Часть VI. О праздниках 1099. Какие самые большие праздники Православной Церкви? Самые большие праздники Православной Церкви: 1. Воскресение Христово или Святая Пасха, 2. Двунадесятые праздники. Восемь из них называются Господними и посвящены земной жизни Христа и его служению, а четыре – посвящены Пресвятой Богородице и называются богородичными. 1100. Какие из двунадесятых праздников Господние? Следующие из двунадесятых праздников являются Господними: 1. Рождество Христово (25 декабря). 2. Сретение Господне (2 февраля). 3. Крещение Господне или Богоявление (6 января). 4. Преображение Господне (6 августа). 5. Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи). 6. Вознесение Господне на небо (на сороковой день по Воскресении). 7. Сошествие Святого Духа на апостолов и Пятидесятница, а одновременно и праздник Пресвятой Троицы (на пятидесятый день по Воскресении). 8. Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14 сентября). 1101. На какой день приходится Пасха или Светлое Христово Воскресение? Светлое Христово Воскресение бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния, а так как полнолуние каждый год не бывает в один и тот же день, то и пасхальное воскресенье приходится в разные дни, в первом или во втором весеннем месяце. 1102. Кто установил, чтобы Светлое Христово Воскресение праздновалось в первую неделю после весеннего полнолуния? Празднование Воскресения Христова в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния было установлено на первом Вселенском Соборе, в 325-м году по Р. X. 1103. Когда празднуется Воскресение Христово? Воскресение Христово празднуется в наших странах вечером в субботу перед пасхальным воскресеньем, иногда в полночь с субботы на пасхальное воскресенье, а иногда рано утром перед рассветом в пасхальное воскресенье. 1104. Чем начинается празднование Воскресения Христова? Празднование Воскресения Христова начинается крестным ходом вокруг церкви. 1105. Что поют при крестном ходе? При крестном ходе поют торжественную песнь «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

12. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Попразднство Преображения Господня. Мчч. Фотия и Аникиты. Прп. Максима Исповедника (с 13 августа) . Собор Валаамских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 6 августа) . Собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 18 августа) . Прмчч. Белогорских . Прмч. Варлаама, архим. Белогорского . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой мчч. Фотия и Аникиты (без праздничного знака) и службой попразднства Преображения (по главе Типикона под 7 августа, 4-е «зри»: «Аще случится попразднство Преображения Христова в Неделю») . Примечание. Служба прп. Максима Исповедника (с 13 августа) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, праздника, глас 2-й – 3 (см. в Минее 12 августа, на стиховне вечера, без стиховных припевов), и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника, глас 8-й: «Мрак законный...» (см. в Минее 12 августа, на «Господи, воззвах») , «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 12 августа, на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Гора Божия Фавор...» (см. в Минее 12 августа, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Божества Твоего, Спасе...» (в Минее 12 августа, на стиховне вечера). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 7-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-25/

