Когда Галина Ивановна скончалась, весь персонал отделения вышел попрощаться с ней, а заведующий вскоре стал президентом «Справедливой помощи», благотворительного международного общественного «фонда» Доктора Лизы. Еще меня нередко спрашивают: как Елизавета стала такой? Да она всегда такой была, sui generis. У нее был Божии дар лечения, облегчения, утешения. Были у нее, безусловно, предшественники, образцы поведения, но она такой родилась. В первую очередь, конечно, на нее влияла ее православная вера, которую она старалась особенно не афишировать. Она назвала свои Дом милосердия в Москве в честь святителя Луки (Воино-Ясенецкого), но категорически настаивала, что помогать будут всем без исключения. (В хосписе, который Елизавета основала в Киеве, она даже потребовала заменить первого священника за его нетерпимость.) Особую связь она ощущала и со святои преподобномученицеи великой княгиней Елизаветой Федоровной. В ней удивительным образом сочетались опыт и воспитание ее советского детства с настроем и ценностями старой русской эмиграции, с которыми она познакомилась, когда жила за рубежом. Но это, как и знакомство с другим отношением и иным подходом к тем, кто выброшен из общества, только дало еи возможность шире проявить себя. Также она нередко вспоминала своего дядю Александра Колесниченко, типаж чеховского врача, педиатра, старообрядца, образованного, тонкого московского интеллигента до мозга костей, блестящего диагноста (как и сама Елизавета), но с трагической советской судьбой. Очевидное влияние оказывала и ее мама, которая тоже была врачом, работала в Четвертом управлении, но безоглядно помогала всем, не только больным, всегда. Несколько раз мы с Елизаветой вместе посещали могилу доктора Федора Гааза на Введенском кладбище в Москве. С годами, когда ее полюбил народ, она стала притягивать к себе самых разных людеи: добрых, любопытных, потерянных, корыстных и бескорыстных, блаженных и весьма приземленных, и они, конечно, помогали еи по разным причинам. Кое-кто сам непосредственно нуждался в ее медицинской, психологической, материальной помощи или просто человеческой теплоте; кое-кто был обольщен ее славой, хотел находиться около нее, «понять» ее; кое-кто искал через нее «смысл жизни» для себя; а кто-то ее просто любил.

http://pravmir.ru/gleb-glinka-o-doktore-...

То время — расцвет благотворительности. Современная благотворительность в России — лишь бледное и неверное отражение того, что было тогда. Еще при жизни великого князя Сергея Александровича Елизавета Федоровна вместе с мужем участвовала в десятках социальных инициатив. Тогда заботились обо всех, о ком только могли. Общество призрения престарелых артистов, бесплатная лечебница военных врачей, общество покровителей беспризорных и освобождаемых из мест заключения несовершеннолетних, общество призрения, воспитания и обучения слепых детей, Дамский тюремный комитет (опекавший детей, чьи матери отбывали наказания в колониях). Елизавета заботилась о детях, чьи родители временно лишились заработка, создала гимназию для сирот убитых воинов, заботилась об обучении и трудоустройстве инвалидов войны, открыла санаторий для раненых. Трудно перечислить все. Она отдала себя другим. И до такой степени забыла о себе, что категорически отказалась покидать Россию, когда над всей страной и домом Романовых особенно нависла угроза не просто реальная, а неотвратимая. Было ясно, что ее ждет. Но не к этому ли готовила Эллу вся ее жизнь? Верная Варвара Становится яснее, почему Елизавету Федоровну называли великой матушкой, почему сестры Марфо-Мариинской обители так любили ее — при аресте Елизаветы Федоровны (на светлой седмице 1918 года) невозможно вообразить, какой плач поднялся в обители. “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” — а так, истинно по-евангельски, матушку Елизавету любила только одна из монахинь — Варвара (Яковлева). К сожалению, о ней мы мало знаем. Она пришла в обитель в числе первых и вскоре стала келейницей Елизаветы Федоровны. Сестра Варвара и еще сестра Екатерина (Янышева) отправились вместе с матушкой, когда ту арестовали. Их увезли в Сибирь – сначала в Екатеринбург, затем в Алапаевск. Солдаты дали возможность тем, кто не принадлежал к царской фамилии, уйти. Но Варвара чуть не на коленях просила оставить ее при Елизавете Федоровне. Над ней надсмехались, описывали предстоящую великой княгине и всем, кто с ней остается, мучительную смерть, но Варвара не уступала: “Я подпишу все, что угодно, своей кровью, только оставьте меня с ней” .

http://pravmir.ru/svyataya-eisaveta-ange...

