Мы помним из жития преподобного Сергия, как, будучи игуменом, он за кусок заплесневелого хлеба трудился целый день, строя крыльцо кельи для своего брата. Как смиренно отринул он предложение епископского служения от святителя Алексия и дар золотого креста. С земным поклоном умолял он избавить его от этой высокой награды, говоря: «Никогда я не был золотоносцем». Для него было естественно служить литургию в деревянных сосудах и в облачении из простого холста. Как будто даже через это он хотел прикоснуться жизни Спасителя, Который в юные годы занимался ремеслом древодела. Мы знаем, как преподобномученица великая княгиня Елизавета все оставила — и богатство, и высокое положение, — чтобы всей жизнью своей служить Господу в основанной ею Марфо-Мариинской обители, как приходила она на Хитров рынок к искалеченным грехом и страданиями людям, неложно свидетельствуя им о Христе. И как она евангельски убийцу мужа своего простила. Все служение этих святых неразрывно связано с судьбами нашей Церкви и нашего Отечества. Навсегда останется в памяти России благословение преподобным Сергием святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, и участие в этой битве схимонахов Осляби и Пересвета. Точно так же, как служение раненым во время Первой мировой войны великой княгини Елизаветы с сестрами ее обители. Мы знаем, как эти святые непостижимым образом связаны не только с Христом Богом, но и друг с другом. В известном видении матушки Любови, которое было ей за пять лет до революции, преподобномученица Елизавета и ее духовник преподобноисповедник Сергий стоят в славе, в белых одеждах рядом с преподобным Сергием, игуменом Радонежским. Мы знаем, что отец Митрофан Сребрянский принял постриг с именем Сергий — в честь Преподобного. Вокруг головы великой княгини — сияние и надпись из светозарных букв: «святая многострадальная великая княгиня Елизавета». Остановимся еще на том, как эти святые участвовали в Божественной литургии. Преподобный Сергий был во время ее весь «аки в огне», как сказано в его житии.

http://moral.ru/слово-в-день-памяти-преп...

Перед началом молебна митрополит Александр обратился к присутствующим с проповедью о подвиге преподобномучениц. Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк от имени Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона поздравил православных верующих Казахстана с принесением святыни. За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, преподаватели и учащиеся воскресных школ, прихожане храмов Алма-Аты. В течение всего дня духовенством Алма-Атинской епархии перед ковчегом с мощами преподобномучениц Елисаветы и Варвары совершались молебны с акафистами. В связи с принесением мощей митрополит Александр обратился к пастве с посланием . 11 января утром святыня отбудет в Уральск. В интервью в преддверии принесения святыни митрополит Александр отметил, что мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары уже были в Казахстане шесть лет назад, а также разъяснил, почему было принято решение о повтороном их принесении: «В 2005 году ковчег с мощами преподобномучениц Елисаветы и Варвары пребывал в Казахстане всего лишь три дня, в одном-единственном городе — в Алма-Ате. Возможность совершить молитвенное поклонение была ограничена нехваткой времени и дальностью расстояний. В этом году программа пребывания святыни составлена так, что верующие всех епархий Митрополичьего округа смогут получить утешение и поддержку от чудотворных мощей угодниц Божиих». График пребывания мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в Казахстане Митрополичий округ в Республике Казахстан / Патриархия.ru за темою Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] У Астани глави Казахстанського митрополичого округу з верховним Казахстан Синоду Казахстанського митрополичого округу У свято Господнього глава Казахстанського митрополичого округу звершив у Вознесенському кафедральному м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1934701...

