Содержание I. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (III, 1–9) II. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (IV, 7–15) III. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (IV, 7. 16–20; V. 1–7) IV. Паримия из книги Премудрости Соломоной (V, 15–24; VI, 1–3) V. Паримия из книги Премудрости Соломоновой VI. Паримия из книги Премудрости Соломоновой     Книга Премудрости Соломоновой принадлежит к числу учительных по содержанию книг Ветхозаветного писания, и почитается неканоническою, как не Боговдохновенная. Не только в надписании книга носит имя Соломона, но и в тексте книги, хотя Соломон не назван по имени, повторяются речи его о премудрости и о богатстве, с нею ему дарованном (VII, 7. 8. 11), те же самые, какие Соломон действительно говорил (3 Царств., III). Но это не значит, что Соломон есть писатель книги, носящей его имя, иначе она сохранилась бы на Еврейском языке и в каноне Еврейских книг на ряду с другими книгами Соломона. Влагая в уста Соломона свои мысли, писатель книги хотел только внушить читателю, что эти мысли вполне согласны с учением премудрого царя 1 . Книга Премудрости первоначально написана на Греческом языке. Писатель ее, полагают, был Иудей, живший вне Палестины, именно в Александрии, и усвоивший Греческий язык и Греческую образованность. Время его жизни и написания книги совпадает с временем гонения Иудеев от языческих властей, изображаемого в книге (I-II). По мнению одних, автор книги имеет в виду гонение, воздвигнутое Птоломеем Филопатором (221–204 г.), который приказал Евреям кланяться идолам и ослушников лишать прав гражданских, и однажды хотел затоптать их слонами (3 Макк. V), что однако не удалось сделать; по мнению других, в книге имеется в виду гонение Сирийского царя Антиоха Епифана. Содержанием книг служит проповедь об истинной мудрости, состоящей в истинном Боговедении и благочестии, и обличение языческого нечестия и идолопоклонства, ничего не имеющего общего с истинною мудростью. Во имя истинной мудрости проповедник ее увещевает властителей земли творить суд и правду и не допускать преследования ревнителей истинного Богопочтения и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Скачать epub pdf 18.10 Служба преподобноисповеднику Гавриилу, архимандриту Мелекесскому Текст службы утвержден к общецерковному богослужебному употреблению на заседании Священного Синода 29 декабря 2022 года (журнал 130). Месяца октября в 18-й день преподобноисповедника Гавриила, архимандрита Мелекесскаго На велицей вечерни Блажен муж: 1-й антифон. На Г осподи, воззвах: стихиры на 8, глас 6: Духа Святаго благодать/в тебе излияся, отче Гаврииле,/темже пастырь добрый/Церкве Христовы явился еси/и, за истину пострадав,/душу твою за овцы своя положил еси. Добродетелей деланием/новое зерцало благодати быв,/светом Солнца мысленнаго возсиял еси/и мглу человеческих согрешений разсеял еси,/сего ради отче Гаврииле, молитвами твоими/и нас света невечерняго сподоби. Яко светильник веры неугасимый,/истину Христову свидетельствовал еси,/отче Гаврииле,/и, вся доблестне претерпев,/благодать Святаго Духа стяжал еси;/испроси и нам от Христа мир и велию милость. Исповедниче твердый/и подвижниче изрядный,/преподобне отче Гаврииле,/житием твоим Христу последуя,/во дворех Бога Вышняго вселился еси,/и ныне, предстоя Престолу Царя Небеснаго,/моли спастися душам нашим. Слава, глас тойже: Восхвалим, вернии, по долгу/преподобноисповедника Гавриила,/той бо, многая страдания мужественне претерпевая,/советы безбожных разорил еси/и, от славы постническия в славу исповедническую восходя,/блаженства вечнаго достигл еси,/идеже с новомученики и исповедники Церкве Русския/прославляет Отца и Сына и Святаго Духа,/Троицу Единосущную и Нераздельную. И ныне, Богородичен: К то Тебе не ублажит, Пресвятая Дево: Вход. Прокимен дне. И чтения три. Премудрости Соломоновы (гл. 3, ст. 1–9): П раведных души в руце Божией: Премудрости Соломоновы (гл. 5, ст. 15–24): П раведницы во веки живут: Премудрости Соломоновы (гл. 4, ст. 7–15): П раведник, аще постигнет скончатися: На литии стихира храма и святаго стихиры, глас 1. Подобен: Н ебесных чинов радование: Владыки Христа стопам последуя,/светом Божественным просветился еси/и, видении премирными возвышаяся,/нощь житейскую без преткновения прешел еси./Темже Господь наследника тя Царствия показа/и сожителя со всеми святыми,/еже улучити и нам, отче, молися,/совершающим любовию память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 8 Учительная деятельность Божественной Премудрости: Премудрость Божия своею проповедью призывает всех, привлекая к себе богатством даров своих. 22–31. Миротворческая деятельность Премудрости Божественной. 32–36. Увещание к следованию... Притч.8:1 .  Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Притч.8:2 .  Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; Притч.8:3 .  она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: Еще прежде, в начале книги Притч.1:20–21 след., Премудрый вводил в речь свою проповедь Премудрости от собственного ее лица, а в Притч.3:19–20 упомянул об участии Премудрости в творении мира и промышлении. Теперь он делает то же значительно подробнее: почти целых две главы, Притч.8–9 , посвящены раскрытию учения самой Премудрости о себе самой, о достоинстве – Божеском или Божественной природе Премудрости, о миротворческой, миропромыслительной и мироспасающей деятельности, о высочайших свойствах и богатейших дарах ее, о значении для человечества и т. д. Священный писатель как бы намеренно в предыдущих Главах ( Притч.4–7 ) сгруппировал и исчерпал все возможные виды и случаи соблазнов на пути благочестивой и мудрой жизни, чтобы здесь, в гл. Притч.8–9 , цельнее изобразить положительным образом истинную мудрость по учению самой же Ипостасной Премудрости. При этом, естественно, отсутствует всякое упоминание о том, что это учение дошло до Премудрого по преданию от предков (как в Npumч.IV:3–4 и дал.). Даваемая чтением ст. 1 LXX и слав. форма обращения к слушателю: σ τν σοφαν κηρξεις, να φρνησις σοι υπακοση, сыне, " премудрость проповеждь, да разум послушает тебе», менее удобоприемлема, чем по чтению евр. масор. Вульг. и русск.: проповедующею выступает сама Премудрость Божия. Подобно всем проповедникам вещаний Божиих – пророкам, апостолам Премудрость проповедует во всех местах общественных собраний, равно вообще всюду, где только можно встретить слушателей: на возвышенностях, на дорогах, распутиях и перекрестках, при входе в город – у городских ворот, на улицах и при входе в дома (ст. 2–3). Как бы ни были шумны подобные народные собрания, но и среди сутолоки и шума празднословящих и спорящих людей, раздаются, подобно некоторому гимну, поучительные и назидательные речи из уст ревнителей и вестников Божественной мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Учение св. Апостола Павла и книги Премудрости Соломоновой о происхождении и характере язычества Источник С общими замечаниями о взаимоотношениях св. Павла и псевдо-Соломона Заявление о зависимости св. Павла от псевдо-Соломона по вопросу о язычестве и их шаткость. Взаимная самостоятельность обоих авторов, поскольку они изображают фактическую действительность. Разность освещения и истолкования последней, в целом и в частностях, у Апостола и в неканонической книге. Верность благовестника своему принципиальному воззрению, не изменявшемуся в существенном от посторонних влияний Выводы из всего предшествующего и предуказания для дальнейшего «сравнительного» обозрения «Евангелия» апостольского. Сближая св. Павла с псевдо-Соломоном, находили у первого доктрину предопределения, покрывающего неизбежностью всякие «роковые» ненормальности частных личностей и целых масс. Но эти толкования ошибочны. Предестинации индивидуальной у апостола не проповедуется и не допускается 1 , а без нее для каждого человека неизбежна личная ответственность за всякие религиозные уклонения. Этим убеждением типически характеризуется и апостольский взгляд на благоотпадение язычества, где тоже подмечают генетическую связь благовестника с эллинистическими концепциями псевдо-Соломона. Здесь опять усматривается солидарность между критиками и католическими поборниками библейских «апокрифов». Если первые говорят, что Апостол знал книгу Премудрости 2 и притом бесспорно 3 , то и вторые утверждают «несомненность» этого факта 4 . Во всяком случае, известность неканонического документа св. Павлу допускается многими с достаточной решительностью 5 в смысле предварения 6 . Высказывают, будто христианский писатель усердно пользовался иудейским автором 7 и находится в зависимости от него 8 , имея в нем свой источник 9 . Но труд псевдо-Соломона сводится к эллинистическим влияниям, и отсюда неудивительно толкование , якобы в анализируемых апостольских текстах иногда (напр., в Рим.1:22 ) разумеются греческие и специально досократовские воззрения 10 вместе с досократовской космологией 11 , причем учение ( Рим.2:14 ) о самозаконности язычников разными последствиями сближается с Аристотелем 12 . В конце концов выходит, что благовестник, копируя свой оригинал, преувеличил дело и придал особую мрачность вопреки светлым откровениям Спасителя 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Учение св. Апостола Павла о предопределении по сравнению с воззрениями книги Премудрости Соломоновой Источник Сближение Апостола с псевдо-Соломоном касательно предопределения. Преувеличенность толкований этого пункта в неканонической книге, где