В качестве примера благотворительной деятельности Русской Церкви мне прежде всего хотелось бы упомянуть Марфо-Мариинскую обитель милосердия , основанную в 1909 году преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной, где с момента основания широкое социальное служение неразрывно связано с молитвенной жизнью. Возрождение обители началось в 1992 году. В настоящее время в ней работают приют для девочек-сирот, благотворительная столовая для бездомных и патронажная служба. Члены общины сестер милосердия сочетают работу в московских больницах с миссионерскими беседами, в одном из психоневрологических интернатов их попросили проводить занятия с пациентами по обучению чтению и письму. Кроме того на территории обители действует Медицинский центр по оказанию лечебно-реабилитационной помощи детям, страдающим детским церебральным параличом. В прошлом году начала работу детская паллиативная выездная служба, осуществляющая обучение родителей уходу за неизлечимо больными детьми, а также медицинское наблюдение. «Мы несем страждущим не только материальную помощь, но и свет Христов», — постоянно напоминала великая княгиня своим сестрам. И сегодня по уставу Марфо-Мариинской обители совершают свое служение более двадцати общин милосердия в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, в Белоруссии и на Украине. У нас немало примеров того, как призыв Церкви к деятельному милосердию вдохновляет на служение не только христиан, но и людей, далеких от веры. Вот уже пять лет при московском храме святого благоверного царевича Димитрия действует служба добровольцев «Милосердие», куда каждую неделю на собеседование приходит до 30 новых волонтеров, готовых оказывать одиноким и нуждающимся людям помощь на дому. Постоянно в работе этой службы участвуют более 1000 человек — христиан, мусульман, иудеев и неверующих. Аналогичные добровольческие службы созданы при храмах и монастырях еще в 4 регионах. Можно упомянуть также такой пример самоотверженной деятельной любви к ближнему, как автобус «Милосердие», уже 8 лет оказывающий помощь бездомным. Только прошлой зимой благодаря этой службе в Москве были спасены от морозов жизни более 2700 бездомных людей.

http://patriarchia.ru/db/text/2461643.ht...

Вячеслав 30 апреля 2012, 08:30 Бог простит!!! Владимир 30 апреля 2012, 01:22 Простота статьи стоит на фундаменте мудрости. Откровенно понравилась. На этом фундаменте и семья держится, не взирая на лица и рабочий коллектив. Такой фундамент построения человеческих отношений никто не сможет нарушить, но каждый найдет свою нишу, или будет ее вечно искать, создавая проблемы только себе, но если бы, еще и мог бы их решать, но и таковы находят свою нишу. Одним словом не стоит менять мир, пусть мир вокруг тебя меняется, только не пускай внутрь, и, сам не приближайся, во всем мера. Бог управит. " Так благодать нашла обрезанное и кроткое сердце в доме язычника, тогда как в это время жители Иерусалима призывали на головы свои и детей своих кровь Неповинную " . В этом и прямое, и косвенное понимание, остановить безумие на " площадях " , больше всех кричащих о свободе, бревна в собственном глазу, не замечая. " Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода " . Свобода только в Духе Святом, а где покой, там и Дух Святой. Благие цели не на пути в ад, они в аду уже горят, а король то голый и выдает желаемое за действительное, правду, которой нет, из страха, безумия, или зависти. Истина человека делает свободным, а до свободы навыком наученных, как в вышеизложенной статье. Ирина 29 апреля 2012, 13:26 На мой взгляд, ни бедность, ни богатство - ничего не значат сами по себе, все зависит от произволения человека. Сколько есть бедных, нуждающихся, не обремененных ничем людей, - и при этом завистливых,осуждающих, недобрых.И противоположные примеры,например, из не такого уже далекого прошлого - взять хотя бы преподобномученицу Великую княгиню Елизавету, сестру Императрицы Александры Федоровны. Великая княгиня Елизавета считалась одной из самых красивых женщин Европы, ей с радостью готовы были отдать руку и сердце многие очень богатые и именитые люди. Но она предпочла стать женой Великого князя Сергея Александровича, а после его трагической гибели все свои средства потратила на создание Марфо-Мариинской обители, где находили приют все нуждающиеся. После революции она могла спокойно уехать в Германию, куда ее настойчиво приглашал император Вильгельм (который был также влюблен в нее), но она осталась в воюющей России, которую давно считала своей Родиной, и приняла мученическую смерть на дне шахты в Алапаевске, где уже на краю гибели пыталась оказать последнюю помощь другим узникам. И это лишь один из примеров. Можно почитать еще воспоминания графини Наталии Юрусовой.Какая сила духа у женщин, воспитанных в роскоши!

