Внешний облик нашего храма традиционно складывается из сочетания разных по пропорциям объемов. Основной объем выделен по высоте и представляет собой трехмерный канонический куб мироздания. Он покрыт четырехгранной крышей, напоминающей шатер, являющей образ Небесного Царства. Центр основного объема увенчан большой главой с крестом, которая символизирует Главу Вселенской Церкви - Христа Вседержителя. В нашем проекте идея иерархического устройства мира поддержана также пропорциями и габаритами колокольни, которая возвышается над западной частью церкви, но ее маленькая главка ниже центральной главы. Не забыт и другой красивый символический смысл ярусной колокольни – образ Богородицы - Лествицы Небесной для нас, духовно возрастающих, и Лествицы, посредством которой на землю сошел Бог. Многогранная и низкая крыша алтаря зримо являет образ пещеры, где был погребен Христос - таков один из многих символических смыслов этой части храма. План нашей церкви представляет собой каноническую анфиладу помещений (крыльцо, притвор, предхрамие, средняя часть храма, алтарь), которая по горизонтали ведет верующего к иконостасу и раю-алтарю, от «мрака греховного» - к примирению с Богом. Благодаря боковым пристройкам-прирубам, средняя часть храма имеет в плане форму креста. Здесь по вертикальной оси наша душа взлетает навстречу Богу, милосердно нисходящему вниз, с небес. В интерьере высокого основного объема будет установлено подвесное «небо», на котором можно разместить образ Христа-Вседержителя в окружении Небесных Сил, отсюда вниз будет спускаться паникадило – образ Солнца Правды. Расположение окон и их величина в нашем храме тоже неслучайны. Главенство основного объема подчеркнуто окнами в верхней части сруба и большими окнами в боковых прирубах, благодаря чему это пространство будет иметь более яркое освещение, чем притвор, где маленькие окошки создают полумрак, символизирующий «мрак греховный» в душах людей, только вступающих на путь духовного пробуждения. Посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы определило особые нюансы его архитектурного образа. Согласно традиции, богородичные храмы всегда более изящны, легки по пропорциям. И в нашем проекте мы старались добиться динамичного и легкого силуэта, парящей композиции, поэтому отказались от единого, массивного объема здания, а выбрали более мелкий масштаб и многообразные сочетания геометрических форм. Разные наклоны крыш создают впечатление полета. Особенно изящной хотелось сделать колокольню, поэтому габариты ее ярусов уменьшаются по мере подъема вверх. Согласно канону, большая глава храма установлена на основании, символизирующем Закон Божий, но форма основания принята не квадратной в плане, а восьмиугольной, как напоминание о символике числа 8, традиционно характерной для образа Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=07508

Давидову песнь сегодня воспоем, люди, Христу Богу: «приведутся, сказал он, Царю девы вслед за Ней и Ее близкие приведутся в веселии и радости» 105 . Ибо Та, которая 106 от семени Давидова, Та, чрез которую мы обожены, преставляется славно и выше слова в руки Своего Сына и Владыки 107 . Воспевая Ее, как Матерь Божию, мы восклицаем и говорим: спаси нас, исповедающих Тебя как Богородицу, от всякой опасности, и избавь от бед души наши. Стих: Клятся Госпóдь Давиду истиною и не отвéржется ея. Клялся Господь Давиду истиною и не отречется от нее ( Пс. 131:11 ) 108 . Всечестнóе Твоé успéние, Пресвятая Дéво Чистая, ангел мнóжество на небеси и человéческий род на земли ублажаем, яко Мати была еси Творца всех, Христа Бóга. Тогó молящи не престай о нас, мóлимся, иже на Тя с Бóгом упование полóжших, Богорóдице Всепéтая и Неискусобрачная. Всесвященное успение Твое, Пресвятая Дева Чистая ­ 1-я стихира., множество 109 ангелов на небе и человеческий род на земле ублажаем, так как Ты стала Матерью Творца всего, Христа Бога. Его