РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 21 (3 ноября) Преподобномученик Софроний (Несмеянов) Есть люди мужественные и самостоятельные от рождения, которые одинаково ровно несут крест послушания воинского, крестьянского или священнического. Таким был донской казак Софроний Харитонович Несмеянов, чье воспитание, выучка и правила жизни выработались в православной семье в родном приходе села Хрущевка 2-го округа Донской области. Хоть родители и крестьяне, а из братьев крестьянствовать остался только Архип Харитонович да сестра Анастасия, рано потерявшая мужа; другой брат, Климентий Харитонович, стал священником. Преподобномученик Софроний родился 11 марта 1870 года. Когда ему исполнился двадцать один год, он был призван на действительную службу в армию. Начальство определило его в артиллерийскую бригаду, стоявшую в  городе Бендеры, где ему приходилось исполнять обязанности плотника. По окончании военной службы в 1899 году Софроний Харитонович поступил плотником на машиностроительный завод Гартмана и проработал здесь девять лет. Ему было уже тридцать восемь лет, когда он сделал решительный выбор в своей жизни и, оставив мир, профессию, которая кормила и обеспечивала его, поступил послушником в Свято-Духовский монастырь в городе Царицыне, где принял монашеский постриг с оставлением того же имени. Вскоре он был назначен на должность эконома. В 1910 году епископ Алексий (Дородницын) взял его к себе келейником и рукоположил в сан иеродиакона. В 1915 году епископ Петровский, викарий Саратовской епархии Дионисий (Прозоровский), рукоположил его в сан иеромонаха к одному из храмов в Саратове. В 1917 году он прожил несколько месяцев в Хвалынском монастыре и затем был командирован в миссионерскую школу в село Подлесное к иеромонаху Антонию, где подвизался до середины 1918 года. Повсеместно шло разрушение Российского государства, началась гражданская война между белой армией и большевиками. Узнав о начале военных действий, о. Софроний счел невозможным для себя при таких событиях оставаться в стороне: в январе 1919 года он ушел на юг России и поступил в Добровольческую армию Деникина полковым священником, где прослужил до разгрома белого движения, но с белыми не эмигрировал, решил остаться на родине, чем бы ему это ни угрожало. В 1920 году он поступил на подворье Георгиевского Балаклавского монастыря в Екатеринодаре, где жил в те годы настоятель монастыря архимандрит Дамаскин (Цедрик), который вскоре был арестован и сослан, а само подворье в 1922 году было закрыто. Иеромонах Софроний стал служить в приходских храмах различных сел, а в 1924 году вернулся в Саратов и получил назначение в храм села Старая Яблонька. В 1925 году он был переведен в храм села Самодуровка, а вскоре за тем в село Казаковку.

http://fond.ru/kalendar/1069/sofroniy/

Новый саратовский архиерей Алексий (Дородницын) устроил зачистку т.н. «гермогеновщины». Кадровые перестановки затронули и главное детище Гермогена в Хвалынском уезде – миссионерские очаги. Так, уже в феврале отец Михаил был освобожден от служения и несколько месяцев был «без места». Потом ему все же определили местом службы один из приходов Саратова, где он и принял мученическую кончину во время «красного террора» в 1919 году. Годом ранее недалеко от Тобольска большевики утопили Владыку Гермогена. Весной 1913 года наместником Хвалынского Свято-Троицкого монастыря стал игумен Анатолий (Белоус), бывший ранее наместником саратовского Алексиевского мужского скита, где размещалась загородная резиденция саратовских архиереев. С обителью о. Анатолий останется вплоть до её закрытия в годы богоборчества. В 1913 году в миссионерскую школу с. Подлесное приехал преподобномученик Нифонт (Выблов; †1931). Вскоре он поступил в Хвалынский Свято-Троицкий монастырь, где был пострижен в монашество и прожил до 1925 года. В революционное лихолетье 1917 году в монастыре селится преподобномученик Софроний (Несмеянов; †1937). Вскоре он перешел в миссионерскую школу в с. Подлесное, где прожил до середины 1918 года, после чего ушел в Белую Армию, позже служил на приходах в Саратовской и Тверской областях. Расстрелян в 1937 году. В начале 1920-х гг. хвалынская обитель стала форпостом округи по борьбе с обновленцами. Именно в этот период председателем церковного совета Свято-Троицкого монастыря стал мирянин мученик Александр Медем (†1931), пользовавшийся непререкаемым авторитетом. Обновленчество (официальное самоназвание — Православная Российская Церковь; позднее — Православная Церковь в СССР) —движение, возникшее официально после Февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства Церковью Патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований. С 1922 по 1926 год движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией, в отдельные периоды пользовалось признанием некоторых других поместных Церквей.

http://pravmir.ru/hvalyinskaya-krepost-s...

