О Воздвижении   Кратко У о. Александра Меня В ролике православного календаря В телепередаче Закон Божий   Святые Отцы   «Толкование канона на Воздвижение» Никодим Святогорец «Слово на всеславное Воздвижение Креста» Андрей Критский «Сказание о воздвижении честного и животворящего Креста Господня» Дмитрий Ростовский Слова Феофана Затворника — первое , второе , третье Слова Иннокентия Херсонского — первое , второе , третье , четвертое Проповедь Луки Крымского   Проповеди   Дмитрий Смирнов — первая  — о Любви, вторая , третья , четвертая , пятая Антоний Сурожский Иоанн (Крестьянкин) Александр Мень Василий (Родзянко) Патриарх Кирилл Феофан (Быстров) Мелхиседек (Артюхин) Николай Соколов Савва (Остапенко) Валериан Кречетов   Богослужение   Из Минеи Праздничной — по славянски , по русски Кондак и тропарь — знаменным распевом Отец Александр Мень о Воздвижении Спаси, Господи, люди Твоя ч благослови достояние Твое, победы на сопроптвныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство .   Праздник Воздвижения посвящен Кресту Христову (14/27 сентября).   Если Рождество Богоматери есть преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает нам об искупительной жертве Христа. Поэтому он также стоит в начале церковного года.   Знак креста с глубокой дохристианской древности был символом Божественного и вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения.   С непостижимой для язычников быстротой неслась по миру весть о «безумии Креста»; иудеи требовали знамений, эллины — доказательств, но в ответ они слышали: «Мы проповедуем Христа Распятого…».   «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, — поет Церковь; — и святое Воскресение Твое славим…».   Через страдание к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Отца — таков путь Искупителя мира, таков и путь всех идущих за Ним. «Кто хочет за Мной идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет». Это не просто тяготы и страдания; сами по себе они могут и не быть «крестом». «Взять крест свой» — значит «отвергнуть себя», победить себялюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению, всецелой преданности Христу.

http://predanie.ru/tema/vozdvigenie/

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю — 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру. Богослужение Воздвижения Креста Господня В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника — бдение. Воздвижение — это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день. Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре. Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь. Молитвы Воздвижения Креста Господня Тропарь Воздвижения Креста Господня Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой. Кондак Воздвижения Креста Господня Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу. Величание Воздвижения Креста Господня

http://foma.ru/27-sentyabrya-2013-vozdvi...

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. [Инфографика]. Дата: 27 сентября; Статус : двунадесятый праздник; Суть праздника : Крест — это символ  искупительного подвига Сына Божия, Который расплатился Своей человеческой жизнью за грехи каждого из нас, а затем воскрес и призвал нас следовать за Собой в вечную жизнь...; Событие : В отличие от других двунадесятых праздников, этот  посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви. В 326 году император Константин Великий  хотел найти Крест, на котором три века назад был распят Спаситель. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Под Голгофой обнаружили три креста. К каждому по очереди поднесли  недавно умершего человека.  И Господь  явил чудо: возложенный на один из крестов покойник воскрес! Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста ввысь, чтобы все могли увидеть святыню. Ил.: Обретение Креста. Аньоло Гадди. XIV в.; По всему миру !: Почти сразу Крест был разделен: одну часть царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Паломники, приезжавшие в Иерусалим, мечтали забрать частичку святыни с собой. Так уже в IV веке частицы Креста Господня разошлись по всей земле. И иерусалимская, и константинопольская части Креста бесследно исчезли во время Крестовых походов XII-XIII веков. Самая известная российская реликвия с частицей Креста Господня — это «ковчег Дионисия» со святынями, привезенными из Константинополя в 1383 году архиепископом Дионисием Суздальским. Много веков он находился в Благовещенском  соборе Московского Кремля, сейчас это экспонат Кремлевского музея. Фото; Икона праздника Крестовоздвижения : С пояснениями  того, что изображено на ней: Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) , возведенный по приказу царицы Елены на месте распятия и погребения Христа; Святой равноапостольный император Константин ; Молящиеся на иконе символизируют собою христиан всех времен и народов, поклоняющихся спасительному подвигу Христа; Святитель Макарий Иерусалимский в сопровождении двух диаконов поднимает над молящимися найденный Крест Господень;   Святая равноапостольная царица Елена, мать императора Константина; Особенности богослужения : Чин воздвижения Креста Господня входит в состав архиерейской службы, совершающейся вечером накануне Крестовоздвижения. На этой службе патриарх или архиерей (см. фото) трижды поднимает Крест, а хор сто раз поет «Господи, помилуй». Затем Крест омывают благовонной водой и назавтра после литургии раздают ее народу. В обычных храмах в конце вечернего богослужения совершается вынос Креста на середину храма с земными поклонами и пением тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»; Материал подготовил Игорь  Цуканов //Фома. - — сентябрь 2020. - С.22-23. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-209-...

