13 июня менее чем за неделю до намеченной даты открытия Собора члены Синода вновь собрались на внеочередное заседание в Москве и, внимательным образом изучив сложившуюся ситуацию, приняли специальное заявление «О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви». В этом заявлении были подробно описаны события, происшедшие в предсоборном процессе с момента Собрания Предстоятелей в Шамбези в январе 2016 года, изложена аргументированная позиция Московского Патриархата, а также сообщается о решении Синода поддержать предложение вышеупомянутых Церквей о переносе Собора на время, «которое надлежит в дальнейшем установить по итогам общеправославного обсуждения и при непременном условии согласия Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей». Синод с глубоким сожалением признал невозможным участие в Соборе делегации Русской Церкви в том случае, если он все же будет созван в ранее намеченные сроки. Как известно, Собор на Крите, тем не менее, был проведен, в нем приняли участие десять из четырнадцати общепризнанных Поместных автокефальных Церквей (автокефальный статус Православной Церкви в Америке в настоящее время признан не всеми в православном мире). «Решение не участвовать в Соборе было непростым, но, убежден, единственно возможным в сложившейся ситуации, подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С самого начала многолетней подготовки Святой и Великий Собор мыслился как Собор всей Православной Церкви, как Собор, в котором примут участие представители всех общепризнанных Поместных Церквей, как Собор, призванный видимым образом явить миру единство Православия. Очевидно, что вследствие неучастия в Соборе на Крите целого ряда Церквей таковая задача осталась невыполненной. Принцип консенсуса всех участников предсоборного процесса с очевидностью был здесь нарушен». Кроме того, встает вопрос о том, как учитывались голоса даже тех, кто прибыл на Собор, отметил Его Святейшество. К примеру, документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», вызвавший более всего критических замечаний в Поместных Церквах, не подписали 17 из 24 архиереев-членов делегации Сербской Православной Церкви. Несмотря на это, документ официально считается принятым Собором на Крите, в том числе и братской Сербской Церковью. «Все это ставит вопрос не только о соблюдении всеправославно утвержденной процедуры на Критском Соборе, но и том, насколько принятые на нем документы действительно отражают подлинный консенсус, подлинное единомыслие в нашей православной семье», констатировал Предстоятель.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5073...

Главным событием торжеств в Москве стало совершение 24 июля, в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, которую вместе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершили прибывшие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, а также иерархи и духовенство Русской Православной Церкви. Посещение Святейшим Патриархом Кириллом и делегациями Поместных Церквей городов Киева и Минска осуществлялось на специальном поезде, в состав которого был включен вагон-храм с размещенным в нем Крестом святого апостола Андрея Первозванного. 27 июля в Киеве в рамках празднования 1025-летия Крещения Руси был совершен молебен на Владимирской горке у памятника святому равноапостольному князю Владимиру, Крестителю Руси, а 28 июля на Соборной площади Киево-Печерской Лавры была совершена праздничная Божественная литургия. В ходе встречи В.В.Путина с членами Святейшего Синода Украинской Православной Церкви иерархам Украинской Православной Церкви были вручены государственные награды Российской Федерации. Президент Украины В.Ф.Янукович на торжественном приеме вручил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, главам делегаций Поместных Православных Церквей и ряду иерархов Русской Православной Церкви из России государственные награды Украины. В Севастополе на территории заповедника «Херсонес Таврический» был освящен 13-тонный колокол «Крещение», отлитый к 1025-летию Крещения Руси. 29 июля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совместно с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей совершил Божественную литургию на Минском замчище, где в XI веке был основан первый храм города Минска. После богослужения на месте, где существовал этот храм, Святейшим Патриархом Кириллом, Предстоятелями и главами делегаций Поместных Православных Церквей была заложена памятная грамота в честь 1025-летия Крещения Руси. Затем Святейший Патриарх Кирилл вместе с высокими гостями возложил венок к обелиску на площади Победы, возведенному в честь воинов Советской армии и партизан, освобождавших Беларусь от захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3275890...

