Патриарх Иов не был человеком собственной инициативы, собственных идей и планов. Он был традиционалист и консерватор, но определенно в духе и в перспективах творческого консерватора митр. Макария. Иов исповедывал идеологию «Москва — III Рим». Он высказал ее и в «Своем Завещании» и в «Повести о царе Феодоре Ивановиче». Патр. Иов активно продолжал поэтому идти по стопам митр. Макария, умножая славу русской церкви путем канонизации новых русских святых. В 1588 г. он канонизировал Василия Блаженного. В 1591 г. провел всероссийское празднование лишь местно чтимого Иосифа Волоколамского. В 1595 г. вместе с открытием мощей прославлены казанские святители Гурий и Варсонофий, а мощи святителя Германа перенесены ради миссионерских целей на другую сторону Волги в Свияжск. Мощи митр. Фuлunna II из Тверского Отроч-монастыря в 1591 г. перенесены в Соловки, и установлено ему местное празднование. В 1598 г. в Новгороде открыты мощи вместе с канонизацией преп. Антония Римлянина. В 1600 г. прославлен пр. еп. Корнилий Комельский. Местное прославление установлено князю Даниилу Московскому, основателю Данилова монастыря, и князю Роману Владимировичу Углицкому. Возвышение титулов архиерейских кафедр произведено было в связи с самым учреждением патриаршества. После украшения титулом митрополий Новгорода и Ростова теперь признаны митрополиями кафедры Казанская и Крутицкая (прежняя Сарско-Подонская). Архиепископиями наименованы кафедры: Вологодская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Смоленская. Нижегородскую кафедру временно занимал до 1593 г., со свойственным уже ему титулом «архиепископа», Арсений Элассонский, пока он не вернулся в Грецию вместе с греческим митрополитом Дионисием в 1593 г. В Астрахани открыта епископия в 1602 г. Из проектированных при учреждении патриаршества еще 8-ми епископий открыты в 1589 г. только две: Псковская и Корельская. С трудом преодолевалась исконно-русская тенденция малочисленности архиерейских кафедр. В связи с расширением колонизационного и государственного влияния русского элемента на обширных пространствах северо-востока России шло и заметное усиление вообще никогда не прекращавшегося миссионерского насаждения и укрепления православия. Приморско-прибалтийские окраины новгородской области, подвергавшиеся в эту эпоху усиленным нашествиям и оккупациям со стороны Швеции, были поручены специальному обслуживанию Корельской епископии, подвижный центр которой базировался на Олонецкий край. Там не только охранялось существующее православное население, но продолжалось и крещение карелов и финнов. По выспренному выражению патр. Иова, «капища эллинские сокрушались».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни, в таинственных долинах, Весной при кликах лебединых Близ вод, сиявших в тишине, Являться Муза стала мне. Часто после вечерних классов он убегал из Лицея пировать в кругу офицеров гусарского полка, стоявшего в то время в Царском Селе. Здесь он подружился с «лихим повесой» гусаром Кавериным и с блестяще образованным и глубокомысленным Чаадаевым. Гвардия, недавно возвратившаяся из заграничных походов, была охвачена «свободолюбивыми мечтами». Многие из близких приятелей Пушкина вошли потом в тайные общества и участвовали в декабрьском восстании. Если бы поэт не был сослан в село Михайловское, он, вероятно, разделил бы горькую участь своих друзей декабристов. Почти все лицеисты писали стихи, выписывали русские и иностранные журналы, издавали «Сарско- Сельскую лицейскую газету» и «Императорского Сарского–Сельского лицея вестник». С Пушкиным соперничали поэты Дельвиг, Илличевский, Кюхельбекер. Но вскоре его первенство было всеми признано. Уже в 1815 году Дельвиг восторженно приветсТвовал его как «лебедя цветущей Авзонии» и восклицал: Пушкин! Он и в лесах не укроется, Лира выдаст его громким пением. Слава досталась Пушкину без борьбы и усилий: он как будто родился венчанным царем поэзии. «Лицейские стихотворения» — скорее упражнения стихотворца, чем произведения поэта. С изумительной легкостью Пушкин овладевает «поэтическим ремеслом», испытывает свои силы во всех лирических жанрах. Он учится стихотворной технике, ритму, построению строф. В потоке юношеских стихов мелькают и величавые оды в стиле Державина, и подражания суровому шотландскому барду Оссиану, и игривые, сладострастные пасторали в стиле Парни и Вольтера, и анакреонтические гимны любви и вину, и разгульные застольные песни, и дружеские послания, и интимные стихотворные письма, и томные, унылые элегии, в которых 16–летний поэт говорит о своем «увядшем сердце», «потухших глазах», об «унылой мрачной любви», об отлетающей юности. Но «безумие страстей» Пушкин переживал еще в одном воображении: скромные студенческие попойки превращались в поэзии в роскошные Лукулловы пиршества, в торжественные жертвоприношения Вакху и Киприде; любовные проказы — в оргии огненных страстей; скука жизнерадостного юноши, жаждущего вырваться на свободу из закрытого учебного заведения, — в романтическую тоску разочарованного мечтателя. Пушкин жаловался: «Целый год еще Плюсов, минусов, прав, налогов, высокого, прекрасного! Целый год еще дремать перед кафедрой. Это ужасно». Наконец наступил день освобождения: в 1817 году поэт покинул «царьскосельские тени» и тесный круг веселых друзей. Началась вольная, бурная жизнь, и он отдался ей со всем бешенством своей африканской натуры. Но Лицея он не забыл: бывшие воспитанники каждый год праздновали 19 октября — лицейскую годовщину, и поэт посвящал ей вдохновенные стихи:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=888...

