Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 46. Вечернее богослужение Общая схема и смысл вечерни. Ее связь с трапезой и Евхаристией Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня мы начнем разговор о Вечерни. Нам понадобиться не одно занятие, чтобы объяснить ее структуру, отдельные части и смысл. Сначала обратимся к истории. Первоначально не было таких основных служб, как вечерня или утреня. Были лишь молитвенные часы (3, 6 и 9), и то, это было домашнее молитвенное правило, состоящее из нескольких псалмов и молитвы «Отче наш». Вечерня появилась из общей вечерней трапезы, которая называлась трапезой любви (Агапой), и сначала завершалась Евхаристией, а затем, когда Евхаристия переместилась на утро, превратилась в благотворительную и поминальную трапезу. И вот с этого времени прежнее евхаристическое вечернее собрание стремится обрести свой собственный молитвенный чин. И в этом – исток появления Вечерни. Причём, возникающая Вечерня продолжает рассматривать себя в качестве подготовки к утренней Евхаристии, т.е. её чин складывается как пред-евхаристический. И до сих пор существует требование участвовать в вечернем богослужении готовящимся к причащению! В Православной Церкви вообще литургический день начинается с захода солнца, согласно библейскому последованию творения: «И был вечер, и было утро: день один» ( Быт. 1. 5 ). Начинается вечерня на закате дня, т.е., когда еще светло и солнце не зашло. По объему вечернее богослужение сравнительно краткое. Потому что, будучи первой службой церковного дня, она вместе с тем является одной из последних служб дня естественного, когда сил на длительную службу уже нет. Устав различает несколько типов вечерни – вседневную, великую и малую: Вседневная вечерня совершается по будням; Великая – накануне воскресных и праздничных дней; Малая – лишь в некоторых монастырях перед трапезой, предшествующей всенощному бдению, чтобы не оставлять вечернее время совсем без молитвы. В большинстве случаев она не совершается никогда.

http://azbyka.ru/video/46-vechernee-bogo...

Служба в Неделю Святыя Пятидесятницы Издание содержит полные тексты служб праздника Пятидесятницы: малой вечерни, великой вечерни с утреней, первого и девятого часов, песнопений литургии и чина великой вечерни в сам день праздника с последованием коленопреклонения, а также канон Святому Духу, читаемый на малом повечерии того же дня. Текст коленопреклонных молитв для удобства чтения напечатан крупным шрифтом. В приложении находятся уставные указания к совершению праздничной службы, беседы Иоанна Златоустого и Григория Богослова на этот день, русский перевод праздничного синаксаря, сведения по истории богослужения Пятидесятницы и акафист Святой Троице. Ранее в издательстве Сретенского монастыря выходили книги в таком же формате: «Службы Первой и Страстной седмиц Великого поста» в четырех книгах и «Службы Светлой седмицы». Из «Слова на Пятидесятницу» святителя Григория Богослова. …Евреи, на основании закона Моисеева, чтут число семь... Хотя не знаю, по каким законам соотношения или по какой силе числа семь, однако же евреи чтут его; и известно то, что Бог в шесть дней сотворил вещество, образовал и украсил его всякими видами и сочетаниями, и совершил этот видимый ныне мир, а в седьмой день почил от дел, что показывает и наименование субботы, означавшее по-еврейски покой… Даже чествование простиралось не на седмицы только, но и на седмицы седмиц, и как в днях, так и в годах. Седмицы дней производят пятидесятницу, — день у них священное собрание (Лев. 23, 21); седмицы же лет — так называемый ими юбилей, в который бывало и оставление земли и освобождение рабов и возвращение купленных владений прежним владельцам. Ибо народ этот посвящает Богу начатки не только плодов и первородных, но также дней и лет. Так чествование числа семь привело к чествованию пятидесятницы. Ибо число семь, помноженное само на себя, дает пятьдесят, причем недостает одного дня, но он занят нами от будущего века и есть восьмой, вместе же и первый, или, лучше сказать, единый и нескончаемый. Ибо там должно окончиться здешнее субботствование душ, чтобы дана была часть семи и... восьми (Екк. 11, 2), как некоторые раньше нас понимали это Соломоново изречение.

