- С детства ли вы веровали, или путь к вере был полон духовного поиска среди соблазнов ещё атеистической эпохи? Кого вы могли бы назвать своими личными крестителями? - Я рос в неверующей семье; крестился, когда наступили перемены в государственно-церковных отношениях в СССР. Мне было 14 лет. Помню, что проснулся утром и понял, что сегодня должен обязательно креститься. Меня крестил протоиерей Виктор Гаврилов в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново на летний праздник Казанской иконы Божией Матери. А через некоторое время я начал ходить в храм, значительная часть моей жизни была связана с церковной деятельностью. Что касается соблазнов, то они есть в любую эпоху, стоит человеку хотя бы немного расслабиться. Последние 15 лет моя работа связана с преподавательской и административной работой в разных вузах России и Республики Беларусь. -  Кто и что направляет вас теперь, и как вы избираете себе темы, исключительно своей пытливостью и волей, или они будто бы сами «находят» вас? - Бывает по-разному. Иногда, если речь идет о художественном произведении, то действительно оно приходит, и нужно его просто записывать. Причем, если сегодня не записать, то завтра уже не вспомню то, что хотел написать. Некоторые из них оказались интересны читателям, о чем свидетельствует то, что их переводят на другие языки – китайский, английский, немецкий, испанский, белорусский, армянский, грузинский, калмыцкий. Особенно приятно как автору было, когда мою повесть «Николушка» прочитала женщина в Эквадоре и решила перевести на испанский язык ее фрагмент для потенциальных читателей в Латинской Америке. А бывает, что какая-то тема вызревает внутри, иногда годами, для того, чтобы тоже в свое время вылиться на бумагу. - Можете ли вы припомнить первую работу, связанную с Церковью? Не «Святые земли Ивановской» - одна из них? Много ли усилий было положено вами для создания столь масштабной картины? Чей из ивановских святых пример особенно часто вдохновляет вас в эти дни? - Да, брошюра «Святые земли Ивановской» была моей первой работой, связанной с Церковью. Она вышла в свет в 1997 году. В то время она была востребована, но это во многом все-таки компилятивная работа, составленная на основе других изданных книг, в отличие от моих работ уже даже следующего, 1998 года, в которых я обращался к архивным документам. Что касается того, чей пример из ивановских святых меня вдохновляет – мне сложно ответить на этот вопрос. В свое время я старался, что мог делать для их прославления: участвовал в подготовке документов для установления празднования Собора Ивановских святых (сейчас праздник Собора святых Ивановской митрополии), участвовал в организации строительства посвященного им храма на окраине г. Иваново. Думаю, что все равно все это не просто так…

http://ruskline.ru/opp/2022/08/12/dumayu...

Владыка уже привел замечательные слова из читавшегося сегодня отрывка из Послания святого апостола Павла к Римлянам (Рим. 5:1-10), где говорится о том, что от скорби происходит терпение, от терпения — опытность, а от опытности — надежда, которая не посрамляет, потому что любовь Божия вошла в сердца наши силой Духа Святого. А разве не было в истории наших народов этой борьбы со скорбями? Разве не возрастали они в терпении? Разве не обретали они удивительную опытность, ставшую народной мудростью? А разве когда-то они теряли надежду? Никогда! Потому что любовь Божия силой Святого Духа через купель Крещения прикоснулась и прикасается к каждому последующему поколению наших людей, помогая сохранять великий, блистающий красотой идеал святости, покоривший святого князя Владимира и до сих пор покоряющий разумных, мыслящих людей, способных отличать добро от зла и пшеницу от плевел. Именно во всем том, о чем мы сейчас говорим, сила нашего народа, его непобедимость. И страшные испытания Великой Отечественной войны, 70-летие Победы в которой мы отмечаем в этом году, — разве это не доказательство и терпения, и опытности, и надежды, и любви Божией, которая Духом Святым вошла в сердца наши? Поэтому и праздник Победы для нас не просто исторический день, не просто светский праздник. Он имеет огромное духовное значение, потому что война стала страшным экзаменом для всего народа. Того народа, который оступился, потерял веру, стал разрушать свои храмы и монастыри, почти отказался от Бога… Но перед лицом страшного врага произошло возрождение веры. В окопах на передовой, в Брестской крепости не было неверующих людей. Мне приходилось много раз говорить с ветеранами, и они повторяли одну и ту же фразу: в окопах на передовой неверующих не бывает. Потому что ничто, кроме силы Божией, не может спасти человека, который, следуя приказу и будучи верным присяге, идет навстречу смерти. И мы знаем, какое возрождение веры произошло во время и после войны. Вспоминаю переполненные храмы послевоенного Ленинграда. Большие соборы вмещали по 3-4 тысячи человек, вокруг собиралось еще столько же и даже больше, петербургские магистрали перекрывала милиция — и это после десятилетий богоотступничества, после закрытия храмов, разрушения монастырей, после того, как были расстреляны, умучены, отправлены в ссылку тысячи верующих людей!