не перестань 110 , просим, умолять за нас, возложивших надежду 111 с Богом на Тебя, Богородица всевоспеваемая и не испытавшая брака. Слава и ныне, глас той же. Егда изшла еси, Богорóдице Дéво, ко из Тебé Рóждшемуся неизречéнно, бяше Иаков брат Бóжий и пéрвый священноначальник, Петр же честнéйший верхóвник, богослóвов начальник, и весь честнéйший апóстольский лик, явлéнным богослóвием песнослóвяще божéственное и страшное Христа Бóга смотрéния таинство; и живоначальное и богоприятное Твоé тéло погрéбше, радовахуся, Всепéтая. Превыше же пресвятыя и старéйшия ангельския силы, чудеси дивящеся, приникше друг ко дрýгу глагóлаху: возмите ваша врата, и восприимите Рóждшую небеси и земли Творца; славословлéньми же воспоéм честнóе и святóе тéло, вместившее нами Невидимаго и Гóспода. Тéмже и мы, память Твою празднующе, вопиéм Ти, Препéтая: христианский рог вознеси, и спаси дýши наша. Когда Ты, Богородица Дева 112 , отошла к неизреченно Родившемуся от Тебя, присутствовал Иаков, брат Божий 113 и первый иерарх 114 , а так же Петр, почетнейший глава 115 , начальник 116 богословов, и весь божественный лик 117 апостолов; воспевая 118 яснейшим 119 богословствованием 120 божественное и страшное 121 таинство домостроительства Христа Бога и похоронив 122 Твое живоначальное и принявшее Бога тело, всеми Воспеваемая, они радовались; а свыше пресвятые и старейшие 123 ангельские силы, дивясь чуду, поникнув 124 друг к другу, говорили: поднимите ваши врата 125 и примите Родившую Творца неба и земли, воспоем же славословиями 126 благоговейно чтимое и святое тело, вместившее Невидимого 127 нами и Господа (нашего). Посему и мы, празднуя память 128 Твою, восклицаем Тебе, Превоспеваемая: возвысь силу христиан и спаси души наши. Тропарь

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Приидите воспоем людие, Пресвятую Деву Чистую, из Неяже неизреченно пройде, воплощься Слово Отчее, зовуще и глаголюще: благословенна Ты в женах, блаженное чрево вместившее Христа. Того святым рукам душу предавши, молися, Пречистая, спастися душам нашим. Стих: Воскресни Господи в покой Твой, Ты, и Кивот святыни Твоея. Давидскую песнь днесь людие, воспоем Христу Богу: приведутся, рече, Царю девы в след Ея, и искренняя Ея приведутся в веселии и радовании. Ибо от семене Давидова, Еяже ради мы обожихомся, в руце Своего Сына и Владыки, славно и паче слова прелагается, Юже яко Матерь Божию воспевающе, вопием и глаголем: спаси нас исповедающих Тя, Богородицу, от всякаго обстояния, и избави от бед души наша. Стих: Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея. Всечестное Твое успение, Пресвятая Дева Чистая, ангел множества на небеси, и человеческий род на земли ублажаем, яко Мати была еси Творца всех, Христа Бога. Того молящи не престай о нас, молимся, иже на Тя с Богом упование положших, Богородице всепетая, и неискусобрачная. Слава, и ныне, глас тойже: Егда изшла еси, Богородице Дево, ко из Тебе Рождшемуся неизреченно, бяше Иаков брат Божий, и первый священноначальник, Петр же честнейший верховник, богословов начальник: и весь божественный апостольский лик, явленным богословием песнословяще, божественное и страшное Христа Бога смотрения таинство, и живоначальное и богоприятное Твое тело погребше, радовахуся Всепетая. Превыше же пресвятыя и старейшия ангельския силы, чудеси дивящеся, приникше друг ко другу глаголаху: возмите ваша врата, и восприимите Рождшую небесе и земли Творца. Славословленьми же воспоем, честное и святое тело, вместившее нами Невидимаго и Господа. Темже и мы память Твою празднующе, вопием Ти Препетая: христианский рог вознеси, и спаси души наша. На благословении хлебов тропарь, глас 1: В рождестве девство сохранила еси: трижды [писан на малей вечерни.] И чтение. На Утрени, на Бог Господь, тропарь праздника, трижды. По 1-й стихологии седален, глас 1: Подобен: Гроб Твой Спасе:

http://pravmir.ru/chto-poetsya-v-xrame-n...

