При этом, согласно свидетельству игумена Андроника (Трубачёва) и других лиц, глава преподобного Сергия Радонежского по благословению Патриарха Тихона была тайно сокрыта. В 1920–1928 гг. глава преподобного хранилась в доме Олсуфьевых, затем П. А. Голубцов (будущий архиепископ Новгородский и Старорусский Сергии) перевёз её в Люберцы. В 1941–1945 гг. глава преподобного Сергия пребывала в храме в с. Виноградово, в 1945–1946 гг. — в Москве . После приёма И. В. Сталиным в сентябре 1943 г. митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) государство пошло навстречу интересам Русской Православной Церкви в некоторых вопросах. Митрополит Сергий (Страгородский), избранный Патриархом Московским и всея Руси, и года не пробыл на патриаршем престоле ввиду скоропостижной кончины. В должность Патриаршего Местоблюстителя согласно завещанию Патриарха Сергия вступил митрополит Алексий (Симанский), а в феврале 1945 г. он единогласно был избран Патриархом Московским и всея Руси. 15 августа 1945 г. Патриарх Алексий обратился в Совет по делам РПЦ с ходатайством об открытии Успенского собора в Троице-Сергиевой Лавре. Патриарх в этом же письме просил передать и святые мощи преподобного Сергия Радонежского: «Имею дерзновенную мысль просить Совет ходатайствовать пред Правительством о передаче в ведение Московской Патриархии всероссийской святыни — Мощей Преподобного Сергия, находящихся в настоящее время в своей прежней раке в Троицком Соборе. Если бы Правительство нашло возможным удовлетворить мою просьбу и зажглась бы лампада у раки Преподобного Сергия, то это одно обстоятельство могло бы свидетельствовать пред всем миром, интересующимся церковной жизнью в нашем Союзе, о положении в ней Православной Церкви. А с другой стороны — все верующие люди оценили бы этот акт как самое яркое выражение того отношения к Церкви, какое имеет наше Советское Правительство» . 4 сентября 1945 г. Карпов сообщил Патриарху Алексию, что ходатайство об открытии Успенского собора с перенесением мощей преподобного Сергия из Троицкого собора в Успенский удовлетворено . Правительство СССР разрешило «как исключение передать и установить “мощи Сергия” в Троице-Сергиевской лавре» . В то время ни о каком массовом возвращении святых мощей Церкви не могло быть и речи. Спустя много лет стало понятно, как «Божественному Промыслу угодно было позволить Святейшему Патриарху Алексию в первый год его патриаршества стать священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и вернуть мощи преподобного Сергия в их раку в Троицком соборе» .

http://bogoslov.ru/article/6174765

Так и настоящая книга названа патериком; но это патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, то есть сказания о святых угодниках Божиих, которые жили и подвизались в обители преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, или в обителях, основанных учениками преподобного Сергия, а равно и тех, которые получили монашеское воспитание под духовным руководством иноков сих обителей и таким образом положили начало духовного подвига под благодатным водительством великого отца иноков северной Руси, – зажгли в себе благодатный огонь духовной жизни от сего великого и пресветлого светильника. Первоначально эта книга была составлена и издана к пятисотлетию блаженной кончины преподобного Сергия нашим известным духовным писателем-историком покойным графом М. В. Толстым. Предоставив право издания своего патерика обители преподобного Сергия, под сенью которой он провел как свою юность, так и последние старческие годы и нашел себе вечное упокоение, почтенный автор пополнил книгу и, для большего удобства пользования сказаниями, заключающимися в патерике, расположил их по месяцам года, подобно сказаниям Четьих-Миней, Прологов, Киево-Печерского патерика и других житий угодников Божиих. Редакция «Троицких листков», издавая этот патерик, со своей стороны еще раз пересмотрела всю книгу и пополнила ее: 1) сведениями об учениках преподобного Сергия, коих память не приурочена к определенным числам; 2) многими подробностями в сказаниях о святых угодниках, которые в изложении покойного графа были слишком кратки, отчего книга получила более назидательный характер и увеличилась в объеме более чем втрое против первоначальной ее редакции и 3) наглядной таблицей, которая, подобно родословной, показывает духовное сродство с преподобным Сергием и его обителью всех тех угодников Божиих, жития которых имеются в патерике. О житии самого преподобного Сергия в патерике особенных сведений не сообщается, кроме тех, в которых обстоятельства его жизни соприкасаются с обстоятельствами жизни его учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

