Комментарии Женевской Библии на книгу Есфирь Введение Автор Автор Книги Есфири нам неизвестен, однако описание истории установления праздника Пурим, подробностей жизни персидского двора, народных обычаев, знание географии царства побуждают предположить в нем персидского еврея, проживавшего в Сузах, пламенного патриота, обладавшего писательским талантом. Время и обстоятельства написания Книга Есфири была составлена не ранее V в., когда происходили описанные в ней события, и не позднее I в. до Р.Х. В настоящее время многие ученые склонны датировать книгу концом V или началом IV в. до Р.Х. Подтверждением этой даты, по их мнению, служат особенности языка автора, его благорасположение к персидскому царю и язычникам. Книга Есфири написана с целью объяснить последующим поколениям обстоятельства установления праздника Пурим, который и сегодня празднуется евреями. Трудности истолкования Подлинность книги сильно оспаривалась, хотя особое отношение автора к празднику Пурим должно было послужить для евреев веским доводом в пользу включения книги в иудейский канон. Возражения христиан, оспаривавших священный характер Книги Есфири, сводятся, в частности, к тому, что ее нет в самых ранних списках канонических книг, что на нее нет ссылок в НЗ, что в ней отсутствуют прямые упоминания о Боге, она не имеет явного религиозного значения, и, кроме того, книга пропитана национализмом и духом отмщения. Часть этих возражений была, однако, снята после того, как церковь ввела в канон расширенную версию Книги Есфири. В книгу дополнительно вошли сон Мардохея о грядущем уничтожении евреев и молитвы Мардохея и Есфири об избавлении от этой беды. Вследствие закрепления за Книгой Есфири статуса канонической события, описанные в ней, стали частью повествования о великом Божием деле спасения человечества, которое совершается в процессе истории. Характерные особенности и темы Книга выражает любовь, верность и заботу Божий к Своему народу, живущему в рассеянии. Божия община не оставлена Господом, несмотря на ее неверность. Она живет в плену, как овцы среди волков. Она не может ответить на предлагаемое ей обожествление людей, противное Богу. Книга служит Израилю примером набожности и чистоты нравов среди роскоши восточного двора, так же как и образцом добросовестного соблюдения Моисеева Закона языческом окружении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Скачать epub pdf Глава 5 Прибытие Господа на праздник в Иерусалим и исцеление Им при Вифезде 38-летнего расслабленного (1–9); отношение к сему Иудеев (10–13). Преследование иудеями Господа и речь Его по сему случаю о Своём мессианском достоинстве (14–47). 1. Ин. 5:1 . После сего был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим. Ин. 2:13, 6:4, 4:35 . После сего: не прямо после исцеления сына царедворца, а вообще после настоящего пребывания Господа в Галилее. Ев. Иоанн опускает много событий из этого времени, описанных первыми тремя евангелистами. – Был праздник Иудейский: какой, евангелист не называет; поэтому составилось несколько различных мнений. Более распространённое ныне то, что это был праздник очищения (Пурим), и основывается оно на следующих хронологических указаниях самого Евангелия Иоаннова: в Сихеме Господь был около времени посева, в ноябре-декабре ( Ин. 4:35 ); в 4-м ст. 6-й главы говорится, что приближался праздник Пасхи, значит, праздник, о котором говорится в рассматриваемом стихе, должен быть один из праздников между декабрём и Пасхой (в марте-апреле), и это, вероятно, праздник Пурим, приходившийся в марте (15 Адара, ср. Есф. 9:21 ). – Златоуст, Феофилакт и Евф. Зигабен полагают, что это праздник Пятидесятницы; другие указывают на другие праздники. Но вероятнее всего, что это праздник Пасхи (так, из древних Ириней и Евсевий). Православная церковь признает, что служение общественное Господа продолжалось три с половиною года, основываясь главным образом на хронологии Евангелия Иоаннова, а это число может выйти только в том случае, если под праздником, упоминаемым в рассматриваемом месте, разуметь праздник Пасхи (около полугода от крещения Христова до 1-й Пасхи, упоминаемой во 2-й главе; год (1-й) до Пасхи, упоминаемой в рассматриваемой главе; год (2-й) до Пасхи, упоминаемой в 6-й главе, 4-м стихе и год (3-й) до Пасхи, в которую пострадал Христос), иначе выйдет только два с половиною года. Это мнение разделяется весьма многими и из современных не только католических, но и протестантских толковников и защищается как вернейшее. – Пришёл Иисус в Иерусалим: как имел