29 января 1903 года произошло событие, которого с нетерпением ожидали многие верные чада Русской Православной Церкви. Святейший Синод принял решение о канонизации старца Серафима Саровского . На архимандрита Серафима была возложена работа по подготовке к торжествам. Архимандрит Серафим участвовал в освидетельствовании мощей преподобного Серафима, составил его житие. Также ему пришлось взять на себя большую часть организационно-хозяйственных работ. Празднования в связи с канонизацией преподобного Серафима Саровского прошли 17–19 июля 1903 года и стали настоящим духовным торжеством. 19 июня 1903 года состоялось торжественное открытие мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в присутствии Государя Николая II и его семьи. На этом не кончились труды архимандрита, относящиеся к прославлению преподобного Серафима Саровского . Его перу принадлежит «Краткое житие приснопамятного Серафима Саровского », а также «Краткая летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и акафист, который звучит в храмах и в настоящее время. Возвратившись в Суздаль, архимандрит Серафим занялся подготовкой к 500-летию со дня преставления преподобного Евфимия, суздальского чудотворца, и составил его жизнеописание. Издание этой книги способствовало духовному возрождению древней обители. В 1905 году в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) с сонмом епископов. Владыка был назначен на Сухумскую кафедру. В предреволюционные годы епископ, а затем уже архиепископ, Серафим Чичагов занимал поочередно Сухумскую, Орловскую, Кишиневскую и, наконец, Тверскую кафедры. Тяжелым испытанием для владыки Серафима вскоре после его переезда в Кишинев стала кончина в декабре 1908 года святого праведного Иоанна Кронштадтского . Владыка Серафим неустанно трудился на благо Православной Церкви и русского народа. В своей епархии при храмах он открывал школы, библиотеки, больницы. Являясь духовным чадом святого праведного Иоанна Кронштадтского , владыка особенно заботился о благоговейном совершении богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

По материалам канала TVGuberniya " Путь паломника " Проект реставрации фасада церкви Серафима Саровского при Шихобаловской богадельне выполнен архитектором Ю.И. Харитоновым. Информация с сайта В редакцию «Благовеста» позвонила Софья Поликарповна Бортник, единственная представительница в Самаре старшего поколения знаменитого купеческого рода Шихобаловых. «Считаю, что нужно восстановить крест домовой церкви богадельни и странноприимного дома Шихобаловых и открыть фрески с изображением Серафима Саровского», — сказала она. Речь идет о доме, который был построен в Самаре почетным гражданином города Антоном Николаевичем Шихобаловым в 1894 году на углу улиц Алексеевской и Уральской, ныне Красноармейской и Братьев Коростелевых. Последние четыре года это коррекционная школа-интернат «Преодоление». Софья Поликарповна рассказывает: «Шихобалов хотел, чтобы люди, идущие на богомолье, имели возможность в Самаре где-то остановиться на сутки или двое. Построил для них дом и сам содержал его. Но так как богомольцев было мало, то туда стали брать на постоянное жительство бедных людей, у которых не было жилья. Почти никто сейчас не заботится о бездомных, а обездоленных людей так много. Я воспитывалась по принципам семьи Шихобаловых, и мне очень жаль всех людей, брошенных сейчас. В одной из комнат домовой церкви на втором этаже сохранились фрески с событиями из жизни Преподобного Серафима Саровского, но они заклеены обоями и закрашены краской. Я ходила к директору школы, разговаривала с ней, она мне сказала, что ничего не может сделать, потому что у них нет средств, и она не знает, как посмотрят на это местные власти. В комнате, где фрески, сейчас спальня мальчиков, и можно было бы по христианскому обычаю открыть фрески. Над богадельней была колокольня и крест. Мое желание — восстановить этот крест и фрески». Вот что писалось о богадельне и домовой церкви в книге «Антон Николаевич Шихобалов, его жизнь, просветительные и благотворительные учреждения его имени», Москва, 1912 г: «Здание богадельни каменное, двухэтажное, с домашней церковью во имя Преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца, с двором и разными хозяйственными службами. В богадельню ведут два парадных подъезда, один с Алексеевской улицы, и другой с Уральской улицы в домовую церковь на втором этаже. Подъезд с Уральской улицы украшен крестом и иконой Преподобного Серафима. В палатах просторно и светло. Занимают палаты постоянные обитатели Шихобаловской богадельни, рассчитывающие мирно дожить в тихом пристанище до своей смерти. Старушки выглядят опрятно и домовито, на кроватях скромное, но чистое одеяло и такое же белье, на столиках — приборы для чая, который богадельщицы очень любят, книги Святого Писания, различные предметы женского рукоделия. Посредине зала на колонне утверждена икона Спасителя, вся убранная цветами, по стенам около коек находятся образки, крестики, картинки религиозно-нравственного содержания. От обстановки веет уютом и покоем тихого старческого жития.