18 июля, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По завершении Божественной литургии духовенством была вынесена из храма чтимая икона преподобного Сергия Радонежского и установлена на монастырской площади у источника, где Святейший Патриарх Кирилл возглавил молебен при стечении тысяч людей. У Троицкого собора состоялась беседа Патриарха Кирилла с участниками международного съезда «Содружество православной молодежи». С балкона Патриарших покоев Предстоятель Русской Православной Церкви еще раз поздравил многочисленных паломников, посетивших Троице-Сергиеву лавру в день памяти ее основателя. 20 июля, в день памяти преподобной Евфросинии Московской, в Архангельском соборе Московского Кремля архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию. По окончании богослужения в храм прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель в сопровождении духовенства прошел в придел мученика Уара, где почивают мощи святой преподобной княгини, перенесенные сюда 28 мая 2008 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II из Судной палаты, находящейся в подклети Архангельского собора Здесь Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен святой Евфросинии. 20 июля, накануне праздника Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение всенощного бдения в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы. Во время пения полиелейных псалмов Святейший Патриарх вынес из алтаря на середину храма чтимый список Казанской иконы Божией Матери. По окончании всенощного бдения Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Лазаря (Гуркина) во епископа Нарвского, викария Таллинской епархии. Во время чина наречения архимандрит Лазарь произнес речь, обращенную к Предстоятелю Церкви и сослужащим ему епископам. 21 июля, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Вся жизнь его была непрерывным подвигом смирения и самоуничижения, он старался видеть свои слабости и недостатки, скрывая от себя самого и от мира свои подвиги, труды и добродетели. Припомните из жития его, как, став настоятелем собравшейся братии, был для нее Преподобный поваром, пекарем, портным, плотником, каким угодно трудником и служил ей, как раб купленный. И смирение, самоуничижение вознесло, возвеличило, прославило Преподобного Сергия и возвело на величайшую нравственную высоту, так что не только люди верующие благоговеют пред светлым образом Радонежского чудотворца, но почитают его и люди, не имеющие отношения к Церкви. Бог прославил Своего угодника даром необыкновенной сердечной чистоты, глубокого душевного мира, прозрения, чудотворения и молитвенного предстательства. С именем Преподобного Сергия в русской истории связаны воспоминания о самых славных и светлых ее страницах – о народном нравственном возрождении и освобождении нашей земли от тяжкого двухсотлетнего татаро-монгольского ига. Преподобный Сергий своим нравственным влиянием и молитвой вдохнул в русское общество чувство нравственной бодрости, духовной крепости, поднял упавший дух родного народа, пробудив в нем веру в свои силы, веру в свое будущее, и по его благословению на битву и по его молитвам наш народ получил после двухсотлетнего иноземного порабощения нравственную и гражданскую свободу. Под мудрым руководством Преподобного воспитывалось высоконравственное, смиренное монашество. Внимание и любовь к людям научили его тихо и кротко «настраивать» душу человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента, лучшие ее качества и чувства. Преподобный Сергий поселился среди густого леса, в месте, удаленном от путей человеческих, и, несмотря на это, свет добрых дел его распространился повсюду: и оттуда услышано было благоухание его святой, богоугодной жизни. И вот к нему в пустыню стекаются люди, чтобы поведать свои скорби и печали, чтобы получить от него совет и наставление, попросить его молитв и исцелелиться от своих недугов. И любвеобильный Преподобный Сергий всякого, кто приходил с нуждою и скорбью, не оставлял без утешения. Он был доступен для всех, и его смирение, простота, кротость привлекали к себе сердца человеческие, так что был он для русского народа родным отцом, утешителем и скорым помощником в скорбях. Русский народ любил его всей своей душой, ибо и он был русский – плоть от плоти и кость от кости своего народа. Еще при жизни Преподобного Сергия имя его стало известным во всех уголках нашей земли, и не было такого православного семейства, где бы не призывалось оно в молитвах. Так прославил Бог Своего угодника.