 1993. (Библиогр.: с. 218–222). Афанасьев В. Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни. М., 2003. Благословенная Оптина. Воспоминания паломников об обители и ее старцах. М., 1998. Быков В. П. Оптина пустынь//Быков В. П. Тихие приюты. Изд. Св.-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1993. С. 106–292. Варсонофий Оптинский , преподобный. Духовные стихотворения. М., 1996. Вениамин (Федченков) , митрополит. Оптина; Старец Нектарий; Заметки о последних годах жизни старца иеромонаха Нектария; Рассказы об о. Нектарии// Вениамин (Федченков) , митрополит. Божьи люди: Мои духовные встречи. М., 1997. С. 100–191. Венок от Шамордина на могилу Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ко дню столетия со дня рождения (23 ноября 1812 – 23 ноября 1912). Шамордино, 1912. Воспоминание духовной дочери об Оптинском старце иеросхимонахе Амвросии Гренкове . Б. м., б. г. Высокопреосвященный Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий, и его время: В 3 т./Сост. архим. Сергий (Василевский) . Казань, 1888. Григорий (Борисоглебский) , архимандрит. Сказание о житии Оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия. М., 1893. Е[раст, иеромонах] В[ытропский]. История Козельской Введенской Оптиной пустыни (краткая). Изд. Оптиной пустыни. Сергиев Посад, 1906. Е[раст, иеромонах] В[ытропский]. Краткое сказание о жизни Оптинского старца иеросхимонаха отца Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сортировать по Исключить новости Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 26 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 – †5.2.2006 С преподобным преподобен будеши… Древнее изречение явило свою вечную правоту в жизни отца Иоанна. Он застал многих людей, которых мы теперь почитаем в лике святых Русской Церкви. В отрочестве он паломничал к старцу священноисповеднику Георгию Коссову 1 . Большое влияние на юного Ивана оказал священномученик владыка Серафим (Остроумов). Батюшка приобщился и к оптинской традиции, окормляясь у последнего оптинского старца игумена Иоанна (Соколова). В монахи батюшку постриг духовник — глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов) 2 . Псково-Печерский монастырь познакомил батюшку с преподобным иеросхимонахом Симеоном (Желниным) 3 и сослужителем праведного Иоанна Кронштадтского митрополитом Вениамином (Федченковым) 4 . Архимандрит Иоанн родился в Орле. С шести лет проходил пономарское послушание; был при владыке Серафиме (Остро­умове). Закончив среднюю школу и бухгалтерские курсы, работал в Москве бухгалтером, окормлялся у игумена Иоанна (Со­колова), последнего оптинского старца. В январе 1945 г. митрополит Николай (Ярушевич) рукоположил его во диакона, а 25 октября 1945 г. Святейший Патриарх Алексий I совершил иерей­скую хиротонию в Измайловском храме Рождества Христова. Закончив Московскую Духовную семинарию и академию и подготовив в 1950 г. диссертацию, отец Иоанн не смог ее защитить, потому что был арестован как ревностный пастырь и приговорен к семи годам лагерей. Освобожденный досрочно в 1955 г., он был назначен в Псковскую епархию, а через два года — в Рязанскую, где за 11 лет служения 5 раз перемещался с прихода на приход. 10 июня 1966 г. отец Иоанн принял монашество. Постригал его глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов). В марте 1967 г. иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. В 1970 г. он был введен в сан игумена, в 1973 г. — в сан архимандрита.

http://pravmir.ru/arhimandrit-ioann-kres...

