разделы   рассылка  распечатать " Широта души " россиянина – залог " русской Пасхи " , отмечают в РПЦ Источник:  РИА Новости Высшее моральное предназначение " человека русского мира " , его широта и щедрость души, связаны с необходимостью утверждать в мире во всех сферах жизни евангельские ценности и Божественную правду. Такое мнение высказал председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод ЧАПЛИН. Высшее моральное предназначение " человека русского мира " , его широта и щедрость души, о чем говорил в ходе недавней " прямой линии " президент России Владимир Путин, связаны с необходимостью утверждать в мире во всех сферах жизни евангельские ценности и Божественную правду; и в случае если народ останется верен этому призванию, его ожидают обновление и " русская Пасха " , переход на качественно иную ступень развития. Такое мнение высказал РИА Новости председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Владимир Путин, общаясь с россиянами во время " прямой линии " 17 апреля, заметил, что, по его мнению, русский народ менее прагматичный и расчетливый, чем представители других народов, но шире и щедрее душой. Как отметил глава государства, в России " всегда, сотнями лет опирались на свои ценности " . Президент считает, что " русский человек и, сказать пошире, – человек русского мира, прежде всего, думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало " . Поэтому, продолжил Путин, " человек русского мира обращен больше не в себя любимого, он развернут вовне " . По словам протоиерея Всеволода Чаплина, не следует забывать, что вся европейская цивилизация, " от Лиссабона до Владивостока " , является по преимуществу христианской, имеет общие ценности, о чем, – напоминает он, – говорит и Владимир Путин. " К сожалению, сейчас некоторые западные элиты пытаются отойти от ценностей, сформировавших нашу цивилизацию, и даже агрессивно их разрушить, при этом критикуя Россию; но прекрасно, что наша страна продолжает утверждать традиционные, а на самом деле, вечные ценности, и призывать к миру, к построению общежития в подлинном, изначальном смысле этого слова – общего жительства, общей жизни от Владивостока до Лиссабона, – продолжая при этом лучшие традиции российской внешней политики, в частности, традиции императора Николая Второго " , – сказал РИА Новости Чаплин.

http://religare.ru/2_104243.html

     Апостол Павел возвещает нам сегодня о высочайшем предназначении человека. «Вы храм Бога живаго» (2 Кор. 6:16), – говорит он. Для подтверждения своих слов проповедник приводит ветхозаветное пророчество, произнесенное Самим Богом: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). Заметим, братья и сестры, связь сегодняшнего Апостола с темой прошлого воскресенья. Мы говорили о том, что все, происшедшее со Христом в Его земном служении, таинственным образом касается и нас, так как мы – члены тела Христова, Церкви Его. То же можно сказать и о нынешних словах Павла. Перед тем, как апостол сказал нам: «Вы храм Бога живаго», таким живым храмом стал Христос. Помните, как Христос, находясь в храме Иерусалимском, сказал Иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19–21). Вот и снова, как в прошлый раз, мы можем выстроить такую смысловую цепочку: нечто предрекается в Ветхом Завете, затем это исполняется во Христе, а потом Писание и нам говорит: а теперь ты, теперь с тобой это должно произойти, потому что ты – христианин. Ты должен очистить себя так, чтобы Дух Святой жил в тебе; ты обязан стать храмом Божиим. Только во Христе это произошло, по словам Феофана Затворника, «ипостасно», а в нас имеет исполниться «благодатно-нравственно». Интересно, что в древности храмы строились согласно пропорциям человеческого тела. Храм для древних христиан был образом человека. Система мер, применявшихся при строительстве, была основана на размерах частей тела. Расстояние измеряли локтями, а также пальцами, ладонями, шагами, саженями – расстоянием между концом среднего пальца левой руки и концом среднего пальца правой руки при разведенных руках. Знаменитая «золотая пропорция», которой древние строители удивили мир, родом из человеческого тела. Это, например, соотношение между средним пальцем и ладонью, ладонью и кистью руки, кистью руки и локтевого сустава и т. д. Человек был камертоном средневекового храмоздательства.