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Вот такими подвигами была украшена на земле жизнь Преподобного Сергия, и благодаря этим подвигам прославил его Господь Своею Божественной славой, и он, еще будучи на земле, приобрел величайшую чистоту и упокоение сердца, глубокий мир души, залог будущего блаженства. За его святую жизнь Господь даровал ему дар чудотворения и прозрения, так что Преподобный Сергий, еще живя на земле, творил множество чудес и имя его было известно во всех уголках нашей Русской земли, как имя великого угодника Божия и молитвенника. Он удостоился посещения великой Небесной Гостьи – Пресвятой Богородицы с двумя Апостолами; Она изрекла: «Неотступна буду от места сего и буду покрывать его». А к концу жизни имя его настолько уже стало известно, что редко кто из верующих не призывал Преподобного Сергия в своих молитвах. Призывавшие же его сподоблялись величайших милостей и щедрот Божиих. Прославляющия Мя прославлю ( 1Цар. 2:30 ), – говорит Господь. Так прославил Он и угодника Своего – Преподобного Сергия. Достигнув духовного преуспеяния, Преподобный Промыслом Божиим поставляется духовным наставником для ищущей спасения под его руководством многочисленной братии. И он приносит себя в жертву для блага ближних, с великим терпением и любовью трудясь над нравственным усовершенствованием каждого новоначального инока. Под его мудрым духовным руководством было воспитано высокодуховно-нравственное монашеское братство, воплотившее в себе высочайшие идеалы христианской жизни; причем многие из членов сего братства и сами впоследствии стали наставниками и руководителями иноческих обителей. Мы уже сказали, что Господь прославил Своего угодника даром пламенной молитвы и чудотворения, так что имя его стало известно всей Русской земле, и к Преподобному еще при жизни стекалось множество народа, чтобы поведать ему свои скорби и печали, чтобы услышать от него совет и наставление, чтобы попросить его святых молитв и, по мере своей веры, получить от него исцеление своих недугов и утешение в скорбях. Но помимо той благодатной помощи, которую получали от него приходящие к нему с верой, и того утешения, которым утешал Преподобный Сергий скорбящих и страждущих, он имеет еще иную, величайшую заслугу перед нашим русским народом и по праву может быть назван спасителем и восстановителем нашей Русской земли, ибо именно с его именем в нашей истории связано воспоминание о светлой поре нравственного народного возрождения и освобождения от татаро-монгольского владычества, так что пред светлым образом Преподобного Сергия за его заслуги преклоняются даже люди, совершенно не имеющие никакого отношения к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Его почитание на Руси началось очень рано. Скончался он в 1533 году, а в 1545 году уже было написано его житие. Агиограф говорит о себе: «Аз грешный Родион и менший всех в обители святаго и блаженнаго отца Александра, от него же в монастырь приатн благословен быв, такоже и от самого того руку Преподобнаго острижен бысть и мнишескиа одежда сподоблен...» (л. 1168 об.) 2 . Далее говорится о времени составления жития: «Списано же бысть житие се у Живоначалней Троици в обители преподобнаго отца Александра в созданнем от него монастыре в лето 7053 в второенадесять лето по преставлении святаго отца Александра в христолюбивое царство государя великаго князя Ивана Васильевича всея Русии самодръжца, повелением господина пресвященнаго Макариа митрополита всея Русии и по благословению господина пресвященнаго Феодосиа, архиепископа Великаго Но- ваграда и Пскова» (л. 1168 об.). Русский историк В. О. Ключевский называет этот агиографический труд «обширным и обильным любопытными подробностями» (26, с. 263). В. С. Иконников говорит, что произведение игумена Иродиона «принадлежит к лучшим житиям по обилию подробностей и своей обширности» (22, с. 1724). «Житие написано языком живым и без излишнего многословия... Служба святому Александру – вероятно, сочинение того же игумена», – говорит архиепископ Черниговский Филарет (64, с. 153). Профессор Е. Е. Голубинский называет это житие «подробным и любопытным» (15, ч. 2, с. 187). Совершенно отлично от приведенных высказываний мнение И. Яхонтова . Изучая житие преподобного Александра Свирского , он выявил немало текстуальных совпадений с житиями преподобных Сергия, игумена Радонежского, Кирилла Белоезерского, Феодосия Печерского , Варлаама Хутынского. Это позволило исследователю сделать следующий вывод: «Чисто исторических сведений о преподобном Александре труд игумена Иродиона дает весьма мало; они совершенно залеплены красками, взятыми у Пахомия Логофета, и в большей части – так прочно, что отделить эту чужую окраску, чтобы приобрести хотя и незначительные, вполне верные, данные об этом подвижнике, – слишком трудно, да и едва ли возможно» (67, с. 86) 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

