Клосс Борис Михайлович Скачать epub pdf Содержание Введение Часть I. Значение преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества Глава 1. Строитель Дома Святой Троицы Глава 2. Монастырская реформа на Руси: митрополит Алексий и Сергий Радонежский Глава 3. Русская Фиваида Глава 4. Троицкий монастырь при преемниках Сергия Часть II. Троицкая литературная школа Глава 1. Епифаний Премудрый Глава 2. Пахомий Логофет Глава 3. Сергий Новгородский Глава 4. Митрополит Симон Чиж Глава 5. Митрофан Коломенский Глава 6. Адриан Ангелов Глава 7. Авраамий Палицын Глава 8. Симон Азарьин Часть III. Рукописная традиция жития Сергия Радонежского Глава 1. Похвальное слово Сергию Радонежскому, сочиненное Епифанием Премудрым Глава 2. Житие Сергия Радонежского, составленное Епифанием Премудрым в 1418–1419 гг. Глава 3. Первая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 4. Вторая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 5. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 6. Четвертая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 7. Проложная редакция Глава 8. Редакция с записью чудес 1449 года Глава 9. Пятая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 10. Пространная редакция Жития Сергия Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века Глава 12. Житие Никона Радонежского Глава 13. Житие Сергия в составе Троицкой летописи Глава 14. Житие Сергия в составе летописных сводов XVI-XVII вв. Часть IV. Тексты I. Похвальное слово Сергию Радонежскому, написанное Епифанием Премудрым в 1412 году II. Житие Сергия Радонежского, составленное в 1418 г. Епифанием Премудрым III. Первая Пахомиевская редакция жития Сергия Радонежского IV. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского V. Рассказы о чудесах 1448–1449 гг., присоединенные к Третьей Пахомиевской редакции VI. Книга о новоявленных чудесах преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина     Введение Основным источником сведений о жизни Преподобного Сергия Радонежского является Житие святого. Составленное в первоначальном виде в 1418 г. учеником Сергия, монахом основанной им Лавры, выдающимся писателем Средневековой Руси Епифанием Премудрым , Житие является и ценным историческим источником о Московской Руси XIV века, и ярким памятником агиографической литературы, оказавшим ощутимое влияние на последующие произведения этого жанра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть Иконография святого преподобного Сергия Радонежского в контексте духовно-нравственной культуры России 24.02.2014 2155 Время на чтение 7 минут Закономерно, что начало расцвета русской иконописи относится к эпохе преподобного Сергия Радонежского (13141392). С именем этого всероссийского святого связаны поворотные события отечественной истории, знаменовавший духовный подъем русского народа, его житие дает яркий пример пути человека к святости, а его запечатленный на иконах лик - нравственный идеал. Самым первым образом святого Сергия Радонежского, сохранившим его портретные черты, считается надгробный покров, исполненный в период игуменства преп. Никона Радонежского около 1422 г., когда были открыты нетленные мощи преподобного. Этот покров выполнили в великокняжеской светлице. Возможно, мастерицы помнили облик св. Сергия или руководствовались его прижизненным изображением. Они почти документально воспроизвели черты преподобного, сохранив в них духовное состояние человека, погруженного в молитву. Древний покров св. Сергия Радонежского стал первым произведением церковного шитья как жанра надгробного покрывала. С одной стороны, его появление в XV в. связано с принятием на Руси Иерусалимского устава, установившего правило изнесения плащаницы и положения ее на «Гроб Господень» посреди храма в предпасхальную службу; с другой, - с началом формирования самобытной линии в русской иконописи, отражавшей настроение эпохи. «Первое, что поражает в этом изображении - захватывающая глубина и сила скорби: это - не личная или индивидуальная скорбь, а печаль обо всей земле русской, обездоленной, униженной и истерзанной татарами... Трудно найти другой памятник нашей старины, где бы так ясно обнаружилась та духовная сила, которая создала русскую иконопись» с. 115]. Покров стал вкладом вел. князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского и крестника преп. Сергия Радонежского, в Троице-Сергиев монастырь. В 1452 г. Русская Православная церковь причислила преп. Сергия Радонежского к лику святых. С этого времени начинает активно развиваться его иконография.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/25/...

Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты С конца XVIII века начинает складываться основной архитектурный комплекс монастыря. Тщание митрополита Платона в 1791-1792 годы на восточных вратах обители была построена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Устроенная над восточными воротами в 1791 году церковь во имя Преподобного Сергия, по распоряжению митрополита Платона, действовала как приходская и даже имела свой отдельный вход снаружи. В 1830 году при строителе Тихоне (1828-1830 гг.; 1839-1843 гг. вторично) были начаты работы по восстановлению надвратного храма в честь Преподобного Сергия, с 1821 года более двадцати лет закрытого для богослужений. В 1998 году начались сложнейшие реставрационные работы в надвратной церкви Преподобного Сергия, находившейся на грани полного разрушения. Работы завершились за полгода, и 8 октября, в день памяти Преподобного Сергия, храм был освящён. Из книги " Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь " . Автор-составитель инокиня Магдалина (Корнилова), 2006 г. НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ... «Встретившись, взаимно они поклонились до земли, прося друг у друга благословения, и никто из них не хотел принять на себя первенства дать благословение другому: так велико было их обоюдное смирение. Едва умолен был преподобный Сергий как гость благословить Стефана и братию…» (Из жития преподобного Стефана игумена Махрищского). В память о знаменательной встрече преподобных Сергия Радонежского и Стефана Махрищского у стен Махрищской обители над её восточными вратами, в 1791 году, по благословению митрополита Платона (Левшина), была устроена надвратная церковь во имя преподобного Сергия. Возведенный при строителе иеромонахе Астионе каменный храм был освящен 5 октября 1791 года наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игуменом Досифеем. Окончательная отделка была завершена летом 1793 года. Эта церковь с особым входом снаружи была отдана приходскому причту, долгое время не имевшему своего храма. В 1824 году Сергиевская церковь пришла в крайнюю ветхость, и Учрежденный Собор Лавры предписал ее запечатать. Лишь в 1830 году при строителе иеромонахе Тихоне были начаты восстановительные работы. Необходимо было «исправить храм с восточной стороны, починить кровлю листовым железом и окрасить ее, заменить деревянные кружала купола».

http://sobory.ru/article/?object=06918

Эммануиловка. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты В селе Эммануиловка (Засечинка) церковь деревянная, теплая, построена на средства г. Нарышкина в 1860 г., престол во имя преподобного Сергия Радонежского. Дворов 134, душ муж. пола 463, жен. пола 549, великороссы, земледельцы, имеют земли 3 десятины душевого надела, овчинники. Раскольников 1 двор, 12 душ обоего пола, живут в деревне Жданной. В приходе три деревни: Важная, Жданная и Марьинка (Мариновка), реки Выша и Известь. Приход окружен лесами г. Нарышкина. Школа церковно-приходская, смешанная, одноклассная, есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1800 года. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Шацкий уезд, стр. 684. Храм Преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка построен в 1860 году на средства графа Эммануила Дмитриевича Нарышкина. Вблизи церкви, на берегу пруда, расположен святой источник, для паломников оборудована купальня. В храме Сергия Радонежского ранее почивали мощи святителя Феофана Вышенского Затворника. С приходом Советской власти церковь закрыли, помещение отдали под зернохранилище. В середине 1970-х годов храм Преподобного Сергия Радонежского возвращен верующим. На протяжении 37 лет настоятелем его является протоиерей Георгий Глазунов. В Сергиевском храме находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанская Вышенская. 23 октября 2010 года здесь прошли торжества, посвященные 150-летию освящения храма Преподобного Сергия Радонежского. Божественную литургию возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, за богослужением пел хор Троице-Сергиевой Лавры. Село Эммануиловка расположено в 28 км к востоку от города Шацка. Расстояние от села до районного центра Шацк по автодороге - 34 км. Интересны версии происхождения названия села. Первая легенда происходит от местных жителей, которые до сих пор называющих село Мануиловка, и по их мнению буква «э» появилась в его названии в первые годы советской власти. Будто бы малограмотный писарь, оформляя какие-то документы, записал село как Эммануиловка, посчитав, что так благозвучнее. А Мануиловкой село было названо по имени помещика Мануила. Кроме того, вплоть до начала XX в. село Эммануиловка носила также и второе название - Засечинка. Село Засечинка возникло не позднее XVII века в районе бывшей Большой засечной черты, от которой и получило свое название. Вторая версия происхождения названия связана с именем последнего владельца села. В XIX в., вплоть до отмены крепостного права в 1861 г., село принадлежало дворянскому роду Нарышкиных. Его последним владельцем был тайный советник и обер-камергер Эммануил Дмитриевич Нарышкин, в честь которого село и получило свое второе название - Эммануиловка.

