Краткое жизнеописание митрополита Ташкентского и Туркестанского Арсения (Стадницкого) Глава I. Записки Авксентия Георгиевича Стадницкого Глава II. Дневник паломника-студента III курса Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого во время путешествия на Афон Глава III. Продолжение записок путевых впечатлений во время путешествия по Афону студента Авксентия Стадницкого Глава IV. Дневник студента Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого 1884–1885 годы Глава V. Дневник архимандрита Арсения (Стадницкого) Приложения Путешествие в Палестину и на Афон Краткое описание монастырей, скитов, келлий, подворий и храмов Афон Афон монашеский Андреевский скит Артемьевская келья Афанасия св. Лавра (Великая лавра) Ватопед Вознесения келья Дохиар Есфигмен Зограф Иверский монастырь Ильинский скит Каракалл Карея Котломуш (Кутлумуш) Ксенофонт Ксиропотам Молдавский скит Пантелеимоновский монастырь Пантократор Ставроникита Старый Русик Филофей Хилендарь Бессарабская губерния Киприановский монастырь Рождественский кафедральный собор в Кишиневе Киев Андреевская церковь Братский Богоявленский монастырь Киево-Печерская лавра Константинополь Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновское подворье Патриархия Софии Святой храм Москва Благовещенская церковь на Тверской улице Архангельский собор в Кремле Успенский собор в Кремле Чудов монастырь Новгород Антония Римлянина преподобного монастырь Одесса Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновского монастыря подворье Троицкая (греческая) церковь Палестина Благовещении Пресвятой Богородицы церковь в Назарете Церковь Вознесения Господня в Кане Галилейской (ныне г. Кфар-Кана) Горненский монастырь в Эйн-Кареме Гроба Господня храм в Иерусалиме Марии Магдалины церковь на Елеонской горе Петра и Павла церковь в Яффе Троицкий собор (миссийский) в Иерусалиме Румынское королевство Добровецкий монастырь Нямецкий Вознесенский монастырь Санкт-Петербург Александро-Невская лавра Сергиев Посад Вифанский Спасов монастырь Троице-Сергиева лавра Гефсиманский скит Черниговский скит Тамбовская губерния Троицкий Козловский монастырь Список сокращений библиографических названий Список сокращений, используемых в научно-справочном аппарате издания  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Гимнографический текст в контексте истории (На примере тропарей преподобного Авксентия Вифинского) Преподобный Авксентий В последней четверти ХХ века на Западе появился так называемый нарративный, или повествовательный, подход к истории и историческим источникам – с позиции, ярче всего выраженной Аверил Камерон: «История как текст» . Однако, как мы считаем, справедлив и обратный тезис: «Текст как история». В значительной степени он применим к литургическим и особенно к гимнографическим или церковно-поэтическим текстам, которые в той или иной степени могут отражать исторические реалии своего времени. Неправомерно рассматривать церковно-поэтический текст как элемент литературной «игры в бисер»: для своего времени он зачастую являлся не только знаком, но и боевым знаменем. Когда святитель Григорий Богослов, негодуя на Аполлинария, составившего еретические гимны, составлял свои поэмы, зачастую исполнявшиеся в церковном собрании, он давал в руки православным идеологическое оружие против ересей. Безусловно, для исследований византийской гимнографии в рамках тезиса «текст как история» необходим комплексный подход, привлечение собственно исторических, агиографических и вероучительных источников. В задачу этой скромной заметки входит проиллюстрировать данный тезис на примере гимнографического творчества святого Авксентия Вифинского – одного из авторов, стоявших у истоков византийской гимнографии. Для наших целей оно интересно как отражение монашеской, но также общецерковной жизни V века, чувств, чаяний и ожиданий православных ромеев (византийцев), их мировоззрения, страха перед грядущим Судом и надежды на воскресение и оправдание. Изучение гимнографических текстов следует проводить в максимально широком контексте с привлечением всех доступных нам источников. Для этого обратимся к житию преподобного Авксентия. Святой Авксентий – малоазийский подвижник V века, современник Халкидонского собора (451). Он родился в Сирии приблизительно в 420 году в благородной и знатной семье, получил прекрасное образование.

