Митрополит Варсонофий: Приход человека сентября 2014 В 2014 году приходская тематика вышла на первый план в общецерковной медиаповестке. С обличениями в адрес злых тетушек, отпугивающих людей от храмов, на июньском Высшем Церковном Совете выступил Святейший Патриарх Кирилл. В июле Священный Синод издал несколько постановлений , прописывающих рекомендации по развитию приходской жизни в городах и иных поселениях. В сентябре во все епархии Русской Православной Церкви было направлено Патриаршее распоряжение , призывающее архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян обсудить, каким должен быть современный приход. В интервью порталу " Приходы " управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий рассказывает о том, почему священноначалие так пристально к приходским общинам. Владыка, на июльском заседании Священного Синода были приняты решения, описывающие современную приходскую жизнь. В частности, упоминается термин " сельские приходы " . Что мы подразумеваем под этим понятием? Допустим, до революции за определенным храмом в сельской местности закреплялась конкретная территория, народ ходил только в определенный приход. В другие приходы, может быть, только на богомолье в праздничные и престольные дни верующие отправлялись. Люди были сосредоточены вокруг одного прихода, в своей общине. А сегодня это что? - Не так давно я гостевал в родном селе. Приехали на мою службу из нескольких районных центров, на автобусах. Почему? Потому что туда прибыл митрополит, было торжественное богослужение. Но в другие воскресные и праздничные дни они в мое село не ездят, а посещают свои церквушки. И ситуация эта весьма понятна и логична. Если бы наш народ был по-настоящему воцерковлен, он бы каждую субботу и воскресенье посещал свой храм. А в какие-то праздничные, особые престольные дни он мог бы посещать и другие церкви. Так было до революции. Часто даже в престольные праздники приглашали особых протодиаконов, священников, которые хорошо проповедовали, величаво служили. Но сегодня у нас народ не каждое воскресенье посвящает Богу, многие бывают только на Пасху, на Рождество, ну и, может, на двунадесятые праздники заглядывают свечку поставить. Поэтому сейчас не может быть закрепления прихожанина за конкретным приходом.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Чин Торжества Православия Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами. 23 марта, 2013 Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами. Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста. Фрагменты чина Торжества Православия, совершаемого Святейшим Патриархом Кириллом. 2009 г.  Скачать Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами . Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались. Читайте также: Иконоборчество и иконопочитание После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!» Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось  празднование и  особый чин, называемый Торжество  Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

http://pravmir.ru/chin-torzhestva-pravos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Интерес к выставке не угасает О работе передвижной фотовыставки «100-летию Александро-Невского братства посвящается...» 30.05.2018 2189 Время на чтение 11 минут Этот 2018 год - год столетия Александро-Невского братства . В Свято-Троицкой Александро-Невской лавре 6 февраля 2018 года прошли праздничные мероприятия , посвященные 100-летию основания Александро-Невского братства. Празднование началось 1 февраля 2018 года , в день гибели священномученика Петра Скипетрова - этот день считается датой основания братства. Со столетием Братства членов Братства поздравил Патриарх Кирилл, Митрополит Санкт-петербургский и Ладожский Варсонофий, Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. Поступили поздравления в адрес Братства от губернатора Ленинг радской области Александра Дрозденко, вице-губернатора Санкт-Петербурга Константина Серова, а также от общественных организаций города и области. В самом начале торжественного вечера Владыка Назарий объявил открытой фотовыставку «К 100-летию Александро-Невского братства», разместившуюся в зале духовно-просветительского центра «Святодуховский» Александро-Невской лавры. Праздничные мероприятия прошли при большом стечении народа. Выставка несколько недель экспонировалась в Святодуховском центре. И ее смогли посмотреть не только участники торжественного вечера, посвященного 100-летию Братства, но и много посетителей Лавры. Интерес к выставке предопределил решение Председателя правления Братства, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Епископа Кронштадтского Назария сделать фотовыставку «100-летию Александро-Невского братства посвящается...» передвижной и отправить ее в путешествие по Санкт-Петербургу, городам Ленинградской области и Северо-Запада. 13 февраля 2018 года в Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина проходила Конференция «Духовные традиции Ленинградской области», на которой демонстрировалась фотовыставка «100-летию Александро-Невского братства посвящается...». Александро-Невского братство – общественная организация по возрождению духовности, культуры и патриотизма.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/30/in...