Чтобы раскрыть саму сущность события, что обычно делается в тропаре, настоящий тропарь сопоставляет празднуемое событие – Успение Богоматери – с наиважнейшим событием в жизни Богоматери – с рождением Ею Сына Божия и находит прежде всего между ним соответствие в том, что то и другое совершенно выходили из границ природы, и первое было обусловлено вторым: став Матерью Жизни, Пресвятая Богородица не могла умереть в собственном смысле, а только перейти к настоящей жизни от этой призрачной и неполной; чрез это событие получает соответствующее значение и для нас: избавление молитвами Богоматери душ наших от смерти. Тропарь, глас 1 В рождествé дéвство сохранила еси, во успéнии мира не оставила еси, Богорóдице; преставилася еси к животý, Мати сýщи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смéрти дýши наша. При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила 129 мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь 130 от смерти души наши. Утреня Седальны по кафисмах Как начальные песни службы, они говорят о событии сначала, и 1-й «Всечестный лик» дает самую простую внешнюю картину его по видимой и невидимой стороне (апостолы и ангелы), а 2-й «В рождестве Твоем» изображает внутреннюю сторону события, значение его, продолжая начатое в тропаре сопоставление Успения с Рождеством Христовым: бессеменное зачатие и нетление, безмужное млекопитание и благоухающая мертвость Богоматери. Как 1-й седален заканчивается общим замечанием о верном праздновании события, так 2-й в соответствии с содержанием приглашает честнее воспеть Богородице ангельское приветствие при Благовещении (предварение полиелейной радости). По 1-й стихологии седален, глас 1. Подобен: Гроб Твой, Спасе. Всечестный лик премýдрых апóстол собрася чýдно погребсти славно тéло Твоé пречистое, Богорóдице Всепéтая, с нимиже воспéша и ангел мнóжество, преставлéние Твоé чéстно хваляще, éже вéрою празднуем. Всечтимый лик мудрых 131 апостолов чудесно собран был 132 для 133 почетного погребения Твоего пречистого тела, Богородица Превоспеваемая, а с ними воспело 134 и множество 135 ангелов, благоговейно восхваляя Твое преставление, которое мы (с) верою празднуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Иерусалимский Канонарь VII века (груз. версия). Тифлис, 1912; Скабалланович М. Рождество Христово. К., 1915. М., 1995р. (Христ. праздники; 4); он же. Успение Пресв. Богородицы. К., 1916. М., 1995р. (Христ. праздники; 6); Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. К., 19992; Л. Xeopmoлoruja или ucmopujcku развитак и празника православне источне цркве. Београд, 1961. С. 44-46; Θουντολης Ι. Εαγγελισμς τς Θεοτκου//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 980-982; Μπεκατρος Γ. Γ. Εαγγελισμς τς Θεοτκου: Τξις λατρεας//Ibid. Σ. 982-983; Οκονομδης Δ. Β. Εαγγελισμς τς Θεοτκου: Λαογραφα//Ibid. Σ. 983-985; Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode: Hymnes. P., 1965. T. 2. P. 20-40. (SC; 110); Древнейший Иадгари/Изд., исслед. и коммент. Е. П. Метревели, Ц. А. Чанкиевой и Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980; Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с итал. М., 1990. Т. 1; Corrado M. Annunciazione: storia, eucologia, theologia, liturgica. R., 1991; Новозаветные апокрифы. СПб., 2001; Каждан А. П. История визант. литературы: 650-850 гг. СПб., 2002. Использованные материалы С. А. Ванюков, М. С. Желтов, К. Х. Фельми. Благовещение Пресвятой Богородицы. Православная энциклопедия, т. 5 http://www.pravenc.ru/text/149269.html   Новозаветные апокрифы. С. 20, 42   Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 197; Т. 2. С. 374   Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 907   Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 401   Хойнацкий. С. 1002   Кондаков. Т. 1. С. 26-27; Петровский. С. 619-622; Арган. С. 94   Cabrol. Col. 2245-2246   Conybeare. P. 509   Conybeare. P. 517   Кекелидзе. С. 