22 липня 2007 р. 16:49 23 июля — день памяти преподобного Антония Печерского [Стаття] Основанная преподобным Антонием обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон. 17 липня 2007 р. 23:35 18 июля — день памяти преподобного Сергия Радонежского [Стаття] Архимандрит Кирилл (Павлов). Многоплодный вертоград. Слово на обретение мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца 11 липня 2007 р. 22:35 12 июля — праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла [Стаття] «Апостолы Петр и Павел». Поучительное слово блаженного Августина Иппонского в день праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 7 липня 2007 р. 20:01 7 июля — рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна [Стаття] О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». 1 липня 2007 р. 17:00 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского [Стаття] 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского. 26 января 1589 года по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II Митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

В проповеди по окончании богослужения митрополит Иларион сказал: «Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с праздником – с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца всея Руси, чью память мы сегодня светло и торжественно совершаем. Преподобный отец наш Сергий был великим молитвенником и служителем Божественной литургии. И неудивительно, что всякий раз, когда мы собираемся в Троице-Сергиеву лавру, чтобы прославить этого великого угодника, у его мощей мы совершаем Божественную литургию, как это было заведено в Церкви с самого начала, когда Литургия совершалась на мощах мучеников, преподобных, святых. И сегодня, предстоя у раки честных мощей преподобного Сергия, мы вспоминаем, как во время служения Божественной литургии преподобным Сергием небесный огонь сошел в святую чашу. И все – кто сослужил ему, и кто присутствовал в храме – были свидетелями этого удивительного чуда. Всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, небесный огонь сходит на Святые Дары, чтобы преложить хлеб и вино в Тело и Кровь Спасителя. Мы не видим этого нашими физическими очами, но ощущаем присутствие Божие и дуновение Святого Духа в те минуты, когда возносим молитвы Господу о том, чтобы хлеб стал Телом Христовым, а вино стало Кровью Христа. Когда предстоятель за Божественной литургией молится об этом Господу, он говорит: «Ниспосли Духа Святаго на ны и на предлежащия дары сия». То есть мы просим, чтобы Святой Дух сошел не только на хлеб и вино, но и на нас, чтобы мы стали достойны причастия Святых Христовых Таин и через причащение соединились с Богом так, как с Ним соединялись через служение Божественной литургии преподобный Сергий, братья его святой обители и многие святые и преподобные отцы, которые духом своим созерцали Божественный огонь, нисходящий в святую чашу. Когда по нашей молитве Святой Дух сходит на Святые Дары, то хлеб и вино чудесным образом превращаются в Тело и Кровь Христовы. Не просто в какие-то символические воспоминания, а в реальное Тело и в реальную Кровь Господа Иисуса Христа. И когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, то принимаем внутрь себя не простой хлеб и не простое вино, но Самого Воплотившегося Бога. И Его Тело, входя внутрь нашего тела, соединяется с ним и обоготворяет его изнутри, а Его Кровь, входя в нашу кровь, начинает течь в наших жилах.

