Сортировать по Исключить новости В ходе службы митрополит Игнатий прочел на современном греческом (димотики) главу из книги Премудрости Соломона Ветхого Завета, и тотчас некоторые из собравшихся стали протестовать, выкрикивая: «Преосвященный, не на димотики, а читайте текст на древнегреческом»! Перевод с греческого специально для портала «Правмир» священник Филипп Парфенов Напряжение возникло в храме города Волоса, в частности, на праздничной вечерне в честь преп. Антония Великого, на которой служил митрополит Димитриадский и Алмирский Игнатий. В ходе службы митрополит Игнатий прочел на современном греческом (димотики) главу из книги Премудрости Соломона Ветхого Завета, и тотчас некоторые из собравшихся стали протестовать, выкрикивая: «Преосвященный, не на димотики, а читайте текст на древнегреческом»! Затем последовал шум и возбуждение внутри храма, и Преосвященный тщетно пытался продолжить чтение. «Знайте, что некоторые сейчас снимают на видео и пробуют создать проблему. Хотят показать, что реагируют на нее», — заявил, обращаясь к верующим, вл. Игнатий. Затем он подчеркнул: «Мне надо вам сказать, что тексты Ветхого Завета учительные, но не являются молитвами Церкви. Я, по крайней мере до сих пор, не читал молитвы на димотики, как мог бы это сделать, как уже делают другие архиереи». Поскольку голоса и протесты не умолкали, митрополит взывал в микрофон: «Не волнуйтесь, прошу вас, не волнуйтесь!». Слово взял один из священников, который через Царские врата просил удалиться тех, кто не желает участвовать в Божественной Евхаристии, характерно возгласив: «Изолируйте эти элементы и выпроводите вон». Митрополит Игнатий, со своей стороны пробовавший умягчить пыл, добавил: «Выпровожены все, кто создал проблему. Знайте, что мы их выпроводили». Наконец, вл. Игнатий пообещал, что будет читать тексты как на древнем, так и на новогреческом, что и начал делать, а затем перешел только на новогреческий, что создало новые напряжения. «Я беспокоюсь об отношении молодежи к богослужению…»

http://pravmir.ru/protesty-i-shum-v-xram...

А.Н. Акиньшин Александр Николаевич Акиньшин, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России Исторического факультета, Воронежский государственный университет (Воронеж, Российская федерация) Akinshin55@mail.ru Статья посвящена архиепископу Игнатию (Семенову Матвею Афанасьевичу; 1790/91–1850), уроженцу Архангельской губернии. Раскрывается биография преосвященного, духовное служение которого происходило в Архангельске, Петербурге, Новгороде, Петрозаводске, Новочеркасске, Воронеже. После епископской хиротонии Игнатий последовательно возглавлял три епархии: вновь созданную Олонецкую, Донскую и Новочеркасскую, Воронежскую и Задонскую. Раскрывается характер его служебной деятельности в Петрозаводске и Воронеже. Идет речь о мерах по борьбе с холерой, которые Игнатий предпринимал в Карелии и Воронеже, о библиотеке преосвященного. Раскрывается содержание одной из последних книг архиепископа Игнатия, изданной в 1848 году. Матвей Афанасьевич Семенов родился 5 августа 1791 года (сам он считал более верной дату 2 августа 1790 года) в погосте Покшеньга Пинегского уезда Архангельской губернии. Его отец, дьякон, в последствии священник, Афанасий Иванович Семенов, скончался 6 марта 1819 года в Каргопольском приходе, мать, Арина Яковлевна, умерла 14 сентября 1845 года в преклонном возрасте в родном селе. Матвей рано проявил склонность к знаниям. Богослужебные книги он разумел настолько, что отец считал его в состоянии занять причетническое место в соседнем погосте. В 1799 году Афанасий Семенов отправился с сыном в Архангельск с просьбой о месте к преосвященному Аполлосу (Байбакову). Епископ, человек проницательный, увидел в отроке задатки больших дарований, в определении к месту отказал и определил его в духовное училище. Матвей Семенов всегда находился в числе первых учеников. Особенные успехи он проявил в изучении греческого, латинского