проповедуется собственно доктрина «избрания» Израиля. Попытки устранить у св. Павла исторически-космический предестинатизм и его существенный смысл в ограждении абсолютного верховенства Бога, который выполняет в мире свои планы при соучастии свободы человеческой, для этого предназначенной, но независимо от её уклонений и даже вопреки упорству непокорной или злой воли. Отсюда: ответственность грешных и вменяемость для избранных, особо выдвигаемых ради целей божественного промысла. Частые параллели. Особенность апостольского морального учения полагается в том, что вопреки первохристианскому воззрению в нем и обычная христианская жизнь мотивируется в Духе, соответственно чему, якобы, изменяется само понятие о Христе. Точные данные не оправдывают столь крайних выводов и мы, разобрав их, в итоге находим, что апостольская этика нимало не намекает на изменение в христологии с применением пневматизма и вовсе не отсылает к идее слияния Господа с Духом. Неудивительно, что вопреки всем сближениям этого фактически не обретается. Поэтому духовность Искупителя остаётся прежнею и совсем не внушает, будто св. Павел старался преодолеть препятствия своего эллинистического пренебрежения к материальности, которая дозволяла лишь пневматическое содействие и восприятие. За отпадением подобных наслоений благовестник опять избавляется от подозрений в дуалистическом радикализме, а без него в человеческой природе не будет элементов, фатально уславливающих судьбу людей. Личность оказывалась свободною и естественно, что её будущее слагается не без её собственного соучастия. Такими наблюдениями уже наперед выясняется доктрина предопределения, которая выдвигается при генетическом рассмотрении апостольской истины с логической принудительности, как и оценка её не менее неизбежна. Всё это легко постигнуть по самым простым соображениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Появление неканонических книг Ветхого Завета; отношение к ним палестинских и александрийских иудеев; положение их в христианской церкви до реформации; положение их в различных христианских обществах после реформации. Еврейская священная Письменность, достигшая своего цветущего состояния до плена вавилонского, начинает блекнуть после плена, и с последним пророком Малахиею совсем прекращается. Но не смотря на тяжелую участь иудеев после плена, литературные стремления их не могли вдруг прекратиться; новые отношения их после плена к новому обществу заставляли говорить о новом, чего не говорили пророки и другие посредники Откровения, и вот явился целый ряд произведений исторического и догматического характера. Сюда принадлежат так называемые у нас неканонические 1 книги: Товита, Иудифь, Премудрости (Соломоновой), Премудрости Иисуса сына Сирахова, 2-я и 3-я вн. Ездры, 1, 2 и 3 книги Маккавейске и книга пр. Варуха; сюда же относятся некоторые прибавления к книгам каноническим, сделанные в греческом переводе: молитва Манасии – в конце 2-й кн. Паралипоменона, места в книге Есфирь, не означенныя счетом стихов в греческих кодексах и переводах славянских, песнь трех отроков в книге пр. Даниила, история Сусанны в 13-й гл., о Виле и змие в 14-й гл. той же книги 2 . Как иудеи по своему направлению и языку разделялись на палестинских и александрийских, так и неканонические книги различаютея по своему языку: одни из них первоначально были написаны на еврейском языке (2-я кн. Ездры, исключая 3 и 4 гл. Премудрости И. сына Сирахова, 1 Маккав., кн. Варуха, исключая III, 9 – V гл., Иудивь и Товит); другие (Премудрости Соломона, 2 и 3 Маккавейские), а равно и прибавления к неканоническим книгам написаны на греческом. Из писателей неканонических книг известен только Иисус сын Сирахов, который окончил свою книгу не позже 180-го года перед рожд. Хр.; некоторые возводят время написания этой книги к половине 3-го века, смотря по тому, как понимают слова переводчика книги: „в 38-й год царствования Евергета“. Это – древнейшая из неканонических книг. Время происхождения остальных определить с точностью нет возможности; можно только указать границу – не далее 2-го столетия до рожд. Хр. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее; она даже упреждает желающих познать ее. С раннего утра ищущий ее не утомится; ибо найдет ее сидящей у дверей своих. Помышлять о ней есть уже совершенство разума и бодрствующий ради ее скоро освободится от забот: ибо она сама обходит и ищет достойных ее, и благосклонно является им на путях, при всякой мысли встречается с ними. Начало ее есть искреннейшее желание учения, а забота об учении, – любовь, любовь же, – хранение законов ее, а наблюдение законов, – залог бессмертия, а бессмертие приближает к Богу: поэтому желание премудрости возводит к царству ( Прем.6:12–20 ). Так говорит премудрый Соломон, о котором сказано в Писании, что «дал Бог ему мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломонова выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян. Он был мудрее всех людей» ( 3Цар.4:29–31 ). Из приведенных слов Соломона ясно, что первый шаг на пути к обретению знания и мудрости состоит в искреннейшем желании учения, в сильнейшем стремлении к знанию, в усердном искании мудрости. Побуждения к такому стремлению и исканию, указываемые в Священном Писании , сколько велики и важны, столько же многочисленны и разнообразны. Знание, мудрость уже сами по себе, помимо их практического значения для жизни человеческой, в высшей степени достойны того, чтобы мы любили их и стремились к ним всеми силами своей души. Тот же ветхозаветный мудрец в следующих чертах изображает величие мудрости и знания. «Я молился и дарован мне разум, я взывал и сошел на меня дух премудрости. Я предпочел ее скипетрам и престолам, и богатство почитал за ничто в сравнении с ней; драгоценного камня я не сравнил с ней, потому что пред ней все золото, – ничтожный песок, а серебро, – грязь в сравнении с ней. Я полюбил ее более здоровья и красоты, и избрал ее предпочтительно пред светом, ибо свет ее не угасим. Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба. Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу. Если богатство есть вожделенное приобретение в жизни, то, что богаче премудрости, которая все делает? Если же благоразумие делает многое, то какой художник лучше ее? Если кто любит праведность, – плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни. Если кто желает большой опытности, мудрость знает давно прошедшее и угадывает будущее; знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса, и последствия лет и времен» ( Прем.7:7–10 ; Прем.7:29–30 ; Прем.8:5–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31     Книга Притчей Соломоновых в еврейской Библии помещается в третьей части библейского канона среди так называемых кетубим или агиографов и в ряду их занимает второе место – после книги псалмов и пред книгой Иова. Еврейское название книги Притчей: Мишле-Шеломо или обычнее просто Мишле как и греческое LXX-mu: Παροιμιαι Σαλωμντοσ, и латинское Вульг.: Parabolae Salomonis или liber prorerbiorum и под. указывают на преобладающую форму изложения этой священной книги, содержание которой составляют именно притчи, т. е. в большинстве случаев отрывочные, афористические, иногда же связные, в последовательном порядке (обнимающем целые отделы) изложенные изречения, в которых предлагаются то умозрительные истины – главным образом религиозного свойства напр. о Боге, Его свойствах, Его мироуправлении, о Божественной (Ипостасной) Премудрости и проч., то – чаще всего – разнообразные правила практической мудрости, благоразумия и благоповедения в жизни религиозно-нравственной, общественной, семейной, трудовой, хозяйственной и т. д., то – иногда – опытные наблюдения над ходом жизни, дел и судеб человека и мира; словом «притчи» обнимают или захватывают всю совокупность вопросов знания и жизни представлявшихся наблюдению и размышлению древнего еврея – теократа, в своем духовном складе определявшегося законом Моисеевым и своеобразным характером древнееврейской ветхозаветной истории. Основное значение еврейского машал: «сравнение», «подобие», т. е. речь не с буквальным только смыслом, но и с переносным, речь, в которой явление, например, нравственного миропорядка уясняется через сравнение с явлением мира физического (ср. Иез 17.2, 24.3 ; Притч 25.11 ). Сравнение при этом принимает неодинаковые формы, откуда и получаются различные виды притчей: 1) притчи синонимические; вторая половина стиха повторяет мысль первой, только в несколько другой форме ( Притч 11.15, 15.23 и др.); 2) антитетические, в них второе полустишие выражает обратную сторону данной в первой строке истины, или прямую противоположность ее ( Притч 10.1, 4, 18:14 );

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава I. Иосиф Флавий (Antiqu. VIII. 2, 5), называя царя Соломона философствующим, дает повод считать книгу Притчей, как главное произведение богопросвещенной мудрости Соломона, философией. Хотя название философских книг может быть приложимо и к некоторым другим библейским книгам, каковы книга Иова и Екклесиаст, но так как последние касаются только отдельных вопросов, а книга Притчей обнимает всю совокупность вопросов, представлявшихся наблюдению древнего мира, то ее мы можем по преимуществу назвать системой священной философии, разумея под системо не логическое развитие философских материй, а только всеобщность и всесторонность мировоззрения. Внутреннее обозрение книги Притчей или рассмотрение ее содержания трудно сделать обыкновенным способом, в порядке глав и стихов книги, так как между собранными здесь изречениями часто нет логической связи. Гораздо удобнее представить ее содержание путем отвлечения или упорядоченного изложения того что, по обычаю древнего времени, изложено здесь в виде смешенных отрывков и афоризмов, тем более что эти отрывки и афоризмы везде проникнуты одним и тем же общим духом, так что в каждом стихе нашей книги, как он ни кажется малообъемлющим, дана частица одной и той же вечной истины. Священная философия книги Притчей разделяется на: 1) теоретическую часть или рассуждения о свойствах человека и его отношении к Богу; 2) практические правила жизни и деятельности. 