Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗВОН термин, имеющий в церковном словоупотреблении неск. значений: 1) набор церковных колоколов , расположенный на колоколонесущем сооружении ( колокольне , звоннице или храме «под колоколы»); 2) пространство между столбами звонницы, в котором помещаются закрепленные на балках колокола; 3) организованная темброво-ритмическая композиция из звуков колоколов или била , к-рой оповещают о начале богослужения и отмечают важнейшие его моменты; древнерус. колокольные З. являются уникальным национальным видом искусства. В данной статье рассматривается преимущественно 3-е, наиболее распространенное значение термина. История З. не только является сигналом, но и осмысляется как молитва в звуках, глас Проповедника, глас Церкви и даже Божий глас, подобно трубному звуку при Богоявлении на горе Синай (Исх 19. 13, 16, 19; ср.: Зах 9. 14). В ВЗ с помощью 2 серебряных труб священники созывали народ к скинии на богослужение, в случае войны и в др. важные моменты; звук труб сопровождал праздники, новомесячия и принесение жертв как напоминание об Израиле перед Богом (Числ 10. 2-10). Нек-рые церковные писатели (преподобные Пахомий Великий, Иоанн Лествичник, Феодор Студит) описывают созыв на богослужение как звук трубы, по-видимому, метафорически ( Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 7. Примеч. 6). Выбор для З. тех или иных колоколов или бил, порядок их использования, структура и продолжительность З. в основном определяются типом обрядового действия и местными традициями, иногда указаниями настоятеля для звонаря . На Востоке одно из первых указаний о З. находится в Уставе прп. Пахомия Великого (2-я четв. IV в.), где говорится, что для совершения молитвы - как церковной, так и по домам - подавался знак с помощью ударов «така» (металлические колечки, подвешенные к стационарному деревянному брусу,- разновидность била), это делали недельные братья, предварительно приняв благословение у аввы (п. 24. 141; см.: Древние иноческие уставы. С. 113; Есипова М. В. Било//ПЭ. Т. 5. С. 211). Общепринятой вост. практикой извещения о начале богослужения стало ударение в деревянное или металлическое било, но уже в III-V вв. Александрийской и Карфагенской Церквами был воспринят обычай нек-рых культов рим. периода звонить перед храмом в небольшой колокол.

http://pravenc.ru/text/199669.html

А. Понятие о праздновании воскресного дня 1. Что значит праздновать? «Что значит праздновать? спрашивает святитель Филарет, митроп. московский. Быть праздным от дел и работ? – Это праздник для вещества, по своей природе косного и ленивого, а не для духа, по существу своему деятельного. Предаться безотчетно увеселениям? – называют и это праздником; но это праздник чувств и воображения, а чувства и воображение, занятое чувственными образами, составляют только низшую область человеческого существа. Какое же достоинство имел бы праздник, в котором бы не участвовало высшее и лучшее в человеке? Чтобы праздновать достойно человека, надо праздновать разумно; чтобы праздновать достойно христианина, должно праздновать духовно». (Сл. IV, 265). «Церковный праздник есть благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда плоти и собирает силы для работных дней жизни» (Сл. III, 193), – а потому «день, освященный для праздника (прежде всего) должен решительно и вполне принадлежат Богу и Его храму» 114 (Сл. IV, 7). 2. Библейские изречения о днях праздничных 1) И благословил Бог седьмый день и освятил его ( Быт. 2, 3 ; ср. Исх. 20, 8 – 11 ). 2) И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта... Семь дней есть пресный хлеб, и в седмый день праздник Господу. ( Исх. 13, 3, 6 ). 3) И сказал Господь Моисею, говоря; объяви сынам израилевым и скажи им о праздниках Господних... Вот праздники мои:.. в седмый день суббота покоя... в первый месяц, в четырнадцатый (день) месяца вечером Пасха Господня. И в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу... в седмый месяц в первый (день) месяца да будет у вас покой, праздник труб... Также в девятый день седмого месяца сего, день очищения... Никакого дела не делайте в сей день... с пятнадцатого дня того же седмого месяца праздник кущей семь дней Господу... это постановление вечное в роды ваши. ( Левит. 23, 1 – 2. 6 – 6. 24. 27 – 28. 34. 41 ). 4) И пришел (Господь наш Иисус Христос) в Назарет, где был воспитан, и вошел по обыкновению Своему в день субботный в синагогу. ( Лук. 4, 16 . См. еще Иоан 12, 20 ; Деян. 20, 7 115 . 3. Главнейшие обязанности христиан во дни праздничные