Закрыть itemscope itemtype="" > Кураев готов признать папские притязания патриарха Варфоломея? Подлежащий извержению из священного сана блогер намекает на возможный уход к фанариотам 06.01.2021 4133 Время на чтение 7 минут Блогер Андрей Кураев, признанный Епархиальным церковным судом г. Москвы подлежащим извержению из священного сана, выступил в передаче «Персонально ваш» на либеральной радиостанции «Эхо Москвы». Напомним, 29 декабря 2020 года Епархиальным церковным судом г. Москвы принято решение о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана. Текст судебного решения здесь . В интервью «Эху» блогер мечтает об европеизации России: «Есть надежда. Если эта европеизация будет расти, то тогда, со временем, конечно, изменится и способ контакта, коммуникации людей, в том числе, в церковных общинах. Вот эта надежда моя есть. Она гаснет потихоньку, потому что кажется, что мы дрейфуем в сторону Северной Кореи». «Северная Корея нас притягивает, кажется, больше, чем Западная Европа», - пугает своих братьев по либеральному разуму бывший миссионер. Особенно забавно это читать, когда Европа стремительно уходит от христианства и ещё стремительнее смуглеет и чернеет. Кураев в очередной раз высказал свою вздорную идею о переносе даты празднования Рождества Христова: «Я вообще предлагаю праздновать Рождество 31 декабря по новому стилю для того, чтобы смысл нашего летоисчисления стал бы ясен. Если я праздную 25 декабря Рождество, почему год от Рождества Христова начинается через неделю? Если я отмечаю начало года от Рождества Христова 1 января, почему Рождество я праздную через неделю. То есть в обоих случаях возникает тот же вопрос. Поэтому предложение мое простое: как бы нам так договориться в рамках хотя бы одной конфессии, одной страны, чтобы перенести Рождество на 31 декабря по новому стилю. Это так логично: Христос родился - и сразу Новый год по этому поводу». По мнению блогера, дата празднования Рождества - это «чисто конвенциональные вещи»: «Мы не знаем, когда именно родился Христос. По косвенным данным, где-то в середине зимы, не более того. А кроме того, все равно не пройдет и 80 лет, эта проблема станет актуальной, потому что в XXII веке придется праздновать Рождество 8 января, все равно сдвигать. Все равно реформа нужна будет. И накануне её возникнут церковные дискуссии. Может быть, вспомнят и эту мою идею».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/06/ku...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 7 июля 2024 года 24. Неделя 2я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших . Глас 1й. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2ю по Пятидесятнице) . Прп. Антония Дымского (службу зри 17 января) . Всех святых, в Болгарии просиявших (переходящее празднование в Неделю 2ю по Пятидесятнице) . Правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских. Воскресная служба Октоиха совершается вместе с бденной службой Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 308–387) , и службой великого праздника Рождества Иоанна Предтечи . Предлагаем возможную схему для такого соединения служб . Примечание. Служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на пятницу, 22 июня . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1й – 3, Предтечи, глас 4й – 4, и русских святых, глас 3й – 3. «Слава» – Предтечи, глас 6й: «Днесь Света светильник…», «И ныне» – догматик, глас 1й: «Всемирную славу…». Вход. Прокимен дня, глас 6й: «Господь воцарися…», со стихами (по обычаю). Паримии Предтечи 3, и русских святых – 3. На литии стихиры Предтечи, глас 1й, литийная стихира русских святых, глас 8й: «Срадуйтеся с нами, вси лицы святых…», и стихиры русских святых, глас 2й: «Земле Русская…», « Церковь Русская…», «Соборе святых русских…», «Новый доме Евфрафов…» (см. на стиховне великой вечерни, без стихов) . «Слава» Предтечи, глас 5й: «Пророков предел…», «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…». На стиховне стихиры воскресные, глас 1й. «Слава» Предтечи, глас 8й: «Исаии ныне пророка глас…», «И ныне» Минеи, глас тот же: «Виждь Елисаветь…» (см. в службе Предтечи). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (единожды), тропарь Предтечи, глас 4й (единожды), и тропарь русских святых, глас 8й (единожды).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

С. Снессорева Алфавитный список 152 чудотворных икон пресвятой богородицы, с указанием года явления или перенесения в Россию и дней празднования их + Абалацкая – Знамение, 1636 г., 20 июля Абалацкая, 1636 г., 27 ноября Абульская, 11 июня + Адриановская, 15 августа + Акафистная-Зографская, 10 октября Акафистная-Хилендарская, 12 января Аксайская Албазинская – Знамение, 27 ноября Александрийская, 1 сентября + Антиохийская, 28 мая + Аравийская, или Арапетская, 6 сентября Арматийская, 17 августа Ахренские Шахматицы + Ахтырская, 1739 г., 2 июля + Ацкурская, 15 августа Байбузская, 1852 г., 26 декабря + Балыкинская, 30 июня + Бардовская, или Блаженное Чрево, 1392 г., 26 дек. + Барская, 1 октября Беловежская Белоцерковская + Белыничская, 1876 г., 12 апреля Беседная, 14 августа + Благовещение – в Киеве: Прядущая, 25 марта Благовещение – Московская, 1731 г., 25 марта + Благодатное Небо, в неделю Всех святых 153 Благоуханный цвет, 15 ноября Блаженно чрево, носившее Тя + Боголюбская (Боголюбивая), 1157 г., 18 июня Боголюбская – в Козлове, 18 июня + Боголюбская – в Москве, 18 июня Боголюбская – в Угличе, 18 июня Боголюбская – в Усмани, 18 июня Боголюбская-Зимаровская, 1771 года, 25 марта Божия Матерь избиенных младенцев от Ирода, 29 декабря + Борколабовская, 11 июля Борская Взыскание погибших, XVIII в., 5 февраля Браиловская, 1 октября +Братская-Киевская, 10 мая Братская-Киевская, 1654 года, 6 сентября + В скорбях и печалях утешение, 19 ноября Васильковская при храме Святая Вода, 24 октября + Ватопедская, Отрада, или Утешение, 807 г., 21 января + Введение во храм Пресвятой Богородицы в Серпухове, 21 ноября + Венская, что в Уграх, 15 февраля + Взыграние, 1793 г., 7 ноября + Взыскание погибших, 1835 г., 5 февраля + Византийская, 732 г., 7 апреля и 1 мая Виленская, 1341 г., 14 апреля + Виленская-Остробрамская, 26 декабря + Вифлеемская, 15 августа + Владимиро-Волыиская Мстиславова + Владимирская, 1155 г., 21 мая Владимирская, 1480 г., 23 июня Владимирская – в Астрахани, 23 июня Владимирская – в Поречской Ордынской пустыни, 23 июня