http://pravoslavie.ru/115917.html

Ангелы Ангелы предстоят Богу и вместе со святыми непрестанно поют Ему. Ангелы от начала не могут насытиться лицезрением Бога. Ангелы святые от удивления, от ужаса, от великолепной славы (Его) совершают особое служение пред Ним. Ангелы и вся небесные силы славы Божией трепещут. Ангелы служат СПАСЕНИЮ человека. Ангелы служат верным рабам и помогают в ИСКУШЕНИЯХ. Ангелы посылаются Богом охранять верующих. Ангелы защищают верных рабов Божиих. Слово Божие говорит, что есть ангелы добрые и злые. (8,с.8–10) Христос пришел на землю для искупления человека, но не Ангелов, которые не имели нужды в искупительной жертве Христовой. Ангелы и человеческий род в силу их разумности и свободы принимают участие в высочайшей божественной жизни. Они способны усвоить и развивать в себе те божественные дарования, которыми Бог их одарил (28, с.431). Предназначение Ангелов Премудрость Божия сотворила вначале ангельский мир, предназначение которого – прославлять Творца и служить человеку (28, с.434). Ангелы – вестники и исполнители воли Божией Ангелы являются вестниками воли Всевышнего, исполнителями Его судеб и предначертаний. Песнопевец Давид восклицал: «Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный» ( Пс.103, 4 ). (Там же) Через Ангелов Бог управляет вселенной Через Ангелов Господь управляет вселенной. Они, по Божию повелению, управляют стихиями мира иимеют власть над огнем ( Апок.14,18 ), водой ( Апок.16, 5 ), землей и ветром ( Апок.7,1 ) (Там же). Ангелы охраняют царства, святые Церкви По Божией воле Ангелы охраняют целые царства и народы, а также святые Церкви и общества верующих. В Священном Писании об этом много сказано. Их ревностное служение на благо людей не имеет пределов. (Там же) Ангелы приставлены Богом охранять человека Господь и ангелов приставил к человеку, которые бы охраняли его духовнуюи телесную жизнь (7, с.229). Ангелы хранители Каждый христианинот купели крещения и до последнего своего вздоха охраняется Ангелом хранителем. Но этим еще не оканчивается их миссия. Они и по ту сторону гроба лицам, пребывающим в вере и в Церкви Христовой, помогают пройти мытарства и возводят души в горние обители, как это видно из слов Священного Писания относительно Лазаря, который был несен Ангелами на лоно Авраама, то есть в Царство Небесное (28, с.434).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Пьер Дюмулен (отв. ред.) (католический священник) XII. Конечное предназначение человека Сотворенный богом, человек возвращается к Богу. Эсхатология наделяет самым глубоким, сверхъестественным смыслом историю мира, которая, в конечном счете, является историей спасения во славу Божию. Богословие заканчивает изложение своих догматов учением об эсхатологии. На Страшном Суде Христос навсегда явится как Глава Церкви, Спаситель, победивший смерть и ад, и вручит Царство Свое Отцу. Место Христа и Церкви в эсхатологии по-разному оценивалось в разные эпохи и в разных определениях. Учительство Церкви почти всегда выступало против ересей, которые чаще всего затрагивали участь каждого человека в отдельности. Этим объясняется отсутствие какого бы то ни было догматического построения, основанного на каком-то одном принципе. В столкновении с ересями, касавшимися эсхатологии, Церковь настаивала, прежде всего, на трех основных истинах: 1. На том, что природа непосредственного видения Бога после смерти сущностно отличается от любого рода опосредованного знания Бога, которым мы обладаем здесь, в земной жизни. 2. На достоинстве человеческого тела, а вместе с ним и всего материального творения; против дуализма во всех его формах, поскольку для него материя, происшедшая из принципа зла, в силу этого непригодна для искупления и сверхъестественной жизни. На всем протяжении Античности и Средневековья Церковь вынуждена была вести эту битву за достоинство человеческого тела. Таким образом, основные факты истинной антропологии оставались непоколебленными. 3. На отбывании наказания за грех после смерти, в чистилище – учение, которое пришлось отстаивать в особенности перед Восточными Церквами и Реформацией. Учение Католической Церкви о конечном предназначении человека: Те, кто покидает эту жизнь без греха и без наказания, положенного за грех, входят в вечное блаженство: ХВ 1, 7, 10, 30, 35–36, 959, 961–964, 967. Небесное блаженство состоит в непосредственном видении Бога: ХВ 36, 653, 962, 967, Наслаждаться этим видением – предназначение, на которое человеческая природа не могла бы претендовать: ХВ 89, 281, 654;

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