http://sobory.ru/article/?object=27667

В первые годы восстановления церкви было забыто ее изначальное название " Серафимовская " и приход получил название в честь иконы Божией Матери " Одигитрия " . 9 сентября 1997 г. иеромонахом Павлом (Хохловым) в храме было совершено первое крещение жителей о. Русский. Крестилось 18 человек. В 1999 г. были получены копии архивных документов из Государственного архива Приморского края, на основании которых было подано прошение о переименовании храма в честь преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Первоначально храм Серафима Саровского был приписан к Покровскому приходу, где настоятелем был о. Павел. 24 апреля 2000 г. состоялось посещение острова Русский Владыкой Приморским и Владивостокским Вениамином. Этот визит архиерея на остров был первым в столетней истории епархии. С осени 2000 г. Серафимовский приход был выделен в самостоятельный и его первым настоятелем стал иеромонах Варнава. 22 июня 2001 г. указом Владыки Вениамина, с целью дальнейшего преобразования церкви в монастырь и создания монашеской обители, настоятелем храма преподобного Серафима Саровского назначается иеромонах Никон (Анненков). 6 октября 2001 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение " благословить преобразование прихода в честь преподобного Серафима Саровского на острове Русском города Владивостока, в Свято-Серафимовский мужской монастырь " . В декабре 2001 г. монастырь прошел государственную регистрацию. Здание церкви и чуть больше 0,30 га земли, на которой расположен храм, было передано администрацией острова Владивостокской епархии. 29 марта 2002 года в дни Великого Поста епископ Владивостокский и Приморский Вениамин совершил в монастыре первый постриг. В этом же году в 3-ю неделю по Пасхе (в Неделю Жен-Мироносиц), Владыка Вениамин вновь посетил о. Русский и теперь уже Свято-Серафимовский мужской монастырь вместе с главнокомандующим Тихоокеанского флота адмиралом Федоровым. В этот же приезд архиепископа Вениамина было совершено возведение наместника иеромонаха Никона в сан игумена. Первоначально насельники монастыря обитали в здании храма, где находится и трапезная. К марту 2005 г. силами братии и послушников был возведен келейный корпус. С этого времени братия и послушники монастыря разместились в отдельных комнатах на одного и двух человек. Также была построена баня, устроена трапезная, кухня, библиотека и книжная лавочка.

http://sobory.ru/article/?object=08646

Сегодня Господь по молитвам Своего угодника являет нам зримое чудо духовного возрождения. Вновь входя под своды восстановленного храма на месте келлии преподобного, Церковь верует, что ныне воссоздается преемство русского духа, преемство нашей истории, трагически преломленной в ХХ веке. Как и сто лет назад, память преподобного собирает воедино архипастырей, пастырей, мирян, государственных руководителей. Обновляется традиция совместного служения Церкви и государства благу Отчизны и ее народа. Мы вместе возвращаемся на наш исконный путь, прерванный революционной смутой, - на тот путь, которым шли Император Николай Александрович, церковные иерархи и простые люди в начале прошлого века, когда они впервые пропели в Сарове величание преподобному Серафиму. Пусть утвердится на этом пути Отечество наше и наш народ. Пусть никогда больше не омрачится земля Российская тьмой богоборчества, вражды и распрей. Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас! + АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Смотри также: Встреча с Православием: Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца Новости: Завершается подготовка к торжествам в честь преподобного Серафима (22 июля 2003г.) Утверждена программа торжеств, посвященных преподобному Серафиму Саровскому (2 июля 2003г.) В Курске проходит конференция, посвященная преподобному Серафиму Саровскому (26 июня 2003г.) На Саровские торжества приедут до ста тысяч паломников (18 июня 2003г.) Крестный ход в Дивеево отправился из Курска (8 июня 2003г.) Архиерейский Синод РПЦЗ выпустил послание, посвященное 100-летию прославления прп. Серафима Саровского (26 мая 2003г.) В Мордовии начались торжества в честь преподобного Серафима Саровского (24 мая 2003г.) Жизнь преподобного Серафима стала темой творческого конкурса курских школьников (27 мая 2003г.) Заканчивается подготовка к 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского (14 мая 2003г.) В РГБ открылась выставка " Серафим Саровский " (14 мая 2003г.) Федеральные структуры окажут помощь в проведении празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского (2 апреля 2003г.)

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/sera...

