Скачать epub pdf Глава 16. Святые иконы в первом столетии по Рождестве Христовом. Нерукотворенный образ Спасителя На восток от Иерусалима в Малой Азии, между реками Тигром и Евфратом, стоит город Орфа. В древности он назывался Едессою и был столицею небольшого государства Осроены. Во дни земной жизни господа нашего Иисуса Христа Авгарь 27 или князь этой страны, по имени Ухомо, поражен был неизлечимою страшною болезнию – проказою. Узнав о чудесах Иисуса Христа, он просил Его письмом, посланным с Ананею, посетить его и исцелить от болезни. Спаситель, взяв плат, отерся им, изобразил при этом на нем лик Свой и послал его к едесскому князю, обещая совершенно исцелить его после через одного из Своих учеников. Князь с благоговением принял святой образ Господа, поклонился ему, облобызал его и почувствовал большое облегчение от болезни. По вознесении Господа, святой Фаддей, один из 70 апостолов, пришел к Авгарю и совершенно исцелил его от болезни. Князь поместил святой убрус в стене города над главными вратами его. Святой образ прославился великими чудесами и многие христиане из отдаленных стран стали путешествовать в Едессу для поклонения этой святыне. В седьмом столетии по Рождестве Христовом Осроеною завладели арабы – мусульмане, но не препятствовали христианам путешествовать для поклонения святому образу. В десятом веке греческий император Роман 1-й возымел пламенное желание перенести эту святыню в столицу свою – Константинополь. Но арабский эмир не соглашался отдать ее; тогда греческие войска, опустошив окрестные места Едессы,, осадили и стеснили этот город. Мусульмане выдали святой убрус посольству императора. Это было в 944 году по Р. X. Во время перенесения святого образа к Царьграду совершались чудеса и многие больные получили от него исцеления. Святыня прибыла в столицу греческой империи ко дню Успения Богоматери. На другой день сего праздника, в 16 день месяце августа, после крестного хода, весьма торжественно императорскою фамилией, священноначалием и народом совершенного в столице и по суше и по морю, святой образ поставлен в храме фаросском. Во время этого крестного хода, как говорит писатель, несомненно современный событию 28 , «один расслабленный, издавна страдавший ногами, опираясь на своих слуг, приподнялся немного, чтобы увидеть божественную икону, и лишь только увидел, тотчас же почувствовал крепость в ногах, сам собою пробежал и, лобызая кивот, велегласно прославил Бога и перед всеми исповедал чудо, над ним совершившееся». С сего времени установлено совершать празднование нерукотворенному образу Спасителя в 16-й день месяца августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Езекия Езекия ( , – от =крепость, сила Божия; ζεκας; Ezechias; L: Hiskia, Jehiskia): а) 4Цар.16:20, 18:1, 19:1, 20:1 . 1Пар.3:13 . 2Пар.29:1 ... 30, 1... 32:2, 33:3. Притч.26:1 . Сир.48:19 … 49:5. Ис.1:1, 36:1 ... 14–16, 18, 22. 37:1... 38:1.., 39:1–8. Ос.1:1 . Мих.1:1 . Иер.26:18–19 . 2Макк.15:22. – Один из благочестивейших царей Иудейских. Вступив на престол после нечестивого Ахаза ( 4Цар.16:20, 18:1 . 2Пар.29:1 ...), он был ревностным подражателем предка своего Давида. Первым делом его было восстановить истинное богослужение. Повелев отворить Храм и очистить его, он вошел в него с начальниками города, причем вознесены были жертвы и всесожжения, при пении псалмов и звуке музыкальных орудий, и с этого времени восстановлен был чин богослужения в том самом виде, в каком был при Давиде ( 2Пар.29:1–36 ). Потом он постановил совершить праздник Пасхи и приглашал к нему и израильтян, и празднование совершено было с таким торжеством и великолепием, какого не было в Иерусалиме со дней Соломона ( 2Пар.30:7–27 ). После сего истреблены были все памятники идолопоклонства, и не только в Иудее, но и в царстве Израильском: высоты и жертвенники были разрушены, статуи разбиты, дубравы посечены; Езекия не пощадил даже и медного змия Моисеева, который сделался было предметом суеверного поклонения ( 4Цар.18:3–6 . 2Пар.31:1 ). Затем восстановлены были чреды служения, составлены списки священников и левитов со всеми их семействами, и сделано мудрое распоряжение для принятия и раздаяния десятин и приношений семействам их ( 2Пар.31:2–21 ); и при всем этом он действовал от всего сердца своего, нелицемерно и неуклонно исполняя Заповеди Божии . При таком искреннем благочестии своем, он немало, конечно, должен был иметь еще борьбы с различными пороками, которые господствовали тогда в князьях и народе, с одним внешним их благочестием, с их неправдами и злодеяниями, в которых так резко обличали их пророки (сн. напр. Ис.1:10 ... 15... 22:15... 28:7, 14, 22, 29:13, 30:2, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

