Великая княгиня Евдокия, во иночестве преподобная Евфросиния, основательница Вознесенского девичьего монастыря в Московском Кремле Источник Великая княгиня Евдокия 1 , супруга в. к. Димитрия Иоанновича Донского, была дочь Димитрия Константиновича, князя суздальского 2 , и супруги его, княгини Анны. О детстве и воспитании Евдокии, и вообще о жизни ее до вступления ее в брак с Димитрием Иоанновичем, до нас не дошло никаких сведений. Об отце ее, Димитрия Константиновиче, известно, что он отличался благочестием и любовью к духовному просвещению 3 . Нет сомнения, что в таких же правилах он воспитал и дочь свою Евдокию. Последующая благочестивая жизнь ее – в супружестве за Димитрием Иоанновичем и после его кончины – доказывает, что семена благочестия в ее сердце посеяны были еще в юных летах. Летописцы, восхваляя добродетели и богоугодную жизнь Димитрия Иоанновича, всюду вместе с этим восхваляют благочестие и добродетели его супруги Евдокии. «После брака – говорит неизвестный составитель жития Димитрия Иоанновича Донского – они жили целомудренно, как златоперсистый голубь и сладкоглаголивая ластовица, и с ревностию заботились о своем спасении» 4 . «Святая и христолюбивая великая княгиня Евдокия – говорит ее жизнеописатель – во всем усердно подражала жизни державного и благонравного своего супруга, с которым, живя единомысленно в заповедях Господних, родила ему сынов и дщерей и в благочестии воспитала их» 5 . Говоря о любви святой Евдокии к благолепию храмов Божиих и ее ревности к устроению и украшению их, летописцы сравнивают ее в этом отношении с Мариею, супругой Всеволода Великого 6 , а по святости жизни ее и добродетелям, поставляют на ряду с святою Ольгою, Владимиром и другими святыми князьями и княгинями, просиявшими своим благочестием в земле Русской 7 . Жизнь святой Евдокии, естественно, разделяется на две, почти равные, половины. Первая половина – от вступления ее в брак с Димитрием Иоанновичем до его смерти; вторая – от смерти ее супруга до собственной ее кончины. В первую половину своей жизни Евдокия является любящею супругой, чадолюбивою матерью, и отчасти принимает некоторое участие в жизни государственной. Последнюю половину она преимущественно посвящает себя подвигам благочестия, устроению и украшению храмов Божиих, и в особенности Вознесенского монастыря, и только заботы о воспитании сыновей и возложенные на нее, в отношении к ним, ее супругом обязанности отвлекают ее от совершенного посвящения себя служению единому Богу. I

