Скачать epub pdf Мельник А. Г. Основные типы русских высоких иконостасов XV – середины XVII веков 813 Высокий иконостас, по общему мнению – это одно из центральных явлений русской средневековой культуры. Естественно, что различным вопросам его изучения посвящена обширная литература 814 . Однако по сию пору типология иконостасов установлена лишь в самом общем виде. Например, в одной из последних обобщающих работ на данную тему иконостасы XV–XVI вв. делятся лишь на следующие четыре типа: 1) двухъярусный иконостас, состоявший из местного и денсусного чинов: 2) трехъярусный, включавший в себя либо местный, деисусный и праздничный чины, либо вместо праздничного завершался пророческим чином: 3) четырехъярусный, состоявший из местного, деисусного. праздничного и пророческого чинов; 4) пятиярусный, который, кроме чинов последнего типа, имел дополнительный праотеческий чин 815 . В свете введенного в оборот в недавнее время большого фактического материала, касающегося отдельных иконостасов XV-XVI1 вв., данная типология нуждается в последующей дифференциации. Настоящая работа призвана определить основные типы только тех иконостасов, которые имели так называемую полную схему, т. е. состояли из четырех или пяти ярусов. Далее только такие иконостасы я и буду называть высокими, подразумевая под этим термином не физическую высоту алтарной преграды, а упомянутую полноту се схемы. Условно верхней хронологической границей данного исследования принята середина XVII в. когда стали происходить многочисленные изменения к традиционной структуре высокого иконостаса. Будут также привлекаться отдельные памятники, относящиеся ко второй половине XVII в., но восходящие к более раннему времени. Следует подчеркнуть, что пока не обнаружено ни одного древнерусского толкования высокого иконостаса как некоего смыслового целого 816 . Да и само слово «иконостас», в качестве определения многоярусной алтарной преграды 817 , очевидно, вошло в широкий оборот в России лишь в XVII в 818 . Все это существенно затрудняет понимание истинной природы высокого иконостаса.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Скачать epub pdf Журавлева И. А. Праотеческий ряд и завершение символической структуры русского высокого иконостаса Процесс сложения высокого иконостаса на Руси завершился в основных чертах с появлением самостоятельного праотеческого ряда. Тогда окончательно сложился тип классического пятиярусного иконостаса, приобретшего в таком виде, по выражению JI. А. Успенского , характер законченной образно-богословской системы 970 . О времени появления этого ряда в иконостасе до сих пор не существует единого мнения. Опубликованные точки зрения «плавают» между первой третью XVI в. и началом века XVII 971 . Изучение праотеческих рядов затруднено по разным причинам: либо иконы находятся высоко и недоступны для изучения, либо древняя живопись под записью, либо иконы ряда сохранились как случайные фрагменты недошедших до нас ансамблей. Тем не менее реставрационные работы последних лет дают возможность сделать некоторые обобщающие наблюдения об истории появления и развития этого ряда в высоком иконостасе. Письменные источники о существовании праотеческих рядов в высоких иконостасах появляются в XVI в., но они крайне скудны. Большую работу по обобщению сведений писцовых книг, описей монастырей и отдельных храмов проделал в свое время С. В. Филатов 972 , а не так давно на новгородском материале– В. М. Сорокатый 973 . В результате общих усилий выяснилось, что праотеческий чин в высоких иконостасах XVI в. встречается чрезвычайно редко. Например, из более чем 90 иконостасов, перечисленных в писцовых книгах Московского государства XVI в., изданных под редакцией Н. В. Калачева 974 , только в одном названы праотцы. Эго церковь Успения, построенная в 1564 г. на Государевом дворе в Можайске (по писцовым книгам Можайска 1595 – 1598 гг.). В описи значится: «...над царскими дверьми деисус стоячей на золоте – 15 образов, над деисусом праздники и пророки съ праотцы, 30 образов, на золоте» 975 . Этот текст не позволяет определенно говорить о существовании самостоятельного ряда праотцов. Скорее всего, речь идет о смешанном ряде, где представлены праотцы и пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Уникальный иконостас будет восстановлен в Благовещенском соборе Нижнего Новгорода 23 марта 2009 г. 12:51 Подходит к завершению работа над пятиярусным иконостасом главного собора Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде. Иконописцы монастырской мастерской сейчас пишут иконы для последнего ряда иконостаса — праотеческого. По словам руководителя мастерской Александра Корнилова, к престольному празднику обители — Благовещению Пресвятой Богородицы, 8 из 16 икон займут свое место в праотеческом ряду. К лету будут написаны оставшиеся иконы праотеческого чина. Роспись иконостаса ведется уже 10 лет, за это время сменилась не одна бригада мастеров. Многие из тех, кто начинал писать иконы, сейчас уже священники, а также известные в Нижнем Новгороде иконописцы. Александр Корнилов — единственный иконописец, который работает и руководит мастерской монастыря со дня ее основания. Сегодня под руководством Корнилова трудятся трое учеников, уже вполне самостоятельных мастера. Иконостас Благовещенского собора выполнен в каноне древнерусского письма. По словам руководителя мастерской, они не стали повторять дореволюционный иконостас, который был выполнен в барочно-фряжском стиле с лепниной и золотом, а вернулись к его изначальному древнерусскому варианту. «Мы пошли по пути воссоздания русского иконостаса XVII века: тябла (несущие конструкции иконостаса) скромные, с небольшим количеством византийской резьбы, а основное место отводится иконе. Таким образом, мы хотели сохранить единство архитектуры и письма», — подчеркнул иконописец. Праотеческий ряд, завершающий пятиярусный иконостас Благовещенского собора, — самый сложный для написания. Во-первых, он нетрадиционный, поскольку редко встречается в храмах и имеет мало аналогов, во-вторых, количество икон в нем обычно не превышает пяти-шести. Праотеческий же чин иконостаса Благовещенского собора насчитывает 16 икон. Перед написанием большинства икон этого чина иконописцами была проделана большая исследовательская работа. Поскольку образцов икон праотцов очень мало, некоторые иконы приходилось писать не с репродукции, а по справочнику — описанию подлинника (канона), где содержится краткая словесная характеристика каждого библейского героя. В особенности это коснулось икон праотцов Иова Многострадального, Исаака, Вениамина, Иосифа, сына Иакова, и Иосифа Обручника — самых редких в русской иконографии.