http://sobory.ru/article/?object=20344

Икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием». Вторая половина XVII в. Происходит из собора ростовского Троице-Сергиева Варницкого монастыря. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль» ЖМП 10 октябрь 2022 /  8 октября 2022 г. 20:00 Житие преподобного Сергия Радонежского: история создания В этом году Церковь отмечает 600-летие со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых русских святых. Первые литературные памятники, посвященные святому, вышли вскоре после его кончины из-под пера его ученика инока Епифания, талантливого древнерусского книжника, получившего  прозвище Премудрый. Как создавалось Житие преподобного чудотворца Сергия Радонежского, к каким источникам обращался Епифаний в ходе работы над текстом «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН (Москва) Александра Духанина.  PDF-bepcuя. Интерес к личности и трудам преподобного Сергия породил богатейшую книжную традицию, начавшуюся в Троицком монастыре сразу после его кончины. В ее основе лежит Житие Сергия Радонежского — необыкновенно сложный источник с развитой рукописной традицией, охватывающей несколько сотен списков, которые отражают десятки вариантов текста, подвергавшегося редактированию на протяжении XV–XIX вв. Несмотря на длительную историю изучения произведения, берущую начало в XIX в., немало вопросов, связанных с его созданием, распространением, бытованием, остаются нерешенными по сей день. Не выявлены многие источники первой редакции Жития, нет единства в интерпретации приводимых в ней сведений, остаются загадочными обстоятельства ее появления и некоторые факты биографии ее автора, Епифания Премудрого, требуют дальнейшего изучения поэтика и язык текста. Епифаний Премудрый — автор Жития преподобного Сергия Автором первого жизнеописания преподобного Сергия стал его ученик, инок Троицкого монастыря Епифаний, ранее уже написавший два других замечательных агиографических сочинения: «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьского» и «Слово о Стефан, бывшемъ епископ, иже в Перми», его перу принадлежат также Похвальное слово Сергию Радонежскому, Послание архимандриту тверского Спасо-Афанасьева монастыря Кириллу и, вероятно, еще целый ряд сочинений, авторство которых сегодня с той или иной степенью уверенности приписывается Епифанию.

http://e-vestnik.ru/church/zhitie_prepod...

Закрыть itemscope itemtype="" > Монастырь на горе по имени Христианка Дом преподобного Сергия в Черногории 19.07.2023 446 Время на чтение 7 минут Источник: Православие.ру В монастыре Преподобного Сергия Радонежского в Черногории на горе Румия В честь Преподобного Сергия Радонежского И где только на белом свете нету храмов, освященных в честь Преподобного Сергия Радонежского! Как утверждают справочники, их не менее 1200, и большей частью расположены они в Европейской части нашего Евразийского континента, но есть и на территории Азии, Африки, Северной Америки, в экзотических Таиланде и Индонезии. Есть и монастыри, где постоянно молятся преподобному и чтут его как главного покровителя обители. Матушка Феодора с мощами прп. Сергия Радонежского Храм монастыря Прп. Сергия Радонежского В год, когда торжественно праздновалось 700-летие великого русского святого, довелось мне побывать в Черногории, на горе Румия. Один из вариантов перевода этого слова с арабского — «Христианка». У подножия этой горы живут и молятся монахини из монастыря во имя Преподобного Сергия Радонежского. Это было такое нечаянное и радостное совпадение! И юбилей, и святая гора по имени Христианка, и эта поднебесная обитель, где, как в древней пустыне, прикасаешься к тишине настоящего уединения. Румия Свято-Троицкий храм на вершине Румии С древних времен Румия — особое, святое место для православных христиан Черногории. Было время, когда ее вершину венчал храм в честь Святой Троицы. Когда турки оккупировали Балканы, он был разрушен — около 1571 года. Люди говорят: так случилось за грехи народа. С тех пор каждый паломник, что восходил на святую гору, должен был нести с собою камень — знак покаяния. В 1950-х годах коммунистические власти Югославии, в состав которой входила Черногория, запретили крестные ходы и восхождения на Румию. Но прошло каких-то 30 лет, и традиция возобновилась. Еще люди говорили, что когда на вершине горы будет собрано достаточное количество камней, новый храм спустится на прежнее место прямо с небес. И древнее предсказание сбылось. Чудо это было или не чудо, это уж как кому рассудится, но в 2005-м году вертолет опустил на вершину Румии небольшой храм, спаянный черногорскими мастерами из алюминиевых деталей.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/19/monast...