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Житие и жизнь препбны мтре нше блговрны кнжьны 113 Писано смиренно иноком Григорием. Тогож Града Суждаля. Обители Боголепного Преображения Гда Бга и Спса ншего Хрта 114 Благословен Бог Отец щедротам, Безначальный вседержитель, благословен Единочадый Сын Слово Отчее, благословен Параклит, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: благословен Бог , иже в Троице от ангел на небесах благочудно 115 певаемый: и от всех творительств своих со страхом покланяемый. Всещедрый, преблагий Бог наш, благословен Бог неначальный 116 и нескончаемый ни меримый ни до ведомый, безначальный, несозданный, присносущный, неописанный, невидимый, неизменный, не оставленный, неисследованный, ни умом постижимый, ни словом изреченный, Едино Божество в Трёх составех едино естество в 3-х лицех, не трие бзи, но Един, Бог . Едино есть Святой Троицы Божество, Едино существо, едино действо, едина власть, едино господство, едино царство и едина сила, свет во Отце, и Сыне, и Святом Духе, Един аки 117 в трёх солнцах 118 присносветел, неприступен отнюдь, и умом непостижим, ни словом изглаголан, Егоже богатство есть едина вещь, едино Божество 119 . Благословен и преблагословен Той Истинный Бог наш, иже вся человеки хотя спасти, и в познание истине прийти и вся на пользу подаваяй, и многообразно немощи человеческие посещаяй, на Того бо истинного Бога нашего надежду свою положим, наипаче же на Того благодать надеющееся слово вкратце предложим: о житии благоверной и всеблаженной Евфросинии преподобной, памяти достойной, ей же несть точно всего мира богатство, сия убо преподобная сияет и по смерти аки 120 жива во граде Суждале, чудес множество источающи и различными знамениями, её житие подобно ангелом, ибо тех имеяше поспешники 121 , разум ибо есть наш не ухищрением писаний пекущеся, но истину написующе простыми словесы, боголюбцем 122 вкратце: и во общую пользу и спасение христоименитым людям, послушающим послушником 123 в славу Сына Божия, избравшего свою рабу, сподобихся 124 достоверно слышати от поведавших ми не ложно черноризиц обители 125 преподобные, иже во граде Суждале, обаче начнём повесть, от онудуже начати подобно 126 подобно же настоящее да глаголется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Православная семья: агиография и реальность К сожалению, наша агиография, на которой воспитывались поколения русских православных христиан, не дает нам идеала семьи. Понятно, что большая часть наших святых - это святители, преподобные, мученики, канонизация которых связана отнюдь не с их семейной жизнью. Протоиерей Георгий Митрофанов магистр богословия, профессор СПбПДА, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при АППО Ищите женщину Если обратиться к нашим святым женам, то здесь мы обнаруживаем очень выразительные особенности. Прежде всего, можно констатировать, что святых христианок в наших святцах ничтожно мало, и это не случайно. В определенные эпохи канонизовали очень много, в другие - мало (как в синодальный период, когда почти за два века произошло всего лишь пять канонизаций до царствования Императора Николая II), и, тем не менее, святым женам места практически не находилось. А когда их все-таки канонизовали, то мы обнаруживаем тенденции, свидетельствующие, что даже среди прославленных святых христианок, женщин, которые посвятили себя семейной жизни, у нас в святцах нет. И это притом, что тема семьи для женщины более значима, чем для мужчины, поскольку в традиционной патриархальной семье вплоть до XX века женщина играла определяющую роль. Для нее жизнь сводилась, прежде всего, к семейной жизни, если она не была монахиней. Услышав имена Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, мы сразу вспомним святых монахинь. В их житиях подчеркивается их нежелание вступать в брак, их отторжение от семьи. Что касается блаженной Ксении Петербургской, то ее святость, вроде бы отчасти связанная с браком, начинается только со смертью мужа. Кончина супруга стимулирует ее духовное служение. Складывается впечатление, что в семье она не могла проявить себя должным образом.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/38...

Ризоположенский женский монастырь (Суздаль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ризоположенский монастырь — один из древнейших монастырей Руси, основанный в 1207 году и расположенный в северной части Суздаля недалеко от древнего кремля и реки Каменки. При обители имеется гостиница. Первые каменные постройки появились в монастыре в XVI веке, более старые сооружения до наших дней не дошли. Монастырь известен духовными подвигами монахини Евфросинии, дочери князя Михаила Черниговского, замученного в орде. Содержание История [ править править код ] Ризоположенский монастырь основан в начале XIII века епископом Иоанном Ростово-Суздальским. Получил известность благодаря духовным подвигам преподобной Евфросинии Суздальской (1212 - 1250 ), в миру Феодулии, старшей дочери святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Евфросиния не занимала начальственной должности в монастыре, но своей жизнью и подвигами так возвысила его значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Подвижнице было открыто грядущее на Русь нашествие Батыя и разорение Суздаля. По ее молитвам о спасении обители монастырь не пострадал. Каменные постройки появились в монастыре в XVI веке. Первые постройки XIII века не сохранились, самой ранней считается постройка Ризоположенского трехглавого собора датированного первой половиной XVI века. Святые врата, которые служили торжественным входом в монастырь, возведены в 1688 году, являются творением трёх суздальских мастеров — И.Мамина, А.Шмакова, И.Грязнова. В честь победы над французами в Отечественной войне 1812 г. на территории монастыря под руководством суздальского каменщика Кузьмина возведена 72-метровая монастырская Преподобенская колокольня (1813-1819). В XVIII веке Ризоположенский монастырь приходит в упадок, чему способствовали церковная реформа 1764 года, лишившая монастырь вотчины, и сильный пожар 1769 года. Монастырь был зачислен в штат по 2-му классу и получал 500 рублей в год от государства. Расцвет Ризоположенского монастыря относится к 70-м годам XIX века, связан с именем игумении Серафимы. При ней в монастыре начались большие строительные работы. По проекту владимирского архитектора Артлебена в 1879-1881 гг. была построена новая каменная зимняя Сретенская церковь. Прежняя была разобрана в 1878 году. В 1901 году в монастыре произошел сильный пожар, сгорели все деревянные постройки, пострадали каменные. После пожара производятся частичные перестройки каменных зданий. Вместо прежних деревянных были выстроены из красного кирпича настоятельская келья, церковно-приходская школа и два келейных корпуса, территория монастырского двора выстлана булыжным камнем.