Имеются неурегулированные проблемы в Эстонии, где в 1996 году Константинопольский Патриархат создал параллельную юрисдикцию. Грузинская Церковь указала на целый ряд проблем, в том числе на проблему диптихов. Эта проблема связана с тем, что Грузинская Церковь, по нашему мнению и по мнению Грузинской Церкви, должна занимать шестое место в порядке следования Поместных Православных Церквей. В Константинополе эту Церковь ставят на девятое место. Есть также проблема отсутствия на Всеправославном Соборе Православной Церкви в Америке, поскольку ее автокефалия не является общепризнанной. Мы готовы были ради общецерковного мира и единства закрыть глаза на некоторые из этих существующих проблем, и мы до последнего момента готовились к участию во Всеправославном Соборе. Мы на Архиерейском Соборе приняли решение о том, что будем участвовать, мы сформировали состав делегации, и только после того, как стали поступать новости из Поместных Православных Церквей о том, что они не будут участвовать в Соборе – сначала из Болгарской, потом из Антиохийской, потом из Грузинской, и также из Сербской Церкви предложение о переносе — только после этого мы поняли, что мы должны сам вопрос о нашем участии в Соборе поставить и решить на Синоде. Сегодня этот вопрос был решен. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви о ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви. Всеправославный Собор — собор предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей мира, пройдет с 18 по 26 июня на греческом острове Крит. Собор откроется в день Святой Троицы торжественным богослужением, которое совершат Предстоятели Поместных Церквей в главном храме Ираклиона. Рабочие заседания пройдут в православной академии Крита (единственное высшее образовательное заведение Критской Православной Церкви). Расположена в населенном пункте Колымвари. Идея проведения Всеправославного Собора возникла в 1960-е годы. В общей сложности подготовка к нему велась на протяжении 55 лет.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Что касается митрополита Стефана, то смысл нашего вопроса, обращенного к возлюбленным братьям, Предстоятелям Поместных Православных Церквей, заключался не в том, признают ли они его главой константинопольской юрисдикции в Эстонии, а в том, является ли он всеправославно признанным Предстоятелем единственной в Эстонии автономной Церкви. В ответ на наш запрос Мы получили послания Предстоятелей Александрийской, Антиохийской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской и Польской Православных Церквей. Ни в одном из них не содержится признания того, что Эстонская Церковь в юрисдикции Константинопольского Патриархата имеет статус автономии, а митрополит Стефан является главой Православия в Эстонии. Следует пояснить, что поводом этого нашего обращения явилось наличие подписи митрополита Стефана наравне с подписями глав и представителей Поместных Православных Церквей под официальными документами, принятыми на межправославной встрече в Стамбуле 25–26 декабря 2000 г. Как объяснил нам в своем письме Святейший Патриарх Болгарский Максим, подписывая Рождественское послание Предстоятелям Поместных Православных Церквей, он не предполагал, что данный документ будет подписан и митрополитом Стефаном, поскольку главы делегаций Церквей не были об этом уведомлены и не было предварительного обсуждения и согласия по этому вопросу. Думаем, что и другие Предстоятели могли оказаться в таком же положении. Между тем совместное с митрополитом Стефаном подписание Предстоятелями Поместных Православных Церквей общеправославных документов можно трактовать как косвенное признание его в качестве главы автономной Церкви. С такой трактовкой мы категорически не согласны, поскольку вопрос о статусе церковной структуры Константинопольского Патриархата в Эстонии до сих пор еще не обсуждался в ходе переговоров между нашими Патриархатами. Такая позиция продиктована стремлением соблюсти должный порядок в переговорном процессе и нисколько не противоречит Цюрихскому соглашению 1996 г., поскольку в нем не содержится какого-либо упоминания о существовании на территории Эстонии автономной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх сожалеет, что «предложение Русской Церкви о созыве экстренного Всеправославного совещания не было принято. 13 июня - менее чем за неделю до намеченной даты открытия Собора - члены Синода вновь собрались на внеочередное заседание в Москве и, внимательным образом изучив сложившуюся ситуацию, приняли специальное заявление " О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви " . В этом заявлении подробно описаны события, произошедшие в предсоборном процессе с момента Собрания Предстоятелей в Шамбези в январе 2016 года, изложена аргументированная позиция Московского Патриархата, а также сообщается о решении Синода поддержать предложение вышеупомянутых Церквей о переносе Собора на время, " которое надлежит в дальнейшем установить по итогам общеправославного обсуждения и при непременном условии согласия Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей " . Синод с глубоким сожалением признал невозможным участие в Соборе делегации Русской Церкви в том случае, если он всё же будет созван в ранее намеченные сроки. Как мы знаем, Собор на Крите тем не менее был проведён, в нём приняли участие десять из четырнадцати общепризнанных Поместных автокефальных Церквей (напомню, что автокефальный статус Православной Церкви в Америке в настоящее время признан не всеми в православном мире)». «Решение не участвовать в Соборе было непростым, но, убеждён, единственно возможным в сложившейся ситуации. С самого начала многолетней подготовки Святой и Великий Собор мыслился как Собор всей Православной Церкви, как Собор, в котором примут участие представители всех общепризнанных Поместных Церквей, как Собор, призванный видимым образом явить миру единство Православия. Очевидно, что вследствие неучастия в Соборе на Крите целого ряда Церквей таковая задача осталась невыполненной. Принцип консенсуса всех участников предсоборного процесса с очевидностью был здесь нарушен», - подчеркнул Предстоятель.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/29/re...

