ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета 15 от 17 августа 2022 г.     ПРОТОКОЛ заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке 17 августа 2022   I. Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета:   1 .         Заявитель: издательство «Отчий дом». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Великая битва старца Нектария: Воспоминания Н. А. Павлович о преподобном Нектарии Оптинском» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Великая битва старца Нектария: Воспоминания Н. А. Павлович о преподобном Нектарии Оптинском» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р22-215-0322   4 .         Заявитель: ИП Захаров Н. С. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Целебник. Канонник об исцелении болящих с приложением новых молебных пений» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Целебник. Канонник об исцелении болящих с приложением новых молебных пений» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р22-215-0323   5 .         Заявитель: ООО «Источник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги Л. А. Перцевой «Православная познавательная азбука для отроков и отроковиц» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги Л. А. Перцевой «Православная познавательная азбука для отроков и отроковиц» при условии исправления недостатков согласно замечаниям.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета 16 от 19 июля 2010 года 1. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Никея» книги «Изречения преподобного старца Амвросия Оптинского», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Никея» право переиздать книгу «Изречения преподобного старца Амвросия Оптинского» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания, а также оформления ссылок, приведения библиографического описания и изменения названия всех частей книги с учетом замечаний. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-16-1521. 2. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Никея» книги архимандрита Нектария (Мулациотиса) «Иисус как любовь и возлюбленный», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Никея» право переиздать книгу архимандрита Нектария (Мулациотиса) «Иисус как любовь и возлюбленный» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии исправления указанных в замечаниях недостатков. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-16-1522. 3. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Родное пепелище» книги «Полный молитвослов и Псалтирь» (с. Николо-Погост, 2009), предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Родное пепелище» право переиздать книгу «Полный молитвослов и Псалтирь» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии исправления указанных в замечаниях недостатков. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-16-1523. 4. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Родное пепелище» книги «Православный молитвослов» (М., 2009), предлагаемой к переизданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Объяснение В 1925 году на Сергиевском Подворье в Париже – Рю де Крим, 93 – покончил с собой выстрелом один солдат. Он, несомненно, был нездоров умом... У нас его отпевали... Но, смущенный смертью его на нашей земле, я обратился через одно лицо к преподобному о. Нектарию Оптинскому с вопросом: что нам делать? Он ответил, чтобы я нашел еще двух человек, которые бы согласились в течение 40 дней читать за него заупокойный канон, а затем предать его в волю Божию. Разумеется, канон читать нужно было дома, а не за богослужением в храме. Так мы трое тогда и сделали… После ко мне обращались и другие по этому вопросу; а недавно просили даже отпевать самоубийцу женщину. Я отказывался, – согласно канонам – правило Тимофея Александрийского – и по внутреннему противлению души моей; но помня наставление о. Нектария, а также и указание митрополита Новгородского и Петроградского Григория, что можно молиться о самоубийцах в домашней молитве, но и тогда – с предварительною молитвою о помиловании нас молящихся, да