И вот по приказу императора Константина на этом месте было начато строительство церкви. Строили ее 10 лет. Завершения императрица Елена так и не дождалась — она скончалась в 327 году, а работы закончились в 335-м. В тот год в городе Тире (на территории современного Ливана) проходил церковный Собор, и всех участвовавших в нем епископов пригласили на освящение нового храма. К тому же в эти дни отмечали 30-летие правления императора Константина, и торжество получилось очень пышным. В тот день был освящен и весь город Иерусалим, а в память об этом был установлен церковный праздник. На Руси он получил второе название — Воскресение Словущее. Согласно словарю Даля, «словущий» означает «прославленный, знаменитый, славный». В этом смысле Воскресение Словущее может относиться только к Воскресению Христа. Поэтому во всех Воскресенских храмах, которых так много в России, служба в этот день совершается пасхальным чином: с пасхальной заутреней, пением канона и стихир Пасхи и ликующими пасхальными возгласами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». А над алтарем появляются буквы «Х В». Бой между «честью» и «нечестью» Но к VII веку связь праздников Обновления и Воздвижения ощущаться перестала — возможно, из-за нашествия персов, которые в 614 году разграбили Иерусалим и увезли Крест с собой в качестве трофея. После того как через 14 лет императору Ираклию удалось вернуть святыню и ее торжественно принесли в Иерусалим, высоко поднимая и поворачивая во все стороны, чтобы все собравшиеся могли ее увидеть, праздник Воздвижения приобрел двойное значение. Читайте также: Византия конца VI — начала VII beka. Лекция Академии журнала «Фома» В Константинополе почитание Креста Господня, начавшееся еще при Константине Великом, после возвращения святыни из «персидского плена» сделало Воздвижение одним из главных праздников литургического года. В память крестных страданий Спасителя в этот день был установлен строгий пост. А частицы Животворящего Древа во многочисленных мощевиках разошлись по всему христианскому миру.

http://foma.ru/vozdvizhenie-kresta-gospo...

3   Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, 4   но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, 5   под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, 6   в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, 7   в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, 8   в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; 9   мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; 10   нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. (2 Кор 6:1-10)   Сегодняшнее воскресенье называется Неделей по Воздвижении — это первое воскресенье после праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. И Святая Церковь в этот день снова напоминает нам слова Христовы о крестоношении, о необходимости взять крест свой и последовать за Господом Иисусом Христом. Господь говорит: кто хочет спасти душу свою, тот погубит ее, а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, все блага этого мира, а душе своей повредит?.. Действительно, какой выкуп даст человек за душу свою?. Душа больше всех сокровищ земли. Все блага земли недостойны даже былинки в Царствии Божии. Святые отцы учат, что душа больше тела, и даже не вмещается в границы нашего тела. И для того, чтобы спасти душу, необходимо отвергнутся себя. Под словом «себя» Господь имеет в виду все блага мира – удовлетворение плоти, похоти, сладострастия, тщеславия, гордыни, превозношения себя над другими. Действительно, нужно настолько смирить себя ради Бога, ради Евангелия, нужно настолько послужить Христу в уничижении, смирении, что… кажется, «погубить себя». Вот таким путем шли святые угодники Божии. Они отрекались от мира, от всего, шли узким путем. А Господь и говорит о необходимости идти узким путем, потому что именно узкий путь ведет в Царство Божие. Широкий же путь ведет в погибель. Когда говорят: живи как все, будь как все – значит, говорят именно об этом, о погибели. Вот мы читаем Евангелие (многие его даже несколько раз уже прочли), мы слушаем проповеди, а жизнь наша не меняется. От чего это происходит? От того, что ум наш и ухо воспринимают слово, а сердце жесткое не пускает его в себя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