http://pravoslavie.ru/50315.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новомученики ( русские святые канонизированные после 1988 г.) АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/122344.html

монах Павел Эвергетинос О том, что нужно в простоте душевной повиноваться своим о Господе настоятелям и принимать от них наказания как исходящие от Бога и не сомневаться в них, не исследовать и не исправлять их, как бы они ни казались нам неполезными в настоящий момент А. Из Григория Двоеслова Благоговейнейший епископ Фортунат своими молитвами избавил одного одержимого от беснования, и злой дух вышел из человека. Когда день уже стал клониться к вечеру, лукавый обратился странником, пошел бродить по городу и кричать: – Ну, и Фортунат! Ну, и епископ! Нет, вы только послушайте, что он со мной сделал! Выгнал странника из своей кельи. Мне даже негде преклолнить голову. Нужели во всем городе не найду приюта для себя? В это время один человек с женой и ребенком сидел у домашнего очага. Он услышал крики прохожего, подозвал его и спросил, что у него произошло с епископом. Потом пригласил диавола в дом, посадил рядом с семьей поближе к огню. Так они сидели и разговаривали. В это время злой дух вошел в ребенка, бросил его в огонь и мгновенно убил. Только тут несчастный отец догадался, кого епископ прогнал и кого он пригрел в своем доме и на деле убедился, что нельзя считать себя лучше и человеколюбивее епископа. Б. Из жития святого Евфимия В лавре преподобного отца нашего Евфимия находился брат Авксентий, родом из Азии. И хотя он был умелым погонщиком мулов, но сколько лаврский эконом Дометиан ни просил его взять на себя заботу о животных как послушание, Авксентий все время отказывался и не хотел даже слышать об этом. Но кто-то же должен был ухаживать за мулами. Тогда Дометиан, взяв с собой священников Иоанна и Кариона, пошел к несговорчивому брату, чтобы снова просить его принять на себя эту работу. Но тот даже и слушать не захотел. Настала суббота. В этот день каждый мог обратиться к преподобному Евфимию. Тогда эконом пошел и рассказал святому про Авксентия. Старец тотчас же вызвал к себе непокорного брата и стал увещевать его, что нельзя, мол, жить только по своей воле, отказываться от дела, которое нужно всей братии, да еще проявлять такое упрямство и несговорчивость.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Кипрская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Юрий Максимов Святые Кипрской Православной Церкви 1. преподобный Аввакум . Упоминается как один из Аламанских святых IV века. Он подвизался в Каламифасе возле местности Фтерикуди, в области Никосии. Вёл строгую подвижническую жизнь до старости. Местные жители построили в честь святого храм, куда и поместили его мощи. 2. святая Авгона . Вела девственную жизнь ради Бога. В Пафской епархии сохранились места, названны в её честь. 3. преподобный Авксентий . Был воином из Аламана, который прибыл на Кипр, чтобы принять монашество, жил в пещере между деревнями Комис Кепир и Эптакомис. После его смерти жители обоих деревень претендовали на то, чтобы похоронить его у себя. Наконец мощи были перенесены в Комис Кепир, где был построен специальный храм. Память – 28 сентября. 4. святитель Авксивий I, епископ Сольский . Память – 17 февраля. Родился и вырос в Риме, откуда бежал на Кипр от брака, навязываемого родителями. Поселился в Лимнии, недалеко от города Солы. Здесь познакомился с Марком, племянником апостола Врнавы, обратился ко Христу и был крещён. Усердно подвизался в проповеди и сумел христианизировать Солы. 5. святитель Авксивий II, епископ Сольский . Был учеником и преемником святителя Авксивия I. Происходил из местности Салапотамиу, прославился святостью жизни. 6. преподобный Авксуфений . Один из переселившихся на Кипр палестинцев. Подвизался в области Ахера вместе с четырьми подвижниками. 7. преподобный Агапий . В IV веке прибыл из Палестины на Кипр и подвизался в разных местах острова, в том числе в месте Ародас Пафской епархии. 8. святитель Акакий Ситийский . Память его упоминается под 21 сентября. 9. преподобный Александр . Упоминается как один из подвижников, переселившихся в IV веке из Палестины на Кипр. 10. святитель Александр Амафунтский . Один из отцов VII Вселенского Собора. 11. мученик Александр . Память – 9 февраля. Принял мученический венец в Солее Кипрской вместе со своим учеником Аммоном.