  Александр Ткаченко . Грех, страсть, порок. В чем различие и как с ними бороться . Гравюры Натальи Федоренковой//Фома. - – ноябрь 2016. – С.34-39. – (раздел « Вера »). Священник Антоний Волков . Последний день Веры Ивановны . [Эссе]. Фото свящ. Николая Балабаева//Фома. - – ноябрь 2016. – С.40-41. – (раздел « Вера »). Читаем Писание: Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Притчи на море . Ил.: Генисаретское озеро. Василий Поленов. 1880; Сеятель. Винсент ван Гог. 1888; На Теривиадском (Генисаретском ) озере. Василий Поленов. 1890. Редакция благодарит издательство «Белый город» за предоставленные репродукции//Фома. - – ноябрь 2016. – С.42-47. – (раздел « Вера », рубрика « Читаем Писание »). На вставках к материалу: « Евангелие от Матфея, глава 13.:1-15 (С.42); « То же:16-35 » (С.44); « То же:36-58 » (С.46). публикаций (см. Фома 158,161) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». Школа «Фомы». Именины: Иоанн . [Иллюстрированная информация: Значение имени. Иоанн – древнееврейское. Дословно переводится как «Господь сжалился»; Дата : 26 ноября – день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (407 год); Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (347-407). /О нем/. Ил.: Икона; Другие святые с именем Иоанн : Блаженный Иоанн Мосх (550-619). Икона; Святитель Иоанн Шанхайский (1896-1966). Фото; Интересные факты. Подготовил Тихон Сысоев . Фото Владимира Ештокина]//Фома. - – ноябрь 2016. – С.48-49. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Софроний (Несмеянов) . 1870 – 1937 . Ил.: Иеромонах Софроний (Несмеянов). Фото около 1927 года; Выписка из допроса иеромонаха Софрония (Несмеянова); Заброшенный храм в селе Лозьево, последним священником которого был о. Софроний, сейчас ждет своего возрождения. Фото Андрея Манина//Фома. - – ноябрь 2016. – С.50-53. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-163...

Преподобномученик Софроний родился в 1870 году в селе Хрущевка 2-го          округа Донской области в семье донского казака Харитона Несмеянова. Когда         ему исполнился 21 год, он был призван на военную службу. По окончании             службы Софроний Харитонович устроился на машиностроительный завод,          где проработал девять лет. Ему исполнилось тридцать восемь лет, когда он,             оставив мир, поступил послушником в Свято-Духовский монастырь в городе       Царицыне Саратовской губернии. Здесь он принял монашеский постриг с         оставлением того же имени, в 1910 году – был рукоположен во иеродиакона, а       в 1915 году – иеромонаха. В 1917 году он прожил несколько месяцев в       Хвалынском монастыре и затем был командирован в миссионерскую школу в        село Подлесное к иеромонаху Антонию, где подвизался до середины 1918 года.            В годы Гражданской войны отец Софроний не пожелал остаться в стороне от             этих событий и в январе 1919 года стал полковым священником в      Добровольческой армии генерала Деникина, где прослужил до разгрома        белого движения, но с белыми не эмигрировал. В 1920 году он поступил на            подворье Георгиевского Балаклавского монастыря в Екатеринодаре, где   настоятелем в то время был архимандрит Дамаскин (Цедрик). После             закрытия подворья в 1922 году иеромонах Софроний служил в приходских        храмах и в 1924 году вернулся в Саратовскую епархию. Казанская церковь           села Большие Озерки, находившаяся неподалеку от села Юрьевка, где в храме        Рождества Богородицы служил отец Софроний, была захвачена в то время             обновленцами. Они обратились к властям с клеветническими обвинениями в          адрес иеромонаха Софрония. 11 февраля 1928 года он был арестован, но 16           августа того же года освобожден из-под стражи. Было учтено, что в 1926 году       священник был уже судим за преподавание Закона Божия. 29 декабря 1930     был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации и 14 февраля             1931 года приговорен к ссылке в Северный край на три года. В 1933 году по   отбытии срока ссылки по распоряжению архиепископа Тверского стал             служить в храме села Рождественское Кашинского района. Через год           переведен в храм села Ульянова Гора, а в феврале 1937 года - села Лозьево             Бежецкого района. 22 сентября 1937 священник был арестован. Во время    следствия держался с завидным мужеством, терпением и смирением.      Виновным в выдвинутых против него обвинениях себя не признал,    подписывать лживые протоколы отказывался. 1 ноября 1937 года иеромонах          Софоний был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 3 ноября 1937 года. Погребен в общей безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-163...