http://azbyka.ru/palomnik/Ризоположенски...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Мудрая жена. Святая Евфросиния Московская, основательница Кремлевского Вознесенского монастыря 5 мин., 29.08.2014 Великие правительственные мужи собираются восстановить в Кремле Чудов и Вознесенский Стародевичий монастыри. Добрые вести! В самый раз припомнить, какой исток у судеб этих двух обителей, что за люди стоят при их основании. Про Чудову обитель и ее основателя, святого Алексия, митрополита Московского, речь пойдет в другой статье. Даст Бог, она появится в самом скором времени. Жизнь и духовные подвиги мудрой жены, чьими трудами воздвигся Вознесенский монастырь, известны не столь широко. С них и стоит начать. Будущая супруга Дмитрия Донского родилась в семье одного из крупнейших политиков Руси того времени — суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Большая, но непрочная, можно сказать, эфемерная держава, которой он правил, оказывалась то врагом, то союзником Московского княжества. И брак его дочери Евдокии с 16-летним московским князем Дмитрием Ивановичем имел все признаки политического альянса. Предположительно, сам преподобный Сергий Радонежский, желая мира на Руси, помог договориться о его заключении. К тому времени княжне исполнилось 13 лет — она появилась на свет около 1353 года. У ее супруга все главные деяния были еще впереди: и строительство белокаменного Кремля, и победа на Куликовом поле. Пока что он немногим проявил себя в большой державной работе. Несмотря на политическую подоплеку, брак двух молодых людей удался. Евдокия Дмитриевна осчастливила мужа двенадцатью детьми. Двое из них, Василий и Юрий, впоследствии займут Московский великокняжеский престол. Супружество не омрачалось ничем, помимо тяжелой вооруженной борьбы, которую приходилось вести Дмитрию Ивановичу с литвой и Ордой. Изнемогая в этом противостоянии, князь находил отдохновение и поддержку в своей жене. До наших дней дошло завещание Дмитрия Донского от 1389 года. По его тексту видно и большую любовь князя к жене, и огромное доверие к ней.

http://foma.ru/mudraya-zhena-svyataya-ev...

Уже при жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары 1 октября. ПРАВМИР. Православные отмечают память преподобной Евфросинии Суздальской. Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана — родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, — она будет служительницей Влахернской церкви. Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией. Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен. Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы. В этом списке — философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении. В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна придти юная дева, которую необходимо принять в обитель. В 1233 году Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича , родного брата святого Александра Невского. Родители согласились, и Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери сохранении девства, так как чувствовала призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела послушаться родителей, сказав при этом: «Скверна не коснется твоего тела».