http://pravoslavie.ru/94029.html

О богослужебных книгах Богослужение Православной Церкви совершается по богослужебным книгам. Священнослужители и церковнослужители при богослужении и все принимающие участие в совершении богослужения должны произносить молитвословия, кроме кратких из них, не на память, а по богослужебным книгам. Они обязаны знакомиться с уставом богослужения, иметь ясное понятие о богослужебных книгах, должны освоиться с находящимися в них названиями молитвословий, песнопений, чтений, привыкнуть понимать указания на них церковного устава (Типикона) и уметь находить в богослужебных книгах то, что назначено для пения и чтения в известные дни. Знание устава богослужения приобретается, главным образом, практическим способом. Но как при всяком опытном изучении дела помогает исполнению труда сведущий руководитель, так и приобретению знания церковного устава могут помогать руководственные указания и прежде всего о богослужебных книгах. Для более же успешного ознакомления с ними следует начинать с того, что проще и известно, и затем направляться к более сложному и мало известному. Самое первое необходимое знание заключается в сведении, сколько служб совершается ежедневно и какой состав их. Затем – ясно обозначить содержание богослужебных книг. В продолжение суток положено совершать три богослужения: а) вечернее, б) утреннее и в) около полудня. Каждое из этих богослужений состоит, в большую часть года, из трех служб. Вечернее богослужение составляют службы: девятый час, вечерня, повечерие; утреннее – службы: полунощница, утреня, первый час; богослужение около полудня составляют службы: третий час, шестой час, литургия. В таком порядке бывают службы кроме воскресных и праздничных дней. В воскресные же и праздничные дни службы совершаются в несколько ином порядке. Тогда совершается так называемое всенощное бдение. За некоторое время (за час или за два) совершаются девятый час, вечерня, которая называется малою, и повечерие. Позже, вечером (а иногда и ночью), бывает всенощное бдение. Оно состоит из вечерни, называемой великою, утрени и первого часа. Около полудня тогда совершаются: третий час, шестой час и литургия. В Великий пост службы совершаются в несколько ином порядке (что можно видеть в особых таблицах).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разделы портала «Азбука веры» Почему делают земные поклоны в воскресенье, нарушая каноны? 2.20K 26.12.2023 Церковь Здравствуйте. Простите, но меня уже много лет подряд просто поедом есть вопрос, ответ на который я не могу получить ни от знакомых мне Православных священников, ни из Православных интернет сайтов. Вообще ни от кого не могу получить чёткого и обоснованного ответа. Помогите моему незнанию. Я Православный Христианин. И много лет, для меня много, потому-что до встречи с иеромонахом Феодосием, который вскоре был рукоположен в сан Архимандрита, я был “Сомневающимся”, а до сентября 1993-го года я был даже атеистом, благо Господь вразумил меня грешного. Но вопрос не в этом. Дело в том, что примерно двадцать лет, с того момента, как я осознал, что Иисус Христос есть единственный, кто спасёт всех обратившихся к нему, я как-то молился ко Господу, не регулярно, но всё же читал утренние и вечерние молитвы, редко, но всё же исповедовался, причащался Святых Христовых Тайн, однако при этом не вникал в суть и смысл Православного Богослужения. В начале 2014 у меня ослучилась семейная драма. Я остался один. В этой ситуации я, в очередной раз, взвыл и как обычно делает большинство людей обратился ко Господу. Вскоре по милости Божьей я успокоился, жизнь как-то наладилась и с этого момента я всё старательнее, стал посещать местный храм, молиться о прощении, исповедоваться, причащаться и стараться не попасть на суд Божий по уши в дерьме. … Простите, но именно тогда, я начал читать о Истории Тела Христова-Церкви Православной, изучать Правила Богослужения, читать каноны, акафисты, жития Святых и в один момент прочитал о том, что некоторые правила Святых Вселенских Соборов просто запрещают в Воскресные и Праздничные дни свершать земные поклоны. В 20- правиле Первого Вселенского Собора сказано, что во всех Епархиях в Воскресные и Праздничные дни должны “стояще приносить молитвы”, в 90м правиле Шестого Вселенского Собора сказано: “От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение.”