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Авксентия Память 14 февраля В царствование Феодосия Младшего 1379 в Царьграде при дворе царском занимал важную должность один благочестивый муж, сын Адды персянина, по имени Авксентий. Он был всеми почитаем как вельможа, хорошо знающий Божественное Писание, а также и светские науки, и как человек, известный своими добрыми делами. Сей Авксентий был знаком с преподобным Маркианом, который был потом икономом в великой Церкви, знал также и добродетельного монаха Иоанна, который жил при церкви святого Иоанна Предтечи в предместье Царьграда, которое известно было под именем «Евдома», вел дружеские сношения и с другими благочестивыми мужами. Желая подражать их житию, Авксентий оставил суету, славу и волнение сего мира, и стал воином небесного Царя Христа, приняв иноческое пострижение. Сначала он служил Господу в диаконском чине, потом в пресвитерском, и такую сподобился получить власть над бесами, что мог прогонять злых духов из людей, за что и прославляли его все в Царьграде. Но не славы человеческой искал святой Авксентий: она тяжела была ему; стремясь к безмолвному житию, он оставил многолюдный город, отправился в Вифинию и пришел на одну пустынную гору, называемую «Оксия», которая находилась в десяти стадиях от Халкидона. Понравилось ему то место; он взошел на холм и, воздев свои святыя руки, стал там прославлять Бога, говоря: «ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» ( Пс.4:9 ). И вселился святой на той горе, которая потом по имени его была прозвана «Авксентиевой», под каким названием упоминается гора сие в житии преподобного Стефана, пострадавшего от иконоборцев, который впоследствии жил на сей горе. Жительствуя на сей горе, преподобный Авксентий был найден здесь пастухами; они искали своих заблудившихся овец, которых и разыскали по молитвам преподобного. С того времени и разнеслась молва о святом, так что много людей стало приходить к нему, – одни, чтобы получить телесное исцеление, ибо по молитвам святого выздоравливали от всяких болезней, другие же для пользы душевной. Потом благочестивые люди из окрестных селений, собравшись, построили для преподобного келлию на самой вершине горы. Заключившись в ней, святой через небольшое оконце беседовал с приходящими к нему, поучал добродетели и исцеляя недужных, ибо он был как бы целебный источник, исполненный Божией благодати, так что люди из разных городов приходили к нему, как к безмездному врачу. Однажды к Авксентию пришла из Никомидии жена некоего комита 1380 , потерявшая зрение, и стала молить его:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преподобный Афанасий Серпуховской Преподобный Афанасий Серпуховской, в миру Андрей, родился в Обонежской Пятине в семье священника Авксентия и его супруги Марии. Смолоду склонный к молитвенному самоуглублению и отвержению от мира, он искал достойного наставника в иноческом делании. В это время слава о подвигах преподобного аввы Сергия Радонежского распространилась уже по всей Руси. Обитель Живоначальной Троицы на Маковце сделалась для всех светильником и образцом монастырского устроения. Здесь в иноческом общежитии преодолевалась " ненавистная рознь мира сего " , созидалось единство духа в союзе любви по образу Самой Божественной Троицы. К авве Сергею, к Троице на Маковце, и направил свои стопы в поисках духовного совершенства юноша Андрей из дальних новгородских пределов. Нареченный в иночестве Афанасий, в честь святого Афанасия Великого , ученика и списателя жития аввы Антония Великого , начальника египетского монашества, авва Афанасий стал достойным учеником великого игумена Сергия, отца и учителя русского монашества. Ученики преподобного Сергия, кроме обычных иноческих послушаний, получали благословение святого аввы на особенные церковные служения: книгописание, иконопись, храмостроительство. Это было подлинное воцерковление жизни, внесение в нее всей церковной красоты и поэзии, литургическое преображение Божьего мира. Излюбленным послушанием, которое возложил на себя авва Афанасий, было книгописание. Святые книги ставились отцами наравне со святыми иконами, как важнейший вещественный носитель церковной идеи, богословия и литургического творчества. Школа преподобного Сергия, открывшая Русской и Вселенской Церкви целые области богословского опытного ведения о Святой Троице, особенно тесно связана с расцветом церковной книжности, с необходимостью взаимного обогащения Русской Церкви творениями Церкви Византийской, а богословов Византии - глубоким духовным опытом русских подвижников. В 1374 году, когда князь Серпуховской Владимир Андреевич Храбрый, сподвижник Димитрия Донского, обратился к Преподобному Сергию с просьбой основать монастырь в его вотчине, авва Сергий пришел в Серпухов со своим любимым учеником Афанасием и, заложив монастырь Зачатия Пресвятой Богородицы, благословил преподобного Афанасия быть его строителем, а затем игуменом.