обычай ходить туда на некоторые праздники, в особенности на Пасху. Иоанн восполняет здесь сказания первых трёх евангелистов, как и в сказаниях о первой и третьей Пасхах, о которых совсем не упоминают первые евангелисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Вторая Пасха общественного служения Иисуса Христа Исцеление расслабленного у овчей купели и речи Иисуса Христа к иудеям, сказанные по этому поводу (Ин.5) «Руководство для сельского пастыря», 1868 Ин.5:1 . «По сих же бе». После исцеления сына царедворца до исцеления расслабленного следовали многие события, описанные у других евангелистов ( Мф.4:13–26 ; Мк.1:16–39 ; Лк.5:1–11 ; Мф.8:8–34 ; Мк.4:35–41, 5:1–21 ; Лк.8:22–40, 9:57–62 ; Мф.9:1–34 ; Мк.2:13–22, 5:21–43 ; Лк.5:27–39, 8:41–49 ). В праздник «Иудейский». Какой? Пасха. а) Пасха по преимуществу называлась ορτη’ – праздник ( Ин.12:12 ; Мф.26:5 ) или: ορτη’ без члена ( Мф.27:15 ; Мк.15:6 ; Лк.23:17 ). Иоанн тем более назвал бы здесь другой праздник по имени, что пред тем назвал он праздником Пасху ( Ин.4:45 ; ср. Ин.2:23 ); б) сказано было ( Ин.4:13 ) «четыри месяцы и жатва». В Пасху именно приносили ячменный хлеб Господу и потом жали ячмень, а за четыре месяца, в декабре, начинали сеять; в) святой Ириней твердо говорит, что этот праздник был Пасха, именно вторая в продолжение служения Иисусова; г) никакого другого праздника нельзя здесь разуметь: ни Пятидесятницы (Златоуст, Кирилл), потому что между Пасхою и Пятидесятницею не проходит четырех месяцев ( Ин.4:35 ) и нельзя было бы вместить от первой Пасхи до Пятидесятницы событий, описываемых с Ин.2:23 по Ин.5:1 ; ни праздника Кущей, начинавшегося в 14-й день тисри (октября), хотя сей праздник иногда назывался праздником ( Ин.7:10–11, 14:37 ) и у Флавия – великим праздником; у Иоанна праздник Кущей назван праздником, тогда как он прежде назван прямо своим именем, праздником Кущей ( Ин.7:2 ); ни праздник освящения храма, начинавшийся в 25-й день кислева (декабря), ни праздник Пурим, бывавший за месяц до Пасхи, не были в числе великих праздников ( Филарет Черниговский ). Ин.5:2 . «Есть же во Иерусалиме овчая купель, яже глаголет Еврейски Вифесда, пять притвор имущи». На основании слова: «есть же...» делали заключение, что Евангелие от Иоанна написано до разрушения Иерусалима, но несправедливо: эта купель существовала и после разрушения города; она существует даже и теперь, как мы знаем это из описаний святых мест современными археологами. В славянском нашем переводе читаем: есть же ... «овчая купель»; в русском же переводе: есть же... «у Овечьих ворот купальня». Овечьи ворота упоминаются в книге Неемии Неем.3:1, 32, 12:39 . По преданию, они находились на восточной стороне Иерусалима вблизи храма и названы так потому, что чрез них прогоняли к храму жертвенных животных. Купель эта по-еврейски, то есть на сиро-халдейском местном наречии, называлась Вифезда (то есть дом благодати). Она окружена была пятью крытыми ходами, притворами или галереями, в которых и располагались больные, смотря по роду своих болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Глава 5 1–18. Исцеление расслабленного при купальне Вифезда в субботу. Иудеи замышляют убить Христа за нарушение субботы и за Его учение о Себе как Сыне Божием. – 19–47. Речь Христа о Себе как об истинном Сыне Божием, Которому Отец отдал власть над миром. Ин.5:1 .  После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. «После сего», т.е. после событий ( μετ τατα – множественное число; ср. μετ τοτο – единственное число в Ин.2:12 ), описанных Иоанном в 4-й главе. «Был праздник Иудейский». Что это за праздник? Вероятнее всего предположить, что таким выражением Иоанн хотел обозначить праздник Кущей, как наиболее веселый и любимый в народе. Просто праздником ( ορτ) называется иногда праздник Кущей и в книгах Ветхого Завета ( 3Цар.8:2, 12:32 ; Иез.45:25 ; Неем.8:14 ) и у Иосифа Флавия (Иосиф Флавий. «Иудейские древности» XX, 9, 3; XIII, 13, 5). Ни о Пасхе, ни о Пятидесятнице нельзя сказать ничего подобного, тем более о празднике Пурим. Например, в Ветхом Завете в переводе Семидесяти праздник Пятидесятницы (по-арамейски – Асарта, по-еврейски – Ацерет) нигде не обозначен просто выражением «праздник» ( ορτ). Но если Иоанн здесь имеет в виду праздник Кущей, то значит, что между прохождением Христа по Самарии в январе ( Ин.4:35 ) и настоящим событием, случившемся в Иерусалиме в начале октября (от 15 до 22 месяца тисри), прошло около девяти месяцев, в течение которых Господь прожил в уединении в Галилее, не