Наблюдатели задолго до 2000-летия Рождества предсказывали возможность провокаций на Святой Земле. Православные паломники по своему опыту хорошо знают о множестве трудностей и препон, с которыми вынуждены сталкиваться представители Русской Православной Церкви в Израиле. " Православие 2000 " ГЛАВЫ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК СОВЕРШИЛИ СОВМЕСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХРАМЕ РОЖДЕСТВА В ВИФЛЕЕМЕ Рождественский сочельник был ознаменован в Вифлееме совместным богослужением предстоятелей Поместных Православных Церквей. На богослужении, которое совершалось на греческом, арабском, русском, болгарском и других языках, на которых проповедуется Православие, присутствовали в качестве почетных гостей главы государств, народы которых исповедуют православие. По окончании богослужения мэр Вифлеема Ханнасер принял Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Мэр отметил, что для Палестинской автономии нынешнее празднование представляет собой испытание на ее государственность. Эти дни, сказал он, показали, что Палестинская автономия способна организовать подобные торжества. Мэр города Вифлеем наградил Предстоятелей Поместных Церквей золотой медалью " Вифлеем-2000. Рождество " . Высокие награды получили Константинопольский Патриарх Варфоломей, Патриарх Иерусалимский Диодор, Патриарх Московский и всея Руси Алексий П, а также Предстоятели Болгарской, Грузинской, Кипрской, Элладской, Румынской, Польской и Сиро-Халдейской церквей. Мэр также передал награды отсутствовавшим на этой встрече предстоятелям Александрийской, Антиохийской и Сербской Православных Церквей. Поблагодарив за награды от имени всех Предстоятелей, Константинопольский Патриарх Варфоломей в ответном слове подчеркнул, что Вифлеем можно назвать " истинной столицей третьего тысячелетия " . ОРК/Православие 2000 СОСТОЯЛОСЬ ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА 28 декабря 1999 года в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода УПЦ. Священный Синод имел суждение о праздновании в Украине великого юбилея Христианства - 2000-летия Рождества Христова. 2000-й год был объявлен юбилейным и благословлено проведение юбилейных мероприятий на общецерковном уровне, во всех епархиях, благочиниях, монастырях, духовных школах и приходах УПЦ. По случаю великого юбилея Священный Синод УПЦ обратился с Посланием к народу Украины. Также Священный Синод обратился к Президенту Украины, Верховной Раде и Правительству Украины с просьбой принять закон " Об амнистии по случаю 2000-летия Рождества Христова " . На заседании также были рассмотрены вопросы жизни епархий УПЦ. Сервер УПЦ-МП/Православие 2000

http://pravoslavie.ru/news/index03.htm

По предложению Святейшего Патриарха Варфоломея, была сформирована редакционная комиссия по доработке документа, в которую вошли Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополиты Пергамский Иоанн и Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей продолжилась 11 октября. Для участия в ее заключительной части в Стамбул прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. В поездке Патриарха Алексия сопровождали главы самоуправляемых Церквей в составе Русской Православной Церкви — Митрополит Киевский и всей Украины Владимир, Митрополит Кишиневский и всей Молдавии Владимир, Митрополит Таллинский и всей Эстонии Корнилий, а также другие лица Сразу после прибытия в Стамбул Святейший Патриарх Алексий вместе с сопровождающими его лицами направился в Константинопольскую Патриархию, которая находится в районе Фанар. У входа в Патриархию Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали председатель Московского Патриархата и архиепископ Американский Димитрий, возглавляющий Греческую архиепископию в Америке (Константинопольский Патриархат). Святейший Патриарх Алексий поднялся в резиденцию Константинопольских Патриархов, где его встречал Вселенский Патриарх Варфоломей. Здесь же состоялась краткая братская беседа Предстоятелей Православных Церквей, после которой Патриархи проследовали в Патриарший храм вмч. Георгия, где уже собрались Предстоятели и представители поместных Православных Церквей. Здесь Святейший Патриарх Варфоломей официально приветствовал Предстоятеля Русской Церкви. Также Патриарх Варфоломей поздравил Святейшего Патриарха Алексия с приближающимся 80-летием со дня рождения. В ответном слове Предстоятель Русской Церкви отметил, что для него радостно иметь общение со Святейшим Патриархом Варфоломеем и со всеми Предстоятелями поместных Православных Церквей. «Для всех нас очень важно в этом разделенном мире внести свой вклад в единство Церкви, которое необходимо явить миру. Я уверен, что та братская атмосфера, которая имела место во время работы над документом, будет способствовать и нашему дальнейшему братскому общению», — отметил Святейший Патриарх Алексий.