не прогневаем Господа, – я обратился в каноник – «можно и во всякую субботу в октоихе найти заупокойные каноны»; но написанный там канон совершенно непригоден был для молитвы о самоубийцах, ибо там говорилось о скончавшихся «благочестно», «в вере», «в упокоении» и прочее, – все это не подходило к вольным, «не в сумасшествии», самоубийцам. Поэтому нужно было целиком почти переделать все тропари. Может, кому-либо пригодится... А меня да помилует Господь за дерзновение такое... Многогрешный митрополит Вениамин Самоубийство Самоубийство – лишение себя тем или иным способом жизни. Преступность этого греха состоит в том, что самоубийца возмущается против творческого и промыслительного порядка божественного и своего назначения, произвольно прекращает жизнь, которая принадлежит не ему только, но и Богу (а также и ближним), и которая дарована ему для нравственного преуспеяния, а не для злоупотребления ею, – отрекается от всех лежащих на нем обязанностей и является в загробный мир непризванным.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

26 святынь Святые мощи преподобного Амвросия Оптинского доступны для поклонения в церкови Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Введенской Оптиной пустыни, в Санкт-Петербурге. Частица мощей преподобного Амвросия, старца Оптинского находится в раке внутри храма. Учение Церкви о молитвенном призывании святых Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал: «Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков». Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик, в память их, достойно есть почитать». «Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви», - в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою; но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать… Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует. Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших, чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом». Святые мощи преподобного Нектария Оптинского доступны для поклонения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге. Также в храме пребывают икона и мощевик Собора преподобных старцев Оптинских. Святыни расположены слева от амвона. В Собор Оптинских старцев входят 14 преподобных. Живописная икона и мощевик преподобных старцев Оптинских установлены в храме Успения Пресвятой Богородицы в 2014 году по благословению Наместника монастыря Оптина Пустынь архимандрита Венедикта трудами братии и сотрудников Подворья. Список частиц мощей: святые мощи Преподобного Амвросия Оптинского Святые мощи преподобного Льва Оптинского Святые мощи преподобного Анатолия (Потапова) II Оптинского, Младшего Святые мощи преподобного Макария Оптинского Святые мощи Рафаила (Шейченко) (1891 - 1957), иеромонаха, преподобноисповедника Святые мощи преподобного Нектария Оптинского Святые мощи прп. Исаакия (Антимонова) Оптинского Святые мощи преподобного Моисея Оптинского Святые мощи преподобного Антония Оптинского Святые мощи преподобного Варсонофия Оптинского Прп. Анатолия I Оптинского (1894) Прп. Иосифа Оптинского (1911) Прп. Илариона Оптинского

http://elitsy.ru/holy/temple/12183/

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Льва Оптинского 580 . Собор преподобных старцев Оптинских: Моисея, Антония, Леонида (Льва), Макария, Илариона, Амвросия, Анатолия I, Исаака I, Иосифа, Варсонофия, Анатолия Младшего, Нектария, Никона Исповедника и священномученика архимандрита Исаака Младшего 581 Монастырь Оптина пустынь расположен в Калужской губернии, неподалеку от гор. Козельска, на правом берегу Жиздры и на краю обширных лесов. На протяжении всего XIX в. и вплоть до большевистского гонения обитель являлась центром духовного обновления, которое питалось исихастской традицией, принесенной в Россию учениками прп. Паисия (Величковского) н.]