Событие, послужившее исторической основой для проповеди, долгое время не удавалось установить. Из текста ее не ясно, что за крест торжественно встречали в Москве в июле 1705 г. и откуда он прибыл. Контекст позволяет предположить, что крест первоначально хранился в Москве, так как во вступительной части проповеди персонифицированный образ Москвы уподобляется евангельской жене из притчи о потерянной драхме (Лк 15: 8-10): «Сию дражайшую драхму, кр(с)т стый, погубила было жена ев(н)лская, то есть царствующая Москва, а погубивши, о, колику печаль имеяше!.. Ныне же, егда Г(с)дним промышлением и блгосерды(х) очес его на нас призрением о(б)рете сия жена свою погибшую драхму, о коликою радостию радуется!». В тексте также находим указания на то, что крест возвращался из пленения у «супостатов» (т. е. шведов): «А нам правоверным, о(т)сюду о, колика утеха! Могли мы боятися в то время, егда кр(с)т стый у супо(с)татов (л. 120) наших не имеяше никакова во(з)движения, никакия славы и должныя почести, но бяше аки на земли лежащ. Ныне же, егда кр(с)т мы правовернии во(з)носим, егда ему должную воздаем почесть, с радостию всенародною стречаем и лобызаем, о уже далече о(т) на(с) прогонится боязнь, уже дерзновеннейшее имеем ср(д)це, пособие имуще сие оружие мира, непобедимую побе(ду)». Как следует из приведенного фрагмента, возвращение святыни в Москву имело важное символическое значение – оно уподоблялось проповедником обретению и воздвижению поверженного и скрытого в земле голгофского креста, т. е. событию, связанному с происхождением древнего византийского праздника Воздвижения животворящего Креста Господня. Царь Петр в этом контексте выступал как новый император Константин Великий, побеждавший врагов силою святого креста: «Жезл силы посла нам Г(с)дь о(т) Сиона, да одолеем по(с)реде врагов наших. Сие то есть знамение во блго, с нимже великий мона(р)х Ко(н)стантин елижды на брань исхождаше, всегда врагом своим одолеваше». Возвращение животворящего креста из шведского плена осмыслялось в проповеди как предвестие грядущей победы царя Петра над шведами.