посетив в предшествующую Пасху (2-ю Пасху) Иерусалим. «Пришел Иисус в Иерусалим». Господь приходит в Иерусалим один, без учеников, которые в это время, по-видимому, вернулись к своим прежним занятиям. Можно предполагать, впрочем, что апостол Иоанн, у которого была возможность прибыть с Господом в Иерусалим, не оставлял своего Учителя и в это пребывание Христа в Иерусалим. Иначе откуда он мог бы заимствовать речь Христа, сказанную по поводу исцеления расслабленного? (Предположение Эдершейма, что Христос Сам впоследствии передал ее содержание Иоанну, неправдоподобно: в Евангелиях нет нигде ни малейшего указания на такой способ ознакомления Матфея и Иоанна с речами Христа.)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4ю по Пасхе (по Евангельскому чтению) Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. ( Ин.5:8 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! По Божией милости сегодня, в четвертое воскресение по Пасхе мы с вами в Евангельском чтении (см. Ин.5:1-15 ) опять сподобились услышать удивительный рассказ об исцелении расслабленного. С одной стороны, мы снова были поражены чудодейственной силе Господа нашего Иисуса Христа, с другой — возмущены завистью и лицемерием фарисеев, которые старались очернить и обвинить Иисуса Христа, пользуясь тем фактом, что чудо было совершено в субботу. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим — так начинает свой рассказ о совершенном чуде апостол Иоанн. Господь возвращается в Иерусалим после первого своего проповеднического путешествия. Мы знаем из Святого Евангелия, что некоторое время Спаситель пребывал в Кане Галилейской, где чудесным образом исцелил сына царедворца. Теперь Он шел в Иерусалим, чтобы помолиться в храме и принять участие в празднике. Апостол и евангелист Иоанн не сообщает нам конкретно о том, какой это был праздник. Толкования отцов Церкви по этому поводу различны. Одни думают, что Господь возвращался в столицу, чтобы справить пасху, другие считают, что это была пятидесятница, есть также мнения о том, что это был праздник пурим, установленный вскоре после завершения вавилонского плена. Очень трудно определить, кто из исследователей прав. Но, скорее всего, все-таки Господь пожелал принять участие в праздновании пасхи, ибо этот праздник у иудеев считался настолько важным, что даже не требовал отдельного названия. В разговорной речи того времени зачастую именно ветхозаветная пасха называлась просто праздником, без дальнейшего пояснения.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

XLI. О праздниках Православной Церкви Самим Господом ещё в Ветхом Завете чрез Моисея точно заповедано отличать дни праздничные от непраздничных: Исх.13:3:8–10 ; Лев.23:2:5–6:24–28 . Как в Церкви ветхозаветной в память проявления особых благодеяний Божиих установлены были праздники: Пятидесятницы, в память Синайского законодательства (Исх. гл. 19), праздник Пурим (жребий) – в память избавления иудеев в Персии от Амана ( Эсф.9:20–22:24–28 ), праздник обновления храма при Иуде Маккавее, осквернённого Антиохом Епифаном ( 1Мак.4:36–59 ), и проч., – так и в Церкви новозаветной соблюдение праздников церковных имеет для себя основание в том, что и Христос в дни Своей земной жизни святил праздники участием Своим в богослужении: Лк.4:16 ; Ин.5:14 . Господь в праздники участвовал и делами милосердия, внушая при этом не отлагать в праздники вообще дел милосердия: Мф.12:11–12 ; Лк.13:15–16 . По примеру Иисуса Христа, апостолы также посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времён апостольских ведёт своё начало день воскресный, или недельный. Этот день в новозаветной церкви получает особенное значение: Мк.16:9 ; Ин.20:19 . Так, первый день недели уже при апостолах получает особенное значение и становится истинным праздником для всех учеников Иисусовых: Деян.20:7–8 ; 1Кор.16:1–2 . В день воскресный апостол и Евангелист Иоанн Богослов удостоился слышать голос Божий: Откр.1:10 . Кроме дня воскресного, в православной Церкви празднуются также и другие дни, в которые воспоминаются те или иные события из жизни Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых апостолов и святых Угодников Божиих. Важнейший из всех праздников христианских есть праздник Святой Пасхи или Светлого Христова Воскресения, о котором апостол говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша...» ( 1Кор.15:14 ; срав. 1Кор.5:8 ). Празднование Пасхи предписывается также в Постановлениях апостольских (кн. 8-я, гл. 32). Кроме Пасхи, в новозаветной Церкви