http://pravoslavie.ru/80148.html

А с чего все началось? А началось все с князя Владимира, с удивительного правителя нашей земли, который не только умозрительно, но и на опыте собственной жизни понял, что такое святость. До принятия крещения он был обычным языческим князем — грозным, распутным, коварным, который с легкостью убивал своих братьев и сестер, который с легкостью порабощал племена, соединенные общей историей и кровным родством, который не щадил никого, распространяя свою власть, который делал несчастными людей, соединивших с ним свою жизнь. Но Господь каким-то таинственным образом прикоснулся к уму, а потом и к сердцу князя Владимира. Ни один историк, ни один писатель, изучающий Древнюю Русь, не может рассказать, что и в какой момент произошло в глубине души этого человека. Но он понял, что нужно изменить свою жизнь, что она идет по неправильному пути. И, конечно, как государственный деятель Владимир очень хотел объединить все эти завоеванные племена. Он понимал, что единство людей кровью не сохранишь, что через насилие не станешь отцом для народа. Нужна другая мотивация, другая сила, которая скрепляла бы людей добровольно в огромную общность, и уразумел князь Владимир, что такой силой может и должна стать народная вера. Понимая суетность и греховность язычества, он обратил свой взор к христианству и, в первую очередь, к Византии, которая была центром тогдашнего мира, возвышаясь над всеми остальными странами своей духовной, интеллектуальной, культурной и военной мощью. И князь Владимир понял: чтобы почерпнуть из этого духовного источника огромной силы, нужно быть единоверным с народом Византии. Потому и сделал он исторический выбор в пользу Православия, восточного христианства. С момента его личного крещения, которое состоялось в Херсонесе, в результате чего князь Владимир обрел, как говорится в тропаре, исцеление от слепоты не только душевной, но и телесной, — начинается духовный подвиг князя, завершившийся христианизацией всего нашего народа. Вместе с верой в жизнь народа пришел и этот идеал святости. Конечно, оставалось и много греховного — и рудименты язычества, и междоусобная брань, и чего еще только не было, — но, как яркая свеча, горел этот идеал перед мысленным взором наших пращуров. И знаем: если бы не этот идеал, то вряд ли мы с вами праздновали бы сегодня 1000-летие со дня кончины святого равноапостольного великого князя Владимира.

