24-е Святого Саввы Стратилата и с ним 70 воинов Савва, родом Готф, саном стратилат (полковник), во время гонений на христиан посещал заключённых и помогал им, чем мог. Донесли имп. Аврелиану, что Савва – христианин. На допросе он открыто исповедал веру свою во Христа и, бросив воинский пояс, явил себя готовым на всякие муки. Его бичевали, палили огнём, бросили в котёл с кипящей водой, но он мужественно пребыл в вере; семьдесят воинов, уверовавших при виде его подвигов, тотчас были избиты, а святой ещё раз, на другой день, приведён на испытание и наконец утоплен в реке. Это было в 272 г., в Риме. † Преподобной Елисаветы чудотворицы Ещё в юных летах, отданная в Цареградскую обитель чистых дев, блаженная Елисавета 298 , дав обеты девства в зрелом возрасте, с пламенной ревностью выполняла их, – проводила жизнь в посте, трудах и молитвах. Зимой и летом одна была на ней одежда – грубая власяница; тело её коченело от холода, но душа горела любовью к Господу. Какое, скажут, насилие природе! Да, насилие; но законное. Что прикажете делать, когда природа дурна и её нельзя иначе приблизить к нормальному состоянию, как насилием? Иначе не желаете ли попасть в ад. Если желаете, попадёте. Благочестивый император Иустин (518–527 г.) и супруга его София, положив мощи св. мучеников Козьмы и Дамиана в храме щедро построенном, открыли тут женскую обитель 299 . В этой-то обители настоятельницей была блаженная Елисавета 300 . Борьба преподобной с собой не ослабевала до гроба. Она питалась только растениями, не вкушая хлеба; даже масла не прибавляла она к суровой своей пище. Пост её по временам продолжался до 40 дней. Три года во время молитвы не взводила она очей на небо, по примеру смиренного мытаря. Тела своего не мыла она во всю жизнь. Так смиряла она и сладострастное тело, и гордость духа подвигами переменными. Вместе с тем она ревностно заботилась о спасении сестёр её о Господе. Опытная подвижница, хорошо узнавшая сердце женское, внушала сёстрам и жёнам особенно остерегаться лживого лукавства и злоязычия, как грехов очень частых между женщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

     " Вот здесь я подвизаюсь " , говорит отец Николай. В Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Православной Церкви в Нью-Йорке мы идем мимо гостевых комнат с прибитыми на них табличками с именами Архиереев. " Здесь, накануне избрания Первоиерархом останавливался, прибыв из Австралии, Митрополит Иларион. Рядом комната архиепископа Сан-Францисского и Западно Американского Кирилла, секретаря Архиерейского Синода, дальше – зал, где проходят заседаний Архиерейского Собора и Синода Русской Православной Церкви Заграницей. " Уже позже я узнаю, что в комнате, где подвизается отец Николай (а именно это слово использует архимандрит Николай, имея виду понятие " живу " ), жили люди в священном сане и среди них его предшественник – хранитель Курской Коренной иконы Божией Матери – прот. Борис Крицкий. Через окна виден над Знаменским Собором позолоченный крест. Стол с компьютером, камин и книжный шкаф, кровать, множество упаковок с акафистами Чудотворной Курской Коренной иконы, украшают стены портреты и картины... На камине – образы Спасителя и Пресвятой Богородицы, икона св. Иоанна Предтечи, икона преподобномученицы Евдокии, образ чудотворицы Елисаветы Царьградской и прижизненный портрет свят. Николая Японского. В пятницу 4 апреля, накануне Похвалы Пресвятой Богородицы, отцу Николаю в постриге оставили бывшее до пострига имя Николай, но он приобрел еще одного Небесного покровителя – миссионера и просветителя земли восходящего солнца. На видном месте посредине занимает подаренный архиепископом (ныне митрополитом – ред.) Курским и Рыльским Германом образ Курской Коренной иконы Божией Матери. А обычно здесь, между паломничеством по епархиям, монастырям и приходам, хранится Чудотворный образ – Курская Коренная икона. После Пасхи, в Светлый Четверг, образ отбыл в Европу, в Германскую епархию, и к концу июня прибыл в Калифорнию, где освящает торжества в честь 20-летия прославления Зарубежной Церковью Святителя и Чудотворца Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, дни работы Архиерейского Собора и Всезарубежного съезда молодежи.