#1faca75aef Закрыть Русский логос и «Третий Рим» Алексей Величко   02:57 20.11.2021 1526 Время на чтение 56 минут «Утверждаясь в своем национальном эгоизме, обособляясь от всего христианского мира, Россия всегда оказывается бессильной произвести что-нибудь великое или просто значительное. Только при самом тесном, внешнем и внутреннем общении с Европой, русская жизнь производила действительно великие явления (реформа Петра Великого, поэзия Пушкина ). Это не мешает, конечно России представлять и на пути национального обособления многие оригинальные черты, несвойственные никакой другой европейской нации. Вопрос лишь в том, насколько ценны эти оригинальные черты» (В.С. Соловьев ) «Сам я постоянно ругаю русских. Даже почти только и делаю, что ругаю их. «Пренесносный Щедрин». Но почему я ненавижу всякого, кто тоже их ругает? И даже почти только и ненавижу тех, кто русских ненавидит и особенно презирает. Между тем я бесспорно и презираю русских, до отвращения. Аномалия» (В.В. Розанов ) I . Каждый человек создан Господом не случайно, каждый из нас имеет свой путь духовного спасения и свое предназначение – как в земной жизни, так, надо полагать, и «в жизни будущего века». Размышляя об этом, преподобный Максим Исповедник (память 13 августа) утверждал, что Бог дает каждому при рождении свой логос, в котором выражаются Его благая воля и попечение о человеке, а также способности (харизмы), чтобы этот логос осуществить. Помимо этого, Господь ведет человека, ориентирует в движении к Себе, помогает ему Своими энергиями реализовать заложенные в каждом из нас таланты. Но здесь действует и воля самого человека: Бог уважает свободу, присущую нам, в том числе – не исполнять предназначение своего бытия и не соединяться с Ним . При ежедневном и ежеминутном выборе, куда идти – к Богу или вслед своим страстям, мы постоянно ощущаем Божие попечение (прямое или через другие духовные Силы – Пресвятую Богородицу, Ангелов, святых), посредством которого Спаситель пытается нас образумиться, а, если надо, и вразумить. Не нужно, разумеется, специально доказывать, что это – не частное богословское мнение ( теологумен), а истина, открытая через Исповедника и провозглашенная Кафолической Церковью.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/19/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Восхождение к фаворскому свету Из книги архимандрита Киприана (Керна) " Восхождение к Фаворскому свету " , изданной Сретенским монастырем в 2006 г. в серии " Духовное наследие русского зарубежья " 23.03.2007 341 Время на чтение 11 минут С одной стороны, человек изначально предназначен к обожению; с другой стороны, своими подвижническими усилиями человек исправляет в себе то, что он, как внук Адама, совершает греховного. Он очищает себя, побеждает в себе свои страсти, искореняет дурные помыслы, просветляет свой ум, упрощает его, " сводит к Единому " и, как высшая мера просвещения ума, делается " зрителем премирных вещей " . " Таким путем человек становится сосудом, способным восприять Божественную благодать, которая, надо это постоянно помнить, не дается за что-то или в какой-то пропорциональной нашим подвигам мере, а ради чего-то, по одной только безмерной любви Божией к нам. Корреляции между подвигами нашими и благодатью Божией нет. Естество человека способно к обожению, человек от вечности предуставлен к соединению с Богом. Непорочный Агнец предназначен к заколению еще прежде сложения мира. Поэтому можно говорить и о вечном богочеловечестве. Боговоплощение не только факт, однажды в истории бывший, но и от вечности в Божественном Совете присущая премирная реальность. Бог Своею Божественною благодатью вложил Самого Себя в это существо, сотворив его по Своему образу и подобию, и возвысил на земле человека, сознающего самого себя " (архимандрит Киприан цитирует свт. Григория. - Прим. ред.). В боговоплощении совершается обожение человеческого естества. При этом Палама подчеркивает двойное значение этого акта. Во-первых, это обожение нашего естества: " Как сошел Он на землю, не изменившись Божеством, но снисходя к нам, так и восходит снова, не изменяясь Божеством, но возводя на горний Престол воспринятое Им наше естество " . Во-вторых, это обожение каждого из нас: " Слово Божие... очистило наше естество чудесным и неприступным огнем Своего Божества... И не только то смешение, которое Он за нас принял, но и каждого из удостоенных Его общения Он богосоделал причастием огня, который Господь пришел низвести на землю " . " В воскресении и вознесении нашего Спасителя мы все участвуем и будем участвовать, так как Он есть воскресение и вознесение человеческого естества, и не просто человеческого естества, но и каждого верующего во Христа и показывающего свою веру " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Таинство радости Святитель Тихон Задонский — великий христианский учитель и проповедник, еще при жизни снискавший всенародную любовь и славу. Его сочинения отличаются ясностью, точностью, прозрачностью. Они всегда проникнуты любовью и состраданием к человеку, страдающему вдали от Бога. Из трудов святого Тихона мы выбрали те места, где говорится об истинном смысле жизни и предназначении человека, а также о том, как приблизиться к Богу, услышать в своем сердце Его тихий голос. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ . Благодарим издательство " Никея " за предоставленную для библиотеки электронную версию книги. www.nikeabooks.ru БАЛЬЗАМ ДЛЯ ДУШИ Таинство радости СВЯТОЙ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ Москва • «Никея» • 2014 УДК 242 ББК 86.37 Т 75 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС14-322-2762 Тихон Задонский, свт. Т 75 Таинство радости. — М.: Никея, 2014. — 192 с. — (Бальзам для души). ISBN 978-5-91761-272-0 Святитель Тихон Задонский — великий христианский учитель и проповедник, еще при жизни снискавший всенародную любовь и славу. Его сочинения отличаются ясностью, точностью, прозрачностью. Они всегда проникнуты любовью и состраданием к человеку, страдающему вдали от Бога. Из трудов святого Тихона мы выбрали те места, где говорится об истинном смысле жизни и предназначении человека, а также о том, как приблизиться к Богу, услышать в своем сердце Его тихий голос. УДК 242 ББК 86.37 ISBN 978-5-91761-272-0 © Издательство «Никея», 2014 Предисловие Тихон Задонский, епископ Воронежский, родился в 1724 году в Новгородской губернии, в семье бедного псаломщика. При крещении его назвали Тимофеем. Мальчик рано лишился отца, семья его жила в большой бедности. Когда Тимофею исполнилось 14 лет, он поступил в Новгородскую духовную славянскую школу. Как один из лучших учеников, Тимофей был переведен во вновь открывшуюся семинарию и принят на казенное содержание. После успешного окончания семинарии он получил кафедру риторики, преподавал греческий язык и богословие. Тимофей снискал любовь и учеников, и начальства. Его доброта, скромность и сердечность привлекали к нему людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Глава 5. Молитвы почитаемых русских подвижников Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми и в молитве к Богу. Простота – величайшее благо и достоинство человека. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Б предыдущих главах речь шла об исправлениях и переводах текстов, предназначенных для общественного богослужения. Другим источником информации о языковой норме эпохи будут вновь составленные богослужебные тексты. Эти тексты, в свою очередь, можно разделить на предназначенные для общественного богослужения и для келейного употребления. Благодаря цензорам и типографским справщикам, тексты, предназначенные для общественного богослужения (службы и акафисты), ориентированы на определенную грамматическую норму. В отличие от новосоставленных служб и акафистов, келейные молитвы не подлежали духовной цензуре, потому что они создавались не для того, чтобы быть напечатанными. Келейные молитвы в принципе не должны были получать широкого распространения. Как правило, они составлялись для собственного употребления или для духовных чад. Исключение составляли молитвы, написанные наиболее почитаемыми старцами и подвижниками. Эти молитвы нередко попадали в печать и становились известными широкому кругу лиц. Так, например, Молитва Парфения Киевского или Молитва преподобных отцев и старцев оптинских к концу XX века стали общеупотребительными. Общей особенностью подобных текстов является то, что они издавались, как правило, после смерти автора и входили в состав дневников, частных писем и других подобных сборников. Характерно, что тексты этих молитв не воспринимаются читателями как особый тип литургической письменности. Промежуточное положения занимают молитвы, употребляемые за общественным богослужением в пределах более или менее замкнутых объединений, братств и т.д. Свящ. Николай Балашов среди авторов подобных молитвословий называет прот. А. В. Рождественского и членов основанного Н.Н. Не-плюевым Крестовоздвиженского братства (Балашов 1997, с. 330–332). Очевидно, что были и другие опыты. 5.1. Издания молитв русских подвижников