соблюдаются также праздники, называемые Господними и Богородичными ( Деян.2:1 ). Обо всех праздниках новозаветных – Господних, Богородичных и проч. должно заметить, что они в постепенном порядке раскрывают нам историю нашего искупления и освящения. Подобно тому, как в Ветхом Завете Израиль праздновал дни освобождения от рабства египетского, так и христиане должны праздновать дни событий из земной жизни нашего искупления и дни угодников Его, подражавших своей жизнью, подвигами и смертью Самому Искупителю, Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Общие понятия о праздничном богослужении Беседа 1. О необходимости и спасительности почитания праздников Православной Церкви I. Христианские праздники суть такие дни, которые должны быть посвящаемы на служение Богу и Господу нашему Иисусу Христу и в которые мы должны отложить всякое житейское попечение, оставить все обычные наши занятия и дела. Посредством праздников Православной Церкви наглядно изображаются все благодатные дары христианства. II. Праздники установлены Богом. Самый древний и распространенный праздник есть день недельный: начало его совпадает с появлением первого человека на земле. Когда и для чего он установлен? Об этом ясное свидетельство находим в книге Бытия. Вслед за рассказом о сотворении мира в ней говорится: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.2:3 ). Всемогущий Творец таким распорядком Своей деятельности подал людям пример, чтобы и они шесть дней трудились, а в седьмой прекращали свои дела. Но не в одном только покое отличие седьмого дня от прочих дней недели: Бог не только почил в этот день, но благословил и освятил его, т. е. день этот есть день радостный и день святой, или священный. Покой, или прекращение всякой работы, в день седьмой служит только средством его освящения, необходимым его условием, без соблюдения которого невозможно было достигнуть действительного посвящения субботнего дня Господу. Из десяти заповедей, данных Богом при Синае и содержащих в себе весь нравственный закон, четвертая обязывает человека шесть дней работать, а в седьмой прекращать свои дела и служить Богу ( Исх.20:8–10 ). Сознавая важность этой заповеди, евреи со всей строгостью исполняли ее. Как же евреи посвящали субботу на служение Богу, в чем состояло их служение? Служение Богу состояло в том, что народ собирался в скинию или в храм, где совершались молитвы, были приносимы жертвы, происходило чтение и изъяснение Св. Писания. Кроме субботы, в ветхозаветной Церкви были и другие дни, посвященные воспоминанию важнейших событий в жизни народа еврейского, каковы: Пасха, праздник Опресноков, Пятидесятница, День Очищения, Кущей, Пурим и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 26 К оглавлению Книга Есфири. В названии книги задействовано имя главного действующего лица этой книги, знаменитой иудеянки из колена Вениаминова, которая возвысилась из бедной среды до звания царицы Персидской. И в еврейской, и в греческой Библиях название книги одинаковое. В повествовании говорится о наиболее вероятном времени: 480-475 годов до Р.Х. Царь, который сделал Есфирь своей женой, вероятно, Ксеркс, потому что все персидское повествование восходит именно к нему. Те имена, которые упоминаются там — реальные персидские, а имя Артаксеркс — это неправильный перевод. Писатель книги, по мнению большинства толковников, — Мардохей, воспитатель Есфири. Основанием такого мнения служит указание в (Есф. 9,22-32): «Написала также царица Есфирь, дочь Абихаила, и Мардохей Иудеянин, со всею настойчивостью, чтобы исполняли это новое письмо о Пуриме». Пурим — это новый праздник. Они написали окружное письмо всем иудеям с объяснением и поводом учреждения этого праздника. Это событие и есть содержание книги Есфирь. Цель написания книги Есфири — показать потомкам промысел Божий о Церкви и о народе Своем, а на примерах Есфири и Мардохея показать, что вера и надежда на Бога может спасать от неминуемых опасностей. Книгу можно разделить на три части. Первая часть — главы 1 и 2. В отдельных эпизодах и картинах излагаются обстоятельства возвышения бедной сироты иудеянки Есфири до звания царицы персидской. Вторая часть — это повествование о планах злого временщика Амана, о том, как он мечтал погубить иудеев и плане Есфири для спасения единоплеменников. Аман очень был возмущен поведением Мардохея, который ему не кланялся и желая ему отомстить, уговорил царя Персидского произвести избиение всех иудеев, живущих в то время там. Третья часть — это падение Амана и всех врагов Иудеи.