http://patriarchia.ru/db/text/594555.htm...

Рубрики Сколько рядов должно быть в русском иконостасе? 1 мин., 25.09.2021 Поделиться Классический высокий иконостас — пятиярусный. В местном ряду обязательно помещают образы Христа, Богоматери, храмовую икону. Выше находится деисусный чин, где Спасителю предстоят святые в молении. Третий ряд с иконами главных праздников так и называется — праздничный. Четвертый чин — пророческий, с ветхозаветными праведниками, обращенными к иконе Божией Матери «Знамение». Верхний чинпраотеческий, с иконой Святой Троицы в центре. Обычно мы встречаем в храмах иконостасы в три-пять рядов. Но есть алтарные преграды, которые насчитывают шесть, семь и даже девять ярусов. Поражающие своей высотой иконостасы появились ближе к концу XVII века, когда Большой Московский Собор постановил помещать в них «страсти Спаса нашего Иисуса Христа» и венчать Распятием. Так из праздничного чина выделился отдельный ряд. Он посвящен последним дням земной жизни Христа — от «Предательства Иуды» до «Положения во гроб». Страстным чином с «Распятием» в центре обычно завершали иконостас. Страстной ряд стал шестым. Откуда же взялись огромные иконостасы в девять ярусов? Циклы начали делить, чтобы уместить все сюжеты. Тем более что к изображению Страстей Христовых добавились сцены апостольских страданий. Например, во Введенском соборе Сольвычегодска сохранился пышный иконостас. В нем помещаются и два ряда праздников, и страстной чин. «Снятие со креста» и «Положение во гроб» мастера вынесли в навершие, по сторонам от «Распятия». Встречается также ряд с образами серафимов и херувимов. А еще Большой Московский Собор запретил прихожанам приносить на богослужение свои иконы. Но их можно было пожертвовать церкви. Так над местным чином появился пядничный ряд — высотой «в пядь» (около 20 см). Пядничные иконы называли также «штилистовыми», потому что на их золочение уходило ровно шесть листов сусального золота. Фотографии: depositphotos.com Сохранить Поделиться: Единоразово Ежемесячно Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.

http://foma.ru/skolko-rjadov-dolzhno-byt...