и французского языков, отличался он также в поэтических, риторических и философских сочинениях. Жажду Матвея Семенова к учению одобрял епископ Архангельский и Холмогорский Парфений (Петров), занявший кафедру в июне 1809 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Переписка святителя Игнатия с Министром Двора Его Императорского Величества князем П. М. Волконским 1 1 Ваша Светлость! Милостивейший Государь! Прошлого года Вашим ходатайством доставлено было мне щастие представиться вместе с Монашеством Александро-Невской Лавры Его Императорскому Величеству Государю моему и Благодетелю. И нынешний год, осмеливаюсь утруждать Вас и покорнейше просить – доставьте мне сие щастие – мне и Чихачеву, воспитывавшемуся иждивением Его Императорского Величества и живущему у меня в Обители. Если просьба моя, удостоившись милостивого Вашего внимания и ходатайства, получит желанный успех, то ответ Вашей Светлости позвольте мне получить от генерал-адъютанта Кавелина. С истинным высокопочитанием и преданностию имею честь быть Вашей Светлости покорнейшим слугою Архимандрит Игнатий. 28-го декабря 1835-го года Сергиева Пустыня 2 Ваша Светлость! Милостивый Государь! Князь Петр Михайлович! Вашим ходатайством доставлено было мне неоднократно счастие представляться Его Императорскому Величеству, Государю моему и благодетелю. И ныне осмеливаюсь утруждать Вас и покорнейше просить доставить мне сие счастие, – мне и Чихачеву, воспитывавшемуся иждивением Его Императорского Величества и живущему у меня в обители. Если просьба моя, удостоившись милостивого Вашего внимания и ходатайства, получит желанный успех, то ответ Вашей Светлости позвольте мне получить от Преосвященного Серафима, Митрополита Новгородского и С.-Петербургского. С истинным высокопочитанием и преданностию имею честь быть Вашей Светлости покорнейший слуга и Богомолец Архимандрит Игнатий. Декабря 26-го дня 1840 г. Сергиева Пустынь Его Светлости, Г. Министру Двора Его Императорского Величества, Князю Петру Михайловичу Волконскому. 3 Ваша Светлость! Милостивый Государь! Князь Петр Михайлович! Вашим ходатайством доставлено было мне неоднократно счастие представляться Его Императорскому Величеству Государю моему и благодетелю. И ныне осмеливаюсь утруждать Вас и покорнейше просить доставить мне сие счастие, мне и Чихачеву, воспитывавшемуся иждивением Его Императорского Величества и живущему у меня в Обители. Если просьба моя, удостоившись милостивого Вашего внимания и ходатайства, получит желанный успех, то ответ Вашей Светлости позвольте мне получить от Преосвященного Серафима, Митрополита Новгородского и С-Петербургского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава XV Обличение зловредного направления в «Православном собеседнике», сделанное епископом, совпало с другими его мнениями и отношениями, возбудившими противление ему в ректоре семинарии архимандрите Германе. Человек молодой, горячий от природы, не чуждый своих сословных антипатий, он стал их проявлять с резкостию, до забвения приличий. Так однажды на обеде у преосвященного, где кроме него были инспектор семинарии архимандрит Исаакий и соборный ключарь протоиерей Граников и из мирян управлявший губернией брат преосвященного, архимандрит Герман с разгорячением говорил о помещичьем праве как о зле, как бы произвольно измышленном и практикуемом дворянством и призывающем справедливые карательные меры, предлагаемые статьями «Колокола», совершенно социалистского образа мыслей. В другой раз также до неприличия разгоряченно, в доме у преосвященного, при посторонних посетителях начал оспаривать против преосвященного мысль и убеждение последнего о необходимости преподавания татарского языка в духовных училищах и семинарии Кавказской епархии, которое он отменил и, вопреки распоряжения учебного академического начальства, самовольно заменил эти часы в семинарии преподаванием французского и немецкого языков. Такое настроение о. ректора объяснялось