http://pravoslavie.ru/80148.html

Кроме того, на Архиерейском Соборе 2016 года был поднят вопрос о возможности общецерковного прославления святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского (†1795), канонизированного Синодом Белорусского экзархата в 1993 году. Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел обратился в Священный Синод с предложением об общецерковном прославлении праведного Иоанна Кормянского (Гашкевича; †1917), причисленного к лику святых Синодом Белорусского экзархата в 1997 году. Синодальная комиссия по канонизации святых, изучив представленные Белорусским экзархатом материалы и свидетельства архиереев других епархий, констатировала, что упомянутые святые широко почитаются как в епархиях Беларуси, так и в епархиях России и Украины, и представила свое заключение Священному Синоду, который также передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора. Обсудив доклад епископа Троицкого Панкратия, Собор определил благословить общецерковное почитание следующих местночтимых святых, включив их имена в месяцеслов Русской Православной Церкви и установив празднование их памяти в указанные дни: а также Глинских святых (общая память 9/22 сентября): Согласно принятому решению, будет составлена отдельная служба каждому из благословляемых к общецерковному почитанию святых (если таковая до сих пор не была составлена), будут написаны их иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора. Также решено опубликовать жития этих святых, если они уже составлены, или составить заново и опубликовать для назидания в благочестии чад церковных. Имена перечисленных подвижников будут сообщены Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы. Информационная служба Архиерейского Собора Поделиться 5 декабря 2017 4 декабря 2017 2 декабря 2017 2 декабря 2017 2 декабря 2017 2 декабря 2017 2 декабря 2017 1 декабря 2017 3 апреля 2024 2 апреля 2024 1 апреля 2024 19 марта 2024 18 марта 2024 25 декабря 2023 9 октября 2023 8 сентября 2023 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Концерт организовали Минская епархия, Минский городской исполнительный комитет и Братство в честь святого апостола Иоанна Богослова. Режиссером мероприятия стала заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Валентина Еренькова. Вели праздничную встречу ведущая телевизионной программы «Сила веры» Национальной Белтелерадиокомпании Ольга Медведь и заместитель председателя Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви Олег Лепешенков.  На сцене прозвучали произведения в исполнении лауреата международных конкурсов архиерейского хора Свято-Духова кафедрального собора города Минска под управлением Виталия Соболевского, солистки Большого театра Татьяны Петровой, сводного хора из хора мальчиков Свято-Духова кафедрального собора, хора Братства в честь святого апостола Иоанна Богослова и хора Минского духовного училища под управлением Марии Клочко, артистов Большого театра Марты Данусевич и Тараса Присяжнюка, детско-юношеской капеллы «Возрождение» под управлением лауреата Международных конкурсов Инны Олехник, лауреата международных конкурсов праздничного мужского хора «Всехсвятский» храма-памятника в честь Всех Святых в Минске под управлением Дмитрия Токмакова, солистки Большого театра, заслуженной артистки Республики Беларусь Елены Сало, творческой группы «Тимпан» под управлением лауреата Международных конкурсов и фестивалей Ольги Кривошеевой, народного ансамбля инструментальной музыки «КрОсны» Минского государственного колледжа искусств под управлением Ольги Трамбицкой, учащейся гимназии 1 Заводского района Минска Валентины Лайковской, Детско-юношеского хора «Встреча» Минского прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» под управлением Людмилы Литошик, Детской хореографической школы искусств города Минска и образцового ансамбля танца «Весялушка» в сопровождении оркестра народных инструментов (руководитель — заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Ирина Дорохина), Детской студии Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля «Хорошки».

http://patriarchia.ru/db/text/6060275.ht...

Нас связуют духовные узы Вот и сегодня на просторах исторической Руси существуют разные государства, разные народы. Но поелику мы все являемся православными, поелику мы все одна Божия Церковь, то нас связуют духовные узы, и мы ответственны за наше единство, за нашу веру, за сохранение высокого нравственного идеала пред Богом и, конечно, пред великим равноапостольным князем Владимиром, наследниками которого мы являемся. В Евангелии от Марка (Мк. 16: 9–20), которое было только что прочитано, содержатся замечательные слова: «Если кто веру имеет и крестится, тот спасен будет; а кто не имеет веры, осужден будет». Деяние святого равноапостольного князя Владимира вывело наших предков и выводит сегодня их потомков из-под Божиего осуждения. Крещение открывает перед нами захватывающий горизонт духовной жизни. Через Крещение и веру мы способны подниматься высоко вверх, прикасаясь к Божественной правде. Не могли мы, православные люди, не отметить торжественным образом замечательный 1000-летний юбилей нашего Крестителя. Сегодня повсюду происходят эти празднования. И когда встал вопрос о том, чтобы Патриарх возглавил юбилейные торжества в Минске, то мне пришла мысль, что удобнее всего это сделать, когда мы вспоминаем белорусских святых, – в неделю всех святых, в земле Белорусской просиявших. И, конечно, посещая Белоруссию, совершая богослужения, общаясь с высокими представителями государственной власти, с народом, невозможно не вспоминать о великом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, 70-летие Победы в которой мы все торжественно отмечаем в этом году. Из слова после вечернего богослужения в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска 20 июня 2015 года, в канун недели 3-й по Пятидесятнице, Собора Белорусских святых Святость была общенациональным идеалом Мы находимся на самом западном рубеже страны, которую летописцы и святые угодники Церкви нашей называли Святой Русью. Называли так не потому, что наши люди были более святыми, чем те, кто жил в других местах. Всякое бывало на нашей земле: и святость, и грех, и любовь к Богу, и богоотступничество, да и по количеству храмов Русь не всегда превосходила своих соседей. Но в чем-то она превосходила многие народы, почему и стала именоваться Святой Русью, – а именно потому, что святость была общенациональным идеалом. Не было более яркой и более привлекательной цели для людей, как уподобиться святым. Эта ценностная доминанта жизни во многом определяла и культуру нашу, и направление нашего образования, и литературное творчество, и, наконец, мироощущение людей, их понимание того, что есть добро и что зло и каких жизненных целей нужно достигать. Редко где святость является национальным идеалом и национальной идеей на протяжении столетий. Но такой идеей жило наше Отечество, которое мы именуем Святой Русью.