http://patriarchia.ru/db/text/913650.htm...

архим. Иаков II. Жизнь преп. Кирилла на Белоозере до его кончины Водружение Креста на избранном месте, водворение в землянке и разлучение с Ферапонтом Водрузив Крест на избранном месте, св. Кирилл отпел благодарственный канон в похвалу Пресвятой Богородице. Тогда рассказал он свое видение спутнику своему Ферапонту, и вместе они прославили Бога и Пречистую Богородицу. Сперва устроили они шалаш, потом ископали в земле келлию, в которой и поселились вместе. Но Ферапонт не долго жил с Кириллом; он, верстах в пятнадцати от Кирилла, основал другой монастырь на возвышенном месте между двумя озерами Бородавским и Пасским. Пр. Кирилл остался один на избранном им месте. Это была небольшая круглая поляна среди пустынного бора и густой чащи, как стеною окруженная озерами Сиверским, Долгим и Лунским. Здесь возникла знаменитая Кирилло-Белоезерская обитель, которой суждено было иметь великое значение для всей северной России. Еще задолго до прихода св. Кирилла, живший недалеко от этого места земледелец Исаия, слышал звон и пение раздававшееся на этом месте, но напрасно он с товарищами искал кого либо найти на этом месте; звон и пение слышали они, но никого не видали. Труды и искушения преп. Кирилла на новом месте Много искушений, всякого рода лишений и даже опасностей смертных пришлось испытать св. Кириллу в его уединенной жизни. Пр. Кирилла в ископанной им пещере навещали иногда двое живших по соседству крестьян: Авксентий Ворон и Матфей Кукос, после бывший пономарем в монастыре преподобного Кирилла. Однажды, ходя с ними по лесу, Кирилл так был отягчен сном, что, не смотря на убеждения спутников, лег отдохнуть. Едва заснул он, как слышит голос: беги, Кирилл! Он проснулся, вскочил с своего места и тут же на то место, где он лежал, упало большое дерево. Кирилл, уразумев искушение постигшее его по коварству диавола, молил Бога и Пречистую Богородицу дать ему силу одолевать сон. И после сего он получил силу нередко по целым суткам оставаться без сна. В другой раз пр. Кирилл, вырубив лес и вырыв корни, чтобы очистить место для посева овощей, набранный им в одно место хворост зажег, чтобы очистить поляну. Но поднялся сильный ветер, дым и огонь вдруг окружили Кирилла, так, что он не знал куда выйти. Но вот видит он: кто то похожий на его родственника, боярина Тимофея, берет его за руку, и, говоря: иди за мною, выводит его из огня. Устроение часовни и келлий; собрание братии

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коломна. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь Михаила Архангела построена в конце XVIIIb. В 1828-1833гг. она была капитально перестроена в стиле классицизма по проекту архитектора Ф.М.Шестакова. Четверик храма равен по высоте и ширине трапезной и образует с ней единый внешний объем. Четверик выделен боковыми портиками с фронтонами и завершен массивной ротондой, перекрытой полусферическим куполом с люкарнами и отличающейся особой нарядностью и совершенством обработки. Архангельский храм был основан примерно в середине XIV в. Деревянная церковь находилась к западу от Коломенского кремля. К XVI в. здесь существовали уже два храма: в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех и в честь Собора Архистратига Михаила. С тех пор ворота кремля стали называться Михайловскими, а местность вокруг храмов — Михайловской слободой. В 1700 г. «иждивением приходских людей» была возведена каменная церковь во имя Архангела