сближением его, с одной стороны, с директором Ставропольской гимназии И. М. Неверовым, человеком направления – в религиозном отношении – протестантского, в светском – в направлении Герценовском, и решительно враждебно расположенного как к епископу, так и к брату его, начальнику Ставропольской губернии Брянчанинову, обличившему и восставшему против его системы воспитания юношества, в которой Неверов поставил целию – развитие свободы мыслей, не стесняя их никаким критическим анализом. С другой стороны, о. Герман сблизился с протоиереем Крастилевским, в семействе которого находил приятное препровождение свободного от занятий времени. В феврале месяце (9 числа) 1859 года за 1859 обер-прокурор Синода потребовал через епископа мнения семинарского правления и самого епископа о нуждах Кавказской семинарии по предмету ее образовательного благоустройства. 4 мая, за представляя мнение ректора по сказанному вопросу, епископ, находя это мнение во многих отношениях очень основательным, ограничивал собственные свои замечания нижеследующим 212 :

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Письмо 1 Возлюбленнейший о Господе Отец Архимандрит! Всемилосердый Господь, ущедряющий тварей Своих тленными и нетленными благами, даровал мне, грешнику, нетленное сокровище – Любовь Вашу, да утешаюсь и укрепляюсь этим духовным даром во время многоскорбного земного странствования моего. Вы принесли это сокровище ко мне в Сергиеву Пустыню. В 1847-м году я свидетельствовал сокровище мое в Сергиевой Лавре и нашел его не только сохранившимся, но и усугубившимся. Ныне, при подобном освидетельствовании, у зри л сокровище паки и паки возрастшим. Такое внутренное сознание души моей Вы могли усмотреть в той откровенности, каковая изливалась из моего сердца при беседе с Вами. Приезд мой к Вам считаю вместе и приездом Вашим ко мне: ибо свойствен такой расчет любви о Господе, чуждой расчетов по обычаям века сего. В тех расчетах, где является Бесконечный Господь, числа исчезают по известному Вам закону математики и вкупе богословия, признающему, что действия чисел и самые правила их уничтожаются, когда в состязание или, что все равно, в совокупление с ними войдет бесконечное. В предлежащий мне приезд в Москву я непременно должен остановиться, по данному еще в Петербурге слову, у тех лиц, которые содействовали мне денежным пособием к совершению путешествия. Но, полагая ныне погостить в Москве дня три-четыре, намереваюсь, Господу споспешествующу во благое, быть у Вас, и пребыть у Вас по возможности дольше, в наслаждении Любовию Вашею о Господе. Испрашивающий Ваших Святых Молитв Ваш преданнейший слуга и послушник недостойный Архимандрит Игнатий 1856-го года 17 июня. Письмо Ваше Высокопреподобие, Возлюбленнейший о Господе Отец Архимандрит! С истинным утешением прочитал я Ваше письмо от 17 июля. Вы ни в чем не виноваты предо мною, кроме обилия любви Вашей, которой я недостоин. По поручению Вашему я писал о. Ювеналию Половцеву 1 , чтоб он, когда будет в Москве, посетил Вас и поступил бы относительно Вас по-братски, т. е. приехал бы прямо к Вам и остановился бы у Вас. Этот человек – редкость в наше время: жительствует, безусловно, ради Бога, неся бремя превыше сил своих. В течение нынешнего странствования моего Господь даровал мне два однородных утешения: я видел Вас и о. Ювеналия; с Вами и с ним свободно изливалась убогая душа моя. Милосердый Господь да приложит Вам к милостям милости и да навершит их всесовершенною милостию: даром спасения и вечного блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Предисловие. Характеристика наличного состояния нашей богословской науки вообще и аскетической, в частности Преосвященный Игнатий Брянчанинов, как представитель опытно живого и церковно-подвижнического богословствования Должно развить, ощутить, увидеть в себе спасение, без чего вера во Христа – мертва, а христианство – слова и наименование без осуществления его 1 .   