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Проповеди. Священник Петр Планк Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 Пятидесятница 15 июня 1997 г. Деян 2:1–11 День был выбран хорошо: Penthkost», Пятидесятница, 50-й день по иудейской пасхе — такой же великий, как и она сама, паломнический праздник иудеев. Первоначально это был праздник урожая (праздник седмиц, Исх 23:16), однако ко времени земной жизни Господа в этот 50-й день вспоминали также и заключение Завета на горе Синай (Исх 34:10). Город Иерусалим, несомненно, был полон народу: отовсюду прибыли паломники, чтобы отметить праздник. И вот они переживают нечто такое, что действительно напомнило былые события на горе Синай, у подножия которой располагался народ, чтобы при реве труб и порывах бури получить от Бога ветхий закон (Исх 19:16). Только на этот раз начинает говорить не один-единственный человек, как тогда — Моисей, который под конец спустился с горы с сияющим лицом, чтобы известить народ о воле Божией, — внезапно заговаривает группа из 12 мужчин, охваченная Духом Божиим. Что же говорят они? Поначалу об этом не сообщается; вместо того рассказывается, как они говорят, а именно: иными языками (см. Деян 2:4), то есть на языках, которые для них — чужие. Ясно одно: то, что они говорят, и то, как они говорят, — это не их собственные мысли и слова. Иной дух — Святой Дух — овладел ими, говорит посредством их, использует их как свои орудия. Он дает им провещавать (см. Деян 2:4); что и как — это чудо речи. Но происходит не одно только оно. Самые лучшие речь и язык не достигают цели, если рядом нет никого, кто бы их слышал и понимал. Однако как раз в этом нет недостатка. Огромная толпа людей стекается — и слышит, и понимает, и это — также именно чудо, когда толпа людей говорит на различнейших языках и различнейшие языки понимает. И откуда только они ни прибыли! Присутствует почти весь известный в те времена мир. От Тигра до Тибра, от Босфора до Нила — все, что только можно себе вообразить, имеет своих представителей. Попутно говоря, этот отрывок показывает, что иудаизм благодаря эмиграции и принятию этой веры другими людьми, очевидно, был готов развиться из национальной религии в мировую. Во всех частях Римской империи, а также и в соседнем Персидском царстве уже давно существовали большие и малые иудейские общины, где понимались и употреблялись какие угодно языки, только не еврейский и не арамейский, причем именно при богослужениях в синагогах. Для всех них Иерусалим с его храмом должен был сделаться тем же, чем позднее стали Мекка для мусульман и Рим для современного католицизма.

http://pravmir.ru/propovedi-petr-plank/

Преполовение Преполовение Пятидесятницы относится к древним христианским праздникам. Если начало его нельзя видеть в установлениях апостольских правил (37) и собора антиохийского (20) о собрании поместных соборов на четвертой неделе Пятидесятницы, то уже во времена св. Иоанна Златоуста он является существующим и установленным Церковью . В V веке Анатолий константинопольский, в VII преподобный Андрей критский , в VIII св. Иоанн Дамаскин , в IX преподобный Феофан исповедник – воспели Преполовение в духовных песнях, которыми и теперь Церковь восхваляет Господа в Преполовение Пятидесятницы. Праздник этот посвящен воспоминанию учения Иисуса Христа в преполовение ветхозаветного праздника кущей ( Иоан. 7:14–36 ). Последний, восьмой, день этого праздника сопровождался замечательнейшим обрядом. При бесчисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому у подошвы Сиона; золотою чашею черпал светлую и чистую воду; при звуке труб возвращался в храм, смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда не умолкая пел великое аллилуйя, то есть шесть псалмов (112–117). От божественного учения Господа преполовение сделалось праздником для Церкви Христовой. Однако ни в Церкви восточной, ни в древней русской этот праздник, надо полагать, не имел никаких особенностей, которые бы выделяли его из ряда других церковных праздников. Праздничные службы этого дня совершались с отличиями, свойственными всем средним праздникам: «В среду Преполовения вечер и утро благовест и звон с реутом, а поют по уставу, на 9 песни благовест в реут же немного. В Преполовениев день на литургии задостойник Чужде матерем, и на отдание той же, а до отдания святейший (патриарх) петь не указал». Так было в Москве до начала XVII века. В самом начале этого века ко дню Преполовения были присвоены воспоминания из русской жизни и приурочены молитвословия, отвечавшие тогдашним потребностям. Начало XVII века было временем тяжелых испытаний для Московской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Межадор. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Свято-Введенской храм Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 2007. Адрес: На въезде в село Межадор с левой стороны Координаты: 61.153285, 50.325359 Проезд:Межадор расположено на левом берегу реки Сысола в 2 км. от районного центра села Визинга и в 70 км от столицы Республики Коми, города Сыктывкара, проезд по федеральной трассе " Вятка " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты По инициативе Анны Яковлевны Морозовой в 1997 году в пустующем здании бывшего детского сада открылся молитвенный дом. Силами прихожан было отремонтировано здание. Люди принесли храмовые иконы, чудом сохранившиеся при разрушении старой церкви. В 1999 году настоятелем Межадорского прихода стал Виталий Николаевич Морозов. В настоящее время отец Виталий служит в Кочпонском храме, но по-прежнему регулярно наведывается в село, проводит службы по воскресеньям и православным праздникам. Святой источник. В 1907 году в трех километрах от села Межадор был образован починок Ручкачой. Он состоял из семи дворов, где проживали более тридцати человек. Существовал он до 1960-х годов. Издавна это место славилось водным источником, текущим из глубины земли. В первое воскресенье после праздника Троицы сюда крестным ходом шли от Межадорской церкви. Священник служил водосвятной молебен, все умывались освященной водой, трапезничали. Учащиеся Межадорской школы ухаживают за родником: чистят, скашивают борщевик вокруг, убирают мусор. Настоятель церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы отец Виталий освятил источник. В Межадоре 4 сентября 2010 года на месте, где некогда стояла Введенская церковь с голубым куполом и золочеными крестами, установлен большой металлический крест. Он был изготовлен стараниями старосты Межадорского прихода Ивана Александровича Морозова из металлических труб и окрашен в голубой цвет. В церемонии освящения креста принял участие настоятель Межадорского прихода отец Виталий.

http://sobory.ru/article/?object=24281

Пришлось мне остановиться на постоялом деревенском дворе уже к утру, когда другие постояльцы оставляли ночлег. Мне пришлось остаться на лицо только с хозяевами. Видно было, что это люди зажиточные и почетные в деревне; к ним обращались с каким-то оттенком подобострастия приходившие зачем-нибудь соседи. Сами по себе мои хозяева казались мне порядочными людьми в своем кружке. Но, присматриваясь и прислушиваясь к ним, я заметил у них чрезвычайно важный и неприятный недостаток: они обращались друг с другом или вообще относились друг к другу не только с тяжелой грубостью, но и с самой жесткой сварливостью. Такими оказывались не только сам хозяин и хозяйка, люди пожилые уже, но и молодежь; даже матери на плач своих грудных ребят отзывались с какой-то дикой беспощадностью, называя их «лягушатами», «чертенятами», высказывая желания от злого сердца, чтобы «их прибрала скорее нелегкая» (т.е. смерть или судьба). Мне пришлось наблюдать все это часа три и надуматься вдоволь. Отчего, думалось мне, такая беда в православно-христианских семействах? От необразованности и невежества? Но мне припомнилось, что в самых глухих захолустьях случалось мне встречать безграмотных людей с теплым и даже нежным чувством, с правдивым и любящим духом, и эти люди живут в дымных, черных (без печных труб) хатах; а у моих теперешних хозяев «горница» была увешана по стенам пестрыми бумажными картинами и в семействе были бойкие грамотеи. Или эти люди мало знаются с духовными своими отцами, мало ходят в церковь ? Но как нарочно случилось остановиться мне в этом постоялом дворе в какой-то праздник и хозяин силой отправил половину семейства в приходское село в церковь . Кроме того, мать хозяина, старушка, разговорясь со мной, сказывала, что священник в храмовые праздники (празднование их в деревнях продолжается на несколько дней) всегда угощается чаем и обедом в этом доме, а если случится ему запоздать в деревне, то и ночует здесь, а не в другом доме. Отчего ж происходит это горькое несчастье, что православное христианское семейство, по взаимным отношениям его членов, хуже иного нехристианского семейства?