В Казани открылась выставка икон из уникального Троицкого храма Свияжской крепости Казань, 18 марта 2009 г. В колокольне Богоявленского собора г. Казани открылась выставка «Иконостас Троицкой церкви Свияжска, Деисус и Праотцы». Она будет посвящена иконостасному комплексу древнейшей на территории Татарстана деревянной Троицкой церкви Свияжска и, в частности, двум ее чинам – деисусному и праотечеоскому, сообщает сайт Казанской епархии . Троицкая церковь была заложена монахами Троице-Сергиева монастыря в 1551 году. На сегодняшний день это единственная деревянная постройка, сохранившаяся от былой Свияжской крепости. Именно в этой церкви был освящен город и первый монастырь. Иконостас Троицкой церкви формировался в несколько этапов. Самое древнее и, пожалуй, единственное документальное свидетельство его состояния фиксирует опись Свияжска 1565-1567 гг., составленная Кикином Борисовым. В ней говорится о наличии деисусного ряда на 11 досках, написанных «на празелени» в тяблах. Деисус – центральный ряд иконостаса, его смысловое ядро. В центре деисусного чина изображается Спаситель с Евангелием в руках, а по сторонам – предстоящие ему Богоматерь и Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие святые, расположенные в строгой иерархической последовательности. Дальнейшее развитие иконостаса связано с условным вторым этапом – последней третью XVI века. К нему можно отнести создание двух чинов – «праздничного» и «пророческого», которые музей ИЗО уже показывал публике на предыдущей выставке в колокольне. Наконец, завершающий этап формирования Троицкого иконостаса – создание верхнего, праотеческого ряда в начале XVII века. Этот чин представляет собой галерею ветхозаветных праотцев с соответствующими текстами на свитках, через которых является первоначальная ветхозаветная Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы. 18 марта 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29679.html

В 1969 году в собрание поступил фрагмент иконостаса, обнаруженный в 1965 экспедицией Государственной Третьяковской галереи в закрытой церкви села Тучкова Селивановского района Владимирской области. Иконы находились в аварийном состоянии и были по существу спасены экспедицией от полного разрушения. В Радищевский музей они поступили под профилактическими заклейками. При реставрации были укреплены и освобождены от поздней записи. Первой в 1975 реставратором высшей категории ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря Г.В. Цируль раскрыта икона " Святой благоверный князь Федор " . Основные реставрационные работы проводились реставратором высшей категории ВХНРЦ О.А. Пригородовой и при ее участии реставраторами музея. Первоначально, еще экспедицией ГТГ, иконостас был датирован XVII веком. После реставрации эта датировка не изменилась. Состав иконостаса. К данному иконостасу в собрании Саратовского музея относится 29 икон. Еще одна находится в собрание ГТГ. Местонахождение двух - образа Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Константина Муромского чудотворца неизвестны. Праотеческо-пророческий чин состоит из икон-двурядиц. Вверху в центре представлена Троица в иконографии " Отечества " . Внизу в центре Пресвятая Богородицы типа Оранты. Слева от центра расположены (соответственно вверху и внизу): праотец Адам и царь Давид, праотец Авель и пророк Исайя, праотец Авраам и пророк Моисей, праотец Мелхиседек и пророк Иона, праотец Иаков и пророк Аггей, праотец Енох и пророк Даниил, праотец Ной и пророк Аввакум. Справа от центра праотец Сиф и пророк Соломон, праотец Иаред и пророк Иезекеиль, праотец Исаак и пророк Гедеон, пророк Малахия и пророк Иона, праотец Рувим и пророк Михей, праотец Иосиф и пророк Захария, праотец Вениамин и пророк Наум. В Деисусном чине восседающему на Небесном Престоле Вседержителю наряду с Пресвятой Богородицей (местонахождение неизвестно), Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом, святителем Николаем, митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом, предстоят муромские чудотворцы князья Константин (местонахождение неизвестно) , Федор и Михаил, а также и Петр и Феврония Муромские (последняя в собрании ГТГ).