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-delajut-...

Рождество в храмах стало другим. Как православные Европы встречают праздник в карантин Рассказывают священники из Германии и прихожане из Литвы и Англии 7 января, 2021 Рассказывают священники из Германии и прихожане из Литвы и Англии Светлый праздник Рождества православные христиане в разных странах мира встречают во времена ограничений, связанных с пандемией, а в некоторых случаях — полного локдауна. Как проходят праздничные богослужения «Правмиру» рассказали священники Берлинско-Германской епархии Московского Патриархата, а также прихожане православных храмов в Литве и Англии. В Оксфорде церкви открыты для прихожан Доктор Нина Кругликова (Оксфордский университет), гид в Оксфорде и прихожанка храма свт. Николая Чудотворца: — В Англии с полуночи 6 января объявлен третий национальный локдаун, когда выходить из дома можно только в аптеку, магазин, к врачу, на прогулку и для занятий спортом. Церкви на этот раз остаются открытыми, но с соблюдением определенных правил. Введены бесплатные билеты, которые позволяют контролировать поток прихожан, а также предусмотрены санитайзеры на входе, маски и необходимая дистанция между прихожанами.  На Рождественской службе мне предстоит быть дежурной, поэтому вся ответственность за надлежащим исполнением правил лежит в том числе и на мне. Городской совет строго следит за тем, чтобы все церкви соблюдали меры предосторожности, поэтому на каждую службу могут прийти с проверкой.  С наступлением новой ковидной эпохи, большинство приходов стали проводить онлайн службы, доступные для всех желающих. По возможности могут совершать несколько литургий, как это было в румынском приходе — была вечерняя литургия накануне Рождества и две службы на сам праздник. Некоторые смотрят службу в виртуальном режиме (дома или из машины), а на причастие подходят уже после окончания богослужения, с благословения священника. Праздничные трапезы, конечно, отменены, однако приходская жизнь продолжается посредством встреч в зуме после воскресных и праздничных литургий. Известный во всем православном мире митрополит Каллист недавно провел зум-утренник для детей из православных приходов по случаю разрезания рождественского хлеба «Василопита» — традиции, распространенной в Греции и в некоторых других православных странах. 

http://pravmir.ru/rozhdestvo-v-hramah-st...