17 февр. 1922 г. благочинный 3-го отд-ния Замоскворецкого сорока прот. сщмч. Александр Заозерский сообщил архиеп. Никандру о подготовке проекта разделения Москвы на 5 или 6 районов с епископами во главе, которые бы имели титулы по названиям своих районов. Как говорится в сообщении благочинного, «возглавляемые и объединенные митрополитом Крутицким, эти епископы составили бы таким образом малый собор Московской Церкви, который и руководил бы всею церковною жизнью Москвы» (ЦГИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 109. Л. 68). Для разработки проекта была образована комиссия из представителей московского духовенства под рук. хиротонисанного в авг. 1921 г. Звенигородского еп. сщмч. Николая (Добронравова) и при участии сщмч. Илии Громогласова , был разработан проект инструкции с определением отношений районных епископов к епархиальной власти. Из-за ареста еп. Николая работа комиссии остановилась. При архиеп. Никандре было учреждено Московское благочиние единоверческих церквей, которое возглавил прот. Гавриил Васютин. В связи с изменившимся административно-территориальным делением из Рязанской епархии в Московскую епархию 8 авг. 1923 г. перешел Егорьевский у. (см. соответствующее прошение Егорьевского городского благочинного прот. Николая Светлова - РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 50). Наиболее деятельным архиереем в Московском епархиальном совете был сщмч. Петр (Полянский) , являвшийся также настоятелем московского во имя свт. Иоанна Златоуста мужского монастыря . Вероятно, ему готовилась должность заместителя патриаршего наместника, чем и объясняется указ патриарха Тихона от 28 сент. 1923 г. о возведении Подольского еп. Петра в сан архиепископа Подонского и Подольского (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 130) и о назначении его членом ВЦУ (имеется в виду учрежденный в авг. 1923 при патриархе временный Синод из 3 архиереев). Титулатура владыки Петра частично повторяла титул Сарско-Подонских архиереев, что могло означать создание новой титулярной архиепископии патриаршего наместника наряду с К. к., при этом о разделении Московской епархии речь не шла.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

1722 г. В 1723 г. в ведение архиеп. Леонида поступила Московская канцелярия синодального правления, которая уже 27 июля 1726 г. была упразднена с передачей большей части функций в Московскую дикастерию. 29 мая 1737 г. сгорели здание Крутицкого подворья, денежная казна и документы. В 1739 г. архиеп. Леонид организовал Крутицкую епархиальную семинарию при вяземском во имя св. Иоанна Предтечи монастыре (Вязьма с 1709 принадлежала Смоленской епархии, часть Вяземского у. осталась в составе Сарской архиепископии) на 30 учеников, на содержание которых собирали по копейке с каждого прихода Крутицкой епархии. В 1744 г. семинария была перенесена в Крутицкий архиерейский дом в Москве, в 1751 г.- в московский Покровский мон-рь (впосл. имела неофиц. наименование Покровская, мон-рь назывался училищным). Настоятели мон-ря являлись, как правило, ректорами семинарии. После восстановления в 1747 г. Московской епархии имп. Елизавета Петровна 20 марта 1748 г. постановила перевести Крутицкого архиеп. Платона (Малиновского) на Московскую кафедру. 14 апр. 1748 г. был издан указ о назначении Платона архиепископом Московским и Севским. Сарским и Подонским архиепископом стал свт. Иларион (Григорович), в 1748-1752, 1754-1759 гг. он являлся присутствующим членом Московской синодальной конторы. Манифест о секуляризации монастырских земель от 26 февр. 1764 г. привел к упразднению 16 мон-рей в Крутицкой епархии (10 мужских и 6 женских). Были преобразованы в приходские церкви муж. мон-ри: Мещовский Драгошанский Троицкий, Боровский Высоцкий Покровский, Успенский Гремячев, Рождества Пресв. Богородицы в с. Анастасове, Мосальский Боровенский Успенский, перемышльский Резванский Николаевский, ливенский Сергиевский, мценский Петропавловский, Серпейская Городеченская и белёвская Жабынская пустыни. Упразднены жен. мон-ри: боровский Рождественский, козельский Вознесенский, мещовский Афанасиевский, перемышльский Рождественский, лихвинский Афанасиевский и можайский Петровский. До 1764 г. архиереи в документах именовались и как Крутицкие, и как Сарско-Подонские, последний титул был официальным. Епархия фигурировала и как Крутицкая, и как Сарская, консистория официально именовалась только как Крутицкая, как и Крутицкий архиерейский дом, или архиерейское подворье. Имп. указом от 6 июля 1764 г. титул Сарского и Подонского еп. Амвросия (Зертис-Каменского) был заменен титулом «Крутицкий и Можайский».

http://pravenc.ru/text/2462071.html