55-56; Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1.] P. 43-45 (лат. пер.: [Pars. 2.] P. 40-41)   SC. 110. P. 13-41   Карабинов. С. 31 сл.; см. также: Fletcher R. A. Three early byzantine hymns and their place in the liturgy of the Church of Constantinople//BZ. 1958. T. 51. S. 53-65   PG. 10. Col. 1145-1169   PG. 28. Col. 917-940   Montagna D. La lode alla Theotokos nei testi greci dei secoli IV-VII//Marianum: Ephemerides Mariologiae. R., 1962. Vol. 24. P. 536-539   PG. 50. Col. 791-796; 60. Col. 755-760; 62. Col. 763-770   PG. 65. Col. 679   PG. 85. Col. 425-452   BZ. 1913-1914. T. 22. P. 49-54   Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 115-116   PG. 87γ. Col. 3217-3288   PG. 98. Col. 321-328   PG. 96. Col. 648-661   3 проповеди: PL. 39. Col. 2103-2110   5 проповедей: PL. 52. Col. 575-588   PL. 56. Col. 1140-1144   LP. T. 1. P. 372, 376, 381   Kellner. S. 196   Mansi. T. 11. P. 33-34   Kellner. S. 147   Cabrol. Col. 2242 Редакция текста от: 04.05.2018 12:18:48 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/2462.html

   Буди же, Господи, милость Твоя на нас, яко-же уповахом на Тя! Аминь.    14 августа 1860 года 2. В день Успения Пресвятой Богородицы (Вчерашний пожар подновил страх наш. Придите же, восплачемся пред Господом)    Вот уже Господь начал являть к нам милость Свою посланием дождя. Благодарение благосердому Его снисхождению к нам! Пора бы и нам возникнуть к благонадежию и успокоиться. Но вчерашний, хотя небольшой, пожар подновил страх наш, и мы снова мятемся ожиданием внезапной беды, ни к кому и ни к чему не имеем доверия и в каждом незнакомом лице продолжаем встречать недоброжелателя себе. Оттого у нас и праздник не в праздник, — так что исполнилась над нами пророческая угроза: «превращу праздники ваша в жалость и вся песни ваша в плачь» (Ам. 8:10).    Что ж? И давайте плакать... Мы и собрались ныне на место плача. Се поле, орошенное слезами! И кто из жителей города не проливал их здесь?! Так, по сродству, приидите, восплачемся пред Господом, сотворшим нас, подобно израильтянам, оплакивавшим Иерусалим «на реках вавилонских» (Пс. 136:1)!    Не оскорбится сим Матерь Божия! Она Сама, думаю, не без скорби взирает ныне на сие место, которое в прежние годы кипело многолюдством в день сей, — а ныне так пусто; и это не по охлаждению усердия, а все из тех же опасений и страха.    Приидите же, восплачемся! Но о чем плакать? О всем. Поплачем сначала о том, что житие наше здесь полно бед и скорбей: то земля колеблется, то небо потрясается, то вода устремляется потопить, то огнь грозит пожрать, то засуха и неурожай, то болезни и мор, то эти видимые, а то и невидимые враги постоянно почти держат нас в страхе, беспокойствах и опасениях за жизнь. Со всех сторон беды. Как тут не плакать, — особенно когда приведешь себе на память, что первоначально, когда Господь в первый раз воззрел на творения Свои, в них быша вся «добра зело» (Быт. 1:31)! Конечно, сами мы тому виною и праведно осуждены нести тяготу жития сего. Но все же нельзя не скорбеть, что так есть и что земля наша — прежде прекрасная — превращена ныне в «юдоль плача» (Пс. 83:7). Много ли кому в жизни придется встретить ясных дней?! Да и те даются только для того, чтобы мы не впали в отчаяние, — только для того, чтоб поддерживать веру, что не все еще пропало, что не вконец прогневался Господь и есть надежда избавления от бед, хотя образом, Единому Богу ведомым.