http://pravoslavie.ru/53201.html

Елизавета Федоровна писала Николаю II : «Я поддразниваю Феликса, говорю, не оставить ли мне его здесь, но, может, его сердце не столь захвачено всем этим? Кто знает? Хотя он как-то сказал, не поехать ли ему вместо Оксфорда сюда. Он был так сильно очарован, так по-настоящему счастлив. Однажды они с рыбаками поймали 20 пудов сельди, а в день нашего приезда они выловили 100 пудов» . Обычно день князя проходил так: «Часть дня я плавал по озерам на лодке. Порой сопровождали меня молодые чернецы, прекрасно певшие хором. В сумерках их пение звучало поэтично-волнующе. А порой я плавал один, причаливая там, где нравилось место. Вернувшись, шел я к Великой Княгине или на долгую беседу к монахам, с какими подружился. Потом уходил к себе в келью и, задумавшись, сидел у распахнутого в ночное небо окна… В созерцании звездного неба находил я более успокоения, нежели в человеческой мудрости. И не верней ли всего, подумалось мне, жить в монастыре? Но ведь Господь сам вложил мне в сердце чувство, меня направляющее! Я поделился с Великой Княгиней, и та согласилась… «Останешься в миру, – сказала она, – и в миру будешь любить и помогать ближнему. И ответа слушай только от самого Христа. Христос обращается ко всему лучшему, что есть в душе, Христос зажигает в ней огонь милосердия». Навек озарена моя жизнь светом этой замечательной женщины, которую уже в те годы почитал я как святую» . Во все время пребывания в Соловецком монастыре Великая Княгиня «хотела оставаться простой паломницей и выражала желание, чтобы все службы шли без всякого изменения обычным порядком» . Поэтому Преосвященный Нафанаил присутствовал за всеми богослужениями в качестве простого богомольца. Однако по просьбе паломников владыка совершил вторую литургию 29 июля. Во время службы поминали «в Бозе почивших лиц Царствующего Дома и некоторых близких Ее Высочеству покойных лиц». А затем была совершена торжественная панихида на открытом воздухе;   «при возглашении вечной памяти в Бозе почившим лицам из Царствующего Дома, все присутствующие в ограде храма, как один человек опустились на колени. Минута была в высшей степени трогательная, вызвавшая слезы…»

http://pravmir.ru/soloveckij-monastyr-gl...

И все же радует, что благодаря своим детям все больше родителей, обосновавшихся в Швейцарии и других странах Западной Европы, проявляют интерес к Православию, к истории России. Они отправили своих детей в лагерь «Благовестник» не только заниматься в кружках по изобразительному искусству, вокалу или совершенствоваться в иностранных языках, но и учиться общению с русскими людьми, узнать азы Православной веры, познакомиться с житиями русских святых, таких, как святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна. По словам 16-летней Нади Яворской из Мытищ, написавшей о своем пребывании в Швейцарии целое сочинение, лагерь не должен прекращать свою деятельность, ведь он дает возможность вырастить из наших детей настоящих людей, которыми можно будет гордиться как необыкновенными личностями. «Дети — самое дорогое…» Ирина Ахундова. Фото автора и Александры Бадан-Рощиной. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 16 марта, 2024 16 марта, 2024 16 марта, 2024 16 марта, 2024 15 марта, 2024 15 марта, 2024 15 марта, 2024 15 марта, 2024 15 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/zavershil-rabotu-pervy...