Владыка был убит при возвращении в свою резиденцию из кафедрального собора 5 (18) августа 1921 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Преподобномученик Софроний (Несмеянов) (память 21 октября по старому стилю) Е сть люди мужественные и самостоятельные от рождения, которые одинаково ровно несут крест послушания воинского, крестьянского или священнического. Таким был донской казак Софроний Харитонович Несмеянов, чье воспитание, выучка и правила жизни выработались в православной семье в родном приходе села Хрущевка 2–го округа Донской области. Хоть родители и крестьяне, а из братьев крестьянствовать остался только Архип Харитонович да сестра Анастасия, рано потерявшая мужа; другой брат, Климентий Харитонович, стал священником. Преподобномученик Софроний родился 11 марта 1870 года. Когда ему исполнился двадцать один год, он был призван на действительную службу армию. Начальство определило его в артиллерийскую бригаду, стоявшую в городе Бендеры, где ему приходилось исполнять обязанности плотника, по окончании военной службы в 1899 году Софроний Харитонович поступил плотником на машиностроительный завод Гартмана и проработал здесь девять лет. Ему было уже тридцать восемь лет, когда он сделал решительный выбор в своей жизни и, оставив мир, профессию, которая кормила и обеспечивала его, поступил послушником в Свято–Духовский монастырь в городе Царицыне, где принял монашеский постриг с оставлением того же имени. Вскоре он был назначен на должность эконома. В 1910 году епископ Алексий (Дородницын) взял его к себе келейником и рукоположил в сан иеродиакона. В 1915 году епископ Петровский, викарий Саратовской епархии Дионисий (Прозоровский), рукоположил его в сан иеромонаха к одному из храмов в Саратове. В 1917 году он прожил несколько месяцев в Хвалынском монастыре и затем был командирован в миссионерскую школу в село Подлесное к иеромонаху Антонию, где подвизался середины 1918 года.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Хотя с приходом коммунистической власти православные общества трезвости, как и другие церковные организации, прекратили существование, святые русские пастыри и в советское время продолжали дело увещевания тех, кто был порабощен пороком пьянства. И некоторые даже испытали репрессии за это, в частности, преподобномученик Софроний (Несмеянов) . 1 сентября 1937 года пропагандист Бежецкого райкома ВКП(б) Елин дал показания сотруднику НКВД: «Мне известно, что Несмеянов Софроний Харитонович с 1936 года работает в качестве священника и занимается антисоветской агитацией, направленной против социалистического строительства, например, в июле 1937 года колхозница Серова Анна Ильинична, у которой муж занимался пьянством, пошла к священнику Несмеянову с целью отвлечь своего мужа от пьянства. По приходу Серовой к священнику последний предложил ее мужу самому явиться к нему. Через некоторое время на квартиру к священнику прибыл Серов, у них завязался разговор на разные темы. Серов выслушал священника, пообещал вечером зайти и удалился. В этот же день Серов о случившемся сообщил мне. Я ему идти не посоветовал и сообщил об этом в районный отдел НКВД». Святой Софроний был арестован и на допросе рассказал: «Зная гражданина Серова Ивана как склонного к пьянству, я два раза беседовал с ним по этому поводу, советуя ему бросить пить. Один раз он у меня был на квартире, где я советовал ему бросить пить» . Следователь намеревался интерпретировать этот случай как попытку организации приходского общества трезвости, которое можно было представить антисоветской контрреволюционной организацией. Своей борьбой с народным пьянством священники заслуживали себе такую благодарность народа, что, когда их арестовывала безбожная власть, прихожане вступались за них. Таков случай священноисповедника Николая (Лебедева) . Во время нахождения его в тюрьме прихожане селений Пасынкова, Никифоровской, Перемерок, Иенева, Кольцова выступили в защиту своего пастыря. Они писали в заявлении к властям: «Священник Николай Васильевич Лебедев во время своего 35-летнего служения в нашем приходе проявил себя с хорошей стороны… борясь с грубостью, хулиганством и пьянством, закрыл существовавшие у нас кабаки, открыл вместо них две школы, устраивал чайные с читальнями, литературными чтениями и туманными картинами.