http://pravoslavie.ru/71926.html

Чудеса Можно сказать, что наибольшую известность по всей России о.Иоанн получил по преимуществу за чудеса. И в народе он и почитался и привлекал к себе – особенно во второй половине жизни – именно как чудотворец. И за границей слава о нем шла именно как об исцелителе, молитвеннике-чудотворце. И все это понятно нам: чудеса удивляют нас, поражают своею необычайностью. А кроме того, они являются доказательством бытия сверхъестественного мира, действием Божественной Силы, а также – и знамением святости человека. История канонизации святых говорит нам, что в огромной части случаев прославления подвижников (мученики прославились за страдания) причиной канонизации их, как святых, были именно чудеса. Поэтому и в угоднике Божием, о.Иоанне, должны были проявиться и чудесные силы, как плод святой жизни, и особенной облагодатствованности его Духом Святым. Впрочем, также известно, что целый ряд святых, прославленных христианской Церковью, не ознаменовались чудесами. Например, про св. Афанасия Великого , св. Григория Богослова , про св. Иоанна Дамаскина , про первоучителей Славянских, про преп. Григория Паламу или про наших современников-подвижников: епископа Феофана Затворника , Оптинских старцев (за исключением их прозорливости), про о. Парфения Киевского , про миссионеров, вроде о. иером. Макария (Глухарева), епископа (впоследствии Митрополита Московского) Иннокентия (Вениаминова) – про всех них история не оставила свидетельств о чудесах, хотя святость их жизни была несомненна и известна. И наоборот: некоторые святые были прославлены по преимуществу как чудотворцы и остались в памяти Церкви с этими титулами: например, св. Григорий Неокесарийский Чудотворец, Святитель Николай Чудотворец, св. Димитрий Солунский Чудотворец, св. Спиридон Тримифунтский Чудотворец; все бессребреники и целители называются чудотворцами. Есть даже малоизвестные святые, а они именуются в святцах чудотворцами, – очевидно, за эту исключительную особенность их жизни. Например: преп. Тит Чудотворец (2 апреля); Елисавета Чудотворица (24 апреля); прав. Фантин Чудотворец (24 июля); преп. Лазарь Чудотворец (7 ноября). Из русских так именуются: преп. Григорий Чудотворец Печерский (а одновременно с ним, 8 января, прославляется другой – Григорий, и тоже Печерский, а чудотворцем не именуется); затем – Григорий Вологодский (30 сентября). Также большею частью именуются у нас преподобными Сергий Радонежский и Серафим Саровский , всея России Чудотворецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Скачать epub pdf Память преподобной матери нашей Елисаветы чудотворицы Память 24 апреля Преподобная Елисавета еще от утробы матери своей была избрана на служение Богу, ибо прежде рождения ее матери было возвещено от Бога, что у нее родится дочь, которая будет избранным сосудом Святого Духа. С юных лет отданная на служение Богу и уневестившись бессмертному Жениху Христу, святая Елисавета в Ангельском чине служила Богу, в числе других дев инокинь 2743 , постом и трудами изнуряя свое тело, и так угодила Богу, что получила от Него дар исцелять недуги людей, не только телесные, но и душевные. Своею молитвою она исцеляла всякую телесную болезнь, своими же речами и богодохновенными наставлениями врачевала души человеческие, наставляя их к покаянию и ко всяким добродетелям. Одеждою для нее служила одна только жесткая власяница, и, хотя тело ее мёрзло от холода, дух ее всегда горел пламенем божественной любви. Будучи поставлена игумениею над сестрами, святая показала еще большие подвиги, заботясь о спасении душ их. Воздержание ее было чрезмерное, ибо она проводила многие годы не вкушая хлеба и питаясь только одними плодами и овощами, масла же и вина она никогда не вкушала во всю свою жизнь. Весьма часто она постилась по сорока дней, подобно великому Моисею , ничего в это время не вкушая 2744 . В течение трех лет, она, подражая смирению Евангельского мытаря ( Лк.18:13 ), не возводила своих телесных очей на небо, душевными же своими очами всегда взирала к Живущему на небесах Богу и, созерцая Его своею мыслию сидящим на престоле высоком и преукрашенном, окруженным серафимами, она не обращала своих мыслей к предметам земным. Когда, по обыкновению, она наедине молилась ночью, то была свыше осияваема небесным светом. Кроме того, святая Елисавета совершала и многие чудеса: однажды она умертвила молитвою свирепого змея; в другой раз она исцелила одну женщину, долгое время страдавшую кровотечением, также изгоняла нечистых духов из людей, совершала много и других чудес. Чудеса совершались ею не только при жизни ее, но и после ее блаженной кончины. На гробнице ее подавались многоразличные исцеления болящим; так например, на гробе ее получали прозрение многие слепые. Да прославляется чрез нее Христос Бог, дивный во святых Своих!