1 . Для того чтобы в мире человеческом возможен был порядок, необходимо откровение свыше, потому что без пророческого, сдерживающего и направляющего слова человек, по своей свободе, был бы самою необузданною тварью и не было бы никакой опоры благочестивым; только божественное откровение делает возможным на земле благополучие ( Притч.29:18, 30:5 ). Хотя эти мысли об откровении высказаны уже в конце книги Притчей, но они предполагаются и выше, во всех частях книги. Уже первые слова книги Притчей: начало премудрости – страх Иеговы( Притч.1:7 ) нужно понимать об откровении, потому что выражение страх Иеговы есть один из синонимов откровения или слова Божия ( Псал.18:8–10 ) и даже в самой книге Притчей LXX выражение страх Иеговы переводится: слово Господне ( Λγον το Κυρου, 1, 29 ватик. код.). Таким образом все учение книги Притчей есть слово Иеговы или закон Иеговы. Оно исходит от лица вечной премудрости, сотворившей мир ( Притч.8:27–30 ) и еще до творения бывшей у Бога ( Притч.8:22–26 ), подающей св. Духа принимающим ее ( Притч.1:23 ), выслушивающей молитвы просящих ( Притч.1:28 ), словом личной божественной Премудрости 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Положение и значение этого пункта у псевдо-Соломона совершенно понятны при критических истолкованиях рассматриваемой книги. В ней якобы проповедуется полное бессилие личности в боговедении и соответственно делании по причине возобладания материальности, которая окончательно подавляет дух, будучи исконно несовместимою с ним по природе. Но – с другой стороны – иудейский писатель всецело принимал откровение божественное и видел в нем точное обнаружение воли Всевышнего, достаточное для познания, – наряду с обязательностью и доступностью исполнения. Между философскими предпосылками и теологическими данными получалась тяжелая коллизия. Для устранения ее приходилось допустить присутстите вышемирной энергии, которая более или менее неотлучно живет в избранных «сынах Божиих» (среди народа израильского) и «спасает» от натуралистического убожества. Так в неканоническом документе естественно явилось понятие о «премудрости», художнице космоса и просветительнице людей. Эта идея не была новостью для библейского вероучения, но она выдвигалась по особым доктринально-теоретическим требованиям и при удовлетворении их необходимо должна была приобретать аналогичную окраску. Отсюда необходимо, что при детальной обрисовке вся концепция утрачивает свою традиционную богословскую самобытность и растворяется в философских стихиях. Подмечают, что в характеристике «софии» сливаются черты платоновские и стоические 2 , а другие присоединяют и влияние Гераклита 3 . По смыслу зависимости св. Павла от псевдо-Соломона, все это переходит на благовестника и – хотя бы косвенно – сказывается в его христологии 4 . Этим самым последняя значительно отрешается от своей обычной почвы в проповеди Господа Избавителя и исповедании первенствующей Церкви, но зато сохраняется непрерывность в догматическом развитии Апостола, который, не порывая связей с иудейскими стихиями, находит в них опору и материалы для дальнейших построений 5 . Через неканоническую книгу опять проникают эллинистические элементы, вызывающие коренное преобразование в христологических воззрениях при комбинации их с суждениями о Духе. По всему ясно, что эти оригинальные прибавки помогали движению вперед и, служа будущему, непременно должны были торжествовать над старыми запасами, подавлять и вытеснять их безвозвратно. Процесс этот был принципиально неизбежен и сопровождался отпадением еврейско-иудейских и библейских ресурсов апостольского «Евангелия». Посему «вера созданной Павлом языческой церкви изначально была ничем другим, как христианизированным эллинизмом, а этот является прямым развитием дохристианского эллинизма, который через Павлово возвещение о Христе получил исторические основы для формирования (церковного) общества и свое освобождение от оков национально-иудейского позитивизма» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010