Москва. Новоспасский монастырь. Церковь Сергия Радонежского в колокольне. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Сергия Радонежского, преподобного, в колокольне Новоспасского монастыря церковь (Крестьянская площадь, дом 10). В 1759 г. в ограде обители на месте проездной башни заложили новую колокольню (архитектор Иван Жеребцов). Строительство продолжалось три года, но из-за недостатка средств было прервано на двадцать лет. Высокая четырехъярусная 72-метровая колокольня была завершена лишь в 1785 г. В ее втором ярусе в 1787 г. была устроена церковь преподобного Сергия Радонежского. Пострадавшая от пожара 1812 г., она была возобновлена к 1822 г. После большой реставрации начала XX века Сергиевский храм был освящен 25 мая 1901 г. Ее украшал ампирный золоченый трехъярусный иконостас. Колокольня славилась своим набором из двадцати восьми колоколов, помещенных на третьем ярусе. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Новоспасский монастырь был превращен в концентрационный лагерь, и все его храмы были закрыты. В 1991 г. монастырь вернули Русской Православной Церкви. В начале XXI века вновь освятили восстановленный храм преподобного Сергия Радонежского в колокольне. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " В системе храмов Новоспасского монастыря церковь преподобного Сергия Радонежского является храмом второго или даже третьего плана, но это не умаляет ее достоинств, тем более что у нее не совсем обычное место расположения и совсем не простая история. До сих пор нет полной определенности относительно того, когда именно в монастыре появился церковный престол в честь преподобного Сергия. Источники подтверждают, что в середине XVIII века он уже существовал; известно, что в марте 1747 года в монастыре случился пожар, от которого пострадали настоятельские кельи и сгорела крыша Сергиевского храма. Новый отсчет в истории этой церкви начинается в настоятельство архимандрита Мисаила (Чирского) (с 1749 по 1764 год). По его инициативе в монастыре началось возведение большой колокольни, закладка которой состоялась в июне 1759 года.

http://sobory.ru/article/?object=05178

Архимандрит Мельхиседек (Артюхин). К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. 27.05.2014 08:21:16 Кульков Сергей Андреевич Добрый день, дорогие братья и сестры. Добрый день, радиослушатели. Сегодня мы работаем в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы, или присылать свои вопросы по смс. И сегодня на связи с вами архимандрит Мельхиседек (Артюхин). Настоятель Оптинского подворья при храме Петра и Павла, что в Ясеневе и строящегося Покровского храма, что также находится в местечке Ясенево. Как вы знаете, дорогие братья и сестры, этот год назван годом преподобного Сергия Радонежского потому, что вся православная церковь и весь православный мир будет отмечать 700-летие со дня его рождения, которое было в 1314 году. И что интересно, по многим источникам и свидетельствам о дате рождения преподобного Сергия Радонежского все эти источники несколько разнятся, но большинство историков и исследователей его жития говорят о дате 16 мая. То есть мы с вами накануне дня рождения преподобного Сергия Радонежского. И хотелось бы сегодня с вами в прямом эфире поговорить об этом святом угоднике божием земли русской. О котором однажды Василий Осипович Ключевский в своем замечательном похвальном слове на память преподобного Сергия однажды очень глубоко и трогательно сказал: «Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений, постепенно спадало все временное и местное. И оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом». То же произошло и с личностью преподобного Сергия.

http://radonezh.ru/text/arkhimandrit-mel...