http://sedmitza.ru/lib/text/432141/

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 26. Книга Есфири В названии книги задействовано имя главного действующего лица этой книги, знаменитой иудеянки из колена Вениаминова, которая возвысилась из бедной среды до звания царицы Персидской. И в еврейской, и в греческой Библиях название книги одинаковое. В повествовании говорится о наиболее вероятном времени: 480–475 годов до Р.Х. Царь, который сделал Есфирь своей женой, вероятно, Ксеркс, потому что все персидское повествование восходит именно к нему. Те имена, которые упоминаются там – реальные персидские, а имя Артаксеркс – это неправильный перевод. Писатель книги, по мнению большинства толковников, – Мардохей, воспитатель Есфири. Основанием такого мнения служит указание в ( Есф. 9:22–32 ): «Написала также царица Есфирь, дочь Абихаила, и Мардохей Иудеянин, со всею настойчивостью, чтобы исполняли это новое письмо о Пуриме». Пурим – это новый праздник. Они написали окружное письмо всем иудеям с объяснением и поводом учреждения этого праздника. Это событие и есть содержание книги Есфирь. Цель написания книги Есфири – показать потомкам промысел Божий о Церкви и о народе Своем, а на примерах Есфири и Мардохея показать, что вера и надежда на Бога может спасать от неминуемых опасностей. Книгу можно разделить на три части. Первая часть – главы 1 и 2. В отдельных эпизодах и картинах излагаются обстоятельства возвышения бедной сироты иудеянки Есфири до звания царицы персидской. Вторая часть – это повествование о планах злого временщика Амана, о том, как он мечтал погубить иудеев и плане Есфири для спасения единоплеменников. Аман очень был возмущен поведением Мардохея, который ему не кланялся и желая ему отомстить, уговорил царя Персидского произвести избиение всех иудеев, живущих в то время там. Третья часть – это падение Амана и всех врагов Иудеи. Представим себе картины знаменитых художников Рубенса, Веласкеса и Рембрандта. Перед нами пир, который устраивает восточный вельможа, за столом сидят три действующих лица. В центре сам царь Артаксеркс, рядом его супруга Есфирь и Аман. О чем они говорят и что выражает та или иная картина этого действия?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Книга Есфирь Название книги Еврейское название книги Есфирь есть Esther, греческое – Εσϑρ. Название это, очевидно, заимствовано от главного предмета книги; поскольку она повествует о Есфири, знаменитой Иудеянке из колена Вениаминова, которая из бедной и беспомощной сироты возвысилась до звания царицы персидской и сделалась, по изволению Божию, орудием спасения для своих соотечественников в персидской стране. Время описываемого события Писание умалчивает о времени, к которому должна быть относима история Есфири. Но, с наибольшей вероятностью, ее можно относить к годам от 480–475 до Р. X.; ибо, по указанию и исследованиям некоторых ученых 941 , царь, сделавший Есфирь своей супругой и называемый в еврейском подлиннике Ассуиром 942 , есть не кто иной, как известный Ксеркс 943 , прославившийся своим неудачным походом в Грецию 944 . В самом деле все, повествуемое о сем царе в книге Есфирь, вполне согласно с его сластолюбивым и жестоким характером, а, равно, и с некоторыми отдельными обстоятельствами его царствования, о которых говорит светская история. Сюда относится, например, чрезвычайный совет сановников, созванный им в третий год по восшествии на престол 945 , также – возвращение из Греции в Персию на седьмом году царствования 946 . Писатель книги Есфирь Точных сведений о писателе книги Есфирь не имеется. Впрочем, большинство толковников этим писателем считают Мардохея, воспитателя Есфири, – на что есть основания и в самой книге; ибо там говорится, например, что Мардохей записал события, составляющие предмет книги 947 , и также, – что рукою Мардохея, совместно с Есфирью, написано окружное послание к Иудеям об учреждении праздника Пурим, с объяснением исторических обстоятельств и повода к учреждению этого праздника, – а это, именно, и составляет все содержание книги Есфирь 948 . Притом же, это содержание показывает в писателе современника, и даже очевидца рассказываемых событий; так, например, он до мельчайших подробностей знает обычаи и обстановку двора персидского, называет по имени жену и десятерых сыновей Амана 949 и с точностью обозначает время и даже дни, в которые происходили события 950 . Все это весьма вероятным делает мнение о Мардохее, как писателе книги Есфирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010