М.С. Красовицкая Лекция 11. Годовой круг неподвижных праздников. Великие праздники месяцеслова Теперь поговорим о месяцеслове, несмотря на то, что мы уже разбирали знаки праздников, отражающие их иерархию. Эта глава, будет единственной, посвященной праздникам месяцеслова, потому что дальше нам придется говорить о Триоди. И из всего месяцеслова мы разберем лишь великие праздники. Ни о какой полноте, всеохватности, обстоятельности тут не может идти речь. Мы лишь перечислим те рубрики, которые должны быть известны, и наметим направления для дальнейшей самостоятельной работы. С самого начала должна быть максимальная ясность в системе праздников. В богослужении три круга: дневной, седмичный и годовой. Дневной образуют службы суточного круга; седмичный образуется семью днями, начиная с недели, затем следуют пять будничных, седмичных дней и особый день – суббота. Пик седмичного круга, его праздник совпадает с его началом – неделя, это исключительный день в седмице. И, наконец, годовой богослужебный круг состоит из двух составных частей: месяцеслова и Триоди. Месяцеслов – это неподвижные, непереходящие праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года. Триодь – это то, что двигается вместе с Пасхой, т.е. меняет число и месяц год от года, но не меняет дня седмицы и промежутка времени, отделяющего празднование от Пасхи. Так, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает за неделю до Пасхи, а Антипасха – это всегда первое воскресенье после Пасхи. Эти праздники не меняют своего положения относительно Пасхи и не меняют своего дня седмицы: Вознесение всегда в четверг, Троица всегда в воскресенье. Это система подвижных, переходящих праздников – все то, что связано с Пасхой, все то, что помещается в Триоди. Но сейчас речь пойдет не о Триоди, а о великих праздниках месяцеслова. В Типиконе они обозначены знаком «крест в круге», и это единственный знак для великих праздников. Типикон говорит о составе великих праздников достаточно расплывчато, т.е. из 47 главы нельзя узнать, какие именно праздники являются великими. Там сказано так: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла, имут знамения, крест окружен», т.е. обозначаются в Типиконе знаком «крест в круге».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  26 мая 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. В тот год на этот день выпало празднование Вознесения Господня. Увы, из-за календарной путаницы, о которой Русская линия писала не раз, празднование дня рождения великого русского поэта ошибочно принято отмечать 6 июня по новому стилю, хотя по церковному (юлианскому) календарю 26 мая соответствует 8 июня. "/> 26 мая 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. В тот год на этот день выпало празднование Вознесения Господня   26 мая 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. В тот год на этот день выпало празднование Вознесения Господня. Увы, из-за календарной путаницы, о которой Русская линия писала не раз, празднование дня рождения великого русского поэта ошибочно принято отмечать 6 июня по новому стилю, хотя по церковному (юлианскому) календарю 26 мая соответствует 8 июня. "/> 26 мая 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. В тот год на этот день выпало празднование Вознесения Господня   26 мая 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. В тот год на этот день выпало празднование Вознесения Господня. Увы, из-за календарной путаницы, о которой Русская линия писала не раз, празднование дня рождения великого русского поэта ошибочно принято отмечать 6 июня по новому стилю, хотя по церковному (юлианскому) календарю 26 мая соответствует 8 июня. "/> Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О русском слове К девятому дню кончины ученого 06.11.2021 1436 Время на чтение 8 минут Как сообщала РНЛ, 29 октября 2021 года, на 91 году ушел из жизни член-корреспондент РАН, выдающийся советский и российский литературовед, доктор филологических наук Николай Николаевич Скатов, директор Пушкинс кого Дома с 1987 по 2005 г. , член Союза писателей России (ранее – Союз писателей СССР ), почётный профессор Российского государственного педагогического университета им. Герцена. ...Двадцать лет назад в стенах Пушкинского Дома для газеты « Православный Санкт-Петербург » довелось записать беседу с Николаем Николаевичем Скатовым, его тогдашним директором. В день его памяти предлагаю ее для прочтения.