К.А. Аверьянов Литература о Сергии Радонежском Августин (Никитин Д. Е.). Любовь безмерная. Св. Франциск Ассизский и прей. Сергий Радонежский// Истина и жизнь. 2003. 4. С. 36–43. Августин (Сахаров М. С.), архимандрит. Слово на память преподобного отца нашего Сергия, игумена радонежского чудотворца//Августин (Сахаров М. С.), архимандрит. Слова в присутствии членов святейшего присутствующего Синода, в Санкт-Петербурге в 1805 годе, сказыванные Второго кадетского корпуса учителем закона, Санкт-петербургской епархии второклассной Троицкой Сергиевой пустыни, состоящей по Петергофской дороге, архимандритом Августином. [СПб., 1805]. С. 19–26. Аверинцев С. «Тихое и чудное житие»//Родина. 1992. 5. С. 7–11. Агафангел, архимандрит. В день памяти преподобного Сергия Радонежского//Журнал Московской патриархии. 1974. 7. С. 24– 25. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену радонежскому, чудотворцу//Православный церковный календарь. 1978. М., 1977. С. 55–62. Перепеч.: То же на 1985-й год. М., 1984. С. 66–74. Александр, епископ Дмитровский. К торжеству 500-летия памяти преподобного Сергия, радонежского чудотворца, со дня блаженной кончины его (1392–1892 гг.). М„ 1892. Александров Г. У стен лавры (этюд)//Журнал Московской патриархии. 1946. 7. С. 25–28. Алексий (Кутепов), архимандрит. Преподобный Сергий как русский идеал святости//Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 183–193. Алексий, патриарх московский и всея Руси. Житие преподобного Сергия, радонежского чудотворца. 1319–1392//Ко дню церковного празднования 800-летия Москвы. М., 1948. С. 27–41. Перепеч.: Журнал Московской патриархии. 1972. 7. С. 63–68. Ангел-хранитель земли Русской. Памяти преподобного Сергия Радонежского. [Сборник. Сост. Н. А. Трофимчук]. М., 1994. Андроник (Трубачев А. С.), игумен. Воссияет в сердцах//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 453–458. Андроник (Трубачев А. С.), игумен. Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников//Тысячелетие крещения Руси. Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва, 11–18 мая 1987 г. М., 1989. С. 127–135.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Главное чудо Сергия Радонежского — он сам Юбилей преподобного Сергия — важный рубеж для нашего народа и государства. 21 июля, 2014 Юбилей преподобного Сергия — важный рубеж для нашего народа и государства. Если бы не было преподобного Сергия, никогда не появилось бы и Святой Руси. Главная юбилейно-историческая дата этого года — 700-летие преподобного Сергия Радонежского, величайшего русского святого, сыгравшего ключевую роль в становлении российской государственности, в формировании национального духа. Удивительным образом именно в год всеобщих торжеств, посвященных преподобному Сергию, наше общество переживает новый подъем национального самосознания. Святейший Патриарх Кирилл, возглавивший масштабные празднества в честь преподобного Сергия, которые прошли на минувшей неделе в Сергиевом Посаде, в интервью «Эксперту» говорит о том, почему именно сейчас важно по-новому переосмыслить уроки, которые преподнес всем нам радонежский игумен — Ваше Святейшество, хорошо известно, что воинам, шедшим на Куликово поле во главе с князем Дмитрием Донским, духовная поддержка Сергия Радонежского была очень важна. Но почему? Когда читаешь сегодня у Ключевского о чувстве «нравственной бодрости, духовной крепости, которое преподобный Сергий вдохнул в русское общество», и о том, что этим настроением народ потом жил века, то ощущаешь, что от нас сегодняшних значение святого уже ускользает. И еще один часто возникающий вопрос: как можно объяснить участие в сражении монахов Пересвета и Осляби, которые, вообще говоря, отказались от мирской жизни и посвятили себя служению Господу ? — Чтобы понять и оценить это значение, вспомним исторический контекст. Две главные проблемы Руси первой половины XIV века — раздробленность и подчинение татаро-монгольским ханам. В ситуации противостояния князей друг другу невозможно было объединиться для преодоления ига. Народ прежде всего был озадачен проблемой выживания в этих крайне стесненных условиях. Но Варфоломей (будущий преподобный Сергий) уходит в глухой лес, будучи движим, с одной стороны, любовью к Святой Троице, с другой — болью о вражде и разделениях в родном народе. Как пишет автор его жития Епифаний Премудрый, первый делом Сергий поставил небольшой деревянный храм в честь Святой Троицы — «чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх пред ненавистною раздельностью мира». Преподобный Сергий победил этот страх и помог всему русскому народу избавиться от «ненавистной разделенности», в которой народ оказался.

http://pravmir.ru/glavnoe-chudo-sergiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010