. Известный с XVI в., этот монастырь пришел в полное запустение после мер, принятых Екатериной II против монашества в 1764 г. Примерно в конце XVIII в. митрополит Московский Платон, проезжая через Оптину, был поражен красотой этого места и поручил главе Пешношского монастыря, Аврааму, восстановить обитель и возобновить в нем общежитие и духовную традицию, поощрявшиеся прп. Паисием. Около тридцати лет спустя епископ Калужский и будущий митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) , который также был увлечен идеалом прп. Паисия, велел построить зависимый от монастыря скит Святого Иоанна Предтечи, специально для монахов, желавших всецело посвятить себя молитве. Чтобы организовать его, он позвал братьев Моисея и Антония Путиловых, проживших десять лет в Рославльских лесах, в Смоленской губернии, под руководством Досифея и Афанасия – духовных отцов из окружения прп. Паисия. Именно там, в тишине и непрестанной молитве, Моисей научился обуздывать вспышки своего горячего и гневливого нрава. По настоянию епископа он принял священный сан и, отказавшись от желания посвятить себя созерцанию, занялся строительством, необходимым для монастыря и скита. За деньгами на строительство он отправился в Москву, где и узнал о своем назначении игуменом. Прп. Моисей возглавлял обитель тридцать семь лет, отдавая все силы обустройству общины. «Богатый в бедности», как любил говорить святой, он всегда предпринимал великие дела, не располагая необходимыми средствами, уповая исключительно на помощь Божию. В управлении монастырем он опирался на евангельскую заповедь не тревожиться о завтрашнем дне (ср.: Мф 6,34 ) и взял за правило никогда не накапливать деньги, поэтому сразу раздавал их нищим. В голодные времена прп. Моисей устраивал большие работы только для того, чтобы прийти на помощь нуждающемуся народу, даже если в самом монастыре не хватало хлеба. Он не прельщался денежными состояниями, которые желающие поступить в монастырь предлагали в дар, и предпочитал принимать в свою общину бедняков или немощных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

монах Лазарь (Афанасьев) Наставник и чудотворец. Жизнь иеросхимонаха Нектария, преподобного старца оптинского (подвижники благочестия XX века) Источник Скачать epub pdf Предисловие Какие они великие и непостижимые, Божьи дела! Какими великими дарами может Он почтить Свое создание – человека! В данном случае я имею в виду монахов – старцев- наставников, подвижников суровой аскетической жизни. Таковые люди – прозорливцы и чудотворцы – являлись среди христиан во все века. Это были поистине Божьи избранники. Через Него, научаемые Им, служили они людям, наставляя их на путь вечного спасения, удерживая от падений, исцеляя от духовных и телесных болезней. Каждый из них – в своей мере – повторял земной путь Иисуса Христа. Иногда возникали такие чудесные явления, как непрерывная цепь старцев, – например, в Оптиной пустыни в XIX – начале XX века. Здесь, как свеча от свечи, – друг от друга – возгорались их великие души чудесными способностями, главная из которых – ведение Божьей воли по отношению к конкретным людям, обращавшимся к ним за духовной помощью. В Оптиной пустыни цепь этих великих наставников протянулась от старца Льва (Наголкина) до старцев Нектария (Тихонова) и Никона (Беляева) . О них много написано – есть очень хорошие их жития, краткие и пространные, сохранились и частично изданы их переписка, дневники, воспоминания о них и документы. Все они прославлены нашей Церковью во святых Божиих. Надо сказать, что, конечно, никто из писавших о них не выразил их жизни и деятельности во всей глубине, – это в принципе невозможно. Тем не менее много полезного почерпаем мы в описании их духовной деятельности. В их жизни все поучительно: каждое слово и каждый их поступок. Дерзнул и я составить книгу об одном из Оптинских старцев – о преподобном Нектарии. Я старался дать здесь как можно более документальных свидетельств, поэтому книга так густо цитатна. Это не первое мое обращение к оптинским темам. Об Оптинских старцах я писал в книгах «Житие схиархимандрита Варсонофий» (1995); «Преподобный Антоний, старец Оптинский» (2003); «По образу древних» (2004); «Житница Жизни» (2005); «Оптинские были» (2008); «Ангел на башне» (2010); «Древо чудоточное» (2011).