На московской земле созидала великая княгиня Елизавета Федоровна свой духовный град, посвятив жизнь спасению безнадежно больных, бедных, раненых, обездоленных детей и взрослых. Москва оказалась не просто лучшим, но единственным местом на земле, которое позволило ей реализовать свой неповторимый дар благотворительности. Автор, обращаясь к старшеклассникам, ко всем, кто дорожит историей Москвы, стремился показать бытие великой княгини Елизаветы Федоровны как образец подвижничества, как великий творческий акт, убедительный пример для осмыслении каждым своего жизненного пути. Книга поможет читателю увидеть, как прекрасна жизнь в ее абсолютной посвященности людям и святыням. Глава 1. Родительский дом принцессы Гессенской и Рейнской Московские страницы жизни стали венцом биографии великой княгини Елизаветы Федоровны. Но чтобы понять истоки се подвижнического бытия, необходимо обратить особое внимание на семейную атмосферу велико-герцогского дворца в немецком городе Дармштадте, где прошли юные годы принцессы Гессенской и Рейнской Елизаветы, на образ ее матери — великой герцогини Алисы, которая во многом определила душевный и духовный строй дочери, взрастила ее способность всегда видеть живую душу в любом человеке. Мать последней императрицы России Александры Федоровны и русской святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой — принцесса Алиса родилась в 1843 году. Она была третьим ребенком английской королевы Виктории, чьим именем называется целая эпоха (викторианская) истории Великобритании, и принца Альберта Саксен-Кобургского, Всего в этой семье было десять детей. По воспоминаниям людей, знавших юную Алису, она обладала прекрасной внешностью: черты были полны изящества, движения плавные, гибкие, полные достоинства. При всей природной непринужденности, с которой она встречала каждого, Алиса никогда не забывала, что она дочь королевы, принцесса, а позднее великая герцогиня. Ее речь была живой, она легко переходила от одного предмета к другому к всегда говорила о явлениях, достойных того, чтобы о них рассуждали. Даже о мелочах она говорила в особой, полной значимости манере.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-podvig-...

Первое известие о желании Великой Княгини Елизаветы Федоровны посетить Соловецкую обитель для поклонения мощам преподобных соловецких чудотворцев дошло до г. Архангельска ранней весной . 24 июля – в день приезда Великой Княгини – соборная пристань, все дома горожан и суда, стоявшие на рейде, были расцвечены национальными флагами. При подъеме с пристани на набережную была устроена особая, украшенная зеленью и цветами арка. «Около 12 часов дня на берегу и на соборной пристани стал собираться народ, количество которого чрезвычайно быстро росло…» . Около трех часов раздался колокольный звон, и на соборную пристань вышел крестный ход во главе с епископом Нафанаилом. Когда поезд с высокими гостями приближался к городу, начался молебен . От вокзала до пристани гости ехали на пароходе «Вологда» . Вот пароход стал причаливать. «Взоры всей бывшей на пристани и берегу тысячной толпы невольно приковываются к стоявшей на середине парохода, в скромном сером одеянии, высокой и стройной особе, которая многократно и благоговейно осеняла себя крестным знамением…» Из письма  Великой Княгини: «В Архангельске, как раз напротив собора, мы погрузились  в небольшое суденышко и вскоре очутились у пристани, залитой ярким солнцем, высвечивающим золотистые облачения епископа Нафанаила и  клира» . Сойдя на пристань, Елизавета Федоровна приняла благословение  Преосвященного,  «хлеб-соль» от города и с крестным ходом последовала в кафедральный собор. Ее приветствовали словами : Ваше Императорское Высочество!   Благочестивая смиренная Княгиня, Благословен твой вход Господня инокиня, Во град Архистратига Божия Михаила… Благодарим Тебя, что Ты нас посетила И взор очей Своих на Север обратила.   Приятно нам – как Ты, Христова голубица, С молитвой на устах спешишь к святым гробницам Угодников и чудотворцев Соловецких… Храни Тебя Творец от всех невзгод житейских, И от сетей врагов, и замыслов злодейских…   Благодарим Тебя, что Ты в наш век крамольный, Всю отдала Себя на подвиг добровольный, И в келлии водворясь, рассталась Ты с чертогом…

http://pravmir.ru/soloveckij-monastyr-gl...