http://ruskline.ru/analitika/2007/06/08/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Алексия (комментарий в свете веры) Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru Накануне праздника Вознесения Господня Святейший Патриарх совершил Всенощное бдение в Храме Христа Спасителя 8 июня, накануне праздника Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Всенощное бдение в Храме Христа Спасителя. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Герман, архиереи Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, участвующие в праздновании 15-летия со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. По окончании богослужения Его Святейшество поздравил сослужителей и богомольцев с праздником Вознесения Господня. Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru В праздник Вознесения Господня Святейший Патриарх совершил Божественную литургию и благодарственный молебен в Храме Христа Спасителя Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru 9 июня, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и благодарственный молебен в Храме Христа Спасителя. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Герман, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, постоянные и временные члены Священного Синода Русской Православной Церкви, сонм иерархов Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, участвующих в праздновании 15-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru По окончании богослужения Митрополит Киевский и всея Украины Владимир огласил Приветственный адрес Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II по случаю 15-летия его Патриаршей интронизации.

http://sedmitza.ru/text/402438.html

Патриаршее послание в связи с празднованием в приходах Русской Зарубежной Церкви восстановления канонического общения внутри единой Поместной Русской Православной Церкви / / Руська Православна Церква сайт Московського Новини Документи Фото Анонси преставлення князя Володимира та звернення " ю Послання Програма «Слово пастиря» новини Кирил висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Кирил молиться за загиблих про порятунок тих, кому пожежа в «Крокус Холу» У п " ятницю Великого посту Предстоятель Церкви звершив Передосвячених у Христа Спасителя У четвер Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп. Критського у У середу Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп. Критського в Донському   сайту банери Експорт новин Список отримали гриф «Схвалено Синодальним Церкви» Головна / Послання Патриаршее послание в связи с празднованием в приходах Русской Зарубежной Церкви восстановления канонического общения внутри единой Поместной Русской Православной Церкви для друку 5 вересня 2007 р. 15:49 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравительное послание в связи с празднованием в приходах Русской Зарубежной Церкви восстановления полноты братского общения внутри единой Поместной Русской Православной Церкви. Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас со знаменательным событием в жизни нашей Матери-Церкви — восстановлением единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Всем нам памятно соборное служение в кафедральном Храме Христа Спасителя града Москвы, в праздник Вознесения Господня, когда это единство было утверждено не только подписанным Актом о каноническом общении, но и впервые после десятилетий разделения мы совместно совершили Божественную литургию и имели радость причащения от единой евхаристической чаши. Ныне, как и тогда, благодарностью Богу преисполняются наши сердца, ибо восстановлено единство внутри Поместной Русской Православной Церкви, Милосердный Господь исцелил кровоточащую рану разделения. Этот дар драгоценен для всей церковной Полноты, собравшей воедино чад своих, для народа и всего русского мира.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205579...