Но является ли продолжение рода главной и единственной целью христианского брака? Некоторые богословы считают, что такая точка зрения ошибочна. Главное в браке, говорят они, это совершенное соединение в любви, когда муж и жена становятся поистине одним существом. Такое соединение двух половинок открывает супругам врата рая на земле и преодолевает изначальную греховность человеческой природы. Будучи единым целым, муж и жена вместе возрастают в познании Бога, что ведет, в свою очередь, к единению в любви с Создателем… Итак, соединяясь здесь, на земле, физически, должны ли супруги иметь в виду воспроизведение потомства или они все же имеют право всецело отдаться власти взаимного влечения. Цель брака, как говорит о ней священник воистину святой жизни, духовник великой княгини-преподобномученицы Елизаветы отец Митрофан Серебрянский, есть спасение душ мужа и жены, осуществляемое чрез полноту земной человеческой любви, посвященной Богу. Вот почему супруги никогда не должны забывать о Господе: ни в скорбях, ни в минуты радости и довольства, ни в повседневных заботах супружеской жизни, которая предполагает полноту духовного, душевного и телесного единства. Размышляющим о цели супружества рекомендую чаще вспоминать слова молитвы, которую произнес ветхозаветный праведник Товия, едва лишь только ему была отдана Сарра: «Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою — жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь» (Тов. 8, 4 — 9).

http://pravmir.ru/tajna-siya-velika-est/

Преподобномученица Варвара была простой женщиной. Внешне ее уже ничто не связывало с Великой княгиней Елизаветой – ведь все понимали, что величие и слава Царского рода закончились. Приближенным Романовых нужно было думать о сохранении собственной жизни, и многие предпочли свою жизнь долгу, но не инокиня Варвара. Она, будучи келейницей преподобномученицы Елизаветы, осталась ей верной до конца и погибла с ней, хотя, как простой человек, в те времена могла еще не быть репрессированной, ибо тогда репрессировали только аристократию и духовенство. Таких повальных гонений, которые начались позже, с конца 1920-х годов, при Сталине , тогда еще не было. И не знаешь, чему удивляться: или преданности этих простых людей, или их так называемым «господам»: преподобномученице Елизавете и Царственным Страстотерпцам, которые сумели возбудить в своих приближенных такую необыкновенную любовь и преданность. Одно это уже служит для нас косвенным признаком святости и слуг, и их господ. Конечно же, здесь действовало не только чувство долга, отношения между ними были не просто такими, как между начальником и подчиненными – этими людьми двигало чувство взаимной любви. Любовь объединила их и сделала неразлучными даже в смерти. В послании к Римлянам апостол Павел говорит: «Кто нас отлучит от любви Христовой?», а далее перечисляет всевозможные скорби, которые только может измыслить человек, и утверждает: «Ничто нас не может разлучить». Неразлучность этих праведных святых людей, Царственных Страстотерпцев и их слуг, преподобномучениц Елизаветы и Варвары, свидетельствует о том, что они не разлучились своим духом и от любви Христовой, несмотря на все невыносимые, страшные гонения. Нам может показаться, что Царственные Страстотерпцы, живя в Ипатьевском доме, ничего особенного не претерпели, ведь они были там в таких условиях, в каких сейчас живут немногие: у них были слуги, было имущество, которого у нас сейчас нет (потомки красноармейцев до сих пор продают в Екатеринбурге остатки их имущества). Но мы забываем о том величии, которого были лишены Царственные Страстотерпцы в результате революции и всех бедствий, которые их постигли. Мы не понимаем, сколь велика разница между той славой, которой они пользовались, будучи государями одного из величайших в мире государств, и тем бесславием и унижением, которым подверглись они в 1917–1918-х годах.

http://pravmir.ru/o-tom-chto-podvig-much...