http://sedmitza.ru/lib/text/10181869/

8 сентября. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. [Владимирская икона попала на Русь из Византии в XII веке как подарок киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Святыню перенесли во Владимир (отсюда название), а в 1395 году — в Москву, для защиты города от монгольского завоевателя Тамерлана. По преданию, Богородица явилась хану во сне, после чего Тамерлан отступил от Москвы без боя. На месте встречи — «сретения» — иконы был основан знаменитый Сретенский монастырь. Владимирскую икону поместили слева от царских врат в Успенском соборе Кремля. Перед ней венчались на царство русские государи и утверждались на кафедру московские митрополиты]. Ил.: Сретение Владимирской иконы. Светлана Ивлева. 2009. — С.4-5; 27 сентября. Воздвижение Креста Господня . [В 326 году император Константин Великий решил найти Крест, на котором три века назад был распят Спаситель. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Поиски оказались успешными: в заброшенном подземном водохранилище под Голгофой обнаружили три креста. Чтобы узнать, на каком из них страдал Спаситель, к каждому по очереди поднесли недавно умершего человека. И Господь явил чудо: возложенный на один из крестов покойник воскрес! Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей. И тогда иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста ввысь, чтобы все могли увидеть святыню]. Фото. — С.4-5; 11 сентября. Усекновение главы Иоанна Крестителя. [Иоанн Креститель был святым праведником. И обладал мужеством прямо говорить царю Ироду правду о том, что тот незаконно сожительствует с женой своего брата Иродиадой. За это она ненавидела Крестителя и хотела его смерти. Об Ироде же Библия говорит нам нечто иное. Даже посадив Иоанна в темницу по настоянию своей злобной сожительницы, Ирод ... берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк 6:20). На праздновании дня рождения Ирода дочь Иродиады, Саломея, своим танцем привела в восторг царя и его гостей. Ирод решил наградить ее и прилюдно поклялся дать ей все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства. Саломея, наученная матерью, при всех заявила Ироду: «Хочу, чтобы ты дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя». Ирод опечалился, потому что не хотел убивать Иоанна. Но испугался, что гости перестанут его уважать, если он не сдержит своего слова. Так они и вошли в историю — Иоанн, не боявшийся говорить правду даже ценой собственной жизни, и царь Ирод, убивший величайшего из пророков лишь потому, что побоялся сказать правду перед людьми]. Ил.: Блюдо с лежащей на нем головой Иоанна Крестителя. Иконография. — С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-233-...

Когда наши предки на Руси, приняв христианство, размышляли о кресте Господнем, их образу предстал наш восьмиконечный русский крест. И эта нижняя перекладина, которая символизирует разбойника праведного и разбойника грешного, представлялась нашим предкам как некие весы, некое мерило, некий критерий истины. Именно этот критерий нужно налагать на все, чему нас учит мир, и тогда мы никогда не ошибемся. Как важно это понять современному поколению, в том числе нашей молодежи, которая находится в самом эпицентре бурлящего житейского моря! Как легко попасть в воронку и погибнуть в водах житейского моря! Но крест Господень дает нам этот критерий. Может, поэтому почти все политические выступления во имя свободы, прав, человеческого достоинства оборачивались гонениями на Церковь и на Востоке, и на Западе – именно потому, что крест, принятый сознанием и сердцем человека, делает его свободным и способным различать духов, способным отвергать зло и устремляться к добру, даже если движение к добру связано с возложением на себя креста по образу и подобию креста Христова. Из слова после Литургии в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля 27 сентября 2017 года, в праздник Воздвижения Креста Господня Лучи Божественной благодати воздействуют на нас Нас с вами в храм приводит не обычай, не традиция. Было бы неверно думать, что посещение храма – это лишь часть некоей национальной традиции. Мы знаем, что есть много людей, которые знают национальные традиции, а в храм не ходят вовсе. В храм человек приходит, потому что у него есть такое желание. А почему возникает это желание? Потому что в храме мы переживаем особое состояние души. И стоять жарко, и тесно, и физических сил много тратим, но ведь стоим, молимся, а выходя из храма, чувствуем особое просветление души, сердца, разума. Это действительно так, потому что через молитву, особенно молитву в храме, мы приближаемся к Богу. Лучи Божественной благодати воздействуют на нас, как теплые солнечные лучи воздействуют на человека и на все живое. И нет никакой другой силы, никакой другой возможности приблизиться к Богу и воспринять исходящие от Него лучи Божественной энергии, Божественной благодати, как только через веру. Вера – это состояние души, которое соединяет нас с Богом.