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Псалом 28 Величие царственного могущества Иеговы – Бога Израильского. Псалом Давиду, исхода скинии. Псалом составлен по поводу устройства Давидом новой скинии на Сионе и перенесения сюда ковчега Завета; а употреблялся он в Иудейской церкви на праздник кущей и, вероятно, в последний день оного. Известно, что Давид, после того, как был помазан царем над всем Израилем, и когда «пронеслось имя Давидово по всем землям, и Господь сделал его страшным для всех народов», то он построил себе домы в городе Иерусалиме, и приготовил место для ковчега Божия, и устроил для него скинию. – «И собрал Давид всех Израильтян в Иерусалим, что бы внести ковчег Господень на место его, которое он для него приготовил. – И сказал Давид начальникам родов левитских: «освятитесь сами и братья ваши, и принесите ковчег Господа, Бога Израилева, на место, которое я приготовил для него. – И освятились священники и левиты для того, чтобы нести ковчег Господа, Бога Израилева. И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей, по слову Господа, на плечах, на шестах. И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования. Так Давид и старейшины Израилевы и тысяченачальники пошли перенести ковчег завета Господня. – Так весь Израиль вносил ковчег Завета Господня с восклицанием, при звуке рога и труб и кимвалов, играя на псалтирях и цитрах» ( 1Пар.14:8,16–17;15:1,3,12,14–16,25,28 ). 1–2. Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь: принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его. При перенесении ковчега Завета Господня на Сион во вновь устроенную скинию, Давид был объят чувством величайшего восторга: ибо с этого времени Господь имел свой видимый дом в «городе Давида» – в Иерусалиме. В благодарность Богу за это и ради прославления имени Божия, Давид приносил многочисленные жертвы: о том же он просил и весь народ с его представителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

С. Успенский Вторая заповедь Закона Божия Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли нйзу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им ( Исх. 20, 4–5 ) Три отрока Вавилонский царь Навуходоносор в первый год своего царствования напал на Иерусалим, взял его и пленил иудейского царя Иоакима. Разграбив храм Бо­жий, Навуходоносор отвел в Вавилон много пленных иудеев, в числе которых были знатные отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Эти благородные еврейские юноши, обученные халдейской премудрости, были приглашены ко двору Навуходоносора, где им дали другие имена: Даниила назвали Валтасаром, Ананию – Седрахом, Мисаила – Мисахом и Азарию – Авденаго. Впоследствии, когда Даниил заслужил особенное благоволение Навуходоносора за истолкование его сна, товарищи Даниила получили почетные должности в стране. Такое внимание царя к иноплеменникам возбудило зависть среди халдеев. Однажды Навуходоносор сделал громадного золотого истукана и велел собрать на праздник в честь его открытия как простой люд, так и всех главных начальников. По приказанию царя на поле Дейр вышел глашатай и громко воскликнул: «Объявляется вам, народы, племена и языки. В то время, как услышите звуки труб, падите и поклонитесь истукану, а кто ослушается, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем». Весь народ и начальники поклонились идолу, и лишь Седрах, Мисах и Авденаго не почтили золотого истукана. Тотчас же некоторые из халдеев донесли Навуходоносору, что три иудея ослушались царского приказа. Царь призвал к себе ослушников и, пригрозив им огненной печью, велел поклониться идолу. Но юноши твердо стояли на своем. Тогда Навуходоносор повелел разжечь печь в семь раз сильнее обычного и бросить туда ослушников. Но твердая вера юношей сделала чудо и спасла их от смерти. Господь послал им в печь Ангела, и огонь нисколько не повредил их. Тогда юноши стали воспевать и благословлять Господа. Навуходоносор, услыхав пение, очень удивился чуду и спросил своих вельмож:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Псалом 80 В конец, о точилех, псалом Асафу. С Евр.: «Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа». См. Пс. 8 . «Псалом сей предвозвещает, – говорит бл. Феодорит, – призвание и бывшее после сего отчуждение Иудеев, за которым следует призвание язычников, и плод благочестия в св. церквах, как в точилах, приносится Богу. Начало же псалма представлено в таком виде, как будто бы принесшие оное моление возвратились уже (т.е. из плена), ликуют и взаимно убеждают друг друга песпословить Спасителя Бога». По св. Афанасию, «псалмопевец (в сем псалме) призывает народы к вере в Господа, уча их не отступать от Него, и указывая на отвержение народа первого (т.