До начала Божественной литургии епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил совершил таинство миропомазания над приехавшей в лагерь 8-летней протестанткой Мишель, которая, по словам ее мамы, Изолины Кобель, хореографа из Цюриха, давно мечтала стать православной, так как с детства знает об этой религии от своей русской бабушки. И Мишель, получившая православное имя Михаила, и ее мама буквально светились от счастья и не заметили, что служба длилась 6 часов – с 8.00 до 14.00. Среди причастников были и крестившийся недавно маленький Ричард Кунца из Вильнюса (в Православии Григорий), и его мама Лилиана Зайцева (в Православии Иулиания), работающая в лагере руководителем кружка по изобразительному искусству. По окончании  Божественной литургии, крестного хода вокруг лагеря и праздничного обеда ребята показали епископу Михаилу концерт. Русские песни, танцы в русских национальных костюмах, стихи на русском языке исполнили не только россияне, но и русскоговорящие дети, приехавшие из разных городов Швейцарии. В подарок от владыки Михаила каждый ребенок и взрослый получил CD-дuck о Национальной организации Витязей и иконку святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Родное наречие владыке Михаилу, родившемуся в Париже в 1943 г. в семье русского эмигранта, помогли сохранить семья, Церковь и православные лагеря Витязей, в которых он отдыхал в детстве. Будущий архиерей и сам руководил подобными лагерями во Франции, Австрии и России, на Дону, где родился его отец. Епископ Михаил сопровождал мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и ее верной сподвижницы инокини Варвары во время беспрецедентного крестного хода, который длился семь месяцев (с 25 июля 2004 г. по 28 февраля 2005 г.). Владыка посетил тогда почти все епархии Русской Православной Церкви (от западных рубежей России до побережья Тихого океана). Побывал он также в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Азербайджане, странах Балтии, и везде видел радушный прием, возрождающиеся храмы и монастыри, возвращающийся в лоно Церкви народ. 13 декабря 2008 года епископ Михаил был награжден Международной премией Андрея Первозванного «За Веру и Верность!»

http://pravmir.ru/torzhestvo-pravoslaviy...

Великая княгиня Елизавета, по словам епископа Пантелеимона, выносила в своем сердце этот уникальный проект. «Через 110 лет мы можем увидеть то, что сделали ее любовь, мужество, вера и то, что она создала, движимая желанием утверждать на земле добро. Она пошла против того течения, которое тогда увлекало Россию, против кровавого потока страшных чувств и мыслей революционного времени». Он подчеркнул, что преподобномученица Елисавета своей жизнью и организацией благотворительного служения в обители явила образец соединения молитвы и милосердия. «Обитель — это удивительное место победы добра над злом, место радости и любви, — сказал викарий Святейшего Патриарха. — Поражает дальнейшая судьба обители, которая разделила судьбу своей основательницы: она была разрушена, но возродилась, и теперь в ней продолжается дело преподобномученицы Елисаветы». Настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова) отметила, что, несмотря на внешние изменения, главным в служении Марфо-Мариинской обители остается продолжение дела великой княгини Елизаветы Федоровны. «Поменялось все: время, реалии, люди. Сделать так, как было в начале, при великой княгине, невозможно в наше время, — сказала игумения Елисавета (Позднякова). — При зарождении обители главным центром была личность преподобномученицы Елисаветы, ее личный подвиг и святость. Сегодня великой княгини Елизаветы у нас нет. И мы поняли, что на место духовного центра должна встать монашеская обитель. А социальная деятельность, в которой участвуют не только монашествующие, но и сестры милосердия с добровольцами, могла бы развиваться на духовном фундаменте монашеской жизни». Настоятельница отметила, что эту модель обитель реализует с 2011 года, и она себя оправдывает. Сегодня Марфо-Мариинская обитель — это женский монастырь, в котором сохраняются особенности, которые были заложены Елизаветой Федоровной. «В обители проживают монашествующие сестры, которые живут монашеской жизнью и выполняют монашеские обязанности. Их жизнь не связана с социальной деятельностью, — отметила игумения Елисавета (Позднякова). — При этом в обители действуют порядка 10 социальных проектов, которые призваны помогать тем, кому хуже всех. Преподобномученица Елисавета руководствовалась актуальностью той или иной помощи. Мы тоже стараемся руководствоваться этим принципом».

http://patriarchia.ru/db/text/5377268.ht...