Я осталась одна с двумя детьми. Но вера меняет сознание. До меня дошло, что если происходит зачатие, то надо дать родиться ребёнку. И я решила, что если будет у меня возможность выйти замуж во второй раз, то обязательно рожу детей, сколько бы мне их Бог ни послал. Через 8 лет я познакомилась с человеком, верующим, православным, который стал моим мужем. Он очень хотел семью, детей. Когда я рожала Петю, муж приехал в роддом, молился за нас. А через два года, мне уже был 41 год, забеременела дочкой Лизой. Это случилось после посещения Алапаевска, мы ездили к преподобномученице великой княгине Елизаветы. Что интересно, наша Лизонька очень интересуется медициной, хочет быть ветеринаром. Старшие дети сейчас живут отдельно. Они помогают младшим, чаще всего советами. Когда появляются какие-то серьезные проблемы, они помогают мне решать их. У Даниила есть семья, он воспитывает сына. Ванечка окончил православную гимназию и духовное училище. Учился очень хорошо. Потом поступил в колледж на повара, отслужил в армии. Сейчас работает в престижном ресторане. Ваня помогал мне растить моих младших детей. Он очень хотел брата и радовался, когда родился Петя. Нянчился с ним после школы, гулял, играл, занимался с ним, и всё свое свободное время отдавал младшему брату, а потом и сестре. Некоторые дети в этом возрасте ищут компании, развлечения, а Ване это было неинтересно. У Петеньки были проблемы с речью, какое-то время он был на инвалидности. Чтобы как-то реабилитировать сына, мы отдали его в пять кружков и спортивную школу. Это было пение, рисование конструирование, танцы, теннис. Он так научился танцевать, что стал чемпионом по брейк-дансу в Тюмени. Посещали мы и в воскресную школу. Он занимал первые места по рисованию в конкурсе «Русь Святая Православная». Сейчас и Петя, и Лиза находятся на семейном обучении. Это необходимость. Потому что в обычной школе климат очень тяжёлый. Петя учит китайский язык, окончил первый уровень на высший бал, по английскому у него тоже пятерка, и ещё у него хорошие математические способности.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/27/materi...

Торжества, посвященные принесению мощей преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, являются первой программой, проводимой совместно Русской Православной Церковью и Русской Православной Церкви Заграницей. Русская Православная Церковь Заграницей предоставила мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары для поклонения российским верующим на полгода. В Москве святые мощи пробудут до 5 августа. С 25 июля по 31 июля они будут находиться в Храме Христа Спасителя, с 31 июля по 5 августа – в Свято-Даниловом монастыре, куда будут перенесены Крестным ходом. Блаженные останки преподобномучениц также посетят Марфо-Мариинскую обитель, создательницей и настоятельницей которой была Великая княгиня Елизавета. Ежедневно перед честными мощами духовенством московских монастырей и приходов будут совершаться молебные пения. C 6 по 14 августа святыни посетят города Дальневосточного Федерального округа: Якутск, Анадырь, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток. Во Владивостоке честные мощи святых угодниц будут перенесены в специальный вагон-храм, в котором они продолжат путь по епархиям Русской Православной Церкви, где им будет воздаваться молитвенное поклонение. Мощам преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары поклонятся православные христиане во многих регионах России, а также в Белоруссии, Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизстане, Азербайджане, странах Балтии. Святыни будут находиться в пределах Русской Православной Церкви до зимнего праздника Собора Новомучеников и Исповедников Российских и в феврале 2005 года вернутся в Иерусалим. Спец. корр. Седмицы.Ru Ю.Клиценко Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru Описание ковчега с мощами преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары Десница (правая рука по предплечье) преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, находящаяся в серебряной раке в специально изготовленном ковчеге. Пальцы десницы преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны после извлечения мучеников в Алапаевске были сложены в троеперстии.

http://sedmitza.ru/text/400047.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010