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Апостолы вместо слов: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам!» воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Из этого явления Богоматери апостолы познали, что Она и по смерти жива и без тления с телом вознесена к престолу Сына Своего и Бога на Небо. Исполнилось пророческое слово: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея! (Пс. 131: 8), и другое: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44: 10), – предстала для того, чтобы войти в предназначенную Ей славу, для того, чтобы, вошедши в славу, ходатайствовать с дерзновением об оставшихся на земле. Как бы с молитвенно воздетыми руками, которыми носила Она Божественного Сына, отошла Она к Нему, взывая: «яже Ми дал еси, во веки сохрани». Столь славно, радостно, утешительно Успение Богоматери! Удивительно ли, что преукрашенная Божественною славою, священная и славная, Дево, память Твоя вся собра к веселию верныя ? Только бы Ее, вошедшую в радость, не огорчать нам, усыновленным чадам Ее, постоянными новыми оскорблениями Сына Ее, попранием Его заповедей, запечатленных Его кровью, не допускать, чтобы снова и снова оружие входило в Ее душу (Лк. 2: 35), – оружие скорби о грехах людских, приведших к распятию возлюбленного Ее Сына! Матерь скорбит, всячески старается делать добро чадам, Ее огорчающим, но не останутся ли бесплодными и Ее скорбь и моления, к Сыну обращаемые, если снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6: 6)? Будем притекать к Ней с усиленными мольбами, но скорбя и оплакивая вечные свои отступления от заповедей Христа, чтобы могла Она, хотя бы на этот покаянный плач и воздыхания чад указать Ему в Своих неотступных молитвенных ходатайствах за нас перед Сыном Своим, чтобы, когда Она обращает к Нему лицо Свое со скорбными молитвами за нас, не отвращал Он лица Своего от нас, навлекших на себя праведное проклятие и казни, чтобы оставалась еще надежда на помилование тех, кто делами своей жизни уже закрыл все двери неистощимого милосердия Божия. 1928 год. Тверь Духовное наследие священномученика архиепископа Фаддея (Успенского). Т. 5. Проповеди на двунадесятые праздники и памяти святых. М., 2022. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/866-...

Внебогослужебная деятельность военных священников составляла: сбор и обобщение информации благочинным о моральном состоянии войск, трудностях. Об этом они периодически информировали протопресвитера военного и морского духовенства и Св. Синод, а последние — царя. Так информация о «душевном состоянии» войск достигала царя, минуя военного министра. В ряду внебогослужебных задач, решаемых церковью в армии, была функция социальной защиты военнослужащих. Отличное знание бытовых условий позволяло военным священникам весьма квалифицированно выступать с законодательными инициативами, обращенными и к Императору, и к Государственной Думе. В подразделениях проводились пользовавшиеся особой популярностью беседы, занятия по словесности, антиалкогольные беседы, благотворительная деятельность. О том значении, которое придавалось данной форме работы, свидетельствует тот факт, что еще с 1885 года, согласно особому приказу главного священника армии флота, проведение бесед полковым священником стало обязательным атрибутом его служебной и пастырской практики. Регулярное их проведение, по мнению высших чинов военного духовенства, «благотворно действовало на улучшение нравственности солдат». Так протоиерей Митрофан Сребрянский священник 51-го драгунского Черниговского Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы полка, принимавший участие в боевых действиях в Манчжурии 12 августа 1904 года, описывает один из эпизодов своей пастырской деятельности: «Собрались эскадроны, пришел я и долго беседовал с ними, увещевая воинов помнить данную клятву и по поводу приближения праздника Успения Пресвятой Богородицы убеждая всегда помнить, что смерть не есть уничтожение, а только успение, что за гробом продолжается жизнь и благо тому, кто перейдет ко Господу со спокойной совестью. Посему просил их постараться в трудах, болезнях и сражениях не унывать, а все силы души и тела направить к тому, чтобы честно исполнить долг воина-христианина, просил их также не сквернословить, объяснив им, как это оскорбительно для Бога и людей…». (М. Сребрянский. Дневник полкового священника служащего на Дальнем Востоке. М. 1996. с. 71).

http://old.pobeda.ru/istoriya-voennogo-d...