http://mospat.ru/ru/news/45354/

«Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником и с особой Литургией, совершенной двумя Предстоятелями Церквей в сослужении сонма архипастырей в день открытия Рождественских чтений. Сегодняшний день знаменателен также и тем, что этим богослужением мы открываем юбилейный год, посвященный 700 -летию со дня рождения преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. И сейчас мы совершим молебен — обратим слова своих сердечных воздыханий преподобному Сергию, чтобы он своим сильным предстательством пред лицом Божиим защитил и оградил всю историческую Русь, державу Российскую от всяких напастей, бед и зол, от внешних и внутренних конфликтов и противостояний. Чтобы по его молитвам сохранилась в единстве Церковь наша, чтобы вера православная, которая была укоренена в народе нашем во многом его трудами и его молитвами, принесла обильный плод, давая людям вдохновение и силу к тому, чтобы идти по жизненному пути в соответствии с законом Божиим. Вы видите сейчас в руках военнослужащих особые юбилейные хоругви. Мы освятим эти хоругви, а затем в каждую из епархий будет направлена такая хоругвь, для того чтобы она была знамением юбилейного года, чтобы все торжественные богослужения, крестные ходы и другие значимые мероприятия проходили пред этими хоругвями, которые будут видимым образом напоминать нам о преподобном Сергии, игумене Земли Русской. Благословение Божие и Покров Пречистой Царицы Небесной молитвами преподобного Сергия Радонежского да сохранит нас от всякого зла. Аминь». Затем было совершено освящение хоругвей с изображением преподобного Сергия, изготовленных специально к юбилейной дате. Состоявшееся освящение возрождает дореволюционную традицию освящения хоругвей по случаю нарочитых дат. По завершении молебна Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому Иоанну и участникам богослужения со словом . В знак братской любви Святейший Патриарх Кирилл преподнес Патриарху Иоанну две панагии и крест.

http://patriarchia.ru/db/text/3539480.ht...

«Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником и с особой Литургией, совершенной двумя Предстоятелями Церквей в сослужении сонма архипастырей в день открытия Рождественских чтений. Сегодняшний день знаменателен также и тем, что этим богослужением мы открываем юбилейный год, посвященный 700-летию со дня рождения преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. И сейчас мы совершим молебен — обратим слова своих сердечных воздыханий преподобному Сергию, чтобы он своим сильным предстательством пред лицом Божиим защитил и оградил всю историческую Русь, державу Российскую от всяких напастей, бед и зол, от внешних и внутренних конфликтов и противостояний. Чтобы по его молитвам сохранилась в единстве Церковь наша, чтобы вера православная, которая была укоренена в народе нашем во многом его трудами и его молитвами, принесла обильный плод, давая людям вдохновение и силу к тому, чтобы идти по жизненному пути в соответствии с законом Божиим. Вы видите сейчас в руках военнослужащих особые юбилейные хоругви. Мы освятим эти хоругви, а затем в каждую из епархий будет направлена такая хоругвь, для того чтобы она была знамением юбилейного года, чтобы все торжественные богослужения, крестные ходы и другие значимые мероприятия проходили пред этими хоругвями, которые будут видимым образом напоминать нам о преподобном Сергии, игумене земли Русской. Благословение Божие и Покров Пречистой Царицы Небесной молитвами преподобного Сергия Радонежского да сохранит нас от всякого зла. Аминь». Затем было совершено освящение хоругвей с изображением преподобного Сергия, изготовленных специально к юбилейной дате. Состоявшееся освящение возрождает дореволюционную традицию освящения хоругвей по случаю нарочитых дат. По завершении молебна Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Патриарху Антиохийскому Иоанну и участникам богослужения со  словом . В знак братской любви Патриарх Кирилл преподнес Патриарху Иоанну две панагии и крест.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010