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 25 сент. в день преставления и 23 июня вместе с Соборам Владимирских святых Прп. Евфросиния, в миру княжна Феодулия черниговская, старшая дочь князя мученика Михаила Всеволодовича (память его 20 сент.), была первым ребенком у родителей, вымоленным у Бога, потому что до нее у них долго не было детей. Троекратное явление Пресвятой Богородицы ее матери предварило ее рождение в 1212 г. У нее было четверо братьев и сестра Мария, супруга умученного татарами князя Василька ростовского (память его 4 марта). Крестили новорожденную в Печерской обители, и восприемником ее был игумен. Когда пришло время княжне Феодулии учиться, то Священному Писанию ее учил отец, а всем прочим наукам — ближний его, болярин Феодор (память его 20 сент.). В детстве она увидела во сне Страшный суд: море огня и рай, и Пресвятая Богородица призывала ее разделять блаженство праведных, а Господь Вседержитель держал в деснице Своей книгу жизни. В другом видении ей был показан Печерский монастырь и иноки его, воспевающие славу Божию. И она задумалась над блаженством их, на земле уже ангелоподобных и в будущем наследников рая. В то же время игуменье Суздальского монастыря было откровение об имеющей поступить к ней дивной отроковице. Когда княжне Феодулии минуло 15 лет, она должна была ехать в Суздаль для вступления в брак с князем Миной, с коим она обручена была с детства. Но в сонном видении Пресвятая Богородица поведала ей, что этот брак не состоится, но что она должна остаться в Суздале. На пути она узнала, что князь Мина умер. Феодулия не вернулась домой. Она умолила игуменью Ризположенского монастыря (основанного в 1207 г. за городскими стенами) принять ее. Игуменья уступила, помня свое видение, и 25 сентября, в день памяти прп. Евфросинии Александрийской (V в.), постригли ее с именем Евфросиния. Узнав об этом, родители приняли это как волю Божию и покорились.