http://pravoslavie.ru/106746.html

  Поиски Голгофы Императорский двор был в эпицентре этих изменений. Иначе и быть не могло, ведь мать Константина, царица Елена, уже давно была христианкой. Она крестилась в зрелом возрасте и до конца своих дней оставалась верной Христу. Причем вера ее была весьма деятельной. Елена не только воспитала сына так, что он стал первым в мире христианским императором. Она совершила еще один очень важный поступок. Уже будучи в преклонном наверное, не без труда и скорбей, она организовала масштабную археологическую экспедицию на Святую Землю. Она хотела найти те реликвии, которые были связаны со страданиями Христа, а по Его Воскресении стали символами победы Жизни над смертью. Результатом этого путешествия стало обретение целого ряда святынь Страстей Господних, и в первую очередь — Честнаго Животворящего Креста. Сейчас в церковном календаре есть праздник Крестовоздвижения. Так вот, он связан именно с паломничеством святой Елены. После долгих поисков, почти потеряв надежду на успех, она все-таки находит и Голгофу, и тот самый Крест, на котором распяли Господа, а также гвозди и некоторые другие реликвии Воздвижение (поднятие, установление) Креста Господня — это не только символический жест, обозначающий начало нового времени для Европы. Это еще и Благая Весть о Воскресении всему языческому миру. Из Иерусалима царица Елена привезла также Хитон Господа и мощи апостола Матфея (из числа семидесяти   Любимый город Царица Елена долго жила в Трире и очень любила этот город. Благодаря ей здесь появился первый христианский храм — она просто передала в дар общине свой собственный дом. Он был большим и, должно быть, красивым. Во всяком случае, собор из него получился что надо. Он мог вместить 12 тысяч человек! Даже по нынешним меркам это много. Надо сказать, Трир тогда был крупным столичным городом, центром одной из четырех частей Римской империи. В нем проживало более 110 тысяч человек. Для сравнения, в Лютеции (нынешний Париж) тогда насчитывалось чуть больше 2000 жителей, а Константинополя еще не было и в помине.

http://foma.ru/xiton-gospoda-odezhda-str...

равноапостольном Константине Великом . Рождество Христово находится в тесной связи с праздниками Благовещения Богородицы 25 марта, Рождества Иоанна Предтечи 24 июня, Зачатия его 23 сентября. Об устойчивой последовательности двунадесятых праздников к VIII b. позволяет судить Синайское Евангелие 715 г., подаренное монастырю императором Феодосием III. В нем перечислены Рождество Богородицы, Воздвижение честнаго Креста, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение, Вознесение, Пятидесятница . В несколько ином составе десять двунадесятых праздников перечислены Иоанном Эвбейским ок. 744 г.: Зачатие Богородицы, Рождество Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Пасха, Пятидесятница . Следует заметить, что именно в начале VIII b. возникает переломный момент в становлении византийского богослужения, связанный с появлением толкования на Литургию свт. Германа († 733), патриарха Константинопольского (715–730 гг.). В этом сочинении, озаглавленном «Сказание о Церкви и рассмотрение таинств», усиленный историзмом акцент придан именно земному служению Спасителя . Дальнейшее развитие литургического толкования, сопряженное с распространением символики земной жизни Господа нашего Иисуса Христа на каждое литургическое действие, отмечено появлением между 1054 и 1067 гг. сочинения Protheoria Николая Андидского, которое было дополнительно отредактировано в конце XI b. Феодором Андидским. Аргументация Николая Андидского в обоснование принципа историзма в литургии построена преимущественно на примере икон, в которых «взору благочестивых открываются все тайны воплощения Христова, от посещения Девы Марии архангелом Гавриилом до вознесения Господа на небеса и второго пришествия» . Рецепцию этой мистагогии в искусстве Византии эпохи македонской династии можно проследить в мозаиках Неа Мони на Хиосе, датируемых между 1042 и 1056 гг. Праздничный цикл ( илл. 3 ), куда входило несколько сцен Страстей, состоял из Благовещения, Рождества Христова, Сретения, Крещения, Преображения, Распятия, Снятия с креста, Воскресения (тромпы и ниши), Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Омовения ног, Моления о чаше, Вознесения, Сошествия Святого Духа (внешний нартекс) .

http://bogoslov.ru/article/6192220

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010