ЦВ 22 (466) ноябрь 2011 /  29 ноября 2011 г. 18:17 Жизнь как служение 19–21 ноября в Москве прошли торжества, посвященные 65-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В столице России собрались Предстоятели Православных Церквей — Грузинской, Польской, Чешских земель и Словакии, а также представители Болгарской и Румынской Православных Церквей. Вместе с Предстоятелем Русской Церкви они приняли участие в богослужениях и праздничных мероприятиях. Накануне празднования в Москву прибыла великая христианская святыня — пояс Пресвятой Богородицы, поклониться которому в Храм Христа Спасителя пришли десятки тысяч верующих. События, связанные с памятной датой в жизни Святейшего Патриарха Кирилла, дают возможность увидеть подвижническое служение Предстоятеля Русской Церкви, почувствовать силу и радость общения церковной иерархии, клира и народа в духе православного единства.  «Воспринимая всё то, что надлежит делать мне как Патриарху, я в меру своих сил старюсь ответить на Божий призыв, сознавая, что без благодати Божией невозможно ни совершить добрых дел, ни тем более обрести спасение», — отметил Святейший Патриарх Кирилл в ответ на поздравления участников торжеств по случаю 65-летнего юбилея Предстоятеля Русской Церкви. Подтвреждением сказанного служит активная и плодотворная деятельность Московского Первосвятителя, дела и свершения Патриарха, которые невозможно реализовать без помощи Божией. Об этом в течение двух дней праздничных торжеств говорилось неоднократно. Череда юбилейных мероприятий началась с вечера 19 ноября. В канун празднования 65-летия Предстоятеля Русской Церкви в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя было совершено всенощное бдение. Богослужение возглавили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также Предстоятели Поместных Православных Церквей, прибывших в Москву для участия в юбилейных торжествах: Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор. Собору Предстоятелей сослужили члены Священного Синода Русской Православной Церкви, архипастыри и многочисленное духовенство. Перед полиелеем в храм была принесена великая христианская святыня — ковчег с поясом Пресвятой Богородицы. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл и Предстоятели Поместных Церквей поклонились святыне.

http://e-vestnik.ru/church/zhizn_kak_slu...

IV. Праздничное Богослужение § 32. Понятие о праздниках Православные церковные праздники суть дни торжественного Богослужения, установленные Церковью в память важнейших радостных событий и благодеянии для веры, Церкви Христовой и отечества нашего. § 33. Отличительные черты праздничного Богослужения Праздничное Богослужение отличается от простодневного, во-первых, большею торжественностью, которая выражается в более торжественном звоне к Богослужению, частом отверзании царских дверей, большем освещении и каждении храма, в светлом облачении священнодействующих и преобладании пения над чтением церковных песнопений; во-вторых, большей продолжительностью, потому что в состав его входит такие дополнительные молитвословия, которых в простые будничные дни не бывает (напр. лития, полиелей); в-третьих, тем, что молитвословия и песнопения в праздники бывают посвящены преимущественно уяснению торжества праздничного и берутся из той книги, в которой прославляется празднуемое событие или чествуется празднуемый святой, а именно: для праздников в неподвижные дни – из миней, а в подвижные – из триодей. § 34. Разделение праздников и степени их Церковные праздники по содержанию своему разделяются на три разряда: 1) на праздники Господни, Христовы или Владычны; 2) Богородичны, и 3) святых. Кроме того, есть у нас 4-й разряд так называемых местных, или храмовых праздников, т.-е. во имя которых устроен известный храм, и 5-й разряд праздников церковно-гражданских, к празднованию которых призывается Церковь и государство, напр. Новый год и Высокоторжественные дни. Праздники по важности воспоминаемых событий и лиц и по степени торжественности Богослужения разделяются на три разряда: на малые, средние и великие. В церковном уставе они обозначаются так называемыми знамениями или знаками, поставленными против них. Малые праздники означаются дугою с тремя точками внутри ее или красною, или черною; средние праздники – знаком креста + или крестом в полукруге ; великие праздники – крестом в круге В церковном Богослужении каждый знак имеет особое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