http://sobory.ru/article/?object=04166

Не менее значителен вклад западноправосл. мастеров и в художественную резьбу по дереву. Известный резчик Клим Михайлов в 80-х гг. XVII в. изготовил 12-ярусный иконостас главного алтаря Воскресенского собора. Высота иконостаса определялась особенностями архитектуры храма: т. к. проем между алтарными столбами в соборе был сравнительно узок, деисусный, пророческий и праотеческий чины располагались в 2 яруса; также в иконостасе имелся дополнительный чин Страстей Господних, к-рый, чередуясь с др. чинами, продолжался до самого верха. На оборотной стороне иконостаса были устроены 7-ярусные хоры для певчих. К. Михайлов выполнил и «Красные врата», ведущие в собор с юга. Позднее он работал на строительстве дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском и резал иконостас Смоленского собора Новодевичьего мон-ря. Иконографический и технологический импульс работ 50-90-х гг. XVII в. повлиял на то, что в близлежащих селениях сложились династии ремесленников, работавших для Н. В. м. В их числе - живописцы (Рыбаковы, Цыгановы, Строевы), резчики (Дубковы), керамисты (Пентюховы, Горячевы), слесари и кузнецы (Бородины, Пичугины, Рыцаревы). Практическими пособиями, обеспечившими точность воспроизведения центрального сооружения комплекса - Воскресенского собора, стали: инструментальные обмеры храма Гроба Господня (Воскресения Христова), впервые сделанные и изданные Бернардино Амико (его книга гравюр включала изображения Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и др. св. мест Палестины); иконные изображения и 3-мерная модель храма, привезенные греч. церковными посольствами; личные впечатления рус. паломников и особенно подробные, с промерами, описания храма в сочинении иером. Троице-Сергиева мон-ря Арсения (Суханова) «Проскинитарий» (Поклонник Святых мест). Совокупность этих материалов обеспечила исключительную точность воспроизведения плана собора и в то же время возможность творческих изменений, направленных на акцентирование его символической системы и архитектурно-художественного устройства.

http://pravenc.ru/text/НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ...