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 20 августа 2023 года 7. Неделя 11я по Пятидесятнице. Глас 2й. Попразднство Преображения Господня. Прмч. Дометия. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (службу зри 23 ноября) . Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Антония Оптинского . Собор Валаамских святых (переходящее празднование в 1е воскресенье после 6 августа) . Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского, в Ближних пещерах. Прп. Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой попразднства Преображения и службой прмч. Дометия (без праздничного знака) (А) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой попразднства Преображения и полиелейной службой свт. Митрофана, еп. Воронежского (Б) . Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться главой Типикона под 7 августа, 4е «зри»: «Аще случится попразднство Преображения Христова в Неделю» . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2й – 4, праздника, глас 4й – 3 (см. в Минее 7 августа), и преподобномученика, глас 6й – 3. «Слава» – праздника, глас тот же: «Прообразуя Воскресение Твое…» (см. в Минее 7 августа), «И ныне» – догматик, глас 2й: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня, глас 6й: «Господь воцарися…», со стихами (по обычаю). На литии стихиры праздника, глас 6й (см. в Минее 7 августа, на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5й: «Закона и пророков…» (см. в Минее 7 августа, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 2й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5й: «Приидите, взыдем на гору…» (см. в Минее 7 августа). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 7й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7й.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ прп. (пам. 4 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), в Дальних пещерах почивающий, странник. Жил, вероятно, во 2-й пол. XIII в., т. к. о нем, как и обо всех Киево-Печерских святых, живших во время или спустя нек-рое время после монголо-татар. нашествия, сохранилось очень мало сведений. В «Тератургиме» Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638) А. К.-П. именуется «многотрудным». В «Кратких сказаниях о жизни преподобных отец Дальних пещер», воспроизводящих древние надписи на досках, закрывавших пещеры с мощами, говорится, что А. К.-П. по благословению игумена странствовал на гору Афон и в Иерусалим , по возвращении жил так благочестиво и свято, что даже старцы считали его образцом подвижничества. В конце жизни пребывал в затворе в Дальних пещерах, где и почивают его мощи. Существуют тропарь и кондак А. К.-П. (Минея (МП). Октябрь. С. 130), он также упоминается в службе Собору преподобных отцов Дальних пещер (3-й тропарь 7-й песни канона - Там же. Август. Ч. 3. С. 136). Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690, впосл. митр. Киевский) установил празднование Собора преподобных отцов Дальних пещер, вероятно, тогда же была составлена служба. Общецерковное почитание А. К.-П. установлено указами Святейшего Правительствующего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым имена ряда киевских святых (в т. ч. А. К.-П.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и в Малой России просиявших. Ист.: Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных граммат и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1906. С. 21, 60-61.

http://pravenc.ru/text/114534.html

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля в сослужении иерархов Зарубежной Церкви 20 мая 2007 г. 16:02 20 мая, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев Первого Вселенского Собора, в Успенском соборе Московского Кремля состоялось Патриаршее богослужение. Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II сослужили митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр , архиепископ Берлинский и Германский Марк , архиепископ Истринский Арсений , архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл , епископы Домодедовский Евтихий , Женевский и Западно-Европейский Михаил , Штутгартский Агапит и Дмитровский Александр , Кливлендский Петр . За Литургией в храме молились архиепископ Корсунский Иннокентий и архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион . По запричастном стихе было оглашено послание Святейшего Патриарха архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с подписанием Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви. В Первосвятительском слове Его Святейшество назвал Успенский Патриарший собор Московского Кремля, в котором была совершена в этот день Божественная литургия, сердцем русского Православия. «Древний собор стал свидетелем многих событий русской истории. Его стены видели и славные, и скорбные, и смутные времена, — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. — В страшные годы Гражданской войны Святейший Патриарх Тихон говорил, что разделение народа — это плата за его грехи. Святитель писал: " Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех помрачил наш разум, разжег пламень страстей, вражду и злобу " . Именно в покаянии видел святитель Тихон путь избавления от нестроений. Не единожды были смутные времена на Руси, но преодоление смуты и нравственного падения всегда было сопряжено с покаянным возвращением к вере отцов. Сила веры вела наш народ к единству». Знаменательным считает Святейший Патриарх Алексий тот факт, что ныне национальным праздником России стал День народного единства, связанный с прекращением смуты XVII века и совпадающий с праздником в честь Казанской иконы Божией Матери: «Празднование этого дня, в который русские люди после поста и молитвы смогли изгнать неприятеля из священных стен Кремля, заменило навязанное прежними безбожными правителями празднование дня Октябрьского переворота, этой трагической даты, связанной со смутой, кровопролитием и восстанием против Бога. Мы благодарим Господа за то, что наш народ осознал гибельность для России братоубийства и разделения. Благодарим Господа и за нынешнее преодоление разделения церковного, тесно связанного с былым противостоянием в нашем обществе и разделением в теле народном».

http://patriarchia.ru/db/text/246087.htm...