Идея Марфо-Мариинской обители милосердия — главного детища великой княгини — тоже возникла не на пустом месте. Элла видела, как ее мать занимается судьбами обездоленных, больных людей. По субботам принцесса Алиса водила дочерей в больницы и приюты, воспитывая в них сострадание; именно она организовала Женский комитет Красного креста; а когда Пруссия и Австрия вступили в войну — распорядилась отдать под госпиталь свой дом. Милосердие – это слово и этот образ жизни будущая преподобномученица впитала с младых ногтей. Лики смерти Смерти в лицо Элла заглянула очень рано. Ей было 9 лет, когда несчастный случай унес жизнь ее младшего брата, трехлетнего Фридриха. Мальчик выпал из окна третьего этажа, и она была первой, кто оказался на месте трагедии. Фридрих был еще жив, Элла перенесла его в дом, а ночью бедняжка скончался… Прошло около пяти лет, и от дифтерии умерла младшая сестра Эллы, четырехлетняя Мария. Складывается впечатление, все это готовило девочку к еще более страшному удару — смерти матери, от той же болезни. Эллу в это время забрала в Англию ее бабушка, королева Виктория, пытаясь оградить от эпидемии, и принцесса Алиса умерла в отсутствие дочери. Это случилось в декабре 1878 года. Будущей преподобномученице было 14 лет… Ее не было рядом и тогда, когда умер отец (в 1892 году) — Елизавета к тому времени уже жила в России. Она рано поняла, что значат страдания и смерть, и это воспитало ее характер. Научило утешать других. Но самая страшная потеря, конечно, ждала ее впереди. И неизвестно, как бы она с ней справилась без крепкой веры. Трудный шаг протестантки «Я все время думала и читала, и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином», — так в самом начале 1891 года писала великая княгиня Елизавета Федоровна своему отцу, прося его благословить ее решение оставить протестантизм ради православия. Иностранки, которые выходили замуж за наследников престола, по обычаю должны были принять православие. Но для невест других членов царской фамилии это было необязательно.

http://pravmir.ru/svyataya-eisaveta-ange...

Да не просто вспыхивают! Мы не просто читаем жития, где есть и описание ужасов злодейских расправ, что творились над защитниками веры Христовой, не просто переживаем и сопереживаем – мы научаем себя молитвенно к ним обращаться, веря, что велика сила их предстательства на Небесах за Россию в целом и за каждого из нас. Конечно, большинство прошло, скажем, разные этапы знакомства со святыми подвижниками. Первый – из времен неофитства – это окрыляющая радость открытия, которая сподвигает человека узнавать всё больше и больше о том или ином угоднике Божием, искать о нем разные свидетельства. Разумеется, не ради любопытства. Как подчеркивала биограф преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, создатель традиции по проведению ежегодных Елизаветинских чтений, член Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) И. К. Кучмаева в введении к своему капитальному труду «Когда жизнь истинствует... Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны», что цель ее книги, состоит не только в том, чтобы ознакомить читателя с удивительным житием святого человека. Одна из основных целей – постараться применить, «примерить» некоторые характеристики этого жития к нашему современнику, помочь ему в осмыслении своего пути.      Помнится, давно еще, находясь, пожалуй, на начальном этапе воцерковления, мы по приглашению Калужского отделения ИППО совершали паломническую поездку в те места Калужской земли, которые связаны с именем преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Побывали на месте ныне разрушенного Сергиева скита, основанного в честь Великого князя Сергия Александровича, московского генерал-губернатора, первого председателя Императорского Православного Палестинского общества, злодейски убитого террористом в 1905 году. Здесь, в деревянном храме преподобного Сергия Радонежского, Елисавета Феодоровна, посетившая скит в 1911 году, молилась. Молилась она на Литургии и в Тихоновой пустыни, и в благословенной Оптиной. Мы в то памятное паломничество посетили эти великие святыни, но сейчас хочу сказать о другом.