е. Евреев) за нечестие его». Некоторые из толковников (бл. Иерон., Кимхи и др.) на основании слов 4 стиха думают, что сей псалом был пет в праздник новомесячия или труб ( Числ. 10:10, 28:11 ); другие относят к плену Вавилонскому, или ко времени возвращения из сего плена, как напр. сам бл. Феодорит в толкованиии на 4 стих сего псалма 487 . 2 . Радуйтеся Богу помощнику нашему. «Симмах перевел, – говорит бл. Феод., – благословляйте, Акила же: славословьте, т.е. возносите благодарственную песнь Богу». С Евр.: «Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова»! Воскликните Богу Иаковлю. «Восклицание есть победная песнь, – говорит св. Афанасий. – Посему, дает совет народам, чтобы воспели победные песни Богу, Который помог им и избавил от властительства диавола». 3 . Приимите псалом, и дадите тимпан, псалтирь красен с гусльми. С Евр.: «Возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью». Псалмопевец обращается к певцам и музыкантам, убеждая их составить из себя стройные хоры для восхваления Господа; одни должны петь псалом, другие играть на лирах, на тимпанах и гуслях. «Псалтирь Симмах назвал лирою», говорит бл. Феодорит. 4 . Вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый (с Евр.: «в определенное время») день праздника вашего. Первый день каждого новомесячия у древних Евреев был днем священным, о нем возвещалось звуками труб, и он праздновался жертвоприношениями, как повелевал закон ( Числ. 10:10 ); но трубили еще в первый день 7 месяца (Тисри). Лев. 23:24 . Может быть, здесь нужно разуметь два праздника – новомесячие и благознаменитый день нового гражданского лета, праздник труб. Звук труб напоминал Евреям о трубном гласе на Синае ( Исх. 19:16 ), о Богоявлении и законе, также об освобождении из Египетского рабства; посему, «изображаемые в сем псалме, говорит бл. Феод., справедливо убеждают возвратившихся из плена и сподобившихся Божественной помощи вместе с другими орудиями употребить и трубы», – для возблагодарения Господа Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ветхозаветно-еврейское богослужение Чтобы правильно представлять возникновение христианского богослужения и его чина, нельзя забывать, что апостолы и наиболее значительные члены первенствующей церкви были евреи, и если вера и упование их были уже не ветхозаветные, а новые, то молитва и богослужение их не могли далеко выступать из тогдашних иудейских форм. Богослужение и обряд по существу своему консервативны; здесь святость измеряется древностью... Религиозное одушевление, охватившее апостолов и других учеников Христовых по воскресении Христовом, проявляется в том, что они целые дни проводят в храме («бяху выну в церкви») 3 , который Христос пришел упразднить, где, конечно, хвалить и благодарить («хваляще и благодаряще») Бога можно было в еврейских обрядовых формах. Если мы обратим внимание на эти формы, то для нас станет видно, какое влияние оказали они на последующее развитие христианского богослужения. Ветхозаветное храмовое богослужение Хотя сущность еврейского храмового богослужения составляли жертвы, но всегда в него привходил музыкально-певческий элемент настолько, что храмовое богослужение как бы все превращалось в музыку и пение 4 , а на последнее смотрели, как на особый вид обетной жертвы подле вещественных жертв 5 . Чин жертвенного псалмопения Установленное Моисеем только для праздничных и особенно торжественных жертв 6 , сопровождение их звуком труб 7 стало принадлежностью ежедневной утренней и вечерней жертвы и развилось в сложный чин богослужебного пения и музыки 8 . У жертвенника стоял хор левитов с музыкальными инструментами и два священника c трубами. Как только жертвенное животное клалось на дрова, хор левитов начинал пение псалма c аккомпанементом музыки, так что жертва горела под звуки этого пения и музыки. Пение псалма при ежедневной жертве начиналось собственно с излияния вина на жертву, потому что пение возможно только в радости сердца, а вино, говорили раввины, «веселит Бога и людей» 9 . Псалом при пении разделялся на три части довольно продолжительными паузами; на этих паузах замолкали пение и музыка и раздавался только звук трубы. Заканчивая третью часть псалма, левиты подымали тон 10 , и это было знаком для священников трубить. На этих торжественных перерывах псалма народ падал ниц, поклоняясь Господу. Т.е. звук священных труб слышан был три раза в обыкновенные дни при жертвоприношении. (В навечерие субботы трубили до этого еще два раза: первый раз, чтобы оставить работу; 2-ой раз для отделения будня от праздника). По исполнении псалма народ восклицал «Аминь. Аллилуиа» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010