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Елизавета Константинопольская, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Елизавета Константинопольская, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Елизавета Константинопольская, прп. Преподобная Елисавета чудотворица была избрана на служение Богу еще до рождения. Ее матери было откровение, что отроковица будет избранным сосудом Святого Духа. С детства родители отдали девочку в монастырь. Она выросла в посте и трудах и получила дар исцелять не только телесные недуги, но и душевные. Сестры избрали преподобную игуменией. Преподобная носила одежду из острой власяницы. Тело ее мерзло, но дух горел пламенем Божественной любви. Воздержание святой было безмерно: многие годы она питалась лишь травами и овощами без хлеба, а вина и масла не принимала никогда. Много раз преподобная Елисавета проводила святую Четыредесятницу, ничего не вкушая. Подражая мытареву смирению, она три года не поднимала глаз на небо, но духовными очами всегда взирала к Богу. В полуночных молитвах преподобную осиявал и просвещал Небесный Свет. Много чудес сотворила преподобная: лютого змея умертвила молитвой, исцелила кровоточивую женщину, которая болела много лет, отгоняла от людей нечистых духов. По смерти гроб преподобной Елисаветы также подавал исцеления от болезней. Даже самый прах, взятый от ее мощей, даровал слепым прозрение. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Елизавета Константинопольская, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2302

и иеродиакон Зосима в 1420 г. поклонялись мощам преподобной Елисаветы в Констант. монастыре св. Козмы и Дамиана 303 . † Воспоминание о преподобном Савве Печерском Празднование Молченской иконе Богоматери Празднование этой иконе совершается в Молченской Софрониевой пустыни 18 сент., а в Путивльском Молченском монастыре 24 апреля. Икона явилась 18 сент. 1405 года на болоте Молче, в 20 верстах от Путивля, где существовал монастырёк, разорённый татарами около 1605 г. По случаю его запустения икона перенесена в 1605 г. в Путивльский монастырь, вероятно, 24 апреля, когда и празднуется иконе в Путивле. Хотя же монастырь на месте обретения и был возобновлён около 1630 года (это – Софрониева пустынь), но икона осталась в Путивльском монастыре (см. Архим. Димитрия месяцеслов святых, вып. 3, Тамб. 1880, стр. 164). На иконе Богоматерь в венце, с главой полунаклонённой к правой стороне; на правой руке её Богомладенец, обратившийся к предстоящему перед Ним какому-то святому и десницей показующий вверх; в левой руке у Богоматери лестница и башня с пятью верхами. Позади виднеются здания, может быть – вид монастыря. 298 О ней Menologium Basilii et Synaxarium ad 24 april, Пролог и Четь-Минея на 24 апр. Подробное житие её ныне неизвестно. 300 Ни в Менологе, ни в Синаксаре не указаны время и место подвигов св. Елисаветы. Но так как мощи её покоились в обители Бессребреников, построенной императором Юстинианом (518–527 г.), то этим определяются время и место подвигов её. 301 Менолог Василия: „святая и чудотворица Елисавета, последовав учению св. отцов, с детства обрекла себя на труды благочестия. Потому получив дар исцелений, исцеляла всякие болезни. Совершила она много великих дел: помогала бедным и вдовам, доставляла пропитание сиротам; тех, которые терпели обиды, защищала от притеснителей. Во всякое время года, одетая только одной одеждой, переносила зимой стужу, согреваемая Духом Св. Во всю жизнь никогда не мыла тела своего. Как вдревле Моисей, 40 дней пробыла без всякой пищи. В три года, устремив ум к Богу, не подымала очей своих на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Елисавета чудотворица. Икона. 1994 г. Иконописец М. Проскурова (Иоанно-Предтеченский мон-рь в Москве) Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Елисавета чудотворица. Икона. 