Михаила с приделом во имя Трех святителей. Дошедший до наших дней храм — самый большой в Коломне. Он сооружен на основе постепенной замены объемов предыдущего сооружения. Наиболее старая часть — колокольня второй половины XVIII в. (от нее сохранился только нижний ярус). В 1806 г. тщанием коломенских купцов Романа, Авксентия и Иакова Колесниковых была перестроена и увеличена трапезная, где утверждены престолы в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Трех святителей. В 1820 г. на средства тех же заказчиков и семьи купцов Константиновых начинается строительство нового летнего храма. Проект, выполненный архитектором Ф.Шестаковым в стиле ампир, утвердил святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, 4 июля 1823 г. Окончательная отделка завершилась в 1833 г. при священнике Петре Софрониеве. В начале XX в. на средства ктитора и благотворителя Иоанна Постникова были проведены работы в трапезной части. 18 июля 1906 г. освящен новый придел — во имя преподобного Серафима Саровского. К XX в. храм имел уже пять престолов. Три из них находились в летнем помещении: в честь Собора Архистратига Михаила, с севера — Казанской Иконы Божией Матери, с юга — во имя Трех святителей. Еще два были в зимней церкви: с севера — преподобного Серафима Саровского, а с юга — мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

http://sobory.ru/article/?object=01132

18-е Преподобного Иоанна, ученика Григория Декаполита, святого Косьмы и ученика его Авксентия Иоанн, в юности оставив мир, пошёл к преп. Григорию Декаполиту , пострижен им, разделял его труды и подвиги, и сопутствовал ему в странствованиях. В 814 г. прибыл с учителем своим в Константинополь, и здесь они вместе с Иосифом Песнописцем наставляли и укрепляли православных против ереси иконоборцев. Когда Иосиф, посланный в Рим, попал в руки врагов и томился в заточении на острове Крите, тогда Григорий скончался; а Иоанн продолжал свои подвиги на спасение ближних. По возвращении же Иосифа скончался (может быть 821) и похоронен им при гробе Григория. Косьма, епископ Халкидоиский, терпел скорби и изгнание со св. Авксентием во время Льва Армянина (813–820 г.), скончался в изгнании. † Память о преподобн. Евфимии, Антонии и Феликсе Корельских Преподобный Евфимий был основателем Корельского Николаевского монастыря, на Корельском берегу невдали от Белого моря 236 . Это было около 1410 года. Но едва усердный труженик успел построить храм святителя и несколько келий, как в 1419 году Норвежцы напали на монастырь, сожгли церковь и умертвили нескольких иноков 237 . Надлежало вновь устроять обитель, и преп. Евфимий принялся за святое дело. Между тем сыновья Марфы посадницы, владевшей на севере огромными пространствами земли, осматривая имения свои, утонули в устье Двины. Поражённая потерей их Марфа предоставила преп. Евфимию богатые средства для устроения обители. По летописи Марфа называется женой Исаака Борецкого. В грамоте своей монастырю пишет она: «вот я, раба Божия Марфа, написала при жизни сие рукописание, поставив храм св. Николая в Корельском, над гробами детей моих Антония и Феликса; я дала в дом св. Николая покупку мужа моего Филиппа – село на острове Лавле, да два села в Конечных... Приказываю дом св. Николая господину моему деверю Феодору Григорьевичу и его детям и зятю моему Ефрему Васильевичу» 238 . Поэтому видно, что Антоний и Феликс были сыновья первого мужа Марфы Филиппа Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010