http://pravoslavie.ru/80146.html

На утреннем заседании 7 июня с докладом «Жизнь и деятельность Православной Церкви» выступил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), управляющий делами Московской Патриархии, Патриарший Экзарх Западной Европы. В докладе дан обзор основных событий церковной жизни с 1971 по 1988 годы, приведены статистические сведения. Ко времени созыва Поместного Собора Русская Церковь имела 6893 прихода, 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 74 епископа (7 из них несли служение за рубежом), 6674 священника и 723 диакона, 22 монастыря с 1190 насельниками и насельницами; 1999 учащихся духовных школ, включая регентские школы и заочный сектор. За период после Поместного Собора 1971 года совершены канонизации святых Иннокентия Московского и Мелетия Харьковского, установлено празднование соборов святых - Тверских (1979), Новгородских (1981), Радонежских (1981), Владимирских (1982), Смоленских (1983), Белорусских (1984), Сибирских (1984), Костромских (1986), Рязанских (1987) и Крымских (1988). Церкви были переданы мощи святителя Феодосия Черниговского, преподобного Феодосия Тотемского, гробница святителя Питирима Тамбовского. Государственными музеями Кремля переданы часть древа Креста Господня, риза Богоматери и 10 ковчегов со святыми мощами, среди которых глава святителя Иоанна Златоуста и десница апостола Андрея Первозванного. С сентября 1987 года началось увеличение числа приходов. Более 60 новых православных общин возникло в первой половине 1988 года. Докладчик отметил более конструктивный, чем прежде, характер отношений приходов и епархий с местными органами гражданской власти. Вслед за тем митрополит Владимир остановился на актуальных проблемах церковной жизни, необходимости реорганизовать управление делами Московской Патриархии, увеличить тираж книг Священного Писания и молитвословов, интенсивнее развивать церковно-издательскую деятельность, которую следует направить на катихизацию верующих, на подготовку квалифицированных преподавателей духовных школ. В церковных общинах необходимо поощрять активность прихожан, особенно в делах благотворительности. Пастыри обязаны благоговейно и ревностно совершать богослужения, проповедовать за каждой воскресной и праздничной службой. Докладчик высказался за централизацию церковных реставрационно-строительных работ, он подчеркнул необходимость решить вопрос о подготовке квалифицированных реставраторов-иконописцев, специалистов по церковной архитектуре.

http://sedmitza.ru/lib/text/440016/

Сила Божия присутствует в человеческой истории. Господь испытывает нашу веру и нашу верность. Он проводит нас через трудности. Сегодня, конечно, нет того, что было во время Великой Отечественной войны. Но ведь так много вызовов нашей вере! Так много соблазнов, так много того, что похищает души у Господа, превращая верующих христиан в язычников, забывающих единое на потребу (Лк. 10:42), забывающих красоту нашего народного идеала святости. Сегодня наступило время, когда мы, живя в относительном благополучии, должны обновить нашу веру. Мы строим храмы, мы укрепляем церковную жизнь. Это значит, что мы должны укреплять свою веру, помня, что силой благодати Божией любовь входит в наши сердца. А любовь укрепляет надежду, опытность, терпение и избавляет от скорбей. Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за те труды, которые Вы несете в качестве Патриаршего экзарха всея Беларуси. Много было сделано Вашим предшественником владыкой митрополитом Филаретом и епископатом, который трудился здесь уже многие годы. И Вы призываетесь к тому, чтобы не просто продолжать это дело, но во много крат его приумножить. Благочестивый белорусский народ отмечен какой-то особой Божией харизмой, спокойствием, смирением, которое отнюдь не является слабостью, способностью слушать и слышать, благочестием. И в этом народе особым образом должен сегодня расцветать дар Духа Святого, дар веры, а вместе с тем — и терпения, и опытности, и надежды. От всего сердца желаю успеха Вам, владыка, и всему епископату. Пусть Господь хранит всех вас в мире и в единомыслии. Не допускайте разделений между собой. Работайте как одна семья, памятуя о том, что вы несете великую ответственность перед белорусским православным народом. В память о сегодняшнем торжественном богослужении и моем визите я хотел бы вручить Вам, владыка митрополит, юбилейный крест с панагией, которые были изготовлены в память о 1000-летии со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира. Хотел бы сердечно поблагодарить Преосвященного Иоанна, владыку Брестского и Кобринского.