Роспись иконостаса ведется уже 10 лет, за это время сменилась не одна бригада мастеров. Многие из тех, кто начинал писать иконы, сейчас уже священники, а также известные в городе иконописцы. Александр Корнилов - единственный иконописец, который работает и руководит мастерской монастыря со дня ее основания. Сегодня под руководством Корнилова трудятся трое учеников, уже вполне самостоятельных мастера. Иконостас Благовещенского собора выполнен в каноне древнерусского письма. По словам руководителя мастерской, они не стали повторять дореволюционный иконостас, который был выполнен в барочно-фряжском стиле с лепниной и золотом, а вернулись к его изначальному древнерусскому варианту. «Мы пошли по пути воссоздания руского иконостаса XVII века: тябла (несущие конструкции иконостаса) скромные, с небольшим количеством византийской резьбы, а основное место отводится иконе. Таким образом, мы хотели сохранить единство архитектуры и письма», - подчеркнул иконописец. Праотеческий ряд, завершающий пятиярусный иконостас Благовещенского собора, - самый сложный для написания. Во-первых, он нетрадиционный, поскольку редко встречается в храмах и имеет мало аналогов. Во-вторых, количество икон в нем обычно не превышает пяти-шести. Праотеческий же чин иконостаса Благовещенского собора насчитывает 16 икон. Перед написанием большинства икон этого чина иконописцами была проделана большая исследовательская работа. Поскольку образцов икон праотцов очень мало, некоторые иконы приходилось писать не с репродукции, а по справочнику — описанию подлинника (канона), где содержится краткая словесная характеристика каждого библейского героя. В особенности это коснулось икон праотцов Иова Многострадального, Исаака, Вениамина, Иосифа, сына Иакова, и Иосифа Обручника — самых редких в русской иконографии. Настоящий иконостас, по словам Александра Ивановича, - это серьезная работа. Его можно сделать за 2 года, а можно за 10 лет! Поначалу роспись иконостаса Благовещенского собора шла медленно. Первые иконы (местного ряда) писались долго и тяжело. Нелегко иконописцам дался праздничный ряд, поскольку иконы праздников — небольшие по объему, но глубокие по своему богословскому содержанию. Затем, когда мастерства у иконописцев прибавилось, иконы стали писаться быстрее, и вот сегодня масштабная работа по написанию иконостаса почти завершена.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Священство и монашество были и основными заказчиками храмового убранства, росписей и иконостасов, и мы видим, что буквально через несколько десятилетий после выхода в свет Геннадиевской Библии, примерно к середине XVI в. над пророческим чином в иконостасе появляется чин праотцев. Иконостас представляет собой сложный организм, смысл которого показать образ Небесной Литургии, в которую включается образ Церкви — деисусный чин, и история спасения: Новый Завет — праздничный чин, Ветхий Завет — пророки и праотцы.  Сначала иконы праотцев представляли собой поясные изображения, чаще всего вписанные в форму кокошника. Иногда они чередовались с изображениями херувимов и серафимов. К концу XVI - нач. XVII вв. в иконостасах появляются полнофигурные изображения праотцев.  В связи с добавлением второго ряда Ветхого Завета перед иконописцами возникла задача: что изображать в центре этого ряда. В центре деисусного чина помещается образ Христа («Спас в силах» или Спаситель на троне), в центре пророческого ряда изображается Богоматерь («Знамение» или тронный образ Богоматери Царицы Небесной). По аналогии с этими образами в центре пятого ряда появилась икона Саваофа (Бога Отца), как олицетворение Ветхозаветных представлений о Боге, или образ т.н. Новозаветной Троицы, в котором образ Бога-Отца дополняется изображением Иисуса Христа (как отрока или в зрелом возрасте) и Духа Святого в виде голубя. Эти образы вызывали большие споры в обществе и дважды были запрещены на церковных Соборах— в 1551 г. на Стоглавом соборе и в 1666-67 гг. – на Большом Московском. Однако они прочно вошли в иконописный обиход. Только в ХХ в. известный иконописец и богослов Леонид Александрович Успенский нашел выход из этого положения, предложив помещать в центре праотеческого ряда образ Ветхозаветной Троицы в виде трех ангелов, так, как написал его Андрей Рублев. Именно такая традиция закрепилась в большинстве современных православных храмов, где установлены пятиярусные иконостасы. Часто с двух сторон от центральной иконы в праотеческом ряду изображаются праотцы Адам и Ева.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Какая сила и поэзия, например, в первых словах слова в великий пяток перед плащаницею: “Чего ждете вы ныне, слушатели, от служителя Слова? Нет более Слова!” Или вот дивная, нарисованная им картина первоначальной обители преп. Сергия… Прерывающимся от волнения голосом развертывал тогда великий проповедник в своем слове эту картину, и плакали слушатели: “Прости мне”, — говорил он, — “великая Лавра Сергеева, если мысль моя с особенным желанием устремляется в древнюю пустыню Сергия. Чту и в красующихся ныне храмах твоих, дела святых, обиталища святыни, свидетелей праотеческого и современного благочестия; люблю чин твоих богослужений, и ныне, с непосредственным благословением преподобного Сергия, совершаемых; с уважением взираю на твои столпостены, не поколебавшиеся и тогда, когда колебалась было Россия; знаю, что и Лавра Сергиева и пустыня Сергиева есть одна и та же благодатно, которая обитала в преподобном Сергии, в его пустыне, и еще обитает в нем и в его мощах, в его лавре; но при всем том желал бы я узреть пустыню, которая обрела и стяжала сокровище, наследованное потом Лаврою. Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятой Троицы? Вошел бы я в него на всенощное бдение, когда в нем, с треском и дымом, горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свечей, и пламень их досягает до неба, и ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной… Отворите мне дверь тесной келлии, чтобы я мог вздохнуть ее воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобного Сергия, который орошен дождем слез его, в котором отпечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных… Дайте мне облобызать прах ее сеней, который истерт ногами святых, и чрез который однажды переступили стопы Царицы Небесныя… Укажите мне еще другие сени другой келии, которые в один день своими руками построил преподобный Сергий, и в награду за труд дня и глад нескольких дней, получил укрух согнивающего хлеба… Посмотрел бы я, как, позже других насажденный в сей пустыне, преподобый Никон спешно растет и созревает до готовности быть преемником преподобного Сергия… Послушал бы молчания Исаакиева, которое, без сомнения, поучительнее моего слова… Взглянул бы на благоразумного архимандрита Симона, который довольно рано понял, что полезнее быть послушником у преподобного Сергия, нежели начальником в другом месте… Ведь это все здесь: только закрыто временем, или заключено в сих величественных зданиях, как высокой цены сокровище в великолепном ковчеге! Откройте мне ковчег, покажите сокровище: оно непохитимо и неистощимо; из него, без ущерба его, можно заимствовать благопотребное, например, безмолвие молитвы, простоту жизни, смирение мудрования”…

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010