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Шохин В.К. Учение о реинкарнации: заметки востоковеда Никак не претендуя на фундаментальное богословское осмысление темы, поднятой о. Андреем в его чрезвычайно полезной книге, прежде всего из боязни подпасть под осуждение, высказанное однажды свт. Григорием Богословом в связи с тем, что в его время едва ли не каждый банщик или булочник брался решать теологические вопросы, позволю себе ограничиться лишь теми моментами, которые нуждаются после прочтения книги в уточнении и в которых я в силу самой своей специализации компетентен, пожалуй, несколько больше, чем упомянутые константиноградским святителем участники богословских дискуссий. 1. Первый вопрос, ответ на который представляется менее самоочевидным, чем то видится с первого взгляда: для кого, собственно, данная книга предназначена? Не праздный он потому, что подобно тому, как учебники иностранных языков, авторы которых не достаточно ясно себе представляют своего реципиента, оказываются совершенно бесполезными, так точно обстоит дело порой и с апологичестической литературой. Поставленный вопрос не прост. Проще, пожалуй, другой: для кого эта книга не предназначена? Прежде всего не для теософов. Если бы она была обращена к ним, то ее автор, приводящий многочисленные доказательства того, что ни библейские тексты, ни раннехристианская традиция никак не разделяют идеи перевоплощения души, оказался бы в положении человека, усердно доказывающего, например, что Российская Государственная Библиотека находится именно в Москве, а не в Эдинбурге тому, кто твердо верил бы именно во вторую версию. В самом деле, для того, кто в данном случае был бы прочно “закодирован” на столицу Шотландии, никакие официальные документы, карты Москвы или свидетельства самих читателей данной библиотеки доказательствами не были бы. Он счел бы все эти данные лишь средствами конспирации, само их количество уже достаточно подозрительным, а все попытки уверить его в их объективности — лишь признаком “тоталитарного” мышления. Сходным образом, того, кто закодирован на “эзотерическое” видение религиозных текстов и символов (хотя на деле речь идет о таком распространенном явлении, как “эзотерика для масс”), никакие аргументы, приведенные здесь, не убедят в том, что Иоанна Крестителя иудеи не принимали на самом деле за реинкарнацию Илии или что евангельский слепорожденный не расплачивался за проступки, совершенные им в прежних рождениях.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

иеромонах Кирилл (Зинковский) Содержание Обзор литературы Человек как высшая часть творения Божия, как соединение земного и небесного Изначальная «доброта» телесной природы человека Происхождение зла и его действие в природе человека Древо познания добра и зла Понятие «кожаных риз» Обожение плоти и ее воскресение Выводы     В статье показано, что полноценный анализ представлений свт. Григория Нисского о назначении материальной природы человека проведен до сих пор не был. Этот анализ особенно актуален ввиду крайней спиритуализации воззрений святителя на воскресшее тело человека в работах современных исследователей. Даже у православных авторов мы встречаем мнение о том, что появление чувственного в космосе и в природе человека у свт. Григория имеет характер исключительно вынужденного действия Промысла божия в предвидении грехопадения Адама. Такие оценки богословского наследия святителя представляют его как последовательного Оригениста. На самом деле, если Ориген может быть назван богословом обновления, понимаемого как преодоление плоти и материи, то церковное учение, которому остался верным свт. Григорий, проповедует обожение целого человека. В отличие от Оригена , святитель признавал материальную природу человека изначально задуманной богом как «икона иконы». Подчеркивается, что неверно говорить об онтологически негативном качестве телесного состава человека в мировоззрении святителя. Показана верность святителя библейской холистической антропологии на примере использования таких антропологических формул как «земной слепок» и «словесное животное». указано на мысль свт. Григория о предназначении человека как единства «духовной сущности души» с «землянистою частью» тела для прославления Бога и его творения. Понятие «кожаных риз» у святителя также ярко отражает его отход от Оригенизма. Если у Оригена «кожаные хитоны» (быт 3. 21) это само материальное тело человека, то у святителя это понятие отражает приобретение материей тела негативных качеств. Это также и страстное состояние души, склонной к порокам. Понятие это включает в себя все негативное и трудное для человека в его теле и в окружающем мире и есть действие творца, «содействовавшего» стремлению Адама к наслаждению одним материальным. Через промыслительное отступление благодати выявились онтологические свойства неустроенности вещества, дабы человек обратился к богу как источнику гармонии и красоты. Однако плоть человека призвана к участию в обожении и в воскресении и сохраняет в одухотворенном состоянии свою базисную природу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010