http://pravoslavie.ru/80148.html

4. Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых: в Алма-Атинской епархии: в Костромской епархии: в Казанской епархии: в Красноярской и Крымской епархиях: в Московской епархии: в Омской епархии: в Пермской епархии: в Рязанской епархии: в Тверской епархии: в Уфимской епархии: в Украинской Православной Церкви в Белорусском Экзархате: 5. Честные останки новопрославленных святых именовать святыми мощами. Когда местонахождение их известно, — воздавать им достодолжное почитание, когда неизвестно — оставить на Божие произволение. 6. Мученически или исповеднически пострадавшие епископы, иереи и диаконы причисляются к лику священномучеников или священноисповедников; архимандриты, игумены и игумении, иеромонахи, иеродиаконы, иноки и инокини, послушники и послушницы причисляются к лику преподобномучеников или преподобноисповедников, миряне — к лику мучеников или исповедников. 7. Службу Собору новомучеников и исповедников Российских составить особую. Благословить составление отдельных служб каждому из прославляемых святых, а до времени составления таковых после сего дня прославления отправлять по Общей Минее, каждому по его чину. 8. Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля). 9. Память новопрославленным святым праздновать также и в день их кончины, или в иной день, связанный с жизнью святого. Особые дни памяти местных Соборов новомучеников устанавливать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода. 10. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора. 11. Напечатать жития новопрославляемых новомучеников и исповедников Российских для назидания в благочестии чад церковных. 12. От лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления новых святых всероссийской пастве.

http://mospat.ru/archive/86557-deyanie-y...

Выпускной альбом КДА 1912 год ЖМП 12 декабрь 2015 /  15 января 2016 г. 16:45 Академия в ликах: Собор святых Киевской духовной академии Уже несколько лет 9 ноября (по новому стилю), в день памяти преподобного Нестора Летописца, когда Киевские духовные школы отмечают свой актовый день, Киевская духовная академия празднует Собор своих святых. Это местное торжество было установлено в 2012 году по благословению Блаженнейшего Мит­рополита Киевского и всея Украины Владимира. Собор выпускников В Русской Православной Церкви во второй половине ХХ века получила широкое распространение практика установления празднований Соборов святых. Такие соборные памяти, как правило, учреждаются в честь святых, либо объединенных общим подвигом, либо связанных с одной территорией. Например, в современном церковном календаре присутствуют Соборы Афонских преподобных, Киево-Печерских преподобных, Оптинских старцев, Белорусских святых, Волынских святых и т.д. В последние годы можно заметить и еще одну новую тенденцию, а именно почитание святых, вышедших из одной духовной школы. Она прижилась не только в Киеве. Например, несколько лет назад появилась икона Собора святых Московской духовной академии. Эта тенденция заслуживает особого внимания. Понятно, что такие категории, как «общая территория» или «общее место подвига», указывают на определенную общность связанных с ними людей. Но для современного человека не менее очевидно, что «общность школы» может стать куда более глубоким объединяющим началом для многих поколений людей, нежели просто «местность». Выпускники духовных семинарий и академий, как правило, на всю жизнь сохраняют чувство причастности к своей альма-матер. Собор святых Киевской духовной академии — хорошая иллюстрация именно такой глубинной общности духа, которая сохраняется на протяжении нескольких веков. Киевская духовно-образовательная традиция берет свое начало в 1615 году. И хотя за минувшие с тех пор четыре столетия порой существенно менялся и статус Киевских школ, и содержание образования, и принципы научно-богословской аттестации, но всё же Киевская академия всегда особо подчеркивала единство образовательной традиции, восходящей к XVII веку.

http://e-vestnik.ru/analytics/akademiya_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010