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Поэтесса Надежда Александровна Павлович (1895–1980) оказалась в Оптиной в 1921 году. Здесь впервые видит она преподобного Нектария. В течение трех дней пытается поговорить с ним, но старец отказывается принять молодую женщину, представительницу столичной литературной богемы. Потрясенная, она уезжает в Петроград, но мысль о старце («я видела настоящего святого»), о единственно возможном для нее пути исцеления не покидает ее. Через полгода она вновь возвращается в монастырь. С этого дня жизнь ее навсегда соединяется с Оптиной. По благословению преподобного Нектария она остается жить в Оптиной, становится сотрудницей первого Оптинского краеведческого музея, которым заведовала его основательница Лидия Васильевна Защук (впоследствии она приняла схиму с именем Августы и была расстреляна вместе с оптинским архимандритом Исаакием в 1937 году в Туле). Два года прожила Надежда Александровна в Оптиной в послушании у старца. Но музею и самому монастырю уже грозила беда. Сбывалось предсказание отца Нектария о том, что «скоро монастыри закроют и ходить в монашеском по улицам будет нельзя». В Вербное воскресенье 1923 года Оптина пустынь была закрыта. Тяжелобольного старца Нектария сперва положили под арестом в больницу, а затем в Великий Четверг отвезли в тюремную больницу в Козельске, большинство духовных отцов и монашеской братии также были арестованы. Выдав в ЧК батюшку Нектария за своего дедушку, Надежда Александровна добивается замены расстрела (отца Нектария обвинили в контрреволюции) поселением. Она увозит батюшку в село Холмищи (65 км от Козельска), навещает его там, привозит продукты, теплые вещи. Перед кончиной в 1928 году батюшка Нектарий благословил свою духовную дочь Надежду Павлович помнить Оптину, всегда заботиться о ней и делать все возможное для ее сохранения. Она и выполняла завещанное как могла в те страшные для Православия годы: в конце 20-х перевезла и таким образом сохранила для нас ценнейший архив и библиотеку Оптиной пустыни, сдав все материалы в Государственную библиотеку им. В. И. Ленина в Москве. Работая в Красном Кресте, помогала родственникам и друзьям передавать вести и посылки заключенным (среди которых много было и Оптинцев); совершила духовный подвиг, навестив находящегося в заключении отца Сергия (Мечева). Ее стараниями в 1974 году Оптина пустынь получила статус памятника культуры и была поставлена на государственную охрану.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Преподобный Севастиан Карагандинский (1884–1966) В юные годы Стефан (так звали преподобного Севастиана в миру) был келейником преподобного Иосифа Оптинского . 9 мая 1911 года отец Иосиф скончался, и в его келью перешел преподобный Нектарий. Стефан остался при нем келейником и стал его духовным сыном. В 1917 году в Оптиной пустыни Стефан принял пострижение в монашество с именем Севастиан. В 1923 году, за два месяца до закрытия монастыря, принял рукоположение в иеродиакона. В келье со старцем Нектарием отец Севастиан прожил до закрытия монастыря, до весны 1923 года, двенадцать лет. А затем еще пять лет – до 28 апреля 1928 года – они продолжали жить вместе вне монастыря, в селе Холмищи, в пятидесяти верстах от Козельска. Здесь в 1927 году преподобный Севастиан был рукоположен в иеромонаха. Со старцем Иосифом отец Севастиан прожил пять лет, а со старцем Нектарием – семнадцать лет. Преподобный Нектарий благословил Севастиана после своей смерти уезжать служить на приход. Под руководством двух старцев преподобный Севастиан воспитал в себе кротость, рассудительность, высокий молитвенный настрой, милосердие, сострадание и другие духовные качества. Неутешно плакал отец Севастиан на похоронах и потом на могиле старца. После похорон он уехал сначала в Козельск, затем в Калугу, а потом в Тамбов. Там он получил назначение на приход в город Козлов, ныне Мичуринск, в Ильинскую церковь , где настоятелем был протоиерей Владимир Нечаев, отец будущего митрополита Волоколамского Питирима. Прослужил преподобный Севастиан в городе Козлове пять лет, с 1928-го по 1933 год, и пользовался там большой популярностью и любовью. В 1933 году отец Севастиан был репрессирован, осужден на десять лет и отправлен в Карагандинские лагеря, в Казахстан 11 . Близкие к нему и преданные ему монахини – матушки Аграфена, Феврония, Екатерина и Варвара – поехали за ним. Они устроились на работу в ближайшем селе от того лагерного отделения, где отбывал срок батюшка. Они опекали батюшку все десять лет его заключения. Часто посещали его, носили ему еду, стирали ему белье, покупали ему все, что было нужно. Потом скопили денег и купили в Караганде домик в Михайловке (район города) на Нижней улице. Туда и привезли в начале 1944 года матушки отца Севастиана. Он ходил по дому, все по-хозяйски осматривал и говорил, что нужно переоборудовать – матушки рассчитывали, что после войны вернутся в Россию, но отец Севастиан сказал, что придется обустраиваться здесь, в Казахстане. С четырьмя монахинями он каждый день служил в этом доме у себя в келье литургию и вечерню.