http://sedmitza.ru/lib/text/437690/

25/8 Преподобной Евфросинии Александрийской (V). Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского (1595). Преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Преподобных Афанасия, Железный посох (1388) и Феодосия (XIV) Череповецких, учеников преподобного Сергия Радонежского. Тропарь преподобной Евфросинии Александрийской, глас 8 В Тебе, мати, Известно спасеся... (общий преподобной жене). Кондак, глас 2 Вышнюю жизнь возжелевши получити,/дольнюю сладость тщательно оставила еси 14 ,/и самую себе смесила еси посреде мужей, краснейшая,/Христа бо ради Жениха твоего/о обручнице привременном небрегла еси. Величание Ублажаем тя,/преподобная мати Евфросиние,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4 Иже добродетелей подвижник,/яко истинный воин Христа Бога,/на страсти вельми подвизался еси 15 в жизни временней,/в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником;/темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/Егоже действием светло украшен еси./Но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/поминай стадо, еже собрал еси мудре,/и не забуди, якоже обещался еси,/посещая чад твоих, Сергие преподобне, отче наш. Ин тропарь, глас 8 От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/мужески в пустыню вселился еси,/и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./Тем быв в Троице вселение,/чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/и исцеления всем подая обильно./Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас тойже В чистоте жития источник слез твоих,/исповедания трудовныя поты совокупил еси,/и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне,/омывавши сугубстве, творящим любовию память твою,/скверны обоямы душевныя и телесныя./Сих ради, чада твоя суще, вопием ти:/моли, отче, Святую Троицу о душах наших. Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Блаженная Марфа (Память 10 августа). В Суздальской обители близ северных дверей соборной церкви находится скромный надгробный памятник Марфы Яковлевны Сониной, скончавшейся 10 августа 1803 года, 80 лет, после 60-летних подвигов в юродстве Христа ради. Когда она была еще здорова, везде ходила, сама бедна была, а бедных не забывала, ноченьки целые за коклюшками просиживала, все кружева плела, хорошие, дорогие. В большом ходу тогда кружева были, особенно купчихи щеголяли. И теперь еще найдешь у суздальских купчих, и больше у Шуйских да у Юрьевских, широкие-преширокие кружева работы Марфы Яковлевны; давно внучкам да правнучкам в приданое на благословение пошли; берегут их, словно Божие милосердие. А сама она, что ни выработает, все нищим да сиротам, а когда и в храм Божий принесет, на свечи к преподобной Евфросинии; а у самой и копейки запасной никогда не бывало. После, когда была уж без ног, с постели не вставала семь лет. Покойная игумения матушка Аполлинария посылала послушниц поочередно служить Марфе Яковлевне. В ранах вся лежала. Никогда не пожалуется, не поропщет, за все Бога благодарила, и молодых учила уму-разуму: «все терпите, говорит, не гневите Бога ропотом, от трудов рук своих питайтесь и уповайте на Бога. Он вас, милые мои, ни оставит за то, что вы, послушания ради, грешную Марфу не оставляете. Воздаст вам за меня Царь Небесный». Вовсе не была она монастыркой и в монастыре не жила, только случалось, что гащивала она здесь иногда у монахинь знакомых, проживала иногда дня по два, только редко, и в Покровском монастыре у игумении. А всегда жила Марфа Яковлевна у приятельницы своей, у небогатой мещанки вдовы Евдокии Ивановны Изюмовой, и домик Изюмовой был рядом с дьяконским домом. О прежнем житье-бытье М. Я. сама кой-что рассказывала. Была она родом из здешних мещан. Сонины прозывались. Сироткой по десятому году осталась после родителей; до двадцати лет с братьями женатыми в родительском доме прожила, работала на них, пуще всякой работницы без отдыха. Были у нее хорошие женихи, из купечества, но не пожелала замуж выйти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О создании службы Всем российским святым Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 Прославление Собора Всех русских святых явилось выражением тех назревших внутренних потребностей в истории Русской Церкви, которые накапливались в веках и стали возможными к концу XV — началу XVI столетий. Минул период монголо-татарского ига, в который согласно Г. В. Флоровскому не только имел место упадок, но шло накопление внутренней духовной культуры, когда в “век преподобного Сергия” можно отметить возрождение отшельничества и монашества 1 . Русь собирает имена своих подвижников, на Макарьевских соборах происходит канонизация многих русских святых, а Русская Церковь встает перед необходимостью иметь собственного Русского Патриарха. В песнотворческом достоянии Русской Церкви в связи с предшествующей плодотворной деятельностью сербского иеромонаха Пахомия Логофета (ок. †1484 г.) появляются в это время имена русских песнописцев — таких как Питирим, епископ Пермский, монах Иннокентий Комельский, Феодосий, иеромонах Желтого Никольского монастыря и др. В это же время история русской духовной литературы отмечает имя инока Григория, творца службы преподобной Евфросинии Суздальской, преподобному Евфимию и епископу Иоанну Суздальским, который становится создателем службы “всем святым российским чудотворцем”. Архиепископ Филарет Черниговский датирует творчество инока Григория концом XV — началом XVI века 2 . Ко второй четверти XVI века относит Ф. Г. Спасский начало расцвета русского песнотворческого искусства 3 . Иноку Григорию было известно сравнительно небольшое число русских подвижников (63), так как его труд написан еще до завершения канонизации русских святых в период деятельности Московского Митрополита Макария, — и тем не менее изучение службы, им составленной, представляет большой интерес. Здесь необходимо остановиться на особенностях самой русской агиологии — состава чинов святых Русской Церкви, значительно отличающегося от такового Церкви Византийской. Уже при первом знакомстве с изначальным перечнем имен русских святых становится очевидным, что преобладающее большинство составляет здесь чин преподобных при весьма малом числе мучеников и исповедников 4 . Этот факт очевиден сам по себе, так как бытие Русской Церкви, имевшей свое начало в конце Х века, далеко отстояло от II–IV веков Церкви Вселенской, когда мученический подвиг знаменовал утверждение христианства, а подвиг монашеский только начинался.

http://pravmir.ru/o-sozdanii-sluzhbyi-vs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010