1994 г. Иконописец М. Проскурова (Иоанно-Предтеченский мон-рь в Москве) Геннадий I , патриарх К-польский (458-471; пам. 31 авг., пам. греч. 17 и 20 нояб.), благословил ее племянницу управлять обителью. Е. прославилась даром чудотворения: исцеляла больных, изгоняла бесов, предсказывала будущее. Так, она сообщила имп. Льву I (457-474), что вскоре в К-поле случится пожар, и тем самым предотвратила уничтожение города. Император подарил Е. одно из своих поместий в Евдоме, где обитал ужасный змей, причинявший много вреда местным жителям. По молитве Е. змей был умерщвлен. Мн. женщин Е. избавила от кровотечения и исцелила слепого. Чувствуя приближение смерти, святая отправилась на родину. В одном из храмов ей явилась мц. Гликерия и предсказала кончину через 24 дня. Вернувшись в обитель, Е. дала наставления сестрам и почила в мире 24 апр. Она была погребена в монастыре, в храме вмч. Георгия. Согласно Житию, от мощей святой происходило множество исцелений. В «Житиях святых подвижниц Восточной Церкви» свт. Филарета (Гумилевского) , в «Полном Месяцеслове Востока» архиеп. Сергия (Спасского) и в комментариях к Четьим-Минеям свт. Димитрия Ростовского Е. названа игуменией монастыря святых Космы и Дамиана, построенного в К-поле имп. Юстином I (518-527) и его женой Софией. Данное указание следует считать ошибочным, поскольку София была супругой имп. Юстина II, к-рый и основал обитель ( Janin. P. 284-285), а Е., согласно полному Житию, жила раньше этого времени. Почитание Поклонение мощам Е. продолжалось до захвата К-поля турками в 1453 г. Рус. паломники Стефан Новгородец в 1348-1349 гг. и диак. Зосима в 1419-1420 гг. видели мощи Е. и мц. Фомаиды (пам. 13 апр.). На родине Е., во Фракии, до сер. XX в. почитался чудотворный источник преподобной в Фанари (ныне Фенеркёй, близ Силиври, Турция). Ист.: BHG, N 2121-2122a; ActaSS. Apr. T. 3. P. 272; PG. 117. Р. 421 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 625-627; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 266-267; ЖСв. Апр. С. 398-400; Criscuolo R. Vita di santa Elisabetta di Constantinopoli, la taumaturga, scritta dal monaco Caritone//Annali della facoltà di lettere e filosofia dell " Univ. di Napoli. 1972. T. 14. N 2. P. 49-68; Halkin F. St. Elisabeth d " Héraclée, abbesse à Constantinople//AnBoll. 1973. T. 91. P. 249-264; Life of St. Elisabeth the Wonderworker/Transl. V. Karras//Holy Women of Byzantium/Ed. A. M. Talbot. Wash., 1996. P. 117-135; Житие прп. Елизаветы Чудотворицы/Сост.: Г. Харченко; Пер. c греч. и коммент.: А. Виноградов. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/189825.html

[Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов Творец и всея твари Содетель призва тя, всечестная, прежде рождества твоего (от чрева матерня) послужити Ему в преподобии и правде, темже и многими дары небесными украси тя. Сего ради и мы, славяще равноангельное житие твое, со благоговением воспеваем ти сицевая: Радуйся, пречестное селение Святыя Троицы; радуйся, Ангелом благоговейная собеседнице. Радуйся, сокровищнице даров Духа Святаго; радуйся, благоуханная ветве райская. Радуйся, всем сердцем Христа возлюбившая; радуйся, сораспятися Спасителю возжелавшая. Радуйся, многими чудесы Творца прославившая; радуйся, надеждо и помоще всем с верою тя призывающим. Радуйся, преподобная мати Елисавето, чудотворице, Богом избранная. Кондак 1 Избранней от превечнаго Бога чудотворице предивней/тебе, преподобная мати Елисавето,/похвальное приносим пение./Ты же, яко имущая велие дерзновение ко Господу,/от всяких нас бед и болезней свободи/и к добродетели настави, да зовем ти://Радуйся, преподобная мати Елисавето, чудотворице, Богом избранная. Молитва О, пречудная мати наша, великая угоднице Божия Елисавето! Леностию и иными страстьми побеждаемии, недостойни есмы возносити молитвы тебе, вся тяготы монашескаго подвига понесшей и души своея ради возлюбленнаго тобою Христа не пощадевшей. Но како востанем со одра болезни без врача, или уразумеем премудрость без учителя? Сего ради припадаем к тебе, наставнице нашей и чудотворице, и молим: исцели нас от страстей, отверзи очеса наша сердечная, да возненавидим грех, живущий в нас, и омывше душу слезами покаяния, всем сердцем Спасителя нашего Господа Иисуса Христа возлюбим и Ему, отвергшеся себе, поработаем. Молим тя и о ближних наших: болящих исцели, в бедах и обстоянии сущих защити, неплодным женам радость о чадех даруй, юных от прельщений мира сего покрый, и вся ны на спасительныя стези направи, да сподобимся в небесных обителех непрестанно славити Всесвятую Троицу во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