Слово при первом служении в Херсонском соборе 9-го мая 1863 года, в день Вознесения Господня и по принесении в город чудотворной иконы Богоматери из селения Касперовки Устроением благого Промысла, первое появление моего недостоинства среди вас, братия и чадца мои о Господе, совпадает с великим и особенным торжеством Церкви сего богоспасаемого града. Светел и радостен нынешний праздник вознесения на небо Христа Спасителя нашего; но святая Церковь града сего, присовокупляет к нему еще празднество не менее светлое и радостное. Духовно созерцая в радостных песнях дня сего, восшествие, среди воскликновений, на небеса небес Царя славы, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, ныне же верные града сего имели святую радость и телесными очами видеть пришествие к нам Богоизбранной Девы Богородицы, в чудотворной Ее иконе. Таким образом, исшедши как бы на Елеон, чтобы с сонмом Апостолов боголепно поклониться восходящему на небо Сыну Божию, и принять от него торжественное благословение, как от Владыки неба и земли, в тоже время все мы сподобились благоговейно поклониться пришедшей к нам и Матери Бога-Слова, и принять благодатное осенение от дивного образа Ее, как Царицы Ангелов и человеков. Но к столь сугубому торжеству града и Церкви ныне произошло и еще одно празднование, невольно восторгающее духовной радостью сердца верных. Это есть празднование в честь и память одного из великих угодников Божиих, Святителя и чудотворца Николая. Такая необычность стекшихся празднеств, чем неудержимее движет к слову и сердце, и уста, тем справедливее дух мой останавливается и недоумевает, какое слово назидания изнести вам, братия, чтобы, возвышая и восполняя общую радость многопразденственного дня, не утомить и без того уже утомленные силы и духа, и тела вашего 1 . Да и не говорят ли о себе, сами собой многое, в своих духовных песнях и пениях, – не говорят ли, чуть ли не красноречивее иного живого слова, и это досточудное восшествие на небо с плотью Святейшего Богочеловека, восседающего одесную престола силы Божией, да пошлет нам оттоле Утешителя Духа, и это всерадостное явление к нам Преблагословенной Заступницы, приносящей с собой живой в приснотекущий источник благодати и щедрот для всех, прибегающих к Ней с мольбой и верой, и эта преславная память дивного чудотворца, подающего всему миру многоценное милостей миро и неисчерпаемое чудес море. Итак, да позволено будет мне, только что пришедшему к вам во имя Господне, ограничить на сей раз беседу мою кратким словом Евангельского приветствия, по заповеди Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Часть VI. О праздниках 1099. Какие самые большие праздники Православной Церкви? Самые большие праздники Православной Церкви: 1. Воскресение Христово или Святая Пасха, 2. Двунадесятые праздники. Восемь из них называются Господними и посвящены земной жизни Христа и его служению, а четыре – посвящены Пресвятой Богородице и называются богородичными. 1100. Какие из двунадесятых праздников Господние? Следующие из двунадесятых праздников являются Господними: 1. Рождество Христово (25 декабря). 2. Сретение Господне (2 февраля). 3. Крещение Господне или Богоявление (6 января). 4. Преображение Господне (6 августа). 5. Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи). 6. Вознесение Господне на небо (на сороковой день по Воскресении). 7. Сошествие Святого Духа на апостолов и Пятидесятница, а одновременно и праздник Пресвятой Троицы (на пятидесятый день по Воскресении). 8. Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14 сентября). 1101. На какой день приходится Пасха или Светлое Христово Воскресение? Светлое Христово Воскресение бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния, а так как полнолуние каждый год не бывает в один и тот же день, то и пасхальное воскресенье приходится в разные дни, в первом или во втором весеннем месяце. 1102. Кто установил, чтобы Светлое Христово Воскресение праздновалось в первую неделю после весеннего полнолуния? Празднование Воскресения Христова в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния было установлено на первом Вселенском Соборе, в 325-м году по Р. X. 1103. Когда празднуется Воскресение Христово? Воскресение Христово празднуется в наших странах вечером в субботу перед пасхальным воскресеньем, иногда в полночь с субботы на пасхальное воскресенье, а иногда рано утром перед рассветом в пасхальное воскресенье. 1104. Чем начинается празднование Воскресения Христова? Празднование Воскресения Христова начинается крестным ходом вокруг церкви. 