Материализм современной жизни, оторвавший человека от Бога и тем заглушивший идеально божественные стремления человеческого духа, наложил свою «животную» печать на сами интересы и основные запросы человеческой жизни, «оземленил» саму психику этой жизни. «Человек, так он есть теперь, – говорит архиепископ Сергий, – буквально исполняет над собой приговор Божий за его грехопадение: “Ты земля и в землю возвратишься” ( Быт. 3:19 ). Если мы начнем оценивать его заветные мечты, все высшие цели его жизни, то чем он живет,... то увидим, что идеалы все проникнуты землей и “в землю обратились”. Справедливость этого подтвердить каждому его собственное сознание, его внутренний и внешний опыт. Этому же учит и история» 2 . Душевно телесная природа падшего человека, принявшая внутрь себя яд греха и богоотрицания, сама в себе носящая зачаток разложения и духовной мертвости, наложила печать плотяности и холодной рассудочности даже на самое «святое святых» человеческого духа – на его религию. Высшая и совершеннейшая из всех религий мира, религия христианская, благодаря постоянному колебанию современного общества между состояниями ветхого и нового человека, между настроениями плотской и духовной жизни 3 , не воспринимается этим обществом как новая, принесенная Христом жизнь, а рассматривается только, как одна из теорий или философом, порожденных человечеством и удовлетворяющих его праздному любопытству, или (в лучшем случае) его ученой гордости 4 . К сожалению, эта печальная истина не только отрицается, но и не сознается большинством христианских (даже православных) богословов. Эти последние, подобно евангельским книжникам и фарисеям, изучают различные типы христианской философии, исторический генезис и рост догматической системы христианства, фазисы его мировой истории, археологическую и филологическую структуру его памятников, – и только Христианства, как новой жизни, принесенной Христом для возрождения и обновления человечества жизни, выводящей человечество из царства дьявола в Царство Божие, большинство из богословов совершенно не касается и не знает Духа Божия, Живущего и Глаголющего в христианстве, большинство из них не видит и не хочет видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Sadkov...

Скачать epub pdf Архиепископ Игнатий (Семенов Матвей Афанасьевич) родился 5 августа 1791 года в погосте Покшеньга Пинегского уезда Архангельской губернии. Его отец, диакон, впоследствии священник, Афанасий Иванович Семенов умер 6 марта 1819 года в Каргопольском приходе, мать Ирина Яковлевна скончалась 14 сентября 1845 года в родном селе. Юный Матвей очень рано проявил склонность к знаниям. Богослужебные книги он разумел настолько, что отец считал его в состоянии занять причетническое место в соседнем погосте. В 1799 году Афанасий Семенов отправился с сыном в Архангельск с просьбой о месте к преосвященному Аполлосу (Байбакову; †1801). Человек проницательный, он увидел в отроке задатки больших дарований и определил его в духовное училище. Матвей Семенов всегда находился в числе первых и отличных учеников. Особенные успехи он проявил в изучении греческого, латинского и французского языков, отличался он также в поэтических, риторических и философских сочинениях. Жажду Матвея Семенова к учению одобрял епископ Архангельский и Холмогорский Парфений (Петров; †1819). В 1809 году Матвей Семенов перешел в богословский класс Архангельской семинарии и одновременно стал учителем французского языка в низших классах. В 1811 году он завершил свое семинарское образование. 25 января 1812 года по инициативе епископа Парфения Матвей Семенов был определен учителем греческого языка и всеобщей истории в Архангельское уездное училище. Одновременно он исполнял обязанности иподиакона при архиерейских служениях. С ноября 1814 года ему было поручено также преподавать священную историю, географию и катехизис. 26 сентября 1813 года, в дополнение к учительской должности, он был определен инспектором Архангельских училищ. 