Вся тварь да восхвалит восхождение Богоматери! Лики юношей да воскликнут; уста риторов да источат песнопения; души мудрых да помышляют об этом чуде; старцы, украшенные сединами, да созерцают его с благоговением. Всякое творение да принесет от себя дань торжеству! Но и после этого еще не будет постигнута высота такого величия! Придите, воспарим умственно все с Отходящей! Придите, снидем сердечной любовью все с Нисходящей во гроб! Станем окрест священнейшего одра; возгласим священные песни, воспевая: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28). Радуйся, предуведенная Матерь Божия! Радуйся, предызбранная прежде веков Советом Божиим, Божественнейшая Леторасль земная, Жилище Огня Божественного, священнейший Столп Духа Святого, Источник воды живой, Сад древа жизни, Лоза Божественного вертограда, Река, исполненная благоволений Духа, Нива, произрастившая Божественный клас, Роза, цветущая девством и благоухающая благодатью, Лилия, украшающая царское одеяние, Агница, родившая Агнца Божия, вземлющего грех мира, Палата спасения нашего, высшая ангельских Сил Раба и Матерь! Придите, станем окрест чистейшего гроба и почерпнем из него Божественную благодать! Придите, понесем на раменах души плоть приснодевственную. Войдем во гроб и умрем вместе с Нею; умрем для плотских страстей, поживем же с Нею жизнью бесстрастной и непорочной. Приложим слух к Божественным песнопениям, исходящим из невещественных ангельских уст. Войдем, и поклонимся, и познаем преславное чудо: как Матерь Божия взята и вознесена от земли; как перенесена на Небо; как предстоит Сыну выше всех чинов ангельских, - ибо нет преграды между Матерью и Сыном. Матерь Божия! Вот я принес, после прежних, еще одно слово Твоему Успению, - принес с благоговением и любовью к Троице, Которой Ты послужила, по благоволению Отчему и силе Духа зачав Безначальное Слово, всемогущую Божию Премудрость и Силу. Прими же усердие, превышающее силы, и даруй спасение, избави от душевных страстей, уврачуй от телесных болезней, сохрани от бед, подай спокойствие жизни, просвещение духа. Воспламени любовь к Твоему Сыну, устрой жизнь нашу благоугодной Ему, - чтобы, соделавшись участниками Его блаженства и видя Тебя озаренною славою Сына Твоего, воспели мы, вечно радуясь в Церкви празднующих достойно Духа, священные песни Тому, Кто через Тебя совершил спасение наше, - Христу, Сыну Божию и Богу нашему. Ему слава и держава, со Безначальным Отцом и Всесвятым и Животворящим Духом, ныне и присно, и во все бесконечные веки веков. Аминь.

http://sedmitza.ru/text/774729.html

И вот всем людям, и мне вместе со всеми дается из года в год эта великая радость, такое счастие устрояется – потому что составлявшие законы соблюдения праздников делали это не столько по той причине, что так им было угодно сделать, сколько распределяли все согласно действительному соответствию вещам. Мне же лично, с самого начала того времени, как я пришел в возраст, вместе со многими иными благами, которых Она была причиной, Она допустила, чтобы, как некий начаток различных подвигов на поприще словесности, а вместе и как плод возмужалости, я посвятил Ей славословие на Благовещение, каковое, будучи снабжено мелодией, было тогда успешно и воспето, и декламировалось; даровала же Она нам, уцелевшим доселе, при ослаблении такого рода ревности, и сему соответствующий случай; именно, присовокупить мое конечное приношение после многих иных речей, между тем Ей принесенных, – как завершение, надо полагать, моего тщания и моей жизни; и, по Бозе, благодарение Ей за все это! Слава Ему, Который нам в слабостях, в скорбях, в настоящих испытаниях, как и в ожидаемых – и личных, и общественных – даровал нам Ее как норму, и пример, и успокоение надежды, и благоденствие, и путеводительство; и не только нам, но также и всем, которые, так или иначе, имели прикосновение к чудесам, относящимся к Ней; лучше же сказать – всем людям вообще, даже если и не все желают видеть это отверстыми очами. Если привести к единству это третье 9 приношение Ей нашего слова, то можно сказать, что итогом всех благодеяний Божиих по отношению к нам, которые пришли к нам через Нее (или благодаря Ей), является ЕЕ ВОСХОЖДЕНИЕ НА НЕБО, которое празднуется нами не в счастливом собрании, как то бывало раньше, но в благочестивом собрании ради Благочестия (Православия), терпящем бедствие, в собрании с самого начала верных и. в равной степени, поборников (Православия). И поскольку все относящееся ко всему касающемуся Ее Таинству было предметом восхваления как многих иных, так и нас. в наших более ранних речах, – насколько это было по силам, потому что полностью постичь это невозможно ни для ума, ни для слова человеческого, даже если бы и все для этого объединились, – и поскольку, далее, те чудеса, которые происходили во время Ее Преставления, были прекрасно поведаны иными, то нет необходимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010