V. Внутренняя монастырская жизнь Главный характер её – общежительность. – Разные роды и степени монастырского послушания. – Участие всех братий в трудах по удовлетворению вещественным нуждам монастыря. – Старший между трудящимися. – Время, посвящаемое на труды. – Молитва , сопровождающая их. – О богослужении в обители. – О господствующем напеве при богослужении. – Торжественность праздничных служений. – О праздничных днях в монастыре, скитах и часовнях. – О крестных ходах на Валааме. – О постах. – О совершаемых в обители поминовениях. – Общность в содержании иноков. – О трапезовании иноков. – О нестяжательности братий. – О жизни св. „советом”. – Жизнь инока от вступления в обитель до смерти. Главный характер жизни монастырской есть строгое соблюдение общежительного устава. Этим уставом для всего братства определяются общие труды, общая молитва , общая трапеза, одинаковая для всех одежда и все прочее. Основанием общежития остается тот же устав, введенный старцем Назарием, текст которого изложен выше в подробностях. Составляя многочисленное общество и собственными руками удовлетворяя большей части своих нужд, братия заняты многоразличными трудами. Труды их называются „послушаниями”. Первое из них – послушание о. настоятеля. Оно возлагается на него всем братством и в нём утверждается он св. Синодом. В общежительном монастыре все малейшие предметы должны необходимо доходить до его сведения, чтобы, с одной стороны, сообщить всему внутреннему управлению характер единства, а с другой чтобы освободить должностных от греха самочиния (самовольства), тяготящего совесть послушника и производящего смущение в братстве. В жизни монастырской, в жизни духовного подвижничества, встречаются Христовым воинам многие вопросы совести, разрешение которых они спешат узнать от их духовного водителя – отца игумена, и его опытным словом прекращают волнение своей мысли. Все это необходимо требует от настоятеля совершенного самоотвержения, постоянной готовности выслушивать всякого, обращающегося к нему за решением по должности, или за советом в деле духовном. Вместе с тем настоятель принимает посетителей, сам непосредственно следит за правильностию действий лиц должностных, часто посещает места общих послушаний, посещает и скитских братий и проводит в духовных беседах с ними по нескольку часов; таким образом из краткого исчисления обязанностей игумена, видно, как тяжек труд его и как важно для всего общества его многостороннее послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крестные ходы в Киеве, посвященные Великой Победе! По словам Сергея Демидова, несмотря на попытки майданных властей отобрать у жителей Украины историческую память, множество людей приняло участие в праздничных мероприятиях 13.05.2017 837 Время на чтение 3 минуты В Киеве прошли два Крестных хода, посвященных 72-й годовщине Победы нашего народа над гитлеровской Германией и их сателлитами. 6 мая в день памяти Великомученика Георгия Победоносца от Успенского собора Киево-Печерской Лавры состоялся традиционный Крестный ход. Более 200-х православных активистов из Киева и других регионов Украины прошли центральными улицами столицы Украины, приветствуя прохожих возгласами «Христос Воскресе!» и пением тропаря «Воскресение Христово видевше…!» и другими пасхальными молитвами. Особенно торжественно звучало пение крестоходцев, когда они проходили возле парка «Славы и Могилы Неизвестного солдата», отдавая дань памяти павшим воинам-освободителям Киева и Украины от немецко-фашистских захватчиков и их пособников. Но были и очень неприятные моменты для верующих, привыкших за долгие годы к глубокому почитанию этого великого праздника, главными героями которого были воины-освободители в лице солдат и офицеров Советской армии. На майдане «Независимости» среди праздничных транспарантах преобладали фотографии союзников гитлеровцев т.н. воинов УПА... Еще одним негативным моментом, которым фактически пытаются дискредитировать этот святой для нашей Церкви и народа праздник, стало то, что проведение развлекательного песенного конкурса Евровидения запланировано в дни празднования Дня Победы. Естественно, в этот день для всех украинских СМИ темой номер один будет «Евровидение». Что это, случайность или так специально делается, чтобы умалить сам праздник Великой Победы и его настоящую правдивую суть?! А недавно прозвучавшая информация о желании депутатов Киевского горсовета переименовать проспект Победы однозначно приводит к выводу, что память о Победе нашего народа в Великой Отечественной войне нынешние представители Киевской власти пытаются отобрать у всех жителей Украины.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/13/kr...

Концерты, проходившие в Спасо-Преображенском соборе по окончании службы, я воспринимал, как агапэ- продолжение литургии, как трапезу любви, выраженную в звуках. Трудно было отдать предпочтение какому-то одному хору. Но, все же несравненная Дивна Любоевич и грузинский ансамбль «Басиани» принимались публикой с особым восторгом. У каждого хора была своя логика построения концертной программы в последовательности песнопений. Когда во время концерта под названием «Вещие птицы Святой Руси» ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» закончил на высокой торжественной ноте петь духовный стих «Слава, слава в Вышних Богу», казалось, что это было эффектным завершением выступления. Но певчие продолжили петь. Это были «Заповеди блаженств». Мне показалось, что руководитель что-то не додумал и смазал удачную концовку. И вдруг что-то произошло с голосами певцов. Они зазвучали нежным звоном. Казалось, что это не голоса людей, а нежная музыка небес, въяве показавшая красоту пения горних сфер. Выступавший перед «Сирином» мужской хор «Древнерусский распев» исполнил распевы ХУ1 и ХУ11 веков. Этот хор дал представление о сдержанной, мужественной манере исполнения знаменного распева, демественного многоголосия и строчного пения. А праздничный хор Свято-Елизаветинского монастыря под управлением монахини Иулиании Денисовой создал атмосферу истинного праздника. Перед ним выступил четырнадцатилетний киприот Николас Карагиоргис. Этот греческий юноша исполнил византийские распевы. Я люблю церковное пение греков, но в этот раз сделал неожиданное наблюдение. По-гречески «нэ» означает «да». И если мы поем «Да воскреснет Бог!», «Да исправится молитва моя» начиная с «да», то те же молитвы греки начинают с «нэ». Для русского уха эта отрицательная частица в начале нескольких песнопений звучит не очень утверждающе. Не как молитва Богу, а, скорее, как плач по утраченному Константинополю. И вот, после нескольких «нэ» раздалось радостное пение наших минских друзей... Вот уж, воистину, праздничный хор! Подлинное торжество Православия! Матушка Иулиания была такая радостная и легкая. Мне даже показалось, что после очередного взмаха рук она взлетит под купол храма...