14 июля 1816 года Матвей Семенов был перемещен на должность профессора греческого и французского языков в Архангельскую семинарию. Находясь постоянно при владыке Парфении, он должен был говорить при многочисленном стечении паствы проповеди своего сочинения, в чем достиг совершенства. 24 сентября 1817 года на Матвея Семенова была возложена хлопотная должность эконома семинарии, а 29 июня 1819 года он определен секретарем Библейского общества. Все свои должности он исполнял “с неутомимою деятельностию, полною отчетливостию и с совершенным усердием”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

СОН, СНОВИДЕНИЯ 1. Сон для удовлетворения потребностей И относительно сна лучше вам так действовать: когда не станет сил, лечь и заснуть, не в угоду плоти, а в удовлетворение потребности, чтоб потом бодрее действовать (1, с. 7). 2. Сознание вездеприсутствия Божия прогоняет сон Бог везде есть. Если живо сознать сие, то сну не будет места, как нельзя ему быть: «Царь стоит пред глазами (1, с. 10). 3. Сон прогоняется, когда молитва Иисусова внедряется в сердце В книгах пишется, что когда молитва Иисусова возьмет силу и внедрится в сердце, тогда она придает бодренности и сон прогоняет. Попробуйте этот рецепт (1, с. 9–10). 4. Утешительный сон А что видевший сон сей принят в дом Божий – это очевидно. Если бы не был принят, то от ворот бы отогнали слуги. И так милость Божия сретает вас и обнимает. Извольте благодушно стоять в истине и по ее указанию простираться вперед... Что сказала вам Матерь Божия, это верх утешения и воодушевления. Она ведь Мать всех нас, христиан. И как Господу, за нас умершему, мы все дороги, так и Ей. Вращайте почаще в уме сии утешительные извещения свыше (1, с. 152). 5. Сон о преосвященном Игнатии (Брянчанинове) Сон о преосвящ. Игнатии – мудреный. Что Преосвящ. угодил Богу, в этом нет сомнения. Но сон-то сей от Бога ли? Лукавый может привиться сюда. Особенно то сомнительно, что советует сочинения свои читать, а там ложь есть. Спириты письмо от него пустили в ход. И это недобре. У спиритов бесенята действуют. Недаром рекомендуют они писания сии (2, с. 54). 6. Истолкование сна Ваш сон! Принимаю осанку Псомисофаниха и толкую. Пчелы – добрые мысли... Мальчишки – бесенята, покушающиеся разогнать их. Стража – внимание. Только пальчиком грозить мало. Надо построже припугнуть, призыванием имени Господа (3, с. 41). 7. Отзыв святителя на замечательный сон адресатки Сон ваш, точно, очень хорош. Это ваш Ангел Хранитель что-то сказал. Только не знаю, как это ему вздумалось взять мою образину? Ведь они видят не наружу, а нутро (3, с. 85). 8. Снам лучше не верить В письме великопостном вы спрашиваете: можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство – молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Дурные мысли тотчас начнут ослабевать и уйдут (3, с. 116). 9. Благодатные сны и внушения должно считать понуждением к усовершенствованию

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

1864 г. 3-го ч. утром возвратился я в Москву и дал отчет владыке о своей поездке в Лавру. 20-го ч. писал мне ректор М. академии, прот. А. В. Горский: «Приношу вам усерднейшую благодарность за приглашение к участию в вашем церковном торжестве душевно рад воспользоваться вашею благосклонностью. Я предполагал выехать отсюда в воскресенье теперь постараюсь все дела окончить к полудню завтрашнего дня и отправиться c часовым поездом. Правда, я не получил еще разрешения от святителя ехать в Москву, но, имея обязанности явиться к празднику c проповедью, должен бы был отправиться, если бы и не пришло в свое время разрешение. Думаю, что yckopehieм приезда не погрешу против святителя. В ожидании завтра принять благословение ваше лично c душевным уважением и преданностью остаюсь»… В 1864-м г. моя жизнь и мои служебные занятия шли прежним заведенным уже порядком. Не изменялись и не прекращались с родными и знакомыми и мои частные