http://pravoslavie.ru/31741.html

Проведя полгода в заключении, иеромонах Софроний получил 17 августа 1928 г. от Особого совещания при Коллегии ОГПУ неожиданно мягкий приговор: «НЕСМЕЯНОВА Сафрония (так. – свящ. А.М.) Харитоновича из-под стражи ОСВОБОДИТЬ, зачтя в наказание срок предварительного заключения» 509 . Видимо, в ОГПУ все же поняли, что документ с печатью и за подписью представителя Константинопольского Патриарха был вполне подлинным, даже если сам архимандрит Василий и объявил его затем недействительным. Однако обновленцы с Димопуло старались не напрасно: в 1930 г. иеромонах Софроний был повторно арестован и сослан на три года в Северный край. В 1937 г. преподобномученик Софроний был расстрелян и ныне причислен клику святых 510 . Конечно, неудачная попытка деревенского иеромонаха найти правду у греков сама по себе весьма показательна. Можно заключить, что раскольники-обновленцы в то время Фанару определенно были ближе, чем такие правдоискатели. Московский лжесинод торжествовал по поводу очередного успеха на греческом направлении, а Димопуло сохранил за собой чердак и хранимое там «ценное имущество». Неплохо шли в конце 1920-х гг. международные дела и у обновленцев украинских. На Рождество 1927/1928 гг. они собрали даже больший урожай поздравлений, чем их московские коллеги. Помимо Патриархов Василия и Дамиана «Высокопреосвященного Митрополита Харьковского и всея Украины» Пимена (Пегова) поздравили архиепископ Афинский и всея Эллады Хризостом и председатель Синода Болгарской Церкви митрополит Пловдивский Максим 511 . В марте 1928 г. Патриарх Дамиан направил «любезнейшему брату Кир Пимену» еще одно письмо: по форме благодарность, а по сути напоминание про «обязательное постановление о том, чтобы в приближающуюся неделю Ваий во всех св. храмах был произведен сбор на Пресвятой Гроб и на нужды Св. Сионской Церкви» 512 . Тому, с какой «простотой» Иерусалимский Патриарх выпрашивал деньги, можно только изумляться. Как результат, однако, на лжесоборе украинских обновленцев «епископ Херсонский» Иосиф (Ясковский) в докладе «О сношениях с Православным Востоком» мог похвалиться, что «к настоящему времени, путем общительных приветственных грамот, Украинской] Православной] Церковью установлена связь с блаженнейшими главами православных церквей вселенной, кроме Александрийской, Антиохийской, Сербской, Румынской и Кипрской» 513 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С Троицким монастырем связаны также имена священноисповедника Виктора (Островидова), уроженца села Золотое Красноармейского района Саратовской области, который был его настоятелем, преподобномученика Нифонта (Выблова), священномучеников Гермогена (Долганёва), Софрония (Несмеянова), Михаила Платонова и Василия Надеждина. Но вот мемориальную доску с их именами пришлось прикреплять к стене бактериологической лаборатории - именно в нее была превращена церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». А здание монастырской часовни находилось в частных руках, в нем был продуктовый магазин. И вот справедливость восстановлена: после необходимого обустройства часовня будет освящена во имя святого мученика графа Александра Медема. Мученик Александр - граф Александр Георгий Людвиг Юлий Медем, немец по отцу и русский по матери - родился в Санкт­-Петербурге в 1877 году и был крещен в лютеранство. Его детство и большая часть жизни прошли на хуторе Александрия Хвалынского уезда Саратовской губернии. Окончив юридический факультет Санкт­-Петербургского университета, он не стал поступать на государственную службу, а поселился в своем имении, решив заняться сельским хозяйством. Все дети Александра Оттоновича и его супруги Марии Федоровны, урожденной Чертковой, были крещены в Православие; в 39 лет отец семейства сам осознанно присоединился к Русской Православной Церкви. Он был рачительным хозяином своего имения, активным земским деятелем, участвовал в Первой мировой войне - был начальником санитарного отряда Всероссийского земского союза. Семейство графа было удивительным примером христианской любви и благочестия. Доброе отношение Александра Оттоновича к каждому человеку, независимо от его сословия и вероисповедания, настолько располагало к нему земляков, что в лихолетье революции, когда горели усадьбы, рекою лилась кровь и дворян, и простых людей, толпа ревела на площадях: «Смерть помещикам!», добавляя при этом: «Кроме Медема!». Это и спасло всю семью от неминуемой смерти. Однако имения Медемы лишились.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/7/s...