43 монахини и послушницы переселились на подмосковный хутор, но в 1929 г. хозяйство было национализировано, а общину обложили непосильным налогом, для выплаты которого пришлось распродать имущество. Следующие два года община жила случайными заработками и милостыней, а в 1931 г. власти решили «изолировать монашек от общества как членов антисоветской группировки». В начале мая их в числе 31 человека лишили избирательных прав, 20 мая заключили в Бутырскую тюрьму. Постановлением тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской области все они были отправлены по этапу в Казахстан. В 2002 г. монастырь был возобновлен как ставропигиальный. В 2012 г. в монастыре были открыты курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей, включенные в образовательную систему Русской Православной Церкви под патронажем Центра образования духовенства Москвы при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Храмы монастыря: 1) Главный собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца (1879 г., арх. М.Д. Быковский) восстановлен в 2010 г. 2) Домовый храм преподобной Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 г.), восстановлен 28 апреля 1995 г. 3) Часовня Иоанна Предтечи (1879 г.) открыта в 1991 г. Святыни: 1) Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре), чудотворная икона святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей (середина XVI в.), чтимый список образа святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей и чудотворным обручем (в монастырской часовне), чтимый образ преподобной Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (к. XIX в.), чтимая мироточивая икона Божией Матери «Смоленская» (в Елисаветинском храме). 2) Частицы мощей: св. ап. и евангелиста Матфея (в алтаре), свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мир Ликийских, свт. Василия Великого, свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Симферопольского, исповедника (в Елисаветинском храме), вмч. и целителя Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Сергия, игумена Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Пимена Угрешского, прп. Амфилохия Почаевского (в алтаре), прп. Кукши Одесского (в алтаре), прп. Алексия, человека Божия, прпп. Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария, старцев Оптинских, прпп. жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре), блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых, Дивеевских. 3) Частицы гроба: прпмц. вел. княгини Елисаветы (в алтаре), блж. Матроны Московской. 4) Гробница (ранее почивали св. мощи) блж. схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, подвижницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря. 5) Чтимая икона священномученика Алексия Скворцова - пресвитера Иоанно-Предтеченской обители (прославлен в лике святых в декабре 2004 г.).

http://sobory.ru/article/?object=04846

Видя сие чудо, во Христа уверовало семьдесят воинов, бывших здесь, которые громко исповедали себя христианами. Тотчас они, по приказанию мучителя, были усечены мечем и, таким образом, получили венец мученический, как бы из рук Самого Христа. Святой же Савва был заключен в темницу и там сподобился Божественного видения и помощи: когда он в полночь молился, ему явился Христос, осиявший его светом славы Своей и увещавший его не страшиться мучений, но безбоязненно идти на свой подвиг. И когда Савва вторично был приведен на допрос и, будучи принуждаем к поклонению идолам — то ласками, то уговорами, то жестокими мучениями, не повиновался мучителям, то его бросили в реку, где он, утонув, и окончил подвиг своего мученичества [ 3 ], достигнув тихого пристанища в Царстве Христовом.   Тропарь, глас 5: Земнаго сана пояс оставив, и почести страдальче, пред мучителем льстивым царем Христа Бога суща исповедал еси: и того ради многа страдания подъял еси славне. Тем прекрасным победы венцем увязлся еси от Царя всех царствующаго, с небесными вои светло преукрашен: предстоя тому Савво, моли, да спасет душы наша.   Кондак, глас 4: Непобедимый явлься стратилат, варварския козни победил еси, и страдальчествовав славне твердейши, множество врагов невидимых поборил еси: темже венец исплел еси победы. О нас моли Христа Савво всеблаженне, верою почитающих тя. Память преподобной матери нашей Елисаветы чудотворицы Преподобная Елисавета еще от утробы матери своей была избрана на служение Богу, ибо прежде рождения ее матери ее было возвещено от Бога, что у нее родится дочь, которая будет избранным сосудом Святого Духа. С юных лет отданная на служение Богу и уневестившись бессмертному Жениху Христу, святая Елисавета в Ангельском чине служила Богу, в числе других дев инокинь [ 1 ], постом и трудами изнуряя свое тело, и так угодила Богу, что получила от Него дар исцелять недуги людей, не только телесные, но и душевные. Своею молитвою она исцеляла всякую телесную болезнь, своими же речами и боговдохновенными наставлениями врачевала души человеческие, наставляя их к покаянию и ко всяким добродетелям. Одеждою для нее служила одна только жесткая власяница, и, хотя тело ее мёрзло от холода, дух ее всегда горел пламенем божественной любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010