отношения. Так, 8-го янв. получил я от наместника Троицкой Лавры, архим. Антония, благодарственное письмо следующего содержания: «Чрез отца Игнатия 125 я получил драгоценный от вас дар – «Указатель Московской патриаршей ризницы». Приношу глубочайшую мою вашему преосвященность благодарность, и радуюсь, что труд ваш, с помощью Божиею, выполнился великолепно. Текст и рисунки – одно другому соответствуют, и обои весьма интересны. Сердечно благодарю вас». Таким образом y меня снова началась щедрая раздача моего нового археологического издания. Как, сам я всего более любил и люблю книжные подарки, так и других всегда ущедрял и ущедряю ими, если только есть у меня лишний экземпляр какой-бы то ни было книги. В тот-же день, как получил я от o. наместника благодарственное письмо за книгу, я послал экземпляр своего указателя преосвященному Феофану 126 , епископу владимирскому, при следующем письме: «Приятным долгом поставляю препроводить при сем к вашему преосвященству экземпляр мною составленного и вновь изданного указателя м. патр. ризницы. Приложенные при этой книге снимки с замечательнейших вещей ризницы напомнят вашему преосвященству о том, что некогда вы видели в действительности. Благоволите принять от меня это малое приношение, как дань моего глубокого уважения к вашему преосвященству. С тех пор, как имел я удовольствие видеться и лично познакомиться с вашим преосвященством, я сохранил и сохраняю о вас самое приятное воспоминание. Настоящее же ваше назначение возбуждает во мне еще большую приязнь к вашему преосвященству, как архипастырю той паствы, к которой я принадлежу и по рождению и по первоначальному служению в сане священническом. Даруй Бог чтобы и Владимирская паства потщилась заслужить от вашего преосвященства такую-же любовь с какою вы оставили Тамбовскую».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1880 г. P.S. М. Н. Катков известил меня, что письма Владыки нашего из Ярославля 200 , уже окончены печатанием, и что это издание обращено в мою пользу. Я думаю, что бесполезно будет присылать в Тверь для продажи; там мало людей, знавших незабвенного автора писем». На письмо это отвечал я от 8-го числа: «Приветствую Вас с новым летом благости Господней и с добрым началом Вашего нового жития в иноческой обители. Да благословит Господь Своим пренебесным вседейственным благословением это благое начало Вашего жития и да благопоспешит Вам Своею благодатью на новом предприемлемом Вами поприще духовного делания! Я верю, что дух блаженно-почившего братца Вашего радуется о Вас и благословляет вашу мысль и Ваше благочестивое намерение посвятить себя иноческой жизни. И я уверен что Ваше пребывание в обители будет не только спасительно для Вас для Вашей души, но и благотворно для настоятельницы с сестрами. Пример вашей жизни будет назидателен, для многих». В тот же день т. е. 1-го числа, писал я в Кострому преосвященному Игнатию: «Примите мое братское усердное приветствие с наступлением нового лета Благости Господней. Да благословит Господь в грядущем лете новым успехом все благие намерения и предприятия ваши на пользу духовной паствы вашей. Привыкши получать от Вашего Преосвященства частые известия и скорые отзывы на мои письма, между тем, не получая довольно долго от вас писем, я прихожу в недоумение и не знаю, чем объяснить ваше молчание. Здоровы ли и благополучны ли Вы? – Если можно, не замедлите известить меня о себе. Что до меня, то я, по милости Господней, пока жив, хотя и начинаю уже чувствовать некоторое ослабление в зрении. Впрочем этого и нужно было ожидать судя по неумеренности в чтении особенно письменных хартий и бумаг как официальных, так и неофициальных. Вследствие сего, в настоящую пору, я по необходимости должен, по настойчивому требованию врача умерить свою ревность. Должен посему ограничить сими краткими строками и настоящее послание мое». 10-го ч. получено мною было два письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010