1105. Что поют при крестном ходе? При крестном ходе поют торжественную песнь «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Часть VI. О праздниках 1099. Какие самые большие праздники Православной Церкви? Самые большие праздники Православной Церкви: 1) Воскресение Христово, или Святая Пасха; 2) Двунадесятые праздники. Восемь из них называются Господскими и посвящены земной жизни Христа и Его служению, а четыре – посвящены Пресвятой Богородице и называются Богородичными. 1100. Какие из двунадесятых праздников Господские? Следующие из двунадесятых праздников являются Господскими: 1) Рождество Христово (25 декабря). 2) Сретение Господне (2 февраля). 3) Крещение Господне, или Богоявление (6 января). 4) Преображение Господне (6 августа). 5) Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи). 6) Вознесение Господне на небо (на сороковой день по Воскресении). 7) Сошествие Святого Духа на апостолов и Пятидесятница, а одновременно и праздник Пресвятой Троицы (на пятидесятый день по Воскресении). 8) Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14 сентября). 1101. На какой день приходится Пасха, или Светлое Христово Воскресение? Светлое Христово Воскресение бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния, а так как полнолуние каждый год не бывает в один и тот же день, то и пасхальное воскресенье приходится в разные дни, в первом или во втором весеннем месяце. 1102. Кто установил, чтобы Светлое Христово Воскресение праздновалось в первую неделю после весеннего полнолуния? Празднование Воскресения Христова в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния было установлено на Первом Вселенском Соборе, в 325 году по P. X. 1103. Когда празднуется Воскресение Христово? Воскресение Христово празднуется в наших странах вечером в субботу перед пасхальным воскресеньем, иногда в полночь с субботы на пасхальное воскресенье, а иногда рано утром перед рассветом в пасхальное воскресенье. 1104. Чем начинается празднование Воскресения Христова? Празднование Воскресения Христова начинается крестным ходом вокруг церкви. 1105. Что поют при крестном ходе? При крестном ходе поют торжественную песнь «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

23.03.2024 Синодальный Отдел принял участие в праздновании Дня семьи, любви и верности Новости 08.07.2008 08.07.08. Москва. 8 июня 2008 года в России впервые отмечается День семьи, любви и верности, приуроченный ко дню памяти святых Петра и Февронии Муромских. Ко всем управляющим епархиями на территории Российской Федерации было направлено письмо Святейшего Патриарха, в котором говорится о необходимости введения особых прошений на Литургии, служимой в этот праздник. В специально составленных прошениях, возносятся молитвы о сохранении супружества в мире и единомыслии, благочестии и чистоте» и о даровании семьям «несокрушимой крепости и преспеяния в любви нелицемерней». С этого года День семьи, любви и верности будет праздноваться ежегодно на всех приходах Русской Православной Церкви. Синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями также принял участие в проведении торжественных мероприятий, которые прошли на территории храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. Этот храм замечателен тем, что в нём находится икона святых Петра и Февронии с частицами их мощей, при этом строительство храма было завершено в 1762 году во времена зарождения иноческой жизни в Свято-Троицком Муромском женском монастыре, где находятся целебные мощи этих святых. В праздничной встрече в Синодальном Отделе приняли участие представители духовенства и общественных организаций, православные верующие и журналисты, в том числе и представитель Фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «Омофор» Тарас Васильевич Киящук. О мероприятии нам рассказал исполнительный директор Союза православных деятелей культуры, науки и образования, главный организатор торжества Юрий Алексеевич Серов: «В свое время я часто по работе посещал Муром, бывал и в монастыре, где покоятся мощи святых Петра и Февронии. Потом, уже общаясь с людьми из Совета Федерации, которые хотели сделать праздник, посвященный семье, узнал, что частицы мощей святых находятся и в Москве, в храме Вознесения за Серпуховскими воротами. Тогда мы решили провести праздник именно здесь, в этом храме. Ведь праздник отмечается и в других местах, но мы исходили из того, что основой для Дня семьи является память о подвиге благоверных супругов. Поэтому для нас духовная составляющая сегодняшнего праздника находится на первом месте – если мы будем помнить о наших духовных корнях, то и нашу молодежь будет легче воспитывать, легче будет ей объяснить, что такое семья, любовь, счастье.

http://pobeda.ru/novosti/sinodalnyiy-otd...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010