О служении двух Литургий Типикон при изложении чинопоследований суточного круга богослужения имеет в виду служение только одной литургии, которая в обычное время года должна быть совершаема около полудня - откуда происходит ее название в просторечии: «обедня», в некоторые же праздники «порану, труда ради бденнаго», то есть ранним утром, а в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Благовещение Пресвятой Богородицы, «егда прилучится в пост», а также в Великий Четверток и в Великую Субботу литургия, по Уставу, должна совершаться во второй половине дня - в соединении с вечерней, по отпетии всех часов и чина изобразительных. Служения двух литургий в один день, хотя бы то был великий праздник, Типикон не знает. Тем не менее в русской богослужебной практике существует обычай служения в один день двух литургий - ранней и поздней, а иногда и более. В обычное время года служение двух литургий не вызывает недоумений. Но как совершать две литургии в дни, когда Церковный Устав указывает служить литургию в соединении с вечерней, по отпетии часов и изобразительных? Для правильного решения этого вопроса в смысле сохранения верности церковной традиции и идейного значения самих служб часов, изобразительных и вечерни, с которыми связано в Типиконе совершение литургии в навечерия великих праздников Рождества Христова и Богоявления, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Великий Четверток и в Великую Субботу, следует учесть, что 1) совершаемые в навечерия Рождества Христова и Богоявления «царские» (или великие) часы представляют собой особое чинопоследование, исторически возникшее на основе раннехристианского обычая встречать эти праздники начиная с предшествующего вечера в чтении Священного Писания, пении псалмов и особых праздничных антифонов. В этом смысле они отличаются от наших повседневных часов, возникших на основе древнеиноческого келейного правила псалмопения. Различное происхождение тех и других часов - одних, как нарочитого праздничного последования, а других как обычного часового псалмопения - позволяет совершение их в один и тот же день. История богослужения подтверждает возможность двукратного совершения часовых служб. Так, еще в XII beke в иерусалимском храме Воскресения Патриарх совершал со своим клиром часы Великого Пятка, затем монахи палестинских монастырей служили на Голгофе другие часы (Святогробский типикон 1122 года, изд. А. Пападопуло-Керамевсом. Anavlekta staculogivaz. Т. 2. С. 147);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3752...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прокимен (προκεμενον — «предлежащее») — библейский стих (чаще всего из псалма), подобранный в соответствии с содержанием праздника или службы. В нашем богослужении прокимен по факту чаще всего поется перед чтением Священного Писания, однако есть и исключение: на вечерне в большинстве случаев прокимен поется без последующих библейских чтений. Ежедневные прокимны Вечерни На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется. Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день. Исключения из вышеизложенного правила: Великие прокимны Вечерни В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими. Великих прокимнов в современном богослужении четыре: Прокимны Утрени Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном. В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа: На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается. На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением). Прокимны Часов Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения: Прокимны литургии На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа: Источники текстов прокимнов

http://azbyka.ru/prokimen

Типикон при изложении чинопоследований суточного круга богослужения имеет в виду служение только одной литургии, которая в обычное время года должна быть совершаема около полудня – откуда происходит ее название в просторечии: «обедня», в некоторые же праздники «порану, труда ради бденнаго», то есть ранним утром, а в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Благовещение Пресвятой Богородицы, «егда прилучится в пост», а также в Великий Четверток и в Великую Субботу литургия, по Уставу, должна совершаться во второй половине дня – в соединении с вечерней, по отпетии всех часов и чина изобразительных. Служения двух литургий в один день, хотя бы то был великий праздник, Типикон не знает. Тем не менее в русской богослужебной практике существует обычай служения в один день двух литургий – ранней и поздней, а иногда и более. В обычное время года служение двух литургий не вызывает недоумений. Но как совершать две литургии в дни, когда Церковный Устав указывает служить литургию в соединении с вечерней, по отпетии часов и изобразительных? Для правильного решения этого вопроса в смысле сохранения верности церковной традиции и идейного значения самих служб часов, изобразительных и вечерни, с которыми связано в Типиконе совершение литургии в навечерия великих праздников Рождества Христова и Богоявления, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Великий Четверток и в Великую Субботу, следует учесть, что 1) совершаемые в навечерия Рождества Христова и Богоявления «царские» (или великие) часы представляют собой особое чинопоследование, исторически возникшее на основе раннехристианского обычая встречать эти праздники начиная с предшествующего вечера в чтении Священного Писания , пении псалмов и особых праздничных антифонов. В этом смысле они отличаются от наших повседневных часов, возникших на основе древнеиноческого келейного правила псалмопения. Различное происхождение тех и других часов – одних, как нарочитого праздничного последования, а других как обычного часового псалмопения – позволяет совершение их в один и тот же день. История богослужения подтверждает возможность двукратного совершения часовых служб. Так, еще в XII beke в иерусалимском храме Воскресения Патриарх совершал со своим клиром часы Великого Пятка, затем монахи палестинских монастырей служили на Голгофе другие часы 1 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