Скачать epub pdf О проповедях отца Иоанна Мы публикуем проповеди насельника Псково-Печерской обители, нашего монастырского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . Сокрывшись от мирской жизни в монастырских трудах и подвигах, отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял духовно и охранял его в жизни – его богомудрых наставников. От младенчества до юности – это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского . Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей – архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня (генеральша по происхождению) Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании обаяние Божьего человека, силу его духа и тепло любви к людям. Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына, а последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков) . Слово на Усекновение главы Пророка и Предтечи Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Митрополит Лавр у мощей преподобных отцов Киево-Печерской Лавры. Фото: В. Писаревский/Православие.Ru В день Торжества Православия, 16 марта 2008 года, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр не пришел на литургию в храм. Братия Свято-Троицкого монастыря города Джорданвилля (где находится резиденция первоиерарха) не на шутку взволновалась: последние дни владыка недомогал. Когда после богослужения монахи вошли к митрополиту, то увидели его покойно лежащим в кровати и уже отошедшим в мир иной. Скромный монах Митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в словакском городе Ладомирово. 11-летним мальчиком он поселился при монастыре преподобного Иова Почаевского в Ладомирове, основанного иноками Почаевской лавры, а через пять лет стал послушником. Позже он эвакуировался вместе с братией в Джорданвилль, где был основан новый Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии духовным центром РПЦЗ. Здесь Василий и принял постриг с именем Лавр, после его рукоположили в иеродиаконы, а затем и в иеромонахи. И он ступень за ступенью достигал вершины: игумен, архимандрит, епископ Манхэттенский, викарий Восточно-Американской епархии и секретарь Архиерейского Синода, настоятель Свято-Троицкого монастыря, управляющий Троицко-Сиракузской епархией, правящий архиерей и ректор Свято-Троицкой семинарии, архиепископ, заместитель первоиерарха РПЦЗ. И, наконец, на Соборе в октябре 2001 года Лавр был избран первоиерархом Русской православной церкви заграницей, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским. Однако, несмотря на регалии и высокий сан, владыка Лавр в памяти знавших его людей навсегда остался скромным монахом в простеньком подряснике. «Первые годы в монастыре я копал могилы, бывало, владыка заходил на кладбище, посочувствует, вспоминал, как сам копал, затем засунув за пояс подрясник, брал лом и полчаса помогал долбить замерзшую землю, – вспоминает о. Вениамин (Гомартели). – Когда в октябре собирали картошку, то владыка тоже присоединялся к нам и по полдня работал в поле. Старая закалка. Простой он монах и сердечный. И не мое это только мнение, когда был с ним на Афоне, то заметил, что все, знающие его, также на это смотрели».

http://pravoslavie.ru/36532.html

Оренбург. Успенский женский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Официально Успенская женская община была открыта 17 февраля 1866 года, и в тот же год началось строительство домовой церкви во имя свт. Николая Чудотворца. 28 сентября 1872 года Указом Святейшего Правительствующего Синода община была переименована в Успенский общежительный монастырь с таким числом сестёр, какое обитель может содержать на свои средства. Первой настоятельницей монастыря была назначена основательница общины Таисия (в миру Татьяна Алексеевна Кононова, ур. Амарцева (10.01.1806 – 8.03.1891), уроженка Оренбургской казачьей станицы Форштадта, управляла монастырём 37 лет, возведена в сан игумении в 1874 г.). В самом монастыре два храма – Успенский и Иверский. Главный храм – каменный, двухэтажный, в византийском стиле – был заложен в 1868 году по плану известного архитектора профессора Тона о восьми главах, построен на средства, собранные по «сборным книжкам» и с помощью многих благотворителей. Окончен он постройкой 13 сентября 1875 года и на следующий день освящён митрополитом Оренбургским и Уральским Митрофаном при игумении Таисии. Храм внутри расписан сёстрами под наблюдением известного художника Лукиана Васильевича Попова. На верхнем этаже – церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь нижнего этажа – Крестовоздвиженская, трёхпрестольная. Главный престол – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, правый – в честь Казанской иконы Божией Матери, освящён 19 октября 1875 года, и левый – во имя пророка Илии, освящён в Вербное Воскресенье 26 марта 1876 года. В церкви верхнего этажа тоже три престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящён епископом Вениамином I в 1881 году 20 сентября; правый придел – в честь свт. Николая Чудотворца, перенесения его честных мощей; левый – в честь св. вмч. Пантелеимона Целителя, освящён 30 сентября. Каменная колокольня построена в 1888 году. На втором её этаже устроена однопрестольная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери по обету игумении Таисии с сёстрами в память и благодарность за избавление обители от губительного пожара 1879 года, истребившего почти весь Оренбург. Иверский храм освящён 19 сентября 1893 года с благословения епископа Макария при игумении Иннокентии (1892–1913). В 1906 году тщанием иеромонаха Дмитриевского Борисо-Глебского монастыря Московской епархии о. Виталия на колокольне сооружены башенные часы на его средства. На святых воротах церкви – живописные изображения преподобных Антония и Феодосия Печерских, Архангела Михаила и свт. Николая Чудотворца. Позднее купол Иверской церкви и колокольни был украшен позолоченными звёздами.

http://sobory.ru/article/?object=36047

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010