http://pravoslavie.ru/142266.html

Затем со словами приветствия к собравшимся обратилась исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова: «Сегодня, действительно, день очень значимый. Когда здесь был президент Рустам Нургалиевич Минниханов и первый президент Минтимер Шарипович Шаймиев, состоялся разговор о том, что сделано очень много. Но нужно, чтобы Пещерный храм, который уже воссоздан, был намолен. Поэтому сегодня совершилось освящение, и это станет стимулом для всех, кто в настоящее время работает в верхнем храме. Поверьте, все они работают от души или для души, как говорит Минтимер Шарипович. Они работают с полной ответственностью перед историей, республикой и городом, понимая, что поруганный некогда храм должен служить людям. Многоуважаемый владыка, спасибо Вам за преданность. Как только Вы приехали на нашу землю, Ваша первая мечта была о воссоздании этого храма. И Вы активно действуете, чтобы этот храм был воссоздан. Да будет так». Затем архипастыри совершили первую Божественную литургию в новоосвященном храме Рождества Пресвятой Богородицы. После прочтения заамвонной молитвы было совершено славление перед ковчегом с мощами преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. В завершение молитвенного торжества митрополит Феофан вновь поздравил всех с освящением храма. «Войдя в этот храм, сразу ощущаешь, что место сие свято. Это ощущение еще более усугубляется, ибо ныне святая мученица великая княгиня Елизавета со своей верной спутницей инокиней Варварой стоят уже у престола Всевышнего Бога и молятся, конечно же, и за тех, кто будет приходить в то место, куда они вложили столько любви», — сказал, в частности, владыка Феофан. Со словом к верующим также обратились митрополит Марк и епископ Савва. В завершение богослужения архипастыри поклонились месту обретения Казанской иконы Божией Матери и пропели тропарь, кондак и величание Пресвятой Богородице. Верующие приложились к ковчегу с мощами преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Татарстанская митрополия /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/5597176.ht...

Заседание завершилось обсуждением Плана основных мероприятий программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания обители», а также проекта Положения о Попечительском совете программы. В рамках выполнения программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания обители» уже осуществлен вывод мастерских реставрационного центра им. Грабаря из Покровского храма и установлен Поклонный крест на территории Марфо-Мариинской обители. В ближайшее время планируется выпустить брошюру «Краткое житие преподобномученицы Елисаветы и акафист» и издать книгу «Великая княгиня Елисавета Феодоровна в воспоминаниях современников». В издательстве Марфо-Мариинской обители готовится переиздание книги «Марфо-Мариинская обитель милосердия» (под редакцией Великой княгини Елисаветы). Также выйдут в свет книги «Покровский храм» (о храме обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенном по новгородским и псковским образцам архитектором А.В. Щусевым и расписанном художниками Н.В. Несторовым и П.Д. Карелиным), «Мученики христианского долга» (воспоминания игумена Серафима (Кузнецова) о преподобномученице великой княгине Елисавете), «Молитвослов для родителей», «Молитвы матери». На лето 2007 г. намечено проведение выставки фотографий и переписки Великой княгини Елисаветы, а также детского праздника для воспитанников детских приютов. 23 февраля 2009 года будет отмечаться 100-летие со дня официального открытия Марфо-Мариинской обители милосердия. Возрождение Обители во всей многогранности ее деятельности и полноте духовной жизни, созданной ее основательницей Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, сегодня актуально как никогда. В настоящее время возникла острая необходимость укреплять традиционное самосознание народа, развивать духовно-нравственные ценности в обществе. Воссоздание Марфо-Мариинской обители как Всероссийского центра милосердия должно стать в этих условиях одним из важнейших направлений совместной деятельности Церкви и государства.

http://patriarchia.ru/db/text/196314.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010