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/31/...

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Историческая роль преподобного Сергия имеет исключительное значение и для Церкви, и для государства 9 июля 2014 г. 22:46 Торжественные мероприятия, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, которые пройдут с 16 по 18 июля в Сергиевом Посаде, должны стать толчком к возрождению памяти о святом, считают участники пресс-конференции, прошедшей 9 июля 2014 года в ИТАР-ТАСС. «Преподобный Сергий имеет большое значение как историческая личность, как человек, который очень много послужил своим духовным авторитетом объединению русских земель, примирению враждующих князей», — сказал председатель оргкомитета Русской Православной Церкви по празднованию 700-летия со дня рождении преподобного Сергия Радонежского, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . По его словам, сколь велико значение подвига преподобного Сергия в истории Русской Православной Церкви, столь же велико оно и в истории нашего Отечества и государства.   Председатель оркомитета торжеств подчеркнул, что решение о праздновании юбилея святого было принято на самом высшем уровне. Подготовка праздничных мероприятий началась в сентябре 2011 года, когда Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Указ «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». Согласно документу, была образована рабочая группа при Президенте РФ по празднованию юбилейной даты, а Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был утвержден состав Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке торжеств. По благословению Его Святейшества руководство Оргкомитетом осуществляет митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Митрополит Меркурий выразил руководителю рабочей группы при Президенте РФ по празднованию юбилейной даты, полномочному представителю Президента в ЦФО А.Д. Беглову благодарность за понесенные труды, а также заранее поблагодарил многочисленных волонтеров, которые окажут помощь организаторам праздничных мероприятий.

http://patriarchia.ru/db/text/3684890.ht...

Не обманывайтесь, братие, – Бог поругаем не бывает. (Гал. 6, 7). Почему недопустимо христианам устраивать увеселения в кануны воскресных и праздничных дней? Просто удивительно, насколько современные люди, даже из числа еще считающих себя «христианами», далеко отошли от своей святой веры и Церкви! И не хотят понять, почему так предосудительно устраивать развлечения и увеселения в кануны воскресных (то есть по субботам) и праздничных дней. Казалось бы, даже тот общеизвестный факт, что безбожники-большевики, вскоре после своего прихода к власти, намеренно стали устраивать разного рода развлечения в часы церковных богослужений со специальной целью – отвлекать людей от посещения храма Божия и церковной молитвы, должен был бы всех вразумить и дать понять,  почему  неуместно устройство увеселений по субботам и накануне праздников. Но нет! Так заскорузли и огрубели сердца современных «христиан», что их ничем теперь не прошибешь. Многие стали как бы слепыми и глухими. И даже озлобляются, когда им говорят правду. Но наш долг – долг пастырей  Истинной Христовой Церкви  – постоянно говорить об этом и пытаться вразумлять невразумляющихся: а, может быть, кто-нибудь и вразумится. Вот мы и обращаем здесь наше слово к тем, кто еще не утратил совсем способности вразумляться. " И бысть вечер, и бысть утро: день един»  ( Быт. 1, 5 ) – читаем мы на первой странице Библии , где разсказывается о сотворении мира. Вот со сколь глубокой древности ведет свое начало религиозный обычай – считать наступление следующего дня с вечера накануне. Столь же древнего происхождения и наши праздники, которые Сам Господь Бог, Творец мира и человека, заповедал нам «святить», то есть  свято чтить: «и благослови Бог день седьмый и освяти его»   ( Быт. 2, 3 ). Этот освященный Самим Богом на заре человеческой истории  «день седьмый»  за 1600 лет до Рождества Христова в торжественный день Синайского законодательства вновь повелено нам  свято чтить. Повеление это составило собою особую  четвертую  заповедь Закона Божия, которая гласит так:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010