Прославление угодника Божия стало одним из великих и радостных событий, потому что сильна молитва его пред Престолом Всевышнего. Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила архимандриту (впоследствии митрополиту и священномученику Серафиму) Л.М. Чичагову: «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали». Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. «Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память преподобного. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Но среди его единомышленниов оказались только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико. Но сила любви и веры народной, горячие молитвы дивеевских сестер и почитателей преподобного победили все преткновения и разногласия. В 1895 году преосвященный владыка тамбовский представил в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1903 году под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима 19 июля 1903 года — в присутствии Царской Семьи, при огромном стечении народа. Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 19 июля/1 августа 1903 г. В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. В тяжелые и трудные времена, во времена оскудения веры и всеобщего шатания умов, столь утешительно и поучительно было это светлое торжество — прославление преподобного Серафима. И не застыла, не окаменела, а живет и цветет та Церковь, которая украшается новыми праведниками и святыми Божиими. 16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения — Парастасы — о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 17/30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.

http://patriarchia.ru/db/text/129399.htm...

По окончании Литургии настоятельница Дивеевской обители поблагодарила председателя ОВЦС митрополита Илариона, главу Нижегородской митрополии митрополита Георгия, других архипастырей и пастырей за совершенное богослужение. «Пусть Господь молитвами Царицы Небесной — нашей верховной игумении — и преподобного Серафима укрепляет вас в несении архипастырских трудов на благо Церкви Христовой и Отечества нашего», — сказала игумения Сергия. В память о торжестве в обители владыке Илариону была преподнесена Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление». В архипастырском слове митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий напомнил, что 15 января отмечается день земной кончины преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. Церковь Христова именует кончину рождением в жизнь вечную, и мы сейчас имеем на небесах великого молитвенника и ходатая перед Господом — преподобный Серафим и сегодня нас наставляет, благословляет и утешает, укрепляет наши силы, чтобы люди жили по заповедям Божиим и хранили любовь и мир между собой, отметил иерарх. Управляющий Нижегородской епархией поблагодарил митрополита Волоколамского Илариона за то, что он по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыл в Дивеевскую обитель и возглавил праздничное богослужение. «Мы знаем, какое непростое служение Вы несете, как много забот ложится на Ваши плечи. И дай Вам Господь сил душевных и телесных с усердием и далее нести это послушание», — сказал митрополит Георгий. Он подарил председателю ОВЦС образ преподобного Серафима с частицей его святых мощей. Нижегородский архипастырь попросил владыку Илариона передать другую икону Саровского чудотворца Святейшему Патриарху Кириллу в знак благодарности за Первосвятительскую заботу, чтобы Господь молитвами преподобного укреплял Предстоятеля Русской Православной Церкви в его служении. Затем к архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам обратился митрополит Иларион. «Всем вам хотел бы передать благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по благословению которого и по приглашению владыки митрополита Георгия я прибыл в эту святую обитель для того, чтобы принять участие в торжествах в день памяти преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца», — сказал председатель ОВЦС.

http://patriarchia.ru/db/text/5354597.ht...

Прославление угодника Божия стало одним из великих и радостных событий, потому что сильна молитва его пред Престолом Всевышнего. Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила архимандриту (впоследствии митрополиту и священномученику Серафиму) Л. М. Чичагову: «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали». Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. «Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память преподобного. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Но среди его единомышленниов оказались только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико. Но сила любви и веры народной, горячие молитвы дивеевских сестер и почитателей преподобного победили все преткновения и разногласия. В 1895 году преосвященный владыка тамбовский представил в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в августе 1902 года комиссией во главе с митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) было осуществлено предварительное освидетельствование мощей преподобного Серафима. 29 января 1903 года Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима. Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 19 июля/1 августа 1903 г. В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. 16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные всенощные бдения — парастасы — о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 17/30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

По окончании богослужения состоялось наречение архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского. Затем, обратившись к собравшимся в храме, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Я рад, что Господь привел меня в этот день в прославленную Дивеевскую обитель, чтобы вместе с вами совершить память 20-летия обретения мощей святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, великого чудотворца и молитвенника за землю нашу. И ныне, обращаясь к нему с молитвой, мы в сердце своем имеем заботу о Церкви нашей, о народе нашем, о том, чтобы вера и благочестие сохранялись в жизни людей… Будем сердечно просить святого угодника Божия, чтобы он приклонил милость свою к стране нашей, чтобы он приклонил милость и к этой земле, ныне жестоко страдающей от засухи. Пусть Господь хранит вас и Покров Пречистой Царицы Небесной ограждает от всякого зла». 1 августа, в день обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Богослужение совершалось на престоле под сенью на соборной площади монастыря, у раки с честными мощами преподобного Серафима Саровского, а также в алтаре Спасо-Преображенского собора. По окончании Литургии было совершено славление преподобному Серафиму Саровскому. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил хиротонию архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского. По окончании богослужения Патриарх Кирилл поздравил верующих с праздником. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в знак благодарности вручил Святейшему Патриарху предносной крест, панагию, наперсный крест и подсвечник. Настоятельница обители игумения Сергия (Конкова), поблагодарив Предстоятеля за молитвы в святой обители в день памяти преподобного Серафима, преподнесла ему заздравную просфору и икону основательницы обители игумении Александры (Мельгуновой), написанную дивеевскими сестрами. Святейший Патриарх Кирилл вручил архиепископу Георгию панагию, а в дар обители передал икону Божией Матери «Утоли моя печали».