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сортировать по Исключить новости Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом» 12 августа. ПРАВМИР. «Всегда смиренный и никогда не унывающий» — старец Анатолий имел «сердце милующее», близость к нему сама по себе утешала. С юных лет преподобный Анатолий стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь, и только после ее смерти, 15 февраля 1885 года, когда ему было уже тридцать лет, пришел в Оптину пустынь калужский приказчик Александр Потапов. Вскоре брата Александра благословили быть келейником у преподобного старца Амвросия. Уже в эту пору открылся у преподобного Анатолия дар любви, сострадания, прозорливости. Приняв монашеский постриг 3 июня 1895 года, он постепенно входил в старческий труд и после кончины старцев преподобного Иосифа и преподобного Варсонофия вместе с преподобным Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Старцы не отвергают никого, но так уж сложилось, что к преподобному Нектарию стремились монашествующие и интеллигенция, а к преподобному Анатолию шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями. Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой подарок… А главное — совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой, человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем». На благословение к старцу, на соборование, на исповедь всегда стекалось множество людей. Из братского корпуса старцу Анатолию пришлось перейти в притвор Владимирского храма. И часто приходилось видеть такую картину: в монастыре полное затишье, не видно даже монахов, а Владимирская церковь открыта и полна народу. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительную боль от ущемления грыжи, боли в кровоточивших ногах. Одно время он вообще не ложился спать, позволяя себе вздремнуть лишь на утрени, во время чтения кафизм. Преподобный был всегда приветливым, постоянно ласковым, сердечным, готовым всегда отдать себя тому, кто приходил к нему с той или иной нуждой или скорбью.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

     У Н.В. Гоголя есть слова, которые отразили его впечатление от посещения Оптиной пустыни: «Нигде я не видел таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует всё Небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами всё. Сами служки поразили светлой ласковостью Ангелов, лучезарной простотой обхождения; сами работники в монастыре, сами крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание, всё становится приветливее, поклоны ниже и участие к человеку больше». Кстати, в один из своих приездов в Оптину Гоголь у ворот обители встретил девочку, которая подарила ему лукошко с ягодами. Он попытался расплатиться, но девочка сказала, что со странников деньги не берут! А преподобный Гавриил, который был послушником в Оптиной, так описал её атмосферу: «Да, мы чувствовали там себя как в среде святых и ходили со страхом как по земле святой… Я присматривался ко всему и видел: хотя были разные степени, но все они по духу были равны между собою, никто не был ни больше, ни меньше, а были все – одно, одна душа и одна воля – в Боге. Источник – Бог, а проводником, объединяющим и направляющим все силы братства, был старец. И этот евангельский " квас " любы Христовой заквашивал всё " тесто " их…» Очень непросто ответить на вопрос: почему Оптина на целые сто лет, от основания Предтеченского скита и до разорения во время большевистского угара, была самым жарким костром, у которого грелась вся Россия? Что здесь искали Гоголь и Достоевский? Чем мучился у Оптинского порога Толстой? Чему училась преподобномученица Елисавета? Оптина – это неразгаданная Тайна любви. Это – сокровищница христианского духа. Это – плавильная печь человеческой боли, которая через покаяние становится радостью и смыслом. Однажды, стоя на благоухающей террасе, преподобный Нектарий спросил Сергия Нилуса: «А известно ли Вам, сколько от сотворения мира и до нынешнего дня было истинных общежитий? Вы лучше не трудитесь думать, я сам отвечу – три. Первое – в Эдеме, второе – в христианской общине во дни апостольские, а третье – в Оптиной при наших великих старцах».

http://pravoslavie.ru/95228.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010