Прп. Арефа Затворник. Гравюра. (Патерик Печерский. К., 1661) (2-я пол. XII в.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских). А. З. посвящено 22-е слово Киево-Печерского патерика Кассиановской редакции. Автор слова, свт. Симон , еп. Владимирский, был очевидцем чуда, происшедшего с преподобным. А. З. род. в Полоцке, среди братии Киево-Печерского мон-ря был известен скупостью и немилосердием к нищим. После ограбления его кельи А. З. тяжело заболел из-за скорби об утраченном богатстве. Во время болезни ему было видение ангелов и бесов, споривших о его душе, после чего преподобный покаялся и возблагодарил Бога о похищенном имуществе, к-рое ангелы вменили ему в милостыню. Исцелившись, А. З. проводил жизнь в покаянии и искренней заботе о нищих и убогих. Согласно преданию, преподобный жил в затворе в Ближних пещерах, где в наст. время покоятся его мощи. Погребение «преподобного отца Арефы» упоминает в «Тератургиме» (1638) иером. Афанасий (Кальнофойский) . А. З. прославляется в 7-й песне «Канона преподобным отцам Печерским» (К., 1643), изданного по благословению свт. Петра (Могилы) , митр. Киевского: «Сребролюбия потопивый змия слез тучами, Арефо славне». Автором «Канона», возможно, был протосинкелл и экзарх К-польского Патриарха иером. Мелетий Сириг . В Патерике (К., 1661), изданном по благословению архим. Иннокентия (Гизеля) , впервые указана отдельная память А. З.- 24 окт. При архим. Варлааме (Ясинском ; 1684-1690) было установлено празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих. Общецерковное почитание печерских преподобных, в т. ч. А. З., установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг., в соответствии с к-рыми разрешалось печатать службы киевским святым в Минеях и вносить их имена в московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору святых, в Малой России просиявших.

http://pravenc.ru/text/75914.html

Беседа в неделю Ваий. Преподобного Иова, игумена Почаевского Кто – из числа благоразумных рабов Христовых и радуется чести Владыки, тот пусть послушает нынешнего Евангелия ( Ин. 12:1–18 ). Нынешнее Евангелие, возлюбленные, читаемое с ясным пониманием, показывает о нашем Владыке, что Ему уготовали сестры Лазаревы, когда одна из них Мария, глубоко почитая Его, умыла ноги Его миром драгоценным, и каким ответом Он заграждает уста Иуде, порицавшему сию жену за боголюбивое дело; какой Он удостоен был торжественной встречи, когда народ приносил Ему в дар ветви финиковые и громким голосом восклицал осанна: как и Христос, исполняя предреченное о Нем и Сам таинственно предзнаменуя нечто, то есть покорение неразумных язычников, всед на осля, приходит таким образом в Иерусалим. И не только это, возлюбленные, показывает нам нынешнее Евангелие, но между прочим оно показывает и совет, который совещали на Лазаря старейшины священников. Совещаша же, – сказано, – архиерее, да и Лазаря убиют ( Ин. 12:10 ). Но пора уже послушать и самых слов Евангелия, чтобы с точностью уразуметь все выражения. Поскольку иудеи имели обычай, прежде чем праздновать пасху в двадцатый день месяца, начинать ее и соблюдать с четырнадцатого числа, а в девятнадцатый день того же месяца употребляли нечто более обыкновенной пищи, тогда как доселе неважное было празднество ( Исх. 12:18 ): то посему и Господь, следуя этим обычаям празднования, так как ни в чем не хотел нарушить закона, вечерял Сам со Своими друзьями, предваряя две пасхи. Ибо прежде шести дний пасхи прииде Иисус в Вифанию. Какой пасхи? Очевидно, законной: ибо не была еще преподана истинная Пасха, которою был Сам Христос, за нас приносимый в жертву: Пасха бо наша, – сказано, – за ны заклан бысть, Христос ( 1Кор. 5:7 ). И откуда Он пришел? – Из пустыни. Воскресив из мертвых Лазаря, – так как Его искали побить камнями, – Он удалился в пустыню, не желая их погибели. Потом Евангелист, показывая нам, что Вифания была отечеством Лазаря, прибавил: идеже бе Лазарь умерый (Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010