http://e-vestnik.ru/world/vstrecha_preds...

Тем временем патриарх Варфоломей, еще до подписания томоса, обратился к Предстоятелям поместных Православных Церквей с призывом поддержать предоставление автокефалии новосозданной «церкви Украины». В послании сообщалось, что 6 января «мы намерены даровать томос об автокефалии и проводить совместную службу с предстоятелем автокефальной православной церкви (Украины)», а иерархи поместных Православных церквей должны изучить детали письма, чтобы, в свою очередь, приступить к признанию новой «церкви». А еще патриарх Варфоломей подчеркнул, что если главы Церквей будут игнорировать братьев на Украине, «у нас не будет никакого оправдания ... в Судный день». То малозначительное обстоятельство, что само «Божественное Всесвятейшество» совершенно бестрепетно игнорирует братьев на Украине – митрополита Онуфрия, архипастырей, пастырей и всех верных чад Украинской Православной Церкви – в послании патриарха Варфоломея оставлено без упоминания. Видимо, он почему-то уверен, что оправдания в Судный день у него найдутся. Святейший Патриарх Кирилл ответил Варфоломею, что теперь, когда планы Константинопольской Церкви по легализации раскола на Украине в значительной степени реализованы, «возможно, в последний раз обращаюсь к Вам пред лицом всей Православной Церкви ... Если Вы поступите в соответствии с намерениями, изложенными в Вашем письме, то … причиненные Вами страдания православных украинцев последуют за Вами на Страшный суд нелицеприятного Господа нашего и будут свидетельствовать перед Ним против Вас». Это что касается оправданий в Судный день. Остальные Предстоятели поместных Церквей, впрочем, так до сих пор и не изъявили никакого желания поддерживать Варфоломея в его усилиях легализовать новый раскол. Патриарх Антиохийский Иоанн X призвал патриарха Варфоломея «не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус Автокефальных Православных Церквей, ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира». Кипрский первоиерарх заявил, что ни поминать легализованного Варфоломеем раскольника, ни принимать его у себя и сослужить с ним не будет. Иерусалимский Патриарх на попытку Порошенко продолжить томос-тур уже в Святой земле сообщил, что не сможет с ним встретиться по приключившемуся нездоровью – потому, что украинский лидер рассчитывал взять с собой и раскольничьих иерархов, чтоб они сослужили с православным Патриархом. На следующий день Патриарх Филофей принял представителей канонической Украинской Церкви и передал свое благословение всем ее чадам. Сербская и Польская Церкви ясно выразили свое отрицательное отношение к действиям Варфоломея. В Грузинской Патриархии выражают тревогу в связи с попытками политиков и общественных деятелей давить на Грузинскую Церковь, чтобы она поддержала Стамбул. Никто из представителей Православных Церквей не собирается присутствовать на интронизации «предстоятеля» нового раскола. Шалость, короче говоря, не удалась.

http://radonezh.ru/2019/01/28/o-tomose-i...