12 января 2011 г. Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль, +04.01.2011) 9 января 2011 года православная паства Вятской земли простилась со своим архипастырем — Высокопреосвященнейшим Хрисанфом, митрополитом Вятским и Слободским. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мне было поручено возглавить отпевание почившего святителя. 8 января, на второй день праздника Рождества Христова, в Серафимовском соборе города Вятки, в котором владыка Хрисанф много лет совершал богослужения, состоялась Божественная литургия, за которой молилось большое количество священнослужителей, несущих свое служение не только в пределах Вятской земли, но и в других епархиях, которых в разные годы рукоположил в священный сан приснопамятный святитель. После панихиды состоялся крестный ход, в котором мне довелось принять участие. Огромное количество людей пришли проводить владыку в главный храм города Кирова и всей Вятской земли — Успенский собор Свято-Трифонова монастыря. Гроб с телом почившего владыки священнослужители пронесли на руках от Серафимовской церкви до Успенского собора. Здесь процессию встретил Высокопреосвященнейший Иоанн, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский, на которого было возложено временное управление Вятской епархией. Мы совершили с владыкой панихиду по новопреставленному святителю, после чего гроб был установлен в храме для последнего прощания. После вечернего богослужения, а также в субботу утром тремя епископами — мной, архиепископом Йошкар-Олинским Иоанном и архиепископом Верейским Евгением, ректором московских духовных школ, была отслужена панихида. В воскресенье, 9 января по завершении Божественной литургии состоялось отпевание нашего дорогого владыки. С владыкой Хрисанфом мне довелось быть знакомым с 1975 года. В тот год, когда будущий святитель, молодой архимандрит Хрисанф, получил от приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) назначение быть благочинным Карельского церковного округа (тогда это благочиние было частью Ленинградской митрополии). Митрополит Никодим в те годы часто присылал для совершения праздничных богослужений в Карелию своего викария — архиепископа Тихвинского Мелитона. Как старшему иподиакону владыки Мелитона мне часто приходилось бывать вместе с ним на праздничных богослужениях в Петрозаводске. В лице архимандрита Хрисанфа я увидел человека, который болеет за судьбу Церкви, очень любит богослужения, прекрасно знает Устав и разбирается в церковном пении. Архимандрит Хрисанф с большим почтением относился к архиепископу Мелитону и его спутникам, в том числе и к нам, иподиаконам. Постепенно у нас сложились добрые человеческие отношения. Когда архимандрит Хрисанф бывал в Питере, где я в то время учился в Духовной семинарии и затем в академии, мы с ним встречались и много разговаривали. Я рассказывал ему о своей родине — Вятке, древнем благословенном крае, где почитаются великие угодники Божии преподобный Трифон Вятский и блаженный Прокопий Христа ради юродивый, вятский чудотворец.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitr_hris...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУХОВ ДЕНЬ [разговорное; греч. Δευτρα το γου Πνεματος; церковнослав.      ], понедельник, следующий за праздником Пятидесятницы , посвященный прославлению Св. Духа. Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона из праздничного ряда иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Ок. 1341 г. (НГОМЗ) Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона из праздничного ряда иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Ок. 1341 г. (НГОМЗ) По положению в кругу литургического года Д. д. соответствует др. дополнительным памятям, часто сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам или событиям, к-рые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории,- такими памятями являются Собор Пресв. Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор св. Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др. В тех случаях, когда основной праздник относится к Господским двунадесятым, служба следующего дня открывается великой вечерней и имеет славословную утреню (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), за к-рыми повторяется значительное число песнопений, звучавших за богослужением основного праздника. Аналогичный устав имеет и Д. д., относящийся к Третьему Лицу Пресв. Троицы, Чьему действию посвящен предшествующий Д. д. праздник Пятидесятницы. Тем не менее великая вечерня под Д. д., традиционно совершаемая сразу или вскоре после Божественной литургии Пятидесятницы и известная коленопреклонными молитвами, читаемыми раз в год, обычно считается службой самого праздника Пятидесятницы, а не Д. д. (см. ст. Пятидесятница ); в Типиконах различных редакций изложение устава богослужения на Д. д. начинается с повечерия или утрени. В древнейшей традиции днем Св. Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт.

http://pravenc.ru/text/180633.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010