Зибриков Бессон [см. Безсон], бортник, 1608 г., Нижний Новгород Зилов Федор Михайлович, дворянин на Земском соборе, 1566 г. Зима Зимница кн. Дмитрий Васильевич Шастунов [см. Шастун], конец XV в. Зихно , распространено в Новгороде Зихно – Зиновий Злоба : Иван Данилович Злоба Квашнин [см. Квашня], конец XV в.; Иван Иванович Злоба, воевода, умер в 1489 г. в походе на Вятку; от него – Злобины [см. Дорогой, Злобча, Карандей, Копос, Курбат, Лосенков, Лошак, Манак, Невзор, Смердюга, Челюсткин, Черногубов] Злобай Семен, крестьянин, 1470 г., Владимир Злобица Злобка Степанович Вьялицын [см. Вьялица], 1551 г. Злобча (он же – Злоба) Семенович Скрипицын [см. Скрипица], 1539 г. Зловидов Иван, писец, 1572 г., Владимир; Несмеян [см. Несмеян] Иванович, воевода, 1611 г., там же Злоказ Скобельцын [см. Скобельцын], помещик, первая половина XVI в., Обонежская пятина; Андрей, Самойло и Василий Злоказовы дети Скобельцына, 1564 и 1572 гг., Новгород, Обонежская пятина Злосчастье Лупп [ср. Лупа] Власьевич Батурин [см. Батура], конец XVI в., Рязань Злоух Иван Дмитриевич Родичев [см. Родичевы], первая половина XVI в., Кашира Злыдарь Меньшого сын Айгустов [см. Айгустовы], помещик, 1584 г., Переяславль Злыденник Иванович Давидов, 1545 г., Новгород Злыдень – шатун, бездельник, тунеядец Змей Федор Васильевич Беклемишев [см. Беклемиш], вторая половина XV в.; от него – Змеевы [см. Торуса] Зобанов Карп, посол в Москву, 1429 г., Псков Зобнин Макарий, крестьянин, 1650 г., Устюг Золин Гаврило Минич, 1606 г., Тверь Золотавин Даниил, посадский человек, 1660 г., Юрьев Золотарев Гуляй [см. Гуляй], дьяк Дворцового приказа, 1612 г. Золотиловы , вторая половина XVI в. и позже, Смоленск; Иван, московский подьячий, 1638 г.; Григорий Тихонович, 1654 г., Вологда Золотой кн. Иван Дмитриевич Щепин-Оболенский, начало XVI в. [см. Щепа, Хорхора] Золотухин Семен Третьяков [см. Третьяк], помещик, 1567 г., Тула Зорко , крестьянин, 1624 г., Курмыш Зоря Василий, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород; Зоря Игумнов, помещик, 1598 г., Арзамас

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В настоящее время строится здесь соборный храм во имя св. Апостола Андрея Первозваннаго, заложенный собственноручно Его Императорским Высочеством Великим Князем Алексеем Александровичем 16 июня 1867 года. Святыни здесь следующия: несколько частей Животворящаго Древа Креста Господня; две части от главы св. Апостола Андрея Первозваннаго и часть от локтя правой руки его; две части св. мощей св. Апостола и первомученика архидиакона Стефана, части св. Апостолов Филиппа и Варнавы, св. Иоанна Златоустаго, св. великомученика Пантелеимона, священномучеников: Харалампия и Власия, св. Модеста, патриарха Иерусалимскаго, св. 40 мучеников Севастийских, св. Григория Синаита, преподобн. Нила мироточиваго, св. мучен. Трифона и Димитрия новаго, преподобномуч. Михаила, иже в обители Саввы освященнаго, преподобномучен. Афонских: Игнатия, Евфимия и Акакия, великомуч. Марины; капли крови и часть св. мира великомученика Димитрия Солунскаго; три части от даров, принесенных Волхвами в св. Вифлеем при Рождестве Христове. Кроме того, здесь есть чудотворная икона Божией Матери, именуемая «в скорбях и печалях утешение», от которой много совершалось чудес во время пребывания ея в России в 1879 и 1882 гг. Начало свое, самостоятельность и право наравне с другими, подобнаго рода скитами св. горы, Андреевский скит получил в 1849 г., по ходатайству покойнаго А. Н. Муравьева, который поэтому почитается главным ктитором скита. До того времени скит этот пользовался названием только Серая, по красоте своего местоположения и большой келлии патриаршей, потому что здесь в свое время уединялись св. патриархи: Афанасий Пателарий, нетленно почивающий в России — в Лубнах, и Серафим, там же скончавшийся. Отсюда до Кареи четверть часа ходу. Карея (Правительственное место св. горы). Карейский собор посвящен Успению Божией Матери; в алтаре есть чудотворная икона Спасителя, а на горнем месте находится общеизвестная чудотворная икона Божией Матери, так называемая «Достойно есть». В соборе этом очень замечательны фрески Панселина. Есть на Карее еще другая чудотворная икона Божией Матери под названием Млекопитательницы, она находится в Типикарнице св. Саввы, архиепископа Сербскаго.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

  001     002    003