Эпохальным событием новейшей церковной истории стал открывшийся в Москве в августе 1917 г. Всероссийский Собор. Согласно «Положению о созыве Поместного Собора Православной Российской Церкви» представителям Восточных Патриархов и других Православных Автокефальных Церквей в нем предоставлялось полноправное членство. Однако греки почему-то манкировали Московским Собором. Может быть, их задело то, что представители Восточных Патриархатов были упомянуты лишь в последнем, 97-м параграфе «Положения» 8 . Нельзя забывать и о том, что шла Первая мировая война, в которой Вселенская Патриархия занимала ярко выраженную про-турецкую и антирусскую позицию 9 . Членами Всероссийского Собора от братских Церквей стали только епископ Гушский Никодим (будущий Румынский Патриарх) и сербский архимандрит Михаил (Урошевич) 10 . Почти два дня в начале работы Собора заняло заслушивание многочисленных приветствий: от Временного правительства, от Святейшего Синода, от армии и флота, от единоверцев, от Галицийской Церкви, от «мелких» народов Поволжья, от Московского биржевого общества, от Американской Епископальной Церкви и др. Приветствия от Церкви, именующей себя Матерью Русской Церкви, среди них не оказалось (впрочем, как и от других автокефальных Православных Церквей) 11 . Позднее, в письме своему Патриарху Герману V от 24 апреля 1918 г., архимандрит Иаков писал: «Чаянием священного Поместного Собора было присутствие на нем на протяжении всей его работы и особых представителей прочих Православных Церквей, и поэтому, как известно, они были приглашены, однако, к сожалению, по причине войны прибытие таковых представителей, не считая Сербской Церкви, оказалось неосуществимым». В то же время он сообщал Константинопольскому Патриарху, что «присутствовал на церемонии открытия работ Поместного Собора и на нескольких первых его заседаниях» 12 . Деяния Собора, правда, не отразили этого факта. Война войной, но коль скоро архимандрит Иаков уже был на открытии Собора в Москве, объяснить то, что он, вопреки приглашению, не стал его членом, можно только отсутствием соответствующей санкции Вселенской Патриархии. Тем не менее в ноябре 1917 г., на интронизации Святейшего Патриарха Тихона, архимандрит Иаков появился и произнес пышную речь. «Мы, скромные представители святейших Церквей Востока, с которого воссиял спасительный свет Христовой веры, преисполнены радости от того, что на нашу долю выпало редкое счастье лично присутствовать и быть, так сказать, свидетелями великого события (...). Ты будешь иметь... братскую помощь и любовь маститых Святейших Патриархов Востока», – торжественно обещал тогда Патриарху Тихону греческий архимандрит 13 . Как показали последующие события, обещания Димопуло немного стоили. Вселенский Престол руководствовался в своей российской политике не столько межцерковной солидарностью, сколько собственными прагматическими интересами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ответном слове Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Уважаемый Виктор Федорович Янукович, Президент Украины! Прежде всего хотел бы поблагодарить Вас за предоставление всем нам возможности встретиться с Вами и за те высокие награды, которыми Вы удостоили Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Также позвольте поздравить Вас с датой, которую мы отмечаем в эти дни и празднованию которой Вы оказали столь значительное содействие. Событие, которое мы сейчас празднуем и по случаю которого собрались в Киев — принятие Русью христианской веры, — сформировало национальное самосознание и культуру наших трех славянских народов, послужило определяющим фактором для всей дальнейшей истории Украины, России и Белоруссии. Именно благодаря крещению мы — и украинцы, и россияне, и белорусы — получили имя Святой Руси. Именно благодаря распространению христианского благочестия на Руси украинский народ обрел твердую основу для своего дальнейшего развития и становления как народ-христолюбец, как надежный собрат, союзник россиян и белорусов, как деятельный созидатель восточноевропейского культурного пространства. То, что празднование Крещения Руси проходит на столь высоком уровне в трех столицах, говорит о том, что событие Крещения Руси по сей день имеет не только церковное, но и государственное, общенародное значение. Благодарим за деятельную поддержку и участие в организации торжеств украинские власти и лично Вас, кто так близко к сердцу воспринял это празднование и так много сил и времени посвятил тому, чтобы оно прошло на столь высоком, блестящем уровне. Участие в торжествах в Киеве делегаций Поместных Православных Церквей такого уровня для последних лет является беспрецедентным: никогда на Киевских холмах не участвовали в богослужении девять Предстоятелей Поместных Православных Церквей и представители всех тех Церквей, Предстоятели которых по каким-то уважительным причинам не смогли быть с нами. Такой собор Предстоятелей подчеркивает великое историческое значение, которое имело Крещение Руси 1025 лет назад. И, конечно, этот факт также подчеркивает значимость для всего мирового Православия Украинской Церкви и говорит о безоговорочной поддержке со стороны мирового Православия канонического Православия в Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/3129135.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010