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

В 1987 г. живописные изображения событий из жития преподобного Серафима на наружном западном фасаде были заменены мозаичными. В начале 1980-х годов к северу от церкви построено кирпичное одноэтажное здание для причта, где расположены трапезная и воскресная школа. В 2000г. на пожертвования прихожан под руководством настоятеля протоиерея Василия Ермакова (1927-2007) был осуществлен капитальный ремонт храма: полностью заменены полы, стропильная система, кровля, купола и кресты. В 2002 году был проведен ремонт фасадов, заменены мозаики новыми изображениями преподобного Серафима Саровского. В этом же году был произведен капитальный ремонт деревянного одноэтажного здания часовни при храме, где сейчас размещается церковная лавка. С 2007 года по настоящее время настоятелем протоиереем Николаем Коньковым организованы работы по замене внутренней отделки стен центральной части и приделов. Отреставрирована значительная часть икон, в том числе извлеченных из запасников храма. Большинство храмовых икон были вновь позолочены, а иконы святителя Николая и Казанской Божией Матери обрели новые дубовые резные киоты. Престольный праздник отмечается дважды в году: 15 января (2 января по ст. стилю) — преставление (1833) и второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца; и 1 августа (19 июля по ст. стилю) — обретение мощей (1903) преподобного Серафима Саровского. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Серафим Саровский, преподобный - 15 января, 1 августа Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд: Пешком от метро «Старая Деревня» Адрес: Санкт-Петербург, Серебряков пер., д. 1, Серафимовское кладбище Тел.: +7 (812) 430-14-32 , 430-15-50 Официальный сайт Расписание богослужений [ править править код ] В будние дни в 10:00 — Литургия; молебен и панихида, в 17:00 — вечерня. В воскресные дни, в двунадесятые, великие и престольный праздники служатся две Литургии: ранняя в 7:00 с литией, поздняя в 10:00 с панихидой, и в 13:00 заказные молебны.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прп._С...

1902 год. Выходит указ Синода о подготовке канонизации Серафима Саровского. 11 января 1903 года. В Саров выезжает комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского, будущего священномученика) для освидетельствования мощей святого Серафима. Мощи были обретены в виде косточек. В Синоде смятение. Почти все его члены против канонизации. Известна знаменитая фраза, которую приводит в своих воспоминаниях монахиня Серафима (Булгакова): «Зачем ехать куда-то в лес, нашли только кости». 29 января 1903 года. Опубликовано заявление первенствующего члена Святейшего синода митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского) с богословским обоснованием того, почему останки Серафима Саровского, найденные в костях, это святые мощи. Почему вопрос с мощами становится одной из главных проблем канонизации прп. Серафима? В традиции Православной Церкви мощам святых угодников придавалось особое значение. Частицы мощей зашивались в антиминс, без которого нельзя служить литургию; до появления антиминсов Церковь совершала литургию на гробах с мощами мучеников, служивших престолом. Чудеса исцелений происходили во множестве именно при их гробах и мощах. Обретение мощей прославляемого святого было важнейшим богослужебным актом прославления. Однако в древней Церкви мощи святых почитались вне зависимости от состояния останков. (На Афоне и сегодня мощами считаются кости подвижника.) Но и на Руси в Средние века мощам святых поклонялись независимо от их состояния: когда переносили мощи святителей Московских при перестройке Успенского собора, митрополит Иона был обретен «в целом теле», митрополит Фотий — в мощах и частично истлевшем теле, а митрополит Киприан — в мощах, то есть сохранились только кости. Основанием для канонизации святых было не нетление останков подвижников, а проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей. Поэтому Православная Церковь прославляла угодников, мощи которых не открыты до сих пор. Таковы, например, Антоний Печерский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоколамский, Пафнутий Боровский и другие. Были и подвижники, которых причисляли к лику святых еще до открытия их мощей — потому что еще до открытия совершались многочисленные чудотворения при их гробах; таковы преподобный Феодосий Печерский, митрополит Московский Петр, преподобный Нил Столбенский, святитель Ермоген, Патриарх Московский, и другие. И напротив, бывали случаи, когда обретались нетленные тела усопших, но не